Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №9. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/58
В настоящее время законодательство Республики Узбекистан, направленное на координирование инвестиционной деятельности представляет, в том числе в регионах страны собой значительный массив нормативно-правовых актов, основанный на законах «Об инвестиционной деятельности», «Об иностранных инвестициях», «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», «О свободных экономических зонах», «Об инвестиционных и паевых фондах», «О концессиях», «О соглашениях о разделе продукции» и более чем ста других действующих нормативно-правовых актов.
Одной из важнейших тенденций современного инвестиционного рынка является активизация деятельности стран и их регионов по улучшению инвестиционного климата как инструмента в борьбе за свободные инвестиционные ресурсы в условиях дефицитности собственных экономик. Причем конкуренция усиливается как на глобальном уровне между странами и региональными объединениями, так и на уровне национальных экономик — между регионами страны.
Применительно к Республике Узбекистан инвестиционную активность в той или иной мере проявляют 14 субъектов нашего государства, имеющих свои особенности регионального развития, определяющие уровень инвестиционных потребностей. При этом, говоря об иностранных инвестициях, необходимо учитывать, что они — инструмент глобального инвестиционного рынка, для которого характерны такие черты как нестабильность, зависимость объемов перемещаемых между странами капиталов от объективных и субъективных факторов экономического и политического порядка, усиление спекулятивной составляющей вследствие активного развития рынка краткосрочных капиталов. Усиливающаяся глобализация мирового хозяйства затрагивает все сферы экономики. В особенности это касается инвестиционных потоков, для которых характерен процесс ускорения и увеличения объемов перемещения капиталов между странами и регионами. Как отмечают зарубежные эксперты, рост объемов иностранных инвестиций невероятен: «...так, валовой мировой продукт за период с 1990 по 2017 гг. вырос вчетверо, объемы международной торговли более чем в шесть раз, а объем прямых иностранных инвестиций — более чем в 20 раз» [1].
В научных публикациях представлены различные определения иностранных инвестиций, акцентирующие внимание на том или ином аспекте сущности иностранных инвестиций. Кроме того, само понятие может трактоваться как с позиции различных отраслей экономической науки, так и с точки зрения правовой. Для проведения анализа и выявления особенностей целесообразно представить существующие определения в нижеследующей таблице (Таблица 1).
Все изложенные в Таблице 1 определения иностранных инвестиций имеют свои преимущества и недостатки, однако ни одно из них не является полным и исчерпывающим. По нашему мнению, иностранные инвестиции — это инвестиции, осуществляемые извне по отношению к какому-либо государству или резидентам, проживающим на его территории. Поэтому, важно отталкиваться от определения инвестиций. Данное определение в большей мере соответствует экономической точке зрения и понятию категории [2]. Поскольку любая категория как наиболее общее понятие является результатом наивысшей степени абстрагирования от исследуемого предмета или явления их особенных признаков, то для формулирования определения иностранных инвестиций необходимо выделить их наиболее существенные черты, а именно:
-пересечение инвестиционными ресурсами национальных границ государств; -целенаправленность вложений (получение прибыли) [2].
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №9. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/58
Таблица 1.
АНАЛИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ПОНЯТИЯ «ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ»
Источник Определение Выявленные особенности
Определение «Прямые инвестиции представляют Данное определение
ОЭСР для собой вид международных является эталонным для
иностранных инвестиций, осуществления
прямых совершенных резидентом в одной международной статистики прямых
инвестиций стране (прямым инвестором) с иностранных
целью реализации своей инвестиций в странах ОЭСР. В нем
долговременной напрямую ничего не сказано о
заинтересованности в предприятии, портфельных и прочих инвестициях.
которое является резидентом
страны, отличной от страны
местонахождения прямого
инвестора».
Закон Республики Иностранными инвестициями В данном изложении реинвестициями
Узбекистан признаются все виды материальных признается любой доход от
«Об иностранных и нематериальных благ и прав на иностранных инвестиций, полученный
инвестициях» [1] них, в том числе права на в Республике Узбекистан и
интеллектуальную собственность, а вкладываемый иностранными
также реинвестиции, вкладываемые инвесторами на территории
иностранными инвесторами в Узбекистана в объекты
объекты предпринимательской и предпринимательской и других видов
других видов деятельности, не деятельности, включая прибыль,
запрещенных законодательством. проценты, дивиденды, лицензионные и комиссионные, роялти и другие вознаграждения
П. И. Вахрин, «Все виды вложений Особенностями данных
А. С. Нешитой [3] имущественных (денежных) и определений является то, что к
интеллектуальных ценностей субъектам
иностранными инвесторами, а также иностранных инвестиций относятся
других видов деятельности с целью зарубежные филиалы российских
получения последующего дохода». юридических лиц.
Е. Ф. Авдокушин [4] «Перемещение капитала, при Не исключается ситуация, когда
котором преследуется цель российское юридическое или установления контроля и участия в физическое лицо, резидент РФ, управлении компанией в стране, инвестируя из-за рубежа, может быть _принимающей капитал»._причислен к иностранным инвесторам.
Таким образом, сущности иностранных инвестиций как экономической категории будет соответствовать следующее определение: это базирующиеся на оценке рыночных факторов вложения капитала в различные объекты и инструменты хозяйственной деятельности, осуществляемые иностранными инвесторами за пределами страны их происхождения в соответствии с законодательством страны-реципиента иностранных инвестиций с целью получения прибыли.
Сущность сложных экономических явлений, к которым относятся и иностранные инвестиции, раскрывается в их классификации, что обеспечивает избирательный подход к управлению ими. Применительно к данному исследованию наиболее целесообразной является классификация по иерархическому типу [5].
Наиболее широко известна классификация иностранных инвестиций Международной конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Согласно данной классификации, иностранные инвестиции разделяются на прямые и портфельные.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №9. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/58
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в этом случае трактуются как зарубежные вложения капитала на основе долговременных отношений между партнерами, предполагающие устойчивую вовлеченность в них экономического агента из одной страны с его контролем над хозяйственной организацией, расположенной в стране, которая не является местом пребывания инвестора» [6].
В соответствии с этим определением, к ПИИ рекомендуется относить:
1. приобретение иностранным инвестором пакета акций предприятия, в которое он вкладывает свой капитал, в размере не менее 10% суммарной стоимости объявленного акционерного капитала;
2. реинвестирование прибыли от деятельности указанного предприятия в части, соответствующей доле инвестора в акционерном капитале и остающейся в его распоряжении после распределения дивидендов и любой репатриации части прибыли;
3. внутрифирменное предоставление кредита или равноценная этому операция по урегулированию задолженности в отношениях между материнской компанией и ее зарубежным филиалом [7].
Однако, в разных странах доля, предоставляющая право контроля над деятельностью компании, определяется по-разному: в США это, также, как и в России, 10%, в большинстве стран Европейского союза идет процесс унификации, и величина снижается с 20% до 10%, в Австралии и Новой Зеландии — 50%.
В связи с этим существующая статистика прямых иностранных инвестиций развитых стран существенно различается, несмотря на то, что определением для прямых иностранных инвестиций ОЭСР разработаны общие принципы и правила ведения такой статистики в рамках организации для всех ее членов [8].
Для развивающихся стран проблема статистического учета иностранных инвестиций по правилам ОЭСР сдерживается несовершенством системы сбора и обработки информации, а также не до конца завершившимся переходом на международные стандарты учета и отчетности организаций (МСФО). Эта проблема отрицательно влияет на качество статистических данных с позиции их аналитичности и сопоставимости [9].
Портфельными инвестициями считаются вложения в покупку ценных бумаг, не дающих права участия в управлении компанией вкладчикам, а именно — приобретение менее 10% акций в совокупном капитале акционерного предприятия, а также покупка коммерческих и долговых ценных бумаг иностранного предприятия» [ 10]
Кроме прямых и портфельных иностранных инвестиций в международной практике и статистике выделяют прочие иностранные инвестиции, к которым относят торговые кредиты, кредиты международных финансовых институтов, кредиты правительств иностранных государств.
Однако их лишь с большой долей условности можно назвать инвестициями, поскольку такого рода кредиты, как правило, обслуживают лишь краткосрочный товарный оборот, или являются временными мерами покрытия дефицита платежного баланса.
По классификации МВФ к прочим инвестициям относятся еще и наличная валюта, гранты — переводы средств из официальных или неофициальных источников и не подразумевающие обязательств по своему возвращению, а также производные финансовые инструменты и резервные активы [11].
Данные виды финансовых ресурсов также нельзя относить к инвестициям, учитывая отсутствие в цели их осуществления получение прибыли.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №9. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/58
Таким образом, по характеру использования важно различать перемещение предпринимательского и ссудного капитала. Теоретически основным источником иностранных инвестиций являются сбережения внешнего мира, т.е. импорт капитала частным и государственным сектором.
Импорт капитала частным сектором можно рассматривать в качестве источника прямых и портфельных иностранных инвестиций, а импорт капитала государственным сектором -прочих иностранных инвестиций.
В современной мировой экономике производственные отношения, объективно возникающие между субъектами предпринимательства в процессе производства, развиваются достаточно стремительно, и, естественно, оказывают влияние на повышение уровня развития глобальных производительных сил. Посредством иностранных инвестиций, в первую очередь, прямых, происходит перемещение технологий, и это напрямую влияет на уровень развития производительных сил в мировой экономике.
Проанализировав существующие походы к оценке влияния прямых иностранных инвестиций, и исследовав сущность разных видов инвестиций, влияние иностранных инвестиций на принимающую экономику можно представить следующим образом, как это представлено в Таблице 2.
Таблица 2.
ВЛИЯНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА ПРИНИМАЮЩУЮ ЭКОНОМИКУ [12-13]
Положительное воздействие Отрицательное воздействие
Общие экономические эффекты
Развитие конкуренции Ослабление позиций местных производителей
Ускорение экономического роста, в т. ч. за счет Ухудшение качественных показателей эффекта мультипликатора экономического роста
Повышение эффективности использования Экономическая зависимость и усиление риска
ограниченных ресурсов национальной экономики потери экономического суверенитета_
Валютно-финансовые эффекты Увеличение притока капитала и улучшение Увеличение оттока капитала и ухудшение
состояния платежного баланса состояния платежного баланса
Рост налоговых поступлений Репатриация прибылей
Социально-экономические и экологические эффекты Рост занятости и доходов населения Сокращение занятости вследствие внедрения
менее трудоемких технологий Рост производительности труда Усиление дифференциации доходов населения и
углубление социального неравенства Привлечение экологически дружеских Перенос экологически вредных производств
технологий_
Технологические эффекты Привлечение передовых технологий Ввоз устаревших технологий, не отвечающим
современным требованиям по экономичности и экологичности
Ускорение научно-технического прогресса Усиление технологической зависимости
Таким образом, влияние иностранных инвестиций на принимающую экономику является неоднозначным, что определяет необходимость управления привлечением этого важного источника экономического развития.
Таким образом, глобальные функции иностранных инвестиций предопределяют их значимость для развития как мировой экономики в целом, так и отдельных национальных
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №9. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/58
экономических систем. Если же говорить о влиянии иностранных инвестиций на принимающую экономику, то это влияние оказывают не только прямые иностранные инвестиции, но и портфельные, и прочие.
Список литературы:
1. Приложение №1 к Указу Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года №УП-4947. https://lex.uz/docs/3107042
2. Adler M., Hufbauer G. C. Policy liberalization and FDI growth, 1982 to 2006. 2008. №WP08-7.
3. Вахрин П. И., Нешитой А. С. Финансы, денежное обращение, кредит. М.: Дашков и К°, 2002. 655 с.
4. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. М.: Маркетинг, 1999.
260 с.
5. Эталонное определение ОЭСР для иностранных прямых инвестиций. https://www.oecd.org/daf/inv/investmentstatisticsandanalysis/46229224.pdf.
6. Темирханова М. Ж. Проблемы в совершенствовании приближения к международным стандартам отчетности финансовых результатов в туристических компаниях // Калужский экономический вестник. 2018. №4. С. 59-61.
7. Темирханова М. Ж. Организация учета обязательств в туристической фирме // Экономика и предпринимательство. 2016. №11-2. С. 879-882.
8. CNUCED. UNCTAD training manual on statistics for FDI and the operations of TNCs.
UN.
9. Гордячкова О. В. Сущность и функции иностранных инвестиций как экономической категории // Baikal Research Journal. 2013. №4. С. 24-24.
10. Красавина Л. Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. М.: Финансы и статистика, 2017. 608 с.
11. Арзуманян С. Ю. Развитие финансовых инновационных проектов в банковской сфере // Актуальные вопросы совершенствования бухгалтерского учета, статистики и налогообложения организаций: материалы IX международной научно-практической конференции. 2020. С. 283-293.
12. Арзуманян С. Ю. Реализация антикоррупционной политики в Республики Узбекистан в современных условиях // Организационно-управленческие механизмы антикоррупционной деятельности: российский и зарубежный опыт: сборник тезисов докладов и статей VI международной научно-практической конференции российских и зарубежных университетов и РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2018. С. 7-8.
13. Темирханова М. Ж. Вопросы совершенствования финансовой отчетности в туристических компаниях на основе требований международных стандартов (IAS IFRS) // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. №3. С. 217-223.
References:
1. Appendix No. 1 to the Decree of the President of the Republic of Uzbekistan dated February 7, 2017. no. UP-4947. https://lex.uz/docs/3107042
2. Adler, M., & Hufbauer, G. C. (2008). Policy liberalization and FDI growth, 1982 to 2006 (no. WP08-7).
3. Vakhrin, P. I., & Neshitoi, A. S. (2002). Finansy, denezhnoe obrashchenie, kredit. Moscow. (in Russian).
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №9. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/58
4. Avdokushin, E. F. (1999). Mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya. Moscow. (in Russian).
5. OECD Reference Definition for Foreign Direct Investment. https://www.oecd.org/daf/inv/investmentstatisticsandanalysis/46229224.pdf.
6. Temirkhanova, M. Zh. (2018). Problems in improving the approximation to international standards for reporting financial results in travel companies. Kaluzhskii ekonomicheskii vestnik, (4), 59-61. (in Russian).
7. Temirkhanova, M. Zh. (2016). Organization of accounting obligations travel company. Ekonomika ipredprinimatel'stvo, (11-2), 879-882. (in Russian).
8. CNUCED. UNCTAD training manual on statistics for FDI and the operations of TNCs.
UN.
9. Gordyachkova О. V. (2013). Essence and Functions of Foreign Investment as Economic Category. Baikal Research Journal, (4), 24-24. (in Russian).
10. Krasavina, L. N. (2017). Mezhdunarodnye valyutno-kreditnye i finansovye otnosheniya. Moscow. (in Russian).
11. Arzumanyan, S. Yu. (2020). Razvitie finansovykh innovatsionnykh proektov v bankovskoi sfere. In Aktual'nye voprosy sovershenstvovaniya bukhgalterskogo ucheta, statistiki i nalogooblozheniya organizatsii: Materialy IX mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 283-293. (in Russian).
12. Arzumanyan, S. Yu. (2018). Realizatsiya antikorruptsionnoi politiki v Respubliki Uzbekistan v sovremennykh usloviyakh. In Organizatsionno-upravlencheskie mekhanizmy antikorruptsionnoi deyatel 'nosti: rossiiskii i zarubezhnyi opyt: sbornik tezisov dokladov i statei VI mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii rossiiskikh i zarubezhnykh universitetov i REU im. G.V. Plekhanova, 7-8. (in Russian).
13. Temirkhanova, M. (2018). Issues of improving financial reporting in travel companies based on the requirements of international standards (IAS IFRS). Bulletin of Science and Practice, 4(3), 217-223. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 12.08.2020 г. 17.08.2020 г.
Ссылка для цитирования:
Юсупова Ш. А. Теоретико-методологические основы и инструменты привлечения иностранных инвестиций в экономику Узбекистана // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №9. С. 241-247. https://doi.org/10.33619/2414-2948/58/25
Cite as (APA):
Yusupova, Sh. (2020). Theoretical and Methodological Basis and Tools for Attracting Foreign Investment in the Economy of Uzbekistan. Bulletin of Science and Practice, 6(9), 241-247. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/58/25
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №9. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/58
УДК 332.87 https://doi.org/10.33619/2414-2948/58/26
JEL classification: O35; R20; R50
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ, СОДЕРЖАНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЛЫХ ДОМОВ
©Давлетов И. Х., ORCID: 0000-0003-4114-8784, канд. экон. наук, Ташкентский архитектурно-строительный институт, г. Ташкент, Узбекистан, i.davletov68@gmail.com
COMPREHENSIVE APPROACH TO IMPROVING SYSTEM MANAGEMENT, MAINTENANCE AND MODERNIZATION HOMES
©Davletov I., ORCID: 0000-0003-4114-8784, Ph.D., Tashkent Institute of Architecture and Civil Engineering, Tashkent, Uzbekistan, i.davletov68@gmail.com
Аннотация. В статье рассмотрены основные нормативно-правовые документы, тенденции развития жилищного фонда и его системы управления в Узбекистане. Разработаны научно-методические предложения и рекомендации по совершенствованию системы управления, содержания и модернизации жилых домов в современных условиях. В результате системной реализации модернизации в сфере жилищно-коммунального обслуживания в республике, улучшается качество коммунальных услуг, а также уровня жизни и условия проживания населения страны.
Abstract. The article discusses the main regulatory documents, trends in the development of the housing stock and its management system in Uzbekistan. Scientific and methodological proposals and recommendations have been developed for improving the management system, maintenance and modernization of residential buildings in modern conditions. As a result of the systematic implementation of modernization in the field of housing and communal services in the republic, the quality of communal services, as well as the standard of living and living conditions of the country's population, are improving.
Ключевые слова: строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, услуги, жилищный фонд, реконструкция жилищного фонда, ремонтно-восстановительные работы, управляющая компания, социальная инфраструктура.
Keywords: construction, housing and utilities, services, housing, reconstruction of housing, repair work, the management company, the social infrastructure.
Всем известно, что управление, содержание и модернизация жилищного фонда является одной из главных направлений жилищно-коммунального хозяйства, который представляют собой комплекс мероприятий, направленных на повышение условий проживания населения и улучшения технического состояния многоквартирного жилищного фонда. В ст. 7 Жилищного Кодекса Республики Узбекистан определено, что «Жилищный фонд — фонд, состоящий из жилых помещений, пригодных для проживания человека, включая жилые дома, квартиры, служебные жилые помещения, специализированные дома (общежития, дома маневренного жилищного фонда, дома интернаты для инвалидов, ветеранов, одиноких престарелых, а также детские дома и дома иного специального назначения)» [1].