Юсупов Р.М., аспирант НОУ ВПО «Кисловодский институт экономики и права».
Бостанова А.И. к.э.н., доцент кафедры «Финансы, денежное обращение и кредит» НОУ ВПО «Кисловодский институт экономики и права».
Теоретико-методические аспекты разработки государственных программ на региональном уровне
Ключевые слова: регион, программно-целевые принципы управления, государственная программа, региональная политика, разработка
государственных программ на уровне регионов
Краткая аннотация: В статье рассмотрены основные положения государственного программно-целевого управления, порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ РФ, Систематизированы принципы разработки региональной политики.
Разработана структурная схема разработки государственных программ на региональном уровне. Отмечены проблемы теоретического и методического характера в реализации программно-целевого планирования на различных уровнях.
Yusupov R.M., post-graduate student of NOU VPO ".Kislovodsk Institute of economy and law ".
Bostanova A.I. Ph.D. associate Professor of the Department "Finance, money circulation and credit" NOU VPO "Kislovodsk Institute of economy and law".
Theoretical and methodological aspects of the development of state programs on the regional level
Key words: region, target-oriented management principles, the state programme, regional policy, development of state programs on the regional level
Annotation: the article describes the main provisions of the state purposeful management, procedure of development, implementation and evaluation of effectiveness of state programs of the Russian Federation, Systematized design principles of the regional policy. Structural diagram of the development of state programs on the regional level. These problems of theoretical and methodological character in the implementation of program-target planning at different levels.
Программно-целевой метод хозяйственного и территориального управления служит одним из важных средств активного влияния государства на социально-экономический комплекс регионов, позволяя успешно решать как текущие, так и стратегические задачи, в первую очередь - задачи выравнивания региональных уровней социально-экономического развития [6].
В настоящее время федеральные целевые программы и федеральная адресная инвестиционная программа являются одним из важнейших инструментов реализации целей и приоритетных направлений социальноэкономического развития страны, проведения активной государственной структурной политики. Бюджетные инвестиции направлены на развитие производственной и социальной инфраструктуры, стимулирование инновационной и инвестиционной активности, поддержку регионов, обеспечение внутренней и внешней безопасности.
Федеральные целевые программы реализуются сегодня по следующим направлениям: развитие социальной и транспортной инфраструктур; новое поколение; безопасность и экология; развитие науки и технологий; развитие регионов; развитие государственных институтов.
Ниже, в таблице 1 приведены данные о количестве федеральных целевых программ и объемах бюджетных ассигнований, предусмотренных на их реализацию в России в 2010 - 2014 годах. [6]
В среднем на одну ФЦП предусматривалось в 2012 году 19,1 млрд. рублей, в 2013 году - 21,3 млрд. рублей, в 2014 году - 21,8 млрд. рублей (в
Таблица 1-Количество и объемы ассигнований ФЦП в период 2010-2014 г.г.
2010 год отчет 2011 год -Федеральный закон № 357-Ф3 (с измен.) 2012 год проект 2013 год проект 2014 год проект
Количество ФЦП (открытая часть) 53 56 55 47 40
Объем ассигнований, млрд. рублей 764,7 924,0 1 048,2 999,3 871,9
Изменение объемов ассигнований к предыдущему году, % -6,6 20,8 13,4 - 4,7 - 12,8
Доля расходов на ФЦП в общем объеме расходов федерального бюджета, % 8,45 9,9 9,4 8,8 7,7
2011 году - 16,5 млрд. рублей).
Однако, несмотря на такие положительные результаты и тенденции, нельзя не сказать и о тех проблемах недостатках, которые имеют место при разработке, как федеральных, государственных, так и региональных программ, и их реализации.
Так, в работе [9] отмечается: «.изучение практики
программирования на местах свидетельствует о недостатках в использовании этой формы хозяйствования: перенос способов
общегосударственного регулирования на региональный уровень;
бессистемность в попытки одновременной реализации чрезмерно большого количества не увязанных между собой мелких и частных программ;
отсутствие объективной экспертизы программ; завышенные потребности в финансовых и материально-технических ресурсах; отсутствие расчетов потребности во всех видах обеспечивающих средств и эффективности их использования; зачастую игнорирование учета ресурсного потенциала регионов и реальных возможностей государственной поддержки при формировании проектов; нереальные сроки завершения программ и отдельных мероприятий.....».
В работе [7] отмечается: «В настоящее время программы не отвечают одному из обязательных требований - решению небольшого числа наиболее приоритетных, самых острых и неотложных региональных проблем. При
отсутствии централизованной информации о таких проблемах, общепринятой методики их сравнительной оценки и ранжирования, государственно выраженного интереса к их объективной оценке, российскую региональную политику вообще нельзя рассматривать как приоритетно ориентированную.»
Также в статье [10] «Переход к программному бюджету: результаты, проблемы, перспективы», автор совершенно правомерно указывает, что «в условиях однолетнего бюджетного планирования, которое практиковалось в России до самого последнего времени, появление федеральных целевых программ (ФЦП) было неизбежно. Без подобного инструмента реализация любых долгосрочных проектов на основе государственного финансирования была немыслима . В 2010 году началась работа по преобразованию федерального бюджета из преимущественно непрограммного в преимущественно программный вид. Для перевода бюджета в программный вид было решено разработать новый инструмент, названный государственной программой. В отличие от ФЦП государственная программа — это система не только мероприятий, но и инструментов государственной политики. Кроме того, в отличие от ФЦП, направленной на «эффективное решение системных проблем», госпрограмма ставит своей целью «достижение приоритетов и целей государственной политики». Конечная цель государственной программы более глобальна, что подразумевает больший временной период ее действия, больший масштаб мероприятий и используемых ресурсов. Основная работа ответственных исполнителей по разработке проектов большинства госпрограмм началась в конце 2010 года, когда были выпущены методические указания по их подготовке, и протекала непросто. К первоначально назначенному сроку (15 апреля 2011 года) были представлены не все программы. Сроки подготовки программ были сдвинуты к концу 2011 года. К этому времени были закончены 40 программ из 41 (задерживалась разработка программы «Развитие пенсионной системы»), однако большинство из них все еще не вполне удовлетворяло предъявляемым требованиям и нуждалось
в доработке. Наиболее распространенными были следующие недостатки разработанных госпрограмм:
• некорректное описание характеристики сферы реализации
госпрограмм, основных проблем в рассматриваемой сфере, а также прогноза развития сферы реализации госпрограмм;
• неудачно подобранные показатели госпрограмм, не позволяющие оценить эффективность их реализации;
• нечеткость, размытость формулировок целей, задач, индикаторов
и ожидаемых результатов государственных программ;
• отсутствие обоснований финансового обеспечения заявленных
параметров финансирования госпрограмм и др.».
Таким образом, задачи социально-экономического развития страны, инновационного развития ее экономики требуют дальнейшего совершенствования процесса программирования, решения целого комплекса вопросов, связанных с развитием организационно-правовой и методологической базы программно-целевого управления.
Так, в целях внедрения программно-целевых принципов организации бюджетного процесса 2 августа 2010 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 588 был утвержден Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации.
Введено новое понятие и разработан новый инструмент, названный государственной программой, для перевода бюджета в программный вид, что позволит системно подойти к достижению приоритетов и целей государственной политики.
Существующий методический инструментарий программно-целевого подхода включает широко использовавшиеся в прежние годы методы: дерево целей, балансовых и технико-экономических расчетов, определения приоритетов, разработки вариантов и др., причем как в традиционном экономико-статистическом, так и в экономико-математическом исполнении.
Для выявления оптимального варианта программы подходят такие критерии, как минимум времени реализации при заданных ограничениях на ресурсы и конечных показателях; минимум затрат на реализацию при фиксированных конечных показателях и времени реализации; минимум отклонения конечных показателей от установленных нормативов при заданных затратах и времени реализации.
Требования к разработке проектов госпрограмм в настоящее время установлены «Методическими указаниями по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации», утвержденными
Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2013 N 690 "Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации».
Государственные программы на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации включают мероприятия по регулированию и координации деятельности по достижению целей социальноэкономического развития соответствующей территории, реализации комплексных проектов, которые невозможно полностью отнести к одной из отраслевых государственных программ. Данные государственные программы должны отражать аналитически (справочно) мероприятия, реализуемые на соответствующей территории в рамках отраслевых государственных программ, а также соответствующие таким мероприятиям расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов и юридических лиц.
Текстовая часть государственной программы включает описание приоритетов и целей государственной политики, а также общие требования к государственной политике субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере и общую характеристику участия субъектов Российской Федерации в реализации государственной программы.
Методические указания устанавливают перечень и сведения о целевых индикаторах и показателях государственной программы; перечень
ведомственных целевых программ и основных мероприятий с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов; информацию по финансовому обеспечению реализации государственной программы за счет средств федерального бюджета; методику оценки эффективности государственной программы, анализ и описание мер управления рисками реализации государственной программы.
Региональные программы представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения первоочередных задач.
Различают региональные программы: межгосударственные,
государственные (федеральные) и собственно региональные, формируемые по отраслевому признаку.
На рис. 1 представлена структурная схема формирования государственной региональной (ведомственной) программы развития, отражающая:
- базисные условия разработки и основные направления региональной политики, и механизм, обеспечивающий реализацию государственной региональной политики (верхний блок схемы);
- а также, блок программно-целевого управления регионом, как механизма реализации региональной жилищной политики, основным инструментом которого являются государственные программы и подпрограммы развития региона (нижний блок схемы). В этом блоке раскрыты основные разделы госпрограммы и этапы ее реализации: цели и задачи, основные мероприятия программы, система индикаторов, ресурсное обеспечение и обоснование объема финансовых ресурсов, анализа и управление рисками, оценка эффективности (результативности) программы.
Б ю джетная политика
Налоговая политика
Структурная политика
Ценовая политика
Инвестиционная
политика
Экологическая
политика
Социально-эконом.
политика
Базисные условия разработки региональной политики
Концепция и долгосрочные прогнозы соц.-эконом. развития РФ и субъектов РФ План развития гос. и муниц. социальной сферы
Социальные и макроэконом. показатели развития Социально-демографич. статистика
Финансово-эконом. обоснование развития регионов Данные бюджетов (федер и субъек. РФ)
Реализация госуд региональной политики
Стратегическое
планирование
РОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНОМ
Ранжирование и отбор регион программ.
Региональный
мониторинг
Госуд. программы на фед. и регион. уровнях
Разработка государстве: шых программ на региональном уровне
Цели, задачи и осн. мероприятия госпрограммы и подпрограмм. Система индикаторов
Оценка эффективности реализации госпрограммы и подпрограмм
Прогр.-целевые принципы орг. бюджетного процесса.
Государственные программы . Федеральные, региональные фонды развития
Фин. обеспечение госуд. региональной политики
Информац. обеспечение гос. и регион. политики
Обоснование приоритетов рег. политики
Прогноз. и анализ криз. ситуаций
Оценка деят. фед и рег. органов власти
Анализ и разработка системы прогнозов соц.-
экон рязк региона
Обеспеч. гласности матер. мониторинга
Ресурсное обеспечение. Обоснование объема финансовых ресурсов
Анализ и
управление
рисками
Система показ ателей эффективности. Критерии
Результаты оценки механизма реализации программ
Рис. 1. Структурная схема формирования государственных программ на уровне регионов (авт.)
Прежде чем перейти к исследованию проблем разработки и оценки результативности региональных программ развития, рассмотрим сначала основные положения государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года №323. В новую редакцию государственной программы внесены изменения, предусматривающие полное отражение и безусловное выполнение поручений, содержащихся в указах Президента России от 7 мая 2012 года. Также в состав госпрограммы включена программа «Жильё для российской семьи».
Госпрограмма состоит из трёх подпрограмм:
- «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильём граждан России» (в том числе включает отдельное мероприятие -программа «Жильё для российской семьи»);
- «Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России»;
- «Обеспечение реализации государственной программы» и федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, федеральной целевой программы «Чистая вода» на 2011-2017 годы.
На реализацию подпрограмм и мероприятий государственной программы предусмотрены в 2013-2020 годах бюджетные ассигнования федерального бюджета в объёме 577934420,6 тыс. рублей.
Реализация госпрограммы предусматривает достижение следующих показателей в сфере улучшения жилищных условий граждан:
- обеспечение объёма ввода жилья в 2015 году - до 76 млн. кв. м, в 2017 году - до 93 млн. кв. м, к 2020 году - до 100 млн. кв. м, в том числе, в рамках программы «Жильё для российской семьи: в 2015 году - 5 млн. кв. м, в 2016 году - 6 млн. кв. м, в 2017 году -14 млн. кв. м;
- достижение доли обеспеченных доступным и комфортным жильём семей в общем количестве семей, желающих улучшить свои жилищные условия, в 2020 году - 60%;
- снижение средней стоимости 1 кв. м жилья к 2018 году на 20%;
- количество предоставленных ипотечных жилищных кредитов - 871 тыс. кредитов в 2015 году, 946 тыс. - в 2018 году, 1053 тыс. - в 2020 году;
- превышение среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) над индексом потребительских цен в 2015 году до уровня не более 3,8 процентных пунктов, к 2018 году - до уровня не более 2,2 процентных пунктов, к 2020 году - до уровня не более 2,2 процентных пунктов;
- доля ввода жилья для целей сдачи в наём в общей площади ввода жилья в многоквартирных домах - 3,8% в 2015 году, 7,4% - в 2017 году, 9,4%
- в 2020 году.
Одной из подпрограмм рассматриваемой государственной программы является подпрограмма «Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России», целью которой является повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению.
Таблица 2 - Паспорт подпрограммы «Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России»
Ответственный исполнитель подпрограммы Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Цели подпрограммы повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению
Задачи подпрограммы создание условий для увеличения объема капитального ремонта жилищного фонда для повышения его комфортности и энергоэффективности; повышение эффективности, качества и надежности поставки коммунальных ресурсов, в том числе путем привлечения долгосрочных частных инвестиций; стимулирование рационального потребления коммунальных услуг населением; обеспечение населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарноэпидемиологическими правилами
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы доля капитально отремонтированных многоквартирных домов: 2015 год - 3,6 процента; 2017 год - 6,2 процента; 2020 год - 11,6 процентов; улучшение жилищных условий на основе программы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов в период 2013-2015 годов для 2,94 млн. человек, в период 2016-2020 годов -для 13,08 млн. человек; доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в семейном доходе - не более 12 процентов в 2015 году; не более 11 процентов в период 2017 -2020 годов; доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод - 16,5 процентов в 2015 году, 30 процентов к 2018 году, сохранение значения данного показателя к 2020 году на уровне 30 процентов; темп изменения объема потребления холодного и горячего водоснабжения снижение на 10,2 процента в период 2013-2015 годов, снижение на 6,5 процентов в период 2016-2017 годов; снижение на 6,5 процентов в период 2018-2020 годов.
Этапы и сроки реализации подпрограммы срок реализации: 2013 - 2020 годы Этап 1: 2013-2015 годы Этап 2: 2016-2017 годы Этап 3: 2018-2020 годы
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы общий объем финансирования Подпрограммы Г осударственной программы в 2013 - 2020 годах составит: за счет всех источников финансирования -2 540 147 394,99 тыс. рублей в том числе: за счет средств федерального бюджета - 53 011 105,02 тыс. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 804 724 034,61 тыс. рублей; за счет внебюджетных источников - 1 454 412 255,06 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы повышение удовлетворенности населения Российской Федерации уровнем жилищно-коммунального обслуживания; снижение уровня потерь при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов до европейского.
Оценка эффективности государственных программ и каждой из подпрограмм проводится в соответствии с Приложением 2 к изложенным выше «Методическим указаниям».
Но, прежде. чем приступить к оценке эффективности конкретной подпрограммы, необходимо, как указывалось выше (и в соответствии с рис.1) оценить показатели социально-экономического развития региона и состояние той сферы экономики (отрасли), для развития которой предполагается реализация данной подпрограммы.
В связи с этим, рассмотрим состояние экономики и дадим оценку показателям (индикаторам) комплекса жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики за 2005-20012 г.г.
Чеченская Республика - входит в состав Северо-Кавказского федерального округа. Столица - г. Грозный. Общая площадь территории -16,1 тыс. км. Численность населения на 1 января 2013 года - 1324,8 тыс. человек. Республика занимает в Российской Федерации 75 место по площади территории, 37 место - по численности населения и 79 место - по валовому региональному продукту
ТАБЛИЦА 3 - ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Численность населения (на конец года),1) тыс. человек 1133, 2 1152,3 1172,0 1196,9 1224,4 1249,9 1275,1 1302, 2 1324,8
Среднедушевые денежные доходы населения4-*, руб. в месяц 11982, 4 14026, 5 14896, 2
Среднедушевые денежные расходы населения4), руб. в месяц 5342,9 6618,1 7452,4
Среднемесячная номинальная заработная плата работающих в экономике, рублей 5021, 0 6715,9 8078,0 9916,7 11762, 8 13254, 9 13918, 7 14431 ,4 17384, 9
Валовой региональный продукт
всего в текущих ценах, млн. руб. 22899, 0 32344, 4 48056, 1 66273, 8 64308, 3 70694, 9 86319 ,5
на душу населения, рублей 20038, 4 27831, 4 40572, 6 54742, 1 51981, 3 55995, 7 66985 ,0
Предоставление коммунальных услуг, в % к ВРП 1,4 0,8 0,9 1,1 1,4 1,5 1,6
Оборот организаций , всего, млн. руб. 386 31,7 368 60,8 439 00,5 532 61, 9 5443 5,6
В том числе, по предоставлению коммунальных услуг, млн. руб. 127 ,1 194 ,6 227 ,8 27 4,9 186, 4
Основные фонды в экономике по полной учетной стоимости (на конец года) 5), млн. руб. 8031 3 87963 99794 18576 9 18996 8 20781 4 23112 8 30077 6
Объем строительных работ, млн. руб. 3691,1 3420,2 8917,1 23858, 1 27970, 4 26139, 1 23741, 5 26846, 7 29877,5
Ввод в действие общей площади жилых домов, 2 тыс.м 109,1 40,5 80,3 45,3 55,0 74,8 115,3 76,0 315,9
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. 6851,5 10) 13184, 2 22615, 5 41317, 9 50379, 9 41507, 9 50369, 4 51631, 7 53506,3
Ист.: по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской
Республике
Как следует из таблицы 3, при значительных темпах роста валового регионального продукта Республики в период с 2004 по 2012 г.г. (с 66273,8 млн. руб. за 2008 год до 86310,5 млн. руб. - за 2011 год), наблюдается незначительный рост объемов коммунальных услуг (с 127,1 млн. руб. в 2008 г. до 186,4 млн. руб. в 2012 г.).
ТАБЛИЦА 4 - ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ГРАЖДАНАМ
2007 2008 2009 2010 2011 2012
Весь жилищный фонд, всего, тыс. м2. 5968,8 7692,0 13367,1 15282,4 17970,7 21361,6
2 в среднем на одного жителя, м 5,0 6,3 10,7 12,0 13,8 16,1
Число семей (включая одиноких), состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на конец года:
тыс. 13,8 20,8 13,5 35,3 55,5 60,4
в процентах от общего числа семей (включая одиноких) 6,4 9,6 6,1 15,9 21,4 23,3
Число семей (включая одиноких) получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия за год:
тыс. 0,5 0,7 1,0 1,1 0,8 1,2
в процентах от числа семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на конец года 3,6 3,4 7,4 3,2 1,4 2,0
Ист.: по данным статистического бюллетеня «Сведения о жилищном фонде Чеченской Республики в 2012 году Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике
ТАБЛИЦА 5- СОСТОЯНИЕ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА КОНЕЦ 2012 Г.
Общая площадь жилых помещений - всего, тыс.кв. м в том числе: общая площадь ветхих и аварийных жилых помещений - всего из них:
ветхих аварийных
1 2 3 4
Общая площадь жилых (ветхих и аварийных) помещений 21361,6 95,7 49,0 46,7
Число ветхих и аварийных домов Всего в том числе: Ветхих Аварийных
1116 960 156
Общая площадь жилого фонда, тыс.кв. м. 21361,6 и 1 2 С о Ч о О и в том числе: централи водоотве дением (канализа в том числе: централи отоплени ем в том числе: централи зованны горячим водоснаб в том числе ваннами (душем) газом (сетевым, сжиженн
в том числе, оборудованная; 18164,8 11108,5 14536,7 10202,6 19046,6 10983,8 8032,2 7463,' 9060,9 18195,9
удельный вес, в % 85,0 52,0 68,1 47,8 89,2 51,4 37,6 34,9 42,4 85,2
Ист.: по данным статистического бюллетеня «Сведения о жилищном фонде Чеченской Республики в 2012
году Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике
Динамика показателей, характеризующих состояние жилого фонда Чеченской Республики в этот же период, представлена в таблицах 4 и 5. Результаты анализа этих показателей показывают, что в регионе значительно возрастает число семей (включая одиноких), состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (с 13.8 тыс. в 2007 г. до 60,4 тыс. - на конец 2012 г., что в процентах составляет, соответственно, 6,4% и 23,3%).
Число ветхих и аварийных домов на конец 2012 г. составило, всего -116, из них: ветхих - 960, аварийных - 156.
Из общей площади жилого фонда региона, составляющей на конец
2012 г. 21361, кв. м., 15% до сих пор не оборудованы водопроводом, также 15% - не оборудованы газом, 11% - на сегодня без отопления, 62% - без горячего водоснабжения.
Таким образом, анализ показывает необходимость и социальную значимость разработки программы развития комплекса ЖКХ Республики.
14.03.2014г. Постановлением Правительства Чеченской Республики от 19.12.2013 г. № 353 утверждена государственная программа Чеченской
Республики «Обеспечение доступным и комфортным жильем и услугами ЖКХ граждан Чеченской Республики» (далее - Госпрограмма).
В Государственную программу включены 11 подпрограмм.
Реализация мероприятий Госпрограммы в целом нацелена на обеспечение исполнения на территории Чеченской Республики поручений, сформулированных в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 года № 600 »О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», которые представляют в совокупности комплекс взаимосвязанных мер, направленных на решение наиболее важных текущих и перспективных целей и задач отрасли, обеспечивающих поступательное развитие в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение граждан Чеченской Республики доступным и комфортным жильем, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций на территории Чеченской Республики.
В ходе реализации одной из подпрограмм Госпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Чеченской Республики» (далее — подпрограмма), в 2013 году начато строительство 9-ти многоквартирных домов в Октябрьском и Старопромысловском районах г. Грозного.
В феврале текущего года состоялось торжественное открытие первого (энергоэффективного) 74 квартирного жилого дома общей площадью 1 218 кв. м.
Проблемным моментом в реализации подпрограммы переселения граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 году являлся несоответствие фактически действующим на первичном и вторичном рынках Чеченской Республики стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, используемая при строительстве жилых помещений в рамках реализации Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно — коммунального хозяйства», которая составляла для Чеченской Республики 21 050 руб.
В этой связи выполнение мероприятий, предусмотренных подпрограммой на 2013 год, и обеспечение расселения граждан из аварийного жилья площадью 17 467,2 кв. м, в пределах утвержденной программой лимитов финансирования, не представлялось возможным.
В результате проведенной Министерством ЖКХ ЧР работы с Минстроем РФ и Фондом содействия реформированию жилищнокоммунального хозяйства, при поддержке Правительства Чеченской Республики, приказом Минстроя России от 27 февраля 2014 года № 67/пр утверждена величина предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений для Чеченской Республики на 2014 год, используемая при строительстве (приобретении) жилых помещений в рамках реализации Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в размере 30 000 руб.
В настоящее время Министерством ЖКХ ЧР проводится работа по представлению в Фонд заявки на реализацию программы в 2014 году, в том числе по выполнению требований Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», направленных на реформирование отрасли ЖКХ, обеспечение которых является обязательным условием предоставления в 2014 году финансовой поддержки Фонда на реализацию программы расселения аварийного жилья.
Литература.
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г., №588 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации».
2. Приказ. Министерства экономического развития РФ от 20.11.2013 N 690 "Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации».
3. Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года №323.
4. Постановление Правительства Чеченской Республики от 11.10.2011 №173.1 «Об утверждении Порядка разработки, реализации, мониторинга, оценки эффективности реализации, изменения (корректировки) или досрочного прекращения ведомственных целевых программ Чеченской Республики».
5. Государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и услугами ЖКХ граждан Чеченской Республики», утв. Постановлением Правительства Чеченской Республики от 19.12.2013 г. № 353.
6. Кистанов В. В., Копылов Н. В. Региональная экономика России. - М.: ИНФРА-М, 2002
7. Коваленко Е.Г., Зинчук Г.М., Кочеткова С.А. и др. Региональная экономика и управление. - СПб.: Питер, 2008. - с. 176-177.
8. Максимец Н.В., Шакирова Г.Р. Теоретические и методические основы программно-целевого управления //Российское предпринимательство. -2012. - №21(219).-с. 32-36.
9. Региональная экономика / под ред. В.И. Видяпина, М.В.Степанова . -М.:_ ИНФРА-М, 2007, стр. 76.
10.Удовенко А.Н. Переход к программному бюджету: результаты, проблемы, перспективы»//Бюджетная политика. - 2012. - №6.