ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
Холина Л.И
Человеческий капитал и образование как его главная составляющая
В статье представлена хронология исследований понятия «человеческий капитал» в экономической науке. Показано место и роль образования в основном капитале. Автор обосновывает необходимость разработки концепции образовательного капитала в педагогической науке и описывает свое видение решения этой проблемы.
Ключевые слова: человеческий капитал, невещественный капитал, образовательный капитал, образовательная услуга, социальное партнерство.
С переходом российской экономики на рыночные отношения появилось желание внедрить рыночные механизмы в сферу образования, которая по сути своей не является на сто процентов рыночной.
И все же следует признать, что опыт стран с развитой рыночной экономикой, в том числе опыт нашей страны, показывает, что существуют такие области в сфере образования, где рыночные отношения возможны. Например, обучение на коммерческой основе.
В связи с этим возникают проблемы переноса экономических понятий, подходов из сферы материального производства и сферы услуг в сферу образования. Предпринимаются попытки рассмотреть образование как образовательные услуги, оценивать его качество по стандартам ИСО 9001: 2000. Педагогические исследования в этом контексте малопродуктивны и носят, на наш взгляд, частный, фрагментарный характер.
Причину сложившегося положения мы видим в том, что перенос экономических понятий, не подкрепленный раскрытием педагогического содержания, не создает правильных представлений об их природе в сфере образования.
В соответствии с заявленной темой мы тоже обращаемся к экономической концепции «чело© Холина Л.И., Аколупина Р.Р., 2009
веческий капитал». Наша задача состоит в том, чтобы использовать ее возможности в разработке педагогической концепции образовательного капитала, тем более что передовыми учеными и общественными деятелями России неоднократно высказывалась идея, что народное просвещение, грамотность народа, образование населения имеют величайшую социальную и экономическую ценность и что это важнейший вопрос всей жизни.
Замечательный русский самобытный экономист XVII—XVIII вв. И.Т. Посошков, считал, что источником богатства, накопления и достатка человеческих вещественных и невещественных благ является только труд. В своей главной работе «О скудосте и богатстве» он подчеркивал, что «паче вещественного богатства надлежит всем нам пещися о невещественном богатстве» [2, с. 30].
В своей работе «Заветные мысли» Д.И. Менделеев обосновывает положение о том, что образование и истинно образованные люди имеют важнейшее значение не только для экономического развития России, но и для ее политической и экономической независимости.
Он писал: «Образование есть благоприобретенный капитал, отвечающий затрате времени и труда и накоплению людской мудрости... Истинно образованный человек найдет себе место только тогда, когда в нем с его самостоятельными суждениями будут нуждаться правительство или образованное общество, иначе он лишний» [4, с. 239].
Мы в своей работе будем исходить из предположения, что образование является главной составляющей человеческого капитала, а цель статьи, — показать, что педагогическая концепция образовательного капитала должна включать ведущую категорию «образовательный капитал» и связанные с ним вопросы: образовательная услуга, социальное партнерство, качество образования и другие.
Чтобы сформировать ведущее понятие «образовательный капитал», мы обратились к анализу понятия «человеческий капитал», представленный в монографии А.И. Добрынина, С.А. Дятлова, Е.Д. Цыреновой [2]. В ней показано, что идеи, заложенные в теории человеческого капитала, оказали серьезное воздействие на мировую научную мысль. У истоков ее создания стояли выдающиеся личности: Платон, Аристотель, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс.
Свой вклад в развитие теории человеческого капитала внесли зарубежные исследователи Т. Шульц, Г. Беккер (лауреаты Нобелевской премии) и современные российские ученые: С.А. Дятлов, А.И. Добрынин, Е.Д. Цыренова, В.С. Гойло, Р.И. Капелюшников, М.М. Критский, Соболева, В.И. Марцинкевич и др. Благодаря их
работам, изменилось отношение общества к вложениям, инвестициям в человека. Обзор литературных источников показал, что человеческий капитал, в который входит образование, стал рассматриваться в стоимостной оценке.
Исследования по формированию понятия «человеческий капитал» в экономической науке показали, что взгляды ученых со временем претерпели изменения, выявилось многообразие подходов (они представлены в табл. 1).
Анализируя различные толкования и определения понятия «человеческий капитал», можно сделать вывод: все эти определения имеют одну и основу — образование в форме знаний, умений, навыков. Без него невозможно аккумулировать символический капитал и ассимилировать жизнедеятельность как итог исторического развития, а тем более приносить доход. Важно отметить, что с точки зрения экономической науки человеческий капитал, все его составляющие имеют стоимостную оценку.
По мнению нобелевского лауреата Г. Беккера «инвестиции в человеческий капитал делаются всю жизнь, с тех пор как человек рождается и до самой смерти, к ним относятся прежде всего расходы на образование, поддержание здоровья, миграцию, связанную со сменой места работы...» [2, 51]
Для более полной и развернутой характеристики человеческого капитала как экономической категории исследователи исходят из принципа функционального подхода к определению. Это значит, что они рассматривают явление не только с точки зрения его внутренней структуры, но и с точки зрения его функционального предназначения, конечного целевого использования.
Человеческий капитал — это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас знаний, навыков, способностей, мотиваций, здоровья, который целесообразно используется в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействует росту производительности труда и эффективности производства и тем самым влияет на рост заработков (доходов) данного человека.
Место и роль человеческого капитала определил Дж. Кендрик. Он разделил совокупный капитал на вещественный и невещественный. Вещественный капитал имеет непосредственную материальную вещественную форму. Невещественный капитал не имеет собственной материальной формы. Он воплощается в вещественном капитале, повышая его качество или продуктивность. Обе эти части совокупного капитала делятся, в свою очередь, на капитал, не воплощенный в людях, и человеческий капитал. Структура совокупного капитала представлена на рисунке 1.
Хронология исследований понятия «человеческий капитал»
Таблица 1
Год издания, автор Наименование источника Определение понятия «человеческий капитал» Ключевое слово
1857 И.К. Бабст О некоторых условиях, способствующих умножению народного капитала Это капитал нравственный, заключающийся в народной честности, народной предприимчивости и степени трудолюбия, в живом и ревностном участии к общему благу, в привычке не полагаться на внешнюю помощь, не искать ее в силах, лежащих извне, но находить в самом себе, в привычке к самостоятельности. Не одинаково и не ровно распределены сии высокие качества нравственного достояния народного, этого неоценимого запаса нравственного капитала Нравственный капитал
1927 И. Фишер The Nature of Capital and Income/ L Капиталом является любой запас благ, который может накапливаться, производительное использование которого представляет собой не единичный акт, а продолжается в течение достаточно длительного периода времени и приносит доход Капитал — любой запас благ, приносящий доход
1975 У. Боуэн Investment In Learning Человеческий капитал состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг Совокупность приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии
Окончание табл. 1
Год издания, автор Наименование источника Определение понятия «человеческий капитал» Ключевое слово
1978 ДЖ. Кендрик Совокупный капитал США и его формирование Способность на протяжении определенного времени создавать продукт и доход, включая нерыночные формы дохода Способность приносить доход, создавать продукт
1991 О.Тоффлер Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века Символический капитал, который в отличие от традиционных форм капитала неисчерпаем и одновременно доступен бесконечному числу пользователей без ограничений Символический капитал неисчерпаем и доступен
1991 М.М. Критский Человеческий капитал Исходно выступает как всеобщая конкретная форма жизнедеятельности, ассимилирующая предшествующие формы, и осуществляющая как итог исторического движения человеческого общества к его современному состоянию Форма жизнедеятельности, ассимилирующая предыдущие формы, исходная и конечная форма жизнедеятельности
1992 Эдвин Дж.Долан Рынок: микроэкономическая модель Капитал в виде умственных способностей, полученный через формальное обучение или образование либо через практический опыт Умственные способности, полученные через образование, обучение
1994 Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика Есть мера воплощенных в человеке способностей приносить доход. Человеческий капитал включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию Меры воплощенных в человеке способностей приносить доход
1998 ГС. Вечканов, ГР. Вечканова, В.Т. Пуле Краткая экономическая энциклопедия Форма интеллектуальных способностей, приобретенных благодаря формальному обучению, образованию или на основе практического опыта Форма интеллектуальных способностей
1999 Л.И. Абалкин, Ф.И. Шахматов Экономическая энциклопедия Особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие воспроизводства, потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы Особый вид капиталовложений на развитие потенциала человека
1999 А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, Е.Д. Цыренков Человеческий капитал в транзитивной экономике 1)Это не сами живые люди, а их производительные способности, умения, навыки человека, которые принадлежат ему. 2)Адекватная постиндустриальному состоянию общества эпохи научно-технической революции форма выражения производительных сил человека, включенных в систему социально ориентированной смешанной экономики рыночного типа в качестве ведущего элемента общественного воспроизводства и решающего фактора экономического роста Форма выраженных производительных сил человека. Способности, умение, навыки
2005 Б.М. Генкин Организация, нормирование и оплата труда на промышленных предприятиях Используется для оценки доходности инвестиций в образование и повышение квалификации Критерий оценки инвестиций в образование и повышение квалификации
Для нас представляет интерес невещественный человеческий капитал. К нему отнесены затраты на общее образование и специальную подготовку. Мы будем называть этот компонент невещественного человеческого капитала образовательным капиталом. Он включает в себя накопленный человеком опыт, систему теоретических знаний, практических умений и навыков, способности, мотива-ционную сферу, материальные, социальные и духовные потребности
Рис. 1. Структура совокупного капитала
как результат инвестиций в человека, обеспечивающих долговременный социально-производственный эффект.
Мы считаем образовательный капитал главной составляющей невещественного человеческого капитала. Он отличается рядом особенностей.
1. В современных условиях человеческий капитал является главной ценностью общества и главным фактором экономического роста.
2. Формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего общества значительных затрат.
3. Человеческий капитал в виде навыков и способностей (в своем предметном бытии) является определенным запасом, то есть может быть накапливаемым.
4. Человеческий капитал может физически изнашиваться, экономически изменять свою стоимость и амортизироваться.
5. Инвестиции в человеческий капитал обеспечивают, как правило, его обладателю получение в будущем более высокого дохода.
6. Вложения в человеческий капитал дают довольно значительный по объему, длительный по времени и интегральный по характеру экономический и социальный эффект.
7. Инвестиционный период у человеческого капитала значительно длиннее, чем у физического. У последнего он составляет от 1 до 5 лет, а у такой формы вложений в человека, как образование, инвестиционный период может достигать 12—20 лет.
8. Человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности. Он неотделим от его носителя — живой человеческой личности.
9. Независимо от источников формирования, которые могут быть государственными, семейными, частными и др., использование человеческого капитала и получение прямых доходов контролируется самим человеком.
10. Функционирование человеческого капитала, степень отдачи от его применения обусловлены свободным волеизъявление субъекта, его индивидуальными предпочтениями, его материальной и моральной заинтересованностью, ответственностью, мировоззрением и общим уровнем культуры, в том числе и экономической [2, с. 46].
Еще раз обращаясь к концепции человеческого капитала, хотим подчеркнуть, что сформулировать понятие «человеческий капитал» пытались не только экономисты, но и ученые, представители разных научных областей:
• в философском контексте «человеческий капитал» — совокупность духовных благ, сформированных в процессе получения жизненных навыков, практического опыта, обучения и образования;
• социология отводит человеческому капиталу адаптивную роль, считая, что получение знаний, умений и навыков не может быть отлично от социума (среды обитания);
• «человеческий капитал» и в педагогической науке отмечен как совокупность знаний, умений и навыков, способностей, воплощенных в человеке путем получения воспитания и образования;
• психологическая наука рассматривает человеческий капитал как совокупность умений, знаний и навыков, проявляющихся в когнитивном и поведенческом аспекте.
Таким образом, понятие человеческого капитала не является «собственностью» экономической науки. Включение понятия «образовательный капитал в систему категорий педагогической науки оправдано. С нашей точки зрения, необходимо разработать концепцию образовательного капитала и включить ее в теоретические основы образования. Развитие концепции образовательного капитала в педагогике может оказать позитивное влияние на экономику образования. Наше мнение основывается на том, что в современных условиях именно образовательный капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы являются краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста, эффективности. Функционирование образовательного капитала, степень отдачи от его применения обусловлены свободным волеизъявление субъекта, его индивидуальными интересами и предпочтениями, его материальной и моральной заинтересованностью, ответственностью, мировоззрением и общим уровнем культуры.
В отличие от технических средств производства, которым свойственно изнашиваться по мере роста производства и эксплуатации, человек как носитель образовательного капитала тоже амортизируется, только в отличие от зданий, машин и станков он имеет свойство аккумулироваться и совершенствоваться с течением времени, приобретая все большую ценность как для самого носителя знаний, так и для общества в целом.
Концепция образовательного капитала может рассматриваться как распространение общей теории инвестиций на сферу людских ресурсов. Мы предполагаем, что каждый человек, принимая решение о поступлении, например, в университет, знает, что его будущие доходы зависят от уровня образования, и делает свой выбор осознанно. Концепция образовательного капитала вовсе не отри-
цает полезность образования как потребительского блага. Человеку, может быть, просто нравится учиться, нравится студенческий образ жизни, однако очень редко люди учатся только по этой причине. Принимая решение о продолжении учебы, приходится учитывать следующие обстоятельства:
• образование требует времени;
• образование стоит денег, причем существуют как прямые расходы (плата за обучение, книги и т.п.), так и альтернативные издержки (так как во время обучения человек не работает или работает с меньшей отдачей);
• выгоды от образования нельзя получать немедленно;
• образование помимо денежных имеет в перспективе нефинансовые выгоды (более интересная и престижная работа, общение с коллегами и т.п.), а также требует моральных затрат (так как учиться может быть тяжело или неинтересно, приходится отказать себе в досуге);
• полученные навыки и знания обесцениваются с течением времени, поэтому образование должно быть непрерывным.
Теперь обратимся к проблеме образовательных услуг. Основными предпосылками возникновения рынка является наличие частной собственности и конкуренции, с чем мы и имеем дело. Частная собственность, в свою очередь, предполагает наличие частных собственников, которые предлагают свои услуги в обмен на деньги или другие эквивалентные продукты.
Но мы не хотим и не будем покупать некачественные услуги. Рынок тем и ценен, что позволяет совершать выбор и отличать качественно предоставленную услугу некачественной. Он как лакмусовая бумага, в некотором роде фильтр, отделяющий качественный товар от некачественного, а поскольку услуга — это своего рода товар, только не имеющий вещественной формы, следовательно, необходимо ввести такие понятия, как «спрос» и «предложение». Если на услугу имеется рыночный спрос — количество желающих приобретать услуги в определенных границах времени и места — значит, сделка (купля-продажа) состоялась, то есть произошел обмен товара на деньги или другой продукт. Все собственники, которыми в условиях рынка являются и образовательные учреждения вынуждены предлагать рынку свои услуги, для того чтобы укрепить свою финансовую базу, а также иметь возможность мотивировать кадры хотя бы через достойную оплату труда, что немаловажно в современных экономических условиях.
Как же сейчас действует рыночный инструмент и услуга в сфере образования?
Мы считаем, что в концепции образовательного капитала следует рассмотреть вопрос об образовательных услугах, основанных
на Законе «Об образовании». В соответствии с ним образовательное учреждение осуществляет образовательную деятельность в образовательном процессе по образовательным программам и государственным образовательным стандартам. Это считается его основной деятельностью.
Образовательное учреждение не является коммерческой организацией, поэтому не может приносить доход. Закон позволяет оказывать ряд платных образовательных услуг [3, с. 166—169]. Поэтому образование в целом не может рассматриваться как услуга, предполагающая по своей сути куплю-продажу какого-то продукта. Попытка рассматривать образование как услугу входит в противоречие с законом. Если даже зафиксировать в законе, что образование — это услуга, оно таковым не станет, так как «...способности человека, умноженные и развитые во время обучения, не могут быть предметом купли-продажи на рынке труда отдельно от своего носителя — человека. Получив знания, человек как совокупность способностей к труду на рынке труда оценивается дороже, но подготовившее его учебное заведение уже не имеет никакого отношения к акту купли-продажи рабочей силы» [1, с. 118].
Получение готового специалиста из государственной системы образования частным бизнесом бесплатно вряд ли можно назвать справедливым по отношению к образовательному учреждению. Эта проблема обсуждается в связи с новой ситуацией на рынке труда. Родилась потребность в информации о потенциальном спросе выпускников той или иной профессии, знание квалификационных и иных требований работодателей, потребность в построении взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти и другие вопросы.
Особую актуальность представляет проблема социального партнерства «. применительно к профессиональному образованию — это система, договорных отношений образовательных учреждений с работодателями, общественными организациями. Социальное партнерство основано на реализации принципов соучредительства, попечительства, независимой аттестации выпускников, интегрированного финансирования и других форм взаимодействия» [5, с. 30]. В этом плане полезен для России опыт социального партнерства в Западной Европе, которое имеет такие формы: «Финансирование учебных заведений, профессиональные и образовательные стандарты, оценка качества, аккредитация, сертификация, оптимизация, а также этика образования, согласно которой решающую роль должен играть сам обучающийся» [3, с. 12].
В заключение отметим, что концепция образовательного капитала должна включать в себя понятие образовательного капитала,
образовательной услуги, социального партнерства и др. Мы определим образовательный капитал как невещественную часть человеческого капитала, носителем которого является школьник, студент, специалист. Цель системы образования состоит в постоянном приращении образовательного капитала.
Литература
1. Беляков С.А. Лекции по экономике образования. М.: ГУ-ВШЭ, 2002. 338 с.
2. Добрынин А.И. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования / А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, Е.Д. Цыренова. СПб.: Наука, 1999. 309 с.
3. Федеральный закон от 13 января 1996 г. № 12. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской федерации «Об образовании».
4. Менделеев Д.И. Заветные мысли. СПб.: Наука, 1903—1904. 74 с.
5. Смирнов И.П. Формирование механизмов социального партнерства // Профессиональное образование. 2003. № 2. С. 30—31.