Научная статья на тему 'СОДЕРЖАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО И МЕНТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО И МЕНТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / МЕНТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ворожейкина Анфиса Вячеславовна, Цилицкий Виталий Сергеевич

Цель исследования - выявить содержательно-методические аспекты реализации тьюторского и менторского сопровождения в учреждениях дополнительного профессионального образования. В статье представлены содержательно-методические аспекты организации тьюторского и менторского сопровождения в дополнительном профессиональном образовании с учетом положений акмеологического, деятельностного и личностного подходов. Научная новизна исследования заключается в определении педагогических условий организации тьюторского и менторского сопровождения, необходимых для реализации индивидуального образовательного маршрута слушателей дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В результате определены формы реализации тьюторского и менторского сопровождения в системе дополнительного профессионального образования взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ворожейкина Анфиса Вячеславовна, Цилицкий Виталий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT-METHODOLOGICAL ASPECTS OF TUTOR AND MENTOR SUPPORT IMPLEMENTATION IN THE SYSTEM OF CONTINUING ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

The aim of the study is to identify the content and methodological aspects of the implementation of tutor and mentor support in institutions of additional professional education. The article presents the content and methodological aspects of tutor and mentor support organization in additional professional education, taking into account the provisions of acmeological, activity and personal approaches. The scientific novelty of the study lies in the determination of the pedagogical conditions for organizing tutor and mentor support, necessary for the implementation of an individual educational route for students of additional professional programs for advanced training and professional retraining. As a result, the forms of tutor and mentor support implementation in the system of additional professional education for adults are determined.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО И МЕНТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Ф rponnÖTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2022. Том 7. Выпуск 7. С. 771-777 | 2022. Volume 7. Issue 7. P. 771-777

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Содержательно-методические аспекты реализации тьюторского и менторского сопровождения в системе непрерывного дополнительного профессионального образования

Ворожейкина А. В., Цилицкий В. С.

Аннотация. Цель исследования - выявить содержательно-методические аспекты реализации тьюторского и менторского сопровождения в учреждениях дополнительного профессионального образования. В статье представлены содержательно-методические аспекты организации тьюторского и менторского сопровождения в дополнительном профессиональном образовании с учетом положений акмеологического, деятельностного и личностного подходов. Научная новизна исследования заключается в определении педагогических условий организации тьюторского и менторского сопровождения, необходимых для реализации индивидуального образовательного маршрута слушателей дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В результате определены формы реализации тьюторского и менторского сопровождения в системе дополнительного профессионального образования взрослых.

EN

Content-Methodological Aspects

of Tutor and Mentor Support Implementation

in the System of Continuing Additional Professional Education

Vorozheikina A. V., Tsilitsky V. S.

Abstract. The aim of the study is to identify the content and methodological aspects of the implementation of tutor and mentor support in institutions of additional professional education. The article presents the content and methodological aspects of tutor and mentor support organization in additional professional education, taking into account the provisions of acmeological, activity and personal approaches. The scientific novelty of the study lies in the determination of the pedagogical conditions for organizing tutor and mentor support, necessary for the implementation of an individual educational route for students of additional professional programs for advanced training and professional retraining. As a result, the forms of tutor and mentor support implementation in the system of additional professional education for adults are determined.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современных условиях модернизации образования возрастает роль непрерывного дополнительного профессионального образования как основополагающего фактора своевременной и качественной подготовки квалифицированных специалистов к вызовам российской экономики и общества в целом. В этой связи на институты дополнительного профессионального образования возлагается все большая ответственность в части индивидуализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, пересмотра форм и методов обучения взрослых. Очевидно, что действующие на сегодняшний день подходы к организации дополнительного профессионального образования, наличие разнообразных программ, методических и цифровых образовательных ресурсов не гарантируют достаточных условий для приобретения или совершенствования новых профессиональных компетенций личности. Назрела потребность в индивидуализации профессиональной подготовки современных специалистов, в персональном сопровождении взрослых обучающихся в многовариантном пространстве непрерывного дополнительного профессионального образования. Современные вызовы общества и государства

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20220108

© 2022 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2022 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

актуализируют потребность во внедрении принципиально новых организационно-методических подходов к организации непрерывного дополнительного образования, которые должны быть максимально гибкими и вариативными, соответствовать динамично меняющимся образовательным запросам личности, предоставлять условия для профессиональной самореализации. Смена вектора развития системы непрерывного образования в сторону индивидуализации и персонализации будет содействовать повышению качества квалификации и профессиональной переподготовки специалистов для рынка труда.

Теоретической базой исследования послужили положения акмеологического (А. А. Бодалёв, 1998; В. Н. Максимова, 2007; А. А. Деркач, 2000; Н. В. Кузьмина, Н. М. Жаринов, Е. Н. Жаринова, 2016), деятель-ностного (С. Л. Рубинштейн, 1997; А. Н. Леонтьев, 1975; Л. С. Выготский, 1997) и личностно-ориентирован-ного (А. В. Хуторской, 2012; И. С. Якиманская, 2013; В. В. Сериков 1994) подходов в образовании.

Проблемой организации тьюторского и менторского сопровождения обучающихся занимались такие исследователи, как Т. М. Ковалёва (2011), С. А. Щенников (2005), Н. В. Рыбалкина (2016), Е. А. Солодова, П. П. Ефимов, И. О. Ефимова (2016), М. А. Дьячкова, М. Е. Ланских (2016), В. С. Цилицкий (2018), А. Н. Богачев, В. С. Цилицкий (2021). Вместе с тем большинство научных исследований по проблеме тьюторского и менторского сопровождения обучающихся ориентированы на их реализацию в системе общего образования. Анализ научных исследований свидетельствует о том, что проблема построения устойчивых алгоритмов тьюторско-го и менторского сопровождения в дополнительном профессиональном образовании требует системного обобщения результативных теоретических изысканий и практик в связи с отсутствием должных теоретических выводов и методических рекомендаций, что обусловливает актуальность данного исследования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

- раскрыть направления трансформации современного непрерывного дополнительного профессионального образования на основе стратегии тьюторского и менторского сопровождения в условиях непрерывности;

- конкретизировать содержание форм реализации тьюторского и менторского сопровождения, обеспечивающих рост и совершенствование профессиональной подготовки и профессионального развития взрослых обучающихся в системе непрерывного дополнительного профессионального образования.

В качестве основных методов исследования выступают анализ научной литературы по проблеме организации тьюторского и менторского сопровождения в системе дополнительного профессионального образования, обобщение, систематизация и интерпретация результатов, полученных в ходе теоретических изысканий и опыта практической деятельности на базе Института непрерывного и дополнительного образования ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет».

Практическая значимость исследования заключается в определении и апробации выявленных в ходе исследования педагогических условий организации тьюторского и менторского сопровождения, необходимых для реализации индивидуального образовательного маршрута слушателей дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности организаций дополнительного профессионального образования.

Основная часть

В современной психолого-педагогической литературе такие авторы, как С. А. Щенников (2005), Т. Н. Гущина (2017), Н. А. Костина (2019), отмечают, что тьюторство - это исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ обучающихся и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, в системах дополнительного и непрерывного образования. Возникновение тьюторской позиции в системе дополнительного профессионального образования обусловлено переходом к инновационным формам организации деятельности, ориентацией на оперативную и качественную подготовку профессионалов своего дела в условиях динамично меняющихся производственных технологий и возрастающих образовательных потребностей личности.

По мнению Т. М. Ковалёвой (2011), реализация тьюторской деятельности возможна лишь в открытом образовательном пространстве, в котором представлены максимально разнообразные ресурсы для создания собственных образовательных программ, а тьюторская позиция педагога строится на основе принципа индивидуализации и целенаправленного сопровождения структурных элементов индивидуальной образовательной программы.

Применительно к системе дополнительного профессионального образования взрослых тьюторское сопровождение имеет свои особенности, поскольку ориентировано на поиск наиболее эффективных ресурсов и механизмов повышения профессионального мастерства и создание оптимальных условий освоения индивидуальных образовательных программ, сконструированных с учетом выявленных профессиональных дефицитов и образовательных запросов слушателей.

Анализ смысловых характеристик тьюторской деятельности (Е. А. Андреева, 2011; А. В. Бабаева, 2021; Н. А. Березова, 2021; О. Л. Карманова, С. В. Королева, 2021; Г. М. Коджаспирова, 2019) позволил выделить специфические особенности тьютора в системе дополнительного профессионального образования: на наш взгляд, тьютор - это специалист, который сопровождает конструирование и освоение слушателем индивидуального образовательного маршрута или программы профессионального саморазвития в вариативном пространстве непрерывного профессионального образования.

Приоритетным направлением развития непрерывного дополнительного профессионального образования является тесная связь с реальной наукой, производством и экономикой, что актуализирует обращение к решению тех задач, которые ввиду их динамичности не предусмотрены в предлагаемых тьютором индивидуальных образовательных программах. Нередко у взрослых обучающихся возникают узкопрофессиональные вопросы и проблемы, связанные с адаптацией в производственном коллективе, которые вследствие их частного характера не отражены в программах дополнительного профессионального образования. В связи с вышеназванными причинами все большую актуальность приобретает внедрение института менторства в систему непрерывного дополнительного профессионального образования взрослых.

Ментор (от англ. mentor - наставник) - высококлассный специалист в какой-либо профессиональной области, который готов делиться своим профессиональным опытом с другими в целях их профессионального самосовершенствования (Дубовая, Малкина, 2020). Привлечение менторов к реализации дополнительных профессиональных программ, коррекции и расширению индивидуальных образовательных маршрутов слушателей способствует наиболее эффективному удовлетворению образовательных запросов взрослых в системе непрерывного профессионального образования.

Менторское сопровождение взрослых обучающихся в системе дополнительного профессионального образования основано на принципе интеграции науки, образования и производства и согласовывается с обновлением сущности этапов подготовки научно-исследовательских и научно-технических кадров, их устойчивым формированием и опережающим развитием.

Менторство как педагогический феномен включает в себя множество функций, среди которых выделяют: ценностно-ориентировочную, мотивационную, профессионально-проектировочную, консультативную, ор-ганизационно-деятельностную, адаптационную, экспертную и другие функции (Л. А. Зубова, 2021; Л. С. Дубовая, 2021; Т. Ю. Цибизова, О. М. Августан, Д. А. Сергеев, С. А. Марданов, 2017). Сочетание данных функций менторской деятельности определяет многообразие форм и методов работы ментора с наставляемым. Таким образом, менторство - это механизм, с помощью которого взрослые обучающиеся могут адресовать свои профессиональные затруднения тем, кто более компетентен в их решении. Нередко именно ментор способен раскрыть возможности взрослого обучающегося и оказать ему социально-профессиональную поддержку.

В качестве теоретико-методологической стратегии исследования феномена тьюторского и менторского сопровождения в системе дополнительного образования в нашем исследовании выступают основания ак-меологического, деятельностного и личностно-ориентированного подходов.

Акмеологический подход (А. А. Бодалёв, 1998; В. Н. Максимова, 2007; А. А. Деркач, 2000; Н. В. Кузьмина, Н. М. Жаринов, Е. Н. Жаринова, 2016) к реализации тьюторского и менторского сопровождения взрослых обучающихся в системе дополнительного профессионального образования раскрывается в каждой из реализуемых дополнительных профессиональных программ, включенных в единую индивидуальную образовательную траекторию развития личности слушателя, где взаимодействие складывается по типу «субъект-субъект», а не по типу «субъект-объект». При этом система дополнительного профессионального образования работает с привлечением внешних специалистов - менторов, которые реализуют и дополняют предметный компонент программ, предоставляя слушателю возможность получать информацию от различных профильных специалистов, что обеспечивает в более полной мере стимулирование профессиональной мотивации и развитие личностного потенциала для достижения вершин в профессиональной деятельности.

Деятельностный подход (С. Л. Рубинштейн, 1997; А. Н. Леонтьев, 1975; Л. С. Выготский (1997) предполагает такой способ организации деятельности обучаемых, при котором они сами становятся организаторами и участниками собственного профессионального развития. Целью деятельностного подхода является формирование ответственности за собственную жизнь, становление личности как субъекта жизнедеятельности, развитие умения самостоятельно ставить профессиональные цели и отвечать за результаты. Опираясь на деятельностный подход в организации тьюторского сопровождения взрослых слушателей, мы направляем педагогические возможности всего коллектива учреждений дополнительного профессионального образования на организацию активной, на повышенном уровне сложности деятельности, поскольку лишь через активное участие в учебном процессе происходит усвоение новых компетенций, формируются личностные качества высококвалифицированного профессионала.

Личностно-ориентированный подход, по мнению А. В. Хуторского (2012), предполагает организацию такого обучения, при котором дидактический потенциал обучения реализуется с опорой на интересы и индивидуальные особенности обучающихся. Применение данного подхода в тьюторском и менторском сопровождении слушателей дополнительных профессиональных программ обуславливает адресную направленность подготовки кадров, усиление роли слушателя в обучении, предоставление ему выбора индивидуальной образовательной траектории в каждом из изучаемых курсов. Данный подход мы реализуем через индивидуальную и коллективную творческую деятельность, определяя и развивая индивидуальные особенности слушателя и уникальность его образовательных запросов.

Для эффективного функционирования системы дополнительного образования взрослых организациям дополнительного профессионального образования необходимо сместить акценты с формальных менеджерских функций по организации обучения слушателей на более адресные тьюторские функции, предполагающие максимальную индивидуализацию образовательного процесса слушателя в системе непрерывного профессионального образования.

Ориентация на профессиональные дефициты и образовательные запросы личности в системе дополнительного профессионального образования актуализирует особую тьюторскую позицию сотрудников учреждений

дополнительного образования (Силенков, Тарасова, 2021), которые на сегодняшний день выполняют функции навигатора по разноплановым модульным программам дополнительного профессионального образования, помощника, консультанта, организатора учебной деятельности и персонализированной среды. По мнению И. В. Жижиной (2014), на тьюторов возлагается особая ответственность, так как именно они организуют условия для непрерывного образования взрослого обучающегося как субъекта собственной учебной деятельности, осознающего цели собственного профессионального развития, а также способы и средства их достижения.

Таким образом, межличностное сотрудничество слушателя и тьютора строится с опорой на индивидуальную траекторию обучения и рефлексивное соотнесение его достижений с личными интересами и устремлениями (Орлова, Бородина, Урвачева, 2022). При этом ключевыми ориентирами тьюторского и менторского сопровождения в системе дополнительного профессионального образования становятся персонификация и адресность модульных программ. Мы согласны с утверждением К. С. Шумаковой (2012) о том, что применение тьюторинга и менторства способствует разрешению противоречий и недостатков организации процесса повышения квалификации, поскольку содержание обучения трансформируется, обеспечивая возможность его гибкого изменения и перехода на вариативные дифференцированные и индивидуальные программы.

Опыт практической деятельности Института непрерывного и дополнительного образования ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (далее - ЮУрГГПУ) в части тьютор-ского и менторского сопровождения взрослых обучающихся демонстрирует положительные изменения в модернизации системы дополнительного профессионального образования, что позволило определить следующие педагогические условия для реализации индивидуального образовательного маршрута слушателей дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки:

- первоначальная диагностика уровня профессиональной компетентности, определение профессиональных дефицитов и актуальных образовательных потребностей слушателей;

- подбор наиболее подходящей дополнительной профессиональной программы или модулей нескольких программ, а также форм и сроков освоения содержания дополнительных профессиональных программ;

- конструирование индивидуального образовательного маршрута, состоящего из инвариантной и вариативной частей;

- индивидуальное соотношении теоретической и практической подготовки, организации профессиональных проб и стажировок в рамках освоения индивидуального образовательного маршрута;

- учет критериев оценки уровня и качества подготовки по каждому виду деятельности слушателя, форм итоговой и промежуточной аттестации;

- тематика консультаций, мастер-классов и других образовательных событий, соответствующих целям индивидуального образовательного маршрута.

Таким образом, ключевое значение тьюторского сопровождения в системе дополнительного профессионального образования - помощь личности в построении индивидуального образовательного маршрута, демонстрация взрослому обучающемуся вариативности и доступности разнообразных образовательных ресурсов, средств достижения целей профессионального саморазвития и решения профессионально значимых задач. Очевидно, что при такой организации образовательного процесса важной фигурой его администрирования становится тьютор. Заметим, что, несмотря на то, что индивидуальный образовательный маршрут подразумевает неукоснительное выполнение, в реальной практической деятельности обучения взрослых он носит рекомендательный характер и может пересматриваться, корректироваться в течение нескольких встреч, главным образом в сторону расширения вариантов и поиска возможностей удовлетворения образовательных потребностей.

Действующий на базе Института непрерывного и дополнительного образования ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ» менторский клуб объединил более 60 высококлассных специалистов страны, готовых делиться профессиональным опытом с обучающимися по программам дополнительного профессионального образования. При этом формы работы ментора с наставляемыми разнообразны и учитывают в первую очередь индивидуальные потребности самих слушателей. Менторы привлекаются как для групповых, так и для индивидуальных консультаций, оказывают содействие в процессе составления и корректировки индивидуальных образовательных маршрутов, предоставляют площадки для профессиональных проб и стажировок, оказывают индивидуальную помощь в развитии профессиональных способностей, подборе профессиональной литературы, курсов повышения квалификации, профессиональных сайтов, организуют тренинги и онлайн-консультации в чате.

Одной из популярных форм менторского наставничества являются профессиональные пробы на производстве, когда обучение слушателей программ повышения квалификации происходит непосредственно на рабочем месте, где более опытный сотрудник передает свои знания менее квалифицированному в данной области специалисту. В целях эффективного взаимодействия с обучающимся менторам необходимо придерживаться заранее разработанной программы работы, определить необходимые условия для ее реализации в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки наставляемого слушателя. Программа работы ментора должна опираться на индивидуальный образовательный маршрут слушателя и реализовывать следующие педагогические условия:

- наличие взаимной заинтересованности сторон в сотрудничестве;

- постановка реальных целей профессионального развития и путей их достижения;

- организация наставничества посредством информационно-методологического и организационно -технологического обеспечения процесса обучения;

- следование четким критериям и методике оценки профессиональных достижений;

- осуществление административного контроля за процессом наставничества со стороны сотрудников учреждения дополнительного профессионального образования.

Выявленные в процессе исследования педагогические условия организации тьюторского и менторского сопровождения апробировались на базе Института непрерывного и дополнительного образования ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ». Так, с 2021 года благодаря совместной работе тьюторов и менторов обучение по индивидуальным маршрутам было организовано для 328 слушателей дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

В нашем исследовании индивидуальные образовательные маршруты выступают как средство индивидуализации и дифференциации обучения, как форма конструктивного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса с целью их личностного развития. Алгоритм тьюторского и менторского сопровождения индивидуального образовательного маршрута взрослых слушателей Института непрерывного и дополнительного образования ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ» предусматривает:

- диагностику уровня профессионального мастерства, определение перспектив и точек роста для каждого слушателя;

- составление на основе полученных результатов индивидуального образовательного маршрута, постановку реальных целей профессионального развития и путей их достижения;

- реализацию маршрута;

- рефлексивный анализ эффективности индивидуального образовательного маршрута.

Заметим, что хоть индивидуальный образовательный маршрут и определяет специфику организации обучения на протяжении определённого времени, зачастую невозможно разработать четкий и конкретный маршрут слушателя на длительный срок, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в профессиональном развитии и позволяет своевременно корректировать содержательно-методические компоненты педагогического процесса. В этой связи на этапе создания первичного образовательного маршрута слушателям дополнительных профессиональных программ предлагается составить маршрут профессионального развития сроком на один год.

Примерная структура индивидуального образовательного маршрута слушателей Института непрерывного и дополнительного образования ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ» включает следующие разделы:

1. Определение цели и задач профессионального развития или индивидуальной темы самообразования.

2. Определение приоритетных направлений развития:

- профессиональных (содержание работы);

- нормативно-правовых (нормативно-правовые акты, законы, стандарты, необходимые для работы);

- методических (технологии, формы, методы, приемы);

- научных (публикации, конференции);

- социально-психологических (взаимодействие в профессиональном коллективе: навыки делового общения, основы конфликтологии, психологии управления и т.д.);

- цифровых (информационно-коммуникационные технологии в работе);

- личностное (саморазвитие профессиональных личностных качеств).

3. Конкретные действия и мероприятия по каждому из направлений развития.

4. Сроки для каждого из мероприятий и действий.

5. Форма представления результата своей работы по каждому направлению.

Примерный образовательный маршрут слушателя может содержать такие элементы, как: вариативные учебные планы и образовательные программы; курсы повышения квалификации в иных учреждениях дополнительного профессионального образования; обобщение и распространение опыта через профессиональные объединения разных уровней по вопросам выбранной темы; посещение семинаров, открытых занятии" и мастер-классов; создание творческих групп или объединение в группы с коллегами со смежными темами (или ранее занимающимися изучением данного вопроса), участие в конкурсах профессионального мастерства различного уровня; выступления на научно-практических мероприятиях, самообразование.

Представленный анализ практического опыта организации маршрутной системы обучения взрослых слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки свидетельствует о переориентации системы непрерывного и дополнительного образования на индивидуальные образовательные запросы и разноплановые потребности обучающихся в рамках освоения типовой дополнительной профессиональной программы, сформированной с учетом требований профессиональных стандартов.

Таким образом, организация тьюторского и менторского сопровождения слушателей дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки возможна при соблюдении комплекса выявленных в ходе исследования педагогических условий, которые способствуют максимальному удовлетворению потребностей личности в повышении профессионального мастерства, саморазвитии и успешной адаптации к требованиям профессии.

Заключение

Внедрение механизмов тьюторского и менторского сопровождения в систему непрерывного дополнительного образования - необходимый, но достаточно трудоемкий процесс. Для его эффективной организации учреждениям дополнительного профессионального образования следует максимально учитывать образовательные запросы личности и профессиональные цели саморазвития конкретного специалиста.

Тьюторское и менторское сопровождение взрослых обучающихся в учреждениях системы дополнительного профессионального образования представляет собой совместную творческую работу педагогов и слушателей по профессиональному самосовершенствованию, включающую в себя комплекс организационно-координационных, консультативно-практических, социально-педагогических мероприятий.

Анализ опыта практической деятельности позволяет сделать вывод о значимости индивидуализации и персонификации образовательного процесса в системе непрерывного дополнительного профессионального образования.

Содержательно-методические аспекты реализации тьюторского и менторского сопровождения в максимальной степени содействуют выявлению и устранению профессиональных дефицитов слушателей, способствуют удовлетворению актуальных образовательных запросов личности, расширяют возможности продолжения образования, предоставляют разнообразные варианты для выстраивания дальнейшей индивидуальной образовательной траектории профессионального развития.

Перспективы дальнейшего исследования мы видим в более детальном изучении и апробации алгоритмов тьюторского и менторского сопровождения в системе непрерывного дополнительного профессионального образования.

Источники | References

1. Андреева Е. А. Внедрение тьюторских моделей обучения как одно из условий реализации индивидуализации при модернизации российского образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия «Педагогика, психология». 2011. № 1 (4).

2. Бабаева А. В. Современные технологии и формы педагогического наставничества // Наука через призму времени. 2021. № 1 (46).

3. Березова Н. А. Реализация тьюторского сопровождения студентов педагогического вуза // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2021. № 2.

4. Богачев А. Н., Цилицкий В. С. Тьюторское действие в образовании: теория, практика, подготовка кадров. Челябинск: ЮУ НЦ «РАО», 2021.

5. Бодалёв А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта; Наука, 1998.

6. Выготский Л. С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1997.

7. Гущина Т. Н. Тьюторские практики в повышении квалификации педагогов дополнительного образования детей // Инновации в школьном образовании. 2017. № 12.

8. Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. М., 2000.

9. Дубовая Л. С. Сущность менторства в сфере образования и отличие от других технологий обучения // Сибирский учитель. 2021. № 3 (136).

10. Дубовая Л. С., Малкина Е. А. Повышение качества управления образовательными организациями посредством деятельности общественно-профессионального института менторства // Сибирский учитель. 2020. № 1 (128).

11. Дьячкова М. А., Ланских М. Е. Профессия «тьютор» и ее место в образовательном пространстве школы // Вопросы образования: история, теория, практика: сб. науч. ст: в 2-х ч. Екатеринбург: УрГПУ, 2016. Ч. 1.

12. Жижина И. В. Организация работы тьютора в системе дополнительного профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Зубова Л. А. Наставничество, фасилитация, менторство, коучинг. Особенности и различия // Молодой ученый. 2021. № 46 (388).

14. Карманова О. Л., Королева С. В. Этапы тьюторского сопровождения взрослых в профессиональном самоопределении: теоретический аспект // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2021. № 1.

15. Ковалёва Т. М. Оформление новой профессии тьютора в российском образовании // Вопросы образования. 2011. № 2.

16. Коджаспирова Г. М. Возникновение и эволюция становления тьюторства в России // Наука и школа. 2019. № 1.

17. Костина Н. А. Тьютор как сопровождающий для ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Сибирский учитель. 2019. № 1.

18. Кузьмина Н. В., Жаринов Н. М., Жаринова Е. Н. Акмеологические технологии профессионального образования. СПб.: Центр стратегических исследований, 2016.

19. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.

20. Максимова В. Н. Акмеологический подход в педагогике: монография. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2007.

21. Орлова Т. Н., Бородина К. И., Урвачева А. А. Тьюторство как ресурс индивидуализации образования // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 2-1.

22. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997.

23. Рыбалкина Н. В. Размышления о тьюторстве. М. - Тверь: СФК-офис, 2016.

24. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Перемена, 1994.

25. Силенков В. И., Тарасова М. И. Дополнительное профессиональное образование взрослых как элемент непрерывного образования // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2021. Т. 20. № 1 (158).

26. Солодова Е. А., Ефимов П. П., Ефимова И. О. Особенности тьюторского сопровождения обучающихся в образовательной среде учебного заведения // Проблемы и перспективы развития образования: мат. VIII Меж-дунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). Краснодар: Новация, 2016.

27. Хуторской А. В. Системно-деятельностный подход в обучении: науч.-метод. пособие. М.: Эйдос; Изд-во Института образования человека, 2012.

28. Цибизова Т. Ю., Августан О. М., Сергеев Д. А., Марданов С. А. «Менторство» как элемент методики работы преподавателя в системе высшего профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4.

29. Цилицкий В. С. Конструирование индивидуальных образовательных траекторий тьюторского сопровождения обучающихся: методические рекомендации. Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2018.

30. Шумакова К. С. Тьюторинг как форма повышения квалификации педагогов // Педагогическое образование в России. 2012. № 1.

31. Щенников С. А. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования. М.: Дрофа, 2005.

32. Якиманская И. С. Основы личностно-ориентированного образования. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Ворожейкина Анфиса Вячеславовна1, к. пед. н., доц. Цилицкий Виталий Сергеевич2, к. пед. н.

1 2 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Vorozheikina Anfisa Vyacheslavovna1, PhD Tsilitsky Vitaly Sergeevich2, PhD

1 2 South Ural State University of Humanities and Pedagogy, Chelyabinsk

1 [email protected], 2 [email protected]

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 13.07.2022; опубликовано (published): 25.08.2022.

Ключевые слова (keywords): тьюторское сопровождение; менторское сопровождение; непрерывное дополнительное профессиональное образование; педагогические условия; индивидуальный образовательный маршрут; tutor support; mentor support; continuing additional professional education; pedagogical conditions; individual educational route.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.