Научная статья на тему 'Теоретический инструментарий изучения Всемирного фестиваля молодежи и студентов как кросскультурного события'

Теоретический инструментарий изучения Всемирного фестиваля молодежи и студентов как кросскультурного события Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
597
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ МОЛОДЕЖИ И СТУДЕНТОВ / КРОСС-КУЛЬТУРА / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / ТЕОРЕТИЗАЦИЯ / ФЕСТИВАЛЬНАЯ ФОРМА СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ибрагимова А. Р.

В статье Всемирный фестиваль молодежи и студентов оценивается как объект для культурологического исследования. Анализируются методические проблемы теоретизации фестивальной формы социокультурного поведения молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретический инструментарий изучения Всемирного фестиваля молодежи и студентов как кросскультурного события»

УДК 304.44

Ибрагимова Айгуль Ринатовна

ведущий специалист Федерального агентства по делам молодежи

г. Москва

Ibragimova Aygul Rinatovna

leading specialist of Federal Agency for youth Affairs, Moscow, E-mail: aygulrinatovna@mail. ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИЗУЧЕНИЯ ВСЕМИРНОГО ФЕСТИВАЛЯ МОЛОДЕЖИ И СТУДЕНТОВ КАК КРОССКУЛЬТУРНОГО СОБЫТИЯ

Theoretical tools of studying of the world festival ofyouth and students as

krosskulturny event

Аннотация: в статье Всемирный фестиваль молодежи и студентов оценивается как объект для культурологического исследования. Анализируются методические проблемы теоретизации фестивальной формы социокультурного поведения молодежи.

Ключевые слова. Всемирный фестиваль молодежи и студентов, кросскультура, патриотические традиции, теоретизация, фестивальная форма социокультурного поведения молодежи.

Annotation. In the article the world festival of youth and students is evaluated as an object for cultural research. The methodical problems of the festival form of social and cultural behavior of youth theorization are analyzed.

Keyword. World festival of youth and students, cross-culture, Patriotic traditions, theorization, festival form of socio-cultural behavior ofyoung people.

В 2017 году в городе Сочи прошел девятнадцатый по очередности Всемирный фестиваль молодежи и студентов (ВФМС). Он проводится c 1947 года по решению Всемирной федерации демократической молодежи и Международного союза студентов. По оценкам аналитиков, за всю историю XIX фестиваль стал самым масштабным событием в международном молодёжном движении [7]. Российская сторона с результатами его проведения связывала прогнозы по формированию международной площадки для объединения молодежи под знаком общегуманитарных ценностей. Социально-политические ожидания связывались с эффектом от знакомства со страной членов международных делегаций. О том, что цели в принципе были достигнуты, говорят итоги XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов [1].

Организационно - фестиваль сложное кросскультурное событие. Оно связано с культурами разных социальных групп, народов, обеспечивает их

взаимодействие. Сам фестиваль выполняет коммуникативную, агитационную, просветительскую, развлекательную функции. Каждая из функций имеет свой алгоритм исполнения. Фестиваль, реализуя политические, спортивные, культурные, образовательные и иные программы, способствует межкультурному единению народов.

Актуальность выработки инструментария для изучения ВФМС. Диктуется потребностью в научном понимании содержания и потенциала фестивальной формы кросскультурного поведения, в практическом использовании этого потенциала для формирования объективного образа Российской Федерации как государства, упрочения межкультурного единения народов.

Определение. Для целей данной статьи Всемирный фестиваль молодежи и студентов! понимается как форма социокультурного поведения представителей гражданского общества на международной площадке, позволяющая переживать его участникам межкультурное единение за счет формирования специфичной среды взаимопонимания и единства оценок (трактовок) отдельных событий или процессов.

Объектом самостоятельной теоретической разработки в фестивале, как форме кросскультурного (социокультурного) поведения, могут быть стратегии и механизмы трансляции участниками фестиваля сформированных у них патриотических традиций.

Основная гипотеза, требующая теоретического обоснования, формулируется следующим образом: патриотические традиции являются общечеловеческой ценностью и, имея проявления в любом государстве и любом социуме, могут рассматриваться как универсальная платформа для межкультурного единения и согласования позиций.

Обоснованность выдвинутой гипотезы. Основанием для выбора патриотических ценностей в качестве объекта исследования являются результаты социологического опроса участников фестиваля. Им задавали вопрос о том, какой они видят Россию и ее граждан. Как российские, так и зарубежные участники основным качеством жителей России в первую очередь назвали патриотизм (67,4% российских и 61,5% иностранных респондентов) [7]. То есть, независимо от вероисповедования, гражданства, социального положения, знания иностранных языков, культуры других стран и многих других факторов в личном мировоззрении и мироощущении участников фестиваля сформировано понятие и понимание патриотизма. По специфическим признакам они его узнают и идентифицируют их для себя.

Содержание используемых понятий и дефиниций. Патриотические чувства испытывают граждане во всех странах и во всем мире. Обращение, например, к словарям подтверждает, что во всех языках смысл слова «патриот» разъясняется прежде всего через категории любви к Родине. Отличия в том, как характеризуются в различных языках проявления любви к Родине. Так, Оксфордский словарь характеризует патриота как человека, который энергично поддерживает свою страну и готов защищать ее от врагов

или недоброжелателей [25]. Кембриджский словарь называет патриотом того, кто гордится своей страной [24]. Совместный международный словарь английского языка указывает на то, что патриот ревностно поддерживает авторитет и интересы своей страны [26]. В русском зыке преобладает понимание патриота в определении Д.Н. Ушакова. Наряду с личной любовью к Родине патриот предан своему народу, готов на жертвы и совершает подвиги во имя интересов своей родины [17]. Из всего многообразия определений человека как патриота для целей работы ближе всего позиция С.И. Ожегова, который называет патриотом человека, преданного интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанного к чему-нибудь [18].

Патриотизм является мощнейшим двигателем общественного развития. Исследовательская идея заключается в том, чтобы выделить такой набор событий (действий), которые трактовались бы как патриотические и имели признаки универсальности. Для этого нужно прежде всего обосновать по каким признакам выбранное событие предлагается понимать, как универсальную патриотичную по своему содержанию традицию. То есть необходимо теоретико-методологическое обоснование категорий и смыслов объекта исследования с точки зрения, например, культурологического знания. Речь о таких категориях как «патриотические традиции», «межкультурное единение», «гражданское общество» и др.

Автор полагает, что традиция произрастает из ценностей. Сначала событие развивается в общественно признаваемую ценность, которая в дальнейшем в силу массового признания, передачи следующему поколению как ценности, становится традицией. Для укрепления в этой точке зрения было изучено понимание исследователями различных научных направлений понятия «ценности». Из всего многообразия точек зрения отечественной науки, наиболее отвечающим задачам данного исследования является позиция А.Я. Флиера. Под ценностями он понимает «некоторую квинтэссенцию социального опыта общества, в рамках которой собраны наиболее оправдавшие себя и показавшие наибольшую социальную эффективность принципы осуществления жизнедеятельности..., принципиальные нормы поведения и суждения, которые ведут к повышению социальной интеграции сообщества, к росту взаимопонимания между людьми, их комплиментарности, солидарности, взаимопомощи и пр.» [21].

Следующим понятием, по которому требуется конкретизация содержания - понятие «культура патриотизма». В современной российской научной и методической литературе нет конкретной и общепринятой дефиниции к «культуре патриотизма». Исследователи сосредотачиваются, как правило, на втором термине дефиниции - «патриотизм» и слабо обращаются к первому - культура». Приведем некоторые их них. В исследовании М.Х Халимбековой «Феномен патриотизма: философско-культурологический дискурс» понятие «культура патриотизма» определяется как «система ценностей, основанная на осознанной гражданской и нравственной позиции идентичности личности с собственным народом,

государством, культурным наследием, а также мировым сообществом, многообразием культурных традиций, с позиции выявления их точек соприкосновения, общечеловеческих ценностей» [23[. В данном определении автором делается акцент на системе личностных ценностей. С.Н. Филипченко, изучая механизмы формирования патриотической культуры студенчества, пишет, что патриотическая культура - это «научные знания об истории своего Отечества, традициях, патриотическом долге, государственной идеологии, любви к Родине, национальной гордости, чувстве чести, достоинства, долга, добросовестного служения Отечеству» [20]. В.В. Сергеева в статье «Компоненты патриотической культуры и их содержание» отмечает, что патриотическая культура - это «идеология и психология, политика и деятельность, в которой необходим учет всего исторического опыта формирования патриотизма, его связь с нравственным здоровьем общества, зависимость интенсивности патриотических чувств от степени гражданских свобод» [14]. Наиболее убедительной представляется формулировка, данная В. А. Ружа в исследовании «Становление и развитие культуры патриотизма современного студенчества: социологический анализ». Отмечается, что культура патриотизма - это «уважение к достижениям прошлых поколений, к ветеранам войны, труда, к традициям и обычаям народа, которые не потеряли своей значимости и в наше время» [12].

Таким образом, универсальность патриотических традиций видится в том, что каждый участник, представляя на фестивале свою страну, является ее патриотом уже потому, что каждая делегация привозит полномасштабную программу о своей стране, ее культуре, национальных особенностях, позициях по отдельным глобальным вопросам мироустройства.

Чистота теоретического инструментария предполагает учет и того обстоятельства, что патриотизм не является безусловным свойством личности. Объективность выделения универсальных патриотических ценностей требует понимания препятствий к формированию патриотических чувств. Проведенный Т.К. Ростовской и С.А. Соколовской анализ роли принципа поликультурности в управлении процессом патриотического воспитания молодёжи позволяет использовать предложенную ими группировку этих препятствий [11].

Актуальность теоретизации изучения ВФМС. Созданию теоретического инструментария изучения ВФМС будет способствовать конкретизация содержания межкультурного единения применительно к ВФМС. Принимая во внимание международный характер рассматриваемого явления, предлагается основной в этом вопросе считать позицию ЮНЕСКО. В принятой в 2005 году Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения оно записывает, что «межкультурное взаимодействие означает существование и равноправное взаимодействие различных культур, а также возможность создания общих форм культурного самовыражения на основе диалога и взаимного уважения» [4].

Научная новизна предлагаемых подходов в вычленении в международном молодежном движении и классификации традиций (образа действий), которые в российской культуре трактуются как патриотические и единят российскую молодежь с молодежью других стран; в формулировании определения Всемирного фестиваля молодежи и студентов как социокультурного явления;

Степень теоретической разработанности проблемы. Общее замечание о степени научной разработанности темы патриотических традиций в ВФМС - теоретическая культурология, социология педагогика и другие гуманитарные науки темой еще не занимались. Отсутствуют исследования, связывающие причины участия молодежи мира в этом виде фестивального движения с патриотичностью их мировоззрения.

Давая обзор существующим публикациям и исследованиям, которые могут рассматриваться как основа к теоретической разработке темы, следует выделить официальные документы. Они дают понимание концептуальных подходов организаторов к теме. В их числе [16].:

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Значимость документа для исследования в том, что в нем задача «воспитания патриотично настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, в том числе культуру межнационального общения» названа ключевой для государственной молодежной политики;

- Указ Президента Российской Федерации от 30.11.2016 № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации». В документе в числе внешнеполитических задач государства названы усиление роли России в мировом гуманитарном пространстве, развитие диалога и формирование партнерства между культурами;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1606-р «О подготовке и проведении XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов»;

- Распоряжение Президента Российской Федерации от 06.12.2017 № 421-рп «Об учреждении памятной медали «XIX всемирный фестиваль молодежи и студентов 2017 года в г. Сочи» (вместе с «Положением о памятной медали «XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов 2017 года в г. Сочи»).

- многочисленные региональные программы по подготовке и проведению фестиваля, планы и отчеты по их выполнению различных министерств, ведомств, институтов гражданского обществ, в той или иной форме задействованных в проведении Всемирного фестиваля молодежи и студентов, а также официальные выступления и интервью политиков, участников фестивальных мероприятий.

Особую группа официальных документов составляют документы самого фестиваля. Это Программа XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов [8] и Итоговая Декларация XIX Всемирного фестиваля молодёжи и студентов [3]. Значимость документов для исследования в том, что, обращаясь через них ко всей демократической молодежи мира, участники подтвердили, что XIX Всемирный фестиваль выработал и продемонстрировал новую тенденцию во всемирном молодежном движении. Эта тенденция, направленная на деполитизацию международных молодежных встреч, подразумевает творческое использование традиций и ценностей фестивального движения, его целостной системы сотрудничества, обмена опытом, политического и культурного общения.

В целях расширения круга анализируемого материала представляют интерес публикации на официальных сайтах федеральных и региональных органов государственной власти, подведомственных им учреждений. Размещенная на них информация о ходе подготовки и проведения XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов позволяет сформировать комплексное представление об особенностях реализации культурной программы фестиваля. Это сайты Министерства иностранных дел Российской Федерации. Федерального агентства по делам молодежи, Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, Фонда Росконгресс и др.

В особую группу документов следует выделить фонды Российского государственного архива социально-политической истории, в котором хранятся отдельные документы I, II, III, IV, V, VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов [9]. Значимость этих документов в том, что для целей исследования важна преемственность технологии проведения фестиваля в разных странах и в разные исторические периоды, а именно - включение в программы культурных мероприятий.

Для теоретизации роли и значимости Всемирного фестиваля молодежи и студентов как кросскультурного события целесообразно опереться на работы отечественных исследователей культуры.

Так, теоретико-методологические подходы могут формулироваться с учетом научных взглядов А.Я. Флиера. Его статья «Культура как прогноз» подсказывает механизмы познания Всемирного фестиваля молодежи и студентов как универсального культурного события. В ней А.Я. Флиер рассуждает об отраслевом, дифференцирующем и интегрирующем свойствах культуры как о самостоятельных основаниях для понимания феномена культуры. Последнее - интегрирующее свойство -трактуется им как система интересов, объединяющая людей в устойчивые сообщества и регулирующая их взаимодействие. По мнению А.Я. Флиера, эта система интересов функционирует одновременно как социальная память человечества и его отдельных сообществ и как актуальное социальное сознание общества,

делает культуру вместилищем социального опыта и программой обеспечения коллективного характера жизнедеятельности [15].

Эта теоретическая конструкция позволяет рассматривать ВФМС В как систему интересов, в которой историко-патриотическая социальная память и актуальное социальное сознание формируются с помощью художественных средств и политической пропаганды.

Также для целей исследования важен тезис А.Я. Флиера о том, что актуальное социальное сознание есть явление массовой культуры [16]. ВФМС как крупнейшая международная социокультурная коммуникационная площадка позволяет делать срезы и анализировать качество актуального социального сознания молодых представителей государств, принявших участие в фестивале.

Методы и подходы А.Я. Флиера к анализу социокультурной коммуникации как процесса помогают изучать ВФМС не только как коммуникационную площадку, но и как самостоятельный механизм межкультурного единения народов. В этом качестве фестиваль обеспечивает «саму возможность формирования социальных связей, управления совместной жизнедеятельностью людей и регулирования ее отдельных областей, накопление и трансляцию социального опыта» [15].

В обоснованности обращения к патриотическим ценностям фестиваля, как самостоятельному предмету исследования укрепили очерки «Некультурные функции культуры». Традиционно патриотизм исследуется историками, социологами, педагогами, философами. А.Я. Флиер назвал патриотизм в ряду основных проявлений и направлений массовой культуры нашего времени. Однако он склонен трактовать его как техническое средство, с помощью которого «действует механизм культурного отбора, закрепления в практике и памяти людей и трансляции следующим поколениям социально приемлемых форм и способов человеческой жизнедеятельности» [22]. Эта позиция не в полной мере разделяется автором исследования.

Теоретико-методологическое значение имеет и статья А.Я. Флиера «Культурные роли в процессах социальных действий» [15]. Ее значимость для темы исследования - в признании традиций базовой основой культуры. При этом под традициями понимается деятельность, ориентированная на социальный опыт. Автор полагает, что патриотические традиции возникают, сохраняются и передаются исключительно через социальный опыт.

В особую группу трудов, давших автору теоретическое понимание патриотических традиций как механизма для межкультурного единения гражданского общества отнесены исследования Полетаевой М.А. В статье «Структура национального самосознания: Опыт культурологического исследования» есть понятие синхронности мироощущения людей в качестве условия их коллективного существования. Для целей исследования важно утверждение о том, что такого рода синхронность проявляется в моменты совместного переживания какого-либо события. В этот момент «на уровне

этнического самосознания происходит выработка концепции единства во времени и духе, то есть идеи экстрапсихологического резонирования и преемственности в чем-либо» [9].

Под особым углом исследовательского внимания изучать ВФМС позволила работа А.П. Садохина о межкультурной коммуникации. Рассуждая о межкультурной коммуникации как о новой науке (cross-cultural communication) и новой учебной дисциплине, он говорит, что целью этой науки является развитие навыков общения и взаимодействия у представителей разных культур [13]. Площадки Всемирного фестиваля молодежи и студентов являются лучшими площадками для апробации этих навыков. И показателем форсированности у участников фестиваля этих навыков является удовлетворённость участием в фестивальных мероприятиях и знакомством с принимающей страной. Также исследование А.П. Садохина помогло понять в каком теоретическом направлении должно идти данное исследование. А.П. Самохин говорит о двух направлениях. Первое описательное, основано на фольклористике. Второе - культурно-антропологическое, изучает виды культурной деятельности различных социальных групп и общностей, их ценности и нормы поведения. Молодёжь является самостоятельной социальной группой.

Методический инструментарий также дает практикум Е.А. Осмининой «Техника анализа текстов культуры» [5]. Опираясь на описанные в практикуме технологии целесообразно проанализировать культурную программу XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов как текст, связанный с культурой повседневности.

Среди работ отечественных авторов следует отметить исследования, в которых теоретически анализируется такое культурное событие как фестиваль. Фестивальное движение как форма развития культуры - тема глубоко и системно исследованная. Примеры тому многочисленные публикации о театральных, балетных, песенных, поэтических, кино, этно- и других фестивалях.

Однако фестивализация общественно-политической жизни еще ждет своих исследователей. Именно поэтому ВФМС и его потенциал пока не привлекает внимание аналитиков и исследователей. Сегодня правильно говорить о единичных исследованиях, которые в большей мере являются описательными и не подвергают анализу технологии Всемирного фестиваля как системно воздействующего на общественное мнение события.

Изученную автором литературу о Всемирном фестивале молодежи и студентов можно сгруппировать по изданиям советского периода и изданиям постсоветского периода.

Ознакомление с библиографией советского периода об участии советской молодежи во Всемирном фестивальном движении молодежи и студентов подводит к выводу об утрате в постсоветской России многих эффективных способов воздействия на общественное мнение и формирование патриотичности мировоззрения граждан. В советский период,

не зависимо от того в какой стране проводился очередной ВФМС, велась грандиозная информационно-просветительская работа со всеми слоями населения и во всех сферах жизнедеятельности общества. Фестиваль был еще одним информационным поводом активизировать работу по сплочению общества вокруг идей мира во всем мире, лидирующей роли советской молодежи в этом процессе. Пытаясь систематизировать издания советского периода, автор выделил в самостоятельные группы:

1. Публикации, целью которых было информирование всех заинтересованных о принимающей ВФМС стране и ее молодежном движении [3]. Как правило публикации этой серии содержали фактологические данные и имели просветительскую цель.

2. Публикации в период проведения фестивалей в СССР, ориентированные на советских людей в целях расширения их кругозора и знаний о стране ее культуре, достижениях для российской молодежи (в периоды, когда Россия была принимающей фестиваль страной каждый молодой человек готовился быть радушным хозяином, показывающим свою страну иностранцам).

Как правило это были пресс-бюллетени подготовительного комитета, фотоальбомы, плакаты, изоматериалы, материалы в помощь работе массовых библиотек и клубов. Особый блок составляли информационные материалы к тематическим международным встречам (например, студентов-географов), готовились обзоры экспонируемых на фестивале советских почтовых марок, информация о спортсменах.

3. Публикации научно-исследовательского характера, анализирующие содержание фестивальных мероприятий и значение участия в них для молодежи.

В изданиях постсоветского периода следует выделить проект Российского университета дружбы народов (РУДН) по изучения Всемирного фестивального движения молодежи и студентов, результатом которого стала публикация результатов работы над проектом. Основной целью исследования было проявление солидарности с идеями Всемирного фестиваля молодежи и студентов, пропаганда принципов РУДН и поднятие его международного престижа [19].

Следует выделить работу Л.А. Можаевой кандидата исторических наук, профессора кафедры Российского государственного гуманитарного университета. Исследуя материалы I (Прага, 1947 г.), VI (Москва, 1957 г.) и Х11 (Москва, 1985 г.) Всемирных фестивалей молодежи и студентов она показывает созидающую роль молодежных инициатив в борьбу за мир, выработке общей позиции по отношению к урокам Второй мировой войны. Можаева Л.А. приходит к выводу о необходимости актуализировать использовавшиеся методы общественной дипломатии для современной трансляции в мировое сообщество российского понимания мироустройства и поиска союзников. Также интересен ее вывод о том, что, проведенные на

территории Российской Федерации фестивали создали многогранную совокупность связанных с нашей страной ассоциаций [5].

Исследование Н.Ф. Басова доктора педагогических наук, профессора Костромского государственного университета, подготовлено к 70-летию международного фестивального движения молодежи. В работе сделана попытка проанализировать программы всех проведенных до 2017 г. фестивалей, связать их реализацию с особенностями исторического процесса. Ценность работы для темы магистерского исследования - в объеме введенного в научный оборот фактического материала [2].

Таким образом, методические основания для теоретизации анализа Всемирного фестиваля молодежи и студентов как социокультурного события и уникальной формы фестивального поведения молодых людей имеются. Патриотизм является кросскультурным проявлением миропонимания и поведения, в том числе молодых людей, и поэтому наука должна предложить механизмы использования его, патриотизма, потенциала для решения общекультурных, общегуманитарных задач.

Список литературы

1. Итоги Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. URL: https://golos.io/magic-india/@vp-magic-india/itogi-uchastiya-indiiskoi-delegacii-vo-vsemirnom-festivale-molodyozhi-i-studentov-rubrika-novosti (дата обращения: 22.02.2019).

2. Басов Николай Фёдорович Всемирные фестивали демократической молодежи: история и современность // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vsemirnye-festivali-demokraticheskoy-molodezhi-istoriya-i-sovremennost (дата обращения: 22.02.2019).

3. Итоговая Декларация XIX Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. URL:http://youthrussia.ru/news/itogovaya-deklaraciya-xix-vsemirnogo-festivalya-molodyozhi-i-studentov (дата обращения: 22.02.2019).

4. Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного

самовыражения.URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cu ltural_expression.shtml (дата обращения: 22.02.2019).

5. Можаева Л. А. Всемирные фестивали молодежи и студентов: из опыта общественной дипломатии // Новый исторический вестник. 2016. №2 (48). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/vsemirnye-festivali-molodezhi-i-studentov-iz-opyta-obschestvennoy-diplomatii (дата обращения: 22.02.2019).

6. Осьминина Е.А. Техники анализа текстов культуры: практикум. М.: ФГБОУ ВО МГЛУ, 2017. 23 с. http: // libranet.linguanet.ru/diss/posobiy .asp?key_razdel=183# (дата обращения: 22.02.2019).

7. Подведены итоги социологического опроса участников XIX Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. URL: https: // ee.sputniknews.ru/society/20171017/7565119/uchastniki-festivalj-molodjozh-rosija-velikaja-strana-velikaja-istorija.html (дата обращения: 22.02.2019).

8. Подробная программа Всемирного фестиваля молодежи и студентов 2017. URL:https://allfest.ru/news/podrobnaya-programma-vsemirnogo-festivalya-molodezhi-i-studentov-2017 (дата обращения:22.02.2019).

9. Полетаева М.А. Структура национального самосознания: Опыт культурологического исследования. Современные проблемы исследования культуры. Выпуск 2. URL:http://www.studmed.ru/sovremennye-problemy-issledovaniya-kultury-vypusk-2_f7f8ada7927.html (дата обращения: 22.02.2019).

10. Российский государственный архив социально-политической истории. URL:http://rgaspi.info/funds/spisok_opisei/ (дата обращения: 22.02.2019).

11. Ростовская Т. К., Соколовская С.А. Роль принципа поликультурности в управлении процессом патриотического воспитания молодежи // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2017. №3. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/rol-printsipa-polikulturnosti-v-upravlenii-protsessom-patrioticheskogo-vospitaniya-molodezhi (дата обращения: 22.02.2019).

12. Ружа В.А. Становление и развитие культуры патриотизма современного студенчества: социологический анализ. Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2013. 24 с. URL:http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/4641/2/urgu1167s.pdf (дата обращения: 22.02.2019).

13. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация. Учебное пособие. М. 2006. 288 с. URL:http://libranet.linguanet.ru/diss/posobiy.asp?key_razdel=183# (дата обращения: 22.02.2019).

14. Сергеева В.В. Компоненты патриотической культуры и их содержание / Журнал: Вестник КАСУ №1. 2009. URL:http://www.vestnik-kafu.info/journal/17/654/ (дата обращения: 22.02.2019).

15. Сетевое сообщество Российская культурология. Персональная страница Флиера А.Я. URL:http://www.culturalnet.ru/main/person/626 (дата обращения:22.02.2019).

16. Справочная информационно-правовая система КонсультантПлюс. URL:http://www.consultant.ru/Online/ (дата обращения: 22.02.2019).

17. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова/ URL:http://enc.biblioclub.ru/Termin/1168811_PATRIOT (дата обращения: 22.02.2019).

18. Толковый словарь русского языка // Под ред. С. И. Ожегова. URL:http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=2006 (дата обращения: 22.02.2019).

19. Университет дружбы народов и Всемирное фестивальное движение молодежи и студентов. М.: Российский ун-т дружбы народов, 2013. 279 с. URL:https://search.rsl.ru/ru/record/01006741896 (дата обращения: 22.02.2019).

20. Филипченко С.Н. Формирование патриотической культуры студентов. Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 4 / URL:https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-patrioticheskoy-kultury-studentov(дата обращения: 22.02.2019).

21. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. М.: Академический Проект, 2000. 496 с. URL:http://yanko.lib.ru/books/cultur/flier-cult_f_cult.pdf-l.pdf (дата обращения: 22.02.2019).

22. Флиер А.Я. Некультурные функции культуры. URL:http://www. studmed.ru/view/flier-aya-nekulturnye-funkcii-kultury-ocherki_3a17eeb1ab7.html (дата обращения: 22.02.2019).

23. Халимбекова М.Х. Феномен патриотизма: философско-культурологический дискурс. Автореф. дис. канд. философ. наук. Астрахань, 2012. URL:http://disus.ru/r-kulturologiya/162574-1-fenomen-patriotizma- -kulturologicheskiy-diskurs.php (дата обращения: 22.02.2019).

24. Cambridge dictionary. URL:https://dictionary.cambridge.org/ru filosofsko /patriot (дата обращения: 22.02.2019).

25. Oxford living dictionaries URL:https://en.oxforddictionaries.com/definition/patriot (дата обращения: 22.02.2019).

26. The Collaborative International Dictionary of English. URL:http://enacademic.com/contents.nsf/cide/ (дата обращения: 22.02.2019

References

1. Results of the world festival of youth and students. URL: https://golos.io/magic-india/@vp-magic-india/itogi-uchastiya-indiiskoi-delegacii-vo-vsemirnom-festivale-molodyozhi-i-studentov-rubrika-novosti (date accessed: 22.02.2019).

2. Basov Nikolay Fedorovich world festivals of democratic youth: history and modernity // Bulletin of Kostroma state University. Series: Pedagogy. Psychology. Sotsiogenetiki. 2017. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/artideM/vsemirnye-festivali-demokraticheskoy-molodezhi-istoriya-i-sovremennost (date accessed: 22.02.2019).

3. The final Declaration of the XIX world festival of youth and students. URL:http://youthrussia.EN/news/itogovaya-deklaraciya-xix-vsemirnogo-festivalya-molodyozhi-i-studentov (date accessed: 22.02.2019).

4. Convention on the protection and promotion of the diversity of cultural

expressions. URL:http://www. un. org/EN/documents/decl_conv/conventions/cultura lexpression.shtml (date accessed: 22.02.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Mozhaeva L. A. world festivals of youth and students: from the experience of public diplomacy // New historical Bulletin. 2016. №2 (48). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/vsemirnye-festivali-molodezhi-i-studentov-iz-opyta-obschestvennoy-diplomatii (date of application: 22.02.2009).

6. Osminina E. A. Techniques of analysis of culture texts: practicum. M.: FGBOU INTO DARKNESS, 2017. 23 p. http: // libranet.linguanet.ru/diss/posobiy.asp?key_razdel=183# (date accessed: 22.02.2019).

7. The results of sociological survey ofparticipants of XIX world festival of youth and students are summed up. URL: https: // ee.sputniknews. ru/society/20171017/7565119/uchastniki-festivalj-molodjozh-rosija-velikaja-strana-velikaja-istorija.html (date accessed: 22.02.2019).

8. Detailed program of the world festival of youth and students 2017. URL:https://allfest.EN/news/podrobnaya-programma-vsemirnogo-festivalya-molodezhi-i-studentov-2017 (date accessed:22.02.2019).

9. Poletaeva M. A. the Structure of national identity: the Experience of cultural studies. Modern problems in the study of culture. Issue 2. URL:http://www.studmed.ru/sovremennye-problemy-issledovaniya-kultury-vypusk-2_f7f8ada7927.html (date accessed: 22.02.2019).

10. Russian state archive of social and political history. URL:http://rgaspi. info/funds/spisokopisei/ (accessed: 22.02.2019).

11. Rostovskaya T. K., Sokolovskaya S. A. the Role of the principle of multiculturalism in the management of the process of Patriotic education of youth / / Locus: people, society, cultures, meanings. 2017. No. 3. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/rol-printsipa-polikulturnosti-v-upravlenii-protsessom-patrioticheskogo-vospitaniya-molodezhi (date accessed: 22.02.2019).

12. Ruzha V. A. Formation and development of culture of patriotism of modern students: sociological analysis. Abstract. dis. ... kand. sociology. sciences'. Ekaterinburg, 2013. 24 p. URL:http://elar.urfu.EN/bitstream/10995/4641/2/urgu1167s.pdf (date accessed: 22.02.2019).

13. Sadokhin A. P. Intercultural communication. Textbook. M. 2006. 288 p. URL:http://libranet. linguanet. EN/diss/posobiy. asp?key_razdel=183# (date accessed: 22.02.2019).

14. Sergeeva V. V. Components of Patriotic culture and contents / journal: Journal of cacu №1. 2009. URL:http://www.vestnik-kafu.info/journal/17/654/ (date accessed: 22.02.2019).

15. A network of Russian cultural studies. Personal page flier A. Ya. URL:http://www.culturalnet.ru/main/person/626 (date accessed:22.02.2019).

16. Background information-legal system Consultant plus. URL: http: / / www.consultant.ru/ Online / (accessed 22.02.2009).

17. Explanatory dictionary of Russian language / ed. Ushakova/ URL:http://enc. biblioclub.EN/Termin/1168811PATRIOT (date accessed: 22.02.2019).

18. Explanatory dictionary of Russian language/ Under the editorship of S. I. Ozhegova. URL:http://slovarozhegova.EN/word.php?wordid=2006 (accessed: 22.02.2019).

19. University offriendship of peoples and The world festival movement of youth and students. M.: Russian University offriendship of peoples, 2013. 279 p. URL:https://search.rsl.ru/ru/record/01006741896 (date accessed: 22.02.2019).

20. Filipchenko S. N. Formation of Patriotic culture of students. News of Saratov University. 2011. Vol. 11. Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, issue. 4 / URL:https://cyberleninka.EN/article/n/formirovanie-patrioticheskoy-kultury-studentov(date accessed: 22.02.2019).

21. Flier A. Ya. Culturology for culturologists: textbook for undergraduates and graduate students, doctoral students and applicants, as well as teachers of Culturology. M.: Academic Project, 2000. 496 p. URL:http://yanko. lib. ru/books/cultur/flier-cult_f_cult.pdf-l.pdf (date accessed: 22.02.2019).

22. Flier A. Uncivilized function of culture. URL:http://www.studmed.ru/view/flier-aya-nekulturnye-funkcii-kultury-ocherki_3a17eeb1ab7.html (date accessed: 22.02.2019).

23. Alimbekov M. H. the Phenomenon of patriotism: philosophical and cultural discourse. Abstract. dis. kand. philosopher. sciences'. Astrakhan, 2012. URL: http: / / disus.ru/r-kulturologiya / 162574-1-fenomen-patriotizma- -kulturologicheskiy-diskurs.php (accessed22.02.2009).

24. Cambridge dictionary. URL:https://dictionary.cambridge.org/EN filosofsko/patriot (accessed: 22.02.2019).

25. Living Oxford dictionaries URL:https://en.oxforddictionaries.com/definition/patriot (accessed: 22.02.2019).

26. The Collaborative International Dictionary of English. URL: http: / / enacademic.com /contents.nsf/cide/ (accessed22.02.2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.