Научная статья на тему 'Теоретико-методологические подходы к изучению образовательного капитала интеллигенции'

Теоретико-методологические подходы к изучению образовательного капитала интеллигенции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
153
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / EDUCATION / REFORM OF THE EDUCATION / EDUCATIONAL CAPITAL / THE INTELLIGENTSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буланова Марина Борисовна

Процесс модернизации современного образования сопровождается происходящим в научном сообществе переосмыслением его роли и функций. Речь идет о трансформации понимания образования как фактора социализации личности, способа передачи знаний и приобщения к культурному опыту, к представлению о нем как ресурсе/капитале или инвестиции в будущий социально-профессиональный статус индивида. В статье анализируются основные теоретико-методологические подходы к изучению феномена образовательного капитала применительно к особой социальной группе интеллигенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and methodological approaches to the study of intelligentsia educational capital

The process of modernization in contemporary education is accompanied with the occurring in the scientific community rethinking its own role and functions. The article focuses on the transformation of understanding of education as a factor of socialization and as a way of transfering the knowledge and of introduction to the cultural experience, to gaining insight into it as a resource/capital or investment in the future of individual social and professional status. The article analyzes main theoretical and methodological approaches to studying the phenomenon of educational capital in relation to the particular social group of intelligentsia.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические подходы к изучению образовательного капитала интеллигенции»

Современная социология: теория и методология

М.Б. Буланова

Теоретико-методологические подходы к изучению образовательного капитала интеллигенции

Процесс модернизации современного образования сопровождается происходящим в научном сообществе переосмыслением его роли и функций. Речь идет о трансформации понимания образования как фактора социализации личности, способа передачи знаний и приобщения к культурному опыту, к представлению о нем как ресурсе/капитале или инвестиции в будущий социально-профессиональный статус индивида. В статье анализируются основные теоретико-методологические подходы к изучению феномена образовательного капитала применительно к особой социальной группе - интеллигенции.

Ключевые слова: образование, реформирование образования, образовательный капитал, интеллигенция.

Новые тенденции в образовании

Процессы модернизации и глобализации, начавшиеся несколько десятилетий назад в мировом сообществе, затронули и процесс образования. Болонская декларация, поддержанная рядом европейских государств, не без сложностей и противоречий, привела к формированию единого образовательного пространства, в которое включена и Россия. Ситуация, сложившаяся в российском образовании за последние 20 лет, свидетельствует о тенденции изменения его функций и роли в том же направлении, в котором развиваются ведущие западные страны.

В первую очередь следует подчеркнуть, что российское образование стало массовым не столько за счет сегмента среднего общего

© Буланова М.Б., 2017

Статья подготовлена при поддержке гранта РНФ № 14-18-02016.

и профессионального образования, сколько за счет высшего (вузовского и поствузовского). В стране наблюдается постоянный рост спроса и предложения на рынке образовательных услуг. Об этом свидетельствует ежегодно сохраняющийся высокий конкурс в вузы, который практически не уменьшается, несмотря на сокращение числа бюджетных мест и учебных заведений1. Повышение проходного балла ЕГЭ на ряд востребованных специальностей, практикуемое вузами, не уменьшает желание обучаться модным профессиям. Растет процент платных студентов в общем числе обучающихся в вузах. Родители готовы заплатить за обучение ребенка в вузе, ограничив расходы на повседневные нужды семьи. Все больше родителей считают, что, вкладывая средства в образование ребенка, они по сути обеспечивают не только его, но и свое будущее.

Во-вторых, массовый характер образования (в том числе высшего) способствовал изменению вектора социальной стратификации. Если П. Сорокин считал, что образование личности является «социальным лифтом», позволяющим ей достигнуть высших социальных позиций (вертикальная мобильность), и включал образование в число основных параметров социальной стратификации, то в современном обществе ситуация изменилась. Проведенные исследования жизненного мира россиян 2014 г.2 позволяют, в частности, утверждать, что социальное положение и престиж человека в нашем обществе определяются такими обстоятельствами, как: деньги, власть, связи с нужными людьми. Образование же входит в разряд личных качеств, влияющих на продвижение по «социальной лестнице» в последнюю очередь. Таким образом, образование вообще (и высшее образование, в частности) из статусной характеристики интеллектуальной элиты превратилось в социокультурную норму общества, соответствовать которой должен каждый человек. Поэтому для востребованности по профессии надо быть лучшим среди равных.

В-третьих, наличие высшего образования как социокультурной характеристики личности стало повсеместным требованием на рынке труда, что косвенно привело к ориентации большей части выпускников не столько на конкретную профессию, сколько на определенный сегмент рынка труда. Данные статистики и проводимых социологических исследований зафиксировали постоянную величину, сохраняющуюся последние 10 лет, - треть выпускников, устроившихся по окончании вуза на работу по полученной специальности. Кроме того, произошла некоторая девальвация конкретных умений и навыков специалиста и возросло символическое значение вузовского диплома. Отсюда появилась устойчивая ниша

на «теневом рынке», связанная с продажей дипломов. Для работодателя (при формальном наличии диплома) гораздо важнее стали общекультурные компетенции личности, связанные, например, с умением работать в коллективе, и способность обучаться чему-то новому.

Итак, потеря значения вертикальной стратификации позволила укрепить механизм горизонтальной стратификации, что, в частности, привело к соревнованию между вузами (или факультетами внутри вузов) в стремлении дать личности то качественное образование, которое позволит ей занять требуемые позиции в социальной иерархии.

К истории понятия «образовательный капитал»

Первыми на изменение роли и функций образования в современном мире отреагировали экономисты. Теоретики неоклассического направления (Теодор Шульц и Гэри Беккер) в экономической науке впервые определили образование как инвестиции индивида в будущий доход. Ими был введен термин «человеческий капитал», понимаемый как запас знаний, навыков и способностей, имеющихся у каждого человека и использующихся в производственных и потребительских целях.

Т. Шульц3 и Г. Беккер4 (лауреаты Нобелевской премии по экономике 1979 и 1992 гг.) расчетным путем впервые показали преимущества людей со специальным образованием перед людьми с общим средним образованием в части доходов и подняли затраты на образование на уровень производительных инвестиций, а само образование на уровень важнейшего фактора экономического развития. Ученые предложили специальные методики расчета человеческого капитала.

Социологи подхватили идею «человеческого капитала» в нематериальном ее понимании, освободив от экономического шлейфа (Джеймс Коулман и Пьер Бурдье).

Дж. Коулман ввел понятие «социальный капитал» как особую характеристику взаимодействия индивидов, облегчающую их деятельность, а также изучил влияние социального капитала на формирование человеческого капитала последующих поколений.

Так, ученый отмечал: «Происхождение же социального капитала связано с изменениями в отношениях среди индивидов и облегчает их деятельность. Если физический капитал полностью осязаем, будучи воплощенным в очевидных материальных формах,

то человеческий капитал чувствуется слабее. Он проявляется в навыках и знаниях, приобретенных индивидом. Социальный же капитал еще менее осязаем, поскольку он существует только во взаимоотношениях индивидов. Так же, как физический и человеческий капиталы, социальный капитал облегчает производственную деятельность. Например, группа, внутри которой существует полная надежность и абсолютное доверие, способна совершить много больше по сравнению с группой, не обладающей данными качествами»5.

П. Бурдье выделил три основных вида капитала, характерные для современного общества: экономический, культурный и социальный капитал, однако не исключал и другие его виды (например, символический капитал, властный капитал).

Экономический капитал лежит в основе всех других видов капитала, которые по сути являются его скрытыми формами, с другой стороны, никогда не сводятся к нему целиком и полностью, становясь наиболее эффективными при условии сокрытия факта их зависимости от него. С образованием, по мнению исследователя, связан культурный капитал. Более того, основная функция сферы образования - воспроизводство культурного капитала: «При наличии академической квалификации, сертификата о культурной компетенции, наделяющего своего владельца конвенциональной, непреходящей и юридически гарантированной ценностью по отношению к культуре, возникает социальное таинство, которое порождает форму культурного капитала, относительно независимую от своего владельца и даже от самого культурного капитала, которым он распоряжается в данный момент времени»6.

Особенно ценной является идея П. Бурдье о взаимной конвертации разных видов капитала, которые именно в сфере образования тесно связаны и легко конвертируются один в другой: «Наделяя культурный капитал, которым обладает тот или иной агент, институциональным признанием, академическая квалификация также делает возможной сравнение квалификации его владельцев и даже их замены (последовательно замещая одного владельца другим). Более того, она позволяет установить пропорции обмена между культурным и экономическим капиталами посредством гарантирования денежной стоимости данного академического капитала». И далее: «Объем социального капитала, коим располагает данный агент, зависит от размера сети связей, которые он может эффективно мобилизовать, и от объема капитала (экономического, культурного или символического), которым, в свою очередь, обладает каждый из тех, кто с ним связан. Это означает, что, хотя социальный капитал относительно несводим к экономическому и культурному

капиталам того или иного конкретного агента или даже группы связанных с ним агентов, он никогда не остается полностью независимым от этих форм капитала»7.

Тематика социального и культурного капитала в соотношении с проблематикой образования косвенно разрабатывается и в отечественной науке: при изучении образования как адаптационного ресурса учащихся и их семей в новой образовательной или экономической ситуации (Г.А. Чередниченко8, Д.Л. Констан-тиновский); при исследовании процессов воспроизводства культурного и образовательного ресурсов в условиях трансформации общества и формировании образовательной траектории молодежи (Д.М. Логинов9, Ф.Э. Шереги10); при исследовании процессов воспроизводства образованных групп населения (Ю.А. Зеликова, М.Л. Максимова11).

Однако недостаточная разработанность понятия «образовательный капитал» в современной науке, ставит задачу его уточнения. Используя методологию П. Бурдье, в качестве первоначального варианта общего определения можно предложить следующее: «Совокупность экономических, культурных, социальных и символических ресурсов, являющихся основой формирования образовательных стратегий определенных групп населения».

Понятие

«образовательный капитал интеллигенции»

Понятие образовательного капитала можно применить к различным социальным группам общества, в том числе к интеллигенции. Тогда рабочее определение будет следующим: «Совокупность экономических, культурных, социальных и символических ресурсов, являющихся основой формирования образовательных стратегий интеллигенции».

В плане изучения образовательного капитала интеллигенции обозначим несколько направлений, представляющихся автору перспективными с точки зрения дальнейшего эмпирического исследования:

- в качестве индикаторов выявления каждого из имеющихся ресурсов можно предложить, например: уровень дохода семьи как критерий оценки экономического ресурса; уровень образования родителей и тип учебного заведения, в котором индивид получил среднее образование, как критерий оценки культурного ресурса; место жительства семьи респондента как критерий оценки социального ресурса; мотив получения данного вида

и формы образования (в том числе высшего); мотив продолжения образования в других видах и формах;

- совокупность имеющихся ресурсов может дать представление как о реальных образовательных возможностях индивида в рамках той или иной группы (в нашем случае - интеллигенции), так и о конкретном объеме его образовательного капитала;

- после оценки имеющихся ресурсов образовательная стратегия может быть выстроена как определенный компромисс между статусными притязаниями и реальными возможностями индивида, зависящими от объема его образовательного капитала.

Таким образом, если понятие образовательного капитала отражает реальный процесс изменения роли и функций образования в современных условиях, то понятие образовательного капитала интеллигенции может быть оптимально использовано для эмпирического исследования жизненного мира этой социальной группы.

Примечания

1 Константиновский Д.Л., Попова М.С. Молодежь, рынок труда и экспансия высшего образования // Социологические исследования. 2015. № 11

2 Жизненный мир россиян: 25 лет спустя (конец 1980-х - середина 2000-х гг.): Научное издание / Под ред. Ж.Т. Тощенко. ЦСП и М., 2016. С. 274-275.

3 Schultz T. Investment in Human Capital. N. Y., 1971.

4 Becker G.S. Human Capital. N. Y.: Columbia University Press, 1964.

5 Коулмэн Д. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С 121-139.

6 Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. Электронный журнал. 2002. Т. 3. № 5. С. 60-74.

7 Там же.

8 Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональные траектории молодежи: исследовательские концепты // Социологический журнал. 2013. № 3.

9 Логинов Д.М. Поствузовское образование как инструмент развития человеческого потенциала: возможности и ограничения // Журнал институциональных исследований. 2012. Т. 4. № 1. С. 89-101.

10 Ключарев Г.А., Шереги Ф.А., Чурсина А.В. Об эффективности непрерывного образования в наукоемких производствах // Вестник Института социологии. 2016. № 19. С. 75-93.

11 Максимова МЛ. Ресурсный подход в исследовании системы образования // Перспективы: Сб. научных статей. Вып. 6. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2007. С. 100-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.