https://doi.org/10.37816/2073-9567-2020-58-122-137 1©_®_
УДК 008
ББК 71+74.200.52
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
© 2020 г. С. В. Килин
г. Краснодар, Россия
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, ЦЕННОСТНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО УМОНАСТРОЕНИЯ У СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация: Цель настоящей статьи — рассмотрение теоретических, ценностных и организационно-правовых оснований формирования патриотизма у современной российской молодежи. В статье приводятся основные исследовательские подходы в изучении патриотизма, обосновывается актуальность совершенствования концептуальных основ и практики формирования патриотических убеждений, в том числе с учетом возможностей политики в сфере культуры. Рассматриваются подлинные и неподлинные формы патриотизма, причины возникновения ложных форм патриотизма, исследуется соотношение исторического и логического, природного и идеального, «родного и вселенского» начал патриотизма. Принимая во внимание произвольность ряда определений патриотизма, основанных на его проявлениях, а не на сущности, автор обосновывает философское понятие патриотизма, интегрирующее многообразие его определений, приводит главные смысловые моменты философского понятия патриотизма, поясняет их различённое единство. С учетом отечественного и мирового опыта исследования патриотизма рассматриваются основные задачи системы патриотического воспитания, выясняются цели, к достижению которых ведет решение этих задач, формулируются принципы, на которых строится и может развиваться эта система. Кроме того, автор рассматривает современную нормативную базу патриотического воспитания граждан России и предлагает направления ее совершенствования. Ключевые слова: теоретические, ценностные, организационно-правовые основы, патриотические убеждения, патриотизм подлинный и ложный, воспитание, Родина.
Информация об авторе: Сергей Владимирович Килин — аспирант, советник
директора, Всероссийский детский центр «Смена», Приморская ул., д. 7, 353407
с. Сукко, Анапский р-н, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5397-2108.
E-mail: molpobeda@mail.ru
Дата отправки статьи: 08.09.2020
Дата публикации: 28.12.2020
Для цитирования: Килин С. В. Теоретические, ценностные и организационно-правовые основы формирования патриотического умонастроения у современной российской молодежи // Вестник славянских культур. 2020. Т. 58. С. 122-137. https://doi.org/10.37816/2073-9567-2020-58-122-137
Изучение патриотизма в нашей стране имеет давнюю исследовательскую традицию. Среди значимых работ, которым сегодня принадлежит особая роль в осмыслении патриотизма и практических действиях по его воспитанию, можно выделить труды А. Н. Муравьева [10; 11; 12; 13], А. Н. Малинкина [5; 6; 7; 8], И. Б. Орлова [15; 16], В. И. Лутовинова [3; 4], А. В. Черняева [23], А. Павлова [17; 18]. Многие философы, ученые, осмысливающие патриотизм в различных отраслях гуманитарного знания, придают ему междисциплинарный характер. За последние десятилетия, в том числе по этой причине, противоречия понятия патриотизма в индивидуальном и общественном сознании достигли такой остроты, что стало казаться, будто эта важнейшая социальная ценность не столько объединяет личность с ее народом и человечеством в целом, сколько препятствует их соединению. Это обстоятельство указывает на то, что неотложной становится задача осмысления конкретно-всеобщего философского понятия патриотизма, интегрирующего множество его определений в единое целое. Цель настоящей статьи — рассмотрение идеи патриотизма в диалектическом единстве моментов патриотизма, принципов формирования патриотических убеждений, а также системы патриотического воспитания. Такое познание требует адекватного восприятия двойственного содержания сущности патриотизма в категориях отношения «родного» и «Вселенского» (национального и космополитического), инстинктивного и рационального, определения природы ложных формы патриотического сознания, понятий Родина и Отечество.
Ключевым методологическим подходом данного исследования выступает диалектический метод, предусматривающий логико-историческое исследование темы.
В последние годы заметно усилилось внимание государства к патриотическому воспитанию молодежи. Власть справедливо убеждена в его необходимости, так как патриотизм есть по своей сути нравственная ценность. Нельзя не признать, что воспитание, направляемое мнениями о патриотизме, так или иначе достигает своей цели, но происходит это случайно, а не с необходимостью, как требуется. Это подтверждается опросами общественного мнения, которые показывают желание молодых людей в возрасте 18-24 года покинуть свою Родину. По данным опроса, проведенного «Левада-центром» в ноябре 2019 г., таковых среди молодежи было 53%. Несмотря на то что те же исследования выявляют нежелание и неготовность большинства граждан переезжать на постоянное место жительства за границу, да и «желание перемен присутствует всегда в обществе», как прокомментировал их результаты пресс-секретарь Президента Д. Н. Песков, эти цифры, свидетельствующие об устойчивых настроениях в молодежной среде, вызывают серьезные опасения. Данные Росстата подтверждают эти опасения, показывая постоянный прирост граждан, снявшихся с регистрационного учета и эмигрировавших из России. С 2014 по 2017 г. данный показатель вырос в два раза и составил 377 тыс. человек за 2017 г.
Отдельные патриотические мероприятия пропагандистского характера (такие, например, массовые шествия, как «Бессмертный полк» и всенародные празднования различных исторических дат), несомненно, оказывая влияние на воспитание, все же не складываются в целостную систему патриотического воспитания молодежи. Эти мероприятия могут тронуть юную душу, но для изменения умонастроения индивидуального и массового сознания в сторону заметного преобладания патриотических убеждений их, конечно, недостает. Разнообразие транслируемых государством и различными общественными группами представлений о патриотизме не дает подрастающему поколению ясного понимания, какой именно патриотизм ему предлагается. Различные трак-
товки патриотизма, противореча друг другу, мешают созреванию в сознании молодежи уверенности в будущем и веры в признаваемые народом вечные ценности. Вместе с тем произвольные определения патриотизма могут насаждать и мнимый, или ложный, патриотизм, как, например, в случае проведения в детских садах фотосессий, на которых малыши позируют в военной форме.
Произвольные определения патриотизма можно найти и в официальных государственных документах. Задачи патриотического воспитания нередко формулируются на их страницах явно в усеченном виде. К примеру, в документе, ныне направляющем это воспитание, — в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» — игнорируются всеобщие проблемы, стоящие перед человечеством, решение которых невозможно без участия России. Но без учета этих проблем, требующих солидарного участия всех народов, национальный патриотизм рискует превратиться в национализм, ведущий нацию к самоизоляции, к высокомерию и духовному чванству. Идея российского патриотизма не должна быть оторвана от патриотизма других наций и тем более от определения места и роли патриотизма в мировом масштабе. В этой программе отсутствует также и стратегический взгляд в будущее. Но то, каким видится будущее нашего Отечества во всех сферах быта его граждан — от их любви к малой родине до идеалов всего человеческого рода, — определяет цель патриотического воспитания. «Судите наш народ не по тому, что он есть, а по тому, чем желал бы стать», — напоминал Федор Михайлович Достоевский в «Дневнике писателя» [1, с. 48-51]. Главный же недостаток названного документа состоит в том, что в нем отсутствует теоретическое понятие патриотизма, которое должно служить принципом, т. е. идейным началом постановки всех задач патриотического воспитания подрастающего поколения и источником действенности их решений. Из-за этого изъяна предлагаемое в Программе научно-методическое сопровождение патриотического воспитания, определяющее его формы, содержание, информационное обеспечение и т. д., остается внутренне несвязным и требует приведения его задач в логически целостный, системный порядок. Предполагается, что специалисты, ответственные за патриотическое воспитание, знают, что такое истинный патриотизм, но их усилия, направляемые разнообразными мнениями о патриотизме, распыляются и сталкиваются друг с другом.
В этой связи неотложной становится задача осмысления конкретно-всеобщего культурно-философского понятия патриотизма, интегрирующего множество его определений в единое целое. Система патриотического воспитания не может быть создана без подведения всех истинных мнений о патриотизме под это единое понятие, ибо без него все они остаются субъективными и, стало быть, произвольными, т. е. частичными и абстрактными представлениями о нем. Прежде всего, предстоит осмыслить противоположности природного и духовного, национального и универсального (другим словами, родного и вселенского), временного и вечного, которые противоречиво сочетаются в сущности патриотизма, обеспечивая тем самым его историческое развитие и утверждение.
Только во вполне разумном, т. е. философском, мышлении мы можем прийти к конкретному пониманию того, что такое истинный патриотизм и преодолеть все псевдопатриотическое, что есть в абстрактных, схематичных, случайных или стереотипных представлениях о патриотизме.
В отличие от абстрактных представлений о патриотизме его конкретное понятие не может быть сформулировано исключительно рассудочным, дискурсивным спосо-
бом, внешним образом соединяющим элементы своего содержания. Философское понятие патриотизма имеет три главных смысловых момента, причем каждый из этих моментов включает в себя два других, отчего в совокупности они неразрывны, как моменты единого понятия.
Первый момент — это исходное тождество или всеобщность понятия патриотизма. Он выражает глубочайшее внутреннее существенное единство, роднящее всех людей на земном шаре как представителей человеческого рода разумных существ вообще. Этот момент осознается каждым человеком в понимании себя как существа, живущего среди себе подобных и без них не могущего существовать.
Вторым моментом понятия патриотизма является его различие, или особенность. Он выражает существенное отношение каждого человека к той особенной нравственной реальности, благодаря которой он сформировался и существует здесь и сейчас — в определенном географическом пространстве и историческом времени. Этот момент осознается человеком как его принадлежность прежде всего к определенной семье, затем — к определенному народу, определенному обществу и государству.
Наконец, третий момент конкретного понятия патриотизма — это его единичность, т. е. различенное в себе единство всеобщего и особенного моментов понятия патриотизма. Этим моментом завершается определение истинного характера всех явлений патриотизма в человеческой жизни. На нем базируется итоговое смысловое единство понятия и идеи патриотизма, проявляющегося в тех единичных примерах любви к Родине и служения Отечеству, которые, став образцами для подражания, имеют огромное воспитательное значение для подрастающего поколения, ибо, как правило, вызывают у его представителей симпатию и стремление поступать так же. К их числу относятся мужественные и героические поступки, военные и гражданские подвиги, выдающиеся достижения в спорте, науке, технике, искусстве, философии и всех других областях культуры, включая, разумеется, яркие проявления истинной религиозности.
Конкретные моменты понятия патриотизма входят в его составе в патриотическую идею, т. е. в единство понятия патриотизма и его реальности, которая и должна лечь в основу эффективной системы патриотического воспитания. Подчеркнем еще раз, что только в конкретном, т. е. внутренне различенном, единстве друг с другом эти моменты составляют вполне разумное, или конкретно-всеобщее, понятие патриотизма. Если же один из двух первых его моментов утрачивается или заслонят другие, то возникает опасность впадения в крайности.
Одной из них выступает абстрактно-всеобщий космополитизм. Он состоит в игнорировании индивидом национальных особенностей своей Родины, что отнимает у него возможность приносить ей реальную пользу (по нашей пословице: «Где родился, там и пригодился») и, в конце концов, выбрасывает его за ее пределы. Другой крайностью является национализм, игнорирующий всеобщую природу человечности, внутренне роднящую всех представителей человеческого рода и составляющую внешне многообразно различенное духовное пространство Земли как единого места обитания человечества. Националист принимает абстрактную особенность своего народа за всеобщее, что вызывает у него другую духовную болезнь, чем у космополита, — возвеличивание собственной национальной принадлежности. Как и атрофия национального чувства, взвинченный эгоистический патриотизм тоже довольно часто свойствен современным молодым людям. Гипертрофия национальной исключительности распахивает почву для шовинистического представления о родной стране как осажденной внешними врагами крепости, в которой к тому же действуют внутренние предатели.
Кроме двух названных, существуют и другие, производные от них псевдопатриотические феномены сознания, принимаемые и выдаваемые их носителями за истинный патриотизм (например, так называемый «квасной патриотизм», а также официальный, так сказать, должностной, или вербальный чиновничий патриотизм и т. п.).
Итак, ложные формы патриотизма возникают из-за нарушения целостности его конкретного понятия — в случае обособления и игнорирования преувеличения одного из его необходимых моментов. Поэтому Л. Н. Толстой осудил сведение патриотизма исключительно к особенному моменту. В статье «Христианство и патриотизм» он противопоставил официально насаждаемому царизмом общественно-государственному патриотизму христианские ценности человеческого общежития, которые представляют всеобщий момент патриотизма: «Патриотизм в наше время <...> требует от людей прямо противоположного тому, что составляет идеал нашей религии и нравственности, не признания равенства и братства всех людей, а признания одного государства и народности преобладающими над всеми остальными. Существует общественное мнение, что патриотизм есть великое нравственное чувство и что хорошо и должно считать свой народ, свое государство самым лучшим в мире» [21, с. 27]. Следует заметить, что и в сегодняшних нормативных документах наблюдается преобладание особенного момента понятия патриотизма, что вызывает, с одной стороны, опасность превращения патриотического воспитания в проповедь национального превосходства, а с другой — абстрактно-космполитическую реакцию на такую проповедь.
У патриотического сознания, или умонастроения, выделяются два начала. Стихийное, реальное, природное начало патриотизма выражается в инстинктивной любви человеческих индивидов к родной земле, в интимной близости с окружающей их естественной средой. Оно кроется в автохтонности (самородности) каждого народа, объединяющей его представителей с представителями органического мира, которые сами по себе растут из земли и плодятся на ней. Это коллективное бессознательное начало, выражающее себя в мифологии того или иного народа, служит причиной тихого восторга, в который люди иногда приходят на лоне родной природы. Этот восторг они испытывают от того, что связано с их малой родиной как с превосходящим их индивидуальность источником их сил и способностей. Под покровительством ее духов подрастают, особенно в сельской местности, юные души, их знамениями молодой человек истолковывает себе свою жизнь и, если надо, отдает ее за други своя. Мифологическое сознание успокаивает блуждания индивидуальной мысли, составляя ее непоколебимые устои.
Сознательным, идеальным, духовным началом патриотического умонастроения выступает, напротив, рациональный, или осмысленный, патриотизм. Благодаря ему индивид своими силами и способностями добивается благополучия, поскольку оно зависит от определенного общества и государства, без которых его жизнь сводится к ничем не гарантированному случайному физическому существованию. Это начало патриотического сознания выражает ту внутреннюю необходимость, без которой ни индивиды, ни народы, ни человеческий род в наше время уже не могут благополучно существовать.
Начиная с Античности, человечество все больше склоняется к рациональному мышлению о различных предметах, к раскрытию их личной полезности и общественной выгодности, обеспечиваемых договорными принципами. К числу реальных достижений рационального патриотизма принадлежит и демократическая, или республиканская, форма правления. Однако вера в то, что одно только рассудочное мышление может
проникнуть в глубины бытия, познать или исправить его — это иллюзия. В патриотизме остается много и бессознательно-природного, умаление чего уничтожает безусловную ценность чувства любви к Родине, поскольку оно не может быть результатом договорного отношения между субъектами. Указанная иллюзия способствует эгоистическим проявлениям, ищущим только личную выгоду даже в общественно-полезных делах по рассудочному принципу «Где хорошо, там и родина». Доверие же исключительно к бессознательно-природной любви, к стихийному народному восхищению властью, наоборот, способствует возникновению такого патриотизма, который, по словам П. Я. Чаадаева, все видит в розовых очках, инстинктивно приукрашивает существующее в обществе положение дел. Только в гармонии природного с духовным, реального с идеальным, стихийного с рассудочным и разумным эти начала воодушевляют людей на сознательный и действительно созидательный патриотизм.
Кроме гармонии природного и рационального начал, обеспечиваемой историческим развитием идеи патриотизма, система патриотического воспитания должна учитывать противоречивое соотношение в патриотическом умонастроении вечного и временного, или логического и исторического. Народ, как и каждый человек, постольку представляет собой ценность, поскольку он способен раскрыть во времени образ вечного, непреходящего. В этом случае он постигает вечное значение своей жизни и деятельности, ее нетленный смысл. Отсюда ясно, что жизнь современного человека и народа нуждается в уроках истории. Действительно, взгляд в прошлое придает современному человеку уверенность в том, что великое, которое некогда существовало, если оно возникло хоть раз, было необходимым и поэтому может вновь случиться. С другой стороны, история предостерегает его о том, что ни в коем случае не должно повториться. Здесь можно прибегнуть к аналогии: здоровье народа походит на красоту и силу дерева, которые, как известно, зависят от прочности его корней. Так и теперешнее состояние народа есть наследие его исторического прошлого. Однако дерево имеет не лишь корни; кроме них, его здоровое питание зависит от состояния ветвей и листьев, усваивающих общий для всех деревьев солнечный свет. Эта аналогия поясняет, что не только исторические корни прошлого, но, сверх него, настоящее и будущее время, в неразделимой связи его перетекающих друг в друга моментов представляющее вечное, неисторическое, одинаково необходимы для здоровья отдельного человека или народа.
Историческое образование духа целительно лишь тогда, когда оно вызывается могучей жизненной силой настоящего, устремленного в ясно мыслимое идейное будущее. Именно об этом в интервью, посвященном национальной идее, говорил действующий Президент России, призывая не «хвататься только за наше героическое прошлое», но и смотреть в «не менее героическое и успешное будущее», поскольку патриотизм не должен быть «квасным, затхлым и кислым» [19]. Историческая память умирает, когда современность перестает ее оживотворять. Тогда угасает благоговейное отношение к ней, и от истории остаются только более или менее общеизвестные факты, а «факты без идеи — мусор в голове», по словам русского литературного критика и публициста В. Г. Белинского. Чрезмерное преобладание в патриотическом воспитании истории может ослабить инстинкт самоутверждения юности, остудить ее пыл, молодой задор и способность к самоотверженной любви. Постоянный уход от настоящего в прошлое бальзамирует и мумифицирует живую в прошлом жизнь, в результате чего «ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой, ни темной старины заветные преданья не шевелят во мне отрадного мечтания», как высказался по этому
поводу М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Родина». Навязывание подрастающему поколению истории может вызвать у его представителей ее отрицание, причем приходится признать, что это —естественная реакция, примерами которой служат пляски в ночных клубах под песню «День Победы», прохождение в шеренгах «Бессмертного полка» с фотографиями фашистских военачальников и другие непростительные выходки. Избыток истории в патриотическом воспитании, как всякий избыток, вреден, ибо излишнее есть враг необходимого. Таким образом, бережно хранить историю и знать ее необходимо, но и уходить в нее с головой тоже нельзя, чтобы, как говорят, «не заиграться», ибо все течет и ничто не повторяется. Есть принципиальное различие между разумно относящимся к наследию предков консерватизмом и консерватизмом реакционным, идеализирующим и возвеличивающим прошлое народа за счет умаления его настоящего и будущего. Всему свое время: прошлое должно быть осмыслено, но не обожествлено, а традиции не возведены в самоцель. Прошлого, поскольку оно прошло, не воскресить, даже если оно кажется нам сегодня лучшим по сравнению с настоящим. Настоящее возрождение есть сохранение традиций путем их дальнейшего развития, ибо действительное, необходимое и непреходящее в прошлом раскрывается только в настоящем и будущем. Поэтому подлинное патриотическое воспитание, хотя и обращается к прошлому за образцами поведения, достойными подражания, но как таковое всегда реализуется в настоящем и имеет также вневременное основание, сверхисторический вектор, идейно направленный в будущее. Ограничивать молодежь только извлечением уроков из прошлого, не предлагая ей образ желаемого будущего родной страны и не давая ей реальной возможности самой (пусть интуитивно, наощупь) такой образ формировать — значит просто клонировать исторические стереотипы, тем самым удобряя почву для антипатриотических умонастроений.
В настоящее время наблюдается явный уклон патриотического воспитания в историю, особенно в историю войн и побед. Но в понятие истории входят и родной язык, и литература, и новейшие достижения народов нашей страны в искусстве (музыке, театре, кинематографе и др.), науке и технике (в том числе космической), в свободной религиозной и философской мысли. В связи с этим возникает необходимость наметить системные задачи патриотического воспитания, направленные на достижение единых целей общегражданской жизни, правосознания, конституционного порядка и духовной солидарности нации. В соответствии с тремя моментами понятия патриотизма целесообразно выделить три группы, или три направления, задач. Каждое из направлений, разумеется, включает подзадачи, раскрывающие исторический и логический, инстинктивный и рациональный, а также коллективный и индивидуальный аспекты патриотизма.
В «Беседе о том, что есть сын Отечества» русский просветитель А. Н. Радищев выдвинул тезис, что далеко не все рожденные в Отечестве достойны величественного наименования сына Отечества. Воспитание любви к Родине — это первое направление задач, на которое необходимо ориентироваться в патриотическом воспитании. Эта группа задач связана с понятием Родины и Отечества, которые, хотя и составляют единое целое, имеют различные значения (в определении этих различий автор статьи опирается на положения, выдвинутые А. Н. Муравьевым [9, с. 157-187; 10]).
Родина предстает в сознании и совести человека в образах его матери, отца, страны и народа, которые дают индивидууму жизнь и путем воспитания помогают ему стать тем, кем он в настоящий момент является со всеми своими достоинствами и недостатками. Соответственно, первая группа задач должна быть нацелена на культиви-
рование нравственности и достоинства семейного, общественно-народного и национально-государственного духа. Через это воспитывается и готовность человека отдать, если потребуется, жизнь за свою Родину, так как его жизнь принадлежит не только ему самому, но и ей.
В своем дальнейшем развитии эта непосредственно-нравственная любовь к Родине входит в фазу опосредствования, на которой она раздваивается на любовь и ненависть. При этом ненависть возникает уже не только к врагам своей Родины, как в первом, непосредственном значении патриотизма. Достигнув этой фазы, гражданин видит не только достоинства своей Родины, но и ее недостатки, которые он не приемлет. Благодаря этому его созерцательная и благодарная любовь к Родине как своему прошлому преобразуется в деятельную любовь к Отечеству как своему будущему. Вот почему задачи первой группы должны включать развитие способностей юных граждан, с помощью которых они в будущем внесут посильный созидательный вклад в жизнь своей Родины и Отечества.
Этот вклад невозможен без знания истории своего Отечества и научного и философского предвидения его будущего, что создает идейную основу для его экономического, политического и социального развития. Это и есть активная любовь к своему Отечеству, выражающаяся не в любовании им, а в его совершенствовании, отчего основной целью такого патриотического воспитания является подготовка образованных, трудолюбивых граждан. Примеры такого патриотического воспитания широко представлены в отечественной практике. Среди первых можно назвать культивирование русским экономистом И. Т. Посошковым образа совершенного купца. Именно в его времена в традицию входит анонимное направление финансовых вложений в государственные учреждения за подписью «Патриот». Анонимность купцы обосновывали стремлением бескорыстного служения Отечеству. Они не рассматривали такие поступки как благотворительность, а видели в них широкое понимание предпринимательской деятельности, не ограниченное исключительным стремлением к прибыли.
Выполнение первой группы задач невозможно без развития национального самосознания подрастающих граждан нашего Отечества. Оно призвано воспитывать их готовность к самоотречению, поскольку умение видеть недостатки своей Родины и искоренять их тоже требует обучения. Народ, ограниченный самодовольством и самообожанием, не может достичь истины, рождающейся в критическом мышлении, более того, «такое сознание приходит к самоуничтожению: история о Нарциссе может быть поучительна не только отдельным лицам, но и целым народам» [20]. Оберегая патриотизм от крайностей, русский мыслитель Н. Н. Страхов создал концепцию русского патриотизма — взвешенного, «не допускающего ни чрезмерного возвеличивания собственного народа и отечественной культуры, ни презрения к людям, нравам и традициям иных культур и народов» [14]. Если к подзадачам первой группы добавить изучение и развитие родного языка, народного искусства, уяснение нравственных и религиозных источников воинской славы своего государства, изучение природы и географии России, то станет ясно, что систематический смысл первой группы задач состоит в соединении личной жизни подростка с жизнью своего народа и не имеет ничего общего с милитаризацией его сознания.
При этом задачи укрепления особенного народного и национального единства не исчерпывают идейной реализации понятия патриотизма. Всеобщность человека заложена в его природе, отчего только через объединение людей и народов во всечеловеческой солидарности, т. е. в любви к своему народу не в качестве исключительного,
а, напротив, в его единстве со всеми другими народами, полноценно сказывается идея патриотизма. Воспитание «вселенской» любви к человеческому роду, разным народам, странам, нациям, к человеку, привитие юношеству всемирной «со-ответственности за деяния социума» [24, с. 134] составляет еще один комплекс задач, который должна включать система патриотического воспитания. Истинный патриотизм зиждется на вере человека в себя и в то, что в мировом и в национально-государственном устройстве все объединены единой высшей целью, что в лице каждого человека представлена идея человечества в целом. Решение задач этой группы должно способствовать личному осмыслению молодыми людьми судьбы и всеобщего блага человечества, что сделает их патриотизм любовью части к целому, позволяющей преодолеть естественную ограниченность особенных народов в результате стремления к всеобщем целям человеческого рода. Особое значение в этой группе задач принадлежит осмыслению религиозной идеи откровения, которая через признание и исцеление ущербности людей и народов ведет к преображению мира: «Шедше научите вся языки» — словами Христа.
Решение второй группы задач будет способствовать усвоению молодежью многообразия и целостности человечества, живые силы которого — его внутренние различия, которые разрешаются через противоречия личностей, государств, наций, иных социальных реальностей. «Племена и народы являются как великие органы вселенского организма, в общей жизни которого каждый орган находит свободное место и для своей особенной жизни, восполняя собою все другие органы и ими восполняемый» [20, с. 60-61]. К этой группе относится и добровольчество как внутреннее побуждение личности к добрым делам, которые обращают деятельное внимание подрастающего поколения на изначальную всеобщую связь всех людей. Развитие добровольчества, ставшее новацией Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы», разумеется, найдет свое место в системе патриотического воспитания подрастающего поколения.
Синтез в сознании молодежи любви к своим особенным Родине и Отечеству со всеобщей любовью к человечеству — цель третьей группы задач, завершающей весь их систематический комплекс и соединяющей воспитание личных способностей к деятельности во славу родного Отечества каждого из многих народов России и всех их, вместе взятых (Россия как русский мир), и на пользу всего человечества. В практическом плане к задачам этой группы относится все то, что способствует развитию личных талантов с их реализацией в интересах нашей страны и мира в целом: организация различных экологических акций, направленных на сохранение и умножение природных богатств нашей планеты, информационная политика, содействующая осмыслению истинного патриотизма, а также развитие созидательных начал личности в ремеслах, научно-техническом творчестве, хореографическом, песенном и поэтическом искусстве, воспевающем смысл и глубину национальной и всемирной культуры. Кроме того, третья группа задач стимулирует ценные общественные инициативы, поддерживает различные общественные объединения социальной направленности.
При построении системы патриотического воспитания должно руководиться принципами, дающими возможность решить все указанные задачи. Остается назвать и раскрыть эти принципы.
Принцип единства моментов философского понятия патриотизма. Один его момент без другого быть не может, чем утверждается сознательное стремление патриотически-воспитанного молодого человека свободно реализовывать свои способности
в своем Отечестве при сохранении мира во всем мире. Это условие недавно подтвердил действующий Президент России, ответив в интервью на вопрос о стратегическом балансе в мире: «Мы не собираемся ни с кем воевать. Мы собираемся создать условия для того, чтобы никто не думал с нами воевать» [19]. Содействовать развитию своего Отечества и благу человечества — логический смысл данного принципа.
Принцип сознательной разумности патриотического воспитания. В основу патриотического воспитания подрастающего поколения должны лечь не лозунги и убеждения, которые, несмотря на свою правоту, от повторения скоро становятся скучными и надоедают, а диалоги с юношеством, в которых главное внимание уделяется противоречивости понятия патриотизма и его диалектике. Опираться в них необходимо на непо-таенность истины, которая скрывается только от мнений: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными». Этот принцип выражает свободу воспитания патриотического умонастроения, ибо государство творится прежде всего в сознании его граждан и только внешне проявляется в их поступках. Он реализует идеальное государство, которое есть не механизм принуждения, а организм духовной солидарности. Не только граждане ему служат, но и оно служит им. Это подтверждается словами русского философа И. А. Ильина о том, что никто не может указать человеку его Родину — ни государство, ни друзья, ни воспитатели, так как любить, как и радоваться, по чьему-либо приказу нельзя. В случае же таких попыток возникает казенный патриотизм, который не развивает патриотическое сознание, а наносит ущерб истинному патриотизму.
Принцип соборности как единого духовного поля солидарного служения личностей. Этот принцип раскрывает несостоятельность ныне популярного в молодежной среде индивидуализма. Эгоист не понимает, что «я» и «другие» — это не нечто внешнее и отличное друг от друга. Напротив, это целостная реальность, отчего сознание каждого человека, как продукт семьи и общества, генетически предшествует его самосознанию. Я, как справедливо констатировал русский философ С. Л. Франк, «есть по рождению, а следовательно, и по существу итог и воплощение связи отца и матери» [22, с. 52], которая вдобавок отнюдь не ограничивается моими родителями, а с глубочайшей витальной силой уходит в глубину веков, ко всем моим предкам — не важно, знаю я их имена, или нет. Таким образом, человеческая жизнь, начиная с рождения и заканчивая ее высшими духовными проявлениями — религиозной, научной, творческой жизнью, есть, по его же словам, «необходимое и имманентное выражение глубочайшего онтологического всеединства, лежащего в основе человеческого бытия» [22, с. 54]. В этом смысле патриотизм есть чувство моей внутренней принадлежности к Родине, к ее духовной соборности, лежащей в основе социально-нравственных отношений. Этот принцип утверждает необходимость формирования общественных организаций. Культивирование идей патриотизма, идущее сверху и поддержанное снизу, необходимо. Государственная политика позитивно влияет на мировоззрение людей, особенно молодежи. Но если в этом важном деле будут участвовать только представители политической власти, то едва ли можно надеяться на его успех. Молодежь, конечно, еще не обладает достаточным багажом знаний и опыта для адекватной оценки предлагаемых ей идей и смыслов, однако она остро чувствует ложь, облаченную в патриотические одежды, а с вместе отторжением казенной фальши ею может быть отвергнут и подлинный патриотизм. Формулировать и продвигать идеи, ценности, смыслы не цель государства и его представителей. Последние имеют возможность проявлять свой патриотизм посредством профессиональной заботы о национальных интересах. Чем меньше они говорят о патриотизме, тем лучше: значит, вся их энергия направлена на выполнение служебного долга, на
решение жизненно важных задач страны. Третий принцип характеризует патриотизм как реальную соборность духа, осуществляющуюся через служение. От этого первичной категорией нравственно-общественной жизни является обязанность, а не право, которое, в свою очередь, должно быть производным от обязанности. Тогда открывается и истинный смысл демократии, сформулированный С. Л. Франком: «.. .демократия есть не власть всех, а служение всех» [22, с. 124].
Последним (по порядку, но не по значению) назовем принцип инстинктивно-разумного стремления молодых людей сохранить себя в будущем. Он реализуется посредством физического порождения одними индивидуумами других, а также закрепления личного духовного опыта людей через их созидательные дела, навечно утверждающие всеобщую сущность единичных индивидов, что возможно прежде всего на почве своей особенной Родины и Отечества. Этот принцип возвышает смысл жизни человека над его ограниченной физической жизнью. «Гибнет моя [конечная] жизнь, но растет и крепнет общая жизнь, поднимается и утверждается человеческое спасение», — пишет русский философ А. Ф. Лосев [2]. Не может быть осмысленной личная жизнь, если нет осмысления того, чему служит эта жизнь и во имя чего человек рождается и умирает: «Это и есть победа над судьбой и смелый взгляд в вечность, в которой обретает бессмертие личное дело» [2].
Таким образом, отмечая, что чувство благодарной любви к своим предкам и готовность достойно продолжить их дела ни у кого нельзя вызвать одними декларациями, поучениями и примерами героического поведения, следует подчеркнуть, что патриотическое воспитание молодежи должно основываться на постепенном систематическом раскрытии патриотической идеи. Осуществлять ее следует, основываясь на сознательной разумности патриотического воспитания, соборности, как единого духовного поля личностей и инстинктивно-разумном стремлении молодых людей сохранить себя в будущем.
Базисом системы патриотического воспитания должно стать философское понятие патриотизма, интегрирующее множество его определений в единое целое и содержащее в себе три неразделимых логических момента — его всеобщность, особенность и единичность. Находясь в сбалансированном единстве, они должны учитывать историческое и логическое, природное и идеальное, «родное и вселенское» начала патриотизма. Существующие исследования понятия патриотизма не выдерживают этой диалектической целостности и сосредоточиваются либо на абстрактно всеобщих моментах, либо особенных его, частных определениях, в связи с чем проявляются ложные его формы. Намеченное в статье диалектическое обоснование понятия патриотизма, представляющее его теоретическую основу, должно вызвать необходимую связь с его проявлением в ценностных ориентациях современной молодежи и организационно-правовых формах системы патриотического воспитания, став отражением этих логических принципов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Достоевский Ф. М. Дневник писателя. 1876. Февраль. Глава первая. II. О любви к народу. Необходимый контракт с народом // Достоевский Ф. М. Собр. соч.: в 15 т. СПб.: Наука, 1994. Т. 13. С. 48-51.
2 Лосев А. Ф. «Жизнь» (Повести, рассказы, письма). СПб.: Комплект, 1993. 544 с.
3 Лутовинов В. И. Патриотическое и военно-патриотическое воспитание как фактор обеспечения национальной безопасности Российской Федерации //
Kilinson.com. URL: https://kilinson.com/story/2019/12/24/patrioticheskoe-i-voenno-patrioticheskoe-vospitanie-kak-faktor-obespecheniya-natsionalnoy-bezopasnosti-rossiyskoy-federatsii/ (дата обращения: 15.12.2019).
4 Лутовинов В. И. Современный российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления // Kilinson.com. URL: https://kilinson.com/ story/2019/03/18/sovryemyennyy-rossiyskiy-patriotizm-sushchnost-osobyennosti-osnovnyye-napravlyeniya-lutovinov-vi/ (дата обращения: 15.02.2020).
5 Малинкин А. Н. Понятие патриотизма: эссе по социологии знания // Kilinson. com. URL: https://kilinson.com/story/2018/10/25/ponyatiye-patriotizma-essye-po-sotsiologii-znaniya-an-malinkin/ (дата обращения: 15.10.2019).
6 Малинкин А. Н. Социальные общности и идея патриотизма // Kilinson.com. URL: https://kilinson.com/story/2018/10/27/sotsialnyye-obshchnosti-i-idyeya-patriotizma-amalinkin/ (дата обращения: 17.01.2020).
7 Малинкин А. Н. «Новая российская идентичность»: исследование по социологии знания // Kilinson.com. URL: https://kilinson.com/story/2018/12/26/novaya-rossiyskaya-idyentichnost-isslyedovaniye-po-sotsiologii-znaniya-an-malinkin/ (дата обращения: 07.02.2020).
8 Малинкин А. Н. Формирование гражданского патриотизма: три основные проблемы // Kilinson.com. URL: https://kilinson.com/story/2019/04/21/formirovaniye-grazhdanskogo-patriotizma-tri-osnovnyye-problyemy/ (дата обращения: 09.05.2020).
9 Муравьев А. Н. Философия и опыт. СПб.: Наука, 2015. С. 157-187.
10 Муравьев А. Н. Философские определения идеи патриотизма и основные трудности патриотического воспитания подрастающего поколения // Kilinson. com. URL: https://kilinson.com/story/2019/04/19/filosofskiye-opryedyelyeniya-idyei-patriotizma-i-osnovnyye-trudnosti-patriotichyeskogo-vospitaniya-podrastayushchyego-pokolyeniya-an-muravyov/ (дата обращения: 10.02.2020).
11 Муравьев А. Н. Краткое слово о патриотизме // Kilinson.com. URL: https://kilinson. com/story/2018/02/15/kratkoe-slovo-o-patriotizme/ (дата обращения: 07.05.2020).
12 Муравьев А. Н. Понятие нации и проблема национального самоопред-ления народа в «Речах к немецкой нации» // Kilinson.com. URL: https:// kilinson.com/story/2019/03/06/ponyatiye-natsii-i-problyema-natsionalnogo-samoopryedyelyeniya-naroda-v-ryechakh-k-nyemyetskoy-natsii-i-g-fikhtye/ (дата обращения: 07.05.2020).
13 Муравьев А. Н. Революционно-консервативный характер и идейно патриотическая природа отечественной культуры в лекциях М. А. Лифшица «О русской культуре и ее мировом значении // Kilinson.com. URL: https://kilinson. com/story/2020/05/08/ryevolyutsionno-konsyervativnyy-kharaktyer-i-idyeyno-patriotichyeskaya-priroda-otyechyestvyennoy-kultury-v-lyektsiyakh-m-a-lifshitsa-o-russkoy-kulturye-i-yeye-mirovom-znachyenii-an-muravyov/ (дата обращения: 07.05.2020).
14 Мухина З. З. Патриотизм как нравственный принцип в философии истории Н. Н. Страхова (1828-1896) // Научные ведомости БелГУ Серия: Философия. Социология. Право. 2019. Т. 44, №№ 2. С. 222-229. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ patriotizm-kak-nravstvennyy-printsip-v-filosofii-istorii-n-n-strahova-1828-1896 (дата обращения: 11.05.2020).
15 Орлов И. Б. Патриотическое воспитание в системе высшего образования Российской Федерации: достижения и перспективы развития // Kilinson.com. URL: https://kilinson.com/story/2019/12/17/patriotichyeskoye-vospitaniye-v-sistyemye-vysshyego-obrazovaniya-rossiyskoy-fyedyeratsii-dostizhyeniya-i-pyerspyektivy-razvitiya/ (дата обращения: 11.12.2019).
16 Орлов И. Б. Патриотизм в истории России: государственная идеология и ценностный потенциал // Kilinson.com. URL: https://kilinson.com/story/2019/03/31/ patriotizm-v-istorii-rossii-gosudarstvennaya-ideologiya-i-tsennostnyy-potentsial/ (дата обращения: 11.11.2019).
17 Павлов А. В. Патриотизм: социально-философский подход // Философия и современность // Kilinson.com. URL: https://kilinson.com/wa-data/puЫic/site/Патри-отизм:%20социально-философский%20подход%20А.0/о20В.0/о20ПАВЛОВ^ (дата обращения: 07.12.2019).
18 Павлов А. В. Патриотизм. Очень краткая история идеи // Kilinson.com. URL: https://kilinson.com/story/2019/02/18/patriotizm-ochyen-kratkaya-istoriya-idyei/ (дата обращения: 07.12.2019).
19 Путин предостерег от «квасного» и «затхлого» патриотизма // РБК. URL: https:// www.rbc.ru/politics/10/05/2020/5eb7ac579a7947e750a4bc6f (дата обращения: 01.06.2020).
20 Соловьев В. С. Национальный вопрос в России // Соловьев В. С. Соч.: в 2 т. М.: Правда, 1989. Т. 1. С. 60-167.
21 Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: в 90 т. М.: ГИХЛ, 1956. Т. 39. 256 с.
22 Франк С. Л. Духовные основы общества. М.: Директ-Медиа, 2014. 270 с.
23 Черняев А. В. У водораздела русской политической мысли. Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным // Kilinson.com. URL: https://kilinson.com/ story/2019/07/17/u-vodorazdyela-russkoy-politichyeskoy-mysli-perepiska-andreya-kurbskogo-s-ivanom-groznym-av-chyernyayev/ (дата обращения: 11.05.2019).
24 Шелер М. Мысли о политике и морали / пер. А. Н. Малинкин. М.: МСЛ, 2020. 134 с.
***
© 2020. Sergei V. Kilin
Krasnodar, Russia
THEORETICAL, VALUE, ORGANIZATIONAL
AND LEGAL FRAMEWORK FOR INSTILLING PATRIOTIC MENTALITY IN MODERN RUSSIAN YOUTH
Abstract: The purpose of this paper is to consider theoretical, value and organizational and legal foundations for building patriotism among modern Russian youth. The paper displays main research approaches in the study of patriotism, substantiates the relevance of improving conceptual foundations and practice of forming patriotic convictions, taking into account the capacities of politics in the field of culture. It also identifies true and inauthentic forms of patriotism, as well as the reasons for emerging false forms of patriotism, discussing relationship between historical and logical, natural and ideal,
"native and universal" principles of patriotism. In view of the arbitrariness of a number of definitions of patriotism, based on its manifestations, and not on the essence, the author substantiates the philosophical concept of patriotism, integrating the diversity of its definitions, highlights main semantic moments of the philosophical concept of patriotism, and explains their diverse unity. Taking into account the domestic and world experience in the study of patriotism, the paper considers main tasks of the system of patriotic education determines the goals to which the solution of these tasks leads and articulates the principles on which this system is built and able to develop. In addition, the author examines the modern normative base of patriotic education of Russian citizens and suggests directions for its improvement. Keywords: patriotism, education, Motherland, Fatherland, solidarity. Information about the author: Sergey V. Kilin — Post-graduate Student, Adviser to the Director, All-Russian Children's Center "Smena", Primorskaya St., 7, 353407 Sukko village, Anapa district, Russia. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5397-2108. E-mail: molpobeda@mail.ru Received: September 08, 2020 Date of publication: December 28, 2020
For citation: Kilin S. V. Evolution, value, organizational and legal framework for instilling patriotic mentality in modern Russian youth. Vestnik slavianskikh kul'tur, 2020, vol. 58, pp. 122-137. (In Russian) https://doi.org/10.37816/2073-9567-2020-58-122-137
REFERENCES
1 Dostoevskii F. M. Dnevnik pisatelia. 1876. Fevral'. Glava pervaia. II. O liubvi k narodu. Neobkhodimyi kontrakt s narodom [Writer's diary. 1876. February. Chapter one. II. On love for the people. A necessary contract with the people]. Dostoevskii F. M. Sobranie sochinenii: v 15 t. [Collected works: in 15 vols.]. St. Petersburg, Nauka Publ., 1994, vol. 13, pp. 48-51. (In Russian)
2 Losev A. F. "Zhizn"' (Povesti, rasskazy, pis'ma) ["Life" (Novels, short stories, letters)]. St. Petersburg, Komplekt Publ., 1993. 544 p. (In Russian)
3 Lutovinov V. I. Patrioticheskoe i voenno-patrioticheskoe vospitanie kak faktor obespecheniia natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii [Patriotic and military-patriotic education as a factor of ensuring national security of the Russian Federation]. In: Kilinson.com. Available at: https://kilinson.com/story/2019/12/24/patrioticheskoe-i-voenno-patrioticheskoe-vospitanie-kak-faktor-obespecheniya-natsionalnoy-bezopasnosti-rossiyskoy-federatsii/ (accessed 15 December 2019). (In Russian)
4 Lutovinov V. I. Sovremennyi rossiiskii patriotizm: sushchnost', osobennosti, osnovnye napravleniia [Modern Russian patriotism: essence, features, main directions]. In: Kilinson.com. Available at: https://kilinson.com/story/2019/03/18/sovryemyennyy-rossiyskiy-patriotizm-sushchnost-osobyennosti-osnovnyye-napravlyeniya-lutovinov-vi/ (accessed 15 February 2020). (In Russian)
5 Malinkin A. N. Poniatie patriotizma: esse po sotsiologii znaniia [The concept of patriotism: essays on the sociology of knowledge]. In: Kilinson.com. Available at: https://kilinson.com/story/2018/10/25/ponyatiye-patriotizma-essye-po-sotsiologii-znaniya-an-malinkin/ (accessed 15 October 2019). (In Russian)
6 Malinkin A. N. Sotsial'nye obshchnosti i ideia patriotizma [Social communities and the idea of patriotism]. In: Kilinson.com. Available at: https://kilinson.com/
story/2018/10/27/sotsialnyye-obshchnosti-i-idyeya-patriotizma-amalinkin/ (accessed 17 January 2020). (In Russian)
7 Malinkin A. N. "Novaia rossiiskaia identichnost'": issledovanie po sotsiologii znaniia ["New Russian identity": research on the sociology of knowledge]. In: Kilinson. com. Available at: https://kilinson.com/story/2018/12/26/novaya-rossiyskaya-idyentichnost-isslyedovaniye-po-sotsiologii-znaniya-an-malinkin/ (accessed 07 February 2020). (In Russian)
8 Malinkin A. N. Formirovanie grazhdanskogo patriotizma: tri osnovnye problemy [The formation of civic patriotism: three main problems]. In: Kilinson.com. Available at: https://kilinson.com/story/2019/04/21/formirovaniye-grazhdanskogo-patriotizma-tri-osnovnyye-problyemy/ (accessed 09 May 2020). (In Russian)
9 Murav'ev A. N. Filosofiia i opyt [Philosophy and experience]. St. Petersburg, Nauka Publ., 2015, pp. 157-187. (In Russian)
10 Murav'ev A. N. Filosofskie opredeleniia idei patriotizma i osnovnye trudnosti patrioticheskogo vospitaniia podrastaiushchego pokoleniia [Philosophical definitions of the idea of patriotism and the main difficulties of Patriotic education of the younger generation]. In: Kilinson.com. Available at: https://kilinson.com/story/2019/04/19/ filosofskiye-opryedyelyeniya-idyei-patriotizma-i-osnovnyye-trudnosti-patriotichyeskogo-vospitaniya-podrastayushchyego-pokolyeniya-an-muravyov/ (accessed 10 February 2020). (In Russian)
11 Murav'ev A. N. Kratkoe slovo o patriotizme [A brief word about patriotism]. In: Kilinson.com. Available at: https://kilinson.com/story/2018/02/15/kratkoe-slovo-o-patriotizme/ (accessed 07 May 2020). (In Russian)
12 Murav'ev A. N. Poniatie natsii i problema natsional'nogo samoopredleniia naroda v "Rechakh k nemetskoi natsii" [The concept of the nation and the problem of national self-determination of the people in "Speeches to the German nation"]. In: Kilinson.com. Available at: https://kilinson.com/story/2019/03/06/ponyatiye-natsii-i-problyema-natsionalnogo-samoopryedyelyeniya-naroda-v-ryechakh-k-nyemyetskoy-natsii-i-g-fikhtye/ (accessed 07 May 2020). (In Russian)
13 Murav'ev A. N. Revoliutsionno-konservativnyi kharakter i ideino patrioticheskaia priroda otechestvennoi kul'tury v lektsiiakh M. A. Lifshitsa «O russkoi kul'ture i ee mirovom znachenii [Revolutionary-conservative character and ideologically patriotic nature of Russian culture in M. A. Lifshits 'lectures "On Russian culture and its global significance"]. In: Kilinson.com. Available at: https://kilinson.com/story/2020/05/08/ ryevolyutsionno-konsyervativnyy-kharaktyer-i-idyeyno-patriotichyeskaya-priroda-otyechyestvyennoy-kultury-v-lyektsiyakh-m-a-lifshitsa-o-russkoy-kulturye-i-yeye-mirovom-znachyenii-an-muravyov/ (accessed 07 May 2020). (In Russian)
14 Mukhina Z. Z. Patriotizm kak nravstvennyi printsip v filosofii istorii N. N. Strakhova (1828-1896) [Patriotism as a moral principle in the philosophy of history by N. N. Strakhov (1828-1896)]. Nauchnye vedomosti BelGU, Series: Filosofiia. Sotsiologiia. Pravo [Philosophy. Sociology. Law], 2019, vol. 44, no 2, pp. 222-229. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/patriotizm-kak-nravstvennyy-printsip-v-filosofii-istorii-n-n-strahova-1828-1896 (accessed 11 May 2020). (In Russian)
15 Orlov I. B. Patrioticheskoe vospitanie v sisteme vysshego obrazovaniia Rossiiskoi Federatsii: dostizheniia i perspektivy razvitiia [Patriotic education in the higher education system of the Russian Federation: achievements and development prospects]. In: Kilinson.com. Available at: https://kilinson.com/story/2019/12/17/
patriotichyeskoye-vospitaniye-v-sistyemye-vysshyego-obrazovaniya-rossiyskoy-fyedyeratsii-dostizhyeniya-i-pyerspyektivy-razvitiya/ (accessed 11 December 2019). (In Russian)
16 Orlov I. B. Patriotizm v istorii Rossii: gosudarstvennaia ideologiia i tsennostnyi potentsial [Patriotism in the history of Russia: state ideology and value potential]. In: Kilinson.com. Available at: https://kilinson.com/story/2019/03/31/patriotizm-v-istorii-rossii-gosudarstvennaya-ideologiya-i-tsennostnyy-potentsial/ (accessed 11 November 2019). (In Russian)
17 Pavlov A. V. Patriotizm: sotsial'no-filosofskii podkhod [Patriotism: a socio-philosophical approach]. Filosofiia i sovremennost' [Philosophy and modernity]. In: Kilinson.com. Available at: https://kilinson.com/wa-data/public/site/Patriotizm:%20 sotsial'no-filosofskii%20podkhod%20A.%20V%20PAVL0Vpdf (accessed 07 December 2019). (In Russian)
18 Pavlov A. V. Patriotizm. Ochen' kratkaia istoriia idei [Patriotism. Very brief history of the idea]. In: Kilinson.com. Available at: https://kilinson.com/story/2019/02/18/ patriotizm-ochyen-kratkaya-istoriya-idyei/ (accessed 07 December 2019). (In Russian)
19 Putin predostereg ot "kvasnogo" i "zatkhlogo" patriotizma [Putin warned against "flag-waving" and "musty" patriotism]. In: RBK. Available at: https://www.rbc.ru/pol itics/10/05/2020/5eb7ac579a7947e750a4bc6f (accessed 01 June 2020). (In Russian)
20 Solov'ev V. S. Natsional'nyi vopros v Rossii [National issue in Russia]. In: Solov'ev V. S. Sochineniia: v 2 t. [Works: in 2 vols.]. Moscow, Pravda Publ., 1989. Vol. 1: Filosofskaia publitsistika [Philosophical journalism], pp. 60-167. (In Russian)
21 Tolstoi L. N. Polnoe sobranie sochinenii: v 90 t. [Complete works: in 90 vols.]. Moscow, GIKhL Publ., 1956. Vol. 39. 256 p. (In Russian)
22 Frank S. L. Dukhovnye osnovy obshchestva [Spiritual foundations of society]. Moscow, Direkt-Media Publ., 2014. 270 p. (In Russian)
23 Cherniaev A. V. U vodorazdela russkoi politicheskoi mysli. Perepiska Andreia Kurbskogo s Ivanom Groznym [At the watershed of Russian political thought. Correspondence between Andrey Kurbsky and Ivan the Terrible]. In: Kilinson. com. Available at: https://kilinson.com/story/2019/07/17/u-vodorazdyela-russkoy-politichyeskoy-mysli-perepiska-andreya-kurbskogo-s-ivanom-groznym-av-chyernyayev/ (accessed 11 May 2019). (In Russian)
24 Sheler M. Mysli o politike i morali [Thoughts on politics and morals], translated by A. N. Malinkin. Moscow, MSL Publ., 2020. 134 p. (In Russian)