ближнему, предает - по 6%. Характерным для русского человека является пьянство - 40%, доброта, щедрость, самоуважение, работоспособность, образованность и бедность. Удивило бы респондентов, если бы русский человек предал Родину. Чувство гордости испытывают юноши потому, что русские никогда не сдаются, девушки отмечают доброту, трудолюбие. Главное, чего недостает русскому человеку - реализации своих возможностей. В ходе исследования нами было обнаружено гендерное различие в сфере этнического самосознания. Юноши более категоричны в своих суждениях, девушки в своих оценках проводят более детальное сравнение.
Таким образом, этническое самосознание есть целостное многокомпонентное образование, представленное различными уровнями становления и формами выражения. Одной из основных функций этнического самосознания, выраженного в форме адекватной позитивной самоидентификации, является развитие этнической индивидуальности, этничности своей общности; во-вторых, как социально-нравственное отношение к собственной этнично-сти, к этничности своей социальной общности, к этничности других социальных образований; в-третьих, как саморегулирование - процесс регуляции своей психической деятельности, своего поведения в форме соотношения своих мотивов, поступков, целей, возможностей с теми требованиями и нормами, которые выдвигает перед личностью этническое бытие.
Список использованных источников
1. Бромлей Ю.В. Очерки по теории этноса. - М.,1 983; Этносоциальные процессы: теория, история, современность. - М., 1977; К характеристике понятия "этнос" Расы и народы: Ежегодник. - 1. - М., 1971.;
2. Козлов В.И., Бердяев Н. Судьба России М. Советский писатель,1989.
3. Кон И.С. Психология ранней юности Москва: Просвещение, 1989.
4. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. - Москва.: ПЕГС, 2002.
5. Платонов Ю.П. Этническая психология С-П.: Изд-во «Речь». 2001.
Филозоп А.А.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НА
ПОЗДНИХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА
Воронежский экономико-правовой институт
Проблема исследования психологии пожилого и старческого возраста, а также концептуализация системы психологической помощи лицам позднего возраста является не только научно актуальной, но и жизненно значимой, поскольку поздний возраст традиционно воспринимают как период потерь, социального, физического и психического спада. Старение - разрушительный процесс, и это, прежде всего, функция времени, его нельзя остановить, как невозможно прервать течение времени. Процесс старения необратим, и закономерным его завершением является смерть. Но старость - это не только результат старения. Если рассматривать поздний возраст как один из этапов жизненного пути личности, то становится очевидным - «этот возраст отличает особое предназначение, специфическая роль в системе жизненного цикла
человека: именно старость очерчивает общую перспективу развития личности, обеспечивает связь времен и поколений» [2. С.6]. Важнейшие задачи, которые ставит старость перед человеком, не могли бы получить решение, если бы поздний онтогенез характеризовался исключительно с позиции дефицита, ущербности по сравнению с другими возрастными периодами жизни человека.
С точки зрения психологической науки старость - это заключительный этап жизненного цикла, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества. Хронологические границы, отделяющие старость от зрелости весьма размыты, так как существуют значительные индивидуальные различия в проявлении признаков старения. Эти признаки выражаются в постепенном снижении функциональных возможностей человеческого организма. Между тем, наряду с характерными для процесса старения инволюционными изменениями организма, поздний онтогенез отличают специфические психологические изменения, такие, как, например, интеллектуальный и эмоциональный уход во внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни, жизненная компетентность, а нередко и мудрость. В тоже время в геронтопсихологии не существует пока теории, которая могла бы интегрировать достижения биологического, психологического и социального знания о старении. Поэтому теоретическое знание различных направлений науки о старости и старении может иметь практическую ценность только в том случае, если будет соотнесено с оценкой индивидуальной ситуации стареющего человека и выработкой стратегии для разрешения проблем (социальных, экономических, личностных и т.п.), сопряженных с вступлением человека в период поздней взрослости.
Гармоничная старость подразумевает, прежде всего, участие стареющего человека в общественной жизни, поддержание индивидуальных, семейных и других связей. Социально-психологический аспект бытия человека определяется многими факторами. Однако наиболее важными являются две сферы: общение с окружающими и индивидуальная повседневная деятельность. Поэтому система психологической помощи для лиц пожилого и старческого возраста, может быть успешно спланирована и реализована только с учетом важности этих двух сфер [5].
Индивидуальная повседневная деятельность имеет огромное значение в наполнении смыслом социальной сферы жизнедеятельности пожилого человека. Часто геронтологи включают в мероприятия по подготовке к выходу на пенсию различные кружки по интересам или клубы общения. Между тем, самое распространенное заблуждение состоит в том, что такой вид занятости легко организовать. Попытки искусственно пробудить интерес у пожилого человека к музыке, садоводству или филателии, как правило, оказываются безрезультатными. Интерес к конкретному виду занятости возникает в старости лишь в том случае, когда эта занятость согласуется с субъективной картиной мира стареющего человека. Возможность свободного выбора вида
деятельности и досуга, в соответствии со своей ценностной ориентацией, социальными потребностями и интересами, более значима для лица позднего возраста, чем дорогое и хорошо организуемое мероприятие. Для пожилого человека, привлеченного в клубную или общественную деятельность, достаточно важно иметь свой собственный социальный статус. Для этой цели формируются группы по интересам, программно ориентированные тренинговые группы, дискуссионные кружки, группы родственников, группы самопомощи и т.д. Самовыражение в условиях группового взаимодействия, привлечение внимания других к своей проблеме и установление контактов с другими людьми, имеющими подобные проблемы, повышает самооценку пожилого человека и его социальное значение. Клубная деятельность лиц позднего возраста - это, прежде всего, процесс их взаимодействия, общения и культурный обмен, посредством которого изменяются личностные установки, активизируется творческое мышление, что способствует гармоничному самоопределению личности и противоборствует процессам ее угасания на заключительном этапе онтогенеза. Как отмечает, О.В.Краснова, при таком разнообразии возможностей практически оказывается невозможным определить, чего хотят сами пожилые люди [5]. Поэтому важным вопросом психологической помощи лицам позднего возраста является психологическая интервенция. Психологическая интервенция - это интегрированное и целенаправленное воздействие на те или иные психологические структуры личности, осуществляющееся психологическими средствами вмешательства, с целью коррекции, психопрофилактики, терапии, реабилитации, научения - то есть обеспечения полноценного развития и функционирования личности [1], [6]. М.Перре и У.Бауманн подразделяют все виды психологических интервенций на психолого-педагогические, организационно-психологические и клиникопсихологические [4].
Психолого-педагогическая интервенция характеризуется совокупностью целенаправленных психологических и педагогических средств коррекционно-развивающего вмешательства педагога-психолога в какие-либо психологические структуры личности с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. К основным средствам психологопедагогического вмешательства относят: активные методы обучения; тренинги креативности, ассертивности, личностного роста, развития различных способностей, умений и навыков, мышления, памяти, внимания; индивидуальное консультирование лиц, относящихся к разным возрастным категориям по широкому спектру психологических проблем и пр. [2].
Под организационно-психологической интервенцией понимается совокупность целенаправленных средств воздействия на личность или группу с целью повышения эффективности взаимодействия субъектов в профессиональной сфере. К основным средствам вмешательства относят: активные формы обучения, различные виды тренингов, направленных на повышение компетентности в сфере профессионального общения, деловые игры, индивидуальное консультирование по вопросам управления и пр. [4].
Клинико-психологическая интервенция характеризуется совокупностью различных средств психологического вмешательства в те или иные структуры личности, направленных, в первую очередь, на терапию, коррекцию, психопрофилактику нарушений психических паттернов функционирования личности, а также на психологическую реабилитацию пациентов с соматическими расстройствами. Психологические интервенции в клинической области - это тренинги памяти, внимания, клинико-психологическое консультирование, широкий спектр психотерапевтических методов воздействия на личность [5].
Между тем не существует единого мнения относительно применения методов психологического вмешательства в геронтопсихологической практике. Это связано, в первую очередь, с тем, что в арсенале современной психотерапии и психокоррекции можно найти достаточно мало методов, разработанных специально для работы с людьми пожилого и старческого возраста. Более известны и распространены методы, разработанные на модели более ранних возрастов, а затем адаптированные к психологическим особенностям лиц позднего возраста. Так, Б.Д.Карвасарский описывает комплекс самых разнообразных средств психологического вмешательства, который может быть успешно применен в геронтопсихологической практике. Этот комплекс нацелен на восстановление и активизацию телесных, психических и социальных функций, навыков и возможностей, а также на помощь в решении конкретных проблемных ситуаций, с которыми пожилой человек не может справиться самостоятельно [3]. Особо необходимо подчеркнуть, что человек позднего возраста нуждается в психотерапевтической, психокоррекционной и других видах психологической интервенции настолько, насколько он способен извлечь из них пользу.
Тактика психологического вмешательства, имеющая целью способствовать облегчение адаптации человека к позднему возрасту, должна быть направлена на ту сторону психической деятельности, которая составляет область личных ценностей пожилого человека. Практически задача заключается в определении объема и характера занятости в повседневной жизни. Ведущая роль здесь должна принадлежать самому пожилому человеку. Краеугольным камнем, такой работы является формирование отношения к собственному старению. Основу психологического воздействия Н.Ф.Шахматов видит в том, чтобы побудить человека больше размышлять, критически пересматривать свои возможности и новое положение в обществе, согласуя их с объективными сторонами заключительного этапа жизни [7]. В процессе психотерапии и психологической реабилитации лица пожилого и старческого возраста должны перейти от обыденного восприятия к ощущению полноценной, наполненной смыслом жизни в настоящем и активизировать личностные ресурсы для повышения качества своей жизни. Но еще раз следует подчеркнуть, что, прежде всего, особенности личности пожилого человека и его стратегия адаптации к возрастному фактору определяет характер психологического воздействия и конкретный выбор применяемых методов и приемов
психологической интервенции.
Места оказания психологической помощи лицам позднего возраста могут быть самыми различными: стационарные учреждения медико-
социального обслуживания, центры дневного пребывания, гериатрические отделения при больницах и поликлиниках и т.д. Самое главное, чтобы включение в любую психологическую работу пожилого человека было не только с его согласия, но и по его инициативе. Только в этом случае можно ожидать положительный эффект от психологической интервенции. Кроме того, приступая к психологической работе с лицом позднего возраста, необходимо разрабатывать концептуальную основу психологического вмешательства в каждом конкретном случае, так как большинству форм психотерапевтического и психокоррекционного воздействия недостает теоретического обоснования.
Список использованных источников
1. Альперович В. Д. Проблемы старения: Демография, психология, социология. -М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.- 352с.
2. Ермолаева М.В. Практическая психология старости. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 320с.
3. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. - М.: Медицина, 1985. - 304с.
4. Клиническая психология / Под. Ред. М. Перре, У. Бауманна - СПб.: Питер, 2002. - 1312с.
5. Краснова О.В. Руководство по оказанию социально-психологической помощи старым людям. - М.:МГУ; Обнинск: «Принтер», 2002. - 208с.
6. Филозоп А. А. Психолого-педагогическая поддержка лиц пожилого возраста// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы - 2003 - № 2 - С.53-58.
7. Шахматов Н.Ф. Психическое старение. - М.: Медицина, 1996. - 302с.
Шитова Н.В.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ОДИНОЧЕСТВА: ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ ЖЕНСКОГО ОДИНОЧЕСТВА И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ОДИНОКИХ ЖЕНЩИН
Воронежский экономико-правовой институт
Современные эмпирические исследования феномена одиночества сводятся к изучению черт характера и личных качеств одиноких людей, возрастных особенностей и атрибутивных моделей одиночества; к выделению составляющих феномена (когнитивной, эмоциональной и поведенческой), сопутствующих состоянию одиночества переменных, к определению степени его тяжести, а также к составлению различных типологий и шкал одиночества.
Одиночество — тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Глубоко одинокие люди, как правило, очень несчастны, у них мало социальных контактов, их личные связи с другими или ограничены, или вовсе разорваны.