_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
УДК 338
Вахитова Зульфия Тагировна
старший преподаватель ФГБОУ «ГАУ Северного Зауралья», г. Тюмень
zulfiya-vakhitova@ yandex.ru
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ БИЗНЕС И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ
Аннотация
В статье представлены основные теоретические подходы и уточнения к трактовке понятий «бизнес», «пр едприниматель».
Ключевые слова
бизнес, малый бизнес, предпринимательство
В условиях рыночной экономики среди наиболее употребительных терминов можно выделить такое фундаментальное понятие, как бизнес. В отечественной специальной литературе существует единодушное понимание сущности бизнеса, его цели, организационных и правовых форм, области функционирования. Так, в некоторых толковых терминологических словарях сообщается, что: « бизнес - экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания, реализации определенной продукции или услуг...» [6, с.39]; « бизнес - предпринимательство» [3, с.44]; «бизнес - экономическая деятельность, дающая прибыль; любой вид деятельности, приносящий доход или иные личные выгоды» [6,с.67]; «бизнес малый - принятое обозначение совокупности мелких и средних частных предприятий, прямо не входящих ни в одно монополистическое объединение и выполняющих подчиненную по отношению к монополиям роль в экономике» [6 , с.68].
Если бизнес отождествлять с предпринимательством, то необходимо отметить, что о предпринимательстве, как социально-экономическом явлении ученые размышляли с давних времен. Эволюция понятия предприниматель связана с именами таких ученых как, Адам Смит, Кейнс Джон Мейнард, Йозеф Алоиз Шумпеттер.
Адам Смит рассматривал предпринимателя, как собственника капитала, получающего прибыль на свой капитал [4, с.104].
Кейнс Джон Мейнард рассматривал понятие предпринимателя несколько шире, он писал: «между тем предприниматель (понимая под этим как того, кто непосредственно занимается производством, так и инвестора) должен стараться составить.. .точные ожидания [о будущем], которые позволили бы ему судить о том, сколько потребители согласятся заплатить, когда удастся, наконец предложить по истечении известного, может быть и долгого, периода времени готовый товар» [2, c.74].
Йозеф Алоиз Шумпеттер писал «Под предприятием мы понимаем осуществление новых комбинаций, а также то, в чем эти комбинации воплощаются: заводы и т.п. Предпринимателями же мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент.. И наконец, предпринимателями мы считаем тех, кто не имеет длительных связей с индивидуальным предприятием и использует таковые только для проведения новых комбинаций.» [5, с.142].
Систематизируя и оценивая трактовку понятий бизнес, предпринимательство, на наш взгляд бизнес -это экономическая, инвестиционная деятельность хозяйствующего субъекта направленная на излечение прибыли, путем создания, производства и продажи продукта (продукции) или различных услуг.
В определении предпринимательства ключевыми моментами является самостоятельность предпринимателя, его инициативность, ответственность, а также новаторство. По-нашему мнению предпринимательство - это, прежде всего, направленная на извлечение прибыли, особая форма экономической активности, которая основана на самостоятельности, ответственности и новаторских предпринимательских идеях.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
Список использованных источников:
1. Вахитова З.Т. Малый бизнес: функции и тенденции развития// Наука и бизнес: пути развития .- 2014. -№ 6(36). -С. 40-42
2. Кейнс Джон Мейнард. Общая теория занятости, процента и денег. Избранное / Дж. М. Кейнс; вступ.статья Н.А. Макашевой.-М.: Эксмо, 2008. - 960 с. - (Антология экономической мысли).
3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь-6-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М., 2008-512 с.
4. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов/ А. Смит; [пер. с англ.; предисл. В.С. Афанасьева]. - М.: Эксмо, 2009.-960 с.- (Антология экономической мысли).
5. Шумпеттер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия/ Й.А. Шумпеттер; [предисл. В.С. Автономова; пер. с нем. В.С. Автономова, М.С. Любского, А.Ю. Чепуренко; пер. с англ. В.С. Автономова, Ю.В. Автономова, Л.А. Громовой, К.Б. Козловой, Е.И. Николаенко, И.М. Осадчей, И.С. Семененко, Э.Г. Соловьева].- М.: Эксмо,2008.-864 с. - (Антология экономической мысли).
6. Экономический словарь/ Под ред. А.Н. Азриляна.-2-е изд. - М.: Институт новой экономики,2008. - 1152 с.
© З.Т. Вахитова, 2015
УДК 332
Гафиуллина Лилия Фаритовна
канд. экон. наук., доцент КазГИК, г. Казань, РФ E-mail: [email protected]
ИНТЕГРАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЕ И ЕВРОПЕЙСКОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Аннотация
В условиях развития российской экономики возникает необходимость создания принципиально новой структуры системы управления на всех уровнях национальной экономики, сбалансированности социально-экономического развития процесса образования на всех его ступенях. Подъем эффективности национальной экономики непосредственно зависит от степени использования интеллектуального потенциала, образовательно-квалификационного, профессионального уровня выпускников высшей школы.
Ключевые слова
Развитие государства, система образования, управление качеством, уровень образования, экономика
страны, система качества образования.
Переход России к рыночной экономике неизбежно повлек за собой воздействие рыночных сил и на образовательные учреждения, которые, в свою очередь, также воздействуют на становление в России рыночных отношений, обеспечивая экономику страны высококвалифицированной рабочей силой и повышая образовательный уровень населения. Данные обстоятельства определяют высокие адаптивные способности системы образования к новым условиям экономики [3].
В силу своей значимости система образования в принципе является существенным, активным, системообразующим элементом общественного развития. В условиях демократизации общественной жизни, основанной на высокоразвитом, гуманистически ориентированном личностном факторе, профессиональное образование занимает исключительно важную роль в развитии государства.