УДК 371.011 ББК 74.005.1
В.О. Гусакова
анагогическая парадигма воспитания личности на основе агиографической и иконографической традиции православной культуры
В статье дано обоснование анагогической парадигма воспитания в контексте парадигмы традиции; описаны методологические, теоретические и технолого-практические компоненты анагогической парадигмы; дана модель ее реализации на основе агиографической и иконографической традиции православной культуры; представлены этапы восхождения человека к идеалу.
Ключевые слова: анагогическая парадигма, восхождение к идеалу, традиция, житие, икона, воспитание.
V.O. Gusakova
THE ANAGOGIC PARADIGM OF EDUCATION PERSONALITY on the BASIS OF hagiographic AND iconographic TRADITIONS OF ORTHODOx CULTURE
The substantiation to the anagogic paradigm of education in the context of the paradigm of tradition is given; the methodological, theoretical and technological-practical components of anagogic paradigm are described; the model of its realization on the basis of the hagiographic and iconographic tradition of orthodox culture is given; the stages of the ascending of pupil to the ideal are presented.
Key words: the anagogic paradigm, ascending to the ideal, tradition, hagiography, the icon, education.
Важной характеристикой современной педагогической реальности является ее полипарадигмальность (И.А. Колесникова, О.Г. Прикот, Г.Б. Корнетов, Ю.Б. Громыко), где под парадигмой понимается: научная модель постановки и решения проблемы (Т. Кун); «непро-явленная сама по себе и не поддающаяся прямой рефлексии структурирующая реальность, которая, всегда оставаясь за кадром, устанавливает основные, фундаментальные пропорции человеческого мышления и человеческого бытия» [1, с. 38-39]; «модель научной деятельности как сово-
купность теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев» [4, с. 15]; обобщающая модель теории и практики образования (Корнетов). Колесникова выдвигает концепцию трех парадигм: научно-технократическую и гуманитарную парадигмы и парадигму традиции, которая базируруется на религиозном миропонимании и иногда носит название эзотерической (О.Г. Прикот).
Предлагаемая анагогическая парадигма как модель теории и практики воспитания личности целесообразно рассмотреть в соотношении с парадигмой традиции (табл. 1).
о
О Ф т
S
го
го ф
ш о
х 5
я а
о ^ го Б
¡1 и
т m
58
ca го
i 5 i
a ^
го ч
S го
i- О.
S H
^ >s
ГО о
С ф
8f
£ о
a i
< S
Индикатор Анагогическая парадигма Парадигма традиции (по И.А. Колесниковой)
Понимание традиции Культурно-исторический образ (икона) реальности, образец жизненной стратегии, пример жизнеутверждающего воплощения духовных идей Промежуточное звено «между миром принципов, духовных идей и миром их воплощения» [3, с. 28]
Механизм «духовной преемственности в масштабе всечеловеческой, этнической и религиозной общности»
Миропонимание Сотворенное вечное и бесконечное бытие Рамочная конструкция
Место человека в мире/ отношение человек - Мир Человек - венец творения, ради которого сотворен Мир; Человек в Мире - личность, призванная хранить и возделывать Мир для потомков Подчиненность неким высшим законам; зависимость всего жизненного цикла человека от природных сил
Отношение человек - Бог Сын - Отец Абсолют - предельный критерий смысла и цели человека
Отношение человек - человек Соборность на основе духовной идентификации личностей Индивидуальное начало переплетается с соборным
Отношение к Истине Свобода у тех, кто познал Истину. («И познаете истину, и истина сделает вас свободными» Ин. 8: 32) «Абсолютная истина вечна и неизменна» [3, с. 29]. Равенство всех перед Истиной
Общение По принципу диалога По принципу подчинения ученика учителям, наставникам, родителям
Вектор воспитания Направлен на выработку человеком жизненной стратегии как восхождения к своему образу (личности) Направлен «на духовное развитие, дисциплину внешней и внутренней жизни человека» [3, с. 30]
Исходя из таблицы 1 выделим методологические, теоретические и технолого-практические компоненты анагогиче-ской парадигмы:
Методологические компоненты:
• традиция включается в образовательную практику как «образ реальности», образец жизненной стратегии, передаваемый из поколения в поколение;
• аксиологическая картина мира -система представлений о сотворенном бытии, в котором главными ценностями являются личность, способная выстраивать путь в пространстве бытия и идти по нему к своему предназначению, и ее взаимодействие с Богом по образу сыновства;
• смысложизненная позиция как смысловая доминанта, определяемая в
понятиях «Путь - Истина - Жизнь», соответствующих выработке жизненной стратегии (Путь) - как восхождения к своему образу (личности) в процессе осознания и реализации своего предназначения -замысла Божьего о конкретном человеке (Истина), преображение человека в процессе его деятельности - преобразования мира, сохранение наследия предков и возделывание его для потомков (Жизнь).
Теоретическими компонентами ана-гогической парадигмы могут стать:
• главная педагогическая ценность -жизненный путь человека и специфика раскрытия его смысложизненной позиции в со-бытийности;
• жизненный путь человека рассматривается как осмысленное решение
соответствующих каждому возрастному периоду задач.
Технолого-практические компоненты:
• педагогический процесс организуется как последовательность событий, мотивирующих человека к раскрытию своего предназначения через восхождение к идеалу;
• педагогическое взаимодействие осуществляется в форме диалога (получения и передачи ценностей от предков к потомкам).
В структуру анагогической парадигмы как обобщающей модели теории и практики образования положена идея лествицы (др.-рус. - лестница).
Лествица - центральный сакральный образ православной культуры, исконный смысл которого поступательное (по ступеням лествицы) восхождение к идеалу раскрывается в агиографии, иконографии, церковной архитектуре и правилах жизненного устройства.
В "У1-"УП вв. лествица, впервые описанная в Священном Писании (Быт. 28. 12-17), стала семантической моделью восхождения человека, описанной в трактате «Лествица райская» или «Скрижали духовные» преподобного Иоанна Лествичника.
Лествицу сравнивают с крестом, который в традициях православной культуры есть «реальность, изначальная данность нашего существования» (Патриарх Кирилл). Это означает, что с момента рождения человека его жизнь развивается не только в возрастной горизонтали - от младенчества к старости, но и по вертикали - как восхождение из поврежденного состояния к обновленному.
На каждой новой ступени человек решает определенные ему возрастом задачи. От правильности их решения зависит дальнейшее развитие жизненного пути. Если учащийся неполноценно решает задачи на первом этапе в начальной школе, то вектор каждого последующего этапа либо отклоняется от цели предназначения, либо обращается назад, к допущенной в предшествующий этап ошибке, но уже на ином осмысленном уровне.
Кроме того, важно учитывать, что человек совершает свое восхождение по лествице даже в течение одного дня, либо двигаясь к своему предназначению, либо отклоняясь от него. Процесс такого восхождения можно уподобить спирали: на каждом последующем витке спирали человек проходит те же ступени, но уже на ином ценностном и смысловом уровне.
Традиции православной культуры сохраняют многочисленные примеры реализации принципа восхождения к идеалу по лествице. Рассмотрим его на примере агиографической литературы (житиях святых) и житийных икон. В педагогической практике житийные тексты и репродукции с житийных икон можно использовать в качестве инструментария.
Агиографическая (от греч. hagios -святой, grapho - пишу) литература представляет собой установленную нереалистическую форму словесного изображения жизненного пути человека, обязательно достигшего святости не зависимо от социальной или профессиональной ориентации. Агиография, как и иконография, отвергает фактическую и документальную конкретику в пользу выявления духовного образа человека, и потому нередко именуется «словесной иконой».
На занятиях школьник может выбрать тот текст, который ему наиболее интересен в процессе личностного самоопределения. Как правило, внимание подростков сосредотачивается на профессиональной принадлежности того или иного святого. Меньше всех их интересуют монахи, но, если они могут определить по тексту жития их роль в истории государства, то интерес, напротив, возрастает.
В отличие от биографии, житие повествует о выборе жизненного пути и следованию по нему с целью уподобления идеалу - Богочеловеку - и пишется исключительно потомками или наследниками духовного опыта, которые оценили жизнедеятельность описываемого человека как образцовую. Нет и быть не может жанра автожития, сходного с автобиографией. В этом обстоятельстве заложен важный воспитательный потенциал:
о ¡£
о ф
т го
го
X
н о о
X
т ^
с;
к ^
X
го
н ^
а ^
го ч
2 ГО
1- О.
^ Н
ГО о С ф
ЕЕ
£ О т *
о
т
человек формирует добрую память о себе своими делами и поступками, скрывая их от людского взора. Добро обнаруживает себя само. Задача потомков это добро приумножить. Житие - это взгляд из настоящего на прошлое для примера будущим поколениям.
В Древней Руси агиографическая литература служила руководством по духовно-нравственному воспитанию, подразумевавшим актуализацию у человека внутреннего (эмоционального) переживания от читаемого или слышимого, формирование образных представлений и соотнесения их со своей собственной жизнью. «Единственный интерес, который привязывал внимание общества, подобного древнерусскому, к судьбам отдельной жизни, был не исторический или психологический, а нравственно-назидательный: он состоял в тех общих типических или нравственных схемах, которые составляют содержание христианского идеала» [2, с. 301]. Такая нравственная схема в словесной и изобразительной форме фиксировала «вечные» традиционные смыслы возрастных этапов жизненного пути человека: восхваление родины и родителей святого; чудесное предвозвещение его рождения; рождение и нравственное поведение в детстве, отрочестве и юношестве, отказ от озорных игр, тяга к книжности; духовное восхождение: искушения и борьба со страстями, решительный поворот на путь спасения, трудности на этом пути, исполнение заповедей и др.; кончина и посмертные чудеса; а также краткое предисловие и послесловия агиографа, в которых определяется значимость жизнеописания для потомков.
Педагогическая значимость агиографической литературы сегодня может быть обозначена следующими положениями:
• жития являются свидетельством сохранения и воспроизведения традиций православной культуры в разные эпохи:
• жития отражают духовно-нравственный «климат» эпохи - ее противоречия, идеологические и эстетические тенденции, идеалы;
• житие открывают ретроспективу опыта подвижничества дают множество примеров жизненного пути к святости -восхождения к идеалу;
• жития раскрывают процесс становление личности - обновление человека через утверждение добродетелей и искоренение страстей на каждом возрастном этапе: «Житие просеивается сквозь сито критического подхода к личности и жизненному пути святого, чтобы получить биографическое научное жизнеописание святителя, преподобного или благоверного князя» [5, с. 259].
В современной образовательной практике более востребовано у учащихся смысловое «прочтение» житийной иконы, чем агиографической литературы. Склонные к симультанному восприятию информации подростки внимательно разглядывают отдельные клейма и задают вопросы, касающиеся, как правило, не жития в целом, а отдельным его эпизодам. Интерес не к целому, а отдельным его частям объясняется характерными чертами подрастающего поколения -«цитатным сознанием» и «калейдоско-пичностью» впечатлений, получаемых из постоянно насыщаемого информационного пространства.
Но даже при таком эпизодическом прочтении иконы учащийся совершает свое восхождение по уже описанному выше спиралевидному маршруту от человека до святого. Композиция житийной иконы построена так, что образ в среднике являет преображенного человека, победившего своей праведной жизнью смерть, уподобившегося Христу и воссоединившегося с Ним в Царствии Небесном, а сюжеты клейм демонстрируют его жизненный путь к Первообразу. Начальное клеймо помещается в верхнем левом углу иконы. Далее последовательность клейм развивается слева направо и заканчивается внизу справа так, что при их рассмотрении создается целостное впечатление о жизненном пути (подвигах, чудесах) человека с рождения до кончины, а иногда и последующей вечной жизни (посмертные чудеса).
Прочтение иконы, осуществляемое на четырех ступенях (уровнях): букваль-
ном, аллегорическом, моральном и ана-гогическом, тоже может рассматриваться как процесс вхождения в традицию.
Буквальный уровень подразумевает рассмотрение и ознакомление с сюжетом; аллегорический - раскрытие зашифрованного в иконных образах смысла; моральный - соотнесение этого смысла с собственными жизненными установками; анагогический - совершенствование своей природы. Для большинства школьников характерно прочтение иконы на первых двух уровнях, тогда как только третий и четвертый дают возможность уяснить духовный и нравственный смысл иконы и принять образ, запечатленный на ней, в качестве идеала. Отсюда, важная задача педагога заключается в направлении обучаемых путем, ведущим к достижению самой высокой анагогиче-ской ступени.
Знакомство с агиографической и иконографической традицией православной культуры открывает перед учащимся возможности диалога со своим историческим прошлым, запечатленном в художественных и изобразительных образах. В ходе такого диалога происходит встреча двух миров - реального и идеального, со-бытия учащегося с историческим бытием, определенного временного периода с вечностью. Это позволяет учащимся актуализировать в сознании традиционные духовно-нравственные ценности и определить свою сопричастность к ним, сконструировать свою перспективу жизни в единой канве жизнедеятельности общества (семьи, народа), соотнести ее с иконописным образом, скорректировать свое мировоззрение и, как следствие - свою, событийную реальность.
Расшифровка знаков или иконописных символов мотивирует учащегося к позитивному осмыслению самого себя как личности, пребывающей одновременно
в со-бытии (субъективной реальности) и бытии (объективной реальности, сохраняемой в традиции), в окружении себе подобных, сотворенных по совершенному образу и подобию Божию, людей, живущих, как и он, в том же бытии, но в своем со-бытии.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что знакомясь с агиографической и иконографической традицией православной культуры, человек вступает в диалог с историческом прошлым и его лучшими представителями, в ходе которого происходит его духовно-нравственное восхождение к идеалу.
Поступательно, шаг за шагом, у учащегося формируется оценивающая позиция по отношению к самому себе и к той реальности, в которой протекает его жизнь, и складывается аксиологическая картина мира, в которой главной ценностью для него самого является возможность служить Отечеству, людям, делать добро на протяжении всего жизненного пути.
К старшим классам у учащегося, как правило, определяется смысложизнен-ная позиция и, в зависимости от тех ценностей, которые он воспринял в предыдущие периоды своего образования, он либо продолжает свое восхождение и самоопределяется в разных сферах жизни, либо остается в неопределенном положении, не зная где найти свое поприще.
Применение анагогической парадигмы как модели теории и практики воспитания личности позволяет педагогу создавать на занятиях события, способствующие мотивации учащихся к осмысленному решению соответствующих каждому возрастному периоду задач, раскрытию своего предназначения через восхождение к идеалу и выстраивание жизненной перспективы как непрерывного сохранения и приумножения завещанных и переданных предками ценностей.
о
О Ф т
s -&
го
го ф
CÛ
о
х 5
я а
о ^
о о
Библиографический список
1. Дугин, А.Г. Эволюция парадигмальных оснований науки [Текст]: монография / А.Г. Дугин. -М.: Арктогея-Центр, 2002. - 418 с.
2. Ключевский, В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник [Текст]: монография / В.О. Ключевский. - М.: Астрель, АСТ, 2003. - 398 с.
х т s с; к s х го
IS
m ^ го ч S го а.
S H ^ >s
ГО о С ф
s
® ä J
о
eS
s -
С S
3. Колесникова, И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии [Текст]: монография / И.А. Колесникова. - СПб.: СПБГУПМ, 1999. - 242 с.
4. Краевский, В.В. Проблема парадигмы в методологии педагогики [Текст] / В.В. Краевский // Современные проблемы педагогики: парадигма науки и тенденции развития образования: матер. Всероссийской методологической конференции-семинара: в 2 ч. Ч. 1. Парадигма педагогики в контексте развития научного знания. - Краснодар, 2006. - С. 15-22.
5. Лепахин, В.В. Икона и иконичность [Текст]: монография / В.И. Лепахин. - СПб.: Успенское подворье Оптиной пустыни, 2002. - 400 с.
Referencеs
1. Dugin A.G. Evolution of the paradigm bases of science. M.: Arktogeya-tsentr, 2002. P. 418. [in Russian].
2. Klyuchevskiy V.O. The hagiography of the saints as an historical source. M.: Astrel, AST, 2003. P. 398. [in Russian].
3. Kolesnikova I.A. Pedagogical reality in the mirror of inter-paradigm reflection. St. Petersburg: SPBGUPM, 1999. P. 242. [in Russian].
4. Kraevskiy V.V. Problem of paradigm in the methodology of pedagogy. Sovremennyie problem pedagogiki: pradigma nauki I tendentsii razvitia obrazovania. 2 part. P. 1. Paradigma pedagogiki v contexte of trazvitia nauchnogo znania. Krasnodar, 2006. P. 15-22. [in Russian].
5. Lepakhin V.V. Icon and iconicity. St. Petersburg: Uspenskoe podvorie v Optinoy pustyni, 2002. P. 400. [in Russian].
Сведения об авторе: Гусакова Виктория олеговна,
кандидат искусствоведения, докторант, кафедра педагогики,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург. E-mail: [email protected]
Information about the author: Gusakova Victoria Olegovna,
Candidate of Sciences (Art Criticism), Doctoral Candidate, Department of Pedagogy,
Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg, Russia. E-mail: [email protected]
О od