Олейников А.А.
Костанайский государственный педагогический институт, Казахстан E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КОМПЬЮТЕРНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕПРИВАЦИИ
В статье рассмотрены пути решения проблемы развития интерактивной личности детей в условиях компьютерно-информационной депривации
Ключевые слова: компьютерно-информационная депривация, знаниевые образы, интерактивная группа.
Развитие депривации происходит из-за недостаточного удовлетворения основных психических потребностей [1, 7, 8].
Многие выпускники дошкольных образовательных учреждений испытывают неудовлетворенность, которая проявляется в школе, когда ребенок начинает осваивать компьютерную технику. Это приводит к ситуации, называемой «компьютерно-информационная депривация», то есть потере чувственно-эмоциональных свойств личности, в нашем случае впечатлений, получаемых в результате взаимодействия с компьютерной системой [9].
При достаточно хороших условиях, создаваемых для детей, им не обеспечивается процедура усвоения основ образно-информационного развития и пространственно-временного поведения. Говоря иначе, в основу личности ребенка не закладываются умения и навыки взаимодействия со знаниевыми образами (знания, выраженные в графических и символьных значениях), транслируемыми компьютерной системой. При этом у ребенка не формируются навыки интерактивного общения с реальными индивидами информационного общества посредством компьютерной системы, т.е. не формируется интерактивная личность - индивид, обладающий знаниями о предметах, процессах, явлениях в области компьютерно-информационных технологий в отражающих их понятиях, владеющий умениями и навыками практического применения аппаратно-программных средств компьютера для решения вопросов саморазвития и самоорганизации познавательной деятельности, направленной на достижение цели [10].
Проблема, прежде всего, обусловлена тем, что условия дошкольных образовательных учреждений, в которых воспитываются дети
от 3 до 6 лет, имеют свою специфику. Специфичность проявляется в приближении условий содержания детей к домашним условиям, которые, чаще всего в силу финансовых и других трудностей, не обеспечивают взаимодействие ребенка с компьютерной системой. При отсутствии интерактивной среды (программное обеспечение компьютерной системы) у ребенка не формируются специфические личностные качества, такие как: способность взаимодействия с образами реальных объектов и предметов в условиях виртуальной реальности, умения дистанционного общения в информационном социуме, пространственное внимание, то есть ассоциативное восприятие себя в виртуальной реальности на уровне сознания. [10] Специфичные условия воспитания и обучения ребенка в дошкольном образовательном учреждении влияют на особенности его психического развития. Отсутствие интерактивной среды препятствует удовлетворению индивидуальных жизненно важных потребностей ребенка в достаточной мере в течение продолжительного времени (относительно пребывания в дошкольном образовательном учреждении). К факторам, влияющим на возникновение различного рода психологических проблем у детей, воспитавшихся в условиях дошкольного образовательного учреждения, относятся: отсутствие стандартизированного дидактического материала по предмету «информатика», специализированных обучающих компьютерных программ, квалифицированных педагогических кадров.
В результате дети, имеющие возможность взаимодействия с компьютерной системой в домашних условиях, придя в начальную школу, менее подвержены депривации (сенсор-
ной, двигательной, эмоциональной, психосоциальной) в нашем случае компьютерноинформационной депривациии, поскольку «участвуя» в компьютерных играх «совместно» с героями, вырабатывают способность ассоциировать себя в виртуальной реальности на уровне сознания, активизировать пространственное внимание в реальной ситуации, взаимодействовать с образами реальных объектов и предметов в условиях виртуальной реальности, а также умения налаживать межличностные отношения в группе, а в перспективе и в классе.
Отметим, что отсутствие навыков работы с компьютером способствует возникновению условий сенсорной изоляции, когда у ребенка происходит замедление развития образного мышления, своевременно не развиваются навыки мыслительной деятельности, не возникает внутренняя речь, отмечается торможение интеллектуального развития в целом. Ребенок в дошкольном образовательном учреждении оказывается в ограниченной стимулами среде, мы имеем в виду возможность самореализации в виртуальной реальности посредством компьютерной программы (игровой или учебной). Ребенок сенсорно деп-ривирован. Другими словами, ребенок, не имеющий возможности виртуального воздействия на окружающую его действительность, не развивает умений и навыков творческого преобразования знаниевых образов. Для снижения негативного влияния сенсорной депривации педагогу необходимо реализовать весь дидактический потенциал компьютерной системы, а именно, реализовать метод активизации пространственного внимания, обеспечивающий «погружение» сознания ребенка в виртуальную среду, где он на уровне сенсорного восприятия (по средством клавиатуры и манипулятора «мышь») взаимодействует с образами и с их «помощью» изменяет виртуальную реальность в соответствии с субъективными представлениями о реальности.
К дидактическим преимуществам компьютерной системы можно отнести динамичность транслируемых знаниевых образов, которая позволяет педагогу реализовать методы ретрансляции, когда педагог (воспитатель), в ходе занятия по информатике периодически «копирует» действия, демонстрируемые компьютерной программой (игровой или обучающей), в реальной действительно-
сти, распределяя роли между воспитанниками. Данные методы позволяют исключить возникновение условий для развития двигательной депривации (запаздывание в моторном развитии, развитии речи, социальных навыков и эмоциональной экспрессии), когда возникает ограничение движения. Для детей последствия двигательной депривации особенно тяжелы, так как приводят к возникновению тревожности, раздражительности, агрессивному поведению.
Для полноценного интерактивного развития ребенка должна быть удовлетворена его потребность в самореализации в условиях виртуального пространства. Неудовлетворение этой потребности ведет к искажению интеллектуального развития интерактивной личности воспитанника, способствует появлению эмоциональной депривации.
Самовыражение ребенка в ходе взаимодействия с компьютерной системой нейтрализует негативное действие на его эмоциональное развитие, ослабляет действие психосоциальной депривации, в результате которой возникает чувство отчужденности. Чувство отчужденности выражается в нарушении общения с окружающими, поскольку не было тренинга в условиях виртуальной реальности. В домашних условиях и дошкольном образовательном учреждении за ребенком ухаживают постоянно сменяющие, но все же одни и те же люди, удовлетворяющие лишь основные его физические потребности, и поэтому просто не в состоянии развить у воспитанника межличностные отношения [5, 6]. В результате, такие дети, придя в школу и налаживая отношения с детьми, уже обладающими начальными интерактивными навыками общения, зачастую испытывают глубокую апатию, часто уход в себя, что со временем приводит к развитию неадекватной личности.
Реализация дидактических возможностей компьютерной системы в содержании компьютерно-информационного обучения позволяет частично устранить последствия социальной депривации на уровне некоторых глубинных личностных структур ребенка. Даже взрослые, перенесшие социальную изоляцию в детстве, продолжают испытывать недоверие ко всем, за исключением членов своей микрогруппы, перенесших то же самое, что и они. Они более критичны к другим, за-
вистливы, все время ждут подвоха со стороны других людей.
Отсутствие специфических условий взаимодействия ребенка с компьютерной системой в дошкольном образовательном учреждении часто приводит к отставанию детей в их психическом развитии по ряду существенных параметров. В частности, дошкольники, находящиеся в условиях эмоциональной и сенсорной депривации, отстают в психомоторном развитии, у них наблюдается снижение общей познавательной активности. Это отмечается в области развития восприятия - дети испытывают затруднения в использовании эталонов (образцов) цвета и формы, пространственно-временного эталона, отмечается не-сформированность сенсорных эталонов. В развитии мышления наибольшую трудность представляют обобщение и классификация. В области воображения следует отметить преобладание репродуктивной точку зрения. В области внимания наблюдается отставание в пространственно-временной диспозиции знаниевых образов. Воспитанникам присущи несформированность произвольной саморегуляции, отвлекаемость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость.
Наиболее характерными чертами деприва-ционного синдрома являются тревожность, меланхолия, боязнь, интеллектуальная апатия. Отсутствие специфической интерактивной среды в дошкольных образовательных учреждениях обусловливает следующие негативные характеристики развития и воспитания детей, их эмоционального фона: высокая тревожность, агрессивность, стремление к уединению, наличие большого количества страхов, т.е. у них страдает аффективно-эмоциональная сфера. Наиболее переживаемыми видами страхов детей являются: страх темноты, страх замкнутого пространства, страх наказания.
Эмоциональные реакции дошкольников, не сформировавшиеся в условиях виртуального пространства в условиях дошкольного образовательного учреждения, отличаются более высокой напряженностью в межличностных отношениях, агрессивностью по отношению к окружающему их реальному миру.
Многим маленьким детям свойственна определенная агрессивность, в основе которой лежат разочарования, вызванные лишениями и ограничениями, травмирующими психику ребенка. В условиях компьютерно-
информационной депривации агрессивность приобретает особую направленность, что проявляется в стремлении обвинить окружающих, неумении и нежелании признать свою вину, у этих детей обнаружеваются серьезные дефекты волевой регуляции поведения, выражающиеся в неумении самостоятельно планировать и контролировать свои действия. У дошкольников, имеющих компьютерно-информационный опыт, доминируют защитные формы поведения в конфликтных ситуациях.
Общение с компьютерной системой имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. В исследованиях было выявлено, что особенно важным оно является в период с 3 лет до 7 лет, когда сменяется 4-я форма общения (познавательная-лично-стная). Недостаток общения с компьютерной системой - ведущий фактор компьютерноинформационной депривации, который способствует возникновению у ребенка психосоциальной депривации.
Характерной особенностью общения детей 3-4 лет с компьютерной системой для является потребность в возможности воздействия на окружающую действительность в условиях виртуальной реальности [2, 3]. Для детей 5-6 лет свойственны сложные потребности в общении, в частности, на интерактивном уровне (потребность в сотрудничестве, уважении, сопереживании). У воспитанников дошкольного образовательного учреждения, не владеющие умениями и навыками взаимодействия с компьютерной системой, потребность во внимании и доброжелательности остается доминирующей на протяжении всего дошкольного возраста, так как они не могут самореализоваться в условиях виртуальной реальности. Явный интерес к компьютерной системе, инициативные действия, обращенные к ней, обостренная чувствительность к ее возможностям и оценкам свидетельствуют о том, что дети испытывают острую потребность в самореализации. Рассматривая общение детей дошкольного возраста с компьютерной системой, можно говорить о своеобразной форме ситуативно-личностного общения, где потребность в самоутверждении удовлетворяется в условиях виртуальной реальности. Отставание мотивационно-потреб-ностной стороны в интерактивном взаимодействии от операционального состава (или средств) характерно для дошкольников,
растущих в дефиците общения в условиях виртуальной реальности [4].
У детей дошкольного возраста, не имеющих начальных компьютерно-информационных умений существуют нарушения в личностном общении, в основе которого лежит потребность в информационном взаимодействии. Для них характерна скупость выражения своих переживаний.
Дефицит общения ребенка с компьютерной системой приводит к гипертрофии, сверхценности этой потребности, к практически полной зависимости эмоционального благополучия ребенка от отношения к нему со стороны индивидов общества и субъектов внут-рии семьи.
В условиях компьютерно-информационного обучения в дошкольном возрасте у детей развивается опыт невербального, но весьма насыщенного интерактивного общения со сверстниками.
Теоретические исследования, проведенные под руководством автора, показали, что контакты детей выражены сильнее, если в детском саду они получили опыт взаимодействия с компьютерной системой. Воспитанники в три раза чаще обращались к другому ребенку, что свидетельствует о наличии потребности в общении со сверстниками. При этом контакты детей были весьма разнообразны и эмоциональны, поскольку у детей были темы обсуждения (действия героя компьютерной игры или обучающей программы). Эти данные свидетельствуют о тесной связи двух сфер общения - общение с компьютерной системой приводит к обогащению отношений между сверстниками. Уровень развития ребенка во многом определяет характер его контактов с другими детьми.
Практическая реализация результатов теоретического исследования также позволяют говорить о том, что у не депривированных детей сопереживание и содействие, как умение оказывать помощь другому, представлено значительно шире, чем у ребят, не имеющих опыта взаимодействия с компьютерной системой. Этот феномен позволяет затронуть один из важнейших вопросов развития интерактивной личности - проблему отчуждения, «обособления». Ситуация компьютерно-информационной депривации способствует развитию феномена отчуждения.
Сравнительное изучение особенностей общения детей, обладающих опытом взаимо-
действия с компьютерной системой, показало, что дети, не имеющие такого опыта существенно отличаются в развитии интерактивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Особенно заметно эти отличия проявляются в личностном общении, в основе которого лежит потребность во взаимопонимании и сопереживании. Главная причина такого кроется, прежде всего, в практике «общения» ребенка с компьютерной системой.
Нарушения в общении детей, растущих вне интерактивной среды, со взрослыми и сверстниками фиксируются на всем протяжении детского периода развития и даже во взрослой жизни.
Поведение дошкольников, воспитывающихся в условиях взаимодействия с компьютерной системой, лишено ситуативности. Дети, могут сосредоточиться на каком - либо занятии, планировать свои действия, им не свойственны двигательная расторможен-ность, импульсивность, легкая отвлекаемость.
Появление таких качеств в поведении воспитанников дошкольных образовательных учреждений зависит как от широты их контактов со взрослыми (педагогами и родителями), так и от высокой интенсивности контактов со сверстниками. Ребенок постоянно общается с группой сверстников, причем он сам может предпочесть ей другую какую-либо интерактивную группу, что приводит к эмоциональной стабильности, защищенности, формирует способность к развитию навыков общения со сверстниками, умению налаживать равноправные дружеские отношения с незнакомыми детьми, участвующими в интерактивном общении.
В условиях интерактивного взаимодействия формируется феномен «я + мы». У детей возникает своеобразная идентификация себя с другими, когда часть своих личностных качеств ребенок передает группе, сам же принимает условия группы в качестве замены личных способностей, например, в условиях сетевой компьютерной игры. В условиях компьютерно-информационного обучения у детей складывается совершенно особое психологическое образование, которое условно можно назвать - «виртуальная семья».
Чтобы стать полноценной интерактивной личностью, ребенок должен воспитываться в обстановке полного взаимодействия всех участников компьютерно-информационного
обучения. Отметим, что если эмоциональный контакт с близкими взрослыми или окружающими людьми, в ходе взаимодействия ребенка с компьютерной системой, нарушен, то обстоятельства ребенка подавляют, он пессимистичен, чувствует себя слабее других. В результате у него развиваются очень низкая самооценка.
Начиная с первых занятий по информатике, развитие всех аспектов интерактивной личности (представление о себе, отношение к себе, образ «Я», самооценка) у воспитанников дошкольных образовательных учреждений должно иметь качественно специфическую ассоциативную форму. Серьезным следствием компьютерно-информационной депривации ребенка является отсутствие у него чувства уверенности в себе, которое, возникнув на ранних стадиях возрастного развития, становится устойчивой характеристикой личности.
Можно утверждать, что самооценка и характер интерактивного общения взаимосвязаны. Именно интерактивное общение влияет на зарождение общей и конкретной самооценки у детей. Способность ребенка к соотнесению себя настоящего с собой и зна-
ниевым образом в виртуальной среде - важнейшее позитивное образование самосознания развивающейся интерактивной личности. В условиях компьютерно-информационного обучения развивается интерактивная личность с ответственным отношением к собственному времени жизни. Эмоциональное благополучие, уверенность по поводу настоящего и будущего у воспитанников имеют типичную представленность в их сознании.
Таким образом, проведенный нами теоретический анализ проблемы развития интерактивной личности детей в условиях компьютерно-информационной депривации позволяет, заключить, что эти дети не приобретают ряд личностных особенностей, таких как: познавательную активность, интеллектуальное саморазвитие; четкость в личностном общении, возрастание активности в общении; яркой выраженности своих переживаний.
В связи с наличием у детей многочисленных особенностей в личностном развитии, целесообразным является проведение работы на повышение самооценки и уверенности в себе, а также организацию всех видов интерактивного общения.
18.01.2011
Список литературы:
1. Алексеенкова, Е.А. Личность в условиях психической депривации: учебное пособие: Питер Пресс, 2009
2. Барсукова, Л. Блиц-игры в преподавании дошкольной педагогики / Л. Барсукова // Дошкол. воспитание. — 1991. — №11. — С. 77.
3. Васильева Н.Н, Новоторцева Н. В. Развивающие игры для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Н.Н. Васильева, Н.В. Новоторцева. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 208 с.
4. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т. И. Бабаевой [и др.]. — М., 2000.
5. Ерофеева, Т. И., Павлова Л.Н., Новикова В.П.. Математика для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада [Текст] / Т. И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: Просвещение, 2001.
6. Зубрилин, А. А. Игровой компонент в обучении информатике // Информатика в начальном образовании: Приложение к журналу «Информатика и образование». 2001. №3.
7. Кордуэлл, М. Психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г.
8. Ландгмейер, Й., Матейчик, З. Психологическая депривация в детском возрасте. 1984
9. Олейников, А.А. Организационно-педагогические основы компьютерно-информационного обучения воспитанников старшей и подготовительной групп дошкольного образовательного учреждения: Монография. Костанай - 2009.- 157 с.
10. Олейников, А.А. Организационно-педагогические основы компьютерно-информационного обучения учащихся средних классов общеобразовательной школы. Монография.- Костанай, 2009.- 140 с.
Сведения об авторе: Олейников Алексей Анатольевич, зав. кафедрой информатики и компьютерных технологий Костанайского государственного педагогического института,
кандидат педагогических наук 110000, г. Костанай, ул. Тарана 118, каб. 403, тел. (714-2) 545874 (вн. 115), е-mail: [email protected]
UDC 378.14:004 Oleinikov A.A.
THEORETICAL ANALYSIS OF THE PROBLEM OF INTERACTIVE DEVELOPMENT OF A PERSONALITY OF A FOSTER CHILD AT PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION AT CONDITIONS OF COMPUTER-INFORMATIONAL DEPRIVATION
The article considers the ways decision of development problem’s the interactive pupil personality offer all necessary facilities for computer-informal deprivation.
Key words: computer-informal deprivation, knowledge forms, interactive group.