Список литературы
1. Шеремет А. Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций: учебник / А. Д. Шеремет. — М.: Инфра-М, 2012. — 345 с.
2. Анущенкова К. А. Финансово-экономический анализ: учеб.-практ. пособие / К. А. Анущенкова. — М.: Дашков и К, 2012. — 404 с.
3. Алексеева А. И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / А. И. Алексеева, Ю. В. Васильев. — М.: КНОРУС, 2009. — 688 с.
4. Новороссийский судоремонтный завод [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nsrz. ru/ (дата обращения: 10.10.2014).
5. Новороссийский морской торговый порт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. nmtp.info/ (дата обращения: 10.10.2014).
6. Новороссийский СРЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://novomor.fomm2x2.com/t23-topic (дата обращения: 20.10.2014).
7. Антолович Р. Проект «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла»: перспективы реализации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rostransport.com/themes/8961/ (дата обращения: 20.10.2014).
8. Свиридова Н. В. Система рейтингового анализа финансового состояния организаций: учеб. пособие / Н. В. Свиридова. — М.: Альфа, 2012. — 256 с.
9. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г В. Савицкая. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2009. — 536 с.
10. Лепехина Ю. А. Анализ деятельности перегрузочного комплекса ОАО «Новороссийский судоремонтный завод» на российском рынке стивидорных услуг / Ю. А. Лепехина. // Журнал университета водных коммуникаций. — 2012. — №1. — 185 - 192 с.
УДК 330.341 Е. Д. Караваева,
канд. техн. наук, доц.;
В. И. Караваев,
канд. техн. наук, аналитик
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОПРОСАМ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
THEORETICAL APPROACHES TO SOCIAL RESPONSIBILITY
IN WATER TRANSPORT
В данной статье исследованы понятийные сущности ответственности, социальной ответственности и корпоративной социальной ответственности. Научными результатами статьи являются авторское определение корпоративной социальной ответственности, ее основные признаки, классификация корпоративной социальной ответственности по различным критериям. Приведен анализ современного подхода к социальной ответственности в коммерческих организациях. В работе сделан акцент на вопросы социальной ответственности на водном транспорте, к основным видам которой отнесены проблемы безопасности грузовых и пассажирских перевозок, экологической защиты водной среды, а также вопросы, связанные с трудовой деятельностью работников организаций водного транспорта. Данная статья представляет собой теоретический подход к исследованию проблем корпоративной социальной ответственности на водном транспорте и является основой для дальнейших методических разработок для внедрения системы корпоративной социальной ответственности в организации водного транспорта, а также по оценке эффективности систем корпоративной социальной ответственности для конкретных организаций водного транспорта.
This article investigated the conceptual essence of responsibility, social responsibility, and corporate social responsibility. Based on this authors' definition of corporate social responsibility is given and its main features are
Выпуск 1
МЗЕСТНИК
ПСКГУДАРСГВЕННОТО УНИВЕРСИТЕТА
ХУТОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. 0. МАКАРОВА
considered. The article presents the corporate social responsibility classification. The analysis of a modern approach to social responsibility in commercial organizations is presented. Emphasis is made in the paper on social responsibility issues on water transport. The paper focuses on the issues of social responsibility on water transport, the main species responsible for the security issues offreight and passenger transportation, environmental protection of the aquatic, as well as issues associated with the employment on water transport. This article presents a theoretical approach to the study of corporate social responsibility issues on water transport and it is the basis for further methodological developments for the implementation of corporate social responsibility in the organization of water transport, as well as to assess the systems effectiveness of corporate social responsibility for a particular water transport organisations.
Ключевые слова: ответственность, корпоративная социальная ответственность, водный транспорт.
Key words: responsibility, corporate social responsibility, water transport.
Ш
O
ОДНЫЙ транспорт сегодня, как и прежде, является неотъемлемой частью транспортного обеспечения страны. Вопросам ответственности транспортных организаций посвящена не одна сотня различных исследований. Однако большинство этих исследований затрагивает проблемы юридической ответственности и рассматривает меры государственного принуждения к виновному лицу за уже совершенное правонарушение [1].
В зависимости от отрасли права, закрепляющей такую ответственность, выделяют:
- административную ответственность;
- дисциплинарную ответственность;
- материальную ответственность;
- гражданско-правовую ответственность;
- уголовную ответственность.
В административном законодательстве РФ (гл. 11 КОАП РФ) отдельно закреплено несколько составов административных правонарушений на водном транспорте (морском и внутреннем водном, включая смешанное (река-море) плавание). Отдельно в нашей стране приняты Кодекс внутреннего водного транспорта и Кодекс торгового мореплавания, в которых затронуты вопросы ответственности организаций водного транспорта. При этом в юридической литературе встречается понятие юридической ответственности, определяемое как разновидность общесоциальной ответственности (включающей также политическую, национальную, историческую, партийную и др.) [2].
Современные транспортные организации стоят перед необходимостью учитывать в своей работе факторы, выходящие за пределы обычных бизнес-решений. Эффективный менеджмент транспортной организации заключается в построении рациональных взаимоотношений со всеми заинтересованными сторонами. Сегодня на финансовый результат организаций оказывают влияние показатели взаимодействия со стейкхолдерами, а также риски, обусловленные не только экономическим, но и социальным эффектом, производимым деятельностью организаций на общество. В таких условиях одним из важнейших институтов цивилизованной рыночной экономики становится корпоративная социальная ответственностью (КСО).
Концепция КСО представляет отказ от классического представления о том, что главной функцией организации является создание ценностей через производство товаров и услуг для удовлетворения потребностей общества и на этой основе получение прибыли для ее владельцев и акционеров [3]. Корпоративная ответственность в новых условиях не ограничена единственной целью максимизации ценности для акционера, но ставится цель максимизации ценности для всех заинтересованных сторон и для общества в целом.
Корпоративная социальная ответственность — это особый вид ответственности. Приведем некоторые частные определения понятия «ответственность».
- Ответственность — субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия [4].
- Ответственность — определенный уровень негативных последствий для субъекта в случае нарушения им установленных требований [5]. По характеру санкций за совершаемые действия
выделяют следующие виды ответственности: юридическую, материальную, моральную, политическую и др.
Ответственность — личностная характеристика человека, описывающая его способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия (весь комплекс следствий) своих действий или бездействий в данной ситуации и делать выбор формы своих поступков с готовностью принять последствия выбора как неизбежные свершившиеся факты [6].
Первое определение подразумевает наличие субъекта, перед которым у объекта имеются обязательства, имеется деятельность объекта (поступки, действия) и результаты деятельности (последствия). Второе определение дополняет первое наличием санкций по отношению к объекту в случае нарушений установленных требований. Третье определение под субъектом ответственности понимает человека, и ключевой момент здесь — это осознанность действий и последствий.
Итак, в систему определения понятия «ответственность» входят: объект, субъект, действия объекта, обязательства объекта перед субъектом, принятие санкций при неучете данных обязательств перед субъектом.
Предлагаем следующее общее определение ответственности.
Ответственность — это такое поведение объекта, системы, которое подразумевает учет интересов определенных субъектов. Т. е. предполагается, что у субъектов есть некоторые цели, достижение которых должно быть учтено при осуществлении деятельности объекта (реализации основных функций).
Объект ответственности — тот, кто действует.
Субъект ответственности — тот, чьи цели должны быть учтены. Цели могут быть определены установкой либо неких целевых показателей для объекта (в том числе в виде ограничений — не ниже или не выше какого-либо уровня), либо ограничений на правила поведения (реализацию функций) субъекта. Ответственность подразумевает необходимость «держать ответ», «отвечать» за свои действия — т. е. принять определенные санкции, наказание за результаты своих действий. Наше определение учитывает все указанные элементы, кроме принятия санкций, по следующим причинам: в ряде случаев санкции устанавливаются внешним регулятором отношений, например, государством, обществом, однако в большинстве случаев санкции со стороны субъекта ответственности отсутствуют. Субъект добровольно берет на себя ответственность исходя из принятых им моральных норм, ценностей и собственных интересов.
Объектом в понятии «КСО» является корпорация, т. е. организация, фирма, хозяйствующий субъект. Критерии объекта КСО необходимо уточнять (например, индивидуальный предприниматель может быть объектом КСО или нет). Можно вспомнить понятие «социальная ответственность бизнеса», но если под бизнесом понимать некие объекты, ведущие свою деятельность с целью получения прибыли, то из возможного списка выпадают некоммерческие организации, деятельность которых, очевидно, также связана с КСО.
Общие критерии объектов КСО — это ведение деятельности и наличие хозяйства. В широком смысле под корпорацией можно понимать всякое объединение с экономическими целями деятельности. Некоммерческая организация не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками, но при этом для достижения прочих целей в качестве промежуточных имеет экономические цели (например, получение дохода из тех или иных источников).
Слово «социальная» подразумевает, что субъектом ответственности является социум, общество в целом или его отдельные элементы. В связи с широтой возможных вариантов объектов ответственности необходимо выделить критерии, по которым произвести классификацию.
По количественному составу: один человек, малые группы (семья, соседи, учебный класс, группа, коллектив работников одного отдела и т.п.); к средним группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.); в большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе
Выпуск 1
всего общества в целом, это — социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т.д.
По уровню достатка: бедные слои населения, средний класс, обеспеченные слои населения.
По возможности обеспечивать себя: дети, работающие, пенсионеры, инвалиды.
Принадлежность к территории: жители района, города, региона, страны, континента, планеты в целом.
По наличию прямых функциональных связей с объектом: государство, клиенты, работники, учредители, поставщики материалов и услуг, окружающая среда.
По наличию косвенных функциональных связей: бывшие и будущие клиенты, бывшие работники, возможные работники, члены семей работников, члены семей клиентов, жители района, города, субъекта, в котором находится организация, население страны в целом, все человечество в целом.
Прочие критерии: национальность, культура, язык, возраст, пол, профессия, состояние здоровья, место работы и т.д.
Учет интересов только одной социальной группы в понятии КСО приводит к явным перекосам в деятельности объекта: например, учет лишь интересов собственников приводит к чрезмерной эксплуатации работников и выпуску некачественной продукции; учет лишь интересов работников — к чрезмерным затратам на персонал и низкой производительности труда; учет лишь интересов государства — к чрезмерному налоговому бремени и контролю за бизнесом и т.д.
Исходя из сказанного, сформулируем определение корпоративной социальной ответственности.
Корпоративная социальная ответственность — это такая деятельность системы, преследующей экономические цели, при которой учитываются интересы различных социальных групп и общества в целом.
Для бизнеса концепция корпоративной социальной ответственности означает, что ответственное отношение к обществу и окружающей среде может сделать бизнес более конкурентоспособным, гибким, мобильным и привлекательным для сохранения потребителей и кадрового потенциала. Данная концепция способствует привлечению инвестиций и позволяет снизить риски компаний при сделках с банками и страховщиками, что является очень актуальным для организаций водного транспорта.
Главной задачей водного транспорта является обеспечение перевозок грузов и пассажиров. Главным критерием в организации этих перевозок выступает безопасность судоходства и транспортная безопасность. Со стороны государства новые условия обеспечения безопасности можно утверждать и усиливать бесконечно, но при этом необходимо дать возможность работать бизнесу. Область государственного регулирования выступает одной из сфер, через которую организации оказывают открытое влияние на государственные учреждения, регулирование общественного сектора и социальную инфраструктуру, например систему образования и транспорта, тем самым внедряя концепцию корпоративной социальной ответственности. Так, в рамках реализации ФЗ РФ «О транспортной безопасности» в 2012 г. были проведены работы по перекатегорирова-нию объектов инфраструктуры с уменьшением нагрузки, транспортных средств морского и речного транспорта, планов обеспечения транспортной безопасности.
Ожидания современного российского общества относительно корпоративной социальной ответственности весьма разнообразны и противоречивы. Согласно результатам исследования, проведенного Ассоциацией менеджеров России, представители «заинтересованной общественности» отнесли к атрибутам КСО выпуск товаров высокого качества (21 % респондентов), выплату более высокой зарплаты (17 %), социальную защиту сотрудников и их семей (12 %), помощь в решении социальных проблем (12 %), защиту окружающей среды (11 %), четкую уплату налогов (11 %), поддержку благотворительной деятельности и фондов (10 %), искренность и верность обещаниям (10 %), поддержку нуждающихся и бедных слоев населения (9 %), обеспечение рабочими местами и защиту рабочих мест (8 %), обеспечение хорошей надежной работой (8 %), защиту ин-
ВЕСТНИКА
ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
МОШКОЮ и РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. 0. МАКАРОВА,
тересов России (6 %), поддержку образования (6 %) [7]. Особый акцент в системе общественных ожиданий поставил Президент РФ В. В. Путин, подчеркнув роль бизнеса в создании «обновленной системы гарантий для граждан» [8].
В научной литературе по вопросам КСО выделяют два вида социальной ответственности: внутреннюю и внешнюю. К внутренней социальной ответственности, главным образом, относят вопросы, связанные с трудовой деятельностью работников организации. Внешняя КСО ориентируется на местные сообщества [9]; это ответственность перед населением в целом и различными стейкхолдерами в частности (потребителями, акционерами, инвесторами, органами власти, СМИ, общественными организациями и др.).
Любой вид транспорта, являясь формой человеческой деятельности, воздействует на окружающую среду. Транспорт использует дефицитные земельные ресурсы под инфраструктуру, расходует возобновляемые запасы топлива, производит выбросы и участвует в авариях, которые приводят к загрязнениям. Судоходством осуществляется приблизительно 90% мирового товарооборота.
В настоящее время экологические показатели судоходства находятся под пристальным вниманием не только экологов в силу их профессиональной деятельности, но и политиков, законодателей и общественности в целом. Вопросы социальной ответственности в сложившихся условиях звучат наиболее актуально. Защита окружающей среды и экологическая безопасность водного транспорта — направления, относящиеся к внешней КСО. Однако данный вид транспорта оказывает значительно меньшее воздействие на окружающую среду, чем все другие. По информации авторитетных источников транспортный комплекс в целом производит около 14% всех выбросов парниковых газов, на долю судоходства приходится лишь 2%. С экологической точки зрения судоходство можно назвать наиболее эффективным видом транспорта [10].
Существует много факторов, связанных с морской безопасностью и предотвращением загрязнения окружающей среды с судов. Задействованные принципы переступают национальные и региональные границы, так как названная проблема по своей природе является глобальной. Политика в отношении морской безопасности и загрязнения моря и ее внедрение через практику и процедуры часто различаются в различных юрисдикциях. Поэтому весьма желательна региональная и национальная гармонизация по этим вопросам.
Международное сообщество под эгидой ИМО продолжает дискуссии относительно адекватного и действенного решения проблем морской безопасности и защиты морской среды. В этом отношении необходимо сотрудничество судоходной отрасли и отраслевых образовательных учреждений.
Список литературы
1. Введение в философию ответственности: монография / под ред. А.И. Ореховского. — Новосибирск, СибГУТИ, 2005. — 186 с.
2. Конституционное право: энциклопедический словарь / под ред. С. А. Авакьян. — М., Изд-во «Норма», 2000. — 688 с.
3. Трапицын С. Ю. Мотивация персонала в современной организации / С.Ю.Трапицын. — М., ООО «Книжный дом». 2007. — 240 с.
4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. — М., Оникс-ЛИТ, 2012. — 988 с.
5. Додонов В. Н. Юридический словарь / В. Н. Додонов, В. Д. Ермаков, М. Крылова. — М.: Инфра-М, 2001. — 790 с.
6. Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии / В. А. Жмуров. — М.: Джангар, 2010. — 864 с.
7. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания. Потребители, менеджеры, лидеры общественного мнения и эксперты оценивают социальную роль бизнеса в России / под ред.
С. Е. Литовченко, М. И. Корсакова. — М.: Ассоциация менеджеров, 2003. — 100 с.
Выпуск 1
|Выпуск 1
8. Благов Ю. Е. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление / Ю. Е. Благов // Российский журнал менеджмента. — 2004. — № 3. — 17-34 с.
9. Шергин Е. А. Почему уходят люди, или руководитель и ответственность [Электронный ресурс] / Е. А. Шергин. — Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/career/adviser/1728844/index.php?ID=1728844 (дата обращения: 09.11.2014)
10. Голоскокова Е. Д. Международные правовые основы управления морской экологической безопасностью / Е. Д. Голоскокова // Безопасность личности, общества, государства (проблемы, задачи, технологии): сб. материалов Третьей Междунар. науч.-практ. конф. — СПб, 2009. — Т. 3. — С. 157-160.
УДК: 656.078.8: 656.615 М. В. Ботнарюк,
канд. экон. наук
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПОРТОВОЙ УСЛУГИ: СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
COMPETITIVENESS OF PORT SERVICE: SOCIAL ASPECT
В статье рассмотрены основные тенденции и условия формирования конкурентной среды морских портов в настоящий момент. Представлена оценка конкурентоспособности отечественных портов захода по основным критериям в сравнении с зарубежными конкурентами, а также результаты исследований, выполненных в направлении изучения понятий «морской порт» и «портоваяуслуга». Определены факторы, под влиянием которых формируется конкурентоспособность портовой услуги на макро-, мезо- и микроуровнях. На основании проведенных исследований определены новые факторы (отношения с ключевыми партнерами) и предложена модель формирования конкурентоспособности портовой услуги на основе процессного подхода и системы менеджмента качества.
The article describes the main trends and conditions offormation of the competitive environment of the sea ports at the moment. Presents an assessment of the competitiveness of domestic ports of call on the basic criteria in comparison with foreign competitors, as well as the results of research carried out in the direction of the study of the concepts of «sea port» and «port service». The factors that shape the competitiveness ofport services at the macro, meso and micro levels are defined. On the basis of undertaken studies new factors (relationships with key partners) and the model offorming of competitiveness port service on the basis ofprocess approach and system of management quality are offered.
Ключевые слова: морской порт, морской транспортный узел, портовая услуга, партнерские отношения, конкурентоспособность.
Key words: sea port, sea transport knot, port service, partnership, competitiveness.
Актуальность и перспективность разработки заявленной темы исследования
Современные условия ведения портового бизнеса характеризуются стремительным развитием интеграционных и глобализационных процессов, требующих перехода к становлению и развитию нового постиндустриального общества, ориентированного на информационные технологии, знания, усиление влияния потребителей услуг, доминирование роли партнерских отношений, концепции маркетинга и т.д. Существенно изменились и требования клиентов: большое внимание они уделяют не только качеству продукции, но и уровню до- и послепродажного обслуживания, выполнению индивидуальных пожеланий, что делает необходимым для продавца персонификацию и развитие длительных, взаимовыгодных отношений. В этой связи с целью завоевания устойчивых конкурентных преимуществ сегодня многие предприятия образуют альянсы, деловые сети,