Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЬЮТОРСТВА И МЕНТОРСТВА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЬЮТОРСТВА И МЕНТОРСТВА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОРСТВО / МЕНТОРСТВО / НАСТАВНИЧЕСТВО / НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИИ МЕНТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ворожейкина А. В., Скоробренко И. А.

Актуальность статьи обусловлена признанием на государственном уровне важности профессии педагога и социальным заказом страны и общества на организацию дополнительного профессионального педагогического образования, которое подразумевает непрерывный характер. Статья посвящена теоретико-методологическим основам тьюторства и менторства в дополнительном профессиональном педагогическом образовании. Авторами проанализированы понятия «тьютор» и «ментор», на основе контент-анализа выделены основные технологии тьюторского и менторского сопровождения и обозначен их дидактический потенциал. Цель исследования - на основе теоретического анализа разграничить понятия «тьютор» и «ментор», обозначить их характерные признаки и особенности, выявить наиболее эффективные технологии тьюторского и менторского сопровождения. В статье систематизированы и представлены результаты контент-анализа и авторских наблюдений по проблеме исследования. Статья адресована преподавателям вузов, осуществляющим деятельность в сфере непрерывного дополнительного профессионального педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ворожейкина А. В., Скоробренко И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF TUTORING AND MENTORING IN ADDITIONAL PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION

The relevance of the article is due to the recognition of the importance of the teaching profession at the state level, and the social order of the country and society for the organization of additional professional teacher education, which should be lifelong (continuous) professional development. The article is devoted to the theoretical and methodological foundations of tutoring and mentoring in additional professional pedagogical education. The authors analyzed the concepts of "tutor" and "mentor", on the basis of content analysis, the main technologies of tutor and mentor support were identified and their didactic potential was indicated. The purpose of the study is to distinguish between the concepts of "tutor" and "mentor" on the basis of theoretical analysis, to identify their characteristic features and peculiarities, to identify the most effective technologies for tutoring and mentoring support. The article systematizes and presents the results of content analysis and author's observations on the research problem. The article is addressed to university lecturers who carry out activities in the field of continuous additional professional pedagogical education.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЬЮТОРСТВА И МЕНТОРСТВА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Подготовка педагогов

УДК 37.02

Теоретико-методологические основы тьюторства и менторства в дополнительном профессиональном педагогическом образовании

Theoretical and methodological foundations of tutoring and mentoring in additional professional pedagogical education

Ворожейкина А.В., ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», [email protected]

Скоробренко И.А., ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», [email protected]

Vorozheikina A., South Ural State Humanitarian Pedagogical University, [email protected] Skorobrenko I., South Ural State Humanitarian Pedagogical University, [email protected]

DOI: 10.51379/KPJ.2022.157.7.002

Ключевые слова: тьюторство, менторство, наставничество, непрерывное педагогическое образование, технологии тьюторского сопровождения, технологии менторского сопровождения, теоретико-методологические основы.

Keywords: tutoring, mentoring, tutorship, continuous pedagogical education, tutor support technologies, mentor support technologies, theoretical and methodological foundations.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена признанием на государственном уровне важности профессии педагога и социальным заказом страны и общества на организацию дополнительного профессионального педагогического образования, которое подразумевает непрерывный характер. Статья посвящена теоретико-методологическим основам тьюторства и менторства в дополнительном профессиональном педагогическом образовании. Авторами проанализированы понятия «тьютор» и «ментор», на основе контент-анализа выделены основные технологии тьюторского и менторского сопровождения и обозначен их дидактический потенциал. Цель исследования - на основе теоретического анализа разграничить понятия «тьютор» и «ментор», обозначить их характерные признаки и особенности, выявить наиболее эффективные технологии тьюторского и менторского сопровождения. В статье систематизированы и представлены результаты контент-анализа и авторских наблюдений по проблеме исследования. Статья адресована преподавателям вузов, осуществляющим деятельность в сфере непрерывного дополнительного профессионального педагогического образования.

Abstract. The relevance of the article is due to the recognition of the importance of the teaching profession at the state level, and the social order of the country and society for the organization of additional professional teacher education, which should be lifelong (continuous) professional development. The article is devoted to the theoretical and methodological foundations of tutoring and mentoring in additional professional pedagogical education. The authors analyzed the concepts of "tutor" and "mentor", on the basis of content analysis, the main technologies of tutor and mentor support were identified and their didactic potential was indicated. The purpose of the study is to distinguish between the concepts of "tutor" and "mentor" on the basis of theoretical analysis, to identify their characteristic features and peculiarities, to identify the most effective technologies for tutoring and mentoring support. The article systematizes and presents the results of content analysis and author's observations on the research problem. The article is addressed to university lecturers who carry out activities in the field of continuous additional professional pedagogical education.

Введение. Сегодня все большую актуальность в образовании, что находит отражение на самом

приобретает проблема тьюторства и менторства высоком уровне государственной власти: 2023

год объявлен Указом Президента Российской Федерации В.В. Путиным годом педагога и наставника. Этим подтверждается признание государством и обществом особого статуса и высокой важности профессии учителя и осознание роли этой профессии в устойчивом развитии страны, что поднимает преподавательскую деятельность на качественно новый уровень и обозначает новые векторы для ее эффективного совершенствования.

Среди педагогических работников разного уровня подготовки и разной специализации важнейшую роль в построении векторов развития современного образования играют именно тьюторы и менторы, поскольку их профессионально-педагогическая деятельность нацелена на индивидуализацию

образовательного процесса и

студентоориентированность, повышение

эффективности процесса обучения, а также позволяет сделать процесс обучения творческим, интересным, психологически комфортным, а следовательно, продуктивным для обучающихся.

Известен факт, что тьюторство и менторство своими корнями уходят достаточно глубоко в историю педагогики и образования [11]. К примеру, в классических университетах Великобритании первые тьюторы появились еще в четырнадцатом веке, а в советском образовании тьюторство заключалось скорее в помощи более слабым ученикам, в организации дополнительной и индивидуальной работы с ними. В свою очередь, менторство восходит своими корнями ко временам Древней Греции, когда имя Ментор носил герой древнегреческой мифологии - хороший приятель Одиссея, который был уже стар для участия в войнах и для путешествий и остался, по просьбе Одиссея, воспитывать его сына и оберегать жену Пенелопу. Этот герой древнегреческого эпоса был готов дать каждому мудрый совет в каком-либо деле, он был человеком, которому все доверяли и которого уважали как помощника в разрешении возникших споров и сомнений. Однако, спустя многие годы, в период истории советской России, феномен менторства также активно проявлялся в педагогической практике, но скорее понятие менторства уже соотносилось и даже нередко отождествлялось с понятием наставничества, которое в первую очередь заключалось в сопровождении опытным профессионалом-наставником профессионального обучения на производстве или реальной практической деятельности по осуществлению трудовых функций.

Однако, проблема тьюторства и менторства приобрела особую значимость и стала активно обсуждаться общественностью именно сегодня. Это связано, на наш взгляд, с ярко выраженной практикоориентированностью современного образования, его тесной связью с теорией и практикой в их соотношении и взаимодействии, а также с насущной потребностью формирования у обучающихся способности и готовности действовать в условиях неопределенности и рисков, в условиях стремительного изменения текущей ситуации в различных сферах жизни, а следовательно, умений и навыков эффективно, качественно и в сжатые сроки принимать соответствующие ситуации управленческие решения.

Методология исследования. С точки зрения И.И. Фаляхова, и тьюторство, и менторство являются моделями наставничества, при этом особое внимание должно уделяться в педагогической практике вопросам

принадлежности субъектов наставнической деятельности к одному информационному потоку [9]. Этой позицией обусловливается актуальность разграничения понятий тьюторства и менторства с одновременным учетом их диалектического единства и взаимодействия. Мы полагаем, что следует провести теоретический анализ понятий тьюторства и менторства, что является важным для формирования теоретико-методологической основы проблемы тьюторства и менторства в дополнительном профессиональном педагогическом образовании.

Тьюторство предполагает осуществление профессионально-педагогической деятельности, направленной на индивидуализацию

образования и помощь обучающемуся в построении индивидуальной образовательной программы. Как справедливо отмечает Т.М. Ковалева, первоначально слово «тьютор» трактовалось как «учитель, преподаватель, наставник, опекун, репетитор» [5, с.71]. Однако, на сегодняшний день понятие «тьютор» стало трактоваться в педагогике более широко. По определению К.Н. Волченковой, тьюторское сопровождение представляет собой совместное движение тьютора и тьюторанта, направленное на изменение личности тьюторанта, осуществляемое во взаимодействии обеих сторон и заключающееся в успешной разработке и реализации тьюторантом при помощи тьютора собственной персональной индивидуальной образовательной программы [1]. Еще более точным нам представляется определение тьютора, предложенное В.В. Фетисовой, которая подчеркивает, что тьютор есть не кто иной, как

педагог-наставник, задачей которого является выявление познавательных потребностей и интересов тьюторантов и организация совместной работы и практической деятельности по их удовлетворению с опорой на основные положения теорий построения научного знания и организации учебной деятельности в их диалектическом единстве и взаимодействии [10].

Контент-анализ литературных источников по проблеме феномена тьюторства позволил сделать вывод о том, что тьюторство является организованной и целенаправленной

профессионально-педагогической деятельностью по построению индивидуальной образовательной траектории обучающегося-тьюторанта,

включающей индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальную образовательную программу, составленные на основе и с учетом интересов и актуальных образовательных потребностей тьюторанта, а также по сопровождению обучения тьюторанта в рамках индивидуальной образовательной траектории [6]. Мы полагаем, что тьюторская деятельность будет способствовать более глубокому и профессиональному анализу образовательных запросов обучающихся

индивидуализированному формулированию и оформлению заказа обучающихся на образование. Мы уверены в том, что тьюторская деятельность по сопровождению

образовательного процесса позволит оптимизировать его, ориентировать систему образования на личность обучающегося и повысит эффективность образования в целом. Тьюторская деятельность, на наш взгляд, будет способствовать как раскрытию потенциала системы образования, так и более полному раскрытию личности обучающихся, их самоактуализацию посредством

образовательного процесса.

В современной педагогической теории и практике менторство рассматривается как обмен опытом, знаниями, компетенциями для решения нестандартных профессиональных задач и их передача посредством неформальной взаимообогащающей интеракции опытного сотрудника (ментора) и обучающегося, где фундаментальной идеологической основой процесса их взаимодействия являются равноправие, партнерство и доверие [3]. Ментор - это профессионал своего дела, оказывающий необходимую помощь и поддержку менее опытному специалисту в построении индивидуальной траектории деятельности, профессионального развития и карьерного роста, в совершенствовании положительных

личностных качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, а также знакомящий обучающихся с опасностями профессионального пути и помогающий прогнозировать проблемные ситуации в деятельности и избегать типичных ошибок. Очевидно, что в современном быстро меняющемся мире, где все большую актуальность приобретает необходимость формирования у обучающихся способности и готовности к оперативному и эффективному принятию решений в условиях неопределенности, роль менторов только возрастает. Современные выпускники, попадая в профессиональный мир со всем многообразием проявлений его сущности и с его особенностями, зачастую сомневаются в правильности своих действий и решений, не могут аргументированно обосновать их, а потому им необходим опытный коллега, который поделится советами по организации профессиональной деятельности, которые основаны на личном опыте и носят ярко выраженный практикоориентированный

характер.

Нам представляется важным

проакцентировать внимание на том, что современная педагогика вкладывает в понятие менторства существенно более глубокий смысл, нежели в понятие наставничества. Как справедливо отмечает Д.А. Степанов, наставничество является сложным процессом взаимодействия двух и более субъектов между собой для достижения определенных целей [8]. В этом аспекте наставничество и менторство, безусловно, похожи. Но в то же время, как справедливо отмечают Н.Н. Журавлева и И.А. Талышинская, понятие наставник понимается сегодня учеными более широко и обозначает человека, обладающего необходимым набором знаний, умений, навыков, компетенций, сформированных на особо высоком уровне, имеющего положительный опыт в выполнении профессиональных задач и достижении высоких результатов профессиональной деятельности, как человека, который делится с наставляемыми (стажерами, практикантами, молодыми специалистами) собственным профессионально и событийно обусловленным опытом, знакомит их с наиболее эффективными средствами, методами, технологиями и приемами работы, которые обладают высоким потенциалом и обеспечивают ожидаемые результаты деятельности, а также как опытного специалиста, формирующего мотивацию профессионального становления и развития у наставляемого [4]. Понятия наставничества и наставника как

главного субъекта системы наставничества скорее относятся к советскому периоду истории профессиональной подготовки в Российской Федерации. Появление в понятийно-категориальном аппарате педагогической науки и психологии труда такого понятия, как ментор, позволило уточнить понятие наставника и придать ему больший практико-ориентированный характер, сделать акцент на событийно обусловленном личностном профессиональном опыте менторов, который является базисом не только для контроля деятельности подопечных обучающихся и предоставления им советов, что и как лучше сделать, как поступить в той или иной ситуации профессиональной деятельности, а для эффективной и интерактивной передачи пережитого профессионального опыта и суммы необходимых компетенций в контексте их практического прикладного применения. Анализ содержания менторской деятельности позволяет прийти к выводу о том, что ментор сначала рассказывает теорию, потом показывает пример, и только потом обучающийся выполняет задание и получает обратную связь.

Результаты исследования. Проведенный контент-анализ литературы по проблеме исследования и обобщение его результатов, а также личные наблюдения авторов за организацией образовательного процесса как в высшей школе в целом, так и в дополнительном профессиональном образовании в частности, позволяют сделать вывод о том, что между понятиями тьюторства и менторства существует определенная граница, а сами понятия не являются тождественными. Тьюторство предполагает работу по индивидуализации образовательного процесса, направленность образования на личностные особенности и образовательные потребности обучающихся с целью построения наиболее эффективной образовательной траектории и индивидуального маршрута для каждого обучающегося, что, в свою очередь, позволит каждому обучающемуся наиболее полно и ярко проявить себя как личность в профессиональном контексте и будет способствовать раскрытию личностного и профессионального потенциала обучающихся.

Менторство, в свою очередь, предполагает передачу менторами обучающимся собственного ситуативно обусловленного профессионально опыта и компетенций с целью формирования у обучающихся профессионального сознания и профессиональной самоидентификации, а также с целью ознакомления обучающихся с особенностями конкретной профессиональной

деятельности и поведенческими паттернами, которые могут быть использованы обучающимися в будущем для эффективного решения тех или иных профессиональных задач и насущных проблем профессиональной деятельности, которые должны быть спрогнозированы и предотвращены либо оперативно и эффективно решены обучающимися в их дальнейшей профессиональной деятельности. Мы уверены в том, что именно менторство обладает высоким потенциалом в контексте обеспечения возможностей профессионального развития и роста обучающихся, поскольку посредством менторства обучающиеся могут получить необходимые для профессиональной

деятельности практикообусловленные знания.

С целью комплексного изучения теоретико-методологических основ тьюторства и менторства считаем целесообразным рассмотреть технологии тьюторского и менторского сопровождения и оценить их влияние на эффективность подготовки обучающихся к профессиональной деятельности. Мы считаем, что наиболее полно тьюторские технологии в их многообразии и методологическом единстве представлены в концепции А.Л. Пикиной и А.В. Золотаревой, которые выделяют следующие тьюторские технологии: технология консультирования, тренинговая технология, тьюториал, технология тьюторского сопровождения проектной деятельности обучающихся, технология тьюторского сопровождения деловой игры, технология сопровождения электронного интерактивного обучения [7].

Технология консультирования предполагает подготовку и организацию тьюторских бесед, целью которых является поиск тьютором и тьюторантом путей решения конкретной задачи или проблемы, что предполагает диалогичность взаимодействия тьютора и тьюторанта. Консультационная работа тьютора в этом случае заключается также в развитии

коммуникационных и рефлексивных способностей тьюторанта, а также в формировании и развитии устойчивой мотивации к дальнейшей деятельности через достижение эмоционального резонанса. Кроме того, тьюторские беседы как форма реализации технологии консультирования являются базисом для обеспечения обучающимся предпосылок для более глубокого анализа образовательных проблем и ситуаций.

Тьюториал представляет собой форму работы тьютора с тьюторантами по

формированию у участников тьюториала опыта использования ситуативных моделей в построении индивидуальных образовательных маршрутов посредством методов интенсивного и активного, а также проблемного обучения. Тьюториалы организуются в группах, стимулируют творческий потенциал и креативность обучающихся, а также предоставляют дополнительные возможности для применения на практике теоретических знаний.

Технология тьюторского сопровождения проектной деятельности обучающихся направлена на развитие познавательной активности обучающихся посредством их самостоятельной образовательной активности. Реализация этой технологии на практике позволяет научить обучающихся самостоятельно добывать знания, ориентироваться в информационных потоках, умело анализировать и отбирать информацию соответственно поставленным задачам. Кроме того, тьюторское сопровождение проектной деятельности обучающихся позволяет формировать и развивать у тьюторантов исследовательские и поисковые умения, а также умения управлять процессами организации собственной профессиональной деятельности.

Технология тьюторского сопровождения деловой игры нацелена на формирование у тьюторантов умений видеть исследуемую ситуацию или проблему в различных плоскостях и проекциях, учитывать различные точки зрения и анализировать их, а также способствует формированию у тьюторантов способности и готовности к поиску новых способов действий в условиях событийности и быстро меняющейся ситуации при ее неопределенности. Задача тьютора в данном аспекте заключается в помощи тьюторантам в организации команды и активного участия каждого члена команды в принятии управленческих решений,

соответствующих поставленной задаче или сложившейся ситуации.

Технология сопровождения электронного интерактивного обучения приобретает сегодня особую значимость в связи с продолжающейся пандемией новой коронавирусной инфекции и военными действиями в различных регионах планеты, которые выдвигают на передний план проблему электронного обучения. Тьютор помогает обучающимся выстроить

образовательный процесс в электронной образовательной среде, берет на себя ответственность за учебно-методическое оснащение образовательного процесса, а также

помогает обучающимся в формировании у них функциональной грамотности и умений самостоятельного поиска необходимой для учебы и дальнейшего саморазвития информации и эффективной работы с ней.

На наш взгляд, одной из наиболее важных технологий тьюторского сопровождения в организации работы с тьюторантами и в контексте требований к современному образованию, является тренинговая технология, которая предполагает активное использование тьюторами тренинговых форм работы, реализующихся, как правило, в групповом или парном режиме. В процессе тренинга обучающиеся демонстрируют самостоятельность мышления в процессе решения задач, чувствуют себя в роли активных творцов, активных субъектов своего учения, а не пассивных слушателей. Функционал тьютора здесь сводится к организации общения и активного взаимодействия тьюторантов, модерации обсуждения проблемных вопросов.

Следует особо подчеркнуть, что тренинг способствует активному обучению рефлексии. Из нашего опыта наблюдения за организацией групповой работы нами был констатирован тот факт, что тренинговая форма организации работы обеспечивает высокую мотивацию получения студентами знаний и их дальнейшего практического применения в профессиональной деятельности. В процессе тренингов обучающиеся знакомятся с психологическими механизмами эмпатии и рефлексии, осознают их высокий психологический потенциал для осуществления эффективной и бесконфликтной коммуникации. Все это должно получить необходимую тренировку в практической деятельности обучающихся, в процессе которой должно быть доведено до автоматизма, а помощником в этой работе становится тьютор как организатор педагогического

сопровождения.

На наш взгляд, приведенный выше кодификатор технологий тьюторского сопровождения может быть успешно дополнен технологией индивидуализации образовательной среды, технологией тьюторского сопровождения квазипрофессиональной и практической деятельности обучающихся и технологией интерактивного сопровождения процесса обучения. Внедрение и реализация этих технологий в тьюторскую практику позволят повысить эффективность подготовки обучающихся к дальнейшей профессиональной деятельности.

Технология индивидуализации

образовательной среды направлена на ее студентоориентированность, предполагает

ориентацию образовательной среды на личность и актуальные образовательные потребности обучающихся. Реализация этой технологии на практике позволит максимально учесть образовательные потребности обучающихся и сделать образовательный процесс более эффективным и результативным посредством создания психологически комфортной и безопасной образовательной среды, атмосферы сотрудничества и сотворчества обучающихся с учетом их образовательных запросов и индивидуальных особенностей. Данная технология предполагает практическую реализацию новой философии образования, которая заключается в признании ценности личности обучающегося во всем ее своеобразии как центрального ядра всей педагогической системы.

Технология тьюторского сопровождения квазипрофессиональной и практической деятельности обучающихся предполагает организацию сопровождения процесса их подготовки, которое будет заключаться в оказании обучающимся необходимой организационно-методической, психологической и управленческой помощи, предоставляемой ментором как специалистом, имеющим определенный опыт в сфере практической подготовки, событийно обусловленный и пережитый им в профессиональной деятельности.

Технология интерактивного сопровождения обучения предполагает, что взаимодействие обучающихся между собой и с более опытными наставниками происходит в режиме непрерывного взаимодействия и предоставления обратной связи по актуальным вопросам и насущным профессиональным проблемам. Только качественно организованное и поддерживаемое взаимодействие может стать залогом эффективности тьюторского сопровождения обучающихся в целом, поскольку тьюторство по своей философской природе предполагает систему связей и контактов во взаимоотношениях тьютора и тьюторанта.

Среди технологий менторского

сопровождения в современной педагогической науке наиболее часто выделяют менторское консультирование, мастер-классы менторов, менторская практика и стажировка. Рассмотрим эти технологии более детально. Менторское консультирование охватывает особо

релевантные вопросы практической

деятельности обучающихся, которые возникают перед ними, а их решение возможно при получении помощи и рекомендаций от более опытного специалиста. Менторское

консультирование позволяет передать молодому поколению специалистов необходимые знания, умения и навыки в их практическом ключе и событийной обусловленности, что будет способствовать прямой передаче опыта и знаний от старшего поколения специалистов к младшему.

Мастер-классы менторов, также являясь формой передачи профессионального опыта от старшего поколения к младшему, отличаются большим дидактическим резонансом, который обусловлен эмоциональной и доступной подачей материала ментором. Мастер-класс позволяет варьировать режимы диалога ментора с обучающимися и эффективно сочетать теорию с практикой. Это весьма эффективная форма знакомства обучающихся или молодых специалистов с опытом успешных, компетентных коллег. Мастер-класс

предполагает демонстрацию профессионального мастерства для передачи технологий и приемов деятельности с целью их дальнейшего использования в профессиональной

деятельности.

Менторские практики и стажировки предоставляют обучающимся возможность присутствовать на рабочем месте ментора и наблюдать за его работой с последующей рефлексией. Одновременно с наблюдением стажер может задавать вопросы уточняющего, рефлексивного характера ментору для уточнения действий ментора на конкретном этапе, средств и технологий их осуществления. Следует отметить определенный дуализм коммуникации в менторских практиках и стажировках: она не является односторонней, а предполагает активное взаимодействие ментора и обучающегося. Ментор может задавать стажеру вопросы, требующие осознания и осмысления происходящего.

Таким образом, технологии тьюторства и менторства достаточно обширны и разнообразны и предоставляют системе образования достаточно большие возможности для организации работы с обучающимися. Они позволяют ориентировать образовательную среду и образовательный процесс на индивидуальные особенности и образовательные потребности различных обучающихся, что отвечает требованиям к современному образованию.

Актуальным остаётся вопрос о том, каким образом тьюторство и менторство могут быть вписаны в систему дополнительного профессионального педагогического

образования. Как уже отмечалось нами ранее в предыдущих работах, «тьюторское и менторское сопровождение взрослых обучающихся в учреждениях системы дополнительного профессионального образования представляет собой совместную творческую работу педагогов и слушателей по профессиональному самосовершенствованию, включающую в себя комплекс организационно-координационных, консультативно-практических, социально-

педагогических мероприятий» [2, с.776]. Мы полагаем, что тьюторское и менторское сопровождение, как относительно новые понятия педагогики, будут способствовать качественному обновлению системы непрерывного

дополнительного профессионального

педагогического образования и позволят придать ему большую методическую наполненность, что будет способствовать соответствию системы требованиям и запросам государства и общества, достижению определенного дидактического резонанса, а также позволит ориентировать систему на потребителей образовательных услуг и их личностные и образовательные потребности. Этим объясняется высокая актуальность введения штатных единиц тьютора и ментора в системе дополнительного

профессионального педагогического

образования.

Заключение. Таким образом, тьюторское сопровождение дополнительного

профессионального педагогического

образования позволит эффективно организовать работу по индивидуализации образовательного процесса с учетом запросов обучающихся и их познавательных потребностей, а также требований заказчика образовательных услуг. Благодаря тьюторскому сопровождению в образовательный процесс дополнительного профессионального педагогического

образования будут внедрены инновационные технологии педагогической поддержки профессионального саморазвития и

самосовершенствования обучающихся.

В свою очередь, менторское сопровождение дополнительного профессионального

педагогического образования позволит вооружить обучающихся практическим опытом, полученным от ментора как первоисточника событийно обусловленного опыта. Если тьюторство будет способствовать более эффективному сопровождению

образовательного процесса, то менторство станет фундаментальной основой для преемственности в передаче профессионального опыта и более эффективной практической подготовки обучающихся.

Литература:

1. Волченкова К.Н. Тьюторское сопровождение как основа субъект-субъектных отношений тьютора и студента / К.Н. Волченкова // Вестник ЮжноУральского государственного университета. - 2013. -№3. - С. 71.

2. Ворожейкина А.В., Цилицкий В.С. Содержательно-методические аспекты реализации тьюторского и менторского сопровождения в системе непрерывного дополнительного профессионального образования/ А.В. Ворожейкина, В.С. Цилицкий // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2022. - Т. 7. - № 7. - С. 771-777.

3. Дубовая Л.С., Давыденко А.А. Менторство как ресурс профессионального развития руководящих работников школ / Л.С. Дубовая, А.А. Давыденко // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2020. - Т. 1. -№ 5(71). - С. 141-157.

4. Журавлева Н.Н., Талышинская И.А. Организация наставничества как необходимое условие управления качеством образования / Н.Н. Журавлева, И.А. Талышинская // Вестник педагогических инноваций. - 2022. - № 2(66). - С. 14-22.

5. Ковалева Т.М. Тьюторство как антропопрактика / Т.М. Ковалева // Человек. RU. - 2016. - № 11. - С. 7181.

6. Новикова Т.Г. Техники, технологии и практики менторского сопровождения в системе столичного образования / Т.Г. Новикова // Ученые записки ИУО РАО. - 2020. - № 1(73). - С. 20-25.

7. Пикина А.Л., Золотарева А.В. Тьюторское сопровождение профессионального развития педагога / А.Л. Пикина, А.В. Золотарева // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 4. - С. 85-92.

8. Степанов Д.А. Наставничество как психолого-педагогический феномен: варианты толкования, этапы и виды / Д.А. Степанов // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. -2021. - № 46(65). - С. 137-143.

9. Фаляхов И.И. Диверсификация моделей осуществления наставничества: ментор, тьютор, коуч, фасилитатор и идентификация их готовности к осуществлению наставнической деятельности / И.И. Фаляхов // Казанский педагогический журнал. - 2016. -№ 2-1(115). - С. 45-49.

10. Фетисова В.В. Сущность, история возникновения и становления тьюторства в России и за рубежом / В.В. Фетисова // Заметки ученого. - 2020. -№ 9. - С. 361-367.

11. Челнокова Е.А., Тюмасева З.И. Эволюция системы наставничества в педагогической практике / Е.А. Челнокова, З.И. Тюмасева // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6. - № 4(25). - С. 11.

References:

1. Volchenkova K.N. Tutor's support as a basis for subject-subject relations between a tutor and a student / K.N. Volchenkova // Bulletin of the South Ural State University. - 2013. - № 3. - P. 71.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Vorozheykina A.V., Tsilitsky V.S. Content-methodological aspects of the implementation of tutor and mentor support in the system of continuing additional professional education / A.V. Vorozheykina, V.S. Tsilitsky // Pedagogy. Questions of theory and practice. - 2022. - T. 7. - № 7. - P. 771-777.

3. Dubovaya L.S., Davydenko A.A. Mentoring as a resource for the professional development of school manager / L.S. Dubovaya, A.A. Davydenko // Domestic and foreign pedagogy. - 2020. - Vol. 1. - № 5(71). - P. 141157.

4. Zhuravleva N.N., Talyshinskaya I.A. Organization of mentoring as a necessary condition for managing the quality of education / N.N. Zhuravleva, I.A. Talyshinskaya // Bulletin of Pedagogical Innovations. - 2022. - № 2(66). -P. 14-22.

5. Kovaleva T.M. Tutoring as anthropological practice / T.M. Kovaleva // Man. RU. - 2016. - № 11. - P. 71-81.

6. Novikova T.G. Techniques, technologies and practices of mentoring support in the system of education in

the capital / T.G. Novikova // Scientific notes IUO RAO. -2020. - № 1(73). - P. 20-25.

7. Pikina A.L., Zolotareva A.V. Tutor support for teacher's professional development / A.L. Pikina, A.V. Zolotareva // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. - 2015. - № 4. - P. 85-92.

8. Stepanov D.A. Mentorship as a psychological and pedagogical phenomenon: interpretation options, stages and types / D.A. Stepanov // Bulletin of the Vladimir State University. Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletov. Series: Pedagogical and psychological sciences. - 2021. - № 46(65). - P. 137-143.

9. Falyakhov I.I. Diversification of mentoring models: mentor, tutor, coach, facilitator and identification of their readiness for mentoring / I.I. Falyakhov // Kazan Pedagogical Journal. - 2016. - № 2-1(115). - P. 45-49.

10. Fetisova V.V. Essence, history of emergence and formation of tutoring in Russia and abroad / V.V. Fetisova //Scientific notes. - 2020. - № 9. - P. 361-367.

11. Chelnokova E.A., Tyumaseva Z.I. Evolution of the mentoring system in pedagogical practice / E.A. Chelnokova, Z.I. Tyumaseva // Bulletin of the Minin University. - 2018. - V. 6. - № 4(25). - P. 11.

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

Сведения об авторах:

Ворожейкина Анфиса Вячеславовна (г. Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, директор Института непрерывного и дополнительного образования, ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет», e-mail: [email protected]

Скоробренко Иван Александрович (г. Челябинск, Россия), аспирант кафедры «Педагогики и психологии», преподаватель кафедры «Немецкого языка и методики обучения немецкому языку», ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.