Ж. О.КУЛЖАБАЕВА
ведущий научный сотрудник Института законодательства РК, кандидат юридических наук, доцент
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Обеспечение безопасности государства, как и содействие укреплению мира и развитию международного сотрудничества, рассматриваются в качестве основных задач для всех участников международного сообщества. Внешнеполитический курс государств предусматривает использование норм современного международного права, действующих в сфере обеспечения международного мира и безопасности.
В международной практике имеется значительный опыт государств по отдельным аспектам проблемы международно-правовой безопасности. Это позволяет провести некоторый анализ в вопросах формирования и развития правовых гарантий безопасности государства. При этом представляется верным отметить, что особое внимание уделяется взаимосвязанности и взаимообусловленности принципов, норм и институтов международного права. Автор данной статьи не выходит за рамки традиционного понимания безопасности, как сохранности государства от военной опасности извне. Как показал анализ имеющихся научных исследований, понятия «безопасность государства» и «национальная безопасность» употребляются как синонимы. Вероятно, что данные категории относятся к числу тех, которые не поддаются точному определению. Я разделяю мнение польского ученого М. Добро-сельского о том, что «любая попытка дать четкое определение понятия «безопасность» заранее обречена на неудачу и не имеет никакого практического значения, так как невозможно предвидеть и учесть те элементы, структуры или процессы, гарантирующие безопасность во всех возможных ситуациях».1 Аналогичную мысль в отношении
понятия «национальная безопасность» выражает шведский юрист А.Эйде.2
Любая социальная общность, а тем более государственность, стремится обеспечить свою безопасность при помощи права. В свою очередь качество права зависит от состояния безопасности. Право является регулирующим средством при использовании политических и силовых методов обеспечения безопасности. Но достичь такого равновесия достаточно трудно. К сожалению, право имеет некоторые ограничительные рамки для регламентации многих методов обеспечения безопасности.
В юридическом смысле безопасность - это состояние защищенности субъекта права от различных угроз. В настоящее время существует множество теоретико-правовых концепций определения безопасности. Так, например, под безопасностью понимают «состояние или положение потенциальной жертвы, когда для нее нет опасности (угрозы), т.е. изменений свойств в худшую сторону, прежде всего, для жизни и здоровья людей, для окружающей их природной среды».3 В другом контексте безопасность понимается как «национальная устойчивость - состояние, обеспечивающее достаточную экономическую и военную мощь нации для противостояния опасности и угрозам для ее существования, исходящим как из других стран, так и изнутри собственной страны».4 В международно-правовой монографической литературе безопасность определяется «как реальная способность быть свободным от внешней опасности»5 ; «учреждение адекватного реалиям современного мира международного правопорядка через прогрессивное
1 Добросельский М. Вопросы теории и практики мирного сосуществования. М, 1977. С. 93.
2 The New Humanitarian Law of Armed Conflict. Ed. by Cassese. Naples, 1979. P. 21.
3 Безопасность человека: Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений под ред. Шершенева Л.И.-М.: Фонд нац. и межд. Безопасности. 1994. С.13.
4Проблемы определения безопасности: системы безопасности для предотвращения войн//Разоружение. Периодический обзор ООН, 1991 т.ХЩ №4. С.96-97.
5 Скакунов Э.И. Всеобъемлющая безопасность: модель перестройки международных отношений.//Советское государство и право. М., 1987. №5. С.104.
международно-правовое развитие»1; а также как «состояние международных отношений, исключающее нарушение всеобщего мира или создание угрозы безопасности народов, в какой бы то ни было форме»2.
Неоспоримым фактом является то положение, что механизм обеспечения любого вида безопасности сопровождается такими категориями, как право, правотворчество, правоприменение. По мнению проф. А.А. Тер-Акопова, в совокупности данные ключевые звенья должны быть выделены в самостоятельную сферу безопасности - юридическую безопасность3. «Все... сферы безопасности имеют юридическую составляющую, без учета которой ни одна из них функционировать не может. Они должны иметь юридическое сопровождение, обеспечение в виде надлежащего правового регулирования и правоприменения»4. Автор рассматривает юридическую безопасность, как состояние юридической защищенности жизненно важных интересов личности, государства, общества от внешних и внутренних угроз. При этом юридическая безопасность рассматривается отдельно от правовой, намного шире последней, так как наряду с правовым обеспечением безопасности включает в свое содержание деятельность правоохранительных, судебных и правоприменя-ющих органов.
В связи с тем, что возникла острая необходимость пересмотра проблем безопасности и выработки практических решений и более эффективных концептуальных средств в данной области заслуживает внимания теория «кооперативной» или «корпоративной» безопасности5. Первые упоминания о кооперативной или корпоративной безопасности в специальной литературе встречаются в начале 90-х годов ХХ века. Появления новелл по данной безопасности отражают попытки науки и практики ответить на многочисленные вопросы, которые возникли на рубеже ХХ и ХХ1 веков. В первую очередь, эти проблемы связаны с увеличением взаимозависимости государств, переходящей в глобализацию. Во-вторых, это объясняется количественным и качественным увеличением субъектов международного права, участвующих в международных отношениях. Наконец,
в-третьих, появлением в этой связи новых угроз международной безопасности.
Смысловая нагрузка категории «безопасность» к государству, как основному субъекту международного права, связана, прежде всего, с физической способностью последнего защищаться от опасности, сохранять свое существование среди других субъектов права. Защитная функция безопасности государства включает в себя как вооруженные мероприятия государства по отражению нападения или подготовку любых военных акций. Действия вооруженного характера обеспечивают сохранность государства и его надежность. Перечисленные параметры зависят не только от военной мощи, подготовки военных объединений. По существу такая безопасность государства обеспечивается эффективным функционированием всего государственного механизма. Именно поэтому концепция безопасности способствует комплексному обеспечению всех параметров общественной и политической сторон жизни любого государства. История развития международного сообщества изменила соотношение сил в пользу сил мира и прогресса. Это способствовало тому, что возникли новые факторы для обеспечения государствами своей безопасности. Теория международного права обозначает тезис о своеобразии международных отношений и права. Так, например, общеизвестно, что основной субъект международного права является основным компонентом международной системы, могущий существовать вне последней. Однако опыт мирового развития доказывает, что государству необходимо международное сотрудничество, взаимосвязь с другими государствами как гарантия реализации политического равноправия. Именно необходимость осуществления международного сотрудничества обеспечивает возможность разоружения, устраняет последствия фактического неравенства государств для обеспечения их безопасности.
Рассматривая проблему безопасности государств с позиций системы международного права, где государство является основным его компонентом, возможно наличие единого механизма обеспечения безопасности. Обеспечение безопасности государс-
1 Ушаков Н.А. Проблемы теории международного права.//Отв. ред. Иойрыш А.И. АН СССР. Институт гос-ва и права. М.: Наука. 1988. С.15.
2 Дипломатический словарь. М.: Наука. 1985. т.2.С.190.
3 Тер-Акопов А.А. Безопасность человека. Теоретические основы социально-правовой концепции. М., 1998.
4 Тер-Акопов А.А. Юридическая безопасность человека в Российской Федерации.//Государство и право. 2001. №9,с.11.
5 Цыганков П.А. Безопасность: кооперативная или корпоративная. Критический анализ международной политической концепции.//Полис. М. 2000. №3,с.128-139.
тва, как и содействие укреплению мира и развитию международного сотрудничества, рассматриваются в качестве основных задач для всех участников международного сообщества. Внешнеполитический курс государств предусматривает использование норм современного международного права, действующих в сфере обеспечения международного мира и безопасности.
История правового анализа понятия «безопасность» в доктрине международного права прошло различные этапы своего развития, и на каждом из них отражало определенные аспекты данного явления. К примеру, до середины 80-х годов «международная безопасность мыслилась как совместные усилия государств против нападения (совершенного или возможного) или для обеспечения мирных отношений между государствами, составляющими известное организационное единство (в рамках, например, системы коллективной безопасности»).1 90-е годы ХХ века характеризовались приоритетными факторами, повлиявшими на содержание и виды безопасности. Мы имеем в виду последствия применения ядерного оружия, научно-технического процесса, принципиально новое содержание всех аспектов международного сотрудничества.
На мой взгляд, любое государство, оперируя понятием «безопасность» подразумевает: во-первых, состояние сохранности, надежности от негативного воздействия; во-вторых - способности данного государства преодолеть это воздействие самостоятельно или при помощи международно-правовых механизмов. Механизм обеспечения международной безопасности государства в его отношениях с другими субъектами международного права представляет собой совокупность условий, гарантирующих взаимную сохранность и существование. Представляется верным при определении структуры механизма акцентировать внимание на следующих вопросах:
- С какими вопросами теории и практики международного права связана проблема безопасности?
- Каковы правовые средства обеспечения международной безопасности?
- Какими ресурсами (природными, экономическими) обладает государство?
Вышеизложенные замечания, на мой взгляд, необходимы для определения правовой природы
и механизма обеспечения международной экономической безопасности.
Проблема обеспечения международной экономической безопасности становится новым важным направлением деятельности Организации Объединенных Наций. Генеральная Ассамблея ООН в своих резолюциях 39/210 от 18 декабря 1984 года «О мерах укрепления доверия в международных экономических отношениях», 40/173 от 17 декабря 1985 года «Международная экономическая безопасность», в Меморандуме «О развитии международного права» 1987 года, принятом на ХХХХ1 сессии Генеральной Ассамблеи ООН, излагают позицию универсальной международной организации в вопросе создания взаимовыгодных экономических отношений. Эти отношения должны строиться на справедливой, равноправной и демократической основе, которая является неотъемлемой частью всеобъемлющей системы международной безопасности.
Безопасность затрагивает не только традиционные вопросы деятельности государств, а именно, военные и политические, а многие другие. Вопросы безопасности становятся центральными в комплексном подходе с экономическими, гуманитарными, экологическими, продовольственными, информационными и иными видами правоотношений.
В современный период большое значение придается экономическому реформированию, разработке эффективных путей выхода из очевидных и очередных неудач экономической политики любого государства. Практическое значение для экономического развития имеет проблема возможности с помощью права воздействовать на экономику, управлять экономическими проблемами.
История развития международного права насчитывает не одно тысячелетие. Эта одна из древнейших правовых систем, которая постоянно влияет, воздействует на право других государств, с одной стороны; взаимозависим от национальных систем - с другой.2 Авторитет современного международного права достаточно высок. Вряд ли мы сможем найти государство, которое не считается с ее правовой природой. Более того, для международного права характерно установление отношений между субъектами на высоком уровне доверия. А последнее, в свою очередь, является гарантом построения справедливого
1 Курс международного права в 7 томах. М.: Наука, 1990. Т.4. С.158.
2 См подробнее: Баскин Ю.А., Фельдман Д.И. История международного права. М., 1990., Тункин Г.И. Теория международного права. М.: Издательство «Зерцало», 2000.-416 с., Мюллерсон Р.А. Соотношение международного и национального права. М., 1982.- 136 с.
международного (мирового) правопорядка. Предпосылкой для справедливого миропорядка является безопасность всего мирового сообщества. Всеобъемлющая система международной безопасности обеспечена безопасностью отдельного государства.
В современном мире для международных экономических отношений характерно рассмотрение все большего количества вопросов исключительно не национальным правом, а с участием норм, принципов, институтов международного права или, в основном, международным правом. Не является бесспорной, но, думаю, интересна позиция проф. Шумилова В.М.: «Фактически речь идет о постепенной передаче власти внутренней компетенции государств, о сознательном, скоординированном на разных уровнях ограничении суверенитета (выделено мною) с тем, чтобы в утверждаемых нормах права получили отражение не только национальные, региональные, блоковые интересы, но и интересы международного сообщества в целом».1 Тенденция к интернационализации или, как принято сейчас говорить, глобализации хозяйственной жизни является очевидной и общепризнанной.2 Наибольшему влиянию подвергается международное право, так как большое воздействие на государство и ее национальное право осуществляется именно через международное право. Процесс глобализации еще раз доказывает особенность системы международного права, продуктивное функционирование международной системы в целом.
В прошлом столетии произошли радикальные изменения в системе международных отношений, что, в свою очередь, потребовала переосмысления комплекса правовых проблем обеспечения международной и региональной безопасности. Несмотря на то, что на рубеже нового столетия большинству государств удалось преодолеть трудности мирового масштаба, мир не стал более стабильным, предсказуемым и, соответственно, безопасным.
Важным качественным фактором преобразования мировой системы в единое экономическое пространство является решительный переход большинства государств мира к открытой рыночной экономике и либерализации торгово-экономических связей. В связи с этими качественны-
ми преобразованиями процессы глобализации превратились в важнейший фактор мирового развития. Следует отметить, что анализируя специальную литературу, посвященную проблемам глобализации, мне не удалось найти единого мнения относительно сущности и самого понятия глобализации.
К примеру, эксперты Международного валютного фонда в конце прошлого столетия определили глобализацию, как растущую экономическую взаимозависимость стран всего мира. Последнее обусловлено всевозрастающим объемом и разнообразием трансграничных обменов товарами, услугами, международных притоков капитала, а также быстрым и широким распространением новых технологий. Процесс глобализации характеризуется объективностью; все чаще ассоциируется с формированием новейших направлений в экономике; придает процессам интернационализации мировой экономики новое качество; формирует глобальный финансовый рынок. Таким образом, период вступления в третье тысячелетие характеризуется нарастающей тенденцией глобализации мировой экономики.
В мировой практике отношение к глобализации неоднозначно. Это обусловлено ее противоречивым воздействием на многочисленные субъекты мировой экономики. Этот процесс характеризуется усилением взаимовлияния и взаимопроникновения национальных экономических систем, их всеобщего участия в международном обменном процессе. Последнее осуществляется под воздействием конкуренции и динамичного развития научно-технического прогресса. Имеются некоторые последствия глобализации на национальную экономику. В первую очередь это характеризуется чрезвычайно возросшими требованиями к конкурентоспособности национальной экономики. С другой стороны, вследствие интеграции экономик государств наблюдается резкое усиление взаимозависимости участников мировых экономических отношений.
История развития человечества доказала, что любое явление, которое решает важнейшие проблемы, имеет негативные последствия. Этим объясняется, на наш взгляд, все более проявляющаяся нестабильность, неустойчивость развития
1 Шумилов В.М. Международно-правовое регулирование международных экономических отношений.//Государство и право. №7. 2000. С.79.
2 Подчеркивая значимость глобализации, начавшейся в середине 90-х годов ХХ века, отмечаем, что это стало новой эпохой развития человечества. См. подробнее: Братимов О.В., Горский Ю.М., Делягин М.Г., Коваленко А.А. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. - М.: ИНФРА.- 2000. 344 с., Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, ХХ1 век. - М.: Спарк, 2000. - 279 с.
современного общества. Особенно это проявляется в создании самых серьезных экономических проблем. Именно эти обстоятельства определили формирование концепции устойчивого развития. Впервые проблемы устойчивого развития были подняты в докладе «Пределы роста», представленном в 1971 году Римскому клубу. Через 20 лет по материалам этого доклада была издана работа о перспективах мировой экономики в ХХ1 веке.1 В первоначальном варианте эта концепция связывалась с влиянием, воздействием человеческой деятельности на окружающую среду, на экологию. По мере изучения этих вопросов возникла объективная необходимость расширения первоначального содержания концепции устойчивого развития. Теперь изучаются не только экологические, демографические факторы, но другие обстоятельства, определяющие процесс устойчивости общества: политические, экономические, правовые, культурные. Эти проблемы привлекли к себе огромное внимание ученых-юристов, появилась объективная необходимость в создании правых основ концепции устойчивого развития. Авторы коллективного монографического труда, подготовленного Институтом государства и права Российской Академии наук, отмечают, что юридическая наука в концепции устойчивого развития должна определить: «а) что такое понятие «устойчивое развитие» в широком контексте; б) каковы компоненты (слагаемые) устойчивого развития; в) в каких категориях следует определить главную цель устойчивого развития; г) какими средствами обеспечить устойчивость развития».2
В объеме данной статьи я считаю возможным определить лишь сферу экономических прав человека в концепции устойчивого развития; соотношение рассматриваемой концепции с вопросами международной экономической безопасности.
Термин «устойчивое развитие», как вы заметили, объединяет два понятия. Первое - устойчивость - как состояние, которое не подвергается колебанию; постоянное, стойкое состояние. Иными словами, устойчивость - это стабильность, гарантированность, обязательность. Второе - развитие - процесс закономерного изменения, движение вперед, прогресс. Устойчивое развитие определяется многими факторами, среди которых, экономический - один из важнейших.
Устойчивое развитие в экономических отно-
шениях предполагает достижение экономического роста и стабильности государства. Данные обстоятельства важны для обеспечения экономической безопасности любого государства. По моему мнению, уровень устойчивого развития в сфере экономических отношений зависит:
- от эффективности экономики;
- политической и социальной стабильности;
- интересов индивидов и экономических задач государства;
- правильного решения экономических вопросов регионов.
В Международном Пакте об экономических, социальных и культурных правах устанавливается обязанность государства обеспечить полное осуществление прав постепенно и в пределах имеющихся ресурсов. Это означает, что при реализации экономических прав необходимо учитывать экономическое благосостояние и способность, возможность государства обеспечить стабильное экономическое развитие. Бесспорно, что данные условия возможны при наличии:
- системы экономических факторов;
- суверенного существования и прогрессивного развития государства;
- независимой системы правовых институтов и экономических рычагов (инструментов);
- механизмов национального и международного контроля;
- обеспечении интересов личности и государства в социально-экономической сфере.
Таким образом, вышеизложенные замечания позволяют сделать вывод о соотношении правовой природы устойчивого развития и международной экономической безопасности.
В вопросах экономического сотрудничества Республика Казахстан придает первостепенное значение соглашениям о поощрении и взаимной защите инвестиций. В последнее время Казахстан заключает конвенции об избежании двойного налогообложения. Это позволяет достичь качества торгово-экономических отношений, обеспечить условия для устранения законодательных «барьеров» на пути хозяйствующих субъектов. Целесообразно продолжать практику заключения соглашений об оказании финансовой помощи, предоставлении кредитов и грантов с Всемирным и Европейским банками развития и
1 Медоуз Донелл., Медоуз Дениелс., Рандерс И. За пределами роста. М., 1994.
2 Права человека, как фактор стратегии устойчивого развития. Ответ.ред. - чл.-кор. РАН, д.ю.н. Е.А.Лукашева. - М., Издательство НОРМА, 2000.- С.4.
реконструкции, Азиатским и Исламским банками развития. Вопросы создания договорно-правовой базы с иностранными государствами, международными организациями способствуют созданию благоприятных условий для взаимовыгодного сотрудничества. Однако бесспорно, что позитивные результаты возможны лишь при практической реализации достигнутых договоренностей. Последнее возможно при оптимальной координации усилий всех министерств и ведомств, дипломатических и консульских представительств за рубежом по вопросам реализации договорных положений и соглашений, обеспечения мониторинга в ходе исполнения сторонами своих обязательств.
Республика Казахстан регулирует экономические отношения с помощью договорных и обычных норм международного права, которые, соответственно, должны обеспечивать экономическую безопасность. Обязательным при этом является строгое соответствие основным принципам международного права. К сожалению, в практике внешнеэкономических отношений нашего государства встречаются случаи недобросовестного выполнения договорных отношений. Эти нарушения затрагивают интересы финансовой, налоговой и других направлений хозяйственной деятельности государства. Таким образом, вопросы правового регулирования экономической безопасности государства базируются, прежде всего, на договорных отношениях между хозяйствующими субъектами.
А А А А А
Бул мацала халыцаралъщ экономикалыц цаутсгздттг цуцыцтыц цамтамасыз етудщ теориялъщ мэселелерте арналган. Мацалада халыцаралыц цуцыцтыц субъекттер1 рет1ндег1 мемлекеттердщ экономикалыцмYдделерiнреттеудщ халыцаралыц-цуцыцтыцмэселелер1 царастырылады. Кетлдердщ цуцыцтыц табигаты жэне халыцаралыц цатынастардыц объективтi зацдылыцтары халыцаралыц цауiпсiздiктi цамтамасыз ететт алгышарттардыц бiрi болып табылады.
This article is devoted to the theoretical problems of ensuring of the international economic security. The questions of the international law regulation of the economic interests of the states as subjects of the international law are considered in the article. The law basis of the guarantee and objective conformity to the international relations is one of the reasons of ensuring of the international economic security.