УДК 338.436.33 ББК 65.32 M 74
А.А. Мокрушин,
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: +7(8772) 59-37-56, e-mail: [email protected]
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК ПРОБЛЕМНОГО РЕГИОНА
( Рецензирована )
Аннотация. Статья посвящена проблеме применения программно-целевых инструментов государственного регулирования АПК региона. Выделены базовые принципы государственной политики в области развития АПК региона. Раскрыто содержание и специфика целевых, ведомственных программ государственной поддержки АПК Республики Адыгея. Выделены организационно-методические пробелы в реализации целевых государственных программ развития АПК Республики Адыгея, а также приоритетные мероприятия программно-целевого регулирования АПК региона.
Ключевые слова: государственное регулирование, агропромышленный комплекс, программно-целевые инструменты, целевые государственные программы, ведомственные целевые программы, проблемный регион.
А.А. Mokrushin,
Doctor of Economics, Professor, Professor of Economics and Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: +7 (8772) 59-37-56, e-mail: [email protected]
PROGRAM-TARGET INSTRUMENTS OF STATE REGULATION OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE PROBLEM REGION
Abstract. The article is devoted to the problem of application of the program-target instruments of state regulation of the agro-industrial complex of the region. The basic principles of state policy in the field of development of the agro-industrial complex of the region are singled out. The content and specificity of targeted, departmental programs of state support of the agro-industrial complex of the Adyghe Republic are disclosed. Organizational and methodological gaps in the implementation of targeted state programs for the development of the agro-industrial complex of the Adyghe Republic, as well as priority measures of the program-target regulation of the agro-industrial complex of the region, are singled out.
Keywords: state regulation, agro-industrial complex, program-target instruments, targeted state programs, departmental target programs, problem region.
Современные кризисные явле- фоне снижения деловой активно-ния в российской экономике, сокра- сти, размера реальных инвестиций щение бюджетных поступлений на негативным образом отразились на
состоянии территориального АПК и в особенности аграрно-промышлен-ных проблемных регионов. В условиях значительных диспропорций межотраслевого обмена, ухудшения материально-технической оснащенности территориального АПК возрастает роль государственного регулирования, в котором значимое место занимает программно-целевое планирование.
Целевые программы являются одним из ключевых средств господдержки регионов, позволяющих комплексно и системно решать вопросы социально-экономического развития субъектов РФ. Программно-целевые инструменты направлены в большей степени на решение стратегических задач структурной реорганизации АПК на основе активизации инвестиционных процессов, господдержки инвестиционных проектов, а также реализации организационно-экономических мероприятий, включенных в целевую программу. В данном контексте целевые программы являются одним из действенных инструментов последовательной реализации аграрной структурной политики, способствующей развитию проблемных регионов РФ.
Характерными чертами АПК проблемного региона, обусловливающими специфику госрегулирования воспроизводственных процессов, являются:
- деформированная структура производства; многолетнее отсутствие решений по вопросам структурной организации агропро-довольственных подкомплексов региона, эффективного государственного регулирования пропорций межотраслевого обмена, регулирования конкурентной среды рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия региона;
- распад традиционных межхозяйственных, межотраслевых связей в территориальном АПК;
- слабое развитие производственной инфраструктуры АПК региона;
- экстенсивный характер воспроизводства в отраслях сельского хозяйства, пищевой промышленности региона;
- отсутствие возможности формирования собственной финансово-экономической базы для стабильного социально-экономического развития региона в условиях значительного бюджетного дефицита.
Одними из распространенных инструментов госрегулирования АПК являются программно-целевые инструменты. Программно-целевой подход к управлению воспроизводственными процессами в АПК представляет собой завершенный во времени и пространстве комплекс экономических, организационно-технологических, инновационных и других мер по реализации целей и задач конкретных программ развития агропродовольственной сферы.
В мировой практике развития аграрной экономики большое распространение получили целевые программы, являющиеся выражением нового качественного состояния управленческой системы. В соответствии с поставленными целями выделяют виды целевых программ: федеральные программы; региональные программы, регламентирующие мероприятия по государственному воздействию на состояние отраслей, сфер, регионов в составе РФ; районные и местные программы.
Среди региональных целевых программ принято выделять три типа программ [1]:
- региональные целевые программы социально-экономического развития по группам административных районов (I тип);
- внутриобластные целевые программы социально-экономического развития по группам административных районов (II тип);
- региональные (локальные) программы уровня муниципального образования, реализуемые на территории одного муниципального образования, города (III тип).
Региональные программы могут получить федеральный статус (и, соответственно, частичное финансирование из федерального бюджета) по конкретной совокупности предлагаемых к решению программных целей и задач, непосредственно влияющих на структурную региональную политику по стране в целом. В системе программирования социально-экономического развития территорий большое значение играет II тип региональных программ, который соотносится с уровнем крупного экономического района РФ или компактной группой смежных субъектов РФ, объединяющих свои ресурсы на добровольной основе для решения крупных межрегиональных проблем. К подобным межрегиональным проблемам относятся следующие проблемы:
- развитие производственной, транспортной инфраструктуры;
- формирование межрегиональных вертикально-интегрированных бизнес-групп;
- развитие государственного сектора мезоэкономики;
- совместное освоение природных ресурсов, скоординированное развитие производственно-технологических комплексов;
- развитие региональных сырьевых, товарных рынков;
- повышение уровня жизни населения сопредельных регионов.
Приоритетными направлениями развития сельского хозяйства РФ, реализацию которых призваны обеспечить государственные целевые программы, являются: а) обеспечение продовольственной безопасности; б) развитие сельских территорий; в) формирование и развитие благоприятной институционально-экономической среды; г) формирование и развитие аграрных кластеров.
Основными принципами разработки программ развития территориального АПК являются:
- принцип стабильности и преемственности: сохранение в
программах эффективных направлений, мер господдержки агробизнеса;
- принцип системности: охват программами социально-экономических, экологических аспектов развития АПК;
- принцип софинансирования: софинансирование агробизнеса из федерального, регионального бюджетов;
- принцип государственно-частного партнерства, предполагающий объединение ресурсов государства и корпоративного бизнеса для реализации задач программы (в т.ч. путем субсидирования кредитов).
Стратегической основой государственного регулирования АПК Республики Адыгея выступают Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года, Стратегия устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2030 года. При этом базовыми принципами государственной политики в области развития АПК региона являются:
- использование разных форм господдержки для формирования благоприятных институционально-хозяйственных условий социально-экономического развития села;
- обеспечение равноправного партнерства между государственными органами, органами местного самоуправления, крупным корпоративным, средним бизнесом, малыми формами агробизнеса и сельским населением в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских территорий;
- использование дифференцированного подхода к устойчивому развитию сельских территорий; полный учет территориальных особенностей; сокращение внутрирегиональной и межрегиональной дифференциации в уровне развития воспроизводственных процессов, в качестве жизни населения сельских территорий;
- интегрирование сельской местности в общеэкономическую систему на основе кооперации и
вертикальной агропромышленной интеграции;
- обеспечение продовольственной безопасности на мезоуровне; реализация обоснованной демографической и молодежной политики в сельских территориях.
Характерной особенностью аграрного сектора экономики Республики Адыгея является доминирование малых форм агробизнеса, характеризующихся мелкотоварным производством экстенсивного типа на фоне малоземелья и дефицита финансовых ресурсов. Вместе с тем, в целях обеспечения трудозанятости сельского населения, стратегическим приоритетом аграрной политики Республики Адыгея остается стимулирование развития именно малых форм агробизнеса (в т.ч. путем применения программно-целевого метода).
Программно-целевой метод регулирования АПК Республики Адыгея реализуется посредством следующих программ:
- госпрограмма Республики Адыгея «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013-2020 годы;
- федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»;
- ведомственная целевая программа (ВЦП) «Поддержка начинающих фермеров в Республике Адыгея на 2015-2017 годы»;
- ВЦП «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Адыгея на
2015-2017 годы»;
- ВЦП «Развитие мясного скотоводства в Республике Адыгея на
2016-2020 годы»;
- ВЦП «Перепрофилирование личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств, занимающихся содержанием и разведением свиней в Республике
Адыгея, на альтернативные свиноводству направления животноводства на 2016-2020 годы» (из средств республиканского бюджета) [2].
Среди целевых программ господдержки экономики Республики Адыгея максимальный объем финансирования из федерального бюджета осуществлялся в рамках госпрограммы Республики Адыгея «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013-2020 годы (26,4% общей суммы федеральных ассигнований в 2016 г.). Цель данной госпрограммы состоит в обеспечении продовольственной безопасности региона, устойчивом развитии села. Размер финансирования данной программы в 2016 г. составил 766,2 млн руб., 96,3% от запланированного объема капиталовложений. Реализация данной программы способствовала росту в 2016 г. объема выпуска сельхозпродукции на 13,5%. При этом уровень государственного финансирования из бюджета Республики Адыгея комплекса мероприятий государственных программ составил 2,89% общего объема средств (в т.ч. 1,29% - «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»; 0,87% - «Развитие экономики»; 0,73% - «Развитие туризма»).
Государственная программа Республики Адыгея «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» включает в себя следующие подпрограммы:
- подпрограмма «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства»;
- подпрограмма «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации животноводческой продукции»;
- подпрограмма «Развитие мясного скотоводства»;
- подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования»;
- подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное и информационное обеспечение сельскохозяйственного производства»;
- подпрограмма «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения»;
- подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года в Республике Адыгея»;
- подпрограмма «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства»;
- подпрограмма «Развитие молочного скотоводства»;
- подпрограмма «Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства»;
- подпрограмма «Развитие оп-тово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания»;
- подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».
В рамках подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» Республики Адыгея реализуются мероприятия по развитию садоводства, поддержке закладки, ухода за многолетними насаждениями и виноградниками, по господдержке кредитования растениеводства.
Подпрограмма «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации животноводческой продукции» Республики Адыгея предусматривает возмещение части процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам, займам на развитие данной сферы. В частности, за счет средств федерального и республиканского бюджетов просубсидированы кредитные
договоры, по которым размер кредитов в 2016 г. составил 483 млн руб. (по краткосрочным кредитам) и 2918 млн руб. (по инвестиционным кредитам).
Подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования» включает в себя две ВЦП («Поддержка начинающих фермеров в Республике Адыгея на период 2015-2017 годы», «Развитие семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х в Республике Адыгея на 2015-2017 годы»), а также меры по кредитованию малых форм агробизнеса (в т.ч. путем возмещения процентной ставки по кредитам, займам малым формам хозяйствования).
Подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий на 20142017 годы и на период до 2020 года в Республике Адыгея» предусматривает реализацию следующих мероприятий:
- комплексное обустройство населенных пунктов в сельской местности объектами инженерной, социальной инфраструктуры;
- предоставление грантов для финансирования местных инициатив сельского населения;
- улучшение жилищных условий населения сельской местности (в т.ч. молодых специалистов, молодых семей);
- строительство и реконструкция автомобильных дорог к объектам производства, переработки сельхозпродукции, а также к объектам, представляющим общественную значимость для сельских населенных пунктов.
Подпрограмма «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства» Республики Адыгея предусматривает возмещение части прямых затрат на создание, модернизацию овощехранилищ (картофелехранилищ) сельхозпроизводителей, оказание господдержки в области производства овощей открытого грунта. В результате реализации данной подпрограммы в Республике Адыгея
валовой сбор картофеля в хозяйствах всех категорий в 2016 г. вырос до 1,12 тыс. тонн, а овощей открытого грунта - до 1,18 тыс. тонн.
Подпрограмма «Развитие молочного скотоводства» предусматривает предоставление субсидий на 1 кг реализованного или отгруженного на собственную переработку молока, возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам, займам для производителей молока. В результате реализации данной подпрограммы валовой объем выпуска молока в сельхозпредприятиях, ИП, К(Ф)Х Республики Адыгея вырос в 2016 г. до 14,3 тыс. тонн, а объем просубсидированных кредитных договоров составил около 540 млн руб.
Реализация подпрограммы «Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания» предусматривает господдержку кредитования логистических центров Республики Адыгея (возмещение процентной ставки по соответствующим краткосрочным кредитам).
Подпрограмма «Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства» предусматривает возмещение за счет средств федерального, республиканского бюджетов части затрат на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур у соответствующих специализированных организаций с полным производственно-технологическим циклом, а также предоставление субсидий на господдержку племенного животноводства Республики Адыгея. В рамках данной подпрограммы в 2016 г. введено в действие 33,6 км газовых сетей, 39,6 км локальных водопроводов в районах Республики Адыгея.
Дефицит финансовых средств, распределяемых через соответствующие государственные программы, во многом объясняет нахождение Республики Адыгея в десятке отстающих регионов (согласно рейтинговой оценке развития регионов РИА-Рейтинг). Целевые индикаторы
государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» Республики Адыгея за 20132016 гг. отражены в таблице 1.
Процент достижения целевых показателей программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013-2020 гг. в 2016 г. составил 88,5% при стопроцентном выполнении запланированных мероприятий. При этом примечательна положительная динамика выполнения в 2013-2016 гг. плановых индикаторов указанной госпрограммы.
Комплекс мероприятий ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий» на 2014-2017 гг. направлен на создание социально-экономических условий для устойчивого развития сельских территорий, сельских населенных пунктов. В частности, в 2016 г. реализованы 23 мероприятия Госпрограммы и мероприятия трех ведомственных целевых программ (ВЦП). При этом достигнуты целевые (прогнозируемые) показатели по 20 организационно-экономическим мероприятиям и трем ВЦП. Остаток неосвоенных средств федерального бюджета (в соответствии с вышеуказанными программами) в 2016 г. составил 463,9 тыс. руб., что вызвано отсутствием всего пакета документов на получение государственных субсидий от субъектов агробизнеса. Вместе с тем, за 2015-2016 гг. средства регионального бюджета не освоены в полном объеме в связи с отсутствием достаточного финансирования из федерального бюджета.
Одним из ключевых направлений государственного регулирования АПК региона является господдержка малых форм агробизнеса. При этом ключевыми мерами государственной поддержки К(Ф)Х Республики Адыгея выступают:
- предоставление гранта на создание, развитие К(Ф)Х;
Таблица 1
Целевые индикаторы государственной программы Республики Адыгея «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013-2020 годы [3]
Наименование показателя 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
план факт план факт план факт план факт
Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) 104,9 109,6 101,3 101,3 102 106,1 102,1 96,4
Индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах) 107 116,2 101,1 100,2 101,8 111,2 101,8 108,7
Индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах) 101,4 99,8 101,6 102,8 102,6 101,1 102,7 76,2
Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах) 103,5 103,7 104 139,5 104,2 100,6 105 91,7
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, % 105 47,5 105 95,6 105 93,5 105 69,2
Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий), % 12 2 13 13,3 14 14,7 15 16,1
Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве, руб. 17273 18729,4 17756 18147,5 18175 19357 20622 27499,1
Производство зерновых, зернобобовых культур, тыс. тонн 452,1 510 459,4 543,4 506 638,9 489,5 699,6
Производство скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (в живом весе), тыс. тонн 55,8 56,55 56,9 58,6 58,7 58,7 58,9 32,85
Производство молока в хозяйствах всех категорий, тыс. тонн 113,8 113,9 115,2 115,3 117,9 117,9 120,3 120,3
Производство сыров и сырных продуктов, тыс. тонн 8,4 10,1 9,1 10,1 9,2 9,7 9,3 11,48
Поголовье крупного рогатого скота в СХП, К(Ф)Х, включая ИП, тыс. голов 5,61 5,87 5,7 6,07 5,84 6,14 6,1 6,6
Количество К(Ф)Х, начинающих фермеров, воспользовавшихся гранто-вой поддержкой, ед. 22 23 17 19 23 23 35 35
Площадь закладки многолетних насаждений, тыс. га 0,065 0,2 0,055 0,1 0,16 0,265 0,13 0,56
Товарность молока в сельскохозяйственных организациях, К(Ф)Х, включая ИП, % 85 90 90 93 90 96 90 90
- предоставление гранта на развитие семейных животноводческих ферм;
- осуществление выплат на содействие самозанятости безработных граждан сельской местности до регистрации К(Ф)Х, главой которого выступает заявитель;
- предоставление субсидий, грантов на организацию начального этапа предпринимательской деятельности до регистрации К(Ф)Х, главой которого выступает заявитель.
В данном контексте следует выделить две ведомственные целевые программы: ВЦП «Поддержка начинающих фермеров в Республике Адыгея на 2015-2017 годы»; ВЦП «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Адыгея на 2015-2017 годы».
ВЦП «Поддержка начинающих фермеров в Республике Адыгея на 2015-2017 годы» предусматривает предоставление грантов на создание, развитие К(Ф)Х и единовременной помощи для бытового обустройства в рамках бюджетных ассигнований (в т.ч. из республиканского бюджета и субсидий из федерального бюджета).
Среди условий предоставления гранта начинающим фермерам в рамках указанной программы отметим:
- ведение заявителем предпринимательской деятельности в течение последних 3 лет в качестве ИП; заявитель не состоял участником (учредителем) коммерческой организации (кроме К(Ф)Х);
- регистрация и постоянное проживание на территории сельского поселения по месту регистрации К(Ф)Х; самозанятость заявителя в рамках К(Ф)Х;
- наличие у заявителя соответствующего сельскохозяйственного образования (среднее специальное или высшее) или дополнительное профессиональное образование;
- наличие у заявителя бизнес-плана по созданию, развитию
К(Ф)Х по представленному направлению производственно-хозяйственной деятельности;
- наличие у заявителя плана расходов с указанием конкурентных наименований имущества, работ, услуг с указанием цены, всех источников финансирования;
- заявитель заключил предварительные договоры о реализации сельхозпродукции на общую сумму не менее 3 тыс. руб.
Максимальный размер гранта на создание, развитие К(Ф)Х составляет 1500 тыс. руб. Максимальная сумма единовременной помощи начинающему фермеру на бытовое обслуживание составляет 250 тыс. руб. Министерство сельского хозяйства Республики Адыгея заключает соглашение с заявителем (участником программы), выдает соответствующий сертификат.
В рамках реализации ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров в Республике Адыгея на 20152017 годы» предоставляются гранты на создание и развитие производственно-хозяйственной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом число выданных грантов увеличилось в 2015-2016 гг. с 21 до 35; объем освоенных средств составил 51,8 млн руб.
ВЦП «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Адыгея на 2015-2017 годы» предусматривает предоставление грантов на развитие малых форм агробизнеса в форме К(Ф)Х, включая следующие мероприятия:
- строительство, реконструкция, техническая модернизация семейной животноводческой фермы;
- строительство, модернизация, ремонт и реконструкция производственных фондов по переработке животноводческой продукции;
- комплектация семейной животноводческой фермы, перерабатывающих фондов современной техникой, оборудованием, их монтаж;
- приобретение за пределами республики сельскохозяйственных животных.
Максимальный размер предоставляемого гранта составляет 21,55 млн руб. При этом ключевыми условиями предоставления указанного гранта являются:
- разовое предоставление гранта заявителю;
- реконструкция семейным хозяйством не более одной животноводческой фермы;
- оплата не менее 40% стоимости планируемых расходов за счет собственных средств;
- использование гранта в течение года со дня поступления соответствующих средств на счет главы семейной животноводческой фермы; и т.д.
В рамках реализации ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Адыгея» на 2015-2017 годы предоставляются гранты на развитие производственно-хозяйственной деятельности семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х. Следует отметить низкий уровень финансирования данной программы (45,1 млн руб. в 2016 г. из средств федерального и регионального бюджетов). Получателями грантов приобретено в 2016 г. 24 трактора, 15 единиц навесного оборудования, 7 единиц малогабаритной сельскохозяйственной техники, 4 единицы техники для посева, 4 грузовых автомобиля, оборудование для приготовления комбикормов, 14 голов коров, 65 голов молоднякаКРС, материалы для строительства теплиц, материалы для строительства крытого тока и склада для хранения сельхозпродукции.
В рамках реализации ведомственной целевой программы «Развитие мясного скотоводства в Республике Адыгея на 2016-2020 годы» предоставлены субсидии на возмещение части затрат на приобретение молодняка крупного рогатого скота мясного направления. Объем
финансирования указанных мероприятий программы в 2016 г. составил 12,9 млн руб. (из средств федерального, регионального бюджетов), достижение запланированных показателей программы составило 88,5%.
Вместе с тем, комплексный анализ вышеуказанных целевых госпрограмм позволил выделить ряд организационно-методических пробелов в их реализации:
- недостаточный уровень интеграции государственных программ непосредственно в бюджетный процесс региона;
- нечеткое разделение сфер реализации государственных программ региона;
- ограниченное количество и качество показателей государственных программ развития АПК Республики Адыгея;
- недостатки в системе отчетности по государственным целевым программам;
- несоблюдение требований к содержанию государственных программ;
- низкий уровень финансирования целевых программ господдержки сельского хозяйства Республики Адыгея, в особенности малых форм агробизнеса;
- дефицит в республике опыта разработки целевых программ господдержки отраслей, сфер региональной экономики;
- пробелы в нормативно-правовой базе, регламентирующей процесс государственного программирования социально-экономического развития АПК Республики Адыгея.
Приоритетными мероприятиями программно-целевого регулирования АПК Республики Адыгея являются:
- компенсация части затрат малых форм агробизнеса, перерабатывающих предприятий за участие в межрегиональных, международных выставках;
- оказание комплекса мер господдержки инвестиционных проектов,
в т.ч. субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), связанных с модернизацией производства импортозамещающей продукции;
- эффективное использование АгроБизнесИнкубатора, созданного в соответствии с госпрограммой Республики Адыгея «Развитие экономики» на 2014-2018 годы;
- возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие производства, хранения и переработки зерновых, технических, плодоовощных культур сферы растениеводства Республики Адыгея, а также на развитие инфраструктуры, логистического обеспечения рынков продукции растениеводства (в рамках госпрограммы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 20132020 годы;
- возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие молочного скотоводства, свиноводства, переработки, а также развитие инфраструктуры рынков продукции животноводства Республики Адыгея.
При этом особое значение в системе господдержки сельхозпроизводителей играет стимулирование предприятий АПК региона, входящих в реестр производителей импортозамещающей продукции, через систему субсидий, грантов, страхования и поручительства.
Одной из организационно-методических проблем программно-целевого управления АПК региона выступает оценка эффективности соответствующих госпрограмм, предусматривающая реализацию следующих мероприятий:
- оценка уровня эффективности использования средств регионального бюджета (в т.ч. соответствия фактических объемов финансирования запланированным объемам; динамики достижения целевых показателей);
- оценка степени достижения целей, решения задач государственной целевой программы (в т.ч. корреляционный анализ степени влияния финансирования на целевые показатели) [4].
Для рационального, эффективного использования бюджетных средств органами региональной администрации следует проводить оценку реализуемых государственных программ развития АПК не только путем расчета бюджетной эффективности, но и путем корреляционного анализа влияния объемов финансирования на результаты развития АПК. В частности, востребован регрессионный анализ зависимости объемов финансирования АПК региона из бюджетов (федерального, регионального, местного), внебюджетных источников и основных показателей соответствующей целевой программы [5].
Таким образом, целевые программы выступают традиционными инструментами государственного регулирования АПК на мезоуровне. Эффективность программно-целевых инструментов во многом зависит от согласованности направлений и мер господдержки АПК с приоритетами стратегического развития региона, отраженными в соответствующей Стратегии социально-экономического развития региона. Перспективными направлениями использования программно-целевого метода планирования экономического развития регионов являются программы по формированию локальных экономических зон, развитию муниципальных образований по типу технополисов, являющихся эффективным средством стимулирования развития проблемных территорий, внутрирегионального производства, укрепления позиций территорий в рыночной среде. Вместе с тем, одним из перспективных инструментов формирования эффективной системы межотраслевого взаимодействия и развития вертикальной интеграции компаний АПК
проблемного региона является целевая программа развития регионального пищевого кластера. Вертикальная интеграция производственной схемы кластера предусматривает
создание полного производственно-технологического цикла, развитие за счет бюджетных ассигнований (в рамках программы) и средств корпоративных инвесторов.
Примечания:
1. Организация внедрения программно-целевых методов управления при реализации Государственных программ развития сельского хозяйства на уровне субъектов Российской Федерации (методические рекомендации) / под ред. И.Г. Ушачева, И.С. Санду. Тула: Гриф и К°, 2010. 264 с.
2. Приказ Министерства сельского хозяйства Республики Адыгея от 10.02.2016 г. № 18 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Перепрофилирование личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств, занимающихся содержанием и разведением свиней в Республике Адыгея, на альтернативные свиноводству направления животноводства на 20162020 годы».
3. Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 25 ноября 2012 г. № 254 «О государственной программе Республики Адыгея «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013-2020 годы».
4. Нечаев В.И., Бершицкий Ю.И., Резниченко С.М. Региональные аспекты государственного регулирования агропромышленного производства. СПб: Лань, 2009.
5. Федулова Е.А., Алабина Т.А., Березина Н.М. Методические аспекты оценки реализации программно-целевого подхода в АПК региона для обеспечения его населения продовольственными ресурсами // Техника и технология пищевых производств. 2016. Т. 40. № 1. С. 153.
References:
1. Organization of the introduction of program-target management methods in the implementation of State programs for the development of agriculture at the level of the constituent entities of the Russian Federation (methodical recommendations) / ed. I.G. Ushacheva, I.S. Sandu. Tula: Grief and Co., 2010. 264 p.
2. The order of the Ministry of Agriculture of the Adyghe Republic of February 10, 2016. No. 18 "On approval of the departmental target program "Re-profiling of personal subsidiary and peasant (farmer) households and holdings engaged in the maintenance and breeding of pigs in the Adyghe Republic, alternative livestock for livestock breeding for 2016-2020".
3. Resolution of the Cabinet of Ministers of the Adyghe Republic of November 25, 2012 No. 254 "On the state program of the Adyghe Republic "Development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food" for 2013-2020".
4. Nechaev V.I., Bershitsky Yu.I., Reznichenko S.M. Regional aspects of state regulation of agro-industrial production. St. Petersburg: Lan, 2009.
5. FedulovaE.A., AlabinaT.A., BerezinaN.M. Methodical aspects of the evaluation of the implementation of the program-target approach in the agro-industrial complex of the region for providing its population with food resources // Techniques and technology of food production. 2016. Vol. 40. No. 1. P. 153.