Научная статья на тему 'Акмеологический вариант терапии творческим самовыражением М. Е. Бурно в психологической работе с лицами пожилого возраста'

Акмеологический вариант терапии творческим самовыражением М. Е. Бурно в психологической работе с лицами пожилого возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
338
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСКИМ САМОВЫРАЖЕНИЕМ М.Е. БУРНО / THERAPY BY M.E. BURNO''S CREATIVE SELF-EXPRESSION / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / PSYCHOLOGICAL WORK / АКМЕ ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY ACME / ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ / ADVANCED AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Филозоп

Рассматриваются основные особенности акмеологического варианта терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно в психологической работе с пожилыми людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AKMEOLOGICAL VERSION OF THERAPY BY M.E. BURNO''S CREATIVE SELF-EXPRESSION IN PSYCHOLOGICAL WORK WITH PERSONS OF ADVANCED AGE

Presented the main features of the akmeological version of Therapy by M.E. Burno''s creative self-expression in psychological work with elderly people.

Текст научной работы на тему «Акмеологический вариант терапии творческим самовыражением М. Е. Бурно в психологической работе с лицами пожилого возраста»

В ПОМОЩЬ ПРАКТИЧЕСКОМУ ВРАЧУ

УДК 364.4

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ ТЕРАПИИ ТВОРЧЕСКИМ САМОВЫРАЖЕНИЕМ М.Е. БУРНО В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ЛИЦАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

А.А. Филозоп1

ГБОУВПО Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко Минздрава России

Рассматриваются основные особенности акмеологического варианта терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно в психологической работе с пожилыми людьми.

Ключевые слова: терапия творческим самовыражением М.Е. Бурно, психологическая работа, акме личности, пожилой возраст Key words: Therapy by M.E. Burno's creative self-expression, psychological work, personality acme, advanced age

В общественном сознании долгое время доминировало мнение, что в позднем возрасте человека неизбежно ожидают «потери» во всех сферах личности: социальная депривация, снижение памяти и интеллекта, хронические соматические болезни, различные психические расстройства [14,17]. В настоящее время эти негативные обобщения опровергнуты и отечественными, и зарубежными учеными-геронтологами, изучающими личность в позднем возрасте [1,6,8]. Существенный вклад в преодоление эйджизского взгляда на пожилой возраст внесли работы таких зарубежных и отечественных ученых, как П. Балтеса, Р. Пэка, Г. Хойфта Э. Эриксона,

1 Филозоп Александр Анатольевич, кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии Института дополнительного профессионального образования ВГМА им. Н.Н. Бурденко. Тел.: 8-910-247-22-51. E-mail: [email protected].

Л.И. Анцыферовой, Б.Г. Ананьева, Е.Ф. Рыбалко, Н.Ф. Шахматова и др. [1,8,13,14]. Например, в исследовании процесса психического старения, проведенным российским психиатром Н.Ф. Шахматовым было доказано, что в позднем периоде жизни не происходит изменения личностных характеристик, ни нравственные, ни социальные качества личности не утрачиваются [13]. Негативные деформации личности, встречающиеся в старости и свидетельствующие о начале возрастно-органического процесса, связаны, в первую очередь, с усугублением, «заострением», болезненных черт личности (акцентуаций), имеющих место в ранних возрастах.

Дифференцированный взгляд на старость, утвердившийся в современной науке, исходит как из преимуществ, так и недостатков позднего возраста. Рассматривая развитие в пожилом возрасте как многоаспектный процесс, ученые изучают

не только «утраты» стареющего человека, но и те положительные изменения личности и жизнедеятельности, которые сопряжены с вступлением человека в поздний возраст [1,4-6,17].

Как показывают отечественные и зарубежные исследования различных аспектов процесса старения, становления и самоопределения личности на поздних этапах онтогенеза, психическая жизнь в пожилом возрасте характеризуется одновременным проявлением преимуществ и недостатков [1,4,8]. Преимущества сосредоточены, прежде всего, в сфере опыта и знаний (кристаллизованный и практический интеллект), а недостатки проявляются в тех сферах, которые связаны с нейропсихологическими функциями и процессами (флюидный интеллект, оперативная память и т. д.) [6]. Становление личности в этом возрастном периоде обусловливается множеством взаимопроникающих факторов — биологических, общественно-исторических, индивидуально-психологических. Прогрессивное развитие личности и достижение в этом развитии наивысшей точки зрелости (акме) в пожилом возрасте зависит прежде всего от того, насколько стареющий человек выступает субъектом, созидателем своей жизни, ее смысловой содержательности и пространственно-временной организации [12].

В последние два десятилетия в мировой психотерапевтической практике для повышения уровня социальной адаптации, лечения, реабилитации и улучшения качества жизни лиц пожилого возраста стали широко применять различные методы психологической интервенции [4,5,16]. В частности, следует указать на терапевтические методы, эффективно зарекомендовавшие себя в практической геронтологии [5,14-16]:

1) разговорная психотерапия — усиливает психические ресурсы пожилого человека, способствует проектированию перспективы на будущее посредством актуализации потенциалов личностного роста;

2) поведенческая психотерапия — имеет цель развитие практических и социальных навыков, необходимых пожилым людям в повседневной жизни;

3) когнитивно-поведенческая терапия — направлена на изменение локуса контроля и обу-

чение оптимальным стратегиям совладания, в том числе и с отрицательными эмоциями, сопровождающими течение хронических соматических расстройств в позднем возрасте;

4) краткосрочная психодинамическая терапия — концентрирует свое внимание прежде всего на беседах о конечности жизни и неизбежности смерти, необходимости печали при ослаблении психических и физических ресурсов организма и нарастающей дряхлости в глубокой старости.

Обобщая, можно говорить, что психологическое/психотерапевтическое воздействие в герон-тологической практике должно способствовать повышению психических ресурсов пожилого человека, усвоению или совершенствованию навыков и умений, необходимых ему в повседневной жизни. Психологическая интервенция должна побуждать пожилого человека больше размышлять, критически пересматривать свои возможности и новое положение в обществе, согласовывая их с объективными сторонами заключительного этапа жизни [13]. В процессе психологической помощи и психотерапии лица пожилого возраста должны перейти от обыденного восприятия к ощущению полноценной, наполненной смыслом жизни в настоящем и активировать личностные ресурсы для улучшения качества своей жизни [12].

В данной статье мы предлагаем к рассмотрению возможности применения акмеологического варианта терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно [3] в геронтопсихологической практике, исходя из особенностей психического развития личности на поздних этапах онтогенеза.

Акмеологический вариант терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно: сущность метода и основные цели в психологической работе с пожилыми людьми

Терапия творческим самовыражением представляет собой клинический метод в терапии духовной культурой, разработанный российским врачом, психиатром-психотерапевтом М.Е. Бурно в последней трети прошлого века. Сущность терапии творческим выражением М.Е. Бурно (ТТСБ) состоит в лечебном преподавании элементов клинической психиатрии, психотерапии,

характерологии, естествознания в процессе разнообразного творческого самовыражения дефен-зивных1 пациентов [3]. Основные цели метода состоят в помощи пациентам выяснить особенности своей индивидуальности, научиться творчески, т. е. «по-своему» личностно выражать себя сообразно своим природным характерологическим особенностям, осознать свое место среди других людей [2,3]. В работе с лицами пожилого возраста ТТСБ нашло свое применение в комплексном лечении пациентов, остро переживающих свою неполноценность с депрессивными расстройствами, тревогой [7], а также в профилактике расстройств адаптации в период герон-тогенеза личности [10], [11].

Акмеологический вариант (ТТСБ) разработан с целью оказания краткосрочной (2—4 мес) и долгосрочной (от 1 года и более) помощи прежде всего дефензивным людям в достижении вершины своего личностного становления (акме), сообразно с природой своего характера (характерологического радикала), возраста и пола [9].

Можно выделить две основные цели акмеоло-гического варианта ТТСБ в психологической работе с лицами пожилого возраста [3,9]:

1) терапевтическая цель совпадает с медицинской и общественной целями ТТСБ — помощь пожилому человеку быть «самим собой», сообразно особенностям своего характера, творческим, активным, полезным членом общества, обрести свой целебный смысл на заключительном этапе жизни;

2) цель психолого-акмеологическая: помощь пожилому человеку в гармоничном разрешении «кризиса старости», в реализации потенциала своего характера в соответствии возрасту, через конкретную повседневную социально полезную деятельность, достигая на этом пути своего личностного акме — духовно-нравственной вершины в системе отношений к другим людям и обществу в целом.

1 «Дефензивность (defenso — оборонять, лат.) — понятие, по содержанию противоположное понятию «агрессивность». Это — переживание своей неполноценности, сказывающееся в робости, застенчивости, стеснительности, нерешительности, тревожной мнительности, малодушии, склонности к сомнениям, неуверенности в себе, — и наконец, все это проникнуто ранимым самолюбием [2, с. 27].

Рассмотрим отличительные особенности ак-меологического варианта ТТСБ в геронтопсихо-логической практике:

— наряду с преподаванием элементов клинической характерологии, естествознания в процессе разнообразного творчества [3], с пожилыми людьми изучаются основные психологические закономерности старения и личностного развития на позднем возрастном этапе жизни;

— преимущества и недостатки старости и акмеологический потенциал каждого характера познается посредством творческого изучения биографий и произведений выдающихся деятелей науки и искусства, сохранивших творческую продуктивность и социально активную личностную позицию до глубокой старости (И.П. Павлов, Л.Н. Толстой, М.М. Пришвин, Б. Шоу и др.);

— творческое общение с живописью, прозой, поэзией, с природой и т. д., применяемое в ТТСБ [3] в акмеологическом варианте метода не только предполагает постижение и целостное переживание своей природной индивидуальности, но и способствует раскрытию характерологических и возрастных адаптационно-компенсационных ресурсов собственной личности;

— в возникающем у пожилого человека в процессе терапии целебном творческом переживании-вдохновении прежде всего акцентируются эстетические и этические чувства, способствующие духовному обогащению личности;

— кроме осознания общественной полезности своих природных особенностей характера, терапевтическое воздействие формирует психосоциальную компетентность пожилого человека, т. е. умение сохранять состояние психического благополучия, проявлять гибкость в социальном поведении в ответ требованиям и задачам повседневной жизни.

Терапевтический эффект психологического воздействия в акмеологическом варианте ТТСБ достигается за счет 1) переживания пожилым человеком созвучных ему духовных ценностей, 2) активации эстетического и этического восприятия окружающего мира, 3) творческой переработки произведений искусства и 4) обогащения системы отношений личности, сообразно природному складу своего характера [9].

В настоящее время в рамках акмеологическо-го варианта ТТСБ разработан ряд программ пси-

холого-акмеологической помощи лицам пожилого возраста, которые прошли успешную апробацию в стационарных учреждениях социальной защиты г. Воронежа [10,11].

Основные методические принципы разработки и примерная тематика

групповых занятий в рамках акмеологического варианта ТТСБ

Ведущая форма работы в предлагаемом варианте ТТСБ — групповая. Группа терапии творческим самовыражением — это клинически ориентированная, а не психологически-ориентированная (тренинговая) группа [3]. Познание собственной индивидуальности и душевных затруднений в клинической группе идет не от общих психологических норм жизни, а на основе клинического, психолого-типологического просвещения. При этом от участников групповых занятий не требуется интенсивного взаимодействия друг с другом и максимального самораскрытия [11].

Групповые занятия проводятся в уютной обстановке «психотерапевтической гостиной» с чаепитием, свечами. Численный состав группы 8—15 человек. Участником групповых занятий не может быть пожилой человек с психическим расстройством, деменцией, имеющий выраженные физические дефекты, а также испытывающий устойчивую неприязнь к какому-либо другому члену группы.

Методическими принципами организации групповой работы в акмеологическом варианте ТТСБ выступают: 1) принцип постепенности пси-холого-акмеологического воздействия, 2) комплексное применение психологических и психотерапевтических методов воздействия, 3) целесообразность и культуросообразность используемых для достижения поставленных целей конкретных терапевтических методик и психологических технологий.

Процесс групповой работы структурируется на основе трех тематических блоков:

— Азбука клинической характерологии.

— Введение в геронтологию: старение, старость, личность.

— Модели творческого самовыражения в повседневной жизни.

Азбука клинической характерологии. Занятия по данному тематическому блоку направлены на изучение участниками группы существенных признаков основных характерологических типов по классификации М.Е. Бурно: синтонно-го, авторитарно-напряженного, тревожно-сомневающегося, замкнуто-углубленного, демонстративного и полифонического [2], посредством творческого общения с живописью, литературой и музыкой. Сравнивая произведения различных по складу характера композиторов, художников и писателей, отыскивая созвучное, близкое, «свое», пожилые люди постепенно постигают природную сущность своего характера. Участники группы начинают по-новому воспринимать «недостатки» своей душевной организации — как нечто уникальное, имеющее непреложную ценность и благодаря этому учатся творчески реали-зовывать свою индивидуальность в повседневной жизни, осознанно обретать свое место в микро- и макросоциальном пространстве.

Введение в геронтологию: старение, старость, личность. В данный блок включаются темы, освещающие ряд наиболее актуальных вопросов, которые ставит перед человеком старость. Применяя лекции-беседы, групповое обсуждение и дискуссии, рассматривается следующая проблематика современной геронтологии:

— общие закономерности процесса старения (биологический, социальный и психологический аспект);

— стереотипы старости, доминирующие в российском обществе;

— соматические и психические заболевания, чаще всего возникающие в позднем возрасте, и подходы к их лечению;

— способы улучшения качества жизни и стратегии адаптации к пожилому возрасту.

Основная цель занятий этого тематического блока состоит в формировании у участников группы объективного взгляда на старость и нахождения субъективно значимых преимуществ позднего возраста перед другими возрастными этапами жизни человека.

Модели творческого самовыражения в повседневной жизни. Третий тематический блок посвящен освоению пожилыми людьми конкретных приемов самопомощи из арсенала ТТСБ [3,7] и благодаря этому приобретению ус-

тойчивого светлого мироощущения и нахождения оптимальных форм творческого самовыражения личности в макро- и микросоциуме. Для достижения данной цели в совместной работе с психологом и другими членами группы лица пожилого возраста изучают и апробируют следующие терапевтические методики: проникновенно-творческое погружение в прошлое; творческий поиск одухотворенности в повседневном; творческое общение с литературой, искусством, наукой; создание творческих произведений [3].

«Проникновенно-творческое погружение в прошлое». Психолого-акмеологическая сущность этого приема — это обогащение и укрепление Я-образа пожилого человека посредством творческого погружения в пережитое, прошлое своей страны, своего народа. Воспоминания (собственные или почерпанные из других источников) — это всегда нечто большее, чем припоминание фактов. Они позволяют пожилым людям переживать личностный опыт как значимый и яркий [12].

«Творческий поиск одухотворенности в повседневном». Сущностью этого приема творческого самовыражения является поиск созвучного своей духовной индивидуальности и природному характерологическому рисунку личности того, что оживляет-одухотворяет и находится непосредственно рядом, в привычном окружении [3]. «Одухотворение повседневного» — это открытие необычного в знакомом и, на первый взгляд, самом обыкновенном, умение по-своему видеть мир (березу под окном, мухомор в овраге и др.).

«Творческое общение с литературой, искусством, наукой». Знакомство пожилого человека на групповых занятиях с различными по форме, стилю, жанру произведениями искусства и основами таких наук, как астрономия, ботаника, химия и др., позволяет ему выбрать «созвучное» своему характеру и духовной индивидуальности личности [3,7]. И это, в конечном счете, способствует в процессе «диалога» с «созвучными» себе ценностями культуры приобретать новый опыт самовыражения личностного потенциала в макро- и микросоциуме [9].

«Создание творческих произведений». Сущность этого приема — это бесконечное «творение себя» посредством создания каких-либо

творческих произведений и привнесения элементов творчества в процесс привычной повседневной жизни [3,7]. При этом продукты творческой деятельности не обязательно должны иметь художественную или научную ценность. Здесь самое главное, чтобы они отражали духовную индивидуальность автора, находя отклик у других, пускай даже и немногих людей (родственников, участников групповых занятий). Следует и особо подчеркнуть, что создание творческих произведений — это не только литературное, изобразительное или музыкальное творчество. Под этим в акмеологическом варианте ТТСБ понимаются самые разнообразные формы деятельности пожилого человека, когда создается нечто более-менее целостное с ясным отпечатком индивидуальности своей личности.

Оценка терапевтической эффективности программ психолого-акмеологической помощи в позднем возрасте, разработанных в рамках акмеологического варианта ТТСБ, в первую очередь, основывается на клинико-психотера-певтическом исследовании, которое проводится психологом, как правило, совместно с врачом-психотерапевтом. Изучается динамика следующих показателей: уровень социально-личностного функционирования, т. е. степень расширения творческих и духовных интересов пожилого человека, частота и длительность расстройств настроения, общая активация поведения в микро-и макросоциальном пространстве. Эти показатели изучаются при очных консультациях с лицами пожилого возраста, в беседах с их родственниками [9].

Помимо клинико-психотерапевтического исследования, возможно использование следующего диагностического инструментария [9]:

1) модифицированный вариант Опросника для оценки эффективности ТТСБ, разработанный М.Е. Бурно;

2) опросник для изучения качества жизни SF-36;

3) комплекс психологических методик, направленный на исследование уровня тревоги, настроения, динамики Я-концепции, самооценки, смысложизненных и ценностных ориентаций личности, особенностей ее самоидентификации в позднем возрасте.

ВЫВОДЫ

В последние десятилетия терапия духовной культурой находит широкое применение в герон-тологической практике [6,11]. Между тем, используя определенный психотерапевтический метод в работе с лицами позднего возраста, всегда необходимо принимать во внимание многоас-пектность развития на поздних этапах онтогенеза. Старость — это не столько период «потерь», сколько новый виток в освоении человеком своего бытия в мире. Поэтому в процессе психологической помощи и психотерапии лица пожилого возраста должны перейти от обыденного восприятия к ощущению полноценной, наполненной смыслом жизни в настоящем и активировать личностные ресурсы для улучшения качества своей жизни.

Акмеологический вариант ТТСБ позволяет решать задачи, стоящие перед практическим психологом, работающим с пожилыми людьми: ^ во-первых, повысить качество жизни лиц позднего возраста, переживающих свою неполноценность в виде нерешительности, тревожной мнительности, малодушия, склонности к сомнениям, неуверенности в себе; > во-вторых, предупредить расстройство адаптации при прохождении «кризиса старости», ^ в-третьих, способствовать формированию стратегии независимости в позднем возрасте.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы ге-ронтопсихологии. М.: Изд-во Института психологии РАН. 2004. 415 с.

2. Бурно М.Е. О характерах людей (психотерапевтическая книга). М.: Академический Проект; Фонд «мир». 2008. 639 с.

3. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением (отечественный клинический психотерапевтический метод). М.: Академический Проект; Альма Матер. 2012. 487 с.

4. Ермолаева М.В. Практическая психология старости. М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс. 2002. 320 с.

5. Клиническая психология. Под. ред. М. Перре, У. Баумана. СПб.: Питер. 2002. 1312 с.

6. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения. М: Издат. центр «Академия». 2002. 288 с.

7. Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением. Под ред. М.Е. Бурно, Е.А. Добролюбовой. М.: Академический Проект, ОППЛ. 2003. 880 с.

8. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. СПб: Питер. 2010. 320 с.

9. Филозоп А.А. Акмеологический вариант Терапии творческим выражением М.Е. Бурно // Психотерапия. 2012. № 1. С. 36-40.

10. Филозоп А.А. Программа психолого-акмеологической помощи лицам пожилого возраста // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2009. № 2. С. 17-26.

11. Филозоп А.А. Психолого-акмеологические аспекты помощи лицам пожилого возраста // Помощь инвалидам и пожилым людям. 2010. № 7. С. 15-17.

12. Филозоп А.А. Психолого-акмеологические аспекты становления личности на поздних этапах онтогенеза // Мир психологии. 2008. № 2 (54). С. 255-262.

13. Шахматов Н.Ф. Психическое старение. М.: Медицина. 1996. 302 с.

14. Яцемирская Р.С. Социальная геронтология: лекции — М: Академический проект. 2006. 320 с.

15. Zeiss A.M., Steffen A. Behavioral and cognitive treatments: Social learning in older adults. In S.H. Zarit, B.G. Knight (Eds.) A guide to psychotherapy and aging. N.Y.: American Psychological Association. 1996. P. 35-60.

16. Happle J., Pearce J., Willkinson P. Psychological therapies with older people: an overview // Psychological Therapy with Older People / J. Hepple, J. Pearce, P. Wilkinson (eds.). London: Brunner-Routledge. 2002. P. 161-176.

17. Smith J., Baltes P.B. Trends and Profiles of Psychological Functioning in Very Old Age // The Berlin Aging Study. Aging from 70 to 100 / P.B. Baltes, K.U. Mayer (eds.). Cambridge University Press. 2001. P. 197-226.

Поступила 14.03.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.