IMPACTIMPROVINGAEROBICSONPROGRESSINGAND HEALTH OF UNIVERSITY
STUDENTS
L. V. Patrusheva
One of the conditions formation and improvement mechanisms of adaptation to mental stress It is a physical activity. Optimally matched mode motor activity, physical exercise, a positive impact on mental processes, the formation of mental stability to intense intellectual activity and academic performance of students.
In order to increase their motivation to physical exercises recommend the use of popular forms of physical activity. Improving aerobics one such effective means, this is of interest to students, and provides some healing effect.
Key words: improving aerobics, physical activity, student, health, educational achievement.
Patrushevа LarisaViktorovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, P-L- Vi@mail. ru, Russia, Amur Region, Blagoveshchensk, Amur State University
УДК 796.011
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НЕДОСТАТКАМИ
О.И. Петрук, М.С. Леонтьева
Рассмотрены возможности использования комплексной методики коррекционного физического воспитания детей-сирот с нарушениями интеллекта. Разработаны педагогические условия комплексной методики адаптивного физического воспитания детей-сирот с интеллектуальными недостатками: индивидуально-дифференцированный подход, контроль динамики вторичных отклонений.
Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание, социальная реабилитация, дети-сироты, интеллектуальные недостатки.
Проблема поиска эффективных средств социальной реабилитации умственно отсталых детей-сирот школьного возраста, как объект научного анализа, активно разрабатывается в последние годы. Сформулированы некоторые новые теоретические положения системы обучения и воспитания, расширились педагогическая классификация и типология, обновились механизмы ранней дифференциальной диагностики и психолого-педагогического сопровождения данной категории детей
[1-3].
Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта предполагает воздействие на все психические процессы, сглаживая, выравнивая их, решая, таким образом, образовательные, коррекционные,
воспитательные и социально-правовые задачи школьного обучения. Решение данной проблемы имеет государственное значение и требует комплексного научного подхода, поиска эффективных средств форм и методов организации жизнедеятельности детей, страдающих интеллектуальной недостаточностью, в том числе и в системе специальных образовательных учреждений.
Немаловажное значение для социализации личности умственно отсталых детей имеет организация физического воспитания в педагогическом процессе специальных (коррекционных) школ, в ходе которого преимущественно осуществляется коррекция нарушений двигательной сферы, повышение физической подготовленности, уровня здоровья и функциональных возможностей детей с данной патологией [4-7].
Таким образом, в теории и практике адаптивного физического воспитания существует ряд противоречий:
- между необходимостью формирования у детей с интеллектуальными недостатками компенсаторных механизмов для коррекции нарушенных функций и низкой эффективностью существующих программ и методик;
- между возможностью коррекции нарушенных функций с использованием средств физической культуры и отсутствием адекватной методики;
- между необходимостью использования комплексной методики коррекционного физического воспитания детей-сирот с нарушениями интеллекта и недостаточностью условий для ее проектирования.
Отмеченные противоречия позволили нам сформулировать проблему исследования, которая заключается в научном обосновании и разработке методики адаптивного физического воспитания, способствующей формированию компенсаторных механизмов для возмещения нарушенных функций на основе системы педагогических средств и организационных условий, обеспечивающих комплексность данной методики.
Основу гипотезы составляют положения отечественной психологии и педагогики о необходимости создания адекватных условий для коррекции выявленных недостатков в умственном и физическом развитии детей. Мы предположили, что адаптивное физическое воспитание детей-сирот с интеллектуальными недостатками будет эффективным, если:
- во-первых, в образовательный процесс будет внедрена методика, спроектированная на основе учета структуры сохранных психомоторных способностей и вторичных отклонений в развитии физических качеств;
- во-вторых, применяемые в данной методике педагогические средства (стимулируемое развитие сохранных психомоторных способностей и коррекция вторичных отклонений в развитии физических
качеств; игровая деятельность со специальным методическим сопровождением) с наполненным психологическим содержанием (релаксационные, дыхательные, оздоровительные гимнастики; двигательные действия и задания; варианты массажных упражнений и подвижных игр) соответствуют сущности адаптивного физического воспитания и органично вписывается в систему обязательных и вне учебных занятий;
- в-третьих, реализация методики предполагает создание организационных условий: индивидуально-дифференцированный подход, контроль динамики вторичных отклонений, которые обеспечивают ее комплексный характер и эффективность применения отобранных педагогических средств.
Анализ и обобщение специальной научно-методической литературы, опыта практической работы показали, что у детей-сирот с умственной патологией к подростковому возрасту формируются определенные отклонения от нормы в показателях физического развития, двигательной и психоэмоциональной сферы. Наряду с отставанием от нормы наблюдается сохранность отдельных двигательных способностей и прогрессирующая с возрастом успешность в освоении техники двигательных действий на их основе. Такая вариативность внутригрупповых показателей физического потенциала ребенка-сироты является вполне доказанной специфической характеристикой моторного развития, которую следует использовать для проектирования системы педагогических воздействий в процессе адаптивного физического воспитания.
В ходе констатирующего педагогического эксперимента получены данные об особенностях обучаемости двигательным действиям и направленного развития физических качеств детей-сирот, воспитывающихся в коррекционной школе-интернате, подтвердившие основные положения нашей исследовательской гипотезы о возможности создания и реализации для них инновационной методики адаптивного физического воспитания.
В результате проведенного исследования нами обоснованы требования к организации процесса обучения, воспитания и развития детей-сирот с интеллектуальными недостатками, предусматривающие:
- обязательность мониторинга учебного процесса (сложность, количество и структура учебного материала; работоспособность обучаемых и выполнение ими объема учебной деятельности; регулярность обучения) для конкретизации эффективности используемых средств и методов;
- необходимость диагностики психомоторных способностей с целью уточнения сформированности локомоторных функций, степени развития двигательных проявлений, соразмерности движений и
последующей выработки рекомендаций к составлению индивидуальных программ адаптивного физического воспитания;
- целесообразность и целенаправленность осуществления индивидуально-дифференцированного подхода на основе учета сохранных психомоторных способностей
В связи с вышеизложенным комплексная методика адаптивного физического воспитания детей-сирот с интеллектуальными недостатками основана на следующих базовых компонентах:
- учете индивидуальных особенностей их психомоторного развития с выделением сохранных функций и вторичных отклонений для отбора основных и коррекционных средств педагогического воздействия;
- дифференцированном использовании разработанных дидактических (двигательных) заданий, превалирования учебной нагрузки с воздействием на сохранные функции, формировании мотивации успеха при их выполнении;
- стандартно-повторном применении коррекционных упражнений и двигательных заданий с наполненным психологическим содержанием (релаксационные, дыхательные, оздоровительные гимнастики; двигательные действия и задания; варианты массажных упражнений и подвижных игр);
- сопряженном развитии двигательно-координационных, скоростно-силовых и психологических способностей и качеств;
- применении контрольных тестов для оценки успешности учебной деятельности в процессе адаптивного физического воспитания.
В этой связи процесс адаптивного физического воспитания школы-интерната VIII вида целесообразно разделить на несколько этапов. Главной задачей первого этапа является определение готовности детей-сирот к усвоению содержания рабочей учебной программы. На этом этапе устанавливается объем двигательного опыта по наличию ранее выработанных двигательных действий из разделов учебной программы, на которые можно опереться при формировании новых двигательных навыков; проводится диагностика психомоторных способностей, развития физических качеств и их сравнение с нормой для установления сохранных качеств и вторичных отклонений от нормы.
На втором этапе осуществляется планирование учебного материала для уроков физической культуры и дополнительных занятий. Базовыми средствами необходимо считать двигательные задания для направленного развития сохранных способностей, отводя на их освоение и тренировку не менее 60 % учебного времени. Дополнительное содержание в виде релаксационных, дыхательных, оздоровительных гимнастик; вариантов массажных упражнений и подвижных игр с наполненным психологическим содержанием должно составлять до 40 % времени урока
и сопрягаться с коррекцией вторичных отклонений в развитии физических качеств.
На последующих этапах организации адаптивного физического воспитания следует рационально планировать физическую нагрузку, руководствуясь правилом суммирования двигательных заданий (объема) и интенсивности их выполнения в зависимости от места в структуре урока. Режим учебных занятий следует строить в соответствии с принципами спортивной тренировки: однородность воздействия, минимизация состава и структуры тренировочных средств, индивидуализация воздействия.
При формировании двигательных навыков следует применять расчлененный метод обучения, используя подводящие и вспомогательные упражнения, наглядность в обучении, игровые приемы и подвижные игры.
Сравнение динамики результатов тестирования испытуемых экспериментальной и контрольной групп в результате проведения педагогического эксперимента дало развернутое объективное представление о существенном преимуществе использования комплексной методики адаптивного физического воспитания детей-сирот с интеллектуальными недостатками перед его традиционной организацией. Результаты проведенного исследования говорят о том, что применение экспериментальной методики способствует:
- во-первых, существенно более высоким темпам прироста морфологических и функциональных показателей (=2,12-3,06, Р<0,05-0,01), что свидетельствует об укреплении здоровья детей-сирот;
- во-вторых, ускоренной адаптации сохранных психомоторных способностей к тренировочной нагрузке, что способствовало повышению абсолютных результатов в показателях скоростных (=2,1, P<0,05), скоростно-силовых качеств (=2,8, P<0,05), статической (=2,2, P<0,05) и динамической выносливости (1=3,1, P<0,01);
- достоверному приросту результатов в показателях психоэмоциональной сферы, улучшению интеллектуальных способностей (корректурный тест), качества учебной деятельности по предметам учебного плана (1=3,05, Р<0,01).
Таким образом, полученные материалы позволяют расширить теоретическую и практическую базу адаптивного физического воспитания детей-сирот с интеллектуальными недостатками положениями о возможности коррекции ряда отклонений в двигательной, психоэмоциональной и интеллектуальной сфере на основе применения комплексной методики, конкретизировать условия и параметры реализации методов строго регламентированного упражнения при отборе учебного материала для этой категории детей и его практической реализации в учебно-познавательной деятельности.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2000.
373 с.
2. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. М.: Астрель, 2008. 114 с.
3. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М.: «Сентябрь». 1997.
95 с.
4. Губа В.П., Алпацкая Е.В. Применение упражнений координационной направленности как метод физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими отклонения в физическом развитии // Адаптивная физическая культура. 2003. № 2 (14). С. 8-16.
5. Дубровина И.В., Андреева А. Д., Данилова Е.Е. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М: Издательский центр «Академия», 2001.160 с.
6. Байер Е.А. Психологическая и физическая коррекция депривированных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами физического воспитания // Вестник спортивной науки. 2009. № 2. С. 41-44.
7. Леонтьева М.С. Теория и технология построения системы физического воспитания детей-сирот: дис. ...д-ра пед. наук. Тула, 2014. 304 с.
Петрук Ольга Игоревна, аспирантка, petruk89@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Леонтьева Мария Сергеевна, д-р пед. наук., доц., leontyeva72@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
THEORETICAL SUBSTANTIATION A TECHNIQUE OF ADAPTIVE PHYSICAL TRAINING ORPHANS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES
O.I. Petruk, M.S. Leontieva
The possibilities of using a complex technique of corrective physical education of orphaned children with intellectual disabilities. Developed pedagogical conditions of a complex technique by adaptive physical education of orphaned children with intellectual disabilities: the individually-differentiated approach, the dynamics of the secondary control deviations.
Key words: adaptive physical education, social rehabilitation, orphans, intellectual deficiencies.
Petruk Olga Igorevna, a graduate student, petruk89@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University,
Leontieva Maria Sergeevna, doctor of pedagogical Sciences, associate professor, leontyeva 72@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University