Научная статья на тему 'Теоретико-игровая формализация динамики уровня доверия между субъектами социального партнерства в системе дополнительного профессионального образования'

Теоретико-игровая формализация динамики уровня доверия между субъектами социального партнерства в системе дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ КООПЕРАТИВНЫЕ ИГРЫ / ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / SOCIAL PARTNERSHIP / OPTIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / DIFFERENTIAL COOPERATIVE GAMES / SIMULATION MODELING / IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасенко Лариса Викторовна, Угольницкий Геннадий Анатольевич, Дьяченко Владимир Константинович

Предлагается динамическая кооперативно-игровая модель управления уровнем доверия между субъектами социального партнерства в системе дополнительного профессионального образования. Описываются подходы к идентификации модели и ее исследованию на основе имитационного моделирования и теории кооперативных дифференциальных игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тарасенко Лариса Викторовна, Угольницкий Геннадий Анатольевич, Дьяченко Владимир Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Game theoretic formalization of the trust level between subjects of social partnership in the system of optional professional education

A cooperative game theoretic model of dynamics of the trust level between subjects of the system of optional professional education is proposed. Some approaches to the model identification and investigation based on simulation modeling and differential cooperative game theory are considered.

Текст научной работы на тему «Теоретико-игровая формализация динамики уровня доверия между субъектами социального партнерства в системе дополнительного профессионального образования»

Теоретико-игровая формализация динамики уровня доверия между субъектами социального партнерства в системе дополнительного профессионального образования

Л.В. Тарасенко, Г. А. Угольницкий, В.К. Дьяченко

Актуальность исследования социокультурных процессов, протекающих в сфере дополнительного профессионального образования (ДПО), определяется тем, что в формирующемся постиндустриальном обществе знания становятся доминантной ценностью, реально обеспечивая развитие и конкурентоспособность нации. В современной России переход к постиндустриальному, информационно-технологическому развитию

усугубляется трансформационным кризисом, при котором возникает ситуация растерянности, которая особенно остро переживается старшим поколением.

В складывающихся социокультурных и экономических условиях поиск оптимальных механизмов управления, включая и образовательную политику в сфере дополнительной профессиональной подготовки мобильных специалистов, должен опираться не столько на закон, договор, экономическую целесообразность, сколько на взаимодействие, ответственность перед обществом и доверие.

В рамках проводимого исследования дополнительное профессиональное образование рассматривается не только как стратегический ресурс социально-экономического развития общества, региона, но как «место встречи» социальных субъектов, участников социального взаимодействия в сфере ДПО [1].

Отталкиваясь от такого видения проблемы, очевидной становится необходимость поиска точек соприкосновения всех субъектов в системе ДПО посредством организации социального партнерства, которое рассматривается как особый тип совместной деятельности, характеризующийся «доверием,

общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат развития всех субъектов образования» [2].

Таким образом, основным эмпирическим референтом, характеризующим состояние системы социального партнерства, является уровень доверия между ее субъектами. Для описания динамики этой переменной представляется целесообразным использовать апробированные авторами методы моделирования социальных процессов [3,4,5].

Предлагаемая модель имеет вид

т

Лр={ gP(ир(г), ив(г), ис(г), х( г))йг+Ор(х(т))^шах, ир(г)иир

Зв= { gв(ир(г),ив(г), ис(г), х(г))йг+Ов(х(т))^шах, ив(г)иив;

Jс= { gс(ир(г),ив(г),ис(г),х(г))йг+Ос(х(т))^шах, ис(г)иис, 0

х= /(х(г), ир(г), ив(г), ис(г)), х(0)= х0

(1)

(2)

(3)

(4)

Здесь ^ {р,в,с} - множество субъектов управления;

Р - работодатель; В - ВУЗ; С - студент;

ир (г) ,ив (г) ,ис (г) - стратегии поведения указанных субъектов, описывающие их усилия по развитию системы социального партнерства; ир, ив, ис - области допустимых стратегий поведения;

Jp,Jв,Jс - функционалы выигрыша субъектов от социального партнерства; gp’gв’gс - текущие функции выигрыша субъектов;

Г Г Г

р в с - терминальные функции выигрыша субъектов, отражающие требования к финальному значению переменной состояния; х (г) - переменная состояния модели (уровень доверия в системе социального партнерства);

?- функция изменения уровня доверия в зависимости от действий субъектов;

Т - период рассмотрения;

P = {р P } „

1 \м> 1 и - множество учреждении здравоохранения, участвующих в

опросе; В - ВУЗ;

C~^-сl’■■■’Cm} - конечное множество респондентов - слушателей курсов ДПО; иР - [ 0,1 ] - доля годового бюджета Р1 , ассигнуемая на ДПО; ис~ [0,1 ] - доля годового бюджета с1 , ассигнуемая на ДПО; ив-[ 0,1 ] - доля профессорско-преподавательского состава ВУЗа с ученой степенью, участвующего в ДПО;

1 к 1 т

иР (г )= — ^ иР (г); ис (г)= — ^ ис (г) .

к 1 ‘ т ]= 1 1

Предполагается, что ? возрастает по всем аргументам (усилия субъектов положительно влияют на уровень доверия). Например, в качестве ? можно выбрать

X ( t)

f (x (t) ,up(t) ,u в(t) ,uc(t))- h ( up (t) ,u в(t) ,u с(t)) x (t)(1- ~к~);

К - максимально возможное в данных условиях значение уровня доверия;

33

h(ир,ив,ис)= £ aiui; at> 0; £ а = гтах; i= 1 t= 1

а - относительные веса факторов влияния; гтах - максимальное значение суммарного влияния.

Что касается функций выигрыша субъектов, то целесообразно исследовать два варианта их параметризации. Если говорить о реалиях текущего периода времени (первый вариант), то естественно считать, что gi убывает по Ut (экономия личных усилий) и возрастает по остальным аргументам («принцип безбилетника»).

Таким образом, возникает задача согласования частных (экономия усилий) и общего (повышение уровня взаимного доверия) интересов в системе социального партнерства.

В этом случае в качестве функций выигрыша можно взять

Ь и +b,u,+bxx

g= 11 k k x , t,j,k= P,B,C;

Si c.+Ь.и.

I I I

Ь1 - относительные веса; с - технический коэффициент.

Второй вариант параметризации описывает желаемое (идеальное) состояние отношений в системе социального партнерства, когда ее субъекты добровольно и осознанно вкладывают ресурсы в развитие партнерства. В этом случае функции выигрыша субъектов становятся возрастающими по всем аргументам, например, gi (иР,ив,ис, х)= Ь'Р иР+Ь'вив+ Ь'сис + Ь'Хх

где Ь1 - относительная значимость фактора1 для субъекта

i (i= Р’В’С; ]= Р’В’С’Х)

Тогда одной из задач исследования становится сравнение модельных траекторий для двух указанных вариантов, призванное продемонстрировать преимущества более высокого уровня социальной интеграции. Значение х может рассчитываться как по модели, так и посредством обработки результатов опросов (индекс доверия). Значения Ui также могут выясняться путем опросов или задаваться сценариями компьютерной имитации (тогда данные опросов образуют некие опорные сценарии).

Исследование модели (1)-(4) может проводиться как методами имитационного моделирования [6], так и методами теории кооперативных дифференциальных игр [7,8]. Целесообразно также использовать концепцию управления устойчивым развитием [9,10].

Литература:

1.Тарасенко, Л.В. Моделирование социального партнерства в системе дополнительного профессионального образования [Текст] // Общество: социология, психология, педагогика. 2011. - №4.

2.Михеев, В .А. Основы социального партнерства: теория и политика [Текст]

: Монография / В.А. Михеев. - М., 2001.

3.Розин М. Д., Сущий С.Я., Угольницкий Г.А., Антоненко А.В. Дескриптивный подход к моделированию коррупции как фактора социальной конфликтности // Инженерный вестник Дона. 2011. №3.[Электронный журнал]. - № гос.регистрации 0421100096. - Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n3y2011/561.

4.Сущий С.Я., Угольницкий Г.А., Дьяченко В.К., Сивогривов А.А. Математическая модель кадровой пирамиды бандподполья на Северном Кавказе // Инженерный вестник Дона. 2012. №2. [Электронный журнал]. - № гос.регистрации 0421100096. -http://ivdon.ru/magazine/archive/n2y2012/845.

5.Сущий С.Я., Угольницкий Г.А., Дьяченко В.К., Сивогривов А.А.

Сценарное моделирование борьбы с экстремизмом на Северном Кавказе // Инженерный вестник Дона. 2012. №2. [Электронный журнал]. - № гос. регистрации 0421100096. -http://ivdon.ru/magazine/archive/n2y2012/847.

б.Лоу, А.М. Имитационное моделирование [Текст]: Монография / А.М.Лоу, Д.В.Кельтон. - СПб.: Питер, 2004. - 847 с.

7.Петросян, Л.А. Теория игр [Текст]: Учебник / Л.А.Петросян, Н.А.Зенкевич, Е.В.Шевкопляс. - СПб.: БХВ-Петербург, 2012. - 432 с.

8.Petrosjan, L.A., Zaccour G. Time-consistent Shapley value allocation of pollution lost reduction [Text] // Journal of Economic Dynamics and Control. -2003. - Vol.27. - P.381-398.

9.Угольницкий, Г.А. Иерархическое управление устойчивым развитием. [Текст]: Монография. - М.: Издательство физико-математической литературы, 2010. - 336 с.

10.0ugolnitsky, G. Sustainable Management [Text]. - N.Y.: Nova Science Publishers, 2011. - P.288.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.