Научная статья на тему 'Подходы к проектированию содержания дополнительного образования педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»'

Подходы к проектированию содержания дополнительного образования педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / PROFESSIONAL STANDARD / TRAINING / ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вагнер Ирина Владимировна

Научный коллектив ФГБНУ «Институт детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (Т. В. Волосовец, И. В. Вагнер, М. И. Рожков, М. Р. Мирошкина, И. И. Фришман, Е. Б. Евладова, М. П. Гурьянова) являлся разработчиком профессионального стандарта «Специалист в области воспитания», утвержденного приказом Минтруда России 10 января 2017 г. В статье показано, что актуальность разработки профстандарта определяется приоритетами Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., необходимостью укрепления кадрового потенциала воспитания. Изложены подходы к формированию содержания профстандарта, описанию трудовых функций специалистов, должности которых включены в профстандарт. Охарактеризован главный вектор обновления содержания подготовки педагогов в области воспитания: формирование демократических ценностей, подготовка к проектированию пространства самореализации и самоопределения обучающихся; освоение педагогами технологий педагогической поддержки и сопровождения обучающихся в реализации социальных инициатив. Актуальные задачи подготовки педагогов к воспитательной деятельности обусловлены требованиями профстандарта к трудовым функциям, знаниям, умениям и навыкам специалистов в области воспитания. На основе требований профстандарта осуществлено проектирование содержания дополнительного образования, дано описание предложенных автором модулей программы, ориентированной на подготовку педагогов к реализации воспитательного компонента ФГОС ОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The scientific collective of the Institute of Childhood, Family and Upbringing of the Russian Academy of Education (Volosovets T. V., Wagner I. V., Rozhkov M. I., Miroshkina M. R., Frishman I. I., Yevladova E. B., Guryanova M. P.) was a developer of the professional standard «Specialist in the field of education», approved by the order of the Ministry of Labour of Russia on January 10, 2017. The article shows that the urgency of developing a professional standard is determined by the priorities of the Strategy for the Development of Education in the Russian Federation for the period up to 2025, capacity building education. The approaches to the formation of the content of the professional standard, the description of the labour functions of specialists whose positions are included in the trade standard are outlined. The main vector of updating the content of teacher training in the field of education is characterized: the formation of democratic values, preparation for the design of the space for self-realization and self-determination of students; teaching teachers of pedagogical support technologies and accompanying students in the implementation of social initiatives. The actual tasks of training teachers for educational activities are conditioned by the requirements of the professional standard for labour functions, knowledge, skills and skills of specialists in the field of upbringing. On the basis of the requirements of the professional standard, the content of the additional education was designed, a description of the programme modules proposed by the author, aimed at training teachers for the implementation of the educational component of GSES GE.

Текст научной работы на тему «Подходы к проектированию содержания дополнительного образования педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»»

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 371.1.08

И. В. Вагнер

Подходы к проектированию содержания дополнительного образования педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»

Научный коллектив ФГБНУ «Институт детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (Т. В. Волосовец, И. В. Вагнер, М. И. Рожков, М. Р. Мирошкина, И. И. Фришман, Е. Б. Евладова, М. П. Гурьянова) являлся разработчиком профессионального стандарта «Специалист в области воспитания», утвержденного приказом Минтруда России 10 января 2017 г. В статье показано, что актуальность разработки профстандарта определяется приоритетами Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., необходимостью укрепления кадрового потенциала воспитания. Изложены подходы к формированию содержания профстандарта, описанию трудовых функций специалистов, должности которых включены в профстандарт. Охарактеризован главный вектор обновления содержания подготовки педагогов в области воспитания: формирование демократических ценностей, подготовка к проектированию пространства самореализации и самоопределения обучающихся; освоение педагогами технологий педагогической поддержки и сопровождения обучающихся в реализации социальных инициатив. Актуальные задачи подготовки педагогов к воспитательной деятельности обусловлены требованиями профстандарта к трудовым функциям, знаниям, умениям и навыкам специалистов в области воспитания. На основе требований профстандарта осуществлено проектирование содержания дополнительного образования, дано описание предложенных автором модулей программы, ориентированной на подготовку педагогов к реализации воспитательного компонента ФГОС ОО.

Ключевые слова: воспитание, профессиональный стандарт, подготовка кадров, дополнительное образование.

ADDITIONAL EDUCATION

I. V. Wagner

Approaches to Designing Content of Teachers Additional Education in Accordance with the Requirements of the Professional Standard «Specialist in the Field of Education»

The scientific collective of the Institute of Childhood, Family and Upbringing of the Russian Academy of Education (Volosovets T. V., Wagner I. V., Rozhkov M. I., Miroshkina M. R., Frishman I. I., Yevladova E. B., Guryanova M. P.) was a developer of the professional standard «Specialist in the field of education», approved by the order of the Ministry of Labour of Russia on January 10, 2017. The article shows that the urgency of developing a professional standard is determined by the priorities of the Strategy for the Development of Education in the Russian Federation for the period up to 2025, capacity building education. The approaches to the formation of the content of the professional standard, the description of the labour functions of specialists whose positions are included in the trade standard are outlined. The main vector of updating the content of teacher training in the field of education is characterized: the formation of democratic values, preparation for the design of the space for self-realization and self-determination of students; teaching teachers of pedagogical support technologies and accompanying students in the implementation of social initiatives. The actual tasks of training teachers for educational activities are conditioned by the requirements of the professional standard for labour functions, knowledge, skills and skills of specialists in the field of upbringing. On the basis of the requirements of the professional standard, the content of the additional education was designed, a description of the programme modules proposed by the author, aimed at training teachers for the implementation of the educational component of GSES GE.

Keywords: education, professional standard, training, additional education.

Задачи совершенствования кадрового обеспечения воспитания обозначены на период до 2025 г. в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации [9], утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.

№ 996-р, и в Плане мероприятий по ее реализации, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2016 г. № 423-р [6]. В целях достижения приоритетных задач, обозначенных в данных стратегических документах,

© Вагнер И. В., 2017

научным коллективом ФГБНУ «Институт детства, семьи и воспитания РАО» при непосредственном участии автора статьи был разработан профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», который впоследствии был одобрен Минобрнауки России и утвержден приказом Минтруда России от 10 января 2017 г. № 10н [7]. Утвержден документ, который определяет статус специалиста в области воспитания, является объективным измерителем и формой оценки квалификации педагогического работника, обеспечивает определенную осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях относительно профессиональной деятельности.

Одним из важнейших путей обеспечения эффективной реализации профессионального стандарта является развитие дополнительного профессионального образования - его форм и содержания, поскольку новые требования стандарта к качеству воспитательной деятельности должны быть осмыслены педагогами; включенные в профстандарт знания и умения должны быть сформированы и актуализированы применительно к современной воспитательной ситуации. Дело в том, что в содержании профессионального стандарта заложено то же видение воспитательного процесса, что и в стратегии и в обновленном в 2017 г. воспитательном компоненте ФГОС ОО.

Новизна задач, которые стоят сегодня перед педагогами, заключается в том, чтобы уметь поддержать обучающегося в его самостоятельной творческой социально и личностно значимой деятельности, обеспечить возможность приобретения значимого для ребенка социального опыта. Субъектный вектор обновления воспитательной деятельности подчеркивается в работах специалистов ФГБНУ ИИДСВ РАО [1, 2, 3, 4, 8]. Именно в связи с качественно новым этапом развития воспитания в стране дополнительное профессиональное образование становится сегодня актуальным для всех специалистов, которые работают в области воспитания. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в дополнительное профессиональное образование введены новые понятия: «сетевые формы реализации дополнительных профессиональных программ», «интегрированные программы», «электронное обучение», «модульный принцип представления содержания программ», «дистанционное обучение», «тьюторское сопровождение» и др. [10].

Новое отношение к воспитанию связано с тем, что оно обеспечивает становление субъектности ребенка, помогает в самореализации, саморазвитии, поддерживает в самоопределении. Главным фактором в реализации новых подходов к воспитанию

становится профессиональная компетентность педагогических работников.

С учетом изложенного необходима реализация научно-методического сопровождения процесса развития у педагогов профессиональной компетентности в ходе воспитательной деятельности, что может осуществляться в школьных методических объединениях, на уровне администрации школы, в рамках творческих лабораторий по обмену опытом, проектных групп и т. д. Важно при этом учитывать педагогический стаж, индивидуальные интересы специалиста, актуальные для его повседневной работы проблемы. Необходим обоснованный выбор форм, методов дополнительного образования, обеспечивающих эффективную реализацию содержания на основе личностно-ориентированного подхода, учета индивидуальных интересов педагогов, их опыта, возможностей и способностей обучающихся, выбирающих свою образовательную траекторию, особенностей социокультурной ситуации, в которой они осуществляют свою профессиональную деятельность. В проектировании содержания дополнительного профессионального образования мы опираемся на наш опыт подготовки кадров в системе институтов Российской академии образования с 2002 г. по настоящее время; на результаты наших исследований по проблемам развития, воспитания, проектирования воспитательной деятельности [1, 5].

Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» ориентирован на 6 должностей, соответственно, в нем выделено 6 обобщенных трудовых функций [7]. С учетом модульного характера профессионального стандарта целесообразно развивать модульный характер программ дополнительного образования: в их содержании должны быть содержательные модули, актуальные для всех категорий педагогов, и модули, актуальные для каждой включенной в профстандарт должности; тематические модули, которые позволяли бы развивать профессиональную компетентность специалистов в различных направлениях воспитания, внеурочной деятельности и обеспечили бы преемственность, взаимозаменяемость организаторов воспитательного процесса, эффективность их взаимодействия. Программа дополнительного профессионального образования должна носить вариативный характер: наряду с основными модулями необходимы вариативные - для разработки слушателями актуальных для их практической деятельности индивидуальных проектов. В профстандарте определены умения и знания, необходимые для выполнения конкретных трудовых действий. Именно они будут определять содержание модулей дополнительной образовательной программы повышения квалификации. Профессиональный стандарт

18!

Подходы к проектированию содержания дополнительного образования педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»

направлен на выполнение социального заказа школе - создать для каждого обучающегося такую зону получения знаний, личностного развития, воспитания и социализации, которая позволяет ему стать самим собой, развивать свои возможности до зрелого состояния, сформировать свою личность в соответствии с природными данными и интересами.

Для программ подготовки педагогов к воспитательной деятельности мы предлагаем следующие содержательные модули, ориентированные на приоритеты стратегии и реализацию воспитательного компонента ФГОС ОО.

Первый модуль носит характер вводного курса в воспитательную проблематику, нацелен на формирование у слушателей общих представлений о состоянии современной теории и практики воспитания, о воспитании как социокультурном феномене и педагогическом процессе. Главная задача -подготовить слушателей к восприятию воспитательной проблематики, актуализировать имеющиеся знания в области теории и методики воспитания, сформировать представления о динамике современной воспитательной ситуации, противоречиях, социальных рисках, современных теоретических подходах к развитию воспитания; мотивировать слушателей к активному участию в педагогической дискусии и поиску эффективных решений актуальных проблем развития воспитания и социализации в контексте реализации воспитательного компонента ФГОС; а также сформировать необходимые представления о терминологическом аппарате, применяемом в рамках настоящей программы курсов повышения квалификации.

Второй модуль посвящен содержанию воспитания школьников на основных ступенях общего образования и включает примерную программу воспитания и социализации учащихся. «Экспертиза программы воспитания и социализации учащихся общеобразовательного учреждения» акцентирует внимание на воспитательных ценностях, обеспечивает постановку целей воспитательного процесса и определение направлений воспитательной деятельности; посвящен содержанию воспитания, каждого из основных направлений воспитательного процесса, их взаимосвязи. Главная задача - сформировать у слушателей представления о содержании процессов воспитания и социализации, возможностях его развития на основе Примерных программ воспитания и социализации, составляющих воспитательный компонент ФГОС; об обусловленности личного социокультурного опыта детей содержанием воспитательного процесса в общеобразовательной школе, теоретических подходах к развитию содержания воспитания с учетом современных концепций воспитания.

Третий модуль акцентирует внимание слуши-телей на теоретических основах и практике проектирования воспитательного процесса: от разработки программ воспитания и социализации учащихся до моделирования процесса реализации содержания воспитания на структурно-функциональном уровне. Специальное внимание уделяется проблеме проектирования пространства социальных инициатив подростков в контексте реализации компонента ФГОС, что является механизмом, обеспечивающим личности пространство самореализации, саморазвития и самовоспитания. Особенностью данного модуля является детальное рассмотрение форм и методов совместной деятельности детей и взрослых, применяемых в рамках внеурочной воспитательной деятельности в школе в контексте управления воспитательным процессом, контроля и оценки его организации. Главная задача - сформировать у слушателей готовность к самостоятельному проектированию процессов воспитания и социализации с учетом специфики социокультурного и образовательного пространств, в которых реализуется воспитательный процесс; представления о субъектном характере воспитательного процесса и технологиях реализации субъектного подхода при разработке вариативной Программы воспитания учащихся для конкретного образовательного учреждения на основе ФГОС ОО, а также сформировать представления о приоритетных технологиях реализации воспитания с целью эффективного руководства, контроля и оценки организации воспитательного процесса в общеобразовательной школе.

Четвертый модуль представляет собой пошаговое рассмотрение и инструктаж по обеспечению выполнения, контролю и оценке результативности учета требований к организации воспитательного процесса, его ресурсному обеспечению. Главная задача - формирование у слушателей навыков организации деятельности специалистов системы образования по созданию условий для развития воспитания и социализации, необходимых компетент-ностей для осуществления руководства, контроля и оценки условий, созданных в общеобразовательном учреждении для воспитания и социализации учащихся разного возраста.

Пятый модуль предполагает формирование у слушателей представлений о подходах к оценке результативности внедрения воспитательного компонента ФГОС, о различиях между оценкой условий воспитательной деятельности и результатов воспитательного процесса, об экспертизе программы воспитания и диагностике результатов воспитания на личностном уровне; об оценочном компоненте воспитательного процесса и субъектном подходе к оценочной деятельности в процессе воспитания. Главная задача - сформировать у слушателей

готовность к самостоятельному отбору, модернизации и применению в воспитательных целях в учреждении комплекса современных диагностических технологий для обеспечения результативности воспитательного процесса, осмысления ими различия в измеряемых и неизмеряемых показателях личностного развития, определения в качестве приоритетов контрольно-оценочной деятельности содействия созданию условий для самореализации, самовоспитания и саморазвития учащихся, гуманизации и демократизации воспитательного процесса.

Шестой модуль предполагает рассмотрение воспитательного потенциала социальных институтов современного общества, механизмов взаимодействия с ними общеобразовательной школы в контексте реализации ФГОС. Отдельное внимание уделено деятельности по формированию у родителей социально-педагогической компетентности. Главная задача - подготовить слушателей к осуществлению межведомственного взаимодействия, обеспечить формирование у них представлений об открытых моделях воспитательных систем, реализации принципа социального партнерства в развитии воспитания и социализации детей в современной России.

Профессиональный стандарт содержит минимально необходимое описание трудовых функций, фактически не ограничивает пространство творческой свободы педагога, но предъявляет требования к его квалификации и тем самым способствует повышению у педагогов ответственности за результаты профессиональной деятельности. Оптимизация путей достижения диалектического единства этих противоположностей - свободы выбора и требований, вариативности и стандартизации - является актуальным вектором развития дополнительного образования педагогов в области воспитания.

Библиографический список

1. Вагнер, И. В. Реализация субъектного подхода к проектированию программы воспитания в общеобразовательной организации [Текст] / И. В. Вагнер // Научно-педагогическое обозрение. - 2018. - № 1.

2. Волосовец, Т. В. Основные положения Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Текст] / Т. В. Волосовец // Инновационная деятельность в дошкольном образовании : материалы IX Международной научно-практической конференции / под обшей редакцией Г. П. Новиковой. - 2016. - С. 51-56.

3. Казначеева Н. Н. Воспитание в учебном процессе. Воспитательный потенциал отечественной литературы в условиях информационной социализации (научно-методическое пособие) [Текст] / Н. Н. Казначеева // Воспитание школьников. - 2017. - № 2. - С. 1.

4. Кириллов, И. Л., Мирошкина, М. Р. Условия эффективной реализации Стратегии развития воспита-

ния в РФ на период до 2025 г. [Текст] / И. Л. Кириллов, М. Р. Мирошкина // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. - 2017. -№ 1. - С. 9-19.

5. Копотева, Г. Л. Сам себе аналитик: Рабочая тетрадь педагога для самоанализа сформированности компетенций по реализации ФГОС общего образования [Текст] / Г. Л. Копотева, И. М. Логвинова, И. В. Вагнер // Практика административной работы в школе. - 2015. - № 7. - С. 25-38.

6. План мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р (утв. распоряжением Правительства РФ от 12 марта 2016 г. № 423-р) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo /prime/doc/ 71254582/ (дата обращения 15.10.2017).

7. Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10н) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant.ru/products /ipo/prime/doc/71495630/ (дата обращения 15.10.2017).

8. Рожков, М. И. Свобода и воспитание [Текст] / М. И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 4. - С. 8-12.

9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant.ru /products/ipo/ prime/ doc/71517610/ (дата обращения 15.10.2017).

10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 15.10.2017).

Bibliograficheskij spisok

1. Vagner, I. V. Realizacija sub#ektnogo podhoda k proektirovaniju programmy vospitanija v obshheobrazovatel'noj organizacii [Tekst] / I. V Vagner // Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. - 2018. - № 1.

2. Volosovec, T. V. Osnovnye polozhenija Strategii razvitija vospitanija v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda [Tekst] / T. V Volosovec // Innovacionnaja dejatel'nost' v doshkol'nom obrazovanii : materialy IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / pod obshej redakciej G. P. Novikovoj. - 2016. - S. 51-56.

3. Kaznacheeva N. N. Vospitanie v uchebnom processe. Vospitatel'nyj potencial otechestvennoj literatury v uslovijah informacionnoj socializacii (nauchno-metodicheskoe posobie) [Tekst] / N. N. Kaznacheeva // Vospitanie shkol'nikov. - 2017. - № 2. - S. 1.

4. Kirillov, I. L., Miroshkina, M. R. Uslovija jeffek-tivnoj realizacii Strategii razvitija vospitanija v RF na

Подходы к проектированию содержания дополнительного образования педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»

period do 2025 g. [Tekst] / I. L. Kirillov, M. R. Mirosh-kina // Social'naja pedagogika v Rossii. Nauchno-metodicheskij zhurnal. - 2017. - № 1. - S. 9-19.

5. Kopoteva, G. L. Sam sebe analitik: Rabochaja tetrad' pedagoga dlja samoanaliza sformirovannosti kom-petencij po realizacii FGOS obshhego obrazovanija [Tekst] / G. L. Kopoteva, I. M. Logvinova, I. V Vagner // Praktika administrativnoj raboty v shkole. - 2015. -№ 7. - S. 25-38.

6. Plan meroprijatij po realizacii v 2016-2020 godah Strategii razvitija vospitanija v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda, utverzhdennoj rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maja 2015 g. № 996-r (utv. rasporjazheniem Pravitel'stva RF ot 12 marta 2016 g. № 423-r) [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo /prime/doc/ 71254582/ (data obrashhenija 15.10.2017).

7. Professional'nyj standart «Specialist v oblasti vospitanija» (utv. prikazom Ministerstva truda i social'noj zashhity RF ot 10 janvarja 2017 g. № 10n) [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.garant.ru/products /ipo/prime/doc/71495630/ (data obrashhenija 15.10.2017).

8. Rozhkov, M. I. Svoboda i vospitanie [Tekst] / M. I. Rozhkov // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. -2016. - № 4. - S. 8-12.

9. Strategija razvitija vospitanija v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda (utv. rasporjazheniem Pravitel'stva RF ot 29 maja 2015 g. № 996-r) [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.garant.ru /products/ipo/ prime/ doc/71517610/ (data obrashhenija 15.10.2017).

10. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 № 273-FZ [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/ docu-ment/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashhenija 15.10.2017).

Reference List

1. Wagner I. V. Realization of subject approach to design the programme of education in the general education organization // the Scientific and pedagogical review. -2018. - № 1.

2. Volosovets T. V Basic provisions of the Strategy of education development in the Russian Federation upto 2025 // Innovative activity in preschool education : materials of the IX International scientific and practical con-

ference / under general edition of G. P. Novikova. -

2016. - P. 51 -56.

3. Kaznacheeva N. N. Education in the educational process. Educational potential of national literature in the conditions of information socialization (a scientific and methodical manual) // Education of school students. -

2017. - № 2. - P. 1.

4. Kirillov I. L., Miroshkina M. R. Conditions of effective implementation of the Strategy of education development in the Russian Federation upto 2025 // Social pedagogics in Russia. Scientific and methodical magazine. - 2017. - № 1. - P. 9-19.

5. Kopoteva G. L. Analyst by himself: The teacher's workbook for self-analysis of formation of competences on realization of FSES of the general education // Practice of administrative work at school. - 2015. - № 7. -P. 25-38.

6. The plan of actions on realization in 2016-2020 of the Strategy of education development in the Russian Federation up 2025 approved by the Order of the Government of the Russian Federation dated from May 29, 2015 № 996-r (confirmed by the order of the Government of the Russian Federation dated from March 12, 2016 № 423-r) [Electronic resource]. - URL: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71254582/(d ate of the address 15.10.2017).

7. Professional standard «The Expert in the field of Education» (confirmed by the order of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation dated from January 10, 2017 № 10n) [Electronic resource]. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71495630/(d ate of the address 15.10.2017).

8. Rozhkov M. I. Liberty and education // Yaroslavl pedagogical bulletin. - 2016. - № 4. - P. 8-12.

9. The strategy of education development in the Russian Federation upto 2025 (confirmed by the order of the Government of the Russian Federation dated from May 29, 2015 № 996-r) [Electronic resource]. - URL: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71517610/(d ate of the address 15.10.2017).

10. Federal law «About Education in the Russian Federation» from 29.12.2012 № 273-FZ [An electronic resource]. - URL: http://www.consultant.ru/ docu-ment/cons_doc_LAW_140174/(date of the address 15.10.2017).

184

H. B. Вагнер

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.