действия у детей и подростков. - М.: Издательство Института Психотерапии, Издательство НГМА, 2000. 320 с.
2. Волкова О. Н. Особенности развития личности часто болеющего ребенка. // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн., 2010. N 2. [Электронный ресурс]. URL: http: // medpsy.ru.
3. Тихонович Т. Ю. Психосоматический статус часто болеюшдх детей как фактор их успешной адаптации к дошкольному образовательному учреждению // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн., 2015. N 3 (9). [Электронный ресурс]. URL: http://medpsy.ru.
4. Михеева А. А. Психические особенности часто болеющих детей // Автореф. Дисс ... канд. психол. наук. Москва. 1999. 19 с.
5. Малиновская Н. Д. Результаты исследования психологического компонента структурного аттрактора болезни школьников Российской Федерации. Психиатрия, т. 6, 2005. [Электронный ресурс]. URL: http//www.medline.ru.
6. Великанова Л. П. Донозологическая диагностика и профилактика пограничных нервно-психических расстройств. Сравнительно-возрастной аспект // Автореф. дисс. ... д. м. н., Москва, 2008.
7. Малиновская Н. Д. Результаты исследования психологического компонента структурного аттрактора болезни школьников // Известия РГПУ им. А. И. Герцена, выпуск № 19, том 2, 2006. C. 113-117.
8. Макарова З. С., Голубева Л. Г. «Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольном учреждении»; М.: «ВЛАДОС», 2004. 270 с.
9. «Психология здоровья: Учебник для вузов» / Под. ред. Г. С. Никифорова; СПб.: Питер, 2006. 607 с.
10. Кравцова Н. А. Психологическое содержание организационных форм и методов оказания помощи детям и подросткам с психосоматическими расстройствами // Автореф. дисс. ... д. п. н., Томск, 2009.
11. Сидоркина Т. Ю. Адаптация часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн, 2013. N 3 (20). [Электронный ресурс]. URL: http://medpsy.ru.
Theoretical analysis of the personal and psychological characteristics that influence the social and psychological adaptation of young specialists in the social protection system Fomina T.
Теоретический анализ личностно-психологических особенностей, влияющих на социально-психологическую адаптацию молодого специалиста в системе социальной защиты населения Фомина Т. Д.
Фомина Татьяна Дмитриевна / Fomina Tatiana — студент, направление: организационная психология, факультет психологии, Государственное образовательное учреждение высшего образования Московский государственный областной университет, г. Москва
Аннотация: в статье рассматриваются процессы социально-психологической адаптации. Анализируется воздействие личностно-психологических особенностей специалиста по социальной работе на социально-психологическую адаптацию молодого специалиста в системе социальной защиты населения.
Abstract: this article discusses the process of socio-psychological adaptation. We analyze the interaction between individual psychological characteristics of the expert in social work in the social and psychological adaptation of young specialists in the social protection system.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация молодого специалиста, личностно-профессиональные особенности, социальная работа.
Keywords: socio-psychological adaptation of young professional, personal and professional characteristics, social work.
На современном этапе развития общества и с возникновением новых социальных проблем, требующих инновационного подхода в их решении, изменилось понимание, требования и содержание социальной работы. Научные исследования в области социальной работы как профессии определяют социальную работу как вид профессиональной деятельности, обеспечивающей в обществе социальную защищенность социально-уязвимым категориям населения посредством мер профилактики, социализации и реабилитации, социальной помощи и поддержки (М. В. Фирсов, Э. И. Зборовский П. Д., Павленок, М. Пейн, Т. А. Ромм, В. И. Жуков, Б. Ю. Шапиро, Е. А. Холостова, Н. Б. Шмелева, Б. Ю. Шапиро). Поэтому конкурентноспосбный специалист системы социальной защиты населения должен не только хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, но и уметь принимать решения, грамотно использовать собственные ресурсы при решении проблем клиента и активизировать его потенциал. От профессиональных и нравственно-личностных характеристик специалиста социальной работы зависит качество оказания услуг, грамотная и профессиональная реализация технологий социальной работы [2].
Таким образом, на наш взгляд, в сфере «помогающих» профессий личностно-профессиональные качества специалиста выдвигаются на первое место. Компоненты лично-профессиональной компетентности и психологические особенности «старичков профессии» также способствуют успешности передачи опыта новому поколению и процессу социально-психологической адаптации молодых специалиста.
Индивидуально-психологические особенности специалиста как профессионально важные качества специалиста социальной защиты исследуются такими отечественными и зарубежными учеными, как Г. А. Бутрим, А. К. Маркова, С. А. Моторов, Э. И. Зборовский, П. Д. Павленок, М. В. Фирсов, М. Пейн, Т. А. Ромм, Б. Ю. Шапиро, Е. И. Холостова, Д. Сеймор, В. Стайн. Проблема структурно-динамических свойств личности, влияющих на формирование, развитие профессиональной пригодности, механизмы становления профессионала и субъекта деятельности рассматривали К. М. Гуревич, Е. А. Климов, В. Ф. Матвеев. Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Е. А. Кузьмин, Л. И. Митина.
В. Д. Майерс, Т. С. Сулимова, В. Д. Шадриков и др. полагают, что процесс социально-психологической адаптации изначально зависит от личностных особенностей каждого человека. Индивидуальные особенности молодого специалиста, его деловые качества будут служить источником и отправными принципами развития его в этой организации и самой организации в целом. Основными качествами, которыми должен обладать молодой специалист по социальной работе являются: сострадание, желание помогать людям, терпение, порядочность, способность принимать других такими, какие они есть, вежливость [5].
Обязательные качества социального работника - эмпатийность, психологическая грамотность, деликатность. Специалист, пришедший в эту профессию, должен быть гуманистом, обладать хорошими коммуникативными и организаторскими способностями, высокой духовной и общей культурой, чувством такта.
Личностные качества специалиста в системе социальной защиты населения можно разделить на три группы:
- требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психологическим процессам, психологическим состояниям, вниманию как состоянию сознания, эмоциональным и волевым характеристикам;
- самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков;
- стрессоустойчивые качества - физическую тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями;
- коммуникативность, эмпатийность, внешняя привлекательность, коммуникабельность и т. д.
Изучив профессиональную компетентность социального работника, О. А. Овсянник выделяет
следующие отличительные особенности: необходимость обладания эмоциональной устойчивостью, готовность к психологическим перегрузкам, способность избегать невротических отклонений в собственных оценках и действиях, несмотря на возможные неудачи, умение добросовестно исполнять свой долг.
Е. А. Густова выделяет ценности и качества социального работника, которые обуславливают успешность деятельности специалиста, его личностно-профессиональную зрелость, а, следовательно, психологические качества положительно влияющие на процесс социально-психологической адаптации молодого специалиста в системе социальной защиты. Эти характеристики были распределены в соответствии с теоретически выявленной и обоснованной структурой личностно-профессиональной компитентности, включающие мотивационно-ценностный, операционный и рефлексивные компоненты. Также стоит отметить, что жизненные ценности социального работника входят в различные компоненты личностно-профессиональной компетентности и, с одной стороны, являются морально-нравственной основой профессии социального работника, с другой - личностными ценностями самого социального
работника, детерминированные развитием их личностных и профессиональных качеств, что влияет на процесс социально-психологической адаптации молодого специалиста.
Каждый компонент личностно-профессиональной компетентности вносит значительный вклад в динамику ее становления, при этом компоненты личностно-профессиональной компинентности, изменяясь и развиваясь, оказывают влияние друг на друга, и в том числе на процесс социально-психологической адаптации молодого специалиста [1].
Основным трудным моментом в профессии социальной защиты населения является характер и условия труда во время выполнения социальными работниками своих основных функций. Специалисты по социальной работе исполняют свои обязанности вне от внешних факторов, поэтому им приходится обладать достаточно высокой физической выносливостью и работоспособностью. Специалист в системе социальной защиты подвергается большим эмоциональным нагрузкам, которые, в свою очередь, связаны с самой природой «помогающих» отношений, требующих эмоционального контакта, соучастия, понимания, эмоционального воздействия на партнера по общению, выдержки, и т. д. Для внутреннего эмоционального комфорта при выполнении профессиональных обязанностей социального работника разработан и внедрен комплекс мероприятий по психологической поддержке социального работника в адаптационный период.
Процесс социально-психологической адаптации персонала включает следующие этапы:
- ознакомительный этап (психологический инструктаж). На данном этапе происходит введение в специфику общения как в коллективе, так и с получателями социальных услуг;
- обучающий этап (программа «новый сотрудник»), данный этап включает в себя теоретическую (психопрофилактика) и практическую (тренинг, обучение элементам саморегуляции и самоконтроля) психологическую подготовку;
- этап ассимиляции. В этот период социальный работник проходит этап полного приспособления как в коллективе, так и в сфере профессиональной деятельности [3].
Социально-психологическая адаптация молодого специалиста по социальной работе - процесс вхождения новичка в новый для него иерархический коллектив, формирования личностных профессиональных связей и отношений с коллегами. Сюда входит ознакомление с целями и задачами коллектива, его традициями, отношениями между руководителями и подчиненными в условиях демократии и гласности, между смежными подразделениями, с критериями оценки действий специалиста по социальной работе в коллективных формах трудовой деятельности. В процессе социально-психологической адаптации происходит активное сравнение и взаимоприспособление ценностных ориентаций, нравственных идеалов и представлений коллектива и нового работника. Основным объективным показателем социально-психологической адаптированности является отсутствие конфликтов с руководством и другими специалистами социальной защиты населения [4].
Учитывая вышесказанное, процесс социально-психологической адаптации молодого специалиста в системе социальной защиты могут упростить личности с психологическими особенности, которыми обладают специалисты этой профессии. Процесс социально-психологической адаптации осуществляется успешней благодаря таким психологических качествам, как эмпатия, профессиональная коммуникабельность, внимательность, стрессоустойчивать, ответственность, сочувствие, толерантность, оптимизм (позитивное мышление, позитивное отношение, позитивная активность), которыми обладают члены коллектива и руководитель социальной организации.
Таким образом, социально-психологическая адаптация молодого специалиста в системе социальной защиты - это процесс вхождения нового специалиста по социальной работе с ярко выраженными качествами эмпатии, желания помогать людям, сострадания, с одной стороны, в новый трудовой коллектив, в ходе которого вырабатывают межличностные профессиональные связи между руководителем и всем коллективом, и, с другой стороны, происходит установление продуктивных профессионально-деятельностных взаимоотношений с клиентом системы социальной защиты, направленных на то, чтобы оказать нужную помощь в преодолении трудной жизненной ситуации получателя услуг.
Литература
1. Густова Е. А. Динамика становления личностно-профессиональной компинентности студентов вуза, будующих социальных работников // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». М., 2012. № 1. С. 73-79.
2. Коновальчик Е. А., Тратинко Т. В. Ценностные ориентации будущих специалистов по социальной работе как фактор личностно-профессионального развития // Акмеологические основы становления специалиста-профессионала в различных видах деятельности: материалы Междунар. Науч.-практ. Конференции (Гомель, 24-25 нояб. 2011 г.). Гомель, 2011. С. 130-133.
3. Краснов О. В. Психологическая адаптация социального работника в социальном обслуживании [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). М.: Буки-Веди, 2015. С. 22-25.
4. Толочек, В. А. Современная психология труда : учеб. пособие / В. А. Толочек. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 479 с.
5. Холостова Е. И. Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебник для бакалавров / под ред. Е. И. Холостовой, Е. И. Комарова, О. Г. Прохоровой. М.: Издательство Юрайт, 2011. 425 с.