НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Г. Д. Бухарова
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ЗАЩИЩЕННЫХ В СОВЕТЕ ПРИ РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ В 2009 г.)
На заседаниях совета по защите докторских и кандидатских диссертаций при Российском профессионально-педагогическом университете в 2009 г. было успешно защищено 2 докторских и 19 кандидатских диссертаций.
В докторской диссертации А. Г. Сломчинского «Гуманизация образовательного процесса в пенитенциарной системе» (специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования) определены теоретико-методологические основы гуманизации образовательного процесса в исправительных колониях, сущностью которого является реабилитация и ресоциализация личности осужденных с помощью гуманных педагогических средств. Автором работы выделены внешние и внутренние факторы, оказывающие как позитивное, так и негативное влияние на гуманизацию пенитенциарной действительности. К первым (внешним) относятся ментальность, общественное сознание, своеобразие архетипов российского менталитета, социальное расслоение и стратификация российского общества, углубление неравенства в доступности образования; ко вторым - пенитенциарная субкультура, социальная работа, деятельность общественных и религиозных организаций в исправительных учреждениях. Уточнено понятие «пенитенциарная субкультура»: это особый вид криминальной субкультуры, сформированный в результате слияния различных субкультур как криминального, так и некриминального характера, являющийся попыткой компромисса между микросоциумом осужденных и обществом и направленный на сохранение ценностей преступного мира и выживание в экстремальных условиях лиц, преступивших уголовно-правовые запреты.
На основе принципов релевантности, педагогического взаимодействия, экспертного отслеживания, вариативности, непрерывности обра-
зования, рефлексивной креативности в диссертации построена концептуальная модель гуманизации образовательного процесса в пенитенциарных учреждениях, включающая целевой, организационный, диагностический, содержательный, технологический и контрольный уровни. Сформулированы научные основы взаимодействия педагогов, сотрудников исправительного учреждения и осужденных как субъектов процесса гуманизации образовательной действительности. Результаты исследования способствуют совершенствованию педагогической деятельности в исправительных колониях, с их помощью можно формировать и корректировать политику в сфере образования в местах лишения свободы и развивать единое образовательное пространство на основе идей гуманистической педагогики. Материалы данной работы уже нашли практическое применение в образовательных учреждениях при исправительных колониях в Свердловской и Вологодской областях, Тамбове, Красноярске, Нижнем Новгороде; они учтены при разработке Министерством образования РФ и Министерством юстиции РФ Положения об образовании осужденных (1998), послужили основой для научно-методических разработок ученых Ростова-на-Дону, Таганрога, Ульяновска и используются в рекомендациях Министерства образования РФ, в теоретических и экспериментальных исследованиях, при разработке нормативных документов, программ, учебных курсов по социализации девиантной и делинквентной личности. Промежуточные итоги исследования обсуждались на всероссийской научно-практической конференции руководителей школ при исправительных учреждениях (Москва, 1990), всероссийских научно-практических конференциях по проблемам социологии образования (Екатеринбург, 1992), по проблемам социальной работы в исправительном учреждении (Екатеринбург, 2003), по проблемам психологии притеснения (Коломна, 2006) и др.
Основные положения исследования представлены в монографиях «Социально-этичный маркетинг в действии: педагогические средства
изучения образовательных потребностей осужденных в исправительном учреждении строгого режима» (Екатеринбург, 2001), «Гуманизация образовательного процесса в пенитенциарной системе» (Екатеринбург, 2009), в 4 учебных пособиях и 36 работах и публикациях автора в российских журналах (из них 8 статей напечатано в изданиях, рекомендованных ВАК РФ). Всего по проблеме исследования А. Г. Сломчинским опубликовано 42 работы общим объемом 40,0 п. л.
Целью докторского исследования А. В. Пономарева «Социально-педагогическая функция вуза в воспитании современного специалиста» (специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального об-
разования) явилось исследование роли и задач технического вуза в воспитании будущего специалиста. В работе уточнен и расширен понятийный аппарат теории воспитания для сферы высшего профессионального образования технического профиля за счет определений ряда терминов: «социально-педагогическая функция вуза», «социально-педагогическая
функция технического вуза», «специалист нового социокультурного типа», «специалист технического профиля нового социокультурного типа», «модель специалиста нового социокультурного типа», «модель социальноконструктивного специалиста», «модель культуропреобразующего специалиста», «технико-творчески ориентированная воспитательная среда».
В ходе историко-генетического анализа процесса формирования педагогических понятий «компетенция», «компетентность», «качества личности» установлена их значимость как самостоятельных компонентов модели специалиста нового социокультурного типа.
В работе обоснована и описана структура технико-творчески ориентированной воспитательной среды вуза, обеспечивающей процесс формирования социально-конструктивного специалиста. Теоретически обоснованы параметры данной среды, определяющиеся характером системы управления воспитательной деятельностью, целевой ориентированностью и профильной направленностью воспитания в вузе. Выявлены теоретикотехнологические возможности системы менеджмента качества в управлении воспитательной деятельностью высшего учебного заведения, заключающиеся в структурировании процессов и подпроцессов, обеспечивающих формирование компетентностей, компетенций и качеств личности, в стратегическом планировании технико-творчески ориентированной воспитательной среды в зависимости от изменения вывозов/заказов образовательного процесса в трансформирующихся социокультурных условиях. Обоснованы мониторинговые механизмы выявления изменений в социальных, ценностно-смысловых и образовательных ориентациях молодежи, отражающие разновекторные движения в портрете студенческой молодежи за последнее десятилетие позволяющие корректировать рейтинг факторов технико-творчески ориентированной воспитательной среды.
Автором спроектирована модель системы воспитательной работы в вузе, описано ее научно-методические, нормативно-правовые и организационные компоненты. Цикл трудов и научно-практических исследований «Формирование системы воспитательной работы и развития здорового образа жизни студентов высших учебных заведений» был удостоен государственной премии Правительства РФ (постановление № 470 от 30.07.2005 г.); созданная автором система воспитательной работы УГТУ -УПИ и ее научно-методическое обеспечение одобрены коллегией Мини-
стерства образования России (приказ от 28.03. 2001 г. № 1331) и рекомендованы для внедрения другим вузам.
А. В. Пономаревым разработаны «Рекомендации по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования», которые предложены для использования в вузах России (инструктивное письмо Министерства образования России № 30-55-181/16 от 20.03.2002 г.). Обоснован состав общекультурных компетенций, представленный как проектный материал для использования Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов при ГОУ ВПО «Московский институт стали и сплавов» и предложенный как компонент макета Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения. Созданы вариативные модули воспитательной деятельности в вузе, воспитательно-ориентированных курсов, а также их научно-методическое сопровождение в виде комплекса, состоящего из научно-методических пособий «Финансово-правовое регулирование организации внеучебной работы со студентами в вузе» (Екатеринбург, 2004), «Внеучебная воспитательная деятельность в современном вузе: научное и нормативно-правовое обеспечение» (Екатеринбург, 2006) и монографий «Воспитательный потенциал студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособного специалиста» (Екатеринбург, 2006), «Управление качеством воспитательной деятельности в вузе» (Екатеринбург, 2009), «Формирование модели социально-личностных компетенций выпускника вуза» (Екатеринбург, 2008), «Социальнопедагогическая функция вуза в воспитании современного специалиста» (Москва, 2009).
Результаты исследований А. В. Пономарева были представлены в Совете по делам студентов и молодежной политике при Председателе Государственной думы Федерального Собрания РФ (июль 2001 г.) и на парламентских слушаниях в Государственной думе РФ (апрель 2004 г.), включены в Концепцию развития кадрового потенциала молодежной политики РФ (приказ Министерство спорта и туризма от 23.12.2008 г. № 72). Модель организации внеучебной деятельности в УГТУ - УПИ, разработанная автором, удостоена диплома I степени и других наград на Всероссийских конкурсах моделей и проектов организации воспитательной деятельности в вузах в 2001, 2004, 2006 гг. Элементы данной модели апробированы в воспитательном процессе Волгоградского государственного технического университета, Дальневосточного государственного университета, Мордовского государственного университета, Московского государственного горного университета, Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана, Омского государственного технического уни-
верситета, Пермского государственного университета, Пятигорского государственного лингвистического университета, Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения, Сибирского государственного технологического университета, Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, Тюменского государственного архитектурно-строительного университета, Южно-Уральского государственного университета.
Основные положения и итоги исследования были использованы в следующих выигранных грантах:
- научно-исследовательская работа по проекту № 1.6.2.(28.4)461.012 подпрограммы «Научное и научно-методическое обеспечение функционирования и развития системы образования» раздела «Научно-методическое развитие воспитания в системе образования» подраздела «Разработка модели и систем воспитания всех уровней образования» по теме «Организация воспитательной работы в вузе по созданию условий для активизации творческого научного потенциала первокурсников» (УДК 378.1-057.875 ГРНТИ 14.01.11; 14.07.03; 14.07.05);
- государственный контракт № 1939 от 28.10.2002 по теме «Разработка методов и средств профилактической антинаркотической работы в студенческой среде»;
- государственный контракт № 312 от 09.03.2004 г. о проведении работ по повышению квалификации работников образовательных учреждений по федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 гг.»;
- «Развитие научного потенциала высшей школы на 2005 г.», подпрограмма № 4 «Исследования в области образования, молодежной политики и социальной политики в сфере образования».
Материалы исследований освещены в 75 публикациях автора (монографиях, научно-методических и учебных пособиях, статьях в журналах и сборниках научных трудов). Результаты исследований были представлены на 8 международных, 20 всероссийских и 5 региональных научно-практических конференциях.
По специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования были защищены четыре кандидатские диссертации.
В диссертационной работе А. А. Бабиной «Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в профильном обучении» обоснована возможность выработки ценностных ориентаций старшеклассников с разным уровнем притязаний в процессе профильного обучения (на примере изучения базовых и элективных курсов) через исполь-
зование межпредметных связей, которые позволяют комплексно осваивать учебный материал, объединять цели и задачи разных учебных предметов. Установлено, что формирование ценностных ориентаций старшеклассников зависит от наличия психолого-педагогических условий, прежде всего от активного использования моделируемых проблемных ситуаций, оказывающих непосредственное влияние на развитие самостоятельности учащихся, их готовности и способности к решению проблем личностно-профессионального самоопределения. Основные положения исследования изложены автором в учебно-методическом пособии «Ценностные ориентации как фактор выбора профильного обучения старшеклассниками» (Екатеринбург, 2006).
В диссертации А. С. Бугрова «Становление общего правового образования в России конца XX - начала XXI вв.» в контексте отечественного общего правового генезиса рассматривается социокультурная миссия образования, которая состоит в преодолении традиционного правового нигилизма. Обобщены результаты поисков различных организационных форм и методов общего правового образования в России. Определено соотношение гражданского, патриотического и общего правового образования с целью конкретизации методических особенностей организации последнего: два последних являются составляющими гражданского образования. В исследовании выявлены тенденции развития отечественного общего правового образования, обосновано направление совершенствования его организации в начале XXI в., которое заключается в актуализации образовательного потенциала социокультурных символов. Автором предложена классификация игровых методов общего правового образования.
В исследовании Н. Е. Ждановой «Педагогические условия правового воспитания учащихся начального профессионального образования в исправительных учреждениях» уточнено содержание понятия «правовое воспитание учащихся начального профессионального образования (НПО) в исправительных учреждениях»: это педагогический процесс формирования правосознания и правопослушного поведения несовершеннолетних осужденных, осуществляемый с помощью специальных, целенаправленно реализуемых форм, методов и средств. На основе системного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов представлена модель правового воспитания учащихся НПО в исправительных учреждениях, которая состоит из аксиологического, когнитивного, деятельностного и рефлексивного структурных компонентов. В работе теоретически обоснован и опытно-поисковым путем подтвержден комплекс педагогических условий правового воспитания, включающий в себя дифференцированный подход на основе составленного психолого-педаго-
гического портрета учащихся и модель правового воспитания несовершеннолетних, реализующуюся благодаря преподаванию факультативного интегративного курса «Человек в правовом поле». Данный курс разработан и внедрен в учебный процесс воспитательных колоний Свердловской области. Материалы диссертации используются Главным управлением федеральной службы исполнения наказания России по Свердловской области в учебно-воспитательном процессе в воспитательных колониях Свердловской области, а также Попечительским советом «Возвращение» при создании воспитательных и образовательных программ для несовершеннолетних воспитанников исправительных учреждений.
В исследовании М. В. Снегиревой «Общественные ресурсы в педагогических технологиях правового просвещения» разработаны андра-гогические подходы к формированию элементов правовой компетентности студентов в учреждении профессионального образования; обоснованы этапы формирования элементов данной компетенции при использовании общественных ресурсов в педагогических технологиях правового просвещения, дающие возможность последовательно усваивать правовую информацию. Апробирован вариант структурирования форм и методов правового обучения. Предлагаемая педагогическая технология может применяться в различных учебных заведениях профессионального образования, а также в дополнительном образовании различных групп населения.
По специальности 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания по общетехническим дисциплинам защищена кандидатская диссертация Г. Р. Мугиновой «Методика конструирования интегративно-технологических задач как средства развития профессиональных компетенций будущих специалистов». Автором выявлены специфические функции интегративно-технологических задач в контексте компетентност-ного подхода: мотивационная, информационная, управленческая, проектировочная, диагностическая. Эти функции позволяют активизировать познавательную деятельность обучаемых и достигать образовательно-ценностных результатов. В работе определены структура и содержание интегративно-технологических задач, включающие целостные функции профессиональной деятельности специалиста и формирующие общие основы способов деятельности средствами межпредметной интеграции профессиональных знаний и умений. Выявлена интегративная мощность как дидактическое свойство интегративно-технологической задачи - развивать и/или диагностировать определенное количество обобщенных способов деятельности, входящих в структуру профессиональной компетенции.
По специальности 13.00.08 - теория и методика профессионального образования было защищено 14 диссертаций.
В диссертации И. Д. Агафоновой «Формирование коммуникативной компетенции у менеджеров в дополнительном профессиональном образовании» обоснованы структура и содержание коммуникативной компетенции менеджеров среднего звена. Структуру этой компетенции составляют знания о закономерностях общения, умения и навыки использования данных знаний в коммуникативном взаимодействии, а также личностные качества (ценностные ориентации, потребность в общении, мотивация, коммуникативные способности). Коммуникативная компетенция занимает ведущее место в составе профессиональных компетенций менеджера среднего звена: она является катализатором эффективности его трудовой деятельности, обеспечивающим плодотворную реализацию других компетенций. Выявлены слагаемые коммуникативной деятельности менеджеров: знания в области межличностных отношений, умения осознавать и решать коммуникативные задачи повышенной речевой активности, осуществлять самоконтроль и корректировку действий на основе жизненного и профессионального опыта. Сконструирована педагогическая модель формирования коммуникативной компетенции, включающая мотивационный, когнитивный, эмоционально-чувственный, поведенческий, содержательный, организационно-исполнительный, контрольно-оценочный и регулятивно-коррекционный компоненты. Содержательной особенностью модели является единство социокультурного, профессионально-ориентированного и коммуникативно-ориентированного блоков. Выявлен и апробирован комплекс педагогических условий эффективности моделируемого процесса, состоящий из создания положительной мотивации коммуникативной деятельности обучаемых, использования интерактивного моделирования, ориентации на толерантное деловое общение, разработки и реализации в учебном процессе коммуникативно-речевого тренинга.
В диссертационной работе Н. В. Альбрехт «Деятельностно-ориентированное обучение как средство формирования профессиональной мобильности студентов вуза» дана сущностная характеристика указанного вида обучения как базового компонента современного профессионального образования, направленного на формирование профессиональной мобильности будущего специалиста, развитие у него способности гибкого реагирования на изменения в социуме, преобразования окружающей профессиональной и социокультурной среды. Определена структура деятельностно-ориентированной образовательной среды, обеспечивающей на микро-, мезо- и макроуровнях реализацию профессионально-ориентированных ситуаций в условиях профессионально-педагогического вуза. Доказано, что формирование профессиональной мобиль-
ности на микроуровне происходит в рамках предметной области. На ме-зоуровне осуществляется интеграция изучаемого предмета с другими, что способствует повышению интереса к учебному процессу. На макроуровне формирование профессиональной мобильности определяется взаимосвязью и взаимодействием всех субъектов профессионального образовательного пространства. На основе использования интерактивных форм и методов обучения разработана педагогическая технология формирования профессиональной мобильности будущих специалистов в процессе деятельностно-ориентированного обучения.
В диссертационном исследовании М. В. Войтенко «Развитие творческого потенциала будущих специалистов по туризму на основе технологии учебного проектирования» определены компонентный состав и уровни развития творческого потенциала будущего специалиста по туризму. На основе технологии учебного проектирования разработана и внедрена в образовательный процесс модель формирования творческого потенциала будущих специалистов, определены организационно-педагогические условия успешной реализации данной модели. По мнению автора работы, учебное проектирование в вузе включает в себя акмеологи-ческий компонент. Показана роль и место проектов с акмеологическим компонентом (акме-педагогических проектов) в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов по туризму.
Научная работа А. В. Каревой «Формирование педагогико-право-вой компетенции в профессиональной подготовке специалистов по сервису и туризму» посвящена проблеме развития педагогико-правовой компетенции, которая является значимой для осуществления профессиональной деятельности по правовой защите, правовому просвещению и воспитанию потребителей туристских услуг. Определены функции данной компетенции специалистов по сервису и туризму (охранная (защитная), просветительская, воспитательная), позволяющие путем предоставления необходимой и достоверной информации обеспечить приемлемую безопасность туристов при совершении путешествий, формировать понимание смысла международных правовых отношений и воспитывать корректное правовое поведение потребителей туристских услуг. Возможности формирования рассматриваемой компетенции специалиста по сервису и туризму показаны на основе интеграции требований ГОС ВПО и Европейской системы квалификаций.
В диссертации Ю. В. Коноваловой «Структура и содержание модульных программ подготовки специалистов для индустрии питания» уточняется типология профессиональных, надпрофессиональных (сквозных) и ключевых (базовых) компетенций, которые описывают тре-
бования сферы труда к уровню квалификации работников в индустрии питания и позволяют провести различия между квалификационными уровнями. Обоснована и разработана методика проектирования модульных компетентностных программ подготовки специалистов для индустрии питания, включающая функциональный анализ как метод, позволяющий выявить и структурировать требования рынка труда к профессиональным качествам работников; системный учет требований рынка труда в структуре и содержании модульных образовательных программ в виде результатов обучения, интегрирующих набор взаимосвязанных компетенций, что позволяет установить достоверные критерии их измеримости и оценки; принципы и процедуры проектирования модульной структуры и отбора содержания программ подготовки специалистов для индустрии питания, направленные на освоение компетенций, формирование которых обеспечивается всеми элементами учебного процесса.
В диссертации О. Е. Краюхиной «Активизация учебно-творческой деятельности студентов профессионально-педагогического вуза» обоснована необходимость выделения в структуре учебно-творческой деятельности студентов профессионально-педагогического вуза трех взаимосвязанных компонентов: профессионально-творческого, профессиональнопедагогического и личностно-акмеологического. Доказана продуктивность активизации профессионально ориентированной учебно-творческой деятельности студентов посредством ее организации в форме квазипрофес-сионального процесса, поиска и решения субъективных и объективных новых профессиональных задач на основе применения синектики с интегрированными в ее структуру ассоциативными методами активизации творческого мышления. В работе обоснована возможность развития профессионального творчества студентов от уровня деятельности, обусловленной производственной необходимостью, до уровня прогностического, опережающего профессионального творчества, при условии включения в структуру их учебно-творческой деятельности элементов поиска и прогнозирования новых потребностей в изменении объектов профессиональной среды.
Полученные в ходе диссертационного исследования результаты, выявленные условия, предложенные методы, средства и организационные формы активизации учебно-творческой деятельности студентов, ассоци-ативно-синектическая технология и учебно-методические пособия по ее применению включены в образовательную практику профессиональнопедагогических и педагогических вузов и колледжей России. Отдельные компоненты разработанной технологии используются для развития творческих способностей обучающихся в учреждениях профессионального образования всех типов и уровней.
В диссертационной работе Н. Б. Кудрявцевой «Развитие умений деловой коммуникации у студентов вуза» на основе компетентностно-модульного подхода рассмотрена модель развития деловой коммуникации студентов вуза, обеспечивающая целостность образовательного процесса и позволяющая преодолеть его узкопрофильность в соответствии с требованиями современного рынка труда. Данная модель разработана на основе принципов поликультурности, профессиональной направленности, партисипативности, совместной деятельности преподавателя и студентов и отражает взаимосвязь целевого, организационного, содержательного, уровнево-результативного блоков. Спецификой содержательного блока является интеграция общекультурного, психолого-педагогического и профессионального компонентов как составляющих профессиональной компетентности будущих юристов. Созданная модель служит открытым механизмом достижения ближайших и перспективных образовательных целей - развития умений деловой коммуникации и развития коммуникативной культуры будущих специалистов. Выявлен и обоснован комплекс организационно-педагогических условий успешной реализации модели: обеспечение междисциплинарной связи и правовой направленности профессиональной подготовки обучаемых; использование деловой игры в процессе развития умений деловой коммуникации; привлечение будущих специалистов к воспитательно-профилактической работе с различными категориями населения на основе умений деловой коммуникации.
В исследовании О. В. Кудашкиной «Конструирование содержания элективных курсов с направленностью на развитие коммуникативной компетентности студентов» разработана и апробирована процессуально-содержательная модель формирования коммуникативной компетентности студентов как единая система, состоящая из компетенций (гностических, поведенческо-процессуальных, индивидуально-личностных); уровней (начально-ознакомительного, промежуточно-познавательного, научно-компетентностного); условий проведения занятий по элективному курсу (поэтапного подхода; многообразия методов обучения и деятельности; соблюдения определенных принципов проведения занятий). Выявлен и теоретически обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективное развитие коммуникативной компетентности студентов в процессе их профессиональной подготовки, таких как: внедрение в педагогический процесс элективного курса «Коммуникативное мастерство медицинского работника»; направленность образовательного процесса на установление личностно-ориентированного взаимодействия; применение активных методов обучения. Рассмотрена совокупность диагностических процедур, определяющих уровень развития (на-
чально-ознакомительный, промежуточно-познавательный, научно-компе-тентностный) коммуникативной компетентности студентов.
В диссертации Е. В. Осипчуковой «Организационно-педагогические условия адаптации студентов к образовательному процессу технического вуза» проанализированы особенности процесса адаптации студентов технического и гуманитарного профилей вузов, выражающиеся в различной профессиональной ориентации на получение высшего образования, воспитательном потенциале педагогов, уровне самоорганизации студентов при освоении образовательной программы, содержании и характере педагогического общения. Установлено, что одним из критериев организации воспитательной деятельности является успешная адаптация студентов на первом курсе.
В работе Т. Ю. Основиной «Подготовка студентов к полифункци-ональной социально-управленческой деятельности» исследована деятельность специалиста по социальной работе с позиции содержания в ней управленческого компонента. Обоснована полифункциональность данной деятельности, заключающаяся в выполнении социальным работником разнообразных профессиональных функций. Разработана структурно-содержательная модель подготовки студентов к социально-управленческой деятельности. Выявлен комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающий профессиональную подготовку будущих специалистов в области социальной работы к полифункциональной социально-управленческой деятельности.
Исследование Е. М. Сартаковой «Формирование социально-личностных компетенций студентов вуза» посвящено структуре и содержанию социально-личностных компетенций студентов, которые включают знания, умения и социально-личностные качества, выступающие ориентиром для освоения образовательных программ подготовки студентов вузов в социально-личностной сфере. Теоретически обоснован и опытнопоисковым путем подтвержден комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование социально-личностных компетенций студентов вузов: установление принципа единства, когда знание-вая компонента соответствует уровню сформированности определенных личностных качеств учащегося, отражающих социально-личностные компетенции; разработка и реализация модели формирования данных компетенций студентов, которая определяется взаимосвязью мотивационноцелевого, структурно-содержательного, процессуально-технологический и оценочно-результативный блоки; ориентация образовательного процесса на актуальный уровень развития компетенций студентов (обеспечение социально-профессиональной направленности образовательного процес-
са, усиление межпредметных связей, применение активных методов и коллективных форм обучения, проведение занятий, направленных на самопознание и саморазвитие личности, создание психологически благоприятного климата для всех субъектов обучения и ситуации успеха).
Диссертационная работа В. П. Фалько «Формирование художественно-проектной компетенции педагога профессионального обучения в области дизайна» уточняет структуру художественно-проектной компетенции, состоящую из художественного, проектного и личностного компонентов, которые определяют содержание подготовки педагога профессионального обучения в области дизайна. На основе системного и ком-петентностного подходов предложена структурно-содержательная модель формирования художественно-проектной компетенции, включающая научно-методологический и практико-ориентированный блоки. Разработана технология реализации этой модели, представленная мотивационным, содержательным, процессуальным, оценочным и рефлексивным элементами.
В исследовании Л. Е. Шмаковой «Комплексное развитие творческих способностей студентов-дизайнеров в профессионально-педагогическом вузе» рассматривается способ построения содержания образования и организации процесса обучения будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна, обеспечивающий актуализацию творческих способностей, их прогрессивное качественное изменение и усиление посредством специально организованной поисковой художественнопроектной деятельности, обеспечивающей сочетание нормативной и творческой составляющих как в дизайнерском, так и в педагогическом аспектах. Автором разработана модель образовательного процесса студентов, обеспечивающая комплексное развитие их творческих способностей. Обоснованы пути совершенствования ассоциативно-синектической технологии и возможности ее влияния на комплексное развитие творческих способностей студентов-дизайнеров. Показан один из методов активизации образного мышления - «графический калейдоскоп».
В научной работе Н. В. Шрамко «Вузовская подготовка как этап становления социальной зрелости студентов» под социальной зрелостью подразумевается интегративное качество личности, отражающее адекватное понимание своего места и роли в общественно-историческом процессе, способность свободно определяться в социокультурном пространстве ценностей. Определена структура социальной зрелости, которая представлена социальной ответственностью, социальной активностью, коммуникативной толерантностью, ориентацией на социально значимые ценности, способностью к компетентному взаимодействию с членами общества.
Из общего числа работ, рассмотренных на заседаниях диссертационного совета, 7 кандидатских диссертаций были успешно защищены аспирантами и соискателями РГППУ (Н. В. Альбрехт, Н. Е. Жданова, Г. Р. Му-гинова, О. Е. Краюхина, М. В. Снегирева, В. П. Фалько, Л. Е. Шмакова). Важно отметить, что большинство защищенных за отчетный период работ (14 кандидатских диссертаций из 19) являются заказными. Они были посвящены проблемам становления, функционирования и развития профессионального начального, среднего и высшего образования, выполнялись в соответствии с координационными планами НИР в области профессионально-педагогического образования и программой Уральского отделения РАО «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций».
Е. Г. Белякова,
Е. В. Неумоева-Колчеданцева
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ: ОБЗОР МАТЕРИАЛОВ КОНФЕРЕНЦИИ
На базе Института психологии, педагогики, социального управления (ИППСУ) Тюменского государственного университета (ТюмГУ) 18-19 марта 2010 г. была проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Научно-методическое и кадровое обеспечение образования на современном этапе инновационного развития экономики и социальной сферы». В последнее время наблюдается усиленное внимание государства к проблемам развития отечественного образования. Показателями такого внимания, в частности, являются новые нормативные образовательные документы - Концепция и проект стандартов общего образования нового поколения, образовательная инициатива «Наша новая школа», «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики». В условиях реформирования системы образования особую значимость приобретает поиск путей и средств практической реализации стратегических установок и идей, отраженных в этих документах.
В конференции приняли участие 200 человек из Тюмени, Екатеринбурга, Тобольска, Сургута, Ростова-на-Дону и др.