УДК 371.011 ББК 74.200.51
В.О. Гусакова
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСПИТАНИИ
В статье анализируются точки зрения на понятие «педагогический потенциал» и его значение. Концептуально рассматривается понятие «педагогический потенциал» традиций православной культуры с учетом его актуальности в воспитании современных школьников и историко-культурных особенностей, обосновано его анагогическое содержание и описаны ценностные, содержательные и методические компоненты.
Ключевые слова: педагогический потенциал, традиция, православная культура, возможности, способности, ресурс.
V.O. Gusakova
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASES
OF THE PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE ORTHODOX CULTURAL TRADITIONS IN EDUCATION
The viewpoints on the concept «pedagogical potential» and its value are analyzed. The concept of pedagogical potential of the traditions of orthodox culture is conceptually is examined taking into account its urgency in education of contemporary pupils and historical cultural special features, its anagogical meaning are described the value, meaningful and systematic components are substantiated.
Key words, pedagogical potential, tradition, orthodox culture, possibility, ability, resource.
Современная картина педагогических знаний позволяет отметить возросший интерес исследователей к понятию педагогического потенциала в решении задач образования, о чем свидетельствуют успешно прошедшие защиту диссертации на соискание степени кандидата наук.
Значимая часть таких исследований касается педагогического потенциала культуры (М.А. Чистякова, 2007; О.М. Позднякова, 2008; Т.Л. Божин-ская, 2010) и ее компонентов: искусства (Е.Ф. Командышко, 2007), народного орнамента (И.Г. Седова, 2010), православной духовной музыки (А.А. Столица, 2010), литературно-художественных праздников (Е.В. Тараторин, 2012), материнского фольклора и традиционной игрушки (А.Б. Теплова, 2013), этнокуль-туры (Н.В. Еремина, 2015) и др.
Фундаментальным исследованием педагогического потенциала является
докторская диссертация А.А.-Д. Койчуева (2008), посвященная конкретной проблеме, а именно педагогическому потенциалу ислама в образовательной практике.
Однако при всем многообразии научных работ единый методологический подход к использованию понятия «педагогический потенциал» отсутствует, а напротив, наблюдается множество его толкований и интерпретаций.
Педагогический потенциал определяется «ценностно-смысловыми координатами (представлениями о должном / недолжном, добре / зле и пр.)» [4, с. 21] или как «совокупность воспитательных и образовательных средств, запасов и возможностей» [2] и «совокупность средств (ценностных, содержательных, методических), позволяющих оказывать воспитательные воздействия на людей» [1]; а также в контексте его реализации в предметной, деятельностной или событийной среде.
го го
го ш о ¡£ ГО О
О йЭ
Концептуально понятие педагогического потенциала рассмотрел В.А. Ми-трахович, который выделил следующие его значения:
1) возможность - «средство, условие, обстоятельство, необходимое для осуществления чего-нибудь» [3, с. 17];
2) способность - «характеристика системы, позволяющая ей актуализировать некое содержание самодвижения и воздействия на другие системы» [3, с. 18];
3) ресурс - средства, запасы, ценности и др.
Митрахович дает следующее определение потенциалу: «атрибут бытия и присущая всякой материально-духовной системе (отдельной личности, социальному институту, социуму и т.д.) совокупность (энергетического рода) параметров, обусловливающих (обеспечивающих) наличие у этих систем определённых возможностей, способностей, ресурсов для реализации (осуществления) ими тех или иных усилий,направленныхнасамосохранение и самодвижение, а также преобразование условий и характеристик среды и взаимодействие с ними» [3, с. 18].
Педагогический потенциал толкуется им как: «присущее человеку и социуму в целом, а также социально значимым предметам и явлениям свойство иметь определённые возможности, способности, ресурсы, направленные на формирование и развитие личности в процессе её образования» [3, с. 19].
Данные Митраховичем определения можно использовать и для характеристики предмета настоящей статьи - педагогического потенциала традиций православной культуры.
Выбор темы статьи обусловлен актуальностью реализации педагогического потенциала в дополнительном образовании и внеурочной деятельности в связи с введением новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Православная культура занимает доминирующее место в этой предметной области, но, чтобы реализовать заложенный в ее традициях педагогический потенциал, сегодня не хватает теоретико-
методологических основ и технолого-практического инструментария.
Важной особенностью православной культуры, сохраняемой в традициях, является определенный взгляд на: 1) человека как на уникальное биосоциальное и духовное существо, наследника опыта предыдущих поколений и потенциального устроителя, хранителя и возделывателя мира, ученика и наставника своим преемникам; и 2) его жизнь, как на путь к Истине, на котором человек раскрывает данные ему таланты, и по мере и глубине их раскрытия исполняет (или не исполняет) свое предназначение, реализует (или утрачивает) свой смысл жизни.
Жизнь человека имеет в традициях православной культуры непреходящую ценность, но полный смысл она приобретает только тогда, когда направлена на преобразование(спасение)самого себя и окружающего мира. Слова святого Серафима Саровского «Спаси себя сам, и вокруг тебя спасутся тысячи» определяют ориентиры жизненного пути человека.
Отсюда вектор педагогического потенциала, направленный, согласно Митраховичу, на «самосохранение и самодвижение, а также преобразование условий и характеристик среды и взаимодействие с ними», содержится уже в самой традиции православной культуры, которая рассматривается как культурно-исторический образ жизнедеятельности.
В воспитательной практике узнавание традиции и наследование культурно-исторического образа жизнедеятельности (уклада, поведенческих стереотипов и др.) позволяет формировать у учащихся ценностное сознание.
Процесс узнавания традиции и наследования культурно-исторического образа жизнедеятельности возможно осуществить в дополнительном образовании и внеурочной деятельности через углубленное изучение литературы (произведения русских классиков, прозаиков и поэтов, былин, агиографической литературы) и истории путем организации на занятиях педагогических со-бытий. В ходе таких со-бытий в игровой форме, исследовательской, проектной и
социально-культурной деятельности воспроизводятся специфические формы культуры (обряд, ритуал, обычай) или исторический факт, пережитый конкретной исторической личностью.
Все организованные на занятиях события проживаются:
• совместно со сверстниками - учащимися и «значимым взрослым» - педагогом;
• с определенной целью, которая в воспитании может быть обозначена как актуализация в самом себе лучших качеств - добродетелей, которые, исходя из этимологии слова, обязательно должны иметь результат - добро, достигнутое в деятельности;
• требуют осмысления (извлечения уже заложенных предками смыслов), осмысливания (наделения личностными, значимыми для каждого участника смыслами) и переосмысливания (выделения высших общих для всех смыслов).
Теоретико-методологические основы педагогического потенциала традиций православной культуры в воспитании определяются в соответствии с анагоги-ческим содержанием потенциала.
Анагогическое (греч. - восхождение) содержание позволяет разрабатывать систему воспитания на основе идеи лествицы (древне-русск. - лестницы) добродетелей - центральном образе право-славний культуры, воплощенном в художественных образах литературы, архитектуры и изобразительного искусства, которые могут служить дидактическими единицами.
Анагогическое содержание педагогического потенциала включает ценностные, содержательные и методические компоненты, обусловленные особенностями традиций православной культуры.
Ценностные компоненты реализации педагогического потенциала традиций православной культуры:
• Главная педагогическая ценность -личность, обладающая жизненной позицией, умеющая выстраивать жизненную стратегию.
• Жизненная позиция - смысловая доминанта, которая в традициях православной культуры опирается на понятия
«Путь - Истина - Жизнь»; где «Путь» -вектор жизненной стратегии личности; «Истина» - ценности, сохраняемые в традициях; «Жизнь» - ежедневная жизнедеятельность личности.
• Жизненная стратегия - план личности, стремящейся к совершенствованию, раскрытию талантов (исполнению своего предназначения), при реализации которого происходит осмысление, осмысливание и переосмысливание ценностей, хранимых в традициях православной культуры.
• Жизненный путь - постепенное восхождение по лестнице добродетелей, в ходе которого происходит духовное и нравственное самовоспитание личности.
Содержательными компонентами являются:
• Традиции православной культуры в духовно-нравственном воспитании школьников рассматриваются как пример (образ, ориентир) жизнедеятельности человека, передаваемый из поколения в поколение.
• Аксиологическая картина мира - система представлений учащегося об окружающем мире, как сотворенном бытии, в котором он сам является важным звеном межпоколенной цепи, наследником прошлого опыта предков, созидателем (изобретателем, творцом) будущего.
• Духовные практики православной культуры, которые в современной педагогике сохраняют исконное содержание в инновационных формах:
1) аскетизм, позволяющий учащимся регулировать свои жизненные/физические/физиологические потребности и актуализировать духовные; а педагогам мотивировать учащихся к самореализации в социальной практике, характеризующейся онтологически значимой содержательностью, внутренней и внешней результативностью, экономичностью, ведущей к подвижничеству;
2) подвижничество, способствующее реализации творческих способностей учащихся, направленное на самосозидание (самостроительство своей личности) и созидание мира вокруг себя;
3) наставничество, открывающее возможности для выстраивания взаимодей-
го ^
го
X
ф
н о с
о ¡£
0
1 I
о го го£
Ч С ф о с о _ ш .0
ей ш
о
X
о о
О)
.0
!б
I
о
II
О ей щ Го о с; ч" О о I- ей
Ф го ? &
§ « ф ^
Й-^ о Го
ф О.
I— I-
ствия ученика и педагога - «значимого взрослого» по принципу диалога, актуализирующее преобразование личности, как педагога-наставника, так и учащегося (обнаружение человеческого в человеке у каждого участника образовательного процесса).
Методические компоненты реализации педагогического потенциала православной культуры составляют технолого-практический инструментарий антропо-практики и включают:
• Организацию духовно-нравственного воспитания как последовательность педагогических событий - ценностно-ориентированных встреч, мотивирующих учащихся к актуализации жизненной позиции и выстраиванию жизненной стратегии.
• Ценностно-смысловое пространство традиции православной культуры, которым может стать образовательная организация, учреждение культуры (театр, музей, библиотека), храм, городское пространство (мемориал, парк, улица).
• Взаимодействие наставника - «значимого взрослого», носителя ценностей,
содержащихся в традициях, и учащегося - восприемника этих ценностей.
Исходя из вышесказанного, педагогический потенциал традиций православной культуры можно определить как:
Комплекс воспитательных возможностей, содержащихся в традициях православной культуры, определяющих взаимоотношения людей, поведение, уклад жизни, служение, быт, творчество - для самовоспитания учащимися в самих себе лучших человеческих качеств (православных добродетелей: любовь, нестяжание, целомудрие, смирение, воздержание, смирение, трезвение) и формирования ценностного отношения к жизни.
Совокупность ценностей, на основе которых учащийся конструирует аксиологическую картину мира.
Ресурс для разработки антропопрак-тики - совместной деятельности субъектов педагогического процесса для раскрытия каждым заложенных в нем талантов в событийной общности в дополнительном образовании и внеурочной деятельности.
Библиографический список
1. Койчуев, А.А-Дж. Педагогический потенциал ислама в светских образовательных практиках [Электронный ресурс]: дис. ... д-ра пед. наук / А.А-Дж. Койчуев. - Ставрополь, 2008. - 326 с. - Режим доступа: URL: http://www.ceninauku.ru/about/services/services/page_18126.htm. - [Дата обращения: 15.06.2016].
2. Левкина, Л.И. Педагогический потенциал русского изобразительного искусства второй половины 19 - начала 20 века [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Л.И. Левкина. - Нижний Новгород, 2001. - 227 с.
3. Митрахович, В.А. Потенциал как педагогическая категория [Текст] / В.А. Митрахович // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2008. - № 9. - С. 16-20.
4. Теплова, А.Б. Педагогический потенциал материнского фольклора и традиционной игрушки для становления картины мира современного ребенка [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Б. Теплова. - М., 2013. - 23 с.
References
1. Koychuev, A. A- G. Pedagogical potential of Islam in the secular educational practice. Dis. ... doctor of sciences (Education). Stavropol, 2008. P. 326 [in Russian].
2. Levkina, L.I. Pedagogical potential of the Russian fine art of the second-half 19 - of the beginning 20 of century. Dis. ... cand. of sciences (Education). Nizhniy Novgorod, 2001. P. 227. [in Russian].
3. Mitrakhovich V.A. Potential as a pedagogical category. Izvestia Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2008. № 9. P. 16-20. [in Russian].
4. Teplova A. B. Pedagogical potential of maternal folklore and traditional toy for the formation of the picture of the peace of contemporary child. Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences (Education). Moscow, 2013. P. 23. [in Russian].
Сведение об авторе: Гусакова Виктория Олеговна,
кандидат искусствоведения, докторант, кафедра педагогики, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Information about the author: Gusakova Victoria Olegovna,
Candidate of Sciences (Art Criticism), Doctoral candidate, Department of Pedagogy, Herzen University, Saint-Petersburg, Russia. E-mail: [email protected]
УДК 373.7 ББК 74.5
О.В. Денисова
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПОЭТАПНАЯ ПРОЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОИСКУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ТЕХНИКА В ПРОЕКТНОМ ОБУЧЕНИИ
В МАЛОЙ ГРУППЕ
.0 X -О
В статье рассмотрено одно из организационно-педагогических условий, способствующих эффективному профессиональному саморазвитию будущего техника в проектном обучении в " 0 малой группе. Дана характеристика этапов формирования профессионального саморазвития
!о
О I
будущих техников в проектном обучении в малой группе: самоопределения, самовыражения и ф с; самореализации. Результаты могут быть использованы для дальнейших исследований проблем профессионального саморазвития будущих техников в профессиональной педагогике. ^ о §
Ключевые слова: профессиональное саморазвитие будущего техника, поэтапная проективная о £ деятельность, проектное обучение, малая группа. о
8 | | -О СО «1
ь о ш
° 5 5
O.V. Denisova
PURPOSEFUL STAGE BY STAGE PROACTIVE ACTIVITIES TO SEARCH FOR PROFESSIONAL SOLUTIONS WHEN DOING TECHNICAL PROJECTS IN SMALL GROUP PROJECT BASED
LEARNING AS A CONDITION OF A FUTURE TECHNITIAN PROVESSIONAL SELF DEVELOPMENT
An organizational and pedagogical condition, facilitating professional self development when learning in a small group, is discussed. Stages of forming professional self development of future technicians in project based small group learning: personal identity, self expression and self realization, are characterized. The results can be used in further research of professional self development problems of the future technicians and in vocational pedagogy.
Key words: professional self development of future technician, stage by stage proactive activities, project based learning, small group.
Проблема профессионального са- центральных мест в психологии профес-моразвития личности занимает одно из сиональной деятельности. Так, широко
X
>1
£ * ф ÎD го т
ш с L- ^ ^
к m
ф о ° =
S « ? 5 о н
ÏC1)
Sïgâ
ф ^ с
° a m
К X s I ф X
□ 1-ю р «
5 * О
о
сю ^ к го ^
ГО О-ст
1 Я ^ I гою
Ф О-
со
t'l 3
Го s (Л I I о. Ф Ф о
lis
^"О-О