Ю.М. Николаев: Монография / СПбГАФК им. П.Ф. Лес-гафта, 1998.-217 с.
17. Николаев, Ю.М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный аспекты / Ю.М. Николаев: Учебное пособие / СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - Спб., 2000. -80 с.
18. Николаев, Ю.М. Современная теория физической культуры как самостоятельная научная и учебная дисциплина / Ю.М. Николаев // Теория и практика физической культуры. -2008. -№ 12. С. 38, 55-59.
19. Пономарев, Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания / Н.И. Пономарев. -М.: ФиС, 1970.-247 с.
20. Рождественский, Ю.В. Введение в культуроведение / Ю.В. Рождественский. - М.: Че Ро, 1996. - 288 с.
21. Собянин, Ф.И. Наукоемкие классы явлений теории физической культуры в системе профессионального физкультурного образования / Ф.И. Собянин, А.В. Лото-ненко // Теория и практика физической культуры. - № 8.-2006.-С.17-19.
22. Столяров, В.И. Модернизация физического воспитания и физкультурно-спортивной работы в общеобразовательной школе / В.И. Столяров, В.К. Бальсевич, В.П. Моченов, Л.И. Лубышева / под. общ. ред. В.И. Столя-
рова. - М.: Науч.-изд. центр «Теория и практика физической культуры», 2009. - 320 с.
23. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов и пед. уч-щ по спец. № 2115 «Нач. военн. подготовка и физ. воспитание» и № 1910 «Физ. культура» / Под ред. Б.М. Шияна. - М.: Просвещение, 1988.-С. 7.
24. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для студ. фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 0303 «Физ. культура» / Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990.-287 с.
25. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина.-2-е изд., испр.-М.: Советский спорт, 2004.-464 с.
26. Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». М., 1999.
27. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» . М., 2007.
28. Физическое воспитание: Учеб. / Под ред. В.А. Головина, В.А. Маслякова, А.В. Коробкова и др. - М.: Высш. шк. 1983.-391 с.
29. White L. The Science of Culture. N.-Y. 1949.
30. White L. The Evolution of Culture. N.-Y. 1959.
А.А. ГОРЕЛОВ,
доктор педагогических наук, профессор Е.Н. АРТЕМОВА,
аспирантка, мастер спорта России по гимнастике (г. Белгород)
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ УПРАЖНЕНИЙ НА ГИМНАСТИЧЕСКОМ БРЕВНЕ)
Статья рекомендована к печати доктором педагогических наук, профессором А.В. Лотоненко, доктором педагогических наук, профессором Ф.И. Собяниным
Аннотация. Выполнение упражнений на бревне органически связано с возможностью нарушения равновесия и риском падения. Чем выше мастерство гимнастки, тем точнее ее движения, меньше смещение центра тяжести, экономней компенсаторные движения, выполняемые для сохранения равновесия, и тем меньше проявление оборонительного рефлекса (В. Б. Коренберг, 1986, А. Донди, 2007). Однако достижение высокого уровня мастерства для каждой отдельной спортсменки возможно только через выявление тех индивидуальных особенностей, которые способствовали бы максимальному проявлению их соревновательной надежности. Данной проблеме и посвящена настоящая статья.
Ключевые слова: индивидуализация тренировочного процесса, упражнения на гимнастическом бревне, индивидуальные особенности гимнасток, этап углубленной специализации.
A.A. GORELOV,
doctor of pedagogical sciences, professor (Belgorod)
E.N. ARTJEMOVA,
the post-graduate student,
master of sports of Russia of artistic gymnastics;
THEORETICAL-METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE
INDIVIDUALIZATION OF TRAINING PROCESS IN SPORTS ACTIVITY
(On an example of exercises on a balance beam)
Abstract. Implementation of exercises on a balance beam is integrally connected with possibility of infringement of balance and risk of falling. When above gymnasts skill, then displacement of the centre of gravity is less, more economical compensatory movements which are carried out for preservation of balance, and the lower the expression of a defensive reflex (V.B. Korenberg, 1986, A. Dondi, 2007). However, achievement of high skill for each individual athlete is only possible through the revealing of those individual characteristics that would contribute to their peak in the competitive activity. Given article is devoted to this problem.
Key words: individualization of training process, exercise on a balance beam, specific gymnasts features, a stage of the profound specialization.
Проблема индивидуализации занимает особое место в современной системе спортивной тренировки, так как от ее решения во многом зависит рост и результативность достижений. Многие исследователи ставят индивидуализацию в основу акмеологических технологий спортивной деятельности и возводят ее в ранг принципа, обеспечивающего спортсмену реализацию своих индивидуальных способностей в достижении наивысших спортивных результатов (Платонов, В.Н., 2004, Матвеев, Л.П., 2008, Нестеров, А.А., Левицкий, А.Г., 1999 и др.).
В одном из первых учебников по теории и методике физического воспитания, предназначенного для техникумов физической культуры (1974) индивидуализация рассматривается как принцип, который требует четкого знания и использования индивидуальных особенностей занимающихся. К ним относят личностные, возрастные, половые характеристики, состояние здоровья и физического развития. Индивидуализация спортивной тренировки предусматривает учет уровня физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, его интеллектуального, морального и эмоционального развития.
Принцип индивидуализации является основой вариативного обучения, обеспечивающей
создание и реализацию мотивационных установок, интенсификацию тренировочного процесса, личностного общения тренера с учеником. Он ориентирован на подчинение средств и методов спортивной тренировки индивидуальным особенностям спортсмена. Использование принципа обусловливает более полное раскрытие способностей индивидуума, адекватных реализации максимальных возможностей, более эффективное обучение сложным движениям. Причем индивидуализация предопределяет многосторонний учет всех способностей человека, раскрывает его уникальность и неповторимость, характеризует генетическую и социальную предрасположенность (Иванюженков, Б.В., 2006, Врублевский, Е.В., 2008 и др.).
Без определения индивидуальных геноти-пических и фенотипических особенностей спортсмена не могут с достаточной эффективностью применяться другие принципы, а по существу без этого вообще невозможно достигнуть наивысших результатов (Иванюженков, Б.В., 2006 и др.).
Один из основоположников теории и методики физической культуры, Л.П. Матвеев (2008) в понятие принципа индивидуализации вкладывает «.. .такое использование частных средств и методов физического воспитания, и такое по-
строение системы занятий, при которых учитываются индивидуальные различия занимающихся, осуществляется индивидуальный подход к ним, и, тем самым, создаются благоприятные условия для развития индивидуальных способностей» (с. 214). При этом он констатирует, что даже в однородной по возрасту, полу, уровню физической подготовленности группе, не найти двух лиц с абсолютно одинаковыми возможностями.
Профессор Е.П. Ильин (2004) под индивидуализацией понимает такое построение тренировочного процесса, которое учитывает индивидуальные психологические и физиологические особенности спортсменов для преимущественного развития у них качеств и приобретения ими знаний и навыков. При этом необходимость соблюдения принципа индивидуализации обусловлена:
• неодинаковым уровнем облученности и тренированности занимающихся;
• индивидуально-типическими и личностными особенностями спортсменов, которые по-разному реагируют на тренировочные нагрузки, замечания тренеров, общение с товарищами по команде;
• наличием у каждого спортсмена своего стиля дельности;
• различиями между мужчинами и женщинами в уровне физических возможностей, психологии развития, потребностях, целях и направленности личности.
Одной из закономерностей современного спорта, декларируемой профессором В.Н. Платоновым (2004) с точки зрения реализации принципа индивидуализации, является невозможность одновременного достижения высоких результатов в разных видах спорта. Это определяет необходимость параллельного соблюдения принципа углубленной спортивной специализации, который требует предельной концентрации сил и времени в работе, прямо или опосредованно влияющей на надежность выступления в конкретных видах спортивной программы. При этом важность принципа углубленной специализации детерминируется еще одной закономерностью - постоянным повышением роли природной одаренности спортсмена к занятиям
конкретным видом спорта и необходимостью в этой связи ранней ориентации и специализации. При этом учебно-тренировочный процесс должен строиться с учетом природных задатков, и иметь направленность на их совершенствование.
В рамках данной проблемы теория спорта в настоящее время рассматривает следующие категории: «индивидуальность спортсмена», «индивидуализация тренировочного процесса», «индивидуализация техники» (Терминология спорта: Толковый словарь спортивных терминов, 2001):
1. Под индивидуальностью понимается неповторимое своеобразие личности спортсмена, проявляющееся в интеллектуальной, эмоциональной, волевой и двигательной сфере.
2. Индивидуализация учебно-тренировочного процесса рассматривается как построение спортивной тренировки в соответствии с индивидуальными способностями спортсмена с целью достижения максимального спортивного результата.
3. Индивидуализация спортивной техники представляется как приспособление техники упражнений к особенностям телосложения, физическим качествам, психическим свойствам спортсмена с целью наиболее эффективного использования их для достижения максимального спортивного результата.
Смысловая нагрузка понятия «индивидуальность» включает уникальность, индивидуальное своеобразие, неповторимое сочетание признаков, отличающих одного человека от другого (Асмолов А.Г., 1986 и др.).
Особые требования спорт высших достижений предъявляет к индивидуальности человека. При этом его потенциальные возможности используются не всегда эффективно, что обусловлено недостаточной разработанностью подходов к целостности индивида (Богданов, П., 2004). В то же время спортивная деятельность является панорамной моделью для изучения индивидуальных особенностей человека. Входящие в ее содержание многочисленные соревновательные ситуации могут рассматриваться в качестве прототипа, создающего обстановку экстремальных условий деятельности сформировавшегося
спортсмена, относящегося к числу лучших, и таким образом представляющего определенный эталон (Иванюженков, Б.В., 2006).
«Индивидуальность не отделима от неповторимости, но последняя ... не является образующим фактором индивидуальности» (Резвиц-кий, И.И., 1973, С. - 9). Её сущность связана с целостным представлением об индивиде, рассматриваемом в единстве всех его свойств и признаков, причем сам термин «индивидуальность», как подчеркивают многие авторы (Вруб-левский, Е.П., 2008 и др.), означает «многое в одном», неделимое.
Известный спортивный психолог Н.Б. Стамбулова (1999) под индивидуальностью понимает то, что составляет его макрохарактеристики, проявляется в творчестве и стабилизируется в отдельных составляющих конкретной деятельности. Эти макрохарактеристики содержат комплексы парциальных компонентов, образующих:
• характеристику человека, как индивида (возраст, пол, нейродинамика, соматотип);
• субъективные характеристики (эмоции, воля, интеллект, психомоторика);
• личностные характеристики (темперамент, характер, направленность, способности);
• характеристики человека-индивидуальности, преломляющиеся через опыт, хронологию исторических событий, индивидуальные особенности.
Данные компоненты проявляются в процессе индивидуального развития человека и отражаются в основных событиях, происходящих в онтогенезе. Причем в человеке заложен целый спектр возможностей приспособления к различным условиям жизнедеятельности, которые путем естественной тренировки позволяют ему добиваться индивидуального совершенства (Иванюженков, Б.В., 2006)
Современные тенденции развития спорта высших достижений обуславливают необходимость учета индивидуальных особенностей спортсменов на всех этапах спортивной тренировки. В то же время, в педагогической практике многих тренеров значительная доля средств обучения и воспитания носит принудительный характер, недостаточно используются методы
самоорганизации, саморазвития и самообразования, при этом теряется возможность самоопределения, усложняется достижение гармонии физического, духовного и телесного, психического, социально-общего и социально-спортивного. При этом, потребность в творческом самовыражении, личностной самореализации в процессе спортивной деятельности постепенно становится доминирующей ценностной ориентацией личности спортсмена. При равных возможностях индивидуальность своевременного проявления того или иного качества, какой-то грани способностей, может стать дополнительным фактором соревновательной надежности (Нестеров, А.А., Левицкий, А^., 1999).
Любая живая система, в том числе человек, обладает своей спецификой, своей качественной определенностью с присущей только ей индивидуальной реакцией, касающейся не только целостного организма, но и отдельных его органов, систем, тканей, клеток. В каждом человеке есть то, что является общим для всех людей, и то, что присуще только одному. В этом отношении спорт является уникальной сферой, где проявляется уникальная сущность человека (Врублевс-кий, Е.В., 2008).
Невозможно встретить группу людей с совершенно определенными морфофункциональ-ными и психическими свойствами. Каждому человеку в любом возрасте, от младенческого до старческого, свойственно разнообразие этих свойств, а норма, как характеристика состояния здоровья организма, не отражает его сущности. Еще меньше содержится определенности в понятии норма, когда речь идет о деятельности. Некоего абстрактного, не зависящего от деятельности человека не существует. Невозможно считать «нормальным» или «ненормальным» какой-либо поступок человека, не учитывая конкретные обстоятельства, в которых этот поступок совершился. При этом парадоксальность ситуации заключается в том, что у спортсменов с высоким уровнем подготовленности, могут быть ярко выражены отклонения от нормы в силу более рационального использования организмом своих резервных возможностей, а также более экономичной работой отдельных органов и систем за счет их высокой степени дееспособ-
ности (Мовшев, Б.Е., 1988, Врублевский, Е.П., 2008).
В настоящее время уже не требует доказательства тот факт, что спортсмены, специализирующиеся в различных видах спорта различаются по морфофункциональным показателям, уровню развития физических и психических качеств (Тер-Ованесян, И.А., 1971, Туманян, F.C., Мар-тиросов, Э.Е., 1976). Данное обстоятельство, послужило толчком к научному обоснованию положения о том, что спортивное достижение обеспечивается определенными двигательными свойствами, а они, в свою очередь, всецело зависят от ресурсов организма. Развивая же эти ресурсы до определенного уровня, можно добиться необходимого результата.
Однако, последние научные данные (Вруб-левский, Е.П., 2008) показали, что усредненные характеристики, достаточно эффективные при подготовке юных спортсменов, еще не достигших вершин спортивного мастерства, не «функционируют» у спортсменов высокого уровня. Редко кто из выдающихся лидеров того или иного вида спорта, по показателям, которых определялись модельные характеристики, по своим индивидуальным данным соответствуют усредненному идеалу. Корригирование же отстающих в развитии качеств у высококвалифицированных спортсменов не редко оказывается неэффективным. И чем больше выражена индивидуальность спортсмена, тем больше отличий от модельных параметров (Врублевский, Е.П., 2008). Причем, очень часто стремление развивать отстающие качества у мастеров «приглушает» наиболее сильные стороны подготовленности, нивелирует индивидуальность, являющуюся залогом в достижении высокого спортивного результата (Куликов, Л.М., 1995).
Наивысшие достижения в спорте всегда тесно связаны с максимальной реализацией тех способностей, которые отражают специфичные и наиболее необходимые для конкретного вида деятельности и поведения способности. Индивидуальный подход позволяет улучшать спортивный результат за счет организации и планирования тренировочной нагрузки (Тайма-зов, В.А., 1997, Иванюженков, Б.В., 2006 и др.) и выражается в обосновании индивидуальных
заданий и определении путей их выполнения, дифференциации приемов педагогического воздействия и форм тренировочных занятий, варьировании физических нагрузок и способов их регулирования с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.
Применяя комплекс педагогических воздействий на спортсмена, тренер тем самым обеспечивает ему специфические условия деятельности и поведения, которые в свою очередь помогают достичь высоких спортивных результатов. Индивидуализация применения подобных воздействий связана с выбором способов, приемов и методов совершенствования, соответствующих уровню подготовки спортсмена; с учетом индивидуальных особенностей личности, воспитания и условий жизни; с выбором целесообразных специализированных тактико-технических средств, обеспечивающих оптимальный результат (Сальников, В.А., 2003, Ильин, Е.П., 2004).
Серьезные аналитические исследования по вопросам индивидуализации в спорте провел Д.Б. Рукавицын (2004). На основании изучения 280 источников, посвященных данной проблеме он обозначил ряд направлений, в которых ведется наиболее интенсивный поиск путей её реализации:
• индивидуализация учебно-тренировочного процесса - 29,7%;
• индивидуализация процесса тактико-специальной подготовки -19,2%;
• индивидуализация процесса психологической подготовки - 12,8%;
• индивидуализация УТЗ по биологическим признакам - 17,1%;
• индивидуализация учебной работы в ВУ-Зах-21,2%.
Анализ специальной литературы выявил, что необходимость разработки проблемы индивидуализации детерминирована практически для всех видов спорта, а ее реализация во многом определяет результативность спортивных достижений. При этом актуальность проблемы индивидуализации в любом виде спорта обусловливается индивидуальными особенностями спортсмена, от которых зависит успешность его соревновательной деятельности.
Высокие спортивные достижения базируются на максимальной реализации индивидуальных морфофункциональных особенностей, психофизических, нейродинамических, сенсорных и др. возможностей человека, которые в свою очередь характеризуются определенным набором свойств, необходимых для конкретного вида двигательной деятельности (Климов, Е.П., 1969, Тер-Ованесян, И.А.,1971, Туманян, Г.С.,1971, Ильин, Е.П., 2004, Сальников, В.А., 2008, Запоржанов, В.А., 2002, Иванюженков, Б.В., 2006 и др.).
Аналитические исследования обширных научных данных, имеющихся в настоящее время в литературе, показывают, что индивидуализация учебно-тренировочного процесса - одна из основополагающих проблем в вопросе оптимизации процессов управления подготовкой спортсменов высокой квалификации. Вместе с тем, необходимо отметить крайне ограниченное использование этих данных в практике спортивной деятельности (особенно на уровне ДЮСШ и СДЮСШОР) в связи с отсутствием конкретизации индивидуальных особенностей занимающихся, т.е. в чем они заключаются и как их можно учитывать в тренировочном процессе. Трудность их использования обусловлена и проявлением уникальной индивидуальности, выражающейся в огромном разнообразии путей и способов достижения одних и тех же результатов разными спортсменами. Практически эти пути никогда не совпадают (Платонов, В.Н., 2004 и др.)
Важным смысловым элементом индивидуализации выступает требование сообразности тренировочного процесса природным и социальным свойствам и качествам человека. Она призвана обеспечить единство развития своеобразия и неповторимости его телесной и психологической организации, интеллектуального и физического потенциала, определяющих самобытность конкретного спортсмена (Нестеров, А.А. Левицкий, А.Е., 1999).
Большое количество экспериментальных исследований, проведенных в рамках проблемы индивидуализации свидетельствует о необходимости дальнейшего их продолжения.
Анализ выступлений российских гимнасток на крупнейших международных соревнованиях
в упражнениях на бревне свидетельствует об утрате лидирующих позиций в данном виде гимнастического многоборья. Так на Олимпийских играх в 1992 г. (Барселона, Италия.) золотая медаль в упражнениях на бревне была завоевана Татьяной Лысенко, а через 8 лет в 2000 г. (Сидней, Австралия.) россиянки Екатерина Ло-базнюк и Елена Продунова довольствовались лишь серебряной и бронзовой медалями. Олимпийские игры в 2004 г. (Афины, Греция) и в 2008 г. (Пекин, Китай) принесли нам лишь 4-е место (Анна Павлова). Данная негативная тенденция свидетельствует о необходимости поиска путей совершенствования системы спортивной подготовки гимнасток. При этом одним из перспективных научных направлений разработки данной проблемы, на наш взгляд, является индивидуализация тренировочного процесса.
Большая часть научных данных, касающихся индивидуализации тренировочного процесса в женском гимнастическом многоборье, затрагивает проблемы доминирования определенных типологических свойств нервной системы, антропометрических показателей, двигательных способностей, способности к освоению сложных локомоций. При этом наши аналитические исследования показывают, что к настоящему времени отечественные авторы обращают внимание лишь на причины, снижающие надежность выполнения упражнений на гимнастическом бревне. К ним относят: недостаточную физическую, техническую и психологическую подготовку, ошибки в методике обучения и др. (Богданова, Л.И., 1983; Люйк, Л.В., 1991; Смолевс-кий, В.М., Гавердовский, Ю.К., 1999; Гавердов-ский, Ю.К., 2002; Аркаев, Л.Я., Сучилин, Н.Г., 2004). В то же время в доступной нам литературе не обнаружено данных экспериментальных исследований, которые бы обосновывали параметры индивидуализации тренировочного процесса гимнасток в упражнениях на бревне.
Актуальность разрабатываемой нами проблемы обусловливается, прежде всего, потребностью теории и методики спортивной гимнастики в научно-обоснованных рекомендациях по индивидуализации тренировочного процесса гимнасток 10-11 лет в упражнениях на бревне на этапе углубленной специализации. Это
свидетельствует о необходимости проведения экспериментальных исследований, определяющих содержание и направленность спортивной подготовки гимнасток в упражнениях на бревне с учетом индивидуальных особенностей, обеспечивающих достижение высокого уровня технического мастерства и успешность соревновательной деятельности гимнасток.
Аналитические исследования, проведенные в рамках этой проблемы, позволили определить направленность наших изысканий на подтверждение предположения о том, что: индивидуализация тренировочного процесса гимнасток 10-11 лет в упражнениях на бревне должна базироваться на учете индивидуальных особенностей спортсменок. При этом, особое внимание на этапе углубленной специализации должно акцентироваться на особенностях физического развития, функционального и психического состояния, уровне технической и физической подготовленности, возможностях сен-сомоторной организации. В то же время, необходимо опираться на те индивидуальные особенности гимнасток, которые позволят осваивать конкретные элементы произвольной программы на бревне и успешно выступать на соревнованиях.
С этой целью нами, на базе УСК С. Хор-киной (БелГУ) проводились лабораторные исследования, а также последовательный параллельный педагогический эксперимент с привлечением 32 гимнасток 10-11 лет, имеющих квалификацию 1-го спортивного разряда. На данном контингенте изучались индивидуальные антропометрические параметры, показатели функционального и психического состояния, двигательные качества; определялись взаимосвязи соматических типов с выявленными индивидуальными особенностями, осуществлялось научное обоснование специфики содержания и направленности тренировочного процесса на этапе углубленной специализации с учетом индивидуальных особенностей в упражнениях на бревне, а также разрабатывались методические рекомендации по индивидуализации в данном виде гимнастического многоборья, и экспериментальным путем проверялась их эффективность.
Полученные нами в ходе экспериментальных исследований данные показали, что наиболее характерными соматическими типами для исследуемой выборки являлись микросоматический (46,9%) и мезосоматический тип (40,6%), что обусловливает необходимость учета росто-весового показателя спортсменок при конструировании комбинаций в упражнениях на бревне, а также начальном отборе в спортивную гимнастику. Нетипичными представителями являлись гимнастки макросоматического типа (12,5%), для которых характерна некоторая удлиненность телосложения и низкий коэффициент пропорциональности.
По совокупности вторичных половых признаков в группе обследованных выявлено 59,4% ретардантов, 40,6% медиантов, акселерантов не оказалось, это подтвердило тот факт, что гимнастки по степени полового созревания отстают от нормативных среднестатистических показателей девочек данной возрастной группы.
Результаты психологического тестирования выявили наличие различных типов темперамента гимнасток. Наибольшее количество испытуемых являлись сангвиниками (37,5%) и холериками (34,4%) и имели экстравертированную направленность на внешний мир (56,2%). Флегматики составили 21,9%, меланхолики - 6,2%. Интровертами являлись 25,0%, амбивертами -18,8% от общей выборки.
По результатам тестирования свойств нервной системы подавляющее большинство составили представители сильного типа нервной системы - 43,75%, представители среднего типа - 25,0% и слабого типа - 31,25%.
Исследование функционального состояния вегетативной нервной системы гимнасток выявило, что большинство испытуемых имели нормотонический тип вегетативной регуляции (59,4%), наименьшее - парасимпатический тип (12,5%), гимнастки-симпатики составили 28,1% от общей выборки.
По результатам тестирования индивидуальных особенностей двигательной сферы гимнасток 10-11 лет было выявлено, что испытуемые, условно отнесенные к группе «выносливых» (25,0%), имели более высокие показатели аэробной выносливости и гибкости. В то же время
уровень взрывной силы, быстроты и силовой выносливости у них был относительно низкий. Гимнастки, отнесенные к группе «разносторонне развитых» (46,9%), характеризовались средним уровнем развития физических качеств. Для гимнасток, отнесенных к группе «силовых» (28,1%), отстающими физическими качествами являлись выносливость и гибкость, ведущими — взрывная сила, силовая выносливость и быстрота.
Проведенные предварительные исследования индивидуальных характеристик гимнасток 10-11 лет свидетельствовали о неоднородности групп испытуемых и подтвердили необходимость дифференцированного подхода в тренировочном процессе в упражнениях на бревне.
Корреляционный анализ результатов тестирования выявил три группы гимнасток с преимущественным развитием определенных физических качеств, уровнем мотивации, типом вегетативной регуляции, ситуативной и личностной тревожности, антропометрическими данными:
• для представительниц первой группы, с микросоматическим типом конституции, было характерно преобладание симпатического тонуса вегетативной регуляции, низкого уровня личностной тревожности, высокого уровня потребностей в достижениях, более высокого уровня развития быстроты и силовых качеств. В большей степени к ним относились экстраверты, по типу темперамента - сангвиники или холерики;
• для представительниц второй группы, с мезосоматическим типом конституции, был характерен более высокий уровень развития ско-ростно-силовых качеств, нормотонический тип вегетативной регуляции, наличие различных типов темперамента, умеренный уровень личностной тревожности;
• для представительниц третей группы, с макросоматическим типом конституции, характерна относительная удлиненность телосложения (более высокий рост и длинные конечности) и низкое содержание жирового компонента тела. У них преобладал парасимпатический тонус вегетативной регуляции, низкий уровень
развития скоростных и силовых качеств. Испытуемые являлись по преимуществу интровертами, а по типу темперамента - флегматиками, имели умеренно-повышенный уровень тревожности, более высокую аэробную выносливость и общую работоспособность.
Наличие средних связей свидетельствовало об отсутствии групповых типологических особенностей, и тем самым подтвердило высокую значимость индивидуализации тренировочного процесса в упражнениях на бревне на основе дифференцированного подхода к каждой гимнастке.
Результаты педагогического эксперимента показали, что разработанные нами методические рекомендации по индивидуализации тренировочного процесса гимнасток 10-11 ле г на этапе углубленной специализации, оказали существенное влияние на повышение уровня их технического мастерства и успешность выступления на соревнованиях. Положительный кумулятивный эффект тренировочных воздействий в экспериментальной группе по сравнению с контрольной был обусловлен:
- значительным улучшением функционального и психического состояния гимнасток (р<0,05);
- положительными сдвигами в развитии некоторых физических качеств, достоверность различий которых по изучаемым параметрам между исходными и конечными результатами достигала 99% уровня значимости;
- превалированием использования соревновательного метода в экспериментальной программе, что способствовало достоверному приросту судейской оценки за выполнение произвольной комбинации на бревне на 8,27%
(р< 0,01);
- значительным повышением стабильности выполнения комбинаций обязательных и произвольных программ в упражнениях на бревне в условиях соревнований, за счет снижения общего количества падений со снаряда: в комбинации по обязательной программе на 28,47% (р<0,01), по произвольной - на 21,91% (р<0,01) ;
- достоверным повышением уровня динамического и статического равновесия на 12,02%
(р<0,01) и на 38,29% (р<0,01), соответственно; улучшением способности сохранять устойчивость на 33,0% (р<0,01) и уменьшать время прохождения по бревну после выполнения специальных упражнений на 18,6 % (р<0,01).
По результатам нашей многолетней экспериментальной работы были сформулированы рекомендации, которые, по нашему мнению, способствуют реализации принципа индивидуализации в тренировочном процессе гимнасток при совершенствовании упражнений на бревне:
1. Индивидуальные различия спортсменов должны находить свое отражение в содержании тренировочного процесса. Для гимнасток на этапе углубленной специализации приемлема только гибкая система планирования, позволяющая варьировать структурой, объемом и интенсивностью тренировочных нагрузок в соответствии с поставленными задачами. В период совершенствования техники выполнения упражнений на гимнастическом бревне и тренировки комбинаций обязательной и произвольной программы необходимо учитывать индивидуальные особенности гимнасток: тип телосложения, тип темперамента, реактивность организма, силу нервной системы, уровень личностной тревожности, уровень развития равновесия, уровень развития физических качеств.
2. При выборе вида соскока в произвольной комбинации на бревне высокорослым гимнасткам целесообразно подбирать «винтовые» элементы с поворотами на 360 - 900 градусов, низкорослым - элементы «сальтового» типа.
3. Сангвиникам и холерикам не целесообразно планировать длительную, монотонную работу с большим количеством повторений элементов, что может привести к формированию неправильного двигательного стереотипа. С экстравертированными типами необходимо планировать продолжительность выполнения упражнений на бревне в одном тренировочном занятии - 30 мин, с общим количеством занятий в неделю - 6. С интроверта-рованными типами темперамента - 60 мин, с количеством занятий в неделю - 3 занятия. С
амбивертами - 45 мин и 4 занятия, соответственно. При этом для всех испытуемых общее время занятий на бревне должно составлять 180 мин в неделю.
4. Реактивность организма спортсменок, в частности динамика процессов возбуждения и торможения, обусловливает длительность разминки в упражнениях на бревне. Поэтому с экстравертами рекомендуется проведение разминки в течение 12 мин, с интровертами - 18 мин, с амбивертами - 15 мин.
5. С гимнастками, обладающими сильной нервной системой контрольные тренировки целесообразно организовывать один раз в неделю, с гимнастками со слабой нервной системой - один раз в две недели.
6. В соревновательном периоде для корригирования процессов возбуждения и торможения гимнасток необходимо использовать психо-регулирующую тренировку.
7. Гимнасткам с низким уровнем тревожности для лучшей индивидуальной адаптации на снаряде, после овладения техникой упражнения на полу целесообразно переходить на высокое бревно. Гимнасткам с высоким уровнем личностной тревожности необходимо осваивать все этапы усложнения условий обучения упражнениям на бревне (пол - низкое бревно - высокое бревно).
8. При развитии и совершенствовании физических качеств необходимо учитывать сенситивные периоды. Для возраста 10-11 лет наиболее благоприятным является развитие скоростных и скоростно-силовых качеств, аэробной (общей) и силовой выносливости, гибкости и координации. Кроме того, необходим акцент на развитие генетически детерминированных (ведущих) качеств.
9. С целью развития и совершенствования равновесия - ведущего качества, обеспечивающего успешность выступления в упражнениях на бревне, гимнасткам рекомендуется выполнять, разработанные нами, специальные комплексы (хореографический, специально развивающий, батутный, эстафетный), включающие упражнения, мобилизующие возможности зрительного, слухового и вестибулярного анализаторов.
Литература:
1. Аркаев, Л.Я. Методологические основы современной системы подготовки гимнастов высшего класса / Аркаев Л.Я., Сучилин Н.Г. // Теория и практика физ. культуры. - 1997,- № 11. -С. 17-25.
2. Асмолов, А.Г. Психология индивидуальности. Методологические основы развития личности в историко-эво-люционном процессе / А.Г. Асмолов. - М.: Педагогика, 1986.-95 с.
3. Богданов, Н. Типология индивидуальности / Н. Богданов; Инст-т общегуманитарных исследований. - М., 2004.-384 с.
4. Богданова, Л.И. Специализированная техническая подготовка гимнасток в упражнениях на бревне // Гимнастика: Сб. статей. Вып 2. - М.: Физкультура и спорт, 1983,-С. 10-16.
5. Врублевский, Е.П. Научно-методические основы индивидуализации тренировочного процесса спортсменок в скоростно-силовых видах лекгой атлетики: Монография / Е.П. Врублевский. - Смоленск: СГАФКСТ, 2008. -340 с.
6. Гавердовский, Ю.К. Техника гимнастических упражнений. Популярное учебное пособие. - М: Терра-Спорт, 2002.-С. 405-416.
7. Донди, А. Надежность выполнения гимнастических прыжков на бревне: Автореф. дис. ... канд. пед. наук/
А. Донди; - СПб.: ГУФК ИМ. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2007.-24 с.
8. Запорожанов, В.А. Индивидуализация - важнейшая проблема спорта высших достижений / В.А. Запорожанов // Теория и практика физ. культуры. - 2002. -№7. - С.62-63.
9. Коренберг, В.Б. Упражнения на бревне / В.Б.Коренберг //В кн.: Гимнастическое многоборье. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - С. 192-254.
10. Иванюженков, Б.В. Индивидуализация спортивного мастерства борцов: Монография /Б.В. Иванюженков. -СПб.: Олимп, 2006. - 306 с.
11. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П.Ильин.-СПб: Питер, 2004.-701 с.
12. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от психологических свойств нервной си-стемы/Е.А. Климов.-Казань, 1969.-384 с.
13. Куликов, Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье. - М.: ФОН, 1995. - 395 с.
14. Люйк, Л.В. Программированное обучение сложным акробатическим соединениям на бревне: Автореф. дисс... канд. пед. наук / Л.В. Люйк; Л., ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. - Л., 1991. -24 с.
15. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. - 3-е изд., перераб. и доп. / Л.П.Матвеев. - М.: Физ-
культура и спорт, СпортАкадемПресс, 2008. - 544с.
16. Мовшев, Б.Е. Индивидуальная «норма» и её количественная оценка / Б.Е. Мовшев // Современные методы изучения структур и функций биологических сис-тем.-М, 1988.-С.28-31.
17. Нестеров, А.А. Индивидуализация физической подготовки дзюдоистов высшей квалификации / А.А. Нестеров, А.Г. Левицкий; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. -СПб., 1999.-95 с.
18. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и практические положения / В.Н. Платонов. — Киев: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
19. Резвицкий, И.И. Философские основы индивидуальности /И.И. Резвицкий.-Л.: ЛГУ, 1973,- 196 с.
20. Рукавицын, Д.Б. Индивидуализация как общий принцип построения процесса подготовки спортсменов / ДБ. Рукавицин//Мир спорта.-2004. -№1(14).-С.20-22.
21. Сальников, В.А. Индивидуальные различия как основа оптимизации спортивной деятельности / В.А. Сальников // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - №7. -С.2-9.
22. Сальников, В.А. Сенситивные и критические периоды как составляющие индивидуального развития /
В.А. Сальников // Теория и практика физ. культуры. -2008. - №2 - С.37-61
23. Смолевский, В.М. Спортивная гимнастика/В.М. Смо-левский, Ю.К. Гавердовский. - Киев: Олимпийская литература, 1999.-412 с.
24. Стамбулова, Н.Б. Психология спортивной карьеры: учебное пособие / Н.Б. Стамбулова. - СПб.: Центр карьеры, 1999.-367 с.
25. Таймазов, В.А. Индивидуальная подготовка боксеров в спорте высших достижений: Автореф. дис. ... докт. пед. наук / В.А. Таймазов; СпбГАФК им. П.Ф. Лесгаф-та.-СПб., 1997.-48 с.
26. Терминология спорта: Толковый словарь спортивных терминов: Ок. 9500 терминов / Сост. Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. - М.: СпортАкадемПресс, 2001.-479 с.
27. Тер-Ованесян, И. А. Исследование некоторых путей индивидуализации тренировочного процесса у спортсменов высокой квалификации: Автореф. дис. ...канд. пед. наук/И.А. Тер-Ованесян; ГЦОЛИФК.-М., 1971. -24 с.
28. Туманян, Г.С. Телосложение и спорт (основы индивидуализации физической подготовки спортсменов различных соматических групп): Автореф. дис. ... докт. пед. наук/Г.С. Туманян. - М., 1971.-40 с.
29. Туманян, Г.С. Телосложение и спорт / Г.С. Туманян, Э.Г. Мартиросов. - М.: Физкультура и спорт, 1976. -238 с.