УДК. Г 908(07)
Бадьин Михаил Михайлович
Аспирант кафедры физической географии и геоэкологического образования Нижегородского государственного педагогического университета, [email protected], Нижний Новгород
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ГЕОКРАЕВЕДЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»
Bad’yin Mikhail Mikhailovich
Postgraduate student of department of physical geography and geoecological education, Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Friend041@yandex. ru, Nizhny Novgorod
THE THEORETICAL-METHODICAL PECULIARITIES of information of geographical STUDYING OF LOCAL LORE IN PROCESS OF STUDYING THE ELECTIVE COURSE OF GEOGRAPHICAL LOCAL LORE OF THE NizHNY NOVGOROD REGION
На сегодняшний день, общество находится в состоянии перехода от индустриального века к информационному, оно заинтересовано в том, чтобы граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Информационные и коммуникативные технологии являются катализатором развития науки и общества. В настоящее время информатизация затронула все сферы жизни человека, в том числе и образование.
Использование информационно-коммуникативных технологий в современной школе - это необходимый этап развития отечественной системы образования. Основными направлениями государственных программ, направленных на развитие информационного общества, является создание системы информационного и научно-методического обеспечения развития образования и применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе.
Таким образом, одним из условий реализации современной стратегии развития образовательного процесса является внедрение информационных и коммуникативных технологий в современной школе. Это предполагает изменение целей, задач и содержания образования, методов и форм обучения, которые будут направлены на эффективное внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Важнейшей задачей информати-
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ... зации образования, является формирование ИКТ-компетентности, которая обеспечивает эффективную деятельность учащихся в современном информационном обществе.
Проблемой интеграции информационных и коммуникативных технологий в образовательный процесс занимались многие отечественные психологи (В. Г. Зархин, И. В. Ермакова, А. К. Маркова, К. А. Абульханова). Они отмечают важность разработки проблемы поиска возможностей использования информационных технологий в образовательном процессе, т. к. информационные технологии представляют собой новое, особое культурное пространство, отвечающее современным требованиям модернизации образования. Применение информационных и коммуникативных технологий позволяет развивать познавательную активность учащегося, которая является важной психологической особенностью старшего школьника. В этом возрасте происходят качественные изменения в структуре мыслительных процессов, т. е. важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает. У учащихся 8-9 классов возникает стремление подражать взрослым. Это приводит к тому, что подростки выходят за рамки школьной программы и начинают готовиться к будущей профессиональной деятельности. Как отмечают ведущие педагоги, необходима интеграция в содержание образования понятий, способов деятельности, творческого потенциала, опыта проявления личностных позиций [1]. Таким образом, современное образование должны быть ориентированы на личностно-ориентированный и компетентностный подходы.
Методологические аспекты информатизации образования рассматриваются в работах И. В. Роберт, Е. С. Полат, С. В. Панюковой, Н. Ю. Гончарова, А. И. Тимошенко и других. Информатизация образования понимается как обогащение методологии и практики оптимального использование современных средств информационных и коммуникативных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Целью информатизации образования является освоение человеком культуры и развитие личности, т. е. формирование индивидуальных и коллективных способов деятельности, знаний и установок. Результаты образования проявляются и проверяются в действиях: в умении эффективно применять соответствующие способы деятельности, в воспроизведении и использовании нужных знаний, в правильном определении целей и путей своей деятельности. Информатизация образования предполагает включение в число приоритетных целей образования - информационно-коммуникационно-технологической компетентности (ИКТ-компетентности) [6].
Значительное место в формировании ИКТ-компетентности занимает географическое образование (Д. В. Новенко, Н. Н. Петрова, В. С. Тикунов,
Н. В. Правикова). Использование информационных и коммуникативных технологий на уроках географии обеспечивает не только наглядность в предо-
ставлении информации, но и мощный инструмент для поиска, построения, анализа и передачи информации о географических объектах и процессах.
Внедрение краеведческого материала в содержание географического образования значительно увеличивает познавательную активность учащегося. Для комплексного изучения природы, населения, хозяйства, культуры и социальной организации своего края необходима реализация страноведческого подхода в школьное географическое образование (Н. Н. Баранский, Я. Г. Масшбиц, В. П. Максаковский).
Все перечисленные выше исследования составляют основу для конструирования методической системы использования информационных и коммуникативных технологий в школьном географическом краеведении, которая представлена на двух уровнях теоретико-методологическом и методическом (схема 1). Первый уровень включает подходы, отражающие использование информационных и коммуникативных технологий в школьном географическом краеведении и принципы обеспечивающие использование подходов в школьном географическом краеведении.
В основу создания методической системы заложены следующие подходы: культурно-краеведческий, информационно-компетентностный и страноведческий подходы.
Культурно-краеведческий подход предполагает воздействие на все сферы сознания личности через знакомство с явлениями, объектами, экологическими проблемами на основе изучения природы родного края. Теоретическая и практическая направленность в изучение родного края оказывает воздействие на развитие познавательного, аксиологического, практико-со-зидательного компонентов географической культуры.
Информационно-компетентностный подход направлен на формирование способностей у учащихся решения учебных задач связанные с использованием информационно-коммуникативных технологий. Предполагает готовность к познавательной, коммуникативной и практико-ориентированной деятельности учащегося.
Страноведческий подход направлен на комплексное изучение родного края, систематизируя и обобщая разнообразные данные о природе, населении, хозяйстве, культуре и социальной организации.
В школьном географическом краеведении реализация культурно-краеведческого, информационно-компетентностного и страноведческого подхода обеспечивается при помощи следующих дидактических принципов: демонстрационно-наглядный принцип отражает создание целостной системы компьютерной визуализации изучаемого материала, посредством использования разнообразных компьютерных программ; принцип коммуникативности направлен на создание атмосферы взаимоинтересного и взаимополезного диалога (между учащимся и учителем, между учащимся и системой, между двумя или несколькими учащимися), создание условий для совместного творчества и для самостоятельного обучения; личностно-деятельностный принцип связан с поиском учащимися личностного смысла изучения через
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ... систему практикумов, коммуникативных, проектно-творческих заданий и задач; принцип социализации направлен на осуществление развития социальных способностей личности, а именно социального самоопределения и социального взаимодействия; оптимизации содержания и состава информационно-методического обеспечения учебного процесса понимается обеспечение необходимыми научно-педагогическими, учебно-методическими, информационно-справочными, инструктивно-организационными, нормативно-правовыми, техническими и другими материалами необходимыми в обучении и воспитании учащихся; принцип самостоятельности определяет мотивационную сферу учащихся, через участие в целеполагании своей деятельности, что способствует творческому достижению принятых ими целей деятельности; принцип практической направленности заключается в том, что в рамках компьютерного практикума у школьников формируются ИКТ-компетентность, которая в условиях информатизации образования становятся необходимыми не только на занятиях, но и в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий.
Второй уровень методической системы представлен единством целевого, содержательного, процессуального, организационно-технологического результативно-оценочного компонентов.
Целевой компонент представлен трехкомпонентной целью. Цель идеал выражена в формировании географической культуры личности. Цель-средство определяется через планируемые результаты усвоения научного содержания. Цель-субъект направлен на формирование информационно-ге-окраеведческой компетентности, которая ориентирована на процесс обеспечения географического краеведения методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ.
Информационно-геокраеведческая компетентность - способность учащихся к регистрации, сбору, обработке, хранению, продуцированию гео-графо-краеведческой информации об объектах, явлениях и процессах, как в учебно-имитационных моделях, так и реально протекающих процессах, на основе использования информационно-коммуникативных технологий.
Содержательный компонент предполагает отбор географо-краеведче-ской информации и информационно-коммуникативных технологий, в качестве учебной основы для получения учащимися географических знаний, освоения методов исследовательской деятельности, приобретению ценностных ориентаций. Структура содержательного компонента ориентирована и основана на целевом компоненте развития географической культуры личности (познавательный, аксиологический и практический аспекты) и формирование географо-геокраеведческой компетентности (личностно-ориен-тированый аспект). Нами был разработан элективный курс «Геокраеведение Нижегородской области» с использованием информационных и коммуникативных технологий. Программа курса состоит из пяти разделов, в которых изучаются геология и рельеф, климат и гидрография, почвы, животный и растительный мир, экологические проблемы Нижегородской области.
342
Методическая система использования информационных » коммуникативных технс.югий ч
школьном географическом краеведении
Схема
Теоретнко-методологнческне основания
Пощади:
кул ьтурно- к раеведческнн, и нформационно-комнетенгностиый и страноведческий
Принципы:
демонстрационно- паї л иди ый, коммуни катнвный. лич постно-деятельностны й, соцышпацик, ОШНМИНЦНН СОДертнНН ЦСОСТЄЩ ИкформафОЛН-ЬгетозичССнОГО шснскнкч учебною процесса.
СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОРГАНИЗАЦИОННО- ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ РЕЗУЛЬТАТ! 1 [ШО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ
Цель-идеал: Формирование гснрафнчесгоЯ культуры личности
11ель<редстео-Плзнидемыс результат усвоения содержания к>рс:і
формирование
ннфорыашюнно-
гешрососдчесшн
кемпсіяшн
Познаваггсльный аспект Информэцнонно-адаятацнонныЙ ттап
Аксиологический аспект 11 мструыенталььг* сшерацпонЕіьш этан
1
1 \ Ірактичсский аспект Практико-ппіімїімггепііский тгпп
ЭлевггнвкыК курс *ГеоїрйЄ ведение Нижегородской облает»
Информацией н ые и коммуникативные
ТЄКНОЛОГНИ
Личностно-
Ориентированный
аспект
11 ІЗ Инфортцнонно- репрОдукгивНЫЙ практикум
1 = Лонслово-
к* исследовательскнй
« 2 практикум
Созидательно-
1с тлорюокий
д С практикум
гесгра^ческие знания, ценностное отношение, пра кс і юдогн чс с к ий компонент'
I
Уровни сформированное™ ннфориацнонно-[еокрлсведческои компетенции: висипнії уровень (тюртиш л]1№) пни): СрОЛНВЙ урояевь (■фцыеиеток но
НШкТІЙ урОВСНЬ (во сиро изящен не)
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ...
Процессуальный компонент. Внедрение информационных и коммуникативных технологий в георафо-краеведческом курсе происходит постепенно и комплементарно содержательному компоненту методической системы. Применение коммуникативных технологий должно измениться от визуализации учебной информации об изучаемом объекте, к реализации интерактивного диалога при помощи ИКТ-средств и моделирование реальных или учебно-имитационных процессов и явлений. Изменяются и функции учителя - от авторско-наставнического к консультирующей. Формирование информационно-геокраеведческой компетентности происходит последовательно и включает три этапа: информационно-адаптационный, инструментально-операционный и практико-пользовательский этапы.
Информационно-адаптационный этап - это первая ступень освоения географической информации, у учащихся формируется целостное представление о Нижегородской области. Учащиеся составляют визитную карточку Нижегородской области, где систематизируются и обобщаются данные о природе, населении, хозяйстве, культуре и социальной организации Нижегородской области. Учащиеся знакомятся с основными понятиями областями применения геоинформационных технологий. На данном этапе информационно-коммуникативные технологии используются учителем в качестве средства визуализации материалов урока: показ презентаций и научных фильмов, использование готовых электронных карт.
Инструментально-операционный этап освоения геокраеведческой информации соответствует первый, второй, третий и четвертый разделы элективного курса. В элективном курсе география Нижегородской области изучается не только с научно-теоретической точки зрения, но и включает гуманистический и культурный аспекты. Изучая компоненты природы нижегородской области, учащиеся начинают активно использовать информационно-коммуникативных технологий. В своей деятельности учащиеся используют и геоинформационные системы: Quantum GIS для анализа и построения картографического изображения, SASplanet, GooglEath для получения и анализа космических снимков, а так же осуществляют самостоятельный поиск и отбор информации в глобальных сетях. Использование геоинформационных систем учащимися осуществляется по четким алгоритмам действий. Учащиеся получают навыки по подготовке картографической основы, привязке и векторизации карт, создание атрибутивной информации, построение 3D-моделей местности.
На практико-пользовательном этапе происходит организация и активизация самостоятельных навыков работы, расширение и углубление исследовательской деятельности. Данному этапу соответствует пятый раздел элективного курса, посвященный изучению экологической ситуации в Нижегородской области. Изучение экологических проблем происходит от общего к частному, от изучения глобальных экологических проблем к экологическим проблемам Нижегородской области. Учащимся предлагается создание проекта по описанию своего памятника природы. Данный этап пред-
полагает использование широкого спектра геоинформационных систем, создание собственных тематических карт. Учащиеся делают шаг от умения использовать ИКТ для решения географо-краеведческих задач, к умению решать географо-краеведческие задачи, используя ИКТ.
Организационно-технологический компонент. Увеличению функций самостоятельного познания и овладения компьютерных и коммуникативных технологий способствует выполнение учащимися практикумов, которые постепенно усложняются и выполняют свою функцию в формировании инфор-мационно-геокраеведческой компетенции: информационно-репродуктивный, поисково-исследовательский, созидательно-творческий практикумы.
Информационно-репродуктивный практикум раскрывает роль и задачи в географии как науки и области практического применения информационных и коммуникативных технологий в повседневной жизни.
На поисково-исследовательских практикумах учащиеся приобретают навыки использования информационных и коммуникативных технологий, формируется способность решать возникающие задачи, используя современные информационные ресурсы.
Созидательно-творческий практикум направлен на закрепление полученных знаний и практическом применение информационно-коммуникативных технологий. На данном этапе учащимся предлагается выполнить проект по созданию памятника природы.
Результативно-оценочный компонент основан на проверке сформиро-ванности географо-краеведческой информации у учащихся на базе следующих критериев: географические знания (полнота, глубина, осознанность), ценностное отношение (доминантность), праксиологический компонент (принципиальность).
Сформированность информационно-геокраеведческой компетентности определяется уровнями освоения информационно-коммуникативными технологиями от воспроизведения (низкий уровень) и работы по образцу (средний уровень) до творческого применения (высокий уровень) различных программ для решения учебных задач.
В настоящее время ведется активное и эффективное внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс школьного географического образования, что является важным фактором для развития современного информационного общества.
Библиографический список
1. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме [Текст] / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагигика. - 2003. - №10. - С. 8-14.
2. Гончарова, Н. Ю. Информационно-коммуникационная компетентность педагога как интегративный [Текст] / Н. Ю. Гончарова, А. И. Тимошенко // Сибирский педагогический журнал, №3. - 2009. - С. 75-85.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ...
3. Калина, И. И. О мерах, направленных на внедрение современных образовательных технологий [Текст] / И. И. Калинина // Вопросы образования, №3 -2005. - С. 5-32.
4. Панюкова, С. В. Использование информационных и коммуникативных технологий в образовании [Текст] / С. В. Панюкова - М.: Академия, 2010. - 224 с.
5. Роберт, И. В. Теория и методика информатизации образования (психологопедагогический и технологический аспекты) [Текст] / И. В. Роберт - М.:ИИО РАО, 2008 - 275 с.
6. Семенов, А. Л. Качество информатизации школьного образования [Текст] / А. Л. Семенов // Вопросы образования, №3 - 2005. - С. 248-270.
7. Чернобабова, К. В. Информационно-коммуникационные технологии в проектной деятельности учащихся [Текст] / К. В. Чернобабова //Сибирский педагогический журнал, №1. - 2008. - С. 361-370.