Научная статья на тему 'Индивидуализация тренировочного процесса гимнасток в упражнениях на бревне на этапе углубленной специализации'

Индивидуализация тренировочного процесса гимнасток в упражнениях на бревне на этапе углубленной специализации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
682
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГИМНАСТИКА / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / GYMNASTICS / INDIVIDUALIZATION / TRAINING PROCESS / PHYSICAL QUALITIES / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Артёмова Е. Н., Горелов А. А., Водичар Я.

Статья посвящена обоснованию индивидуализации тренировочного процесса гимнасток 10-11 лет в упражнениях на бревне на этапе углубленной специализации. В эксперименте приняли участие 32 гимнастки в возрасте 10-11 лет со спортивной квалификацией I разряд. Корреляционный анализ позволил выявить три типологические группы гимнасток, каждая из которых характеризовалась преимущественным развитием определенных физических качеств, различными нейродинамическими характеристиками, типом вегетативной регуляции, уровнем ситуативной и личностной тревожности, антропометрическими данными. Обнаружены существенные межиндивидуальные различия физических и психологических характеристик, что подтверждает высокую значимость индивидуализации тренировочного процесса в упражнениях на бревне на основе дифференцированного подхода к каждой гимнастке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Артёмова Е. Н., Горелов А. А., Водичар Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individualization of training process in female gymnasts for balance beam exercises during the profound specialization stage

Article is devoted to justification of an individualization of training process of gymnasts of 10-11 years in exercises on a balance beam during stage of profound specialization. 32 gymnasts at the age of 10-11 years with sports qualification I category took part in experiment. The correlation analysis allowed to reveal three typological groups of gymnasts, each of which was characterized by primary development of certain physical qualities, various neurodynamic characteristics, type of vegetative regulation, level of situational and personal uneasiness, anthropometrical data. Essential interindividual distinctions of physical and psychological characteristics that confirms the high importance of an individualization of training process in exercises on a beam on the basis of the differentiated approach to each gymnast.

Текст научной работы на тему «Индивидуализация тренировочного процесса гимнасток в упражнениях на бревне на этапе углубленной специализации»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ГИМНАСТОК В УПРАЖНЕНИЯХ НА БРЕВНЕ НА ЭТАПЕ УГЛУБЛЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Е.Н. АРТЁМОВА,

ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»;

А.А. ГОРЕЛОВ,

ФГНУ «Институт социализации и образования» Российской академии образования;

Я. ВОДИЧАР,

факультет спорта Университета в Любляне (Словения)

Аннотация

Статья посвящена обоснованию индивидуализации тренировочного процесса гимнасток 10-11 лет в упражнениях на бревне на этапе углубленной специализации. В эксперименте приняли участие 32 гимнастки в возрасте 10-11 лет со спортивной квалификацией I разряд. Корреляционный анализ позволил выявить три типологические группы гимнасток, каждая из которых характеризовалась преимущественным развитием определенных физических качеств, различными нейродинамическими характеристиками, типом вегетативной регуляции, уровнем ситуативной и личностной тревожности, антропометрическими данными.

Обнаружены существенные межиндивидуальные различия физических и психологических характеристик, что подтверждает высокую значимость индивидуализации тренировочного процесса в упражнениях на бревне на основе дифференцированного подхода к каждой гимнастке.

Ключевые слова: гимнастика, индивидуализация, тренировочный процесс, физические качества, психологические характеристики.

Abstract

Article is devoted to justification of an individualization of training process of gymnasts of 10-11 years in exercises on a balance beam during stage of profound specialization. 32 gymnasts at the age of 10-11 years with sports qualification I category took part in experiment. The correlation analysis allowed to reveal three typological groups of gymnasts, each of which was characterized by primary development of certain physical qualities, various neurodynamic characteristics, type of vegetative regulation, level of situational and personal uneasiness, anthropometrical data. Essential interindividual distinctions of physical and psychological characteristics that confirms the high importance of an individualization of training process in exercises on a beam on the basis of the differentiated approach to each gymnast.

Key words: gymnastics, individualization, training process, physical qualities, psychological characteristics.

Введение

Теоретический анализ и обобщение литературных источников, посвященных проблеме индивидуализации в спорте, показывает, что оптимальный рост технического мастерства возможен только при условии адекватности используемых тренировочных средств индивидуальным особенностям спортсменов. Поэтому при решении вопросов организации и методики проведения занятий, выбора средств, нормирования физических нагрузок необходимо строго учитывать возрастные, индивидуальные психофизические и морфофункциональные особенности организма гимнасток. Большинство специалистов в области индивидуализации спортивной тренировки

из множества ее компонентов выделяют: техническую подготовку - стабильность выполнения соревновательных упражнений; тактическую - умение вести борьбу в условиях соревнований; физическую - уровень развития физических качеств и функциональное состояние; психическую - комплексное состояние боевой готовности к выполнению соревновательных упражнений [1].

Принцип индивидуализации является основой вариативного обучения, обеспечивающей создание и реализацию мотивационных установок, интенсификацию тренировочного процесса, личностного общения тренера с учеником. Он ориентирован на подчинение средств и методов спортивной тренировки индивидуальным

особенностям спортсмена. Использование принципа обусловливает более полное раскрытие способностей индивидуума, адекватных реализации максимальных возможностей, более эффективное обучение сложным движениям. Причем индивидуализация предопределяет многосторонний учет всех способностей человека, раскрывает его уникальность и неповторимость, характеризует генетическую и социальную предрасположенность [2, 3, 4, 5 и др.].

Без определения индивидуальных генотипических и фенотипических особенностей спортсмена не могут с достаточной эффективностью применяться другие принципы, а по существу - без этого вообще невозможно достигнуть наивысших результатов [4, 6 и др.].

Л.П. Матвеев [7] в понятие принципа индивидуализации вкладывает «...такое использование частных средств и методов физического воспитания и такое построение системы занятий, при которых учитываются индивидуальные различия занимающихся, осуществляется индивидуальный подход к ним и тем самым создаются благоприятные условия для развития индивидуальных способностей» (с. 214). При этом он констатирует, что даже в однородной по возрасту, полу, уровню физической подготовленности группе не найти двух лиц с абсолютно одинаковыми возможностями.

Одной из закономерностей современного спорта, декларируемой В.Н. Платоновым [8] с точки зрения реализации принципа индивидуализации, является невозможность одновременного достижения высоких результатов в разных видах спорта. Это определяет необходимость параллельного соблюдения принципа углубленной спортивной специализации, который требует предельной концентрации сил и времени в работе, прямо или опосредованно влияющей на надежность выступления в конкретных видах спортивной программы. При этом важность принципа углубленной специализации детерминируется еще одной закономерностью - постоянным повышением роли природной одаренности спортсмена к занятиям конкретным видом спорта и необходимостью в этой связи в ранней ориентации и специализации. При этом учебно-тренировочный процесс должен строиться с учетом природных задатков и иметь направленность на их совершенствование.

Стамбулова Н.Б. [2] под индивидуальностью понимает то, что составляет его макрохарактеристики, проявляется в творчестве и стабилизируется в отдельных составляющих конкретной деятельности. Эти макрохарактеристики содержат комплексы парциальных компонентов, образующих:

• характеристику человека как индивида (возраст, пол, нейродинамику, соматотип);

• субъективные характеристики (эмоции, волю, интеллект, психомоторику);

• личностные характеристики (темперамент, характер, направленность, способности);

• характеристики человека-индивидуальности, преломляющиеся через опыт, хронологию исторических событий, индивидуальные особенности.

Данные компоненты проявляются в процессе индивидуального развития человека и отражаются в основных событиях, происходящих в онтогенезе. Причем в человеке заложен целый спектр возможностей приспособления к различным условиям жизнедеятельности, которые путем естественной тренировки позволяют ему добиваться индивидуального совершенства [4].

Упражнения на бревне, по свидетельству крупнейших специалистов по спортивной гимнастике, являются наиболее характерным видом женского многоборья, где в полной мере раскрываются яркие отличия женской спортивной гимнастики от мужской. При этом, с одной стороны, они являются чисто «балансовыми», изобилующими равновесными позами и перемещениями на ногах, а с другой -характеризуются сложными акробатическими элементами и соединениями, которые выполняются на высоте 120 см и достаточно узкой (10 см) опоре.

Выполнение упражнений на бревне органически связано с возможностью нарушения равновесия и риском падения. Чем выше мастерство гимнастки, тем точнее ее движения, меньше смещение центра тяжести, экономней компенсаторные движения, выполняемые для сохранения равновесия, и тем меньше проявление оборонительного рефлекса, что создает впечатление легкости и непринужденности исполнения самых сложных упражнений. Однако достижение определенного уровня мастерства в упражнениях на бревне для каждой отдельной спортсменки возможно только через выявление индивидуальных особенностей, способствующих максимальному обеспечению высокой соревновательной надежности.

Большая часть научных данных, касающихся индивидуализации тренировочного процесса в упражнениях на бревне, затрагивает проблемы доминирования определенных типологических свойств нервной системы, антропометрических показателей, двигательных способностей, способности к освоению сложных локомоций. При этом наши аналитические исследования показывают, что к настоящему времени исследователи обращают внимание лишь на причины, снижающие надежность выполнения упражнений на этом гимнастическом снаряде: недостаточную физическую, техническую и психологическую подготовку, ошибки в методике обучения и др. [9, 10, 11, 12, 14].

На крупных соревнованиях (таких, как чемпионат Европы, чемпионат мира, Олимпийские игры), где спортивная деятельность протекает в экстремальных, необычайно сложных условиях, борьба за чемпионские титулы с каждым годом становится все острее и напряженнее. Это обусловливается прежде всего тем, что практически все гимнастки имеют одинаково высокий уровень развития физической и технической подготовленности, что ставит индивидуальность гимнастки в плане ее психической устойчивости, тактического мастерства, способности к максимальному самовыражению своих способностей на первое место.

Таким образом, актуальность разрабатываемой нами проблемы обусловливается прежде всего потребностью

теории и методики спортивной гимнастики в научно обоснованных рекомендациях по индивидуализации тренировочного процесса гимнасток 10-11 лет в упражнениях на бревне на этапе углубленной специализации. Это свидетельствует о необходимости проведения экспериментальных исследований, определяющих содержание и направленность спортивной подготовки гимнасток в упражнениях на бревне на основе учета индивидуальных особенностей, обеспечивающих достижение высокого уровня технического мастерства и соревновательной надежности.

Организации и методы

В эксперименте приняли участие 32 гимнастки в возрасте 10-11 лет со спортивной квалификацией I разряд. Эксперимент проводился на базе СДЮСШОР № 3 г. Белгорода в течение 52 недель (1 год). Все испытуемые подвергались следующим видам тестирования:

- антропометрическому тестированию;

- тестированию нейродинамических свойств;

- тестированию некоторых свойств нервной системы;

- тестированию функционального состояния;

- тестированию физической работоспособности;

- тестированию двигательных качеств;

- анализу результатов технической подготовленности.

Результаты и их обсуждение

Антропометрическое тестирование гимнасток 10-11 лет показало (табл. 1), что наиболее типичными соматическими типами для исследуемого нами контингента являлись микросоматический (МиС) и мезосоматический тип (МеС) - 46,9 и 40,6% соответственно. Макросома-тический тип (МаС) составил 12,5%, что позволяет сделать вывод о том, что он несвойственен данной выборке гимнасток и спортивной гимнастике в целом.

Таблица 1

лет с различными типами телосложения (Х± т)

Антропометрические показатели гимнасток 10-11

Антропометрический показатель Тип телосложения

МиС (п = 15) МеС (п = 13) МаС (п = 4)

Рост (см) 132,7+1,7 140,5+2,7 146,7+2,0

Масса тела (кг) 29,7+2,5 35,6+2,3 40,3+3,5

Окружность грудной клетки (см) 62,9+2,9 67,8+2,8 73,5+2,6

Длина руки (см) 54,1+0,9 58,8+1,5 62,3+1,5

Длина ноги (см) 74,1+2,9 76,8+2,8 81,6+2,6

Ширина плеч (см) 28,6+1,6 30,1+1,1 32,5+0,6

Ширина таза (см) 20,6+0,4 21,8+0,6 23,6+0,7

Сумма КЖС (мм) 21,5+2,3 20,6+2,1 18,0+0,8

КП телосложения (усл. ед.) 0,90+0,07 0,88+0,03 0,86+0,04

Анализ результатов тестирования нейродинамиче-ских свойств гимнасток выявил 37,5% сангвиников, 34,4% холериков, 21,9% флегматиков и 6,2% меланхоликов. Экстраверты составили 56,2%, интроверты - 25,0%, амби-верты - 18,8%. С высоким уровнем невротизма оказалось 25,0% гимнасток, со средним - 43,7%, с низким - 31,3% обследованных спортсменок (рис. 1). Однако исследования в области психологии спорта свидетельствуют о том, что умеренная степень невротизма изначально не является негативной чертой личности или фактором неудачи на соревнованиях, что позволяет отнести определенный уровень невротизма к естественной особенности девочек данной возрастной группы.

Результаты тестирования некоторых свойств нервной системы (НС) выявили 43,75% гимнасток с сильной НС, 25,00% - со средней и 31,25% - со слабой НС (табл. 2), что свидетельствует о большей распространенности в исследуемом контингенте девочек с сильным типом НС и подтверждает наличие «типологического портрета» у занимающихся спортивной гимнастикой [13,15].

Исследования особенностей простой (ПСМР) и сложной сенсомоторной реакции (ССМР) показали,

что время ПСМР достоверно меньше у гимнасток со слабым типом НС (245,0+0,01 мс, р < 0,05), тогда как ССМР ниже у гимнасток с сильным типом НС (338,0±0,02 мс) и

] 21,9

I 34,4 I 37,5

к -

5 _

;.- Интроверт _I 25,0

а

о ^^^^^^^^^^^^^

ь Амбиверт _I 18,8

к

Я

р Экстраверт 56,2 го _

Низкий 31,3

«

0 Средний ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ 43,7

1 Высокий | 25,0

Рис. 1. Нейродинамические свойства гимнасток 10-11 лет

Флегматик Холерик Сангвиник

достоверно лучше (р < 0,05) в сравнении с гимнастками со средним типом НС. Это можно объяснить тем, что ССМР включает в себя два компонента: время простой

реакции и время «центральной задержки», т.е. время, уходящее на дифференцирование сигналов и принятие решения для ответа на них [13].

Таблица 2

Психологические характеристики гимнасток 10-11 лет с различными типами нервной системы (Х±ш)

Тип НС

Исследуемая характеристика сильный средний слабый

(п = 14) (п = 8) (п = 10)

СПМП (кол-во точек за 30 с) 130,2±8,4 123,3±4,0 115,9±3,3

ПСМР (мс) 262,0±0,01 256,0±0,01 245,0±0,01

ССМР (мс) 338,0±0,02 353,0±0,02 346,0±0,02

Уровень личностной тревожности (усл. ед.) Низкий 29,5±6,1

Умеренный 36,6±4,5

Высокий 47,7±4,3

Уровень ситуативной тревожности (усл. ед.) Низкий - -

Умеренный 34,9±6,6 40,8±4,1

Высокий - 46,2±5,2

Потребность в достижениях (усл. ед.) Ниже среднего

Средний 13,1±0,9 12,9±1,6

Выше среднего 15,0±1,0

Гимнастки с сильным типом НС имели более высокую скорость психомоторных процессов (СПМП), определяемую по теппинг-тесту, причем в сравнении с испытуемыми со слабым типом НС достоверность различий находилась на 99%-ном уровне значимости, со средним - на 95%-ном.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Испытуемые со слабой НС характеризовались более высоким уровнем личностной (47,7±4,3 усл. ед.) и ситуативной (46,2±5,2 усл. ед.) тревожности по сравнению с гимнастками, имеющими среднюю и сильную НС (р < 0,05). Более высокий уровень потребности в достижениях оказался у гимнасток с сильным типом НС (15,0±1,0 усл. ед.).

Изучение показателей функционального состояния вегетативной НС (рис. 2) по индексу Кердо у предста-

вительниц симпатического типа (28,1%) вегетативной регуляции (ВР) выявило более низкие значения показателей систолического (САД) и диастолического (ДАД) артериального давления, а также более высокие значения частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое в сравнении с аналогичными у гимнасток с преобладанием нормотонического и парасимпатического типа ВР. Гимнастки, относящиеся к парасимпатическому типу ВР (12,5%), имели более высокие значения показателей САД и ДАД, а также низкие значения показателей ЧСС в покое. Большая часть испытуемых (59,4%) относилась к нормотоническому типу ВР и характеризовалась средними показателями САД, ДАД и ЧСС.

Исследование текущего функционального состояния сердечно-сосудистой системы (ССС) на основе

САД ДАД ЧСС МПК ЖЕЛ

(мм рт.ст.) (мм рт.ст.) (уд./мин.) (мл/мин/кг) (л)

ИГСТ ИР Проба Проба

(усл.ед.) (усл.ед.) Штанге (с) Генчи (с)

| | Симпатический тип

Нормотонический тип

Парасимпатический тип

Рис. 2. Показатели функционального состояния гимнасток 10-11 лет с различными типами

вегетативной регуляции

С*)

расчета индекса Руффье (ИР) показало, что более высокие значения имели гимнастки с симпатическим типом ВР (5,9± 1,5 усл. ед.), средние - представительницы нормотонического и парасимпатического типов ВР (6,3±1,7 и 6,7±1,2 усл. ед. соответственно).

Исследование физической работоспособности показало, что уровень ее у гимнасток всех типов ВР примерно одинаковый с незначительным преобладанием у предста-

вительниц парасимпатического типа ВР (р > 0,05).Такая же картина характерна и для показателей максимального потребления кислорода (МПК), жизненной емкости легких (ЖЕЛ), задержки дыхания на выдохе (проба Генчи).

По результатам тестирования двигательных качеств обследуемые были условно разделены на три основные группы: «выносливые», «силовые» и «разносторонне развитые» (табл. 3).

Таблица 3

Физическая подготовленность гимнасток 10-11 лет в зависимости от направленности развития

физических качеств (Х± ш)

Исследуемый показатель Группа

«Выносливые» (п = 8) «Разносторонне развитые» (п = 15) «Силовые» (п = 9)

6-минутный бег (м) 1140,80±12,4 1095,50±11,70 1075,70±9,90

Бег 20 м (с) 3,47±0,10 3,40±0,10 3,33±0,20

Челночный бег 3x10 м (с) 8,44±0,10 8,30±0,10 8,37±0,10

Прыжок в длину с места (см) 187,40±2,30 189,50±2,40 194,30±3,40

Прыжки на возвышение (раз/мин) 58,70±1,70 63,40±1,30 68,50±1,70

Высокий угол (с) 15,70±1,80 18,30±2,30 21,20±2,60

Упражнения на гибкость (балл) 9,36±0,10 8,80±0,30 8,34±0,20

Прыжковый тест (с) 9,20±0,02 8,40±0,01 8,30±0,01

Силовой переворот в упор на брусьях (раз) 11,80±1,40 16,70±1,50 22,40±1,30

Это обусловлено, на наш взгляд, тем, что низкий и высокий уровень физической подготовленности отражает либо предрасположенность к определенному типу движений, либо к отсутствию таковых, что в определенной степени предопределено генетическими факторами, т.е. наследственностью [6, 16].

Гимнастки, отнесенные к группе «выносливых» (25,0%), имели более высокие результаты, чем представительницы других групп, в 6-минутном беге (1140,80±12,4 м) и упражнениях на гибкость (9,36±0,1 балла) (р < 0,05). По остальным исследуемым показателям они были или на одном уровне с представителями других групп (бег 20 м, челночный бег 3x10 м), или показали более низкие (р > 0,05) результаты (прыжок в длину с места, прыжки на возвышение, высокий угол, прыжковый тест, силовой переворот в упор на брусьях.

«Разносторонне развитые» гимнастки (46,9%) по своим результатам находились между «выносливыми» и «силовыми», их уровень можно характеризовать как средний. «Силовые» гимнастки (28,1%) по сравнению с представительницами других групп показали более высокие результаты в прыжках в длину с места и на возвышение, в беге на 20 м, в удержании высокого угла, в количестве переворотов в упор на брусьях, в прыжковом тесте (р < 0,05).

Анализ представленных индивидуальных характеристик гимнасток 10-11 лет свидетельствует о неоднородности групп испытуемых и обусловливает необходимость дифференцированного подхода в тренировочном процессе гимнасток в упражнениях на бревне.

Для изучения характера взаимосвязи соматических типов с индивидуальными особенностями гимнасток 10-11 лет был проведен корреляционный анализ. Его результаты выявили наличие средней связи (г = 0,31-0,69) у гимнасток МиС-типа с показателями: роста (г = 0,47); веса (г = 0,33); симпатического типа ВР (г = 0,48); типа темперамента (холерик (г = 0,64), сангвиник (г = 0,58)), экстраверсией (г = 0,47); низкого уровня личностной тревожности (г = 0,38); высокого уровня потребности в достижениях (г = 0,38); времени ССМР (г = 0,34); взрывной силы (г = 0,38); быстроты (г = 0,33); силовой (г = 0,49) и статической выносливости (г = 0,36). Кроме этого выявлена обратная слабая связь с показателями гибкости (г =-0,22) и аэробной выносливости (г = -0,15).

У гимнасток МеС-типа также наблюдались средние корреляционные связи с показателями: роста (г = 0,38); веса (г = 0,44); нормотонического типа ВР (г = 0,58), типа темперамента (флегматик (г = 0,36), сангвиник (г = 0,42), холерик (г = 0,38)), умеренного уровня личностной (г = 0,42) и ситуативной тревожности (г = 0,35), скоростно-силовых качеств (г = 0,42), координации движений (г = 0,43).

У представителей МаС-типа выявлены средние положительные связи с показателями: роста (г = 0,46), окружности грудной клетки (г = 0,57), длины ног (г = 0,44) и рук (г = 0,36), парасимпатического типа ВР (0,62), МПК (0,58), ИГСТ (г = 0,62), флегматического типа темперамента (г = 0,40), интроверсией (г = 0,42), высокого уровня личностной тревожности (г = 0,41),

времени ПСМР(г = 0,52), скорости психомоторных процессов (г = 0,58), гибкости (г = 0,47), аэробной выносливости (г = 0,64). Обратная корреляционная связь обнаружена с показателями взрывной силы (г =-0,22), силовой выносливости (г =-0,12).

В целом корреляционный анализ позволил выявить три типологические группы гимнасток, каждая из которых характеризовалась преимущественным развитием определенных физических качеств, различными нейро-динамическими характеристиками, типом ВР, уровнем ситуативной и личностной тревожности, антропометрическими данными. Однако следует отметить, что на фоне выявленной зависимости исследуемых параметров в рассчитанной корреляционной матрице

не обнаружено сильных связей, что свидетельствует об индивидуальности испытуемых и об отсутствии групповых типологических особенностей и тем самым подтверждает высокую значимость индивидуализации тренировочного процесса в упражнениях на бревне на основе дифференцированного подхода к каждой гимнастке.

Анализ результатов технической подготовленности показал, что в течение года гимнастками в упражнениях на бревне было выполнено в среднем 18,09±1,43 тыс. элементов различной сложности, 7,99±0,66 тыс. соединений, 295,0±41,58 комбинаций произвольной и обязательной программы (табл. 4).

Таблица 4

Уровень технической подготовленности гимнасток 10-11 лет в упражнениях на бревне

Исследуемый показатель Программа

произвольная обязательная

Кол-во элементов (тыс. раз в год) 18,09+1,43

Кол-во соединений (тыс. раз в год) 7,99+0,66

Кол-во комбинаций (раз в год) 295,0+21,6

Оценка за комбинацию (балл) 11,74+0,24 7,59+0,67

Падения в одной комбинации (раз) 1,74+0,30 1,47+0,76

Динамическое равновесие (с) 5,92+0,11

Статическое равновесие (с) 10,14+0,28

Сохранение устойчивости Время (с) 6,09+0,01

Амплитуда (балл) 1,08+0,03

Средняя оценка за выполнение комбинации произвольной программы по итогам семи соревнований составила 11,74+0,24 балла при максимальной оценке 13,8 балла, обязательной программы - 7,59+0,67 балла при максимальной оценке 9,3 балла. Количество падений в комбинациях произвольной и обязательной программ составило 1,74±0,30 раза и 1,47+0,76 раза соответственно, что свидетельствует об очень низком уровне соревновательной надежности гимнасток 10-11 лет в упражнениях на бревне.

В тесте на динамическое равновесие средний результат составил 5,92+0,11 с, в удержании статического равновесия - 10,14+0,28 с. В тестировании на сохранение устойчивости равновесия после специальной нагрузки были показаны следующие результаты: среднее время прохождения по бревну - 6,09+0,01 с, амплитуда отклонения тела от вертикали - 1,08+0,03 балла.

Полученные данные, с одной стороны, во многом объясняют преобладание в спортивной гимнастике девушек МиС- и МеС-типов конституции, но, с другой

стороны - позволяют понять, каким образом можно раскрыть потенциал спортсменок МаС-типа, примером которого являются двукратная олимпийская чемпионка в упражнениях на брусьях Светлана Хоркина и абсолютная олимпийская чемпионка 2008 г. Анастасия Люкин.

В целом корреляционный анализ позволил выявить три типологические группы гимнасток, каждая из которых характеризовалась преимущественным развитием определенных физических качеств, различными нейро-динамическими характеристиками, типом ВР, уровнем ситуативной и личностной тревожности, антропометрическими данными. Однако следует отметить, что на фоне выявленной зависимости исследуемых параметров в рассчитанной корреляционной матрице не обнаружено сильных связей, что свидетельствует об индивидуальности испытуемых и об отсутствии групповых типологических особенностей и тем самым подтверждает высокую значимость индивидуализации тренировочного процесса в упражнениях на бревне на основе дифференцированного подхода к каждой гимнастке.

Литература

1. Пилюк Н.Н. Пути формирования структуры соревновательной деятельности акробатов высокой квалификации // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 3. - С. 23-26.

2. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры. - СПб.: Центр карьеры, 1999.

3. Запорожанов В.А. Индивидуализация - важнейшая проблема спорта высших достижений // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 7. -С. 62-63.

4. Иванюженков Б.В. Индивидуализация спортивного мастерства борцов. - СПб.: Олимп, 2006.

5. Врублевский Е.В. Научно-методические основы индивидуализации тренировочного процесса спортсменок в скоростно-силовых видах легкой атлетики. -Смоленск: Смоленская академия физической культуры, 2008.

6. Сологуб Е.Б., Таймазов, В.А. Спортивная генетика. - М.: Терра-спорт, 2000.

7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - 3-е изд., перераб. - М.: Физкультура и спорт; СпортАкадемПресс, 2008.

8. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев: Олимпийская литература, 2004.

9. Коренберг В.Б. Упражнения на бревне. Гимнастическое многоборье. - М.: Физкультура и спорт, 1986.

10. Люйк Л.В. Программированное обучение сложным акробатическим соединениям на бревне: автореф. дис. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1991.

11. Гавердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений. - М.: Терра-спорт, 2002.

12. Аркаев Л.Я., Сучилин Н.Г. Методологические основы современной системы подготовки гимнастов высшего класса // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 11. - С. 17-25.

13. Ильин Е.П. Психология спорта. - СПб.: Питер, 2008.

14. Гавердовский Ю.К. Гимнастическое многоборье. Женские виды. - М.: Физкультура и спорт, 1986.

15. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2004.

16. Сергиенко Л.П. Основы спортивной генетики. -Киев: Вища школа, 2004.

References

1. Pilyuk N.N. Ways of formation of structure of competitive activity of acrobats of high qualification // Teoriya i praktika fizicheskoj kultury. - 1999. - № 3. - P. 23-26.

2. Stambulova N.B. Psychhology of sports career. SPb.: Center of career, 1999.

3. Zaporozhanov V.A. Individualization - the most important problem of an elite sport // Teoriya i praktika fizicheskoj kultury. - 2002. - № 7. - P. 62-63.

4. Ivanyuzhenkov B.V. Individualization of sports skill of fighters. - SPb.: Olympus, 2006.

5. Vrublevsky E.V. Scientific and methodical bases of an individualization of training process of sportswomen in high-speed and power types of track and field athletics. - Smolensk: Smolensk academy of physical culture, 2008.

6. Sologub E.B., Taymazov V.A. Sports genetics. - M.: Terra-sport, 2000.

7. Matveev L.P. Theory and methods of physical culture. - (3rd ed., add.). - M.: Physical culture and sport; SportAkademPress, 2008.

8. Platonov V.N. The general theory of training of athletes in the Olympic sport. - Kiev: olympic literature, 2004.

9. Korenberg V.B. Exercises on a log. All-around gymnastics. - M.: Physical culture and sport, 1986.

10. Lyuyk L.V. The programmed training in difficult acrobatic connections on a log: abstract of the thesis. -L.: GDOIFK of P.F. Lesgaft, 1991.

11. Gaverdovsky Yu.K. Technics of gymnastic exercises. - M.: Terra-sport, 2002.

12. Arkayev L.Ya, Suchilin N.G. Methodological bases of modern system of training of gymnasts of the highest class // Teoriya i praktika fizicheskoj kultury. - 2004. -№ 11. - P. 17-25.

13. Ilyin E.P. Psychology of sport. - SPb.: Piter, 2008.

14. Gaverdovsky Yu.K. Gymnastics polyathlon. Female types. - M.: Physical culture and sport, 1986.

15. Ilyin E.P. Psychology of individual distinctions. -SPb.: Piter, 2004.

16. Sergienko L.P. Fundamentals of sports genetics. -Kiev: Vishcha school, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.