5. Usova A.V. [et al.] Metodika prepodavaniya fiziki v 7-8 klassah srednej shkoly: posobie dlya uchitelya [Methods of teaching physics in 7-8 grades of secondary school]. Usova A.V. (ed.). Moscow: Prosveschenie, 1990. 319 p.
6. Nikiforov G.G., Majer V.V., Povalyaev O.A. Uchebnyj fizicheskij eksperiment. Sovremennye tekhnologii. 711 klassy: metod. posobie [Educational physical experiment. Modern technologies. 7-11 grades]. Moscow: Ventana-Graf, 2015. 112 p.
7. Bovin I.T. Povyshenie effektivnosti shkol'nogo fizicheskogo eksperimenta: ucheb. posobie [Increase the effectiveness of school physical experiment]. Voronezh: Publ. VGPI, 1980. 74 p.
8. Majer V.V., Majer R.V. Elektrichestvo: uchebnye eksperimentalnye dokazatel'stva [Electricity]. Moscow: Fizmatlit, 2006. 232 p.
9. Majer V.V., Varaksina E.I. Uchebnye proekty po shkolnomu fizicheskomu eksperimentu. 7 klass. Didakticheskie resursy proektnoj deyatelnosti [Educational projects on the school physical experiment. 7th grade. Didactic resources of project activity]. Moscow: Flinta, 2017. 172 p.
10. Majer V.V., Varaksina E.I. Zvuk i ultrazvuk v uchebnyh issledovaniyah: ucheb. posobie [Sound and ultrasound in educational studies]. 2-e izd. Dolgoprudnyj: Intellekt, 2012. 336 p.
11. Grebenev I.V., Polushkina S.V. Metodicheskaya effektivnost shkolnogo fizicheskogo eksperimenta [Methodical efficiency of school physical experiment]. SHkola buduschego [School of the Future], 2012, no. 3, pp. 14-19.
12. Majer V.V., Varaksina E.I. Obrazovatelnye resursy proektnoj deyatelnosti shkolnikov po fizike: monografiya [Educational resources of project activity of schoolchildren in physics]. Moscow: Flinta; Nauka, 2015. 228 p.
13. Saltykov I.V. Uchebnyj eksperiment s kolebatelnymi sistemami kak osnova vneurochnoj deyatelnosti po fizike [Educational experiment with oscillatory systems as a basis for extracurricular activities in physics]. ]. In Saurova YU.A. (ed.). Poznanie processov obucheniya fizike: sb. st. [Cognition of the processes of teaching physics]. Kirov: Tip. «Staraya Vyatka», 2015, vol. 16, pp. 27-30.
14. Razumovskij V.G., Majer V.V. Fizika v shkole. Nauchnyj metod poznaniya i obuchenie [Physics in school. Scientific method of cognition and training]. Moscow: VLADOS, 2007. 463 p.
15. Varlamov S.D. Eksperimentalnaya fizika v shkole [Experimental physics in school]. Sezd rossijskih fizikov-prepodavatelej «Fizicheskoe obrazovanie v XXI veke»: tez. dokl [Congress of Russian Physics Teachers «Physical Education in the 21st Century»]. Moscow: Fizicheskij fakultet MGU, 2000.
16. Wenning C.J. Experimental inquiry in introductory physics courses. Phys. Tchr. Educ. Online. Illinois State University Physics Dept (ed.). 2011, Summer, no. 6 (2).
УДК 378.1
В.С. Цилицкий, аспирант кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Челябинск, Россия tsilitskyvs@mail.ru
Теоретико-методологические основания подготовки будущих педагогов к тьюторской деятельности
В статье представлен анализ актуальных вопросов подготовки будущих педагогов к тьюторской деятельности в образовательной организации. Рассматривается системно -деятельностный,
мотивационно-ценностный и субъектно-партисипативный подход как основа исследования готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности.
Тьюторство, тьюторская деятельность, тьюторская компетенция, педагогический процесс, профессиональная подготовка.
V.S. Tsilitskii,
Postgraduate at the Department of Pedagogics and Psychology South Ural State Humanitarian Pedagogical University
Chelyabinsk, Russia tsilitskyvs@mail.ru
Theoretic methodological bases of preparation of the future teachers to tutor activity
The article presents an analysis of the actual issues of preparing future teachers for tutoring in an educational organization. The system-activity, motivation-value and subject-participative approach is considered as a basis for the study of the readiness offuture teachers for tutoring activities.
Keywords: Tutorship, tutor activity, tutor competence, pedagogical process, professional training.
Важнейшей составляющей любого педагогического исследования выступает отбор и обоснование исходной теоретико-методологической стратегии, которая позволяет раскрыть свойства и содержания моделируемого процесса, заложенного в его основе [7,8]. Для разработки модели подготовки будущих педагогов к тьюторской деятельности представляется важным осуществить обоснование исходной теоретико-методологической стратегии исследования, а именно определить совокупность теоретико-методологических подходов, с учетом строения и содержания предмета исследования [9,10].
В нашем исследовании будем придерживаться точки зрения современных ученых, которые теоретико-методологический подход связывают с деятельностью по организации процесса как единого целого, как системы, элементы которой взаимодействуют (И.В. Блауберг, В.И. Долгова, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Э.П. Семенюк, С.Л. Суворова, Э.Г. Юдин, Е.В. Яковлев и др.). Педагогика как наука представлена целым комплексном теоретико-методологических подходов составляющих: системный, деятельностный, ценностный, компетентностный, партисипативный, синергетический, субъектный, средовой и др [7].
Таким образом, отбор и обоснование теоретико-методологических подходов к построению модели в которой определены ее структурные компоненты, связи и функции, планируемые достижения результаты осуществляется исходя из следующих предпосылок:
- проблема формирования готовности будущих педагогов-дефектологов к тьюторской деятельности на практике носит комплексный характер и в соответствии с этим ее обоснование должно осуществляться с привлечением нескольких составляющих теоретико-методологических подходов, связанных между собой и взаимодополняющих друг друга [1,9].
- сущность процесса подготовки будущих педагогов-дефектологов к тьюторской деятельности, выявленная с учетом выбранных подходов имеет системный характер, определяющий взаимосвязь компонентов, входящих в нее описывающих ее внешние и внутренние свойства системы ее структурные и содержательные аспекты, связанные с исследуемым процессом [2,10].
Анализ научной литературы в области реализации теоретико-методологической стратегии, а также специфики данного исследования [5,6], позволяет прийти к
заключению, что наибольший потенциал для решения выявленной научной проблемы может иметь аппарат системного, деятельностного, мотивационного, ценностного, субъектного, партисипативного подходов, которые по отношению к теоретико-методологическому подходу являются частными. Их комплексная интеграция позволяет осуществить такое исследование, в котором все частные подходы позволяют спроектировать модель подготовки будущих педагогов к тьюторской деятельности. Таким образом, решение задачи по разработке авторской модели по подготовке профессионала, способного и готового к тьюторской деятельности будем осуществлять на основе общего теоретико-методологического подхода и частных составляющих базис общего (системно-деятельностный, мотивационно-ценностный, субъектно-партисипативный).
Системно-деятельностный подход позволяет раскрыть структуру проектируемой модели на основе специфики деятельности субъектов. Мотивационно-ценностный и субъектно-партисипативный подходы выступают в качестве теоретико-методологического основания и практикоориентированной тактики построения содержания исследования. Они не дают решения в целом, но необходимы для понимания сути процесса организации тьюторской деятельности. Раскроем их подробно и выявим структурные составляющие каждого.
Системно-деятельностный подход как компонент теоретико-методологического подхода ориентирует исследователя на изучаемый объект как систему раскрыть сущность, которой можно на основе обобщения и систематизации компонентов, определяющих тьюторскую деятельность как педагогическую систему, в которой специальным образом происходит реализация и организация деятельности и взаимодействия ее двух субъектов -преподавателя и студента, которые участвуют в тьюторской деятельности. Базовыми понятиями для системно-деятельностного подхода являются понятия «система» и «деятельность». В самом общем виде под системой принято понимать совокупность целостных, однородных, взаимосвязанных элементов, обеспечивающих при объединении эмерджентное свойство, не характерное ни для одного из них в отдельности, а деятельность - это активное взаимодействие человека с окружающим миром, с целью его целенаправленного преобразования для удовлетворения собственных потребностей.
Осуществляя рассмотрение процесса подготовки будущих педагогов-дефектологов к тьюторской деятельности на практике как систему, которая предусматривает деятельность и кооперацию субъектов педагогического взаимодействия - студента и преподавателя, является по сути своей искусственной системой и подсистемой профессиональной подготовки будущих педагогов-дефектологов в педвузе [6,10]. Эта система определенным образом встраивается в образовательное пространство используя ее.
Мотивационно-ценностный подход как составляющая теоретико-методологического подхода определяется, как ориентация исследования, предусматривающая изучение явлений как процессов взаимосвязи, способствующих развитию мотивации профессиональной деятельности, актуализацию ценностного отношения личности к достижения образовательной цели. Мотивационно-ценностный подход позволяет раскрыть содержание образования, базирующееся на профессиональных ценностях, принципах индивидуализации, системности, открытости которые характерны для тьюторской деятельности [4]. Отметим, что возможность использования данного подхода для проектирования модели определяется ее целью, содержательным наполнением. Таким образом ключевыми для данного подхода являются понятия «мотивация» и «ценность». Понятие «ценность» составляет базис аксиологического
подхода, который раскрывает отношение человека к миру, его усвоенные культурные смыслы, обусловленные его собственным жизненным опытом, которые совершенствуются и гармонично развиваются.
Субъектно-партисипативный подход в построении модели ориентирует исследователя на становление, развитие субъектного опыта человека в процессе ее активного участия и творческой самореализации. Совокупность субъектного и партисипативного подходов позволили не только решить проблему формирования готовности педагогов-дефектологов к тьюторской деятельности, но и разработать и создать среду, построенную на субъект-субъектных отношениях с вовлечением их участников в активное взаимодействие. Применение субъектно-партисипативного подхода в процессе подготовки будущих педагогов-дефектологов к тьюторской деятельности позволяет создать условий для проявления субъектной позиции студента. Сама тьюторская деятельность как основа субъект-субъектных отношений осуществляет рассмотрение проблемы с позиции обучающегося. Сущность субъектно-партисипативного подхода заключается на в учете интересов, потребностей и особенностей обучающихся, признание уникальности личности каждого субъекта в отдельности. Реализация субъектно-партисипативного подхода осуществима в открытом взаимодействии участников образовательного пространства и соуправлении взаимодействием при решении образовательных задач.
Таблица 1
Теоретико-методологические подходы в исследовании проблемы подготовки
будущих педагогов к тьюторской деятельности
Теоретико-методологический подход Значение теоретико-методологического подхода для диссертационного исследования
Системно-деятельност ный Изучение объекта как системы. Позволяет раскрыть сущность, педагогического исследования на основе обобщения и систематизации компонентов, определяющих тьюторскую деятельность как педагогическую систему, в которой специальным образом происходит реализация и организация деятельности и взаимодействия ее двух субъектов - преподавателя и студента, которые участвуют в тьюторской деятельности
Мотивацион но- ценностный Изучение явлений как процессов взаимосвязи, способствующих развитию мотивации профессиональной деятельности, актуализацию ценностного отношения личности к достижения образовательной цели
Субъектно-партисипативный Ориентации педагогического исследования на становление, развитие субъектного опыта человека в процессе ее активного участия и творческой самореализации
Таким образом, применение системно-деятельностного, мотивационно-ценностного и субъектно-партисипативного подходов позволило нам выявить сущностные свойства исследуемого феномена, которые составят основу для разработки авторской модели подготовки будущего педагога к тьюторской деятельности в образовательной организации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Баркова, В.В. Социальная индивидуализация как базис тьюторского сопровождения: социально-философский аспект проблемы [Текст] / В.В. Баркова, В.С. Цилицкий // Социум и власть. - 2017. - № 2 (64). - С. 107-112.
2. Баркова, В.В. Становление концепта «тьюторская деятельность» в философии образования Средних веков [Текст] / В.В. Баркова, В.С. Цилицкий // Социум и власть. - 2018. - № 2 (70). - С. 96-102.
3. Гревцева, Г.Я. Педагогическая олимпиада как средство развития творческого потенциала личности [Текст] / Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 6. - С. 33-39.
4. Гревцева, Г.Я. Рефлексивно-оценочные технологии как фактор гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи в социально-культурной среде [Электронный ресурс] / Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина, Э.А. Болодурина // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. - С. 329. -Режим доступа: http://www.science-education.ru/article/view?id=24726.
5. Димухаметов, Р.С. Сопровождение профессионального самоопределения в условиях среды педагогического вуза [Текст] / Р.С. Димухаметов, Е.А. Столбова, В.С. Цилицкий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 10. - С. 30-34.
6. Димухаметов, Р.С. Деятельностное опосредование и педагогическая фасилитация как условие модернизации педагогического образования [Текст] / Р.С. Димухаметов // Методика вузовского преподавания : материалы VI межвуз. науч.-практ. конф., 30-31 октября 2003 г. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2004. - С. 38-49.
7. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М. : Академия, 2010. - 208 c.
8. Новиков, А.М. Методология [Текст] / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - М. : СИНТЕГ, 2007. - 668 с.
9. Потапова, М.В. Индивидуальная траектория тьюторского сопровождения образовательного процесса как социальная проблема [Текст] / М.В. Потапова, В.С. Цилицкий // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 11 (141). - С. 158-162.
10. Цилицкий, В.С. Подготовка будущих педагогов-дефектологов к тьюторской деятельности как педагогическая проблема [Текст] / В.С. Цилицкий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 9. - С. 101-105.
11. Циулина, М.В. Некоторые аспекты проблемы непрерывного педагогического образования [Электронный ресурс] / М.В. Циулина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - С. 974. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/121-18251.
12. Циулина, М.В. Патриотическое воспитание школьников: возможности социообразовательной среды [Текст] / М.В. Циулина // Народное образование. - 2013. - № 1. - С. 252-259.
13. Borodina, V.A. Methodological Support of the Innovative Training of Special Education Teachers to the Education of Disabled Children [Text] / V.A. Borodina, E.V. Reznikova, V. S. Tsilitsky // Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. - 2017. - № 12. - P. 2486-2492.
14. Gnatyshina, E.V. Methods of the Evaluation of the Potential of the Region Pedagogical Universities on the Basis of Benchmarking [Electronic resource] / E.V. Gnatyshina // Espacios. - 2017. - № 38 (25). - Mode of access: http://www.revistaespacios.com/a17v38n25/17382502.html. - 12.01.2018.
15. Gordeeva, D.S. Cultivating a sense of national civic identity in students at present-day humanity and pedagogy colleges as part of the process of professional preparation [Electronic resource] / D.S. Gordeeva // Espacios. - 2017. - Vol. 38 (56). - Mode of access: http: // www.revistaespacios.com/a17v38n56/17385616.html. -12.02.2018.
16. The research of the personality qualities of future educational psychologists [Text] / V.I. Dolgova [et al.] // International Journal of Environmental & Science Education. - 2016. - Vol. 11. - № 16. - Р. 9530-9542.
17. A study of psychological readiness of parents to educate children in the foster family [Text] / V.I. Dolgova [et al.] // International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - Vol. 11. - № 15. - P. 8592-8598.
REFERENCES
1. Barkova V.V., Cilickij V.S. Socialnaya individualizaciya kak bazis tyutorskogo soprovozhdeniya: socialno-filosofskij aspekt problemy [Social Individualization as a Basis of Tutorial Support: Socio-Philosophical Aspect of the Problem]. Socium i vlast [Social life and power], 2017, no. 2 (64), pp. 107-112.
2. Barkova V.V., Cilickij V.S. Stanovlenie koncepta «tyutorskaya deyatelnost» v filosofii obrazovaniya Crednih vekov [Formation of the concept of «tutoring activity» in the philosophy of education of Middle Ages]. Socium i vlast [Social life and power], 2018, no. 2 (70), pp. 96-102.
3. Grevceva G.YA., Ciulina M.V. Pedagogicheskaya olimpiada kak sredstvo razvitiya tvorcheskogo potenciala lichnosti [Pedagogical Olympiad as a means of developing the creative potential of the individual]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Herald of the Chelyabinsk State Pedagogical University], 2015, no. 6, pp. 33-39.
4. Grevceva G.YA., Ciulina M.V., Bolodurina E.A. Refleksivno-ocenochnye tekhnologii kak faktor grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya studencheskoj molodezhi v social'no-kulturnoj srede [Elektronnyi resurs] [Reflexive-evaluation technologies as a factor of civil-patriotic education of student youth in the socio-cultural environment]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2016, no. 3, pp. 329. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24726.
5. Dimuhametov R.S., Stolbova E.A., Cilickij V.S. Soprovozhdenie professionalnogo samoopredeleniya v usloviyah sredy pedagogicheskogo vuza [Maintenance of professional self-determination in the conditions of the pedagogical university environment]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Herald of the Chelyabinsk State Pedagogical University], 2016, no. 10, pp. 30-34.
6. Dimuhametov R.S. Deyatelnostnoe oposredovanie i pedagogicheskaya fasilitaciya kak uslovie modernizacii pedagogicheskogo obrazovaniya [Activity mediation and pedagogical facilitation as a condition for the modernization of pedagogical education]. Metodika vuzovskogo prepodavaniya: materialy VI mezhvuz. nauch.-prakt. konf., 30-31 oktyabrya 2003 g. [Methodology of university teaching: materials of the VIth interuniversity scientific-practical conf., October 30-31, 2003]. Chelyabinsk: Publ. CHelyab. gos. ped. un-ta, 2004, pp. 38-49.
7. Zagvyazinskij V.I., Atahanov R. Metodologiya i metody psihologo-pedagogicheskogo issledovaniya: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ucheb. zavedenij [Methodology and methods of psychological and pedagogical research]. Moscow: Akademiya, 2010. 208 p.
8. Novikov A.M., Novikov D.A. Metodologiya [Methodology]. Moscow: SINTEG, 2007. 668 p.
9. Potapova M.V., Cilickij V.S. Individualnaya traektoriya tyutorskogo soprovozhdeniya obrazovatelnogo processa kak socialnaya problema [Individual trajectory of tutorial support of the educational process as a social problem]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the university of P.F. Lesgaft], 2016, no. 11 (141), pp. 158-162.
10. Cilickij V.S. Podgotovka buduschih pedagogov-defektologov k tyutorskoj deyatelnosti kak pedagogicheskaya problema [Preparation of future teachers-defectologists for tutor activity as a pedagogical problem]. Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Herald of the Chelyabinsk State Pedagogical University], 2017, no 9, pp. 101-105.
11. Ciulina M.V. Nekotorye aspekty problemy nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Elektronnyi resurs] [Some aspects of the problem of continuous pedagogical education]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2015, no. 1-1, pp. 974. URL: http://www.science-education.ru/121-18251.
12. Ciulina M.V. Patrioticheskoe vospitanie shkolnikov: vozmozhnosti socioobrazovatelnoj sredy [Patriotic education of schoolchildren: the opportunities of the socio-educational environment]. Narodnoe obrazovanie [Public education], 2013, no. 1, pp. 252-259.
13. Borodina V.A., Reznikova E.V., Tsilitsky V.S. Methodological Support of the Innovative Training of Special Education Teachers to the Education of Disabled Children. Journal of Pharmaceutical Sciences and Research, 2017, no. 12, pp. 2486-2492.
14. Gnatyshina E.V. Methods of the Evaluation of the Potential of the Region Pedagogical Universities on the Basis of Benchmarking [Electronic resource]. Espacios, 2017, no. 38 (25). URL: http://www.revistaespacios.com/a17v38n25/17382502.html (Accessed 12.01.2018).
15. Gordeeva D.S. Cultivating a sense of national civic identity in students at present-day humanity and pedagogy colleges as part of the process of professional preparation [Electronic resource]. Espacios, 2017, vol. 38 (56). URL: http://www.revistaespacios.com/a17v38n56/17385616.html (Accessed 12.02.2018).
16. Dolgova V.I. [et al.] The research of the personality qualities of future educational psychologists.
International Journal of Environmental & Science Education, 2016, vol. 11, no. 16, pp. 9530-9542.
17. Dolgova V.I. [et al.] A study of psychological readiness of parents to educate children in the foster family.
International Journal of Environmental and Science Education, 2016, vol. 11, no. 15, pp. 8592-8598.