И.Г. Гончар
аспирант кафедры социальной педагогики, социальной работы
и истории педагогики Уманского государственного педагогического университета имени Павла Тычины, Украина
I.G. Gonchar
Postgraduate student of department of social pedagogics, social work and history of pedagogics of Uman State Pedagogical University of the name PavloTichina
(ihonchar@mail. ru, +380979971875)
Аннотация: В статье раскрыты основные идеи К. Вентцеля относительно нравственного воспитания личности. Выделены главные аспекты и категории обозначенной проблемы. Раскрыто видение педагогом процесса нравственного воспитания, основных его факторов, содержания и методов. Представлено понимание К. Вентцелем благоприятной среды в нравственном воспитании личности.
The summary: In the article the basicideas of К. Ventsel’s about moral education tea cher personality. Established that the key aspects oc the theoryand the category designated. Expose dvision judicial education, its mainfactors, contentand methods. Presented by vision К. Ventsel’ssupportiv eenvironment in the moral education oc personality.
Ключевые слова: нравственное воспитание, цели, воля, гармония, творчество, среда, свобода.
Keywords: moraleducation, goals, will, harmony, creativity, environment, freedom, personality.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К. ВЕНТЦЕЛЯ К ПРОБЛЕМЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Константин Николаевич Вентцель - тического применения новых подходов в
известный русский философ, педагог, об- сфере нравственного воспитания. Именно
щественный деятель, который, осознавая поэтому разработка вышеизложенного во-
важность и необходимость решения во- проса стала важным направлением научно-
проса нравственного воспитания, его глу- го поиска ученого.
бину и актуальность, уделил не один деся- Историографический обзор показал,
ток лет разработке данной проблеме. Он что изучению педагогических взглядов
хорошо понимал, что сформировать в че- К. Вентцеля посвящены работы:М. Богу-
ловеке нравственные стремления, сделать славского, Б. Бим-Бада, С. Егорова, Г.
его неутомимым борцом за нравственные Корнетова, С. Равкина, Е. Плеханова, М.
идеалы, «... так чтобы вся жизнь его слу- Стеклова и др. Кроме того, философско-
жила живым воплощением этого идеала - антропологические взгляды К. Вентцеля
самая сложная и в то же время самая необ- рассмотрены в диссертационном исследо-
ходимая задача в сфере воспитания и обу- вании И. Гелашвили, идеи космической
чения» [3, с.1]. К. Вентцель не отрицал педагогики - в работе И. Пушкиной, гума-
важности и необходимости физического и нистические основы воспитания - в иссле-
умственного воспитания, однако опреде- дованиях Г. Репиной, Е. Кудрицкой и др.
лял их, как второстепенное задание, кото- Однако вместе с тем, остаются недоста-
рое по отношению к моральному «играет точно глубоко изученными взгляды К.
чисто служебную роль». Такое мнение Вентцеля на проблему нравственного вос-
провоцировало педагога в своих статьях питания личности. Целостного исследова-
неоднократно говорить о недостаточности ния обозначенного аспекта педагогическо-
как теоретического изучения, так и прак- го наследия ученого не осуществлялось.
Цель статьи: на основе системного ретроспективного анализа творческого наследия К. Вентцеля раскрыть его теоретические подходы к проблеме нравственного воспитания личности.
Характеризуя концепцию нравственного воспитания К. Вентцеля, следует заметить, что в ней прослеживаются два аспекта - философский и педагогический, которые представляют собой синтез идей выдающихся философов, психологов и социологов: этико-философское учение морали жизни Ж. Гюйо, теория эволюции Г. Спенсера, А. Фурье; процесс формирования жизни Г. Фехнера, И. Петцольда; этические учения гедонизма Аристиппа, утилитаризма П. Г ефдинга, этики категорического императива И.Канта; учение о воле и свободе воли Ф. Ницше, В. Вундта и др.
На основе анализа научнопублицистических материалов педагога мы сделали попытку систематизировать его философские взгляды на проблему морали, выделив основные понятия и представления, которые имеют значение в построении концепции ученого. В результате чего было выяснено, что доминирующей научно-философской идеей в учении К. Вентцеля выступает наличие у человека совокупности трех составляющих: целей, гармонии, воли.
Педагог утверждал, что все явления психической жизни - ощущения, представления и понятия - или продукт деятельности, или материал для деятельности воли. Именно поэтому теория нравственности К. Вентцеля, в первую очередь, построена на природе воли. Принимая за основу исследования, сделанные психологической наукой, и изучая процесс возникновения воли, педагог различал ее значение в широком и узком смысле слова, где в первом случае имел в виду активное состояние сознания, а во втором - ученый отвел ей роль сознательной деятельности, в основе которой лежат цели человека. Именно такое видение воли, как целенаправленной деятельности, играет первостепенную роль в понимании нравственности К. Вентцелем.
Сравнивая волевую деятельность с мышлением, педагог утверждал, что умственной деятельностью руководит закон достижения единства, который делает невозможным существование противоречий между мыслями. Этот же закон, по мнению ученого, руководит и волевой деятельностью, поскольку главным результатом господства воли и сознания есть гармония влечений, затем гармония между влечениями и волевыми актами и, наконец, преобразование всей деятельности человека в деятельность, в основе которой находится ум, что придает ей нравственный характер.
Кроме того, рассматривая волю как часть человеческого организма, ученый наделял ее функцией творчества целей, поскольку она, по его мнению, дает возможность превратить просто представление в ряд целей, учение о которых в концепции педагога есть и еще одним важным компонентом морали.
Рассматривая систему целей, предложенную К. Вентцелем в статьях «Общий очерк учения о нравственности» (1902) и «Основные задачи нравственного воспитания» (1896), следует заметить, что ученый различал цели индивидуального и социального характера. Что касается первых, то К. Вентцель выстроил их иерархию, в которой первое место заняло самосохранение, второй по значимости целью индивидуального характера он видел - принесение себе счастья, третьейочерченой педагогом целью является самосовершенствование и развитие личности, которая занимает особое место в системе индивидуальных целей педагога, поскольку дает возможность человеку эволюционировать и именно поэтому остается актуальной на протяжении всей жизни.
Характеризуя цели, которые имеют социальный характер, К.Вентцель, по аналогии с индивидуальными целями, также выделяет в них три группы: содействие сохранению других, принесение счастья другим, совершенствование и развитие окружающих. Однако, наполнив их аналогичными целями, задачами и содержанием,
педагог, усложняя структуру, выделяет в них подгруппы по принципу от малого до большого - семья, народ, человечество. Таким образом, любой человек должен заботиться о создании условий для сохранения, принесения счастья и развития не только собственной индивидуальной личности, но и своей семьи, народа и человечества в целом.
Описывая характерные черты индивидуальных и социальных целей, К. Вент-цель императивную роль в процессе их морализации предоставляет гармонии, которая в философском учении нравственности ученого выступает как высшая форма совершенства, присутствие которой в поступках, мыслях и целях предоставляет им высокого нравственного характера. В результате главной задачей любого человека для достижения нравственного идеала, по мнению К. Вентцеля, является установление гармонии сначала между собственными индивидуальными целями, а затем их единство с социальными. Педагог был убежден, что именно от того, насколько определенное решение находится в гармонии с предыдущими поступками, намерениями и целями, зависит его принятие или отрицание и нравственный характер. В связи с этим для К. Вентцеля высшее задание нравственности состояло в «...установлении гармонии между этими двумя категориями целей, или объединение себя с остальным человечеством в одно целое» [3, с.5].
Учитывая выше сказанное, философскую концепцию морали К. Вентцеля можно представить в виде схемы, где на основе сознательной волевой деятельности человек формирует цели, принятие или отрицание которых зависит от того, насколько они находятся в гармонии с уже принятыми ранее. Определив цели, установив между ними гармонию, согласовав индивидуальные цели с теми, которые состоят во взаимосвязи с окружающей средой, поступки человека приобретают нравственный характер.
Таким образом, несмотря на некоторую экстравагантность взглядов К. Вент-
целя, следует заметить, что его философская концепция морали заслуживает внимания в силу своей целостности и системности. Однако, интересным открытием, по нашему мнению, для современной науки могут стать взгляды ученого на нравственное воспитание не только как философа, но и как теоретика и практика педагогической науки.
Следуя убеждению в том, что воля является движущим фактором всех нравственных поступков, К. Вентцель был уверен, что именно ее развитие позволит воспитать высоконравственную личность. Учитывая это, главным вопросом, которым озадачивался педагог, возникает: «Как
должна быть развита в ребенке воля?» [3, с7].
Ответ на поставленный вопрос педа-гогпопытался дать в статье «Основные задачи нравственного воспитания» (1896). Осознавая большое значение опыта, К. Вентцель советовал развивать волю посредством постоянной тренировки деятельностью в направлении реализации определенных целей. В связи с этим педагог рекомендовал ставить цели недолговременного характера, при реализации которых задействована волевая деятельность. Необходимым условием было то, что цели, которые ставит себе ребенок, должны быть реальными и такими, которых можно достичь. Ученый был убежден, что достижение цели порождает чувство удовлетворения, и именно это чувство стимулирует нас в следующий раз использовать сознательную волевую деятельность, которая является главной чертой нравственности, и не использовать импульсивную, инстинктивную и др.
Не менее важный, а может и равноценный с предыдущим, есть и еще один аспект успешного развития воли- представление. Педагог высказывал свое глубокое убеждение в том, что, «чем шире способность представления, тем шире может быть и воля...» [3, с.8]. Такое свое мнение К. Вентцель объяснял тем, что с развитием представления становятся возможными для достижения не только близ-
кие цели, но и долгосрочные. Именно поэтому в основе развития не просто воли, а нравственной воли, ученый видел развитую способность к представлениям. Педагог был убежден, что каждая отдельная цель, которая должна быть в гармонии со всеми другими, сводится к совокупности определенных представлений.
В задаче установления гармонии и развития воли важную роль К. Вентцель отводит умственному развитию и способности к анализу и критике: «правильная гармоничная культура ума не только не ведет к уменьшению у нас нравственных задатков, а, наоборот, составляет необходимое предварительное условие для того, чтобы эти задатки раскинулись у нас расцветом и дали все, что они только могут дать» [3, с.10]. Говоря об интеллектуальном развитии, педагог считал, что воспитание должно задаться целью формирования человека, который обладал бы способностью наибольшей степени воспринимать явления окружающей среды, хранить в памяти предыдущий опыт и владел бы талантом творчески перерабатывать полученный материал.
Во взаимосвязи с интеллектуальным развитием находится еще одна важная составляющая нравственного формирования личности - мышление. Значимость и необходимость такого компонента педагог обосновывал тем, что оно даст возможность воспитать в ребенке умение разумно пользоваться своим жизненным опытом и развить привычку критического отношения к своей прошлой жизни и сознательного управления своим будущим. Как метод развития мышления К. Вентцель предлагает сначала с помощью взрослых, а потом, когда ребенок вырастет, ему самому записывать свои жизненные наблюдения и отдавать себе отчет, что было сделано в течение дня: «жизненный факт, в котором ребенок отдал себе отчет, таким образом, вполне четкий отчет, действительно станет его прочным духовным достоянием и навсегда отметится в его памяти» [3, с.12]. Педагог был убежден, что таким образом ребенок сможет осознать, что было ним
сделано в течение этого дня, недели, месяца, и сравнить свой предыдущий опыт с сегодняшним. Помимо описания ребенком своей практики, К. Вентцель также предлагает записывать план, содержание которого позволит говорить об уровне мировоззрения воспитанника. Такие действия, по мнению педагога, смогут не только научить ребенка систематизировать и критически мыслить, но ибудут способствовать воспитанию в нем творческого отношения к жизни.
В своих стремлениях сформировать высоконравственную сознательную личность, пользуясь методами свободы и гуманности, одно из важных мест в концепции нравственности К. Вентцеля занимает творчество. Педагог был сторонником мнения, что в сфере нравственности нет места катехизисам: «нравственность
должна быть творческим делом каждого или продуктом совместной, но творческой работы, иначе она теряет характер нравственности, а нравственное воспитание становится дрессурой, какие бы благородные и привлекательные формы эта дрессура не принимала» [2, с.445]. К. Вентцель был убежден, что, если дать ребенку в руки нравственный катехизис, это будет дрессура. Именно поэтому педагог высказывал мнение о том, что нравственный катехизис каждый ребенок должен написать для себя сам, а не пользоваться составленным по одному шаблону, он должен стать плодом творческой мысли самого ребенка.
Отрицая существование нравственных догматов, убеждая в том, что по-настоящему нравственным может стать только тот человек, который находится в постоянном поиске самого лучшего, который не останавливается на уже известном и не пользуется чужим опытом, К. Вент-цель обвиняет предыдущие методы нравственного воспитания в том, что путем внушения, подражания и слепой веры воспитание происходит в рамках одной и той же морали, нравственный идеал остается неизменным, что не дает возможности развиваться новой полноценной личности.
Кроме теоретических и практических аспектов нравственного воспитания, большое значение в этом процессе К.
Вентцель предоставляет среде, которая окружает ребенка. В статье «Среда как фактор нравственного воспитания» (1900) К.
Вентцель, придерживаясь собственного принципа гармонии, высказывает мнение о том, что наиболее сенситивной средой для нравственного воспитания ребенка является та, которая способствует установлению «...широкого психологического взаимодействия между ребенком и окружающим его миром людей» [4, с.509]. Именно поэтому К. Вентцель полагал, что главная задача педагогов состоит в том, чтобы изменить среду, в которой живет ребенок.
Итак, какую среду К. Вентцель видел наиболее благоприятной для нравственного воспитания ребенка? Каковы ее черты?
Мы сделали попытку дать ответ на поставленные вопросы, проанализировав взгляды педагога:
1. Среда, способствующая установлению всестороннего психического взаимодействия между ребенком и окружающим егомиром на основе сознательной творческой активности.
2. Среда, которая предоставляет ребенку полную свободу действий и обеспечивает развитие творческих сил.
3. Среда, которая стимулирует к труда, что приносит наслаждение.
4. Среда, дающая ребенку столько, сколько он может воспринять.
Таким образом, К. Вентцель важнейшей задачей окружающей среды, в плане нравственного воспитания, видит необходимость создать вокруг ребенка здоровую нравственную атмосферу,
«...дыша которой он непринужденно впитал бы в себя светлые идеи, говорящие о
Литература:
1.Вентцель К.Н. Нравственное воспитание и свобода / К.Н. Вентцель // Этика и педагогика творческой личности. Педагогика творческой личности. - 1912. - Т.2. - С. 566-572
2.Вентцель К.Н. Нужно ли обучать дитей нравственности / К.Н. Вентцель // Этика и педагогика творческой личности. Педагогика творческой личности. - 1912. - Т.2. - С. 437-446
3.Вентцель К. Основные задачи нравственного воспитания / К. Вентцель // Вестник воспитания. - 1896. - №2.-С. 1-47
бескорыстном служении человечеству, и то мощное чистое чувство нравственной любви» [4, с.534].
Поэтому, отвечая на вопрос, какими целям следует озадачиваться в процессе нравственного воспитания, К. Вентцель говорил о нравственном воспитании не как «внушение добра», не внедрение в детей путем психологических приемов чисто автоматического характера нашего нравственного идеала, а пробуждение в них самостоятельной свободной нравственной воли и самобытного нравственного творчества.
Итак, преследуя цель сформировать человека с неуемным стремлением действовать сознательно, разумно, творчески, К. Вентцель разработал теоретикоконструктивное учение, достойное изучения, поскольку в своей основе имеет те общечеловеческие ценности, которые являются фундаментом существования самостоятельной свободной личности. Предложенные педагогом категории - гармония, цели, воля, свобода, творчество, которые составляют суть концепции, рассматривались К. Вентцелем в их диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности, что позволяет нам говорить о ценности его взглядов, а также отметить удивительную последовательность, единство, целостность и глубину мысли.
Однако, следует отметить, что проведенное нами исследование не исчерпывает всех аспектов этой проблемы. Дальнейшего изучения требуют такие вопросы, как учение К. Вентцеля о нравственных добродетелях, нравственных благах, нравственном самовоспитании, а также главные условия формирования благоприят-нойнравственной среды.
4.Вентцель К.Н. Среда как фактор нравственного воспитания / К.Н. Вентцель // Этика и педагогика творческой личности. Педагогика творческой личности. - 1912. - Т.2. - С. 447-5З8