Э.С. Саратикянц, Н.В. Закервашевич
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
В новой экономической парадигме в центр анализа социально-экономического развития становится способность экономики к эффективным качественным и структурным сдвигам, что прямо и непосредственно заложено в человеке, человеческом капитале, который стал главным во всей системе факторов.
Данной проблемой занимались ведущие отечественные и зарубежные ученые, такие как Т. Шульц, Г. Беккер, X. Боуен, Е. Денисов, Дж. Кендрик, Ф. Махлуп, О.А. Гришнова, С.И. Бандура, В.И. Куценко, Г.А. Дмитренко,
Е.М. Либанова, Л.С. Лисогор и др. Тем не менее существует ряд проблем, которые требуют дальнейшего изучения.
Поэтому целью данного исследования является обобщение научных знаний в области формирования человеческого капитала.
Цель предопределила решение следующих задач:
раскрыть теоретический аспект человеческого капитала как экономической категории;
выявить факторы, влияющие на качественный и количественный состав человеческого капитала.
Развитие и накопление значительного человеческого капитала является одним из приоритетных заданий каждой страны, в том числе и Украины. Для Украины это задание является еще более актуальным, чем для развитых стран, что обусловлено, по крайней мере, двумя причинами:
при количественном росте
образовательного уровня населения ухудшается качество образования, о чем свидетельствуют и практика, и научные
разработчики;
устаревшая структура технико-технической базы экономики Украины требует коренной модернизации на основе оборудования нового технического уровня, которая невозможна без соответствующего уровня человеческого фактора производства. Преградой для такой модернизации может быть отсутствие кадров соответствующего уровня подготовки. Известный российский ученый И.А. Погосов делает вывод о том, что низкий уровень человеческого капитала является сейчас главной преградой для экономического обновления России. Такой вывод можно использовать и для характеристики экономических проблем Украины.
В условиях перехода от индустриального к постиндустриальному обществу существенно изменяются все параметры человеческого развития, в том числе система продуктивных сил. Если в индустриальную эпоху главным фактором производства был материальный (средства производства, земля, природные ресурсы), то в постиндустриальную эпоху - человеческий капитал и те формы капитала, которые непосредственно связаны с ним: человеческий, интеллектуальный, и социальный капитал. По опубликованным расчетам, в мире накоплено 365 млрд. дол. человеческого капитала (для сравнения: природного - 90 млрд. дол. (16%); материального (производственного) - 95 млрд. дол. (17%). Он сконцентрирован преимущественно в развитых странах:
в странах "семерки" и ЕС - 215 млрд. дол. (59%);
в странах ОПЕК - 45 млрд. дол. (12%); в странах СНГ - 40 млрд. дол. (11%);
© Саратикянц Эльмира Семеновна - кандидат экономических наук, доцент; Закервашевич Надежда Витальевна - аспирант. Донецкий национальный университет.
ISSN 1562-109X
в других странах - 65 млрд. дол. (18%). Сделанные экспериментальные оценки человеческого капитала стран СНГ на начало XXI века представлены в таблице.
Таблица
Оценка национального богатства и человеческого капитала
Страна Общий объем, трлн. дол. США На душу населения, тыс. дол. США Доля человеческого капитала в национальном богатстве
Украина 4,5 91,8 53,1
Россия 28,7 197,1 50,9
Белоруссия 1,8 181,6 55,4
Эти расчеты свидетельствуют о том, что объемы человеческого капитала на душу населения в Украине вдвое ниже по сравнению с Россией и Белоруссией. Во всех странах СНГ, в том числе и в Украине, существует общая потребность увеличить объемы накопленного человеческого капитала и обеспечить его эффективное использование.
В теоретическом аспекте следует различать понятия "человеческий капитал" на трех уровнях:
1. На личностном уровне человеческим капиталом называются знания и умения, которые человек получил путем образования, профессиональной подготовки, практического опыта (используя при этом свои природные способности) и благодаря которым он может предоставлять ценные производственные услуги другим людям. На этом уровне человеческий капитал можно сравнить с другими видами личной собственности (имущество, деньги, ценные бумаги), которые приносят доходы. Такой человеческий капитал называется личным или частным.
2. На микроэкономическом уровне человеческий капитал представляет собой совокупную квалификацию и профессиональные способности всех работников предприятия, а также достижения предприятия в вопросе эффективной организации и развития персонала. На этом уровне человеческий капитал ассоциируется с производственным и коммерческим капиталом предприятия, так как прибыль достигается от эффективного использования всех видов капитала.
3. На макроэкономическом уровне человеческий капитал включает
накопленные вложения в такие отрасли деятельности, как образование,
профессиональная подготовка и
переподготовка, служба профориентации и трудоустройства, оздоровления, ЖКХ и др. и является существенной частью
национального богатства страны. Это национальный человеческий капитал. Данный уровень включает всю сумму человеческого капитала всех предприятий и всех граждан государства (без повторного счета), так же как и национальное богатство включает богатство всех граждан и всех юридических лиц [5].
Таким образом, человеческий капитал - это сформированный и развитый в результате инвестиций и накопленный человеком (людьми) определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, который целенаправленно используется в той или иной сфере экономической деятельности, способствует росту производительности труда и благодаря этому влияет на рост доходов своего собственника, прибыли предприятия и национального дохода [3, 68]
Из данного определения вытекают несколько принципиальных моментов:
во-первых, человеческий капитал - это не просто совокупность упомянутых характеристик, а именно сформированный и развитый в результате инвестиций и накопленный определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций;
во-вторых, это такой запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций,
который целенаправленно используется для получения полезного результата и способствует повышению
производительности труда, т.е. это реализованная, активная часть трудового потенциала;
в-третьих, использование человеческого капитала закономерно приводит к росту заработков (доходов) его собственника;
в-четвертых, такой рост доходов стимулирует дальнейшие инвестиции в человеческий капитал, что приводит к дальнейшему росту заработков.
Оценка инвестиций в человеческий капитал и доходов от его использования обычно приводится в денежной форме. Но следует отметить, что далеко не все доходы возможно выразить в денежной форме. Кроме денежных затрат обучение, укрепление здоровья и другие действия, направленные на наращение человеческого капитала, требуют по крайней мере еще и нелегкого труда самого человека. Аналогично кроме денежных доходов (более высоких заработков) человек, который владеет большим человеческим капиталом, получает моральное удовлетворение, экономию времени, больший социальный престиж и много других выгод. Следует также помнить, что в результате наращения человеческого капитала достигается интегральный социальный эффект, от которого выигрывает не только конкретный человек, но и предприятие, на котором он работает, и общество в целом.
Аналитическое сходство
вещественного и человеческого капитала заключается в том, что оба вида капитала: приносят прибыль своим владельцам; способствуют одинаковой
экономической мотивации инвестиций; могут накапливаться. То есть принятие решений об инвестировании в какой-либо вид капитала и его результаты анализируются одинаково.
При этом человеческий капитал формируется главным образом в результате определенных инвестиций в человека (людей) и кроме инвестиционных затрат требует доброй воли и немалых усилий самого "объекта инвестирования". Среди
многих видов таких инвестиций можно выделить обучение, подготовку на предприятии, укрепление здоровья и медицинское обслуживание, содержание жилья, миграцию, поиск информации и т.д. В конечном счете накапливаются
экономические способности людей, которые дают возможность получить большие доходы и являются неотъемлемыми факторами экономического роста.
Как свидетельствуют исследования западных ученых, в последние десятилетия доля и роль человеческого капитала постоянно увеличиваются, в результате чего он превращается в главный фактор экономического роста на всех уровнях. "Человеческий капитал - самый ценный ресурс, намного более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство... Именно человек, а не заводы, оборудование и производственные запасы является камнем преткновения
конкурентоспособности, экономического роста и эффективности".
Конечно, между вещественным и человеческим капиталом имеются значительные различия:
1. Создание вещественного капитала и его функционирование возможно без участия и присутствия его собственника, а человеческого - нет.
Для развития человеческого капитала является абсолютно необходимым непосредственный, конкретный, живой труд будущего собственника способностей, навыков, потому что процессы их производства физически и технически невозможны без прямого участия самого человека. То есть наращение человеческого капитала связано с уменьшением одного из самых важных человеческих благ -свободного времени.
2. Независимо от источников инвестирования (государство, предприятие, семья или сам человек лично), наращение и использование человеческого капитала, в отличие от вещественного, в определяющей степени контролируется самим человеком.
Поэтому такой элемент человеческого капитала, как мотивация является очень важным и необходимым для того, чтобы
процесс возобновления (формирования, накопления, использования, инвестирования) человеческого капитала имел окончательно завершенный характер.
3. Вложения в человеческий капитал дают более значительный по объему, длительный по времени и интегральный по характеру экономический и социальный эффект по сравнению с вещественным капиталом.
4. Человеческий капитал отличается от физического по степени ликвидности, так как человек и его человеческий капитал неразделимы, т.е. права собственности на человеческий капитал никому не могут быть переданы.
5. Наличие специфических особенностей инвестиций в человеческий капитал в сравнении с инвестициями в другие формы капитала.
Перечень отличительных черт этих видов капитала можно продолжить, что подчеркивает специфичность человеческого капитала и необходимость специального подхода к его исследованию. При этом эти отличия не мешают ученым использовать аналитический аппарат, разработанный для физического капитала, для исследования человеческого капитала [1, 267].
Теория человеческого капитала возникла на основе предшествующего развития экономической науки. Прежде всего, она связана с развитием концепции капитала. Еще во время зарождения капиталистических отношений в трудах классиков политической экономии при определении понятия "капитал" встречаются попытки отнести к нему самого человека или его способности. В. Пети первым высказал идею о том, что люди с производственными способностями представляют собой богатство. На его взгляд, "видится разумным то, что мы называем богатством, имуществом или запасом страны и что является результатом предшествующего или прошлого труда, не считать чем-то отличным от живых действующих сил, а оценивать одинаково". А. Смит, определяя суть основного капитала общества, писал, что он на равных состоит не только из машин, оборудования и земли, но также "из приобретенных полезных способностей всех граждан или членов общества" [2, 208].
Для западной экономической науки XIX - начала XX в. уже достаточно характерными становятся попытки ученых трактовать человека или его знания и способности к труду как капитал. В это время выделилось 2 основных подхода к определению связи человека, его знаний и способностей с капиталом. Сторонники теории трех факторов производства (В. Бейджхот, Ф. Лист, А. Маршалл, Дж. Милль, В. Рошер, Г. Сиджуик) беспрекословно отбрасывают идею включения самого человека с его природными способностями к категории капитала. Но при этом они склонны рассматривать как составную часть капитала или богатства человеческие знания или способности к труду. По словам Дж. Милля, "сама человеческая личность... не является капиталом. Человек является целью, ради которой существует богатство. Но его приобретенные способности, которые являются только средством и реализуются только через труд, на всех основаниях возможно отнести к категории капитала". Другое направление в экономической науке составляют труды исследователей, которые относят самого человека с его природными качествами к капиталу (Л. Вальрас, Дж. Маккулох, Г. Маклеод, И. Фишер и др.). Ирвинг Фишер, известный американский экономист первой половины XX в., в частности, стал автором теории "всеобъемлющего капитала". Эта теория возникла в период тотального господства в духовной и социальной жизни американского общества идей прагматизма. На основе этих идей утверждалось, что истиной в этом мире является то, что отвечает практическим целям и задачам жизни. Касательно экономики делался вывод, что деятельность людей должна быть направлена на достижение практического результата и жизненного успеха.
В Украине известная концепция человеческого капитала была представлена работой американского экономиста, преподавателя Вашингтонского
университета Дж. Кендрика - "Совокупный капитал США и его формирование", переведенной на русский язык и опубликованной в СССР в 1978 г. По мнению Дж. Кендрика, капитал - это "способность на протяжении определенного периода создавать определенный продукт и
доход, включая нерыночные формы дохода". Исходя из такого определения капитала, ученый разделяет его на две основные составляющие - вещественный и
невещественный капитал, а каждая из этих частей в свою очередь разделяется на капитал, реализованный и нереализованный в людях. Человеческим капиталом в этой структуре будет реализованный в людях вещественный и невещественный капитал (рис. 1).
Тем не менее, хотя гуманитарное образование, по определению самого Дж. Кендрика, способно приносить "доход только в неденежных, психологических формах", на его взгляд, это обстоятельство "не лишает нас оснований квалифицировать созданный им (образованием), запас знаний как капитал". Практические знания ("ноу-хау") рассчитаны на то, чтобы подготовить людей к конкретным видам трудовой деятельности. Человек получает такие знания частично за счет образования, но главным образом - за счет профессиональной подготовки. Именно практические знания, полученные в процессе обучения или профессиональной подготовки, "специально направлены на увеличение способности человека создавать доход".
Возникновение и расширение в экономической науке альтернативных концепций человеческого капитала вызваны реалиями рыночной экономики, которые в последние годы становятся все более заметными и в нашей стране. Очень часто в вопросе увеличения заработков более
Дж. Кендрик относит к реализованному в людях невещественному капиталу так называемые
общеобразовательные и практические знания, которые являются основной массой всех имеющихся в природе знаний, состоят из знаний интеллектуальных и духовных. И интеллектуальные, и духовные знания человек получает с помощью любого гуманитарного образования, включая, например, религиозное образование.
важными являются не знания, умения и образование, а знакомства и связи человека. Хорошее образование и крепкое здоровье еще не гарантируют получение соответствующего дохода. В реальной жизни действуют множество разнообразных, нередко случайных факторов, от которых зависит доход и благосостояние человека. Это обстоятельство уже изучается экономической наукой [6].
Производство человеческого капитала представляет собой процесс создания производственных способностей человека с помощью инвестиций в специфические процессы деятельности индивидуума, а именно: укрепление здоровья, образование, специальную подготовку и переподготовку, повышение квалификации в
производственной деятельности, создание достойных условий проживания и др.
Такие инвестиции осуществляются через соответствующие сферы народного хозяйства - здравоохранение и образование, т.е. эффективное функционирование данных
Невещественный капитал, реализованный в людях, - это затраты на образование и профессиональную подготовку человека, его здоровье, а также на мобильность трудовых ресурсов. На первый взгляд эта трактовка невещественного капитала, реализованного в людях, идентична концепции человеческого капитала Г.Беккера. Хотя трактовка инвестиций Дж. Кендриком имеет свои особенности, прежде всего в понимании инвестиций в образование и профессиональную подготовку
Вещественный капитал, реализованный в людях, - это капитал, полученный благодаря вложениям в формирование и воспитание человека. В традиционных взглядах на человеческий капитал такие вложения рассматриваются исключительно как потребление, и их не считают инвестициями. По мнению Дж. Кендрика, «непоследовательно квалифицировать затраты на образование человека как инвестиции, а затраты на формирование человеческого существа, чей ум и рефлексы получают образование и тренировку, не считать инвестициями »
Рис. 1. Структура человеческого капитала, по Дж. Кендрику
сфер является главным фактором создания и развития человеческого капитала (рис. 2) [7].
Именно то, насколько правильно организована работа в них, определяет качественный и количественный состав человеческого капитала страны.
Важнейшей составной частью человеческого капитала является здоровье людей. Здоровье взрослого человека -определенный потенциал качества человеческой личности, характеризующийся
способностью его физических, психических, духовных сил производить в процессе труда материальные и духовные ценности либо оказывать необходимые для производства или быта всевозможные трудовые услуги. Поддерживать и укреплять здоровье человека призвана система здравоохранения страны. Соответственно, чем лучше организована работа в данной сфере, тем здоровее нация и тем больше накопленный ею человеческий капитал.
Уровень здоровья общества
Культурно-образовательн ый уровень об щества
Экономический рост
Комплексный показатель формирования и использования человеческого капитала
Использование
Качество и доступность образования
Развитие высокотехнологи чных
Качество условий проживания
Качество занятости
Профессиональная подготовка и переподготовка
Благосостояние населения
Производительность труда
Рис. 2. Модель формирования и использования человеческого капитала
Развитие подразумевает эффективной туристических учреждений, спортивных площадок исследовательских
сферы здравоохранения под собой создание системы лечебных,
и санаторно-курортных строительство стадионов, проведение научно-работ по
здравоохранению, санаторно-курортному лечению, профилактике заболеваний, открытию новых лечебных учреждений и школ для физически и психически неполноценных детей, качественную профессиональную подготовку медицинских работников врачей, фельдшеров, провизоров, труд которых направлен на формирование и поддержание здоровья человека. В результате такого развития должно происходить снижение общей
заболеваемости населения и количества заболеваний социально опасными болезнями, в частности, повышение рождаемости и сокращение уровня смертности, увеличение продолжительности жизни.
Здоровье и высокий образовательный уровень имеют одинаково большое значение для уровня благосостояния человека. Причем эти два компонента тесно связаны друг с другом: образование способствует улучшению здоровья, состояние которого в
свою очередь способствует лучшей реализации образовательного потенциала. Кроме того, образование приводит к ускорению экономического роста и увеличению доходов бедных слоев населения. Улучшение ситуации в сфере охраны здоровья также дает существенную экономическую отдачу. Экономический рост открывает больше возможностей для инвестирования большего объема ресурсов на цели образования и охраны здоровья.
Развитие системы образования способствует социально-экономическому развитию страны, общественному прогрессу во всех сферах деятельности, насыщению отраслей экономики работниками высокого образовательно-квалификационного уровня. От уровня, созданного благодаря функционированию системы образования, образовательного и профессионально-квалификационного потенциала, зависит ряд макроэкономических факторов, а именно: экономический рост (по показателю ВВП на душу населения) - более чем на 50%; уровень оплаты труда - почти на 50%. В Украине в период с 1959 по 2009 г. образовательный и профессионально-квалификационный потенциал всего населения
увеличился в 2,6 раза, а образовательный потенциал одного человека в возрасте 10 лет и старше - в 2 раза. Это говорит о накоплении в Украине значительного человеческого потенциала. Следует отметить, что увеличение образовательного потенциала на 57% обусловлено приростом потенциала высшего и неполного высшего образования [4].
На микроэкономическом уровне развитие системы образования обеспечивает создание необходимого для достижения предприятиями и организациями
конкурентоспособности и перспективности интеллектуального капитала. По мнению американских менеджеров, он должен составлять не менее 40% от всего человеческого капитала предприятия, организации.
Ценность образования на личностном уровне заключается в предоставлении: возможностей каждому человеку развивать свои способности, приобретать новые знания, специальность, которая даст ему возможность реализоваться в определенной сфере профессиональной деятельности, достичь желаемого социального статуса с обеспечением соответствующего уровня благосостояния. Таким образом, образование становится основным средством развития гуманитарной сущности человека, повышения качества его человеческого капитала. Важность данной сферы подтверждает и тот факт, что, по мнению аналитиков Мирового банка,
производственная составляющая ВВП развитых стран составляет лишь 18-20%, а 80% непосредственно зависит от качества человеческого капитала.
В развитых странах значение образования как самого важного фактора формирования нового качественного уровня общества и экономики возрастает вследствие роста влияния человеческого капитала на эти процессы.
Выводы. Придавая приоритетное значение развитию национального образования и профессиональной подготовки, здравоохранения, наращивая инвестиции в своих граждан, страна может в сравнительно короткий срок выйти на
передовые позиции в мировой экономике. Ярким подтверждением этому является опыт социально-экономического роста стран, которые не имеют существенных природных богатств, а также стран с разрушенной в ходе войн экономикой (Тайвань, Корея, Япония, Германия). Стратегия их развития строилась с расчетом на человеческий капитал - самую важную составляющую научно-технического прогресса и неисчерпаемый ресурс экономического роста. Именно такая стратегия обеспечила высокую динамику экономического развития и значительные социальные результаты.
Литература
1. Грейсон Джексон Американский менеджмент на пороге XXI века / Джексон Грейсон. - М.: Экономика, 1991.
2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит.- М., 1962.
3. Близнюк В. Людський каптал як фактор економiчного розвитку (еволющя мето-долопчних пiдходiв та сучасшсть) / В. Близнюк // Економша i прогнозування. - 2005. -№ 2. - С. 64-78.
4. Людський розвиток в Укра!ш: 2008. Щорiчна науково-аналггична доповщь / за ред. А.Ф. Денюова. - К., 2008.
5. Програма реформування i розвитку житлово-комунального господарства Донецько! обласп на 2009-2014 роки. -Донецьк: Донецька обласна Рада, Донецька обласна державна адмшстращя, 2009.
6. Основш показники дiяльностi вищих навчальних закладiв Украши на початок 2008-2009 року: Статистичний бюлетень. -К.: Державний комггет статистики Украши, 2009.
7. Закон Украши «Про охорону здоров'я». «Основи законодавства Украши про охорону здоров'я» № 28.01.-Х11 // Вщомосп Верховно! Ради Украши. - 1993. -№ 4. - Ст. 19.