Научная статья на тему 'Развитие социальной активности волонтеров в вузе'

Развитие социальной активности волонтеров в вузе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
469
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЛОНТЕР / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / CULTURAL-EDUCATIONAL SPACE OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION / STUDENT YOUTH / VOLUNTEERING / VOLUNTEER / SOCIAL ACTIVITY / EDUCATIONAL SYSTEM / SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Паклина Елена Алексеевна

Рассматриваются возможности волонтерского движения в культурно-образовательном пространстве вуза; описывается взаимодействие в сфере добровольчества органов государственной власти и Санкт-Петербургского государственного института культуры; конкретизируется практическая деятельность участников волонтерского движения вуза на примере участия в мероприятиях волонтерской направленности в период с 2013 по 2017 г.; характеризуются направления деятельности волонтерского движения в вузе, и раскрывается его значимость в развитии социальной активности студенческой молодежи. Выявлены основные компоненты для самореализации личности студента в вузовском обучении. В настоящее время в системе высшего образования уделяется значительное внимание формированию студенческих коллективов, через включение в которые студенческая молодежь погружается в практическую деятельность вуза, имеющую социально-ценностную направленность, которая развивает социальную активность. Одним из приоритетных направлений деятельности студенческих коллективов являются волонтерские объединения, которые представляются нам одной из наиболее прогрессивных форм проявления социальной активности. Участие в волонтерском движении вуза не только развивает социальную активность студенческой молодежи, но и формирует сопричастное отношение к решению наиболее значимых социальных проблем, позволяет проявить инициативу и творческие способности в общественно-значимой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The possibilities of the volunteering movement’s in cultural-educational space of a higher education institution are considered; the interaction in the sphere of volunteering between government entities and Saint Petersburg state institute of culture is described; practical activity of the higher education institution’s volunteering movement is exemplified by the participation of its students in the events from 2013 to 2017; the directions of volunteering movement’s activity in a higher education institution are characterized and its significance for fostering the social activity of the student youth is revealed. The main components for self-realization of the student’s personality in higher education are revealed. Currently, the higher education system pays considerable attention to the formation of student groups, through the inclusion of which students are immersed in the practical activities of the University, which has a socio-value orientation, which develops social activity. One of the priority activities of student groups are volunteer associations, which are presented to us as one of the most progressive forms of social activity. Participation in the volunteer movement of the university not only develops the social activity of students, but also forms a participatory attitude to solving the most important social problems, allows you to take the initiative and creativity in socially significant activities

Текст научной работы на тему «Развитие социальной активности волонтеров в вузе»

УДК 316.663-057.875:378.600.8(470.23-25)

Е. А. Паклина

Развитие социальной активности волонтеров в вузе

Рассматриваются возможности волонтерского движения в культурно-образовательном пространстве вуза; описывается взаимодействие в сфере добровольчества органов государственной власти и Санкт-Петербургского государственного института культуры; конкретизируется практическая деятельность участников волонтерского движения вуза на примере участия в мероприятиях волонтерской направленности в период с 2013 по 2017 г.; характеризуются направления деятельности волонтерского движения в вузе, и раскрывается его значимость в развитии социальной активности студенческой молодежи. Выявлены основные компоненты для самореализации личности студента в вузовском обучении. В настоящее время в системе высшего образования уделяется значительное внимание формированию студенческих коллективов, через включение в которые студенческая молодежь погружается в практическую деятельность вуза, имеющую социально-ценностную направленность, которая развивает социальную активность. Одним из приоритетных направлений деятельности студенческих коллективов являются волонтерские объединения, которые представляются нам одной из наиболее прогрессивных форм проявления социальной активности. Участие в волонтерском движении вуза не только развивает социальную активность студенческой молодежи, но и формирует сопричастное отношение к решению наиболее значимых социальных проблем, позволяет проявить инициативу и творческие способности в общественно-значимой деятельности.

Ключевые слова: культурно-образовательное пространство вуза, студенческая молодежь, волонтерская деятельность, волонтер, добровольчество, социальная активность, воспитательная система, самореализация

Elena A. Paklina Social activity of volunteers at University

The possibilities of the volunteering movement's in cultural-educational space of a higher education institution are considered; the interaction in the sphere of volunteering between government entities and Saint Petersburg state institute of culture is described; practical activity of the higher education institution's volunteering movement is exemplified by the participation of its students in the events from 2013 to 2017; the directions of volunteering movement's activity in a higher education institution are characterized and its significance for fostering the social activity of the student youth is revealed. The main components for self-realization of the student's personality in higher education are revealed. Currently, the higher education system pays considerable attention to the formation of student groups, through the inclusion of which students are immersed in the practical activities of the University, which has a socio-value orientation, which develops social activity. One of the priority activities of student groups are volunteer associations, which are presented to us as one of the most progressive forms of social activity. Participation in the volunteer movement of the university not only develops the social activity of students, but also forms a participatory attitude to solving the most important social problems, allows you to take the initiative and creativity in socially significant activities

Keywords: cultural-educational space of higher education institution, student youth, volunteering, volunteer, social activity, educational system, self-realization DOI 10.30725/2619-0303-2019-1-169-172

Культурно-образовательное пространство вуза обладает большим потенциалом в создании условий для самореализации студенческой молодежи. Как указывает И. М. Ильинский, «в современном обществе и культуре отмечается острая необходимость повышения социокультурной роли высшей школы и системы образования в целом как важнейшей сферы социализации и полноценной самореализации студенческой молодежи» [1, с. 73]. Е. Н. Шутенко в своих исследованиях отмечала три основных компонента для самореализации личности студента в вузовском обучении:

- личностная включенность в образовательный процесс;

- реализация способностей в обучении;

- социальная интегрированность в образовательный процесс вуза [2].

В процессе самореализации студенческая молодежь осваивает новые социальные функции, приобщается к культуре, нормам поведения через включение в студенческие коллективы. В настоящее время в системе высшего образования уделяется значительное внимание формированию студенческих коллективов, участие

в которых воспитывает у студенческой молодежи чувство ответственности за свои поступки, обеспечивает включенность. Как известно, развитие коллектива немыслимо без участия его членов в социально-значимых и общественно-полезных делах. Именно в них приобретается чувство коллективизма, повышается ответственность за результаты совместной деятельности.

Развитие социальной активности современной студенческой молодежи требует социально-признаваемой и социально-одобряемой деятельности. Одним из приоритетных направлений деятельности студенческих коллективов являются волонтерские объединения, которые представляются нам одной из наиболее прогрессивных форм проявления социальной активности. В культурно-образовательном пространстве вуза волонтерская деятельность играет очень важную роль, так как именно в вузе, пройдя школу общественных объединений, студенческих коллективов, молодежь формирует свои жизненные ориентиры, приобретает организаторские и профессиональные навыки, развивает коммуникативные способности и личностные качества. Роль культурно-образовательной среды вуза в развитии личности студента, в создании условий для творческого самовыражения и социально-значимого самоутверждения учащейся молодежи раскрыта в исследованиях И. А. Ивлиевой [3, с. 166].

В процессе включения в волонтерскую деятельность студенты приобретают возможность самореализации, расширения социально-значимых контактов, развития социальных чувств, имеющих гражданскую направленность. Современный исследователь феномена добровольчества О. И. Холина выделяет основные характеристики, присущие волонтерской деятельности. Так волонтерство может быть:

«- организованным и неорганизованным;

- осуществляться в общественных и частных организациях, в группе и индивидуально;

- группы волонтеров могут быть от двух и более человек;

- группы добровольцев по аналогии с другими социальными группами делят на малые и большие, официальные и неофициальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные» [4, с. 72].

Современная политика государства активно привлекает к участию в волонтерскую деятельность учащуюся молодежь и предоставляет площадки для самореализации.

Хотелось бы отметить значимые события в сфере добровольчества за 2017 г.: Правительством Российской Федерации 5 июля 2017 г.

утвержден план мероприятий по развитию волонтерской деятельности, созданный по итогам общественных слушаний, проведенных Ассоциацией волонтерских центров в 63 субъектах РФ; сформирована концепция развития добровольчества до 2025 г., в которой определены цели молодежной политики по вовлечению молодежи в социальную практику путем развития добровольческой деятельности; Президентом Российской Федерации 27 ноября 2017 г. был подписан указ № 572 о Дне добровольца (волонтера), который ежегодно будут праздновать в России - 5 декабря; на праздничном концерте 6 декабря 2017 г., приуроченном к празднованию первого Национального дня волонтера, Президент Российской Федерации В. В. Путин объявил 2018 г. - годом волонтера (добровольца).

Государство оказывает активную поддержку в организации и проведении волонтерских мероприятий и проектов. Так, 6 декабря 2017 г. в Москве состоялось одно из крупномасштабных событий в сфере добровольчества - Всероссийский форум добровольцев, на площадках которого собралось более 2000 участников. В деловую программу форума были включены дискуссионные секции и мастер-классы по вопросам добровольчества, мотивационные выступления спикеров и лидеров волонтерских организаций, презентации эффективных региональных практик. Завершилась программа форума праздничным концертом и церемонией награждения победителей конкурса «Доброволец России-2017».

Более 300 активных участников добровольческих движений Северной столицы 7 декабря 2017 г. собрались в пространстве freedom, где состоялась добровольческая вечеринка «ДоброРа^у», приуроченная к Международному дню волонтера. В течение всего праздника на площадке работала «ДоброПочта», которая помогала поделиться добром и хорошим настроением. Волонтеры подписывали новогодние открытки и оставляли пожелания жильцам домов престарелых и людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

11 декабря 2017 г. Федеральным агентством по делам молодежи был организован Всероссийский конкурс молодежных проектов, одной из номинаций которого стала: «Поддержка волонтерских и добровольческих инициатив». По итогам проведения конкурса эффективные проекты студенческого самоуправления получили поддержку со стороны государства.

Победители конкурса волонтерских инициатив «Хочу делать добро» получили гранты в размере до 300 тысяч рублей на реализацию

Развитие социальной активности волонтеров в вузе

своих проектов. Сопредседатель Совета Ассоциации волонтерских центров, член Общественной палаты РФ Артем Метелев подчеркнул важность волонтерской деятельности: «Волон-терство - одна из важнейших областей общественной жизни современной России. Благодаря конкурсу „Хочу делать добро" еще больше молодых смогут проявить себя и получить существенную сумму на реализацию своих идей» [5].

В новом пространстве Лофт. Балты 17 декабря 2017 г. состоялся форум «Волонтерская академия 2.0». Организатором мероприятия выступила Автономная некоммерческая общественная организация «Добровольцы Петербурга». На форуме участники ознакомились с основными видами и формами добровольчества в Санкт-Петербурге и презентовали социально-значимые волонтерские проекты.

Правительство РФ не только поддерживает инициативную молодежь, но и тесно взаимодействует с высшими учебными заведениями. Так, с 2013 г. Санкт-Петербургский государственный институт культуры (СПбГИК) активно сотрудничает по вопросам добровольчества с органами государственной власти. Широкий спектр возможностей волонтерской деятельности вуза позволяет всесторонне развиваться и самореализовываться студенческой молодежи. Ежегодно под руководством лидеров волонтерского движения студенты СПбГИК принимают активное участие в муниципальных, региональных, всероссийских и международных мероприятиях добровольческой направленности. За последние четыре года количество участников в волонтерском движении возросло на 650 человек, а количество мероприятий увеличилось в несколько раз. На сегодняшний день волонтерское движение вуза осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

- культурно-досуговое;

- социальное;

- спортивное;

- профориентационное;

- сервисное.

Лидеры волонтерского движения осуществляют поиск волонтеров, их обучение, а также кураторство волонтерских групп в количестве от 20 до 100 человек. Участники волонтерского движения вуза хорошо зарекомендовали себя на таких крупных ежегодных мероприятиях, как: Петербургский международный экономический форум; Санкт-Петербургский международный культурный форум; ежегодная акция, посвященная Международному дню музеев «Ночь музеев»; ежегодный фестиваль музейных программ «Детские дни в Петербурге»; Междуна-

родный фестиваль уличных театров «Елагин парк»; арт-проект «Рио-Рита - радость Победы»; Всемирный фестиваль молодежи и студентов в г. Сочи и др.

Принимая участие в подобных мероприятиях, студенты не только приобретают практические знания и навыки, социально-полезные знакомства, но и признание своей деятельности со стороны руководящих структур, как вуза, так и города, что, безусловно, мотивирует студенческую молодежь к участию в волонтерской деятельности. Так, например, студенты СПбГИК ежегодно отправляют заявки на участие в городском конкурсе «Эффективное добровольчество», который организован Комитетом по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями в рамках международного форума добровольцев «Доброфорум». В 2017 г. на участие в конкурсе было подано более 1000 заявок от добровольцев и представителей добровольческих объединений в возрасте от 18 до 35 лет. Конкурс проходил в несколько этапов: заочный - составление собственного проекта в добровольческой сфере, эссе на тему: «Практическое значение добровольчества в жизни молодежи», мотивационного письма и перечня достижений в области добровольчества за год. По результатам конкурсного отбора был сформирован рейтинговый список, состоящий из 40 участников (по 5 участников в каждой номинации), которые во второй день форума были приглашены в Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики («ИТМО») на очный этап конкурса в формате деловой игры «Город». В процессе деловой игры номинанты конкурса проявили свои лидерские качества и умения находить креативные подходы к решению нестандартных задач. Руководитель волонтерского движения СПбГИК дважды стал победителем конкурса в номинации «Сервисное добровольчество» (2015, 2017 гг.).

Одним из крупных и запоминающихся событий для участников волонтерских движений высших учебных заведений стало участие студентов в XIX Всемирном фестивале молодежи и студентов (ВФМС) в г. Сочи, который с 14 по 27 октября 2017 г. собрал на одной площадке более 20 тысяч участников и 5 тысяч волонтеров из 185 стран мира. ВФМС стал уникальной площадкой для самореализации и взаимодействия креативной, целеустремленной и перспективной молодежи. Данное мероприятие стало ярким примером профессионализма, творческой самореализации и межкультурной коммуникации людей из разных уголков мира. Комплекс

культурной, образовательной, спортивной и дискуссионной программ, безусловно, представил собой практическую значимость для каждого участника. В рамках фестиваля руководитель волонтерского движения СПбГИК совместно с волонтерами из 34 стран ООН подписали Всемирную хартию благодарных людей. Документ написан на шести языках. В нем содержится обещание «Хранить общечеловеческие ценности, делать добро и благодарить людей по всему миру за те хорошие вещи, которые они сделали». Инициатор акции Игорь Рыбаков - сооснователь и член совета фонда «Институт ускорения экономического развития (Рыбаков фонд)» - выразил уверенность в том, что «Благодарность может объединить людей по всему миру». На фестивале также был дан старт всемирной акции под названием «Благодарю». Ее суть заключалась в том, чтобы дарить благодарность людям, которые делают мир лучше [6].

Таким образом, культурно-образовательное пространство вуза обладает большим потенциалом в развитии личности студента, в создании условий для творческого самовыражения и социально-значимого самоутверждения учащейся молодежи. Участие в волонтерском движении вуза не только развивает социальную активность студенческой молодежи, но и формирует сопричастное отношение к решению наиболее значимых социальных проблем, позволяет проявить инициативу и творческие способности в общественно-значимой деятельности, раскрыть свои лучшие качества в оказании помощи и поддержке социальному окружению, расширить границы своей профессиональной самореализации.

Список литературы

1. Ильинский И. М. Образовательная революция. Москва: Моск. гуманит.-социал. акад., 2002. 592 с.

2. Шутенко Е. Н. Самореализация студенческой молодежи в условиях социокультурной трансформации высшего образования // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 6, нояб.-дек. URL: http: // zpu-journal.ru (дата обращения: 28.02.2019).

3. Ивлиева И. А. Общекультурное развитие личности в системе непрерывного профессионального образования: концептуальные основы // Человек и образование. 2010. № 4. С. 163-169.

4. Холина О. И. Волонтерство как социальный феномен современного российского общества // Теория и практика обществ. развития. 2011. № 8. С. 71 -73.

5. Новости: Победители конкурса волонтеров «Хочу делать добро» получат гранты до 300 тыс. рублей // ТАСС. 2017. 8 дек. URL: https: // tass.ru (дата обращения: 28.02.2019).

6. Ковалева Е. XIX всемирный фестиваль молодежи и студентов. День третий. URL: http: // spbgik. ru (дата обращения: 28.02.2019).

References

1. Il'inskii I. M. Educational revolution. Moscow: Moscow Humanitarian Social Acad., 2002. 592 (in Russ.).

2. Shutenko E. N. Self-realization of students in conditions of socio-cultural transformation of higher education. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2013. 6, Nov.-Dec. URL: http: // zpu-journal.ru (accessed: Febr. 28. 2019) (in Russ.).

3. Ivlieva I. A. General cultural development of personality in the system of continuing professional education: conceptual foundations. Chelovek i obrazovanie. 2010. 4, 163-169 (in Russ.).

4. Kholina O. I. Volunteering as social phenomenon of modern Russian society. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2011. 8, 71-73 (in Russ.).

5. News: Winners of volunteer contest «I want to do good» will receive grants up to 300 thousand rubles. TASS. 2017. 8 Dec. URL: https: // tass.ru (accessed: Febr. 28. 2019) (in Russ.)._

6. Kovaleva E. 19th World Festival of Youth and Students. Day 3rd. URL: http: // spbgik. ru (accessed: Febr. 28. 2019) (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.