известия вгпу
ные смыслы текста, раскрывающиеся только при вдумчивом чтении, понять авторский замысел, повысить уровень их читательской культуры.
литература
1. Забозлаева Т.Б. Символика цвета. СПб.: BOREY-PRINT, 1996.
2. Михайлов О.Н. Иван Сергеевич Шмелев // Шмелев И.С. Лето Господне. Человек из ресторана. М.: Дрофа, 2007.
3. Черников А.П. Духовно-нравственные искания в автобиографической прозе Русского зарубежья (Бунин - Шмелев - Зайцев) // Литература в школе. 2008. № 6. С. 3-6.
4. Шапарова Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологии. М. : АСТ: Астрель: Рус. словари, 2003.
* * *
1. Zabozlaeva T.B. Simvolika tsveta. SPb.: BOREY-PRINT, 1996.
2. Mihaylov O.N. Ivan Sergeevich Shmelev // Shmelev I.S. Leto Gospodne. Chelovek iz restorana. M.: Drofa, 2007.
3. Chernikov A.P. Duhovno-nravstvennyie iskaniya v avtobiograficheskoy proze Russkogo zarubezhya (Bunin - Shmelev - Zaytsev) // Literatura v shkole. 2008. № 6. S. 3-6.
4. Shaparova N.S. Kratkaya entsiklopediya slavyanskoy mifologii. M. : AST: Astrel: Rus. slovari, 2003.
«Все премудро сотворено...». Symbolism of willow in the novel by I.S. Shmelev “God’s Summer” (experience of school analysis)
There is suggested the methodology of studying the chapter "Palm Sunday" in the novel by I.S. Shmelev "God’s Summer" at literature lessons in the fifth form. The mythological comments, which are the basis for the analysis of the key figure of willow, favours the deeper comprehension of the text by pupils, improvement of the level of their reading culture.
Key words: willow, symbolism, mythological implication, Slavic way of life.
(Статья поступила в редакцию 04.07.2013)
Н.Ф. ВИНОКУРОВА, М.М. БАДЬИН (Нижний Новгород)
методика использования информационнокоммуникАЦионных технологий в элективном курсе «изучаем свой край средствами икт» для учащихся 8-го клАссА*
Представлена методика использования ИКТ в авторском элективном курсе по географическому краеведению в контексте культурологического, личностно-деятельностного, компетентностно-го и системного подходов. Сформулированы и обоснованы цели элективного курса - формирование информационно-коммуникационной геокраеведче-ской компетентности. Осуществлено сопряжение ее формирования с содержанием курса и видами практикумов, предполагающих усложнение видов заданий по использованию ИКТ.
Ключевые слова: информатизация образования, информационно-коммуникационные технологии, информационно-коммуникационная геокраеведче-ская компетентность.
Информатизация рассматривается как важнейшая тенденция современного развития образования. В 2005 г. была разработана стратегия построения единой образовательной информационной среды на среднесрочную перспективу, которая стала составной частью Федеральной целевой программы развития образования. Данная стратегия охватывает все уровни образования и предполагает широкомасштабное применение информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) в современной школе.
Анализ психолого-педагогической литературы (О.И. Агапова, Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, Г. Клейман, О.А. Кривошеев, С.В. Па-нюкова, С. Пейперт, И.В. Роберт, Б. Сендов, В.Ф. Шолохович, Б. Хантер) позволил сделать вывод о том, что на современном этапе сложилась теоретико-методологическая база для обеспечения эффективности использования ИКТ в современном образовании. Ее ядро
* Статья подготовлена в рамках научно-исследовательского проекта «Исследование теоретико-методологических оснований формирования культурноэкологической образовательной среды региона», выполняемого НГПУ им. К. Минина в рамках государственного задания на оказание услуг.
© Винокурова Н.Ф., Бадьин М.М., 2014
составляют идеи информатизации общества в контексте культурологического, личностнодеятельностного, компетентностного и системного подходов. ИКТ представляют собой новое, особое культурное пространство, которое осваивается личностью как субъектом культуры и деятельности [1].
Идея информатизации образования, инструментом реализации которой выступают ИКТ, предполагает системный подход к разработке методики обучения. В этой связи изменяются все компоненты методической системы. Информатизация образования предполагает включение в число приоритетных целей образования ИКТ-компетентности как условия эффективной деятельности учащихся в современном информационном обществе [6]. Особую значимость приобретает содержательный компонент. Это связано с тем, что на современном этапе внедрения ИКТ в образовательный процесс исследователи сосредоточиваются на инструментах, средствах деятельности и коммуникации, источниках информации, т.е. на операционном компоненте, и не уделяют внимания содержательному наполнению. Следовательно, важно обеспечить сопряжение содержания образования, его трансляции в личностно-деятельностное с различным инструментарием ИКТ. Процессуальный компонент предполагает последовательное развитие ИКТ-компетентности, включающей сбор, обработку, хранение, передачу, отражение, тиражирование, продуцирование, творческое использование информации об объектах, явлениях и процессах окружающего мира [6]. Результативно-оценочный компонент отражает требования к усвоению ИКТ-компетентности.
Значительное место в формировании ИКТ-компетентности занимает географическое образование, что отображено в исследованиях Н.Ф. Винокуровой, А.В. Зулхарнаевой, Д.В. Новенко, Н.Н. Петровой, В.Д. Сухоруко-ва, В.С. Тикунова, О.В. Смирновой, Н.В. Пра-виковой. Использование ИКТ на уроках географии не только обеспечивает наглядность в предоставлении информации, но и является мощным инструментом для поиска, построения, анализа и передачи информации о географических объектах и процессах. особую значимость приобретает краеведческий материал, поскольку он включает информацию о состоянии и проблемах той территории, которая наиболее значима для учащихся, является их ближайшим «жизненным миром». При изучении географического краеведения важно реализовать идеи целостности географии и странове-
дения. ИКТ позволяют это осуществлять весьма эффективно. На основании вышеизложенного нами был разработан элективный курс «Изучаем свой край средствами ИКТ» для учащихся 8-го класса. Структура курса отражает единство и взаимосвязь содержательнопроцессуальных и технологически-организа-ционных сторон обучения. Целью элективного курса является формирование информационно-коммуникационной геокраеведческой компетентности. Под информационно-коммуникационной геокраеведческой компетентностью понимается способность учащихся к сбору, проверке, обработке, хранению, транслированию географической информации, ее анализу, проектированию, моделированию, прогнозированию пространственно-координированных данных и управлению ими, а также творческому использованию географокраеведческой информации об объектах, явлениях и процессах как в учебно-имитационных моделях, так и в реально протекающих процессах на основе использования ИКТ.
В разработанном нами элективном курсе внедрение ИКТ происходит постепенно: от визуализации учебной информации об изучаемом объекте к реализации интерактивного диалога при помощи ИКТ посредством моделирования и творческого использования учебно-имитационных или реальных процессов и явлений. Функции учителя изменяются от авторско-наставнических к консультационным в соответствии с этапами формирования информационно-коммуникационной геокрае-ведческой компетентности (информационноадаптационный, инструментально-операционный, практико-пользовательский).
Увеличению функций самостоятельного познания и овладению ИКТ способствует выполнение учащимися практикумов, которые усложняются, в связи с этим выделяются обучающе-репродуктивный, поисковоисследовательский и созидательно-творческий практикумы. В каждом практикуме нами выделяются технологии, которые соотнесены с классификацией ИКТ по методическому назначению, выделенной И.В. Роберт (см. рис. на с. 130). Структура практикумов предполагает большой объем самостоятельных занятий учащихся. Перед началом каждого практикума проводятся актуализация уже имеющихся у учащихся знаний, подача информационного блока по теме, непосредственно выполнение практикума, рефлексия выполненной на уроке работы и обсуждение способов дальнейшей самостоятельной деятельности.
128
Последовательность использования информационно-коммуникационных технологий в элективном краеведческом курсе для учащихся 8-го класса
Содержательный компонент Кол-во час. Технологический компонент. Виды практикумов, технологий и используемые программы
Создаем географический образ своего края средствами ИКТ
Введение. Геоинформационные технологии в изучении своего края 1 Обучающе-репродуктивный практикум. Технологии: демонстрационные Программные средства. MS PowerPoint, ГИС «Живая география»: физическая карта Нижегородской области
Образ территории моего края средствами ИКТ 1 Обучающе-репродуктивный практикум. Технологии: демонстрационные. Программные средства: MS PowerPoint, SAS.Planet, Google Maps, ГИС «Живая география»: физическая карта Нижегородской области
Выдающиеся исследователи земли нижегородской 1 Обучающе-репродуктивный практикум. Технологии: информационно-поисковые. Программные средства'. MS PowerPoint, Google Maps, Интернет, ГИС «Живая география»: физическая карта Нижегородской области
Географическое положение: историческая справка 1 Обучающе-репродуктивный практикум. Технологии: информационно-поисковые. Программные средства'. MS PowerPoint, Google Maps, Интернет, ГИС «Живая география»: физическая карта Нижегородской области
Административно-территориальное деление 2 Обучающе-репродуктивный практикум. Технологии: информационно-поисковые. Программные средства'. MS PowerPoint, Google Maps, Интернет, ГИС «Живая география»
Мы изучаем геологические особенности и рельеф своего края 2 Обучающе-репродуктивный практикум. Технологии: информационно-поисковые. Программные средства'. MS PowerPoint, Google Maps, Интернет, ГИС «Живая география»: физическая карта Нижегородской области
Внутренние воды родного края 3 Обучающе-репродуктивный практикум. Технологии: информационно-поисковые. Программные средства'. MS PowerPoint, Google Maps, Интернет, ГИС «Живая география»: физическая карта Нижегородской области
Типы погоды в моей местности. Обработка метеорологических данных 2 Обучающе-репродуктивный практикум. Технологии: информационно-поисковые. Программные средства'. Google Maps, Диск Google
Почвенный покров местности 1 Обучающе-репродуктивный практикум. Технологии: информационно-поисковые. Программные средства: Google Maps, интернет-ресурсы
Растительный и животный мир местности 1 Обучающе-репродуктивный практикум. Технологии: информационно-поисковые. Программные средства'. Google Maps, ГИС «Живая география»
Экологические проблемы. Памятники природы. Красная книга Нижегородской области 1 Обучающе-репродуктивный практикум. Технологии: информационно-поисковые. Программные средства', интернет-ресурсы, Google Maps
Народы нашего края. Особенности культуры, жилища, быта и связь с окружающей природой 2 Обучающе-репродуктивный практикум. Технологии: информационно-поисковые. Программные средства: база данных, Интернет, интернет-браузер
ИЗВЕСТИЯ ВГПУ
129
Окончание табл.
Содержательный компонент Кол-во час. Технологический компонент. Виды практикумов, технологий и используемые программы
Создаем географический образ своего края средствами ИКТ
Создаем виртуальный музей Нижегородской области 5 Обучающе-репродуктивный практикум. Технологии: информационно-поисковые. Программные средства: база данных, Интернет, интернет-браузер
Используем ГИС в познании своего края
Современные геологические особенности Нижегородской области 2 Поисково-исследовательский практикум. Технологии: обучающие. Программные средства: физическая и геологическая карты Нижегородской области, QGIS
Рельеф Нижегородской области 4 Поисково-исследовательский практикум. Технологии: обучающие. Программные средства: SAGA GIS, физическая и геологическая карты Нижегородской области, данные SRTM территории Нижегородской области
Цифровые космические снимки и их использование 3 Поисково-исследовательский практикум. Технологии: обучающие. Программные средства: Google Maps, S AS. Планета и космические снимки в различных спектрах
Общие характеристики климата 3 Поисково-исследовательский практикум. Технология: имитационная. Программные средства: QGIS
Внутренние воды Нижегородской области 3 Поисково-исследовательский практикум. Технологии: обучающие. Программное средство: QGIS, данные OSM
Почвенная карта Нижегородской области 4 Поисково-исследовательский практикум. Технологии: обучающие. Программные средства: QGIS, Easy Trace, почвенная
Изучаем флору и фауну Нижегородской области 4 Поисково-исследовательский практикум. Технологии: обучающие. Программные средства: QGIS, космические снимки
Современные экологические проблемы 2 Поисково-исследовательский практикум. Технологии: обучающие. Программные средства: QGIS, космические снимки, ГИС «Живая география»: карта «Современные экологические проблемы мира»
ООПТ Нижегородской области: изучаем, оцениваем, сохраняем 2 Поисково-исследовательский практикум. Технологии: обучающие. Программные средства: MS PowerPoint, видеофильм, космические снимки
Создание векторной карты расселения жителей края 4 Поисково-исследовательский практикум. Технологии: расчетные. Программные средств a :QGIS, интернет-ресурсы
Создание векторной карты размещения хозяйства края 4 Поисково-исследовательский практикум. Технологии: расчетные. Программные средства: Quantum GIS, интернет-ресурсы
Проектируем будущее своего края средствами ИКТ
Мой вклад в сохранение и приумножение памятников природы края 5 Творческо-созидательный практикум. Технологии: моделирующие. Программные средства: MS PowerPoint, Quantum GIS, Google Maps
Будущее моего края 5 Творческо-созидательный практикум. Технологии: учебно-игровые. Программные средства: MS PowerPoint, Quantum GIS, Google Maps
ТЕОРИЯ II МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ II ВОСПИТАНИЯ
Информационно-адаптационный этап Инструментальнооперационный этап _ Практико-пользовательский этап
Обучающе-репродуктивный практикум у Поисково- исследовательский практикум Творчески-созидательный \ практикум
• Обучающие технологии • Информационно-поисковые технологии • Демонстрационные технологии 11 • Имитационные технологии • Лабораторные технологии • Расчетные технологии • Моделирующие технологии • Учебно-игровые технологии • Проектные технологии
Система практикумов с использованием ИКГ
Особенностью данного курса является использование геоинформационных технологий (ГИС-технологий). ГИС-технологии позволяют учителю и ученику управлять потоком информации, акцентируя внимание на наиболее интересных или сложных моментах изучаемого материала. Интерактивные средства предоставляют возможность моделировать географические явления и процессы, наглядно демонстрируя их в динамике. Таким образом они облегчают понимание сущности этих явлений и процессов учениками.
Программа курса рассчитана на 68 учебных часов, состоит из трех разделов, которые соответствуют этапам формирования информационно-коммуникационной геокраевед-ческой компетентности (см. табл. на с. 128-129).
Введение и первый раздел соответствуют информационно-адаптационному этапу формирования информационно-коммуникационной геокраеведческой компетентности. Здесь у учащихся формируется целостное представление о Нижегородской области. Для раскрытия области практического применения ИКТ в повседневной жизни применяются обучающе-репродуктивные практикумы, на которых учащиеся знакомятся с основными понятиями и областями применения геоин-формационных технологий. ИКТ используется учителем в качестве средства визуализации материалов урока: показ презентаций и научных фильмов, использование готовых электронных карт.
Второй раздел элективного курса соответствует инструментально-операционному этапу формирования информационно-коммуникационной геокраеведческой компетентности. Учащиеся изучают компоненты природы и социально-экономические объекты Нижегородской области, активно используя ИКТ. На данном этапе применяются поисковоисследовательские практикумы, на которых
у учащихся формируется способность решать возникающие задачи средствами ГИС: Quantum GIS, SAGA GIS, Easy Trace - для анализа и построения картографического изображения, GooglEath - для получения и анализа космических снимков, а также для самостоятельного поиска и сбора информации в глобальных сетях. По окончании изучения раздела учащиеся способны подготовить картографическую основу, зарегистрировать и векторизовать карту, создать атрибутивную информацию. Использование геоинформационных систем учащимися осуществляется по четким алгоритмам действий.
Третий раздел элективного курса посвящен изучению экологических проблем Нижегородской области. Происходят развитие навыков самостоятельной работы, расширение и углубление исследовательской деятельности, что соответствует практикопользовательскому этапу формирования информационно-коммуникационной геокраевед-ческой компетентности. На данном этапе используются созидательно-творческие практикумы, которые направлены на закрепление полученных знаний и практическое применение ИКТ, что предполагает использование широкого спектра геоинформационных систем и создание собственных тематических карт. Учащиеся делают шаг от умения использовать ИКТ для решения географо-краеведческих задач к умению решать географо-краеведческие задачи, используя ИКТ.
Разработанный элективный курс «Изучаем свой край средствами ИКТ» для учащихся 8-го класса проходит апробацию в школах Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Анализ опыта внедрения показал эффективность разработанной методики и выявил высокую заинтересованность содержанием и технологией данного авторского курса у учителей и учащихся школ.
литература
1. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме // Педагогика. 2003. №10. С. 8-14.
2. Концепция использования информационно-коммуникативных технологий в географическом образовании для устойчивого развития: кол. монография / под ред. Н.Ф. Винокуровой. Н. Новгород: Типография «Поволжье», 2011.
3. Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. М.: Академия, 2010.
4. Пасхин Е.Н. Философско-методологические аспекты информатизации образования // Системы и средства информатики: Информационные технологии в образовании: От компьютерной грамотности -к информационной культуре общества / отв. ред. И.А. Мизин. М. : Наука: Физматлит, 1996. Вып. 8. С. 84-90.
5. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). М.: ИИО РАО, 2008.
6. Семенов А.Л. Качество информатизации школьного образования // Вопр. образования. 2005. №3. С. 248-270.
* * *
1. Bolotov V.A. Kompetentnostnaya model: ot idei k obrazovatelnoy paradigme // Pedagogika. 2003. №10. S. 8-14.
2. Kontseptsiya ispolzovaniya informatsionno-
kommunikativnyih tehnologiy v geograficheskom obrazovanii dlya ustoychivogo razvitiya: kol.
monografiya / pod red. N.F. Vinokurovoy. N. Novgorod: Tipografiya «Povolzhe», 2011.
3. Panyukova S.V. Ispolzovanie informatsionnyih i kommunikatsionnyih tehnologiy v obrazovanii. M.: Akademiya, 2010.
4. Pashin E.N. Filosofsko-metodologicheskie aspektyi informatizatsii obrazovaniya // Sistemyi i sredstva informatiki: Informatsionnyie tehnologii v obrazovanii: Ot kompyuternoy gramotnosti -k informatsionnoy kulture obschestva / otv. red.
I.A. Mizin. M. : Nauka: Fizmatlit, 1996. Vyip. 8.
S. 84-90.
5. Robert I.V. Teoriya i metodika informatizatsii obrazovaniya (psihologo-pedagogicheskiy i tehnolo-gicheskiy aspektyi). M.: IIO RAO, 2008.
6. Semenov A.L. Kachestvo informatizatsii shkolnogo obrazovaniya // Vopr. obrazovaniya. 2005. №3. S. 248-270.
Methodology of information and communication technologies use in the elective course “Study Your Land by Means of ICT” for 8th form pupils
There is described the methodology of information and communication technologies use in the author’s elective course in geographic study of local history in the context of culturological, personal activity, competence and systemic approaches. There are formulated and substantiated the goals of the elective course -formation of information and communicative local geographical competence. There is joined itsformation and the contents of the course and types ofpractical activities that presuppose the complication of tasks in the use of ICT.
Key words: informatization of education, information and communication technologies, information and communicative local geographical competence.
(Статья поступила в редакцию 21.10.2013)
д.В. панченко
(Волгоград)
принципы создания гротескной действительности в сказках в. войновичА и а. кабакова
(из опыта проведения урока внеклассного чтения в 11-м классе)
Рассматривается логика работы по формированию понятия «гротеск» на заключительном этапе в 11-м классе на материале изучения сатирических сказок В.Войновича и А.Кабакова. В ходе урока внеклассного чтения учащиеся закрепят полученные ранее теоретические и практические знания о гротеске, определят его функцию, рассмотрят данное понятие в культурологическом аспекте.
Ключевые слова: гротеск, сатирические сказки, А.Кабаков, В.Войнович, формирование теоретиколитературных понятий, внеклассное чтение.
Исследуя процесс формирования отвлеченных понятий, психологи (П.Я. Гальперин, Н.А. Менчинская) и методисты (В.Г. Маранц-ман, А.Ф. Галимуллина, Н.А. Бражкина) определили, что учащиеся не сразу овладевают тем или иным научным термином, этот процесс
© Панченко Д.В., 2014