2) 2 - с детьми 4-5 лет (средняя группа).
Формы и режим занятий.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий - не более 15 минут во второй младшей группе, 20 минут - в средней группе. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы.
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики физминуток воспитатель подбирает самостоятельно [1, с. 36].
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.
Формы проведения итогов реализации программы:
- выставки детских работ в детском саду;
- дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам).
Так как эти камешки разной формы, мы создаем картины природы - это и море, и осенний лес; добавляя любые картинки — дети создают шедевры. Моя цель — развитие речи при помощи развития мелкой моторики. Дети с радостью описывают природу, рассказывают о своем жизненном опыте.
Литература
1. Вольнова Л. Н. Движение-мысль-слово. Пермь, 1999. - 63.
2. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М., 1986.
3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение 1990.
4. Платонова О. А. Су-джок терапия для всех; М.; АСТ; СПб.; Сова, 2007, 126 с.
5. КольцоваМ. М. Ребенок учится говорить. М.: «Сов. Россия», 1973.
Теоретико-методологические основания исследования проблемы жизненной перспективы в отечественной и зарубежной психологии и педагогике Панкова А. А.
Панкова Анита Анатольевна /Pankova Anita Anatolevna - магистрант, кафедра психолого-педагогического образования,
Институт педагогики и психологии,
Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова, г. Кострома
Аннотация: в статье анализируется научная психологическая и педагогическая литература по проблеме жизненных перспектив и выявляются теоретикометодологические основания ее исследования.
Ключевые слова: жизненная перспектива, психология жизненного пути, феномен «жизненных перспектив личности».
В условиях современного общества проблема формирования жизненных перспектив у обучающихся обладает особой актуальностью. Это обуславливается радикальными переменами, которые происходят в политической, экономической и общественной жизни российского общества и сопровождаются значительными
74
изменениями в сознании и мироощущении людей. Стремительный рост темпов жизни ставит перед современным человеком более высокие требования, такие, как умение предвидеть, прогнозировать и строить жизненные планы. Такие умения влияют на жизненный выбор, организацию и осуществление деятельности и требуют более осмысленного отношения ко времени собственной жизни.
Д. А. Леонтьев считает, что «возникает все больше ситуаций, в которых требуется рассматривать человека иначе, когда человеку ничто не подсказывает, как действовать, и он должен принимать решение сам» [1]. Согласно мнению А. Ю. Стойлик, современная общественная жизнь такова, что ни один социальный институт не может обеспечить полноценного личностного развития человека. Политические и экономические изменения в стране привели к отсутствию конкретного и стабильного социального заказа в отношении выпускников образовательных учреждений, сделав тем самым подготовленность на уровне профессиональных знаний, умений и навыков относительными характеристиками [2]. Так, например, в своей работе Т. В. Попова пишет, что «благодаря переориентации общества на человеческий фактор в изменяющейся России всё большее значение в самореализации человека приобретают его индивидуально-личностные характеристики. Позитивные социокультурные явления открывают широкие перспективы для свободного жизненного самоопределения личности в социуме. В то же время, растущий человек вынужден решать «вечные» вопросы, связанные с осознанным выбором жизненной позиции, в условиях обострения глобальных проблем человечества, нестабильности и деструктивных тенденций в обществе, агрессивного воздействия современной массовой культуры» [3].
В таких нормативно-правовых документах федерального уровня, как закон РФ «Об образовании», «Федеральная целевая программа развития образования на 20162020 годы», «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года» обозначены следующие приоритеты в области образования в том, что оно должно способствовать успешной социализации растущего человека, формированию таких его личностных качеств, которые повышают вероятность осмысленного выбора жизненного пути, осознания своего места в обществе и жизни.
Вследствие этого возникает потребность во всестороннем и глубоком рассмотрении такого понятия как «жизненная перспектива», которое в современной литературе не получило еще исчерпывающего анализа. Также наряду с рассмотрением понятия жизненной перспективы необходимо понимание и таких смежных понятий, как жизненная цель, жизненные планы, жизненный путь.
В научной литературе проблема формирования жизненных перспектив чаще всего подлежала рассмотрению с точки зрения приспособления человека к социуму, к существующим в обществе ценностям - как социальные перспективы и в рамках личностного либо профессионального самоопределения, несмотря на то, что данная проблема всегда имела место в жизни людей.
Такими авторами, как К. А. Абульханова-Славская, С. JI. Франк, В. Франкл, Э. Мунье, Э. Фромм проблемы жизненной перспективы личности изучались в сопоставлении с развитием цивилизации и человечества с философской точки зрения. Смотря на проблему формирования жизненных перспектив с точки зрения философии экзистенциализма (философии существования), такие авторы, как С. Мадди, М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, К. Ясперс выдвигали значимые идеи об обусловленности существования человека в мире его внутренней позицией. Б. Г. Ананьев, А. В. Мудрик, В. Г. Иванов, М. Л. Лезгина, В. Н. Маркин, И. С. Кон в своих трудах решали вопросы о путях и способах позиционирования личности в обществе на социально -психологическом уровне. А. В. Брушлинский, С. JI. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, рассматривая проблему формирования жизненных перспектив на психологическом уровне, в качестве предмета исследования выделяли
75
внутренние модусы позиционирования личности, как выражение её отношений, деятельности, сознания.
С позиции психологической науки проблемы становления и развития личности рассматривались в работах К. А. Абульхановой-Славской, JI. И. Анцыферовой, А. А. Кроника как «психология жизненного пути». В трудах других исследователей данный феномен рассматривался через осмысление понятий «самоактуализация» (А. Маслоу), «полноценность человеческого функционирования» (К. Роджерс), «стремление к смыслу» (В. Франкл). Вопросом становления жизненных перспектив личности интересуются исследователи не только с точки зрения психологии, но и с позиции педагогической науки. Так, например, В. П. Бедерханова, И. А. Колесникова, Е. В. Бондаревская, Е. В. Титова, О. С. Гребенюк, М. Б. Заславская, Н. Е. Щуркова, Т. Н. Мальковская, В. А. Петровский затрагивают эту проблему в своих педагогических исследованиях.
Понятие «жизненной перспективы» разрабатывалось и среди зарубежных авторов, таких как К. Левин, Ж. Нюттен, Л. Фрэнк, Р. Кастенбаум, Т. Коггле. В отечественной психологии и педагогике данное понятие рассматривалось в контексте событийного подхода (С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская), в рамках теории целеполагания (И. А. Ральникова, В. Ф. Серенкова, Г. С. Шляхтин), а также с точки зрения причинно-целевой концепции психологического времени личности (Е. И. Головаха, А. А. Кроник). Особую значимость при исследовании психологии жизненного пути приобретает феномен «жизненных перспектив личности». Е. И. Головаха, А. А. Кроник, Л. Франкл, К. Левин, В. Ф. Серенкова в своих трудах описывали закономерности восприятия будущего, способность предвидения будущих событий, выдвижения целей и выбора путей их достижения. Они раскрывали суть детерминирующего влияния жизненных планов на организацию деятельности и поведение человека в настоящем, тем самым внося существенный вклад в исследование данной научной проблемы.
Глубокое и всестороннее исследование феномена жизненных перспектив личности позволяет взглянуть на то, как отдельный человек представляет свое будущее, позволяет проследить его взаимосвязь с прошлым и настоящим, понять, какое место будущее занимает в субъективной картине жизненного пути и каким образом человек регулирует свое поведение. Другими словами, можем сделать вывод о том, что проблема влияния жизненных перспектив человека на организацию его жизнедеятельности является актуальной как для психологии, так и для педагогики.
Вопросы построения жизненных стратегий и жизненных планов в деятельности различных социальных сообществ, реализации личностных потенциалов и самоопределения различных категорий обучающихся получили освещение во многих психологических и педагогических исследованиях. Вместе с этим во многих исследовательских работах не получили должного освещения вопросы о способах и приемах организации психо лого-педагогического взаимодействия, воспитательной деятельности, стимуляции и коррекции процесса формирования жизненных перспектив у обучающихся.
На основании анализа научной литературы по данной проблеме можно сделать вывод, что к теоретико-методологическим основаниям исследования данной проблемы относятся идеи системного подхода (Л. С. Выготский, Б. Ф. Ломов, В. Е. Клочко, В. П. Кузьмин и др.), теория жизненного пути и психологического времени личности (Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, С. Л. Рубинштейн и др.), интегральная периодизация общего психического развития (В. И. Слободчиков и др.) и причинно-целевая концепция психологического времени (Е. И. Головаха, А. А. Кроник); идеи философской антропологии (К. А. Абульханова-Славская, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк и др.), психологические теории развития личности (Б. Г. Ананьев, JI. И. Божович, И. С. Кон, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др.), личностный и личностно-деятельностный (JI. С.
76
Выготский, Э. Ф. Зеер, А. Н. Леонтьев, В. А. Сластенин, А. П. Тряпицына и др.) субъектный (А. В. Брушлинский, К. В. Карпинский, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков и др.), смысловой подходы (А. Ю. Агафонов, Д. А. Леонтьев, В. Франкл, В. Э. Чудновский и др.); исследования особенностей индивидуально-личностного развития в юношеском возрасте (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, X. Ремшмидт, А. В. Петровский, К. Н. Поливанова, Л. А. Регуш, Д. И. Фельдштейн, Г. А. Цукерман, Д. В. Ярцева); а также теоретические положения о личностном и профессиональном самоопределении (Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Е. Ю. Коржова, Н. С. Пряжников).
Таким образом, в связи с непрекращающимся интересом к научной проблеме жизненной перспективы, вопросы, касающиеся жизненного пути личности, получают не только теоретическую и практическую разработку, но и становятся предметом активного изучения в современной психологии и педагогике.
Литература
1. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — 3-е изд., доп. М.: Смысл, 2007. 511 с.
2. Попова Т. В. Ассоциативный эксперимент в психологии. — 2-е изд., стереотипное, М.: Флинта, НОУ ВПО «МПСИ», 2011. 72 с.
3. Стойлик А. Ю. Ценностные ориентации: социально-психологический и гендерный аспекты. // Журнал прикладной психологии. 2004. № 1. С. 21-39.
Эмпирическое исследование влияния комплекса психологопедагогических воздействий на формирование жизненной перспективы обучающихся в подростковом возрасте Панкова А. А.
Панкова Анита Анатольевна /Pankova Anita Anatolevna - магистрант, кафедра психолого-педагогического образования,
Институт педагогики и психологии,
Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова, г. Кострома
Аннотация: в статье анализируется влияние реализации развивающей программы на формирование жизненной перспективы у обучающихся выпускных классов основной и средней школы, а также оценивается эффективность реализуемой программы через количественный и качественный анализ результатов проведенного эмпирического исследования.
Ключевые слова: проблема формирования жизненных перспектив, эмпирическое исследование, развивающая программа, методика «Смысложизненные ориентации», критерий Манна-Уитни, критерий Стьюдента.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования жизненных перспектив у обучающихся подросткового возраста и результаты эмпирических наблюдений позволили выявить противоречия между социальным заказом на обучающегося выпускных классов любого типа образовательного учреждения со сформировавшейся жизненной перспективой и несоответствующим уровнем развития перспективы жизни, недостаточным индивидуальным опытом ее построения и совершенствования у подростков. Выявленные в процессе анализа литературы противоречия значительно осложняют разработку программы оказания практической помощи обучающимся в социальной адаптации и последующем
77