Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №8. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/57
УДК 005.2 https://doi.org/10.33619/2414-2948/57/18
JEL classification: O34; Z18
ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЧЕТОВ УПРАВЛЕНИЯ
В СЕРВИСНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СВЯЗИ
©Шодиев Э. Т., Ташкентский государственный юридический университет, г. Ташкент, Узбекистан, shaoming@bk.ru
IMPORTANT ISSUES OF THE ORGANIZATION OF MANAGEMENT ACCOUNTS IN SERVICE ORGANIZATIONS IN THE SYSTEM OF INFORMATION TECHNOLOGIES AND COMMUNICATIONS
©Shodiev E., Tashkent State Law University, Tashkent, Uzbekistan, shaoming@bk.ru
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы и пути их решения в организации управленческого учета на предприятиях сферы услуг в области информационных технологий и связи Узбекистана. В частности, изучаются проблемы, затрагивающие сектор услуг в области информационных технологий и связи и вопросы, связанные с их решением.
Abstract. The article discusses the current problems and their solutions in the organization of the administrative account at the enterprises of sphere of services in the field of Information Technology and Communications of Uzbekistan. Problems affecting the information technology and communications services sector and issues related to their solution are being studied.
Ключевые слова: информационные технологии и системы связи, услуги.
Keywords: information technology and communication systems, services.
В настоящее время развитие сектора ИКТ стало одним из наиболее актуальных и четких направлений для всего мира. Важность инфокоммуникационного сектора растет день ото дня, а также разнообразие форм коммуникации и количество различных услуг на рынке.
За годы независимости рынок телекоммуникаций в нашей стране улучшается в соответствии с требованиями и стандартами мирового сообщества.
В стране последовательно ведутся работы по развитию современных информационных технологий и коммуникаций, созданию интегрированной системы услуг электронного правительства, внедрению новых механизмов коммуникации между государственными органами и населением [1].
В то же время ряд системных проблем и недостатков в области управления и внедрения информационных технологий и связи препятствуют быстрому развитию этой отрасли, предоставлению качественных информационных услуг [2].
В частности, Президент подписал Указы и Резолюции (PF-5349, PF-6003, PQ-3549) о дальнейшем совершенствовании информационных технологий и связи [3].
В частности, Указом Президента Республики Узбекистан от 19 февраля 2018 г. №ПФ-5349 «О мерах по дальнейшему совершенствованию в сфере информационных технологий и связи» [4] определен ряд задач для решения следующих вопросов:
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №8. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/57
-во-первых, телекоммуникационная инфраструктура слабо развита, отдаленные районы страны не обеспечены телекоммуникационными сетями, качество мобильной связи и интернет не удовлетворяет потребности населения;
-во-вторых, из-за неэффективного внедрения единого технологического подхода к внедрению информационных технологий и коммуникаций в государственном управлении ведомственные информационные системы и ресурсы вводятся раздельно, что усложняет процесс их интеграции в единое информационное пространство;
-в-третьих, недостаточное внимание уделяется внедрению интегрированных платформ продаж и маркетинга, интернет-магазинов, платежных систем, а также систем логистики в электронной коммерции, что является одной из причин приостановки экономического и делового развития, иностранных инвестиций;
-в-четвертых, слабая организация информационной безопасности и защиты информации в государственных информационных системах и ресурсах увеличивает вероятность несанкционированного доступа к информации, нарушения целостности и конфиденциальности баз данных;
-в-пятых, руководители многих государственных учреждений и организаций уделяют недостаточное внимание реализации проектов, направленных на повышение качества и эффективности услуг, предоставляемых населению, устранение бюрократических процедур, сокращение объема бумажной работы и внедрение современных информационных технологий и средств связи;
-в-шестых, отсутствие эффективных мер по модернизации системы почтовой связи и логистики, внедрению качественно новых методов работы национального почтового оператора и усилению его позиций на рынке;
-в-седьмых, действующая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации в области информационных технологий и связи не учитывает бурного развития ГГ-технологий, а также не позволяет эффективно общаться с ведущими учебными заведениями зарубежных стран для внедрения передовых методов обучения;
-в-восьмых, отсутствие систематической работы по углубленному изучению и внедрению опыта стран, которые более продвинуты в развитии электронного правительства, электронной коммерции, услуг электронного правительства, их прозрачности и открытости, а также телекоммуникационной инфраструктуры [5-6].
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 2 июня 2020 года №ПФ-6003 «Об улучшении позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах и показателях и внедрении нового механизма систематической работы с ними в государственных органах и организациях» Государственное агентство по информации и массовым коммуникациям Задача состоит в том, чтобы провести комплексную адвокационную работу, чтобы регулярно освещать суть изменений и реформ государственной политики в области международных рейтингов и индексов, их структурных показателей, а также установить общественный контроль на местах [7].
Также в дальнейшем совершенствовании информационных технологий и коммуникаций актуальным является внедрение методов управленческого учета, проверенных мировым опытом [8].
Актуальные вопросы, проблемы и пути их решения при организации управленческого учета на предприятиях, обслуживающих системы информационных технологий и связи, отражены в научных трудах и литературе ряда ученых [9]. Среди экономистов нет единого понимания актуальных проблем, проблем и способов их решения при организации
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №8. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/57
управленческого учета в организациях, обслуживающих информационные технологии и системы связи [10].
В рамках выбранной темы исследования необходим углубленный анализ сущности и предназначения актуальных проблем, проблем и их решений при организации управленческого учета на предприятиях, работающих в сфере информационных технологий и связи. Проведен ряд научных исследований по актуальным вопросам, проблемам и их решениям при организации управленческого учета в сервисных организациях в системе информационных технологий и коммуникаций экономики.
В исследовании Е. Гибельневой были выявлены и проанализированы особенности деятельности телекоммуникационных компаний и их влияние на организацию управленческого учета. В частности, была разработана методология классификации счетов управления затратами в бизнес-процессах в телекоммуникационных компаниях [11].
Т. В. Черемушникова рассмотрела формирование управленческого учета как ключевой показатель эффективности бизнес-процессов в телекоммуникационных компаниях. Предложены рекомендации по практическому применению алгоритма центров финансовой ответственности и функций для реализации ключевых бизнес-процессов в телекоммуникационных компаниях. Также разработана сбалансированная система показателей для стратегических направлений телекоммуникационных компаний [12].
Анис Али, Мохаммад Имдадул Хак (2017) изучали внутренний и внешний анализ в телекоммуникационном секторе Саудовской Аравии [13].
Мария Жуан Майор в своем исследовании изучила преимущества использования системы ABC (Cost-Based Costing) в организации управленческого учета в сфере услуг в европейских странах, включая португальские телекоммуникационные компании [14].
Исследователи из Ганы Джозеф Мбавуни и Андерсон Рональд Анертей изучили практику управленческого учета на развивающемся рынке телекоммуникаций в Гане [15].
Наблюдение, сбор данных, обобщение, группировка, сравнение, экономические отношения отечественных и зарубежных ученых в области услуг и пандемии и ее влияние на сектор услуг, исследования проблем и их решений, пандемии на основе изучения нормативных законов, нормативных актов и его влияние на сферу услуг, проблемы и выводы и рекомендации по их решению [16].
В условиях нынешней пандемии сектор услуг является одним из крупнейших источников занятости. Его доля в ВВП страны составляет 35%. Согласно анализу Международной организации труда, увеличение сферы услуг на 1% сократит число бедных на 1,5%. Это указывает на наличие огромных возможностей для создания рабочих мест в сфере услуг. Предполагается, что в этой области может быть создано не менее 160 000 дополнительных рабочих мест.
Например, в настоящее время в Ташкентской, Бухарской, Навоийской и Ташкентской областях работает 21 молодой внештатный программист, который экспортирует 50 000 долларов в год в области информационных технологий и входит в топ-3% рейтинга Top Talent.
В результате проведенного исследования автором предложены решения, направленные на преодоление проблем, связанных с организацией управленческого учета на предприятиях, работающих в сфере информационных технологий и связи:
1. В целях удвоения доли цифровой экономики в ВВП страны к 2023 г., включая внедрение комплекса информационных систем в управлении производством, широкое использование программного обеспечения в финансовой и экономической отчетности, а также его быстрое формирование за счет автоматизации технологических процессов.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №8. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/57
2. Завершить модернизацию цифровой инфраструктуры страны и обеспечить доступ к современным телекоммуникационным услугам во всех регионах в 2020-2021 годах, включая предоставление высокоскоростного доступа в Интернет ко всем медицинским учреждениям, школам и дошкольным учреждениям, а также деревням и районам и повышение качества услуг связи.
3. Целесообразно развивать систему электронного правительства путем создания и интеграции систем и ресурсов общественной информации, унификации информации в государственных базах данных, а также оптимизации и регулирования государственных услуг с целью увеличения доли услуг электронного правительства до 60% к 2022 году.
Список литературы:
1. Temirkhanova M. Z. Analysis of financial results tourism organization // International Scientific and Practical Conference World science. ROST. 2016. V. 4. №9. P. 16-19.
2. Темирханова М. Ж. Совершенствование бухгалтерского и налогового учета и отчетности в туристических компаниях в Республике Узбекистан // Совершенствование налоговой политики государства в условиях глобализирующейся экономики. 2014. C. 267-275.
3. Указ Президента Республики Узбекистан от 19 февраля 2018 г. №ПФ-5349 «О мерах по дальнейшему совершенствованию в сфере информационных технологий и связи».
4. Указ Президента Республики Узбекистан №ПФ-6003 от 2 июня 2020 г. «Об улучшении позиции Республики Узбекистан в международных рейтингах и показателях и внедрении нового механизма систематической работы с государственными органами и организациями».
5. Постановление Президента Республики Узбекистан от 19 февраля 2018 г. №1111-3549 «Об организации Министерства информационных технологий и связи Республики Узбекистан».
6. Езиев Г. Л., Темирханова М. Ж. Развитие бухгалтерского учета в условиях модернизации экономики Республики Узбекистан // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. №3. С. 224-231.
7. Темирханова М. Ж. Особенности совершенствования учетной политики в туристических компаниях и национальной экономике // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. №2. С. 332-341.
8. Темирханова М. Ж. Совершенствование форм отчетностей по международным стандартам // Бюллетень науки и практики. 2017. №11 (24). С. 317-326.
9. Темирханова М. Ж. Оценка стоимости объектов интеллектуальной собственности в бухгалтерском учете в Республике Узбекистан // Инженерная экономика и управление в современных условиях: Материалы научно-практической конференции, приуроченной к 50-летию инженерно-экономического факультета. 2019. С. 684-691.
10. Темирханова М. Ж. Совершенствование планирования информационной технологии при введении учета затрат в туристических компаниях и организация правил в внесении в учет при расчете финансовых результатов // Научные исследования в социально-экономическом развитии общества: международная научно-практическая конференция научно-педагогических работников. 2019. С. 438-442.
11. Гибельнева Е. A. Развитие управленческого учета расходов телекоммуникационных компаний: дисс. ... канд. экон. наук. Хабаровск, 2016. 205 с.
12. Черемушникова Т. В. Формирование в управленческом учете ключевых показателей результативности бизнес-процессов телекоммуникационных компаний // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. №4 (165). C. 267-275.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №8. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/57
13. Ali A. Haque M. I. Telecommunication Sector of Saudi Arabia: Internal and External Analysis // International Business Management. 2017. V. 11. №6. P. 1363-1373. https://doi.org/10.36478/ibm.2017.1363.1373
14. Major M. Managerial accounting in the telecommunications sector: a view from Europe // Journal of Telecommunications System and Management. 2013. №1. P. 1-2. https://doi.org/10.4172/2167-0919.1000e109
15. Mbawuni J., Anertey A. R. Exploring management accounting practices in emerging telecommunication market in Ghana // Accounting and Finance Research. 2014. V. 3. №4. P. 71-85. https://doi.org/10.5430/afr.v3n4p71
16. Темирханова М. Ж. Организация учета обязательств в туристической фирме // Экономика и предпринимательство. 2016. №11-2 (76). С. 879-882.
References:
1. Temirkhanova, M. Z. (2016). Analysis of financial results tourism organization. International Scientific and Practical Conference World science. ROST, 4(9), 16-19.
2. Temirkhanova, M. Zh. (2014). Sovershenstvovanie bukhgalterskogo i nalogovogo ucheta i otchetnosti v turisticheskikh kompaniyakh v Respublike Uzbekistan. In Sovershenstvovanie nalogovoipolitikigosudarstvavusloviyakhglobaliziruyushcheisyaekonomiki, 267-275. (in Russian).
3. Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 19 fevralya 2018 g. no. PF-5349 "O merakh po dal'neishemu sovershenstvovaniyu v sfere informatsionnykh tekhnologii i svyazi".
4. Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan no. PF-6003 ot 2 iyunya 2020 g. "Ob uluchshenii pozitsii Respubliki Uzbekistan v mezhdunarodnykh reitingakh i pokazatelyakh i vnedrenii novogo mekhanizma sistematicheskoi raboty s gosudarstvennymi organami i organizatsiyami".
5. Postanovlenie Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 19 fevralya 2018 g. no. PP-3549 "Ob organizatsii Ministerstva informatsionnykh tekhnologii i svyazi Respubliki Uzbekistan".
6. Yoziyev, G., & Temirkhanova, M. (2018). Accounting development under the modernization of the Republic of Uzbekistan economy. Bulletin of Science and Practice, 4(3), 224-231. (in Russian).
7. Temirkhanova, M. (2018). Features of improving accounting policies in touristic companies and national economy. Bulletin of Science and Practice, 4(2), 332-341. (in Russian).
8. Temirkhanova, M. (2017). Improvement of reporting forms by international standards. Bulletin of Science and Practice, (11), 317-326. (in Russian).
9. Temirkhanova, M. Zh. (2019). Otsenka stoimosti ob"ektov intellektual'noi sobstvennosti v bukhgalterskom uchete v Respublike Uzbekistan. In Inzhenernaya ekonomika i upravlenie v sovremennykh usloviyakh: Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii, priurochennoi k 50-letiyu inzhenerno-ekonomicheskogofakul'teta, 684-691. (in Russian).
10. Temirkhanova, M. Zh. (2019). Sovershenstvovanie planirovaniya informatsionnoi tekhnologii pri vvedenii ucheta zatrat v turisticheskikh kompaniyakh i organizatsiya pravil v vnesenii v uchet pri raschete finansovykh rezul'tatov. In Nauchnye issledovaniya v sotsial'no-ekonomicheskom razvitii obshchestva: mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov, 438-442. (in Russian).
11. Gibelneva, E. A. (2016) Development of management accounting of telecommunication companies: Ph.D. diss. Khabarovsk, 205. (in Russian).
12. Cheremushnikova, T. V. (2014). Formirovanie v upravlencheskom uchete klyuchevykh pokazatelei rezul'tativnosti biznes-protsessov telekommunikatsionnykh kompanii. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, (4), 267-275. (in Russian).
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №8. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/57
13. Ali, A., & Haque, M. I. (2017). Telecommunication Sector of Saudi Arabia: Internal and External Analysis. International Business Management, 11(6), 1363-1373. https://doi.org/10.36478/ibm.2017.1363.1373
14. Major, M. (2013). Managerial accounting in the telecommunications sector: a view from Europe. Journal of Telecommunications System and Management, (1), 1-2. https://doi.org/10.4172/2167-0919.1000e109
15. Mbawuni, J., & Anertey, A. R. (2014). Exploring management accounting practices in emerging telecommunication market in Ghana. Accounting and Finance Research, 3(4), 71-85. https://doi .org/ 10.5430/afr.v3n4p71
16. Temirkhanova, M. Zh. (2016). Organizatsiya ucheta obyazatel'stv v turisticheskoi firme. Ekonomika ipredprinimatel'stvo, (11-2), 879-882. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 08.07.2020 г. 14.07.2020 г.
Ссылка для цитирования:
Шодиев Э. Т. Важные вопросы организации счетов управления в сервисных организациях в системе информационных технологий и связи // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №8. С. 190-195. https://doi.org/10.33619/2414-2948/57/18
Cite as (APA):
Shodiev, E. (2020). Important Issues of the Organization of Management Accounts in Service Organizations in the System of Information Technologies and Communications. Bulletin of Science and Practice, 6(8), 190-195. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/57/18