^ Теория и история культуры
ОУСЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАНИИ
А. С. Ковальчук
Санкт-петербургский государственный университет культуры и искусств (Ростовский филиал)
Статья посвящена теоретическому аспекту исследования актуальных проблем социально-культурной деятельности, ее ресурсов в образовании. Изложенные концепции социально-культурной деятельности направлены на преодоление стереотипов, сложившихся в социокультурной сфере и образовании.
Ключевые слова: культура, образование, взаимодействие культуры и образования, социально-культурная деятельность, социально-культурные ресурсы, их влияние на развитие личности. Article is devoted theoretical aspect of research of actual problems of socially-cultural activity, its resources in education. The stated concepts of socially-cultural activity are directed on overcoming of the stereotypes which have developed in socio-cultural to sphere and education.
Key words: culture, education, culture and education interaction, socially-cultural activity, socially-cultural resources, their influence on development of the person.
Культура (от лат. cultura) — многогранное понятие, означающее возделывание земли, воспитание человека, образование, развитие. М.А. Ариарский, А.И. Арнольдов, В.Е. Давидович, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, Л.Н. Коган, Д.С. Лихачев, В.М. Межуев, Э.В. Соколов, В.Я. Суртаев и др. относят к феномену культуры достижения человечества в производственной, общественной, духовной жизни и интеллектуальной деятельности. Теоретики подчеркивают, что культура — это в том числе и система ценностей, представлений о мире, связанных общностью образа жизни, а также созданные духовные и материальные ценности. Используя морфологический подход к исследованию, нам представляется, что слово «культура» содержит морфы: культ (от лат. cultus — почитание) и 'ура (от лат. uro — жечь для освещения). В совокупности эти составляющие слова «культура» могут означать «почитать,
нести свет». Вследствие этого социально-культурная деятельность связана с реализацией процесса созидания и умножения культурных ценностей, распространения знаний, просвещения, взаимодействия и общения людей в их свободное время.
Культура и образование представляют собой симметричные макро- и микромиры, зеркально отражающие друг друга, по определению теоретиков, выступают для социально-культурной деятельности в качестве модели, в соответствии с которой она организуется и развивается. Концепция модернизации российского образования, Национальная доктрина образования, определяющая цели воспитания, обучения и ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года, формулируют социальный заказ и приоритетные стратегические направления развития современной образовательной, культурной
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (47) май-июнь 2012 37-40 37
И
г
ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 3 (47) май-июнь ^
деятельности в стране: сдвиг социокультурных услуг от количества к их качеству и тем самым к качеству жизни людей. Выявлены ведущие принципы реформирования образования: гуманистический характер реформы, ее направленность на реализацию способностей и талантов личности, создание условий для модернизации образования.
В последние годы ведущие страны мира вступили на путь преобразования своих образовательных систем. Это вызвано быстрыми социально-экономическими переменами в обществе, которые задают новые параметры обучения и воспитания подрастающих поколений, требуют кардинального пересмотра традиционных методов преподавания. Изменения в российском обществе, породившие необходимость адаптации к рыночным условиям, обострили проблемы качества образования, поскольку «образовательный интеллект» населения (человеческий капитал) в современных условиях становится важнейшим стратегическим ресурсом. Использование социально-культурных ресурсов образования стало неотъемлемым фактором общеевропейского сближения.
В становлении образовательного пространства можно обнаружить следующие важные тенденции: совершенствование образования с целью повышения качества жизни; увеличение значимости личностного фактора в образовании; рост численности обучающихся; информатизация, модернизация образовательных процессов; применение социально-культурной деятельности, ее специфических технологий в области самообразования.
Социально-культурная деятельность — это активная педагогика, это накопленный в обществе опыт, опирающийся на совокупность материальных и духовных ценностей в обновлении знаний человека, формировании у него потребности в самообразовании. Теоретический анализ проблемы исследования позволил выявить отличительные черты социально-культурной деятельности, которые выражаются в особенностях ресурсов, или возможностей, выступающих в качестве атрибутов специалистов и условий их
деятельности.
Социально-культурный ресурс в образовании выступает в качестве потенциала специалистов и условий их деятельности и включает цели, функции, методики, формы, методы, средства, содержание, эффективность, социокультурную среду, обеспечивающую условия формирования личности, конкретное своеобразие и проявление общественных отношений в сфере культуры и досуга. Оценка социально-культурного ресурса в образовании корреспондирует с его вкладом в удовлетворение потребностей личности, в достижение социального результата.
В исследованиях социально-культурной деятельности (М.А. Ариарский, Т.И. Бакланова, Д.М. Генкин, Г.А. Евтеева, И.Н. Ерошенков, Л.С. Жаркова, А.С. Каргин,
A.А. Конович, В.С. Садовская, А.В. Сасыхов,
B.Е. Триодин, А.В. Федоров, Л.С. Фрид) отмечаются различные аспекты культурно-просветительной работы. Важные вопросы технологии и организации культурно-досуговой деятельности поднимают в своих исследованиях А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, Н.Ф. Максютин, В.М. Рябков, Ю.А. Стрельцов, В.Я. Суртаев, В.В. Туев, отмечая те аспекты, которые дают возможность отчетливо выделить ее среди всех духовных феноменов. Вопросы теоретических основ, ресурсов и технологий социально-культурной сферы разрабатываются в трудах Ю.Д. Красильникова, Б.А. Титова, Н.Н. Ярошенко.
При рассмотрении проблем образования как важной основы взаимодействия мировой и национальной образовательных традиций в процессе вхождения России в мировое образовательное пространство следует отметить, что идеями взаимосвязи людей, соборности, необходимости понимания и осмысления мира как целого проникнуты педагогические воззрения выдающихся мыслителей России: И. Федорова, К. Истомина, Н. Лосского, Н. Рериха, В. Соловьева, П. Флоренского и др. Отечественной наукой разрабатывается теория «диалога культур», формулируется тезис о смещении эпицентра всего человеческого бытия к полюсу культу-
И
Г
ры в будущем (М.М. Бахтин, В.С. Библер).
Теоретические предпосылки современного образования даны представителями российской классической педагогики и культуры (А.С. Макаренко, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий), которые подчеркивали, что образование должно удовлетворять потребность общества в целостных, свободных, самостоятельных, творческих личностях со своей духовной и внутренней жизнью.
Последовательная разработка концепции образования существенно обогащает представление об образовании новыми подходами. Широко исследуются ценностные свойства образования, повышение его роли в обществе (Е.Н. Ильин, М.С. Каган, Т.П. Малькова). Образование связывается теоретиками со словом «образ», с созиданием человеческого образа; ими рассматриваются проблемы формирования человека как субъекта образовательного процесса (В.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, Л.П. Буева, Л.В. Занков). На основе образовательного процесса общество передает ценности, умения и знания от одного человека, группы, сообщества, поколения к следующему.
На педагогическом и межнаучном уровнях ученые характеризуют гуманистически ориентированное образование как стратегическую программу качественного обновления образовательного процесса на всех его ступенях, связывая его с личностно-ориентированным образованием (А.И. Арнольдов, Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, А.И. Кукуев, С.В. Кульневич, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.). Новой образовательной парадигме соответствует дистанционная модель образования, особенностью которого является индивидуализация обучения. Д.М. Вердиев отмечает такую важную особенность образования в современных условиях глобальной информатизации общества, как переход от научно-технической парадигмы образования, ориентирующей на усвоение знаний, умений, навыков, к парадигме гуманистической, ориентированной на личностное развитие и творческую самореализацию личности в культуре и социуме (1, с. 4).
^ Теория и история культуры
На современном уровне развития информационных технологий спутникового телевидения, видео, Интернета и т.д. создаются невиданные прежде возможности медиаобразования для диалога культур на глобальном (диалог культур наций, стран), межличностном и внутриличностном уровнях. А.В. Федоров характеризует медиао-бразование (от лат. media — средства и англ. education — образование) как направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации (печати, прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д. (3, с. 13, 26).
Компоненты образования характеризуются в двух аспектах: как знания и умения, которыми личность овладевает в процессе обучения, и как опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к действительности. В настоящее время происходит закономерный процесс расширения общего основания (базиса образования), так как оно содержит в себе в развитом виде важный ресурс образования — социально-культурную деятельность. Образование как совокупное целое осуществляется в различных организационных формах практически всеми социальными институтами — организациями, учреждениями, обществами, фондами, имеющими общую цель — духовное развитие личности.
Значительное место в современном образовании занимают такие средства ме-диаобразования, как компьютерные программы, Интернет, приобщающие людей к духовным ценностям, что позволяет избежать замкнутости, выйти на уровень сопоставления, сравнительного анализа различных подходов к образованию в разных странах. Активное продвижение информационных технологий необходимо для культурного развития и модернизации в сфере культуры. Вместе с тем исключительно информационный подход к образованию не вырабатывает умения решать комплексные задачи в жизнедеятельности личности. Как считает Я.М. Нейматов, в практике обучения необходимо применять «гибкие системы образования» (2, с. 117). Использование
И
Г
ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 3 (47) май-июнь ^
социально-культурной деятельности в системе образования рассматривается как открытый ресурс, создающий условия для непосредственного контакта с человеком в процессе его духовного развития.
В обществе усиливается значимость учреждений культуры в обучении, «длиной в жизнь», личности. Новая парадигма рас-
сматривает социально-культурную деятельность как открытую систему, реализующую ресурсы образования на основе «педагогики поддержки» и оперативно реагирующую на факторы, определяемые рыночными отношениями, модернизацией общества, инновационными тенденциями на спрос образовательных услуг.
Примечания
1. Вердиев, Д. М. Государственно-общественная система управления образованием в условиях дифференцированной социокультурной и этнокультурной среды: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Д.М. Вердиев. — Ростов-на-Дону, 1999.
2. Нейматов, Я. М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы / Я.М. Нейматов. — М.: Алгоритм, 2002.
3. Федоров, А. В. Медиаобразование: социологические опросы / А.В. Федоров. — Таганрог: Кучма, 2007.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ОСМЫСЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРНОЙ
ПОЛИТИКИ РОССИИ
В. М. Солдатов
Московский государственный университет культуры и искусств
В настоящей статье автор развивает предложенную им ранее идею духовно-интегрального подхода к культуре и культурной политике современной России Он сконцентрировал своё внимание на проблеме духовно-нравственного осмысления культуры и культурной политики России в современных условиях. Предлагая своё духовно-интегральное понимание и измерение универсальной системы «Человек — Общество — Природа» и её этического аналога «Я — Мы — Оно», автор выявляет через их призму главные проблемы духовно-нравственного видения культуры и культурной политики современной России.
Ключевые слова: духовность, нравственность, смысл, культура, политика, проблемы, Россия. In this article, the author develops further his earlier proposed the idea of spiritual — an integrated approach to culture and cultural politics of modern Russia, he has focused his attention on the problem of spiritual — moral understanding of culture and cultural policy in Russia today. Offering her spiritual — an integral dimension of understanding and universal system of «Man — Society — Nature» and its ethical counterpart, "I — We — It", the author reveals, through their prism of the main problems of the spiritual — moral vision of culture and cultural politics of modern Russia. Key words: spirituality, morality, meaning, culture, politics, problems, Russia.
40 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (47) май-июнь 2012 40-45
И
г