262
Пр аво
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. /Лобачевского, 2009, № 5, с. 262-266
УДК 342.1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
© 2009 г. С.Н. Кожевников
Волжская государственная академия водного транспорта [email protected]
Поступила в редакцию 06.07.2009 Анализируются теоретические вопросы современной российской государственности.
Ключевые слова: российская государственность,
В юридической литературе последнего времени нередко используется слово «государственность» [1—7]. В отдельных публикациях это понятие рассматривается как синоним государства вообще, государства того или иного исторического типа, как структура власти и властных отношений в государстве, т.е. определенная конституцией система государственных институтов и правил их взаимодействия [6, 8]. По этому поводу высказаны и иные, более убедительные суждения. В частности, утверждается, что «государство» и «государственность» -понятия не идентичные, имеющие разный объем, соотносятся как часть и целое. В этом контексте признается «государственность» - значительно более широкая категория, означающая сложную, многоуровневую систему общественных отношений, опосредованных государством и правом. Она (государственность) не замыкается только на власти, сосредоточенной в государственных структурах, как бы выходит за их пределы. «Государственность, - отмечает В.Е. Чиркин, - широкое понятие, охватывающее государства, предгосударственные образования (например, при первоначальном возникновении государства), а также национальногосударственные образования и иные автономные образования политического характера» [9].
По-видимому, в качестве примера предгосу-дарственного образования можно назвать организацию военной демократии, существовавшей до образования Римского государства.
В этом контексте отметим: государственность - понятие, охватывающее прежде всего государство, предгосударственные образования (например, при первоначальном возникновении государства, а также социальные образования, возникшие в последующие периоды (органы местного самоуправления, Общественная палата РФ, ее подразделения в регионах), но непосредственно связанные с
государство, теоретические вопросы.
государством, существующие на законодательной основе.
Как видно, разные представления о государственности как комплексном целостном образовании свидетельствуют о дискуссионности проблемы, о том, что она нуждается в дальнейшем исследовании.
Понятие «государственность» - междисциплинарное, поскольку представляет интерес не только для государствоведения, но и политологии, социологии и других наук, уделяющих внимание анализу государственных и политических структур. В правоведении относительно понятия «государственность» предпринимаются попытки выделить основные стороны этого явления, познать его становление, структуру, особенности.
В контексте исторического подхода уместно отметить следующее: государственность формируется под воздействием совокупности социальных, политических, национальных и иных отношений. Эти отношения - своеобразный фактор, побуждающий к тому, что сначала складываются элементы государственности, а затем и собственно государство и производные от него структуры, скажем, муниципальные образования. Исторические факты подтверждают названную тенденцию. Известно, что у народов, восстанавливающих утраченную государственность либо формирующих новую, прежде всего воссоздаются отдельные государственные органы (имевшие место в прошлом либо новые). А затем на их основе образуется государство с иными элементами государственности, т.е. новыми, нетрадиционными институциональными структурами, которые могут быть временными или утвердиться в качестве постоянных. Термин «государственность» используется также для социальной характеристики государств, т.е. их типологии («феодальная государственность» и т.п.). Как видим, в качестве отправной точки
этого сложного теоретического понятия следует рассматривать государство. Напомним, что в аспекте материалистической теории государство есть система органов исполнительной и других властных структур, создающих вертикальную систему управления, посредством которой обеспечивается существующий строй и порядок в обществе. В современных условиях устройство государства оформляется и закрепляется в конституциях и иных законодательных актах. Иными словами, государство - это особая, универсальная для данного общества организация, обладающая публичной властью и систематизированным аппаратом управления обществом. Основные признаки государства: а) определенная территория с населением, на которую распространяется юрисдикция данного государства; б) наличие особой системы органов и учреждений (механизм государства), осуществляющих властные функции (внутренние и внешние); право - определенная система норм, санкционированных государством и др.
С позиции исторического подхода исследование российской государственности можно разделить на три периода: дореволюционный, советский и современный.
Заметим, дореволюционные ученые в рамках исследования государственности основное внимание уделяли истории монархии, ее структурным формам и др. При этом история государственного управления ассоциировалась с историей правящей династии, а государственное управление в представлении того времени отождествлялось с личностью монарха. В то же время при рассмотрении структуры органов власти того периода времени уделялось внимание также внутренним и внешним факторам, оказывающим влияние на монархическую власть.
Советская школа в своих выводах относительно государственности ориентировалась на марксистскую традиционную теорию, раскрывающую процесс возникновения государства, и на теорию политической экономии. При этом развитие государственного управления в стране воспринималось сквозь «призму» постоянных конфликтов между правящим элитным слоем и остальными классами. Соответственно была сформирована система управления страной. Несущей конструкцией такого управления являлась монопольно властвующая Коммунистическая партия, объединявшая государственные органы, общественные организации, творческие союзы и др. Именно эти структуры могли оказывать существенное влияние на достижение, прежде всего, идеологических целей в условиях
конфронтационных ситуаций (борьба с внутренними врагами, военное положение и др.). Соответственно, характеристика государственности того периода времени связана с признанием ключевой роли одной Коммунистической партии, отсутствием разделения властей, признанием Советов основными органами государственной власти сверху донизу, существованием всеобъемлющего государственного планирования, сопряженного с запрещением частной собственности, предпринимательства и т.д.
Советская государственность приспосабливалась не к оптимальной организации общественной жизни в рамках закона, а прежде всего к выполнению волевых решений и указаний партийных и государственных лидеров [10].
Государственность современной России качественно отличается от государственности прошлого периода. В стране «ушел» с исторической арены партийно-государственный социализм, соединявший власть и собственность, защищавший себя всеми возможными средствами, преимущественно при помощи активных силовых методов. В настоящее время нет монополии политической партии на власть, нет централизованного управления всей экономикой. Есть новое Российское государство, провозглашающее общепризнанные ценности демократии. Соответственно ведется поиск оптимального варианта отношений системы федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления. Примечательно, что Конституция Российской Федерации 1993 г. формально отказалась от понятия «национально-государственное и административно-территориальное устройство Российской Федерации», заменив его понятием «федеративное устройство». По-видимому, тем самым определился переход от прежних централизованных структур к федерации, основанной на равноправии всех ее членов.
Как видим, государственность России до недавнего времени рассматривалась как переходная [11]. По-видимому, для такого вывода были существенные основания. Имеется в виду то, что в начале 90-х годов в стране осуществлялся фундаментальный демонтаж советской государственности, закладывались основы для проведения реформ в обществе. С учетом этого можно выделить два взаимосвязанных процесса: прежде всего демонтаж был связан с постепенным преодолением традиционных стереотипов мышления, привычек, стилей руководства, сформировавшихся в период существования административно-командной системы советского времени. В то же время шел процесс создания новых институ-
ционных структур, не известных ранее, правил и норм их взаимоотношения, а также внедрение в систему государственного управления новых принципов деятельности, новых установок и ценностей, адекватных укреплению российской государственности.
Стало быть, современное российское государство - Российская Федерация и сопряженная с ним государственность - созданы на принципиально новых экономических, политических, социальных основах.
В юридической литературе с позиции широкого подхода в качестве компонентов современной российской государственности признаются: 1) государство, определяющее весь строй политических отношений; 2) экономический строй общества, где ведущее место принадлежит отношениям различных форм собственности; 3) социальная организация общества, в том числе национальные, конфессиональные, межличностные отношения; 4) духовно-культурная организация общества; 5) правовая система и информационная система [12].
Обоснованность этой позиции разделяет
В.А. Затонский. По его мнению, «государственность — это система взаимосвязанных и взаимозависимых государственно-политических, социально-правовых, экономических, нравственно-этических, этнокультурных и иных (так или иначе связанных с государством и реализацией его функций) компонентов» [13].
В этом контексте представляется необходимым в качестве центральных, основополагающих или первичных элементов российской государственности выделить специфические составляющие (узлы, блоки), раскрывающие ее содержание.
1. Государство — главный организатор и регулятор общественных отношений, важнейшая составная часть политической системы общества. Именно в этом качестве государство в состоянии сконцентрировать все многообразие политических интересов, воздействовать на явления политико-правовой, экономической, финансовой жизнедеятельности общества посредством правовых, организационных, стимулирующих средств и др. В этой связи существенна функциональная характеристика государства, позволяющая увидеть государство в динамике, как организацию, управляющую обществом. С другой стороны, очевидна сама потребность общества в государстве, потребность в выполнении тех или иных функций (потребность в охране, обороне и т.д.).
2. Государственная власть — институционный механизм, обеспечивающий координа-
цию и согласование государственных и социально-политических объединений с целью достижения согласованных решений. В научной литературе нередко предлагаются определения государственной власти, в которых она, по сути, отождествляется с государством. Этим понятиям действительно свойственны общие существенные моменты, в связи с чем они нередко используются как тождественные, взаимозаменяемые. Например, когда в свое время употреблялось словосочетание «Советская власть» имелось в виду государство, существовавшее на территории СССР. Однако между этими понятиями есть и различия. Государство - это система институтов, учреждений, органов, осуществляющих определенные функции, нацеленные на решение определенных задач. Государственная же власть - это высшая организационная инстанция, обладающая независимостью от любой другой власти. Согласно Конституции РФ государственную власть от имени Федерации осуществляют президент, парламент, правительство и суды федерации, в субъектах федерации - образованные ими органы.
Эта власть легитимированная, т.е. имеет юридическое (конституционное) основание, «мандат» народа, обладает суверенитетом и представляет собой основной вид социальной власти в обществе. При этом под суверенитетом понимается такое свойство государственной власти, которое позволяет ей устанавливать правопорядок на определенной территории; устанавливать правовые пределы собственной компетенции; принимать наиболее важные решения при регулировании общественных отношений, обязательные для всех граждан государства; иметь монополию принуждения на своей территории; самостоятельно и независимо от других государств осуществлять свои внутренние и внешние функции.
3. Государственные образования как основные элементы государственности. В этом контексте имеются в виду субъекты Российской Федерации - носители, обладатели государственной власти в лице образующих Россию:
1) республик; 2) краев; 3) областей; 4) городов федерального значения; 5) автономной области и 6) автономных округов.
Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) ор-
ганом соответствующего субъекта РФ. Названные субъекты Российской Федерации осуществляют государственную власть на республиканском и региональном уровне. Соответственно Конституция РФ наделяет их правом самостоятельно осуществлять часть государственных функций. При этом федеральная власть является верховной по отношению к региональной власти, о чем свидетельствует система их субординации.
4. Личность во взаимоотношениях с государством. В этом контексте государственность - не только пространство государственной политики, но и поле, в рамках которого осуществляется деятельность граждан, направленная на взаимоотношения с государством либо выстраиваемая под его влиянием. С одной стороны, это способствует формированию правовых свойств личности, с другой - оказывает существенное воздействие на параметры ее правового поведения. В этой связи в качестве элементов государственности признаются: возможность фактического участия граждан в выборах представительных органов государственной власти; их обращения в государственные органы с предложениями по совершенствованию их деятельности, с соответствующими заявлениями с целью оказания содействия органам охраны законности и правопорядка и др.
Вместе с тем отметим усилия российского государства, направленные на обеспечение интересов граждан в условиях наметившегося экономического и финансового кризиса. Например, назовем существенные изменения, внесенные в действующий федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» [14] и законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан и др. [14]
5. Правовая система как комплексная категория, социальная реалия, включающая всю правовую организацию общества, оказывающая существенное влияние на государственность российского общества, на правовое поведение личности. По-видимому, право, роль и значение которого должны возрастать, становится тем цементирующим фактором, посредством которого должны обеспечиваться верховенство Конституции РФ, развитие демократии, политическая стабильность, совершенствование национальных и федеративных отношений, решительная борьба с бюрократизмом и коррупцией.
6. В юридической литературе категорию «государственность» предлагается понимать
как качественную характеристику государственно-организованного общества [15]. По-видимому, государственность включает лишь те институты гражданского общества, которые взаимодействуют с органами государственной власти и управления при осуществлении последними функции управления обществом (органы местного самоуправления и др.).
Относительно позитивных тенденций развития российской государственности в настоящее время можно назвать следующие:
1) повышение эффективности взаимодействия государственной власти и общественных объединений, таких как Общественная палата РФ и др. [16];
2) совершенствование механизма государства, его структур с целью устранения дублирующих, ликвидации иных неэффективных звеньев;
3) преодоление бюрократизма, коррупции в государственном аппарате, последовательное осуществление в его деятельности и соответствующих звеньях принципа законности;
4) последовательная реализация государством и обществом общенациональных интересов, ориентированных на возрождение потенциала России, авторитет и престиж, который зиждется не только на богатстве природных ресурсов, но и на высокоэффективной экономике, достойном уровне жизни населения, развитой демократии, надежной защите прав и законных интересов граждан и их объединений;
5) постепенное осуществление идеи формирования правового государства - особой организации политической власти, при которой признаются и гарантируются права и свободы человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона.
Такова самая общая характеристика современной российской государственности, позволяющая глубже понять ее особенности, видеть, что процесс формирования государства России сопряжен не только с определенными достижениями, но и с некоторыми не полностью решенными задачами.
Положения данной статьи, относящиеся к понятию и содержанию государственности, позволяют признать, что государственность характеризуют в первую очередь государственная власть и государство как аппарат государственной власти и управления. Именно государственная власть, государство принимают наиболее важные решения, относящиеся к жизни всего общества.
Список литературы
1. Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство и право. 1993. № 7.
2. Бондар А. Традиции российской государственности и права человека // Власть. 2008. № 10.
3. Динес В. Российская государственность в контексте исторических традиций // Власть. 2008. № 2.
4. Ивайловский Д.Н. К вопросу о понятиях «российский федерализм» и «российская государственность» // Г осударственная власть и местное самоуправление. 2007. № 8.
5. Корзенников В.Н. Понятие государственности. Государственность республики как субъекта федерации // Право и политика. 2008. № 5.
6. Левакин И.В. Современная Российская государственность: проблемы переходного периода // Государство и право. 2003. № 1.
7. Мамут Л.С. Современная российская государственность и культура демократии // Государство и право. 2009. № 1.
8. Пастухова Н.Б. Об особенностях становления и развития государственного суверенитета современной России // Государство и право. 2007. № 8.
9. Чиркин В.Е. Государственность // Юридическая энциклопедия / Под ред. Б.М. Топорнина. М., 2001.
10. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М., 2001. С. 19.
11. Арзамаскин Н.И. Политико-правовой анализ содержания переходного государства // Право и образование. 2007. № 5. С. 70-77.
12. Морозова Л.А. Проблемы современной Российской государственности. Уч. пособие. М., 1998.
С. 10-11.
13. Затонский В.А. Государство и личность в системе государственности (к вопросу о содержании базовых категорий теории государства и права) // Государство и право. 2007. № 10. С. 5-12.
14. Российская газета. 2008, 26 декабря.
15. Войтенко О.В. Государство, государственное образование, государственность (теоретико-методологический анализ их соотношения): автореф. канд. дис. М., 2006. С. 18.
16. Послание Президента РФ Д. Медведева Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 2008, 6-12 ноября.
THEORETICAL ISSUES OF MODERN RUSSIAN STATEHOOD
S.N. Kozhevnikov Some theoretical issues of modern Russian statehood are analyzed.
Keywords: Russian statehood, state, theoretical issues.