УДК 796.011.3
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
М.С. Леонтьева, О.И. Петрук, П.А Замятина
Рассмотрены вопросы организационно-методического управления физическим воспитанием детей-сирот младшего школьного возраста. Раскрываются цели и задачи учебного курса физического воспитания для детей-сирот. Показано положительное влияние курса на формирование учебной деятельности, а также на психоэмоциональное и психомоторное развития младших школьников.
Ключевые слова: дети-сироты, нормативная учебная деятельность, физическое воспитание, учебный курс.
Современные тенденции общественного развития базируются на идее свободы личности и гуманистических основах ее формирования. Ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей, построение правового государства на демократических основах определяют соотношение этих основных направлений с положениями таких международно-правовых актов. В основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей -сирот в России главной целью обозначено обеспечение социализации, их полноценной социальной и психологической реабилитации. Приоритетами в этой области социальной политики являются: защита прав и интересов детей; ослабление негативных последствий сиротства; создание нового содержания, форм и методов психолого-педагогической, медико-социальной поддержки, ориентированных на разрешение специфических проблем детей с различными формами депривации и средовой дезадаптации.
Насущная необходимость использования высокоэффективных технологий прямо вытекает из анализа ситуации, когда воспитанники сиротских учреждений существенно отстают в физическом, психическом и личностном развитии от сверстников, живущих в семье.
Не умаляя значимости интенсивного внедрения социально-психологических и валеологических программ и технологий реабилитации детей-сирот в детском доме и школе-интернате, следует отметить, что такого же внедрения не получили технологические инновации личностно-развивающего содержания, особенно в системе физического воспитания этой категории детей. Во всех видах образовательных учреждений, где обучаются и воспитываются дети-сироты, наблюдается неоправданное уменьшение времени на обязательные занятия физическими упражнениями, а учебные программы по физическому воспитанию не адекватны фактическому состоянию их здоровья, двигательной и физической подготовленности.
Основная задача экспериментальной технологии физического воспитания заключалась в том, чтобы устранить рассогласование социального и психологического развития детей-сирот, что создает характерную для этой категории детей ситуацию недостаточности в одном и избыточности в другом, а также в том, чтобы по-новому взглянуть на сферу физической культуры, преобразовать физкультурное образование в учреждениях интернатного типа.
Для детей-сирот, обучающихся в начальной школе был разработан учебный курс физического воспитания.
Мы определили цель учебного курса - овладение нормативной учебной деятельностью по физической культуре. Исходя из выделенной цели мы посчитали необходимым уточнить понятия «педагогическая норма». Понятие нормы трактуется как узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-нибудь [1, С. 204]. Как указывает Е.А. Корчагин [2] сущность педагогической нормы выражается в ее способности служить средством сохранения и воспроизведения деятельности обучения, а сущность нормативной области заключается в ее способности обеспечивать нормативную педагогическую деятельность, т. е. деятельность в плане «должного». Таким образом, педагогические нормы, как правило, бывают представлены не в «чистом», изолированном виде, а в виде нормообразований: нормативных документов, учебных планов и программ, методик и т.д.
Реализация этой цели позволит в организации физкультурных занятий с детьми-сиротами выработать и закрепить определенные нормы, имеющие регламентирующее и оценочное значение - нормы физической подготовленности, критерии физического совершенства, правила нормирования физических нагрузок и т. п.
К основным задачам учебного курса (дети 8-10-летнего возраста) мы отнесли следующие: формирование социальных навыков общения и поведения; формирование учебных действий анализа, сравнения, изменения и самоконтроля; формирование взаимодействия друг с другом.
Для конкретизации содержания обучения мы считали целесообразным установления у обучаемых ведущих двигательных способностей.
Учебный курс при организации физкультурно-оздоровительной работы необходим для актуализации потребностей в игре и подражании ребенка, т. к. они составляют основу другой еще более сложной потребности в саморазвитии, а также дополнительных потребностей в свободе и вооруженности (опытности) [3, 4, 5]. Поэтому важным условием развития игровой деятельности в процессе физического воспитания и ее активизации у детей-сирот является формирование навыков социального опыта, игровых действий, овладение моторикой, чему в немалой степени способствует воспитание личностных качеств: воли, настойчивости, стремления к преодолению трудностей, упорства в достижении целей, честности, уважения, сочувствия, формирования правильных
взаимоотношений [6].
При реализации учебного курса мы исходили из того обстоятельства, что на этом этапе жизнедеятельности детям-сиротам необходимо четкое и ясное понимание своих прав и обязанностей, формирование знаний и навыков социального взаимодействия и общежития. Поэтому здесь была необходима четкость, последовательность, требовательность со стороны педагога по физической культуре при соблюдении всех условий предыдущего этапа, так как осознание ребенком прав и обязанностей закладывает основы позитивного мировоззрения человека, понятия справедливости и нравственных основ жизни общества.
Так как в этом возрасте начинается формирование интереса детей к определенному виду спорта, то помимо занятий физическими упражнениями использовались следующие мероприятия: экскурсии к месту занятий изучаемого вида спорта, отображение в рисунках увиденного на экскурсии; чтение рассказов о спорте; проведение спортивных праздников и тематических вечеров; встречи со спортсменами. В результате проведения такой работы значительно повышается интерес детей-сирот к занятиям физической культурой.
Соответствие разработанной нами технологии физического воспитания структурной и содержательной целостности, интенсивности процессов воспитания и обучения нашло конкретное отражение в формальных и содержательных результатах функционирования этой системы в реальном учебном процессе при реализации данного курса.
Характеризуя уровень школьной адаптации детей-сирот после формирующего эксперимента, можно отметить следующее. В данной возрастной группе процесс адаптации к обучению завершен. Уровень хорошей адаптации имеют 80 % детей 7-8-летнего возраста, что связано с повышением двигательной, психологической и интеллектуальной готовности к обучению в школе. Значительно снизилось количество детей, не адаптированных к обучению. В этой группе остались дети, находящиеся на индивидуальном обучении. Таким образом, низкий уровень адаптации к учебной деятельности, на наш взгляд, связан с недостаточностью (рассогласованием) социального и психологического благополучия детей-сирот, что приводит к их избыточному реагированию на любое педагогическое воздействие, предопределяет недостаточность в освоении школьной образовательной программы, возникновение неуспеха, сопровождающего учебную деятельность.
Характеризуя психо-эмоциональное развитие детей-сиротмы отметили, что число детей с адекватным мироощущением увеличилось на 7,2 %; вместе с этим произошло уменьшение воспитанников, находящихся в состоянии дезадаптации (на 6,4 %). В этой связи можно отметить, что дети имеют значимое распределение в зоне адекватного мироощущения и дискомфорта (63,1 %). Такую ситуацию можно считать относительно благоприятной.
Анализ фактологического материала испытуемых показал, что за экспериментальный период достоверный прирост результатов у мальчиков 7-8 лет произошел 12 показателях (/=2,2-4,0; Р<0,05-0,001), характеризующих уровень физического развития, координации движений и выносливости, а у девочек, в 11 показателях из 17 (/=2,6-5,3; Р<0,05-0,001), характеризующих уровень физического развития, быстроты, силы и выносливости. В остальных показателях произошли также положительные, но менее значимые изменения (/=1,3-2,1; Р>0,05). Наряду с этим изменился характер распределения индивидуальных результатов. С одной стороны, в обеих группах снизились значения коэффициента вариации в тех показателях, на которые педагогическое воздействие было менее всего ориентировано. При специальном анализе было установлено, что «уплотнение» индивидуальных результатов вокруг эмпирической средней произошло за счет улучшения низких показателей. С другой стороны, в показателях ведущих двигательных функций разброс индивидуальных результатов вокруг средней величины несколько увеличился (сК=6,5-35,8 %), что вызвано умеренными темпами их прироста у большинства и значительными темпами прироста у отдельных испытуемых этих групп. Столь широкий диапазон изменений индивидуальных и групповых результатов однозначно свидетельствует о том, что режим физической активности, основанный на принципах спортивной тренировки, специализированных программах физических упражнений применительно к индивидуально-типологическим особенностям двигательной сферы и предпочтениям занимающихся, является ведущим фактором становления физического потенциала человека.
Результаты формирующего эксперимента убедительно доказывают эффективность учебного курса технологии физического воспитания: у детей-сирот сформированы основные навыки общения и поведения, учебных действий анализа, сравнения, самоконтроля как всеобщая предпосылка осуществления ими учебной физкультурно-спортивной деятельности.
Список литературы
1. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французиком и чешском языках / ред.-координатор Г.В. Осипов. М.: Изд-во НОРМА, 2000. 488 с.
2. Корчагин Е.А. Нормативная область профессиональной педагогики. Казань: Изд-во КГТУ, 2001. 302 с.
3. Занько С.Ф., Тюнников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение (теория, практика, перспективы игрового обучения). М., 1992. 259 с.
4. Миллер С. Психология игры. СПб.: Университетская книга, 1999.
320 с.
5. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999. 360 с.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 712 с.
Леонтьева Мария Сергеевна, канд. пед. наук, доц., leontyeva72@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
Петрук Ольга Игоревна, аспирант, leontyeva 72@mail. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
Замятина Полина Андреевна, магистрант, AngelSports@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
MAINTENANCE AND ORGANIZATION PHYSICAL EDUCATION OF YOUNGESTS
BOARDING SCHOOL CLASSIES
M.S. Leont'eva, O.I. Petruk, Р.А. Zamyatina
The questions of organizational and methodical management of physical education of orphaned children of primary school age. Reveals the goals and objectives of the course of physical education for orphans. The positive impact of the course on the formation of educational activities, as well as psycho-emotional and psychomotor development of younger pupils.
Key words: orphans, regulatory training activities, physical education curriculum.
Leontieva Maria Sergeevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, leontyeva72@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Petruk Olga Igorevna, graduate student, leontyeva72@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Zamyatina Polina Andreevna, undergraduate, AngelSports@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University
796.011.3
КОНТРОЛЬ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА
ПЛАВАНИЯ»
О.Ю. Савельева
Представлены данные текущего контроля знаний, полученные в результате применения опросников альтернативного типа в процессе подготовки бакалавров физической культуры (спортивная тренировка) и бакалавров педагогического образования (физкультурное образование) по дисциплине «Теория и методика плавания». Показана их внутренняя взаимосвязь и взаимосвязь с результатами итогового контроля - экзаменационной оценкой.
Ключевые слова: теория и методика плавания, профессионально -педагогическая подготовка, студент, контроль знаний.
Опыт и задачи подготовки будущих педагогов физической культуры, тренеров по виду спорта диктуют необходимость формирования у студентов профессионально-педагогических знаний и умений в