АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С КАЗАХСТАНСКОЙ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ НАУКОЙ
Салимгерей Арон Аманжолович
Директор Института государства и права Казахского национального университета имени аль-Фараби, к.ю.н., доцент; г.Алматы, Республика Казахстан; e-mail: [email protected]
Ключевые слова: международное право; международные договоры; международные правовые обычаи; ратификация; имплементация; законодательство; правовая экспертиза.
Аннотация. В статье анализируются международно-правовые подходы Республики Казахстан, направленные на установление взаимовыгодных международных связей с другими государствами. Особое внимание в статье уделяется на процесс заключения международных договоров Республики Казахстан с другими государствами и на правила проведения научной правовой экспертизы, о месте казахстанской науки международного права и ее взаимосвязи с деятельностью государственных органов стран.
В настоящей статье раскрываются и анализируются те же вопросы, которые опубликованы в 2007 году, но с учетом произошедших изменений в действующем законодательстве Республики Казахстан, во внешнеполитической деятельности Казахстана в современной системе международных отношений, анализа наиболее актуальных аспектов, связанных с процессом заключения международных договоров Республики Казахстан, места международного права в системе действующего права, о необходимости проведения научной правовой экспертизы на проекты международных договоров и на действующие международные договоры, о необходимости присоединения страны к ряду международных соглашений, о месте казахстанской науки международного права и ее взаимосвязи с деятельностью государственных органов страны. Те вопросы, которые раскрывались в предыдущей статье и не утратили актуальности в настоящее время были немного изменены и вновь представлены в настоящей статье.
;АЗАК;СТАН РЕСПУБЛИКАСЫ ХАЛЬЩАРАЛЬЩ Ц¥К;ЫГЫНЬЩ 0ЗЕКТ1 ПРОБЛЕМАЛАРЫ ЖЭНЕ
;аза;стандьщ хальщаральщ гылыммен
0ЗАРА 1С-КИМЫЛ МЭСЕЛЕЛЕР1 Арон Аманжол^лы Сэлiмгерей
Аль-Фараби атындагы Цазац улттыцуниверситетi Мемлекет жэне
цуцыц институтыныц директоры, з.г.к., доцент;
Алматы ц., Казацстан Республикасы; e-mail: [email protected]
Tyüíh свздер: халыцаралыц цуцыц; халыцаралыц шарттар; халыцаралыц цуцыцтыц салттар; ратификация; имплементтеу; зацнама; цуцыцтыц сараптама.
Аннотация. Мацаланыц авторлары Казацстан Республикасыныц халыцаралыц цуцыгыныц взектi мэселелерiне талдау жасайды. Казацстан Республикасыныц белсендi сыртцы саясат цызметiне жэне цазiргi замангы халыцаралыц цатынастар жуйесте бiртiндеп юрудщ, iрi my^^í мэселелердi шешу кезiндегi ерекше мацыздылыгын атап втедi. Сонымен бiрге халыцаралыц цуцыц цазацстандыц гылымыныц орны туралы жэне оныц елдегi мемлекеттж органдары цызметiмен арацатынасы туралы айтылган. Бул мацалада 2007 жылы жарияланган, бiрац Казацстан Республикасыныц цолданыстагы зацнамасында, Казацстанныц сыртцы саяси цызметiндегi халыцаралыц цатынастардыц заманауи ЖYйесiнде болып жатцан взгерiстердi, Казацстан Республикасыныц халыцаралыц шарттарды жасау процеамен байланысты негурлым взектг аспектiлердi талдауды, цолданыстагы цуцыц ЖYйесiндегi халыцаралыц цуцыцтыц орнын ескере отыгрыш, халыцаралыц шарттар жобаларына жэне цолданыстагы халыцаралыц шарттарга гылыми цуцыцтыц сараптама ЖYргiзу цажеттт туралы, елiмiздiц бiрцатар халыцаралыц келшмдерге цосылу цажеттт туралы, халыцаралыц цуцыцтыц цазацстандыц гылымыныц орны жэне оныц елiмiздiц мемлекеттж органдарыныц цызметiмен взара байланысы туралы мэселелер ашылган жэне талдау жасалган. Алдыцгы мацалада ашылган жэне цазiргi
уацытта езектшгтен айырылмаган мзселелер б1ршама езгерт, осы мацалада цайтадан усынылган.
ISSUES OF INTERNATIONAL LAW IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN AND ISSUES OF INTERACTION WITH KAZAKHSTAN INTERNATIONAL LEGAL SCIENCE
Salimgerei Aron Amanzholovich
Director of the Institute of State and Law of the Kazakh National University named after al-Farabi, Ph.D., Associate Professor; Almaty, Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected]
Keywords: International law; international treaties; international legal practices; ratification; implementation; legislation; legal expertise.
Abstract. The article analyzes the international legal approaches of the Republic of Kazakhstan aimed at establishment of mutually beneficial international relations with other States. Special attention is devoted to the process of conclusion of international treaties of the Republic of Kazakhstan with other States and to the rules for the conduct of scientific legal examination, on the place of the Kazakhstan science of international law and its relationship with the activities of state bodies of the country).
This article discloses and analyzes the same issues that were published in 2007, but taking into account the changes that have occurred in the current legislation of the Republic of Kazakhstan, in the foreign policy of Kazakhstan in the modern system of international relations, the analysis of the most relevant aspects related to the conclusion of international agreements by the Republic of Kazakhstan, the place of international law in the system of law in force, on the need for scientific legal examination of the drafts of treaties and the treaties in force, on the need for the accession of a number of international treaties, on the place of the Kazakhstan International law science and its relationship with the activities of state bodies. Those issues that were disclosed in the previous article and have not lost relevance at the present time have been slightly changed and are again presented in this article.
В Указе Президента Республики Казахстан «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года»1 от 15 августа 2003 года отмечается, что в мировом сообществе Казахстан утвердился как государство с хорошим потенциалом для экономического развития и его задача состоит в том, чтобы задействовать этот потенциал с наибольшей эффективностью и обеспечить рост благосостояния широких слоев населения на основе высоких темпов развития экономики.
В Послании Президента Республики Казахстан - Лидера нации Н. Назарбаева народу Казахстана Стратегия «Казахстан-2050» новый политический курс состоявшегося государства в 2012 году особо отмечается, что в «мировой политике наша страна - ответственный и надежный партнер, пользующийся бесспорным международным авторитетом. Мы играем важную роль в деле укрепления глобальной безопасности, поддерживаем мировое сообщество в борьбе с международным терроризмом, экстремиз-
мом и незаконным оборотом наркотиков. Мы инициировали созыв Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии - важной для нашей безопасности международной диалоговой площадки. Сегодня СвМДА объединяет 24 страны с населением более 3 миллиардов человек. Последние 2-3 года Республика Казахстан председательствовала в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Шанхайской организации сотрудничества, Организации исламского сотрудничества и Организации Договора о коллективной безопасности. На астанинском Экономическом форуме мы предложили новый формат диалога - G-global. Суть этой инициативы - объединить усилия всех в деле создания справедливого и безопасного миропорядка. Мы вносим достойный вклад в обеспечение глобальной энергетической и продовольственной безопасности».
Безусловно за прошедшие 26 лет, когда Казахстан восстановил свою государственную независимость можно смело утверждать, что Республика Казахстан состоялось
1 Указ Президента Республики Казахстан «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года» от 15 августа 2003//ЗРК Справочно-информационная система «Параграф» за 2017г.
как государство и которое за указанный период заслужила международный авторитет и признание со стороны многих государств мира. Казахстан инициировал проведение Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, обеспечил проведение в Астане и председательствование в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организации исламского сотрудничества и Организации Договора о коллективной безопасности. В этой связи следует особо выделить роль Казахстана в лице Президента страны и лидера нации Нурсултана Назарбаева по созданию двух крупнейших международных организаций на Евразийском пространстве - Евразийского экономического союза и Шанхайской организации сотрудничества. О роли и значении этих организаций в вопросах экономической интеграции и обеспечения региональной безопасности написано очень много работ в средствах массой информации, в научных трудах, но не будет преувеличением отметить, что сегодня Шанхайская организация сотрудничества -это практически вторая после ООН международная организация с крупнейшей территорией и с населением более 3 млрд человек и на которой производится около трети внутреннего валового продукта мира.
На саммите в Астане 10 июня 2017 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев вспоминая историю создания ШОС отметил, когда после того как пять государств решили проблемы границ с Китайской Народной Республикой - Казахстан предложил не расходиться после подписания границ, а организовать экономическое сотрудничество. Так возник ШОС, подчеркивал Президент страны2.
Являясь полноправным членом мирового сообщества, Республика Казахстан не только формирует свою договорно-правовую базу, но и развивает национальную правовую систему в соответствии с международными нормами. Согласно Закону Республики Казахстан от 10 марта 2017 года «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» были внесены изменения и дополнения в пункт 3 статьи 4 Конституции Республики Казахстан - Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами. Порядок и условия действия на территории Республики Казахстан международных договоров, участником которых является Казахстан, определяются законодательством Республики» (ратифицированные международные договоры имеют приоритет
перед внутренним законодательством и применяются в Казахстане непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание специального закона (старая редакция). Кроме того, пункт 1 статьи 4 называет международные договорные и иные обязательства Казахстана частью его действующего права.
Кроме этого, возникает вопрос относительно статьи 4 Конституции Республики Казахстан, где действующим правом в Республике Казахстан являются также международные договорные и иные обязательства Республики.
По этому поводу Конституционный Совет Республики Казахстан 28 октября 1996 года дал официальное толкование пункта 1 статьи 4 и пункта 2 статьи 12 Конституции Республики Казахстан. При анализе п.1 статьи 4 Конституции Республики Казахстан Конституционный Совет исходил из того, что действующее право Республики Казахстан рассматривается здесь как система норм, содержащихся в принятых правомочными субъектами в установленном порядке нормативных правовых актах: Конституции и соответствующих ей законах Республики, Указах Президента, постановлениях Парламента, его Палат и Правительства Республики, иных нормативных правовых актах, международных договорах, ратифицированных Республикой Казахстан, нормативных постановлениях Конституционного Совета и Верховного Суда Республики. Высшей юридической силой обладает Конституция Республики Казахстан.
Между тем, Конституционный Совет Республики Казахстан не высказал свою точку зрения в отношении «иных обязательств Республики», которые могут подразумевать только международные обычаи. Общеизвестно, что основным источником международного права являются договоры и обычаи. Причем оба они имеют равную юридическую силу. Некорректный характер разъяснений Конституционного совета в отношении международного права заключается в следующем:
1) международное право имеет два абсолютно равноценных по юридической силе источника - международный договор и международный обычай. Указывая в своем постановлении, что приоритет перед законами имеют только международные договоры, ратифицированные Республикой, Конституционный совет тем самым прямо проигнорировал международные обычаи. Таким образом,
2 https://informburo.kz/novosti/nazarbaev-o-shos-na-sammite-v-astane-nachinaetsya-novaya-istoriya-nashey-organizacii.html
один источник международного права признается, хоть и частично, имеющим приоритет перед законами, а второй - полностью игнорируется;
2) в тексте постановления ни разу не применен термин «международный обычай», исходя из чего, а также основываясь на доказательственной базе примененной Конституционным советом, можно заключить, что этот орган под «принципами и нормами международного права» имеет в виду договорные источники международного права3.
Обобщая сказанное, можно заключить, что Республика Казахстан, выражая свое согласие на обязательность международного договора путем присоединения или одобрения, как и в случае его ратификации, принимает на себя также определенные международные обязательства. Поэтому действующим правом в Республике Казахстан следует считать также не только международные обязательства Казахстана, принятые путем ратификации международных договоров, но и выраженные другими способами на обязательность международных договоров, которые перечислены в Законе Республики Казахстан от 30 мая 2005г. «О международных договорах Республики Казахстан». В противном случае возникает вопрос о целесообразности заключения Казахстаном международных договоров, которые не могут считаться источником действующего права страны.
Например, Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере использования и охраны трансграничных рек (г. Астана, 12 сентября 2001 года),4 которое было утверждено постановлением Правительства РК от 10.09.02 г. исключено из сферы действия п.2 статьи 15 Водного Кодекса РК от 9 июля 2003 года № 481., который призван регламентировать водные отношения.
Так, согласно п 11 статьи 9 Водного Кодекса одним из принципов водного законодательства является использование трансграничных вод на основе международных норм и международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан. Также статья 15 Водного Кодекса устанавливает порядок использования и охраны трансграничных вод на основе настоящего Кодекса, законодательства Республики Казахстан о
Государственной границе и международными договорами, опять же ратифицированными Республикой Казахстан. И таких примеров можно привести много.
Согласно статье 8 Конституции, Республика Казахстан уважает принципы и нормы международного права. Говоря о примате международного права над внутригосударственным, необходимо отметить, что этот институт касается только ратифицированных международных договоров Республики Казахстан. Юридический примат международного права над казахстанским закрепляется во многих нормативных актах. По этому аспекту подчеркнем, что в теории международного права существуют две точки зрения о так называемом примате международного права. Согласно одной точки зрения, примат международного права означает его главенствующую роль среди всех правовых систем. Согласно другой - он означает обязанность государств руководствоваться в своих международных отношениях прежде всего международным правом, а не другими побудительными мотивами. Вместе с тем, нельзя не признать, что у каждого государства есть свои национальные интересы. Поэтому задача заключается в том, чтобы, не нарушая международного права, поставить его на службу своим национальным интересам5.
Республика Казахстан становится участником многих международных соглашений не только путем ратификации. Так, в статье 1 Закона Республики Казахстан от 30 мая 2005 г. «О международных договорах Республики Казахстан» перечислены способы выражения согласия Республикой Казахстан на обязательность международного договора - это ратификация, утверждение, принятие и при-соединение6.
По этому случаю возникает ряд вопросов, связанных с соотношением международных договоров, признанных Республикой Казахстан в различных способах.
Например, Соглашение о взаимодействии государств-участников СНГ в области международных автомобильных грузовых перевозок (г. Ялта, 18 сентября 2003 года), было утверждено постановлением Правительства РК от 11.08.04. Соглашение же между Правительством Республики Казахстан и Правительством Федеративной Республики Германия «О международных автомобильных перевозках пассажи-
3 Айдарбаев С.Ж. Место международных обычаев в правовой системе Республики Казахстан / Казахстанский ежегодник международного права: 2007 - Алматы, 2008. Выпуск 2. - 192 с. С. 63.
4 Вступило в силу 1 октября 2002 г.
5 Международное право: учебник/Отв. Ред. Ю.М. Колосов, Э.С.Кривчикова.-2-е издание. Москва: Международные отношения, 2005г. -816с. С.22
6 Закон Республики Казахстан от 30 мая 2005 г. «О международных договорах Республики Казахстан // ЗРК Справочно-информационная система «Параграф» за 2017г.
ров и грузов» (г. Бонн, 26 ноября 1997 года) Республика Казахстан ратифицировала в соответствии с Законом РК от 30.12.99 г. Причем последнее соглашение не предусматривало обязательную его ратификацию. Так, в статье 19 Соглашения стороны установили, что оно вступает в силу в день, когда Правительство Республики Казахстан уведомит Правительство Федеративной Республики Германия о том, что необходимые для вступления Соглашения в силу внутригосударственные процедуры выполнены.
Возникает вполне резонный вопрос о соотношении двух актов, принятых по одному предмету правового регулирования, т.е. на основе каких критериев один договор был поставлен выше другого?
Таким образом, можно подчеркнуть, что в Республике Казахстан нет системного подхода со стороны официальных государственных органов страны в вопросе выбора способов выражения согласия на обязательность международных договоров. Поэтому Республика Казахстан должна придерживаться строгой последовательности в решении этого вопроса, чтобы исключить вероятность появления «приоритетных» и «нижестоящих» договоров в системе действующего права.
Особо отметим, что приоритет ратифицированных международных договоров должен сохраняться, поскольку они регламентируют важнейшие отношения и здесь не нужно опасаться того, что признав все договоры Казахстана источником действующего права, они могут вступить в противоречие с законодательством страны. Это противоречие может быть исключено путем проведения научно-правовой экспертизы проектов международных договоров и действующих международных договоров участником, которых планирует стать Республика Казахстан. Так, 28 ноября 2005 г. Республика Казахстан ратифицировала международный Пакт о гражданских и политических правах без оговорки, нормы которой противоречили Конституции Республики Казахстан (в частности, статье 16 п.2 Конституции РК). В случае проведения обязательной научной правовой экспертизы на указанный международный договор - это противоречие неизбежно было бы выявлено и устранено. В последующем это противоречие было устранено в результате внесений измене-
ний и дополнений в Конституцию РК в мае 2007г.7
Согласно четвертому разделу Концепции (Правовое обеспечение внешнеполитической и внешнеэкономической деятель-ности)8 намечено продолжить работу по приведению национального законодательства в соответствие с принятыми международными обязательствами и международными стандартами.
Следует особо выделить роль Министерства юстиции Республики Казахстан, которое с 2011 года выступило инициатором практического проведения научной правовой экспертизы проектов международных договоров Республики Казахстан и на действующие международные договоры, которые подлежат ратификации или которые подлежат признанию на основе закона о присоединении.
В соответствии со статьей 3 Закона Республики Казахстан «О международных договорах Республики Казахстан» от 30 мая 2005 года - международные договоры, участницей которых намеревается стать Республика Казахстан, а также проекты международных договоров, включенные в план заключения международных договоров Республики Казахстан, после согласования с заинтересованными центральными государственными органами Республики Казахстан по вопросам, относящимся к их компетенции, подлежат обязательной юридической экспертизе в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
Министерство юстиции Республики Казахстан при проведении юридической экспертизы:
1) дает заключения о соответствии положений международных договоров, участницей которых намеревается стать Республика Казахстан, а также проектов международных договоров законодательству Республики Казахстан;
2) определяет способы выражения Республикой Казахстан согласия на обязательность для нее международных договоров.
Пункт 2 статьи 3 Закона определяет, что международные договоры, участницей которых намеревается стать Республика Казахстан, а также проекты международных договоров, прошедшие экспертизу Министерства юстиции Республики Казахстан, подлежат
7 О наличии этих противоречий Салимгерей А.А., Айдарбаев С.Ж. неоднократно писали в республиканских научных изданиях. См. доклад «Особенности конституционного регулирования международных правовых обязательств в Республике Казахстан» в сборнике материалов республиканской научно-теоретической конференции: «Проблемы реализации положений, принципов и идей Конституции РК». Алматы, 2005г. С. 340-345.
8 О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года // Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858.
согласованию в Министерстве иностранных дел Республики Казахстан.
Статья 4 Закона определяет, что научная экспертиза проводится в целях:
1) оценки качества, обоснованности, своевременности и правомерности участия в международном договоре, участницей которого намеревается стать Республика Казахстан, или проекта международного договора;
2) соблюдения в международном договоре, участницей которого намеревается стать Республика Казахстан, или проекте международного договора гарантированных Конституцией Республики Казахстан прав и свобод человека и гражданина;
3) определения возможной эффективности международного договора, участницей которого намеревается стать Республика Казахстан, а также проекта международного договора;
4) выявления возможных отрицательных последствий заключения международного договора;
5) оценки соответствия законодательства Республики Казахстан международному договору, участницей которого намеревается стать Республика Казахстан, или проекту международного договора.
4. Решение о проведении научной экспертизы по международным договорам, участницей которых намеревается стать Республика Казахстан, а также по проектам международных договоров может быть принято:
1) на основании поручения Президента Республики Казахстан, Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан, Премьер-Министра Республики Казахстан, Руководителя Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан;
2) по инициативе депутатов Парламента Республики Казахстан;
3) по инициативе центрального государственного органа, представляющего предложение о заключении международного договора, а также по предложениям других центральных государственных органов, осуществляющих согласование международного договора или проекта международного договора.
Сравнительный анализ вышеприведенных норм показывает, что при осуществлении научной правовой экспертизы международных договоров необходимо придерживаться четко и однозначно определенных подходов. Дело в том, что прежде всего международные договоры, участником которых намеревается стать Республика Казахстан, будут налагать на Республику международно-правовые обязательства, которые
соответственно должны быть нацелены на достижение необходимого для Республики Казахстан результата. Поэтому по всем международным договорам целесообразно проводить научные экспертизы, поскольку они затрагивают национальные интересы Республики Казахстан. Республика Казахстан, выражая свое согласие на обязательность международного договора путем присоединения или одобрения, как и в случае его ратификации, принимает на себя также определенные международные обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона РК «О международных договорах Республики Казахстан» - каждый действующий международный договор Республики Казахстан подлежит обязательному и добросовестному выполнению Республикой Казахстан.
Следовательно, на основе вышеизложенного можно заключить, что, по сути, в этих условиях исполнение данных обязательств формально ставится под сомнение. Согласно общей теории права нормы права могут эффективно выполнять свои регулятивные функции тогда, когда его предписания толкуются и выполняются единообразно всеми субъектами права.
Причем при проведении научно-правовой экспертизы применительно к международным договорам, участницей которой планирует стать Республика Казахстан в первую очередь, необходимо учитывать их вероятное противоречие национальным интересам, суверенитету страны, а также возможным финансовым затратам. Причем последний аспект имеет очень важное значение, поскольку участие в международных договорах предполагает значительные финансовые затраты в форме совместных комиссий, консультаций, инспекций и т.д. Важно иметь в виду, что ряд международных договоров обязательно предполагают создание многочисленных координирующих или интеграционных структур со своим многочисленным аппаратом управления и которое постепенно по аналогии с неэффективными бюрократическими структурами обрастает дополнительной надстройкой и практически не отвечающее интересам Сторон. Ни для кого не секрет, что Договор по Европейскому объединению угля и стали или Парижский договор, подписанный 18 апреля 1951 года между Францией, Западной Германией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом привел к созданию Европейского союза. Сегодня Европейской Союз - это надгосударственная структура и многочисленный аппарат управления и где решающее слово остается только за экономически развитыми странами.
На общем фоне активной внешнеполити-
ческой деятельности Республики Казахстан и постепенного вхождения в систему современных международных отношений в Казахстане с момента обретения государственной независимости остаются актуальными и не решенными такие межгосударственные проблемы, как определение международного правового статуса Каспийского моря, правовые проблемы космической деятельности Республики Казахстан, урегулирование вопросов, связанных со статусом и режимом трансграничных вод, защита и сохранение окружающей среды, правовые аспекты участия Казахстана в интеграционных структурах на постсоветском пространстве и другие актуальные проблемы успешное разрешение, которых в состоянии обеспечить прорыв Республики сразу по ряду перспективных направлений внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности и подготовить почву для дальнейшего поступательного развития государства в различных сферах.
По состоянию на 1 января 2017 г. Республика Казахстан является участником более 3000 международных соглашений, но многие из них являются не действующими или не эффективными. Только в рамках СНГ Казахстан участвует в более 200 международных соглашений большинство из которых остаются не реализованными. Вместе с тем, есть такие международные соглашения, которые отвечают национальным интересам страны. Например, Республика Казахстан не является участницей такого универсального международного договора, как Конвенция ООН по морскому праву 1982г. Более того, возможное присоединение к Конвенции ООН почему-то было отклонено межведомственной комиссией Республики Казахстан по неизвестным нам причинам. Необходимость присоединения Республики Казахстан к вышеназванной Конвенции объясняется следующим фактором. Так, по прогнозам экспертов, нефтегазовые ресурсы страны позволят эффективно их разрабатывать в течение 40 лет. Примерно такая же ситуация складывается и с другими природными ресурсами. По прогнозам ученых, в связи с истощением природных ресурсов, расположенных на суше человечество в XXI веке столкнется с международными конфликтами из-за притязаний государств на природные ресурсы Мирового океана. Как отметил бывший Генеральный секретарь ООН Б.Бутрос-Гали: «Мир ждет растущий разрыв между спросом
и предложением на некоторые природные ресурсы, прежде всего такие, как пресная вода; почва, пригодная к культивации; рыба и другие морепродукты. В значительной степени чем сейчас возрастет в период между 2000 и 2050 годами потребление нефти, однако после 2100 г. эти темпы замедлятся»9.
Следовательно, логично предположить, что Республике Казахстан уже сегодня необходимо ставить и решать задачи по освоению природных богатств Мирового океана, международно-правовое значение которых для государств возрастает. Поэтому возникает необходимость участия Республики Казахстан в серии многосторонних соглашений, регулирующих порядок использования пространств и ресурсов Мирового океана, среди которых особое место занимает Конвенция ООН по морскому праву 1982г. справедливо именуемая «Конституцией Мирового Океана».
На 1 января 2017 г. Республика Казахстан не является участником данного международного договора. Участие Республики Казахстан в Конвенции ООН 1982г. полностью соответствует ее национальным интересам во внешнеполитической и экономической сферах и отвечает стратегическим задачам, озвученных в Послании Президента Республики Казахстан («Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии»). Также, необходимо отметить, что участие Республики Казахстан в Конвенции ООН 1982г. отвечает ее интересам в долгосрочной перспективе, если принять во внимание, как было отмечено ранее, факт истощения природных (невозобновляемых) ресурсов на суше, а также тем правам и преференциям, которые может получит наша Республика.
По прогнозам экспертов Продовольственной и Сельскохозяйственной Организации ООН-ФАО, спрос на морские биоресурсы в XXI веке будет постоянно расти, а разрыв между спросом и предложением на эти ресурсы уже в настоящее время составляет не менее 10-15 млн. тонн, а также с учетом перехода большинства государств к рыночным отношениям, усиливается конкуренция за обладание биоресурсами в Мировом океане как важного компонента продовольственной безопасности государства10.
Известно, что Республика Казахстан является внутриконтинентальным государством и в случае ратификации Конвенции
9Международное морское право. Учебное пособие. Отв. Ред. С.А. Гуреев. Москва: Юридическая литература, 2003г. - 448 с. С. 329 .
10 Ковалев А.А. Современное международное морское право и практика его применения. -Москва: Научная книга.- 2003. - 416с. С. 5.
ООН по морскому праву 1982г. наша страна получит свободный доступ к открытому морю. Так, согласно статье 125 Конвенции государства, не имеющие выхода к морю, имеют право на доступ к морю и от него в целях осуществления прав, предусмотренных в настоящей Конвенции, в том числе прав, относящихся к свободе открытого моря и общему наследию человечества. С этой целью государства, не имеющие выхода к морю, пользуются свободой транзита через территории государств-транзита всеми транспортными средствами.
Российская Федерация с 1996г. является участницей данной Конвенции и в случае ее ратификации обязано предоставить свободу транзита для судов Казахстана по внутренним водным путям.
В настоящее время, для прохода судов прикаспийских государств через Волжские каналы требуется специальное распоряжение Правительства Российской Федерации в каждом конкретном случае. Так, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 1998 г.11 определен проход в 1998 году транспортных грузовых судов Азербайджанской Республики по внутренним водным путям Российской Федерации из Каспийского в Азовское море и обратно по разрешениям, выдаваемым в каждом отдельном случае Министерством транспорта России с уведомлением МИД России и Федеральной пограничной службы России с проведением пограничного, таможенного и других видов контроля в установленных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Другим Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2005г.12 был разрешен в период навигации 2005 года разовый проход по внутренним водным путям Российской Федерации казахстанских зверобойно-рыболовных судов «Тюлень-2»и «Тюлень-3» по маршруту г. Астрахань - Волго-Донской канал - г. Азов с проведением пограничного, таможенного и других видов контроля в портах, в которых открыты многосторонние пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации для международного пассажирского сообщения.
Таким образом, перечисленные положения без сомнения обосновывают необходимость присоединения Республики Казахстан к Конвенции ООН по морскому праву 1982г. И главным образом по той причине, что Ре-
спублика Казахстан активно выступает за применимость отдельных положений Конвенции 1982г. применительно к определению нового правового статуса Каспийского моря, что явилось бы логическим следствием целенаправленной политики страны и послужило бы дополнительным импульсом в переговорном процессе прикаспийских стран. Более того, Конвенция 1982г. содержит прочный фундамент и необходимые условия для успешного интегрирования Республики Казахстан в мировое экономическое пространство.
Немаловажным вопросом для Республики Казахстан сегодня является развитие космического законодательства страны. Международное космическое право играет значительную роль в международном сотрудничестве с участием Республики Казахстан. Внешняя политика Казахстана в данной области направлена на активное участие в процессе мирного освоения космоса и использование как научных, так и прикладных результатов соответствующей деятельности.
Ключевыми приоритетами развития космической деятельности Казахстана являются расширение спектра услуг связи и повышение уровня информатизации страны на основе спутниковых телекоммуникационных систем. Сделаны определенные шаги и в направлении присоединения Казахстана к системе международного космического права. В 1996 году на 49-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Республика Казахстан была принята членом Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях, а в 1997 году присоединилась к пяти основным договорам ООН по космосу. В рамках положений международного космического права внесены изменения и дополнения в Законы РК «Об экспортном контроле» от 26 сентября 2003 года и «О лицензировании» от 10 декабря 1999 год, осуществляются процедуры, связанные с участием Республики Казахстан в Режиме контроля ракетной технологии. Эти работы должны быть продолжены.
Существенным фактором, определяющим международное сотрудничество Казахстана в области освоения космоса, является нахождение на его территории космодрома «Байконур» который используется в интересах целого ряда государств. Но для развития экономики, науки и техники, укрепления обороны и безопасности Республики Казахстан и дальнейшего расширения международного
11 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 апреля 1998 г. N 503-р// См. Общероссийская справочная система «Законодательство России».
12 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2005 г. N 1091-р// См. Общероссийская справочная система «Законодательство России».
сотрудничества необходимо разработать национальное космическое законодательство, нужна эффективная государственная политика в области космической деятельности.
Важно отметить, что современное международное космическое право в связи со стремительной коммерциализацией космической деятельности стало более регламентированной нормами частного права и можно говорить о становлении международного космического частного права. В Республике Казахстан были приняты две государственные программы: «О развитии космической деятельности в Республике Казахстан» 2005-2007 годы и 2010-2014 годы. Одной из главных задач программы являлось обязательное принятие закона Республики Казахстан «О космической деятельности Республики Казахстан». 6 января 2012 года принят Закон Республики Казахстан «О космической деятельности» и возникла необходимость в быстрой разработке внутренней нормативной базы Республики Казахстан, регулирующей вопросы космической деятельности. Необходимо разработать целый комплекс проблем в области космической деятельности, требующих законодательного обеспечения. Это вопросы, связанные с механизмом и порядком финансирования космической деятельности в научных, социально-экономических и оборонных целях; положения о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности; нормы, касающиеся лицензирования космической деятельности; о законодательном надзоре за космической деятельностью и др. Следовательно, для организации государственного заказа по программам производства космических аппаратов, сопутствующей космической техники и т.д. как стимулятора развития космической отрасли говорить преждевременно, т.к. необходимо создать правовую основу для ее реализации используя при этом опыт передовых стран.
Например, на сегодняшний день пять государств — Соединенные Штаты, Швеция, Великобритания, Россия и Южная Африка — учредили компетентные национальные органы, уполномоченные заниматься привлечением частного сектора в космическую деятельность на национальном уровне с определением прав и обязанностей заинтересованным субъектам.
Немаловажной межгосударственной проблемой для Республики Казахстан является определение правового режима трансграничных водных ресурсов. Республика Казахстан совместно с государствами Центральной Азии провела большую работу, направленную на сохранение единой си-
стемы управления водными ресурсами региона. С этой целью Республика Казахстан, заключила ряд двусторонних и многосторонних соглашений с государствами Центральной Азии по вопросам регулирования водных ресурсов региона.
В настоящее время не регламентированными остаются вопросы, связанные с рациональным освоением трансграничных вод Аральского водного бассейна. 18 февраля 1992 г. было заключено базовое Соглашение между Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Узбекистан, Республикой Таджикистан и Туркменистаном о сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраны водных ресурсов межгосударственных источников. Это Соглашение провозглашает общность и единство водных ресурсов региона. 26 марта 1993 г. было заключено Соглашение о совместных действиях по решению проблемы Аральского моря и Приаралья, экологическому оздоровлению и обеспечению социально-экономического развития Аральского региона, но вышеназванные соглашения были заключены в период 90-х годов прошлого века. Этот период характеризовался экономическим кризисом в государствах Центральной Азии, резким спадом темпов промышленного производства, утратой единой системы управления водными ресурсами региона, вызванным распадом единого государства СССР в 1991 г. Вследствие этих причин многие решения государств региона, адресованные на рациональное освоение водных ресурсов Аральского моря, оказались нереализованными, поскольку для государств, находящихся в неблагоприятном экономическом состоянии, эти вопросы не имели тогда первостепенного значения.
Ежегодно сталкиваясь с проблемой наводнения южных регионов из-за неэффективной международно-правовой основы водопользования в регионе Центральной Азии, руководством Казахстана в марте 2008 г. было принято решение о строительстве нового Коксарайского водохранилища. Этот проект стоимостью в 160 млн. долларов США в случае реализации позволит вместить 3 миллиарда кубов воды и обеспечит функционирование водовода в Мак-тааральском районе Казахстана, который будет соединен с Шардарьинским водохранилищем и с вводом которого, по мнению казахстанских специалистов, будет снята зависимость Казахстана от водной политики Узбекистана и Кыргызстана. Имеют место и противоположные мнения некоторых ученых, которые считают, что строитель-
ство нового водохранилища лишь усугубит и без того сложную экологическую ситуацию в регионе. И причем главная причина здесь кроется в низкой роли международного права между государствами Центральной Азии, которую необходимо поднимать всеми законными средствами.
В этой связи, отдельные институты и отрасли международного права имеют для Казахстана особое значение, исследование и развитие которых, должно быть на особом приоритете во внешнеполитической деятельности страны и в правовой науке Казахстана. Это соотношение международного и национального права, международное морское право, международное космическое право, международное экономическое право, международное экологическое право, международное гуманитарное право, право международной безопасности и другие.
Таким образом, практическое осуществление международно-правового регулирования с участием Республики Казахстан по вышеуказанным проблемам предполагает всестороннего изучения международного права на основе проведения фундаментальных и прикладных научных исследований. Поскольку официальная позиция Республики Казахстан в разрешении вышеназванных проблем нуждается в дополнительном научном обосновании с международно-правовых позиций, что даст казахстанской дипломатии существенные аргументы для отстаивания и защиты собственных национальных интересов по всем приоритетным направлениям - устойчивое экономическое развитие, обеспечение экологической, энергетической и продовольственной без-
опасности.
Сегодня мир постепенно преобразовался в единую систему, соединенную глобальными информационными, коммуникационными, торговыми, научными и многими иными связями. Тенденция развития международно-правовой науки в странах мирового сообщества характеризуется постоянным возрастанием объема исследований по поисковым и прикладным научным направлениям. В соответствии с требованиями государственной политики во многих государствах Америки, Европы и других континентов ученые сосредотачивают свое внимание главным образом на научной разработке наиболее актуальных практических правовых проблем. В этом контексте можно утверждать, что в каждой стране международно-правовая наука сегодня исследует прежде всего национальные задачи, вытекающие из наиболее актуальных внешнеполитических проблем государства.
Например, в США и Западной Европе сегодня интенсивно ведутся исследования в области обеспечения энергетической безопасности, защиты и сохранения окружающей среды в условиях глобального потепления, правовых аспектов использования пространств Мирового океана. Актуальной проблемой для международно-правовой науки является разработка эффективных средств борьбы с региональным и международным терроризмом, вопросами обеспечения и гарантий прав человека и многие другие проблемы.
В Республике Казахстан необходимо создавать условия для развития казахстан-
ской науки международного права деятельность, которой должна быть ориентирована на теоретические и прикладные аспекты наиболее актуальных для Казахстана международно-правовых проблем. Не секрет, что в рамках единого Союзного государства в Казахстане практически не готовились национальные кадры по международному праву.
В то же время отметим, что научное сообщество страны стало осознавать необходимость ускоренного развития своей, казахстанской школы международного права. Основным побудительным мотивом для такого изменения стала объективная необходимость, исходящая из практических нужд государства, постоянно сталкивающегося с проблемами международного права в различных сферах деятельности. Это в свою очередь, все время «подталкивает» развитие законодательства в направлении стандартов, установленных международным правом, и в более широком аспекте, в международно-правовое пространство. Постепенно становится нормой соотносить акты национального законодательства с установлениями международного права. Все чаще и чаще представители отраслевых юридических наук обращают свои взоры в сферу международного права, находя в ней новый источник для дальнейшего развития тех или иных направлений исследования.
Однако, в настоящее время научные исследования казахстанских ученых в сфере международного права, чаще всего, исходят как бы «изнутри», представляя взгляд на те или иные международно-правовые проблемы, с которыми сталкивается Республика, «не из-за пределов» государства. Это объективное обстоятельство, характеризующее современное состояние казахстанской международно-правовой науки без какой-либо интеграции с внешнеполитическими структурами страны. Во многих странах налажена тесная интеграция с внешнеполитическими структурами страны в форме консультаций, экспертных заключений, привлечения в работе совместных комиссий по тем или иным аспектам международного права. Например, в Российской Федерации обязательно привлекают известных специалистов в сфере международного права для рассмотрения какой-либо международно-правовой проблемы участником, которой является Российская Федерация. Ведь любая международная проблема имеет отраслевую направленность в рамках, которой специализируется ученый-международник.
Безусловно, казахстанская школа международного права находится на этапе становления и в силу этого факта необходимо
государственное стимулирование для ее успешного развития и в первую очередь должна интенсивно развиваться научно-исследовательская работа по актуальным проблемам международного права участником, которых является Республика Казахстан.
С этой целью должны разрабатываться специальные государственные программы, предусматривающие определенные стимулы для осуществления такой деятельности.
Если оценить современное состояние международно-правовой науки Казахстана то можно отметить, что свой отсчет становление казахстанская наука международного права берет с 1990 года, когда впервые в Республике, в составе юридического факультета тогда еще Казахского государственного университета имени С.М. Кирова (а с 1992 года Казахского Национального университета имени аль-Фараби) была создана специализированная кафедра международного права под руководством профессора М.А. Сарсембаева. С началом функционирования этой кафедры было положено начало подготовки первых национальных кадров, работающих в настоящее время не только в органах государственной власти, в иностранных, совместных компаниях, но и в научных учреждениях и в высших учебных заведениях страны.
В числе первых специалистов по международному праву в Республике Казахстан следует выделить Ж.О. Кулжабаеву, С.Ж. Айдарбаева, М.Б. Кудайбергенова, О.Н. Сафонову, Ж.М. Аманжолова, А.А. Сабитову и многих других.
В настоящее время специализированные факультеты и кафедры международного права действуют во многих высших учебных заведениях нашей страны. В 2005 году была создана Казахстанская ассоциация международного права одной из главных целей, которой является содействие в прогрессивном развитии казахстанской науки международного права.
Особо отметим, что в становлении и развитии науки международного права Казахстана большую роль ученые - правоведы Казахстана и России Ю.М. Колосов, К.А. Бекяшев, Г.М. Вельяминов, Г. Сапаргалиев, М.А. Сарсембаев, С.Н. Сабикенов и другие.
В настоящее время основная часть юристов-международников Казахстана сосредоточена в Казахском национальном университете имени имени аль-Фараби. Нельзя говорить о том, что национальных кадров в сфере международного права не достаточно, но проблема заключается в их практическом отсутствии в научно-исследовательских учреждениях страны в связи
с низкой заработной платы научных работников. Наиболее подготовленные и, как правило, владеющие несколькими иностранными языками научные кадры не желают работать в научно-исследовательских институтах и в основном работают в частном секторе или иностранных компаниях. В Республике, несмотря на наличие большого количества учебных заведений фактически нет условий и государственного заказа для проведения научных исследований по актуальным проблемам международного права Республики Казахстан. Поэтому, развитие современной международно-правовой науки характеризуется определенным отставанием в области фундаментальной науки.
Сегодня в Республике Казахстан нет какой-либо самостоятельной научной организации, которая занималась бы научными исследованиями в сфере международного права. Единственным исключением является Институт государства и права Казахского национального университета имени имени аль-Фараби (до 2000г. Институт государства и права МОН РК), внесший определенный вклад в становление и развитие международно-правовой науки Казахстана. В составе Института государства и права функционирует научно-исследовательская группа по обеспечению проведения научной правовой экспертизы на проекты международных договоров Республики Казахстан и на действующие международные договоры на основе договора с Министерством юстиции Республики Казахстан. Также, функционирует научно-исследовательская группа, которая при непосредственной координацией с кафедрой международного права университета проводит научные исследования по актуальным проблемам международного права Республики Казахстан.
Известно, что государственная политика Казахстана, заключается в интеграции научно-исследовательских институтов с ведущими вузами страны. Безусловно, опыт отдельных государств (США, Великобритания, Франция) подтверждает правильность выбранного курса страны по данному аспекту. Многие НИИ и Центры на протяжении десятилетий успешно функционируют в составе университетов. Так, известный Научно-исследовательский Центр энергетики, нефтяного права и политики Университета Данди (Великобритания) является одним из ведущих научных центров в сфере морского, экологического права с годовым бюджетом намного превышающий целые университеты. Однако, это не означает, что НИИ и Центры не имеют права на самостоятельное существование. В той же Америке или Великобритании функционируют крупные
государственные НИИ и Научные центры, специально созданные на обеспечение государственных задач.
Отметим, что интеграция юридической науки и образования необходима в самом широком смысле, поскольку достижения юридической науки должны быть достоянием других отраслей знания и должны служить интересам общества. Однако, интеграция науки и образования должна проводится не в форме «поглощения» НИИ университетами, а в координирующей и взаимодополняющей деятельности.
Немалую роль в развитии научных исследований по актуальным проблемам международного права Республики Казахстан мог бы сыграть Институт государства и права, успешно координирующий и осуществляющий значительную часть научных исследований в области юриспруденции и являющийся единственным в стране научным учреждением (со стажем более 50 лет), чье основное предназначение - проведение фундаментальных исследований по проблемам государства и права. Причем, если достижения и результаты фундаментальной науки к примеру, в области естественных наук могут быть приобретены в других странах, то научные изыскания, проводимые в рамках юридической науки, могут быть проведены только в Казахстане, поскольку они направлены на дальнейшее совершенствование правовой системы, формирования и развития правовой науки, улучшения деятельности государственных органов и т.д.
Необходимость более тесной интеграции достижений международно-правовой науки Казахстана с деятельностью не только внешнеполитических органов страны, но и в целом с образовательными и иными учреждениями страны можно обосновать на основе анализа действующего законодательства Республики Казахстан и практических действий государственных органов страны.
В приведенной статье была поставлена задача обосновать на основе приведенных примеров международно-правовых проблем Казахстана необходимость в государственном и общественном стимулировании казахстанской науки международного права. Содействовать в проведении научных исследований по актуальным проблемам международного права Республики Казахстан с участием компетентных сотрудников, работающих в научной и образовательной сфере и государственных учреждений страны. Более тесно интегрировать международно-правовую науку Казахстана с внешнеполитическими и государственными структурами Республики Казахстан.