Научная статья на тему 'Особенности коммуникативной компетентности современных педагогов дошкольных образовательных организаций'

Особенности коммуникативной компетентности современных педагогов дошкольных образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1430
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИАГНОСТИКА / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / TEACHER / PRESCHOOL EDUCATION / DIAGNOSTICS / COMMUNICATIVE COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кербис Ирина Юрьевна, Груздева Ольга Васильевна

Проблема и цель. В статье анализируется проблема коммуникативной компетентности педагогов в условиях существующих стандартов профессиональной деятельности и современных стандартов дошкольного образования. Цель исследования: выявить особенности коммуникативной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций. Методологию исследования составляют анализ и обобщение нормативно-правовых документов в сфере высшего и дошкольного образования, научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, признанных научным сообществом. Основной методологический подход системный. Результаты. На основе системного, деятельностного, компетентностного подходов выявлены особенности коммуникативной компетентности современных педагогов дошкольных образовательных организаций в характеристиках когнитивного, эмоционального и деятельностного ее компонентов. Заключение. В статье предложена систематизация показателей и критериев изучения коммуникативной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций, проанализированы полученные данные о состоянии коммуникативной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций и сделаны выводы об особенностях коммуникативной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кербис Ирина Юрьевна, Груздева Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF PECULIARITIES OF MODERN TEACHERS, COMMUNICATIVE COMPETENCE IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Problem and purpose. The article analyzes the problem of communicative competence of teachers in the conditions of existing standards of professional activity and modern standards of preschool education. The purpose of the research is to reveal the features of communicative competence of teachers of preschool educational organizations. The research methodology consists of analysis and generalization of normative and legal documents in the sphere of higher and preschool education, research works of foreign and domestic scientists recognized by the scientific community. The main methodological approach is the system approach. The research was conducted on the basis of pre-school educational organizations in Krasnoyarsk. 76 teachers of pre-school educational organizations took part in the research. To realize the goal and solve the research problems, the following methods were used: "Assessment of communicative abilities of teachers" (B.A. Fedorishin, V.V. Sinyavsky), the test of communicative skills by L. Mikhel,son (translation and adaptation by Yu.Z. Gil,bukh); the test "Assessment of the level of sociability" (V.F. Ryakhovsky), the methods "The teacher's ability to self-improvement and self-development" (V.I. Zvereva, N.V. Nemova). Results. On the basis of system, activity and competencybased approaches, the features of communicative competence of modern teachers of preschool educational organizations in the characteristics of its cognitive, emotional and activity components are revealed. It is noted that the cognitive, emotional and behavioral components of communicative competence of teachers are formed at a sufficient level. There is a correlation between the indicators of teachers’ communicative competence’s components (the level of development of communicative and organizational abilities) and the type of behavior (aggressive, competent, dependent); the indicators of teachers’ communicative competence,s components and the level of development of their communicability, as well as the components of communicative competence of teachers and the level of development of their ability to self-development. Conclusion. The article proposes the systematization of indicators and criteria for studying the communicative competence of teachers of preschool educational organizations, analyzes the data on the state of communicative competence of teachers of preschool educational organizations, and draws conclusions about the features of communicative competence.

Текст научной работы на тему «Особенности коммуникативной компетентности современных педагогов дошкольных образовательных организаций»

□01: http://dx.doi.org/10.25146/1995-0861-2017-41-3-12

УДК 371.132

ОСОБЕННОСТИ

КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГОВ

ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

И.Ю, Кербис (Красноярск, Россия), О.В. Груздева (Красноярск, Россия)

Проблема и цель. В статье анализируется проблема коммуникативной компетентности педагогов в условиях существующих стандартов профессиональной деятельности и современных стандартов дошкольного образования. Цель исследования: выявить особенности коммуникативной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций.

Методологию исследования составляют анализ и обобщение нормативно-правовых документов в сфере высшего и дошкольного образования, научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, признанных научным сообществом. Основной методологический подход - системный.

Результаты. На основе системного, деятель-ностного, компетентностного подходов выявлены

особенности коммуникативной компетентности современных педагогов дошкольных образовательных организаций в характеристиках когнитивного, эмоционального и деятельности ого ее компонентов.

Заключение. В статье предложена систематизация показателей и критериев изучения коммуникативной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций, проанализированы полученные данные о состоянии коммуникативной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций и сделаны выводы об особенностях коммуникативной компетентности.

Ключевые слова: педагог, дошкольное образование, диагностика, коммуникативная компетентность, профессиональные компетенции.

Постановка проблемы. В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования меняется цель образовательной работы, и в соответствии с целью меняются и требования к профессиональной компетентности педагога (воспитателя) дошкольных образовательных организаций (ДОО). В настоящее время результативность дошкольной системы воспитания напрямую зависит от уровня коммуникативной компетентности воспитателя, его способности адекватно воспринимать, принимать, понимать и поддерживать ребенка, одновременно обучая его способам коммуникативной культуры [Аблитарова, Пшонник, 2016; Байденко, Зант-ворг, 2004; Груздева и др., 2015; Кербис, Груздева, 2016; Майер, 2007; Шангареева, 2016; СоггеНо].

Значимость коммуникативной компетентности как важной характеристики педагога дошкольного учреждения декларируется сегодня

на нормативном, научно-теоретическом и методическом уровнях [Аблитарова, Пшонник, 2016; Асаева, 2008; Барахович, 2015; Ковалевский, Груздева, 2010; Третьякова, Игнатенко, 2012; Шангареева, 2016; Во\л^еп, 1998; УшоЙ; 2010].

Все вышесказанное позволяет выделить противоречие: с одной стороны, профессиональный стандарт дошкольных образовательных организаций требует от педагогов развитых профессионально значимых компетенций, в том числе коммуникативной, с другой - педагоги испытывают трудности в преодолении сложившихся коммуникативных стереотипов в методах, формах и технологиях работы с детьми, родителями. Выявленное противоречие обусловило проблему исследования - каковы особенности коммуникативной компетентности современного дошкольного педагога.

Цель исследования: выявить особенности коммуникативной компетентности педагогов

дошкольных образовательных организаций. Гипотезой исследования послужило предположение о том, что коммуникативная компетентность современных педагогов дошкольных образовательных организаций характеризуется особенностями когнитивного, эмоционального, дея-тельностного ее компонентов.

Главным теоретико-методологическим основанием конкретного исследования определен системный подход.

Обзор научной литературы проведен на основе анализа работ авторов и представителей системного подхода (H.A. Алексеев, B.C. Безрукова, Н.В. Кузьмина, Ю.А. Кустов, З.Ф. Мазур, H.H. Суртаева); компетентност-ного подхода (A.A. Вербицкий, И.А. Зимняя,

A.К. Маркова, Л.М. Митина, С.Г. Молчанов, H.A. Селезнева); деятельностного подхода (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.И. Загвя-зинский, С.Л. Рубинштейн); концепции развития личности в общении (М.И. Лисина,

B.И. Слободчиков) и как субъекта профессиональной компетентности педагогов (Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя) [Барахович, 2015; Демина, 2012; Колесникова, 2007; Криволапова, 2014; Лукьяненко, 2016; Лукьянова, 2007; Михайлова, 2010; Тесленко, 2007; 2016; Третьякова, Игнатенко, 2012; Шангареева, 2016].

Результаты исследования. Исследование проводилось на базе дошкольных образовательных организаций г. Красноярска. В исследовании принимали участие 76 педагогов дошкольных образовательных организаций. Все

участники исследования - женщины в возрасте от 22 до 70 лет.

Подборка инструментария для организации диагностического исследования осуществлялась на основе выделенных критериев и показателей уровня сформированное™ коммуникативной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений (табл. 1,2 ) [Груздева, Кербис, 2017].

Для реализации поставленной цели и решения задач исследования были использованы:

- методика «Оценка коммуникативных способностей педагогов» (Б.А. Федоришин, В.В. Синявский), предназначенная для выявления устойчивых показателей коммуникативных и организаторских способностей личности (умение четко и быстро устанавливать деловые и личные контакты, влиять на людей);

- тест коммуникативных умений Л. Ми-хельсона (перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха). Предназначен для оценки реакции личности на различные ситуации общения, определяет ведущий тип поведения: «зависимый», «агрессивный», «компетентный»;

- тест «Оценка уровня общительности» (В.Ф. Ряховский). Предназначен для определения уровня коммуникабельности человека;

- методика «Способность педагога к самосовершенствованию и саморазвитию» (В.И. Зверевой, Н.В. Немовой);

- сетка профессиональных стрессов и способов их преодоления. Критерии обработки разработаны В.И. Журавлевым [Симонов, 2004].

Таблица 1

Критерии и показатели оценки уровня развития коммуникативной компетентности педагогов

Table 1

Criteria and indicators for assessing the level of development of communicative competence of teachers

Компоненты Критерии Показатели

1 2 3

Когнитивный Информационно-коммуникатив-ный - владение системой знаний по обмену информацией и познанием людьми друг друга в процессе профессионального общения Сформированность коммуникативных знаний, под которым подразумевается знакомство с понятием «коммуникативная компетентность педагога»; владение системой знаний об основных категориях и понятиях профессионального общения, его видах и функциях; о стилях общения

<c

tí m

о

ь

X

Щ

w m H

о

Рч <

о ^ о о

О Й &

0

1

x %

«

о w

V

к

ь

l-ч

<с п w с

S

X

н и

щ м

Окончание табл. 1

1 2 3

Эмоциональный Аффективно-коммуникативный -определяется в отношении к эмоциональной сфере человека и соответствии потребностям в изменении своего эмоционального состояния Сформированность личностных качеств: потребность и способность к общению, контактам с другими людьми, установлению с ними взаимопонимания; постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека; осознание субъектом того, как он сам воспринимается партнером по общению

Деятельностный Регуляционно-коммуникатив-ный - умение управления и коррекции собственного поведения и поведения других людей, организации совместной деятельности Сформированность коммуникативных умений: умение ясно и точно излагать свои мысли, владение средствами невербального общения, умение слушать собеседника, разрешать конфликтные ситуации

Таблица 2

Уровни проявления критериев коммуникативной компетентности

Table 2

Levels of manifestation of the criteria of communicative competence

Уровни Критерии коммуникативной компетентности педагогов

Высокий - 9-10 баллов Знания в области профессионального общения имеют глубокий теоретический характер, системны и целостны; педагоги умеют грамотно вести диалог; способны распознавать поведение другого человека; владеют навыками эффективного слушания; легко устанавливают контакты с другими людьми; с сочувствием относятся к переживаниям другого человека; способны оценивать собственные действия в ситуациях общения

Средний - 6-8 баллов Знания в области профессионального общения являются эмпирически ситуативными, с частичным обобщением; педагоги способны вести диалог, но на недостаточно высоком уровне; распознают поведение другого человека только на интуитивном уровне; владеют слабо развитыми навыками эффективного слушания; способны находить оптимальные способы общения, ведущие к развитию доброжелательности; собственные действия оценивают правильно, но не во всех ситуациях общения

Низкий - 5 баллов Знания в области профессионального общения поверхностны, недейственны; педагоги не умеют грамотно вести диалог; не способны распознавать поведение другого человека; отмечается плохое владение навыками эффективного слушания; педагоги испытывают трудности в установлении контактов с другими людьми; безразличны к переживаниям другого человека; с трудом оценивают собственные действия в ситуациях общения

В эмпирическом исследовании уровней проявления коммуникативных способностей педагогов (п=76) нами были получены результаты по пяти шкалам: крайне низкий уровень, ниже среднего, средний уровень, высокий уровень, очень высокий уровень проявлений коммуникативных и организаторских способностей.

По результатам исследования у преобладающего большинства педагогов - 30 % (23 человека) выявлен средний уровень, у 26 % (19 человек) -ниже среднего, у 17 % (13 человек) - низкий, у 14 % (11 человек) - высокий, у 13 % (10 человек) - очень высокий уровни проявления коммуникативных и организаторских способностей.

Для выявления динамики и основных тенденций развития коммуникативной компетентности педагогов по результатам «Шкалы оценок коммуникативных и организаторских способностей» нами были сформированы две группы педагогов группа «1» - 32 педагога с развитием коммуникативных и организаторских способностей на уровне ниже среднего и низкого. Группа «2» - 44 педагога со средним, высоким, очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

Для оценки уровня развития коммуникативных умений по регуляционно-коммуника-тивному критерию был использован тест коммуникативных умений Л. Михельсона - методика оценки реакции личности на различные ситуации общения, определяющий ведущий тип поведения: «зависимый», «агрессивный» или «компетентный». Оценка уровня развития коммуникативных умений педагогов по регуляционно-коммуникативному критерию показала у большинства педагогов группы «1» (43 %) ведущий тип поведения агрессивный. Для педагогов характерно проявлений резкости, категорических суждений, негативных оценок. У педагогов группы «2» (45 %) ведущий тип поведения компетентный. Для педагогов характерно адекватное реагирование на поведение окружающих в зависимости от ситуаций, умение вступать в контакт с другими людьми, выражать положительные чувства и оценки по отношению к ним, обращаться за помощью и поддержкой.

При оценке уровня развития эмоционального компонента использован тест общительности (В.Ф. Ряховского). Анализ данных позволил выявить иерархию уровня коммуникабельности у педагогов. По результатам исследования уровня развития эмоционального компонента коммуникативной компетенции преобладающее большинство педагогов группы «1» - 53 % (17 человек) - обладают достаточным уровнем общительности. Для педагогов характерно в незнакомой обстановке чувствовать себя вполне уверенно, новые проблемы их не пугают, в высказываниях порой слишком много сарказма без

всякого на то основания. У 42 % (18 человек) педагогов группы «2» выявлен нормальный уровень коммуникабельности.

Для дальнейшего анализа и выделения основных особенностей коммуникативной компетентности был проведен сравнительный анализ профилей уровней развития коммуникабельности педагогов групп «1» и «2».

Так, педагоги с недостаточной коммуникабельностью не приспособлены к работе в коллективе, не разговорчивы, предпочитают одиночество. Педагоги с достаточным уровнем коммуникабельности в незнакомой обстановке чувствует себя вполне комфортно, но в спорах и диспутах участвуют неохотно. Проявляют интерес к собеседнику, терпеливость в общении с другими, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости.

Педагоги с высоким уровнем развития коммуникабельности любознательны, общительны, принимают участие во всех дискуссиях, больше на несерьезные темы. Охотно знакомятся с новыми людьми.

По результатам исследования уровня развития способности педагогов к саморазвитию у 53 % педагогов группы «1» выявлено, что саморазвитие зависит от условий, 37 % педагогов не реализуют свои потребности в саморазвитии. У 51 % педагогов группы «2» выявлено, что педагоги активно реализуют свои потребности, у 43 % педагогов саморазвитие зависит от условий.

Для математической обработки полученных данных применялся пакет «EXCEL» и стандартный статистический пакет «Statistika for Windows 6.0». Корреляционный анализ полученных по всем методикам данных выявил особенности корреляционных связей между уровнем развития коммуникативных способностей и особенностями когнитивного, эмоционального, дея-тельностного компонентов компетентности педагогов исследуемой группы.

Установлены корреляционные связи по показателям: агрессивный тип поведения; зависимый тип поведения; компетентный тип поведения; нормальная коммуникабельность; достаточная коммуникабельность.

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

о я

2S

W

н S о

Рч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

н и

щ м

ос

со го пз Q. J3

X ф

m о

£

Очень высокий уровень Высокий уровень Средний уровень Ниже среднего Низкий уровень

10

11

13

23

19

0% 5% 10% 15%

%

20%

25%

Рис. 1. Распределение выборочной совокупности педагогов по уровням развития коммуникативных

и организаторских способностей

Fig. 1. Distribution of a selective set of teachers according to the level of development of communicative

and organizational abilities

Таблица 3

Сводные данные показателей типа поведения педагогов группы «1» и группы «2»

(по методике Л. Михельсона)

Table 3

Summary data of indicators of the type of behavior of teachers of group "1" and group "2"

(according to the method of L. Mikhelson)

№ Тип поведения Показатели, %

Группа педагогов «1» Группа педагогов «2»

1 Зависимость 25 30

2 Компетентность 32 45

3 Агрессивность 43 25

Таблица 4

Сводные данные уровня развития коммуникабельности педагогов группы «1» и группы «2» (по методике В.Ф. Ряховского)

Table 4

Summary of the level of communicability development of teachers of group "1" and group "2"

(according to the method of VF Ryakhovsky)

Уровни развития Средние показатели уровня развития коммуникабельности

Группа педагогов «1» Группа педагогов «2»

Некоммуникабельность 0 0

Замкнутость 10 (32) 4(9)

Довольно коммуникабельны 17 (53) 9 (20)

Нормальная коммуникабельность 5 (15) 18 (42)

Очень коммуникабельны 0 13 (29)

Чрезмерно коммуникабельны 0 0

Болезненно коммуникабельны 0 0

Группа 1 ■Группа 2

Уровень развития коммуникабельности

Рис. 2. Распределение выборочной совокупности педагогов по уровню развития коммуникабельности

(педагоги группы «1» и «2»)

Fig. 2. Distribution of a selective set of teachers according to the level of development of communicability

(teachers of the group "1" and "2")

Таблица 5

Особенности корреляционных связей между уровнем развития коммуникативных способностей и особенностями когнитивного, эмоционального, дея тел ь н о стн о го компонентов

компетентности педагогов исследуемой выборки (группа педагогов «2») Table 5 < со т ■Л

Characteristics of the correlation between the level of development communicative abilities and features of the cognitive, emotional, activity components of the competence of the teachers of the study sample (group of educators "2") 1 % с

Связи Сила и направленность связи Уровень значимости и

Активное развитие - замкнутость -0,302166 0,046205 £ i

Активное развитие - нормальная коммуникабельность 0,315497 0,0369 Si

Активное развитие - агрессивный -0,341515 0,023279 Ö Щ rt н

Остановившееся развитие - замкнутость 0,541753 0,000146 w g S 5 ft Рч w

Остановившееся развитие - агрессивный 0,468521 0,001339

Замкнутость - агрессивный 0,547723 0,000119 < s и ^ sh og sä и T £ s о < R Ph W и с s X

Довольно коммуникабельны - зависимый -0,328381 0,029535

Довольно коммуникабельны - агрессивный 0,357830 0,017088

Очень коммуникабельны - агрессивный -0,385951 0,010583

Зависимый - довольно коммуникабельны -0,328381 0,029535

Таблица 6

Особенности корреляционных связей между уровнем развития коммуникативных способностей и особенностями когнитивного, эмоционального, деятельностного компонентов компетентности исследуемой выборки (группа педагогов «1») Table 6 Characteristics of the correlation between the level of development of communicative abilities and features of the cognitive, emotional, activity components of the competence of the study sample (group of teachers "1")

Связи Сила и направленность связи Уровень значимости

1 2 3 H

Активное развитие - нормальная коммуникабельность 0,357830 0,044347 k U

Активное развитие - компетентный 0,356753 0,045037

Остановившееся развитие - компетентный -0,454545 0,008960 -

[131] CÖ

Окончание табл. 6

1 2 3

Замкнутость - довольно коммуникабельны -0,717741 0,000004

Замкнутость - зависимый -0,389249 0,027666

Замкнутость - агрессивный 0,356753 0,045037

Нормальная коммуникабельность - агрессивный -0,379517 0,032166

Нормальная коммуникабельность - компетентный 0,452602 0,009295

Зависимый - довольно коммуникабельны 0,397706 0,024187

Заключение. Результаты исследования позволили выявить следующие особенности коммуникативной компетентности педагогов.

1. У педагогов дошкольных образовательных организаций в современных условиях профессиональной деятельности когнитивный компонент коммуникативной компетентности сформирован на достаточном уровне. Педагоги обладают знанием роли и сущности коммуникативной компетентности.

2. Отмечается достаточная развитость эмоционального и поведенческого компонентов коммуникативной компетенции. Педагоги имеют опыт проявления компетентности в различных стандартных и нестандартных ситуациях, выражена способность педагога к личност-но ориентированному взаимодействию во время образовательного процесса, умение сохранять эмоциональное равновесие, предотвращать и разрешать конфликты конструктивным способом, умение выработать тактику, технику и стратегию активного взаимодействия с людьми, организовать их совместную деятельность для того, чтобы достичь определенных социально значимых целей, умение объективно оценивать ситуацию взаимодействия субъектов образовательного процесса, прогнозировать и обосновывать результат эффективности взаимодействия.

3. Существует взаимосвязь в выраженности показателей компонентов коммуникативной компетентности педагогов (уровня развития коммуникативных и организаторских способностей) в зависимости от типа поведения (агрессивного, компетентного, зависимого). Педагоги с достаточным уровнем развития коммуникативных способностей и компетентным типом поведения стремятся к интеграции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

жизненных сфер, свободе, готовы к риску, ориентированы на достижение успеха в профессиональной деятельности и его официальное признание, характеризуются эмоциональной уравновешенностью, гибкостью, толерантностью к неопределенности, высокой эмпатией, оптимизмом, развитыми навыками самоконтроля. У педагогов происходит конкретизация жизненных интересов, формируется представление о себе как об успешной личности, обладающей свободой выбора, способной построить жизнь в соответствии со своими целями. Педагоги с недостаточным уровнем развития коммуникативных способностей и агрессивным типом поведения, характеризуются нарастанием тревожности и ригидности. Они стремятся к стабильности в жизни, у них отсутствует стремление создавать что-то новое, меньше всего ориентированы на принятие ответственности за результат своей работы, не хотят организовывать пространство других, привязаны к уже знакомым и отработанным действиям, недоверчивы, пессимистичны.

4. Выделена взаимосвязь в выраженности показателей компонентов коммуникативной компетентности педагогов (уровня развития коммуникативных и организаторских способностей) и уровня развития их коммуникабельности. Педагоги с недостаточным уровнем развития коммуникативных компонентов и недостаточным уровнем коммуникабельности общительны, любопытны, разговорчивы, не любят высказываться по разным вопросам, неохотно знакомятся с новыми людьми. Им недостает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. Педагоги с достаточным уровнем развития коммуникативных компонентов и нормальной коммуни-

кабельностью любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми. Любят принимать участие во всех дискуссиях, охотно берут слово по любому вопросу.

5. Присутствует взаимосвязь в выраженности показателей компонентов коммуникативной компетентности педагогов (уровня развития коммуникативных и организаторских способностей) и уровня развития способности к саморазвитию. Для педагогов с «остановившимся» саморазвитием характерно проявление нейтрального отношения к своей профессиональной деятельности, отсутствует внутренняя мотивация к саморазвитию. Они не испытывают потребности в самоанализе, самодиагностике и самооценке собственной профессиональной деятельности и ее результатов. Профессиональные функции выполняют в основном по стандарту, не используют психолого-педагогические знания в качестве средства своего личностно-профессионального развития, самообразовательная деятельность протекает в основном на уровне компенсаторного самообразования. Уровень развития их коммуникативных способностей недостаточный. Педагоги попавшие в эту категорию не способны ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера / партнеров, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность коммуникации, быть готовым к изменению собственного речевого поведения. Для педагогов с достаточным уровнем саморазвития характерны высокая оценка значимости собственной педагогической деятельности и проявление потребности в творческом саморазвитии. Педагоги способны к самопознанию и самооценке профессиональной деятельности и своей личности, используют диагностические методики личностно-профессионального саморазвития с целью внесения изменений в свою деятель-

ность и личность. Степень активности, самостоятельности и творчества имеет неустойчивый характер, сильно зависит от внешних условий. Проявляют высокий или средний уровень развития коммуникативной компетентности. Педагоги с активным саморазвитием осознают и принимают творческое саморазвитие как личностно значимую и ценностно-целевую установку. Проявляют потребность в самосовершенствовании, владеют содержанием и механизмом творческого саморазвития в рамках субъектной позиции к собственной жизнедеятельности и деятельности учащихся, используют комплекс методов для самопознания и критического осмысления опыта своей работы и профессионально-личностных качеств, способны дать адекватную самооценку личности и деятельности. Самостоятельно и обоснованно формулируют цели и задачи саморазвития, способны к проектированию своей личности и профессиональной деятельности на основе саморефлексии. Проявляют активность и самостоятельность в деятельности по саморазвитию, способны реализовать свой творческий потенциал, успешно реализуют программы профессионально-личностного роста.

Считаем, что становлению и развитию у педагогов дошкольного образования коммуникативной компетентности будет способствовать реализация традиционных и интерактивных методов обучения эффективной коммуникации [Дергачева, 2016; Кербис, Груздева, 2016; Шубкина1, 2016].

Библиографический список

1. Аблитарова А.Р., Пшонник O.A. Коммуникативная компетентность как базовый элемент развития педагогической культуры будущего воспитателя // Вопросы дошкольной педагогики. 2016. № 2. С. 10-13.

2. Асаева И.Н. Современные подходы к развитию профессиональной компетентности воспитателя ДОУ в системе повышения

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

Шубкина О.Ю. Формирование коммуникативной компетентности студентов технических направлений подготовки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Красноярск. 2016. 270 с.

S

X

н и

щ м

квалификации. Образование и наука. Изве- 9. стия Уральского отделения РАО. 2008. № 5. С. 60-67.

3. Байденко В.И., Зантворт Д.В. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования // Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке 10. специалистов. Барнаул: Алтайский гос. ун-т, 2004. 146 с.

4. Барахович И.И. Коммуникативная компетентность педагога: профессиональный и надпрофессиональный аспект: монография, Красноярск, 2015. 284 с. 11.

5. Груздева О.В., Кербис И.Ю. Методы и результаты исследования особенностей психического и физического здоровья педа- 12. гогов дошкольных образовательных организаций // Психическое здоровье детей и подростков: факторы обеспечения, сохра- 13. нения и укрепления: сб. науч. ст. Красноярск, 2017. С. 74-80.

6. Груздева О.В., Ковалев A.C., Доманецкая 14. Л.В., Вербианова О.М., Дубовик Е.Ю. Новое в проектировании содержания образовательной подготовки бакалавров и магистров // Управление образовательным процессом в современном вузе: высшее 15. образование для развития региона: матер. VII Всерос. науч.-практ. конф. с между-нар. участием в рамках IV Междунар. науч,-образоват. форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» / 16. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. С. 33-48.

7. Демина Л.А. Коммуникативная компетенция как ведущее понятие современной педагогической науки // Традиции и ин- 17. новации образовательной системы: матер. Междунар. пед. чтений. Чебоксары: Учебно-методический центр, 2012.

С. 27-29.

8. Дергачева O.A. Развитие профессиональ- 18. ной компетентности педагога в условиях инновационной образовательной среды // Молодой ученый. 2016. № 7.5. С. 44-45.

Кербис И.Ю., Груздева О.В. Повышение квалификации педагогов, психологов в современных условиях развития дошкольного образования // Психолого-педагогические и социальные условия развития и воспитания ребенка: сб. науч. ст. по психологии детства. Красноярск, 2016. С. 50-58. Ковалевский В.А., Груздева О.В. Соматически больной ребенок: специфика социаль-но-психологического развития (результаты комплексного исследования) // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2010. № 3. С. 115-122.

Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога. М.: Академия, 2007. 336 с.

Криволапова Н.М. Коммуникативная компетентность личности // Концепт: науч,-метод. электр. журнал. 2014. Т. 30. С. 36-40. Лукьяненко В.П. О реализации компетент-ностного подхода в системе образования // Педагогика. 2016. № 1. С. 30-36. Лукьянова М.И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007. № 1 (35). С. 15-21.

Майер A.A. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007. № 1 (35). С. 8-14.

Михайлова Е.В. Технологические основы формирования коммуникативной компетентности // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 340. С. 191-194.

Симонов В.П. Диагностика личности и деятельности педагога и обучаемых: учеб. пособие. Автор, изд. М., 2004. Кн. 3. 173 с. (Педагогический менеджмент. Ноу-Хау в образовании).

Тесленко В.И. Коммуникативная компетентность в контексте продуктивного взаимодействия: монография. Красноярск, 2016. 252 с.

19. Тесленко В.И. Коммуникативная компетентность: формирование, развитие, оценивание: монография. Красноярск, 2007. 256 с.

20. Третьякова B.C., Игнатенко A.A. Коммуникативная компетентность будущего педагога: понятие, сущность и структура // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. № 1. С. 217-230.

21. Шангареева А.Р. Психолого-педагогические условия формирования социально-комму-никативной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации // Вестник Челябинского государственного

педагогического университета. 2016. № 3. С. 96-100.

22. Bowden J., Marton F. The University of Learning beyond Quality and Competence in Higher Education, first edition (Kogan Page). London, 1998.

23. Corrello M.L. Communication and the engineering profession: a field study. UK College of Communication [Электронный ресурс]. URL: http://www.engr.uky.edu.survey_results.pdf (дата обращения: 18.09.2017).

24. Yusoff M. Analysing communication competence in oral presentations: engineering students' experiences // Journal of human capital development. 2010. Vol. 3(1). P. 99-117.

<C

t

с m

о

ь

X

Щ

w m H

о

Рч <

о ^ о о ^ h О Й

[S

W H

s о

Рч

w

0

1

X %

«

«

о w

V

s

Ь

1-4

<c n w с

« s

X

H U

W M

DOI: http://dx.doi.org/10.25146/1995-0861-2017-41-3-12

THE STUDY OF PECULIARITIES

OF MODERN TEACHERS, COMMUNICATIVE COMPETENCE IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

I.Yu. Kerbis (Krasnoyarsk, Russia), O.V. Gruzdeva (Krasnoyarsk, Russia)

Abstarct

Problem and purpose. The article analyzes the problem of communicative competence of teachers in the conditions of existing standards of professional activity and modern standards of preschool education. The purpose of the research is to reveal the features of communicative competence of teachers of preschool educational organizations.

The research methodology consists of analysis and generalization of normative and legal documents in the sphere of higher and preschool education, research works of foreign and domestic scientists recognized by the scientific community. The main methodological approach is the system approach. The research was conducted on the basis of pre-school educational organizations in Krasnoyarsk. 76 teachers of pre-school educational organizations took part in the research. To realize the goal and solve the research problems, the following methods were used: "Assessment of communicative abilities of teachers" (B.A. Fe-dorishin, V.V. Sinyavsky), the test of communicative skills by L. Mikhel'son (translation and adaptation by Yu.Z. Gil'bukh); the test "Assessment of the level of sociability" (V.F. Ryakhovsky), the methods "The teacher's ability to self-improvement and self-development" (V.I. Zvereva, N.V. Nemova).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Results. On the basis of system, activity and com-petency-based approaches, the features of communicative competence of modern teachers of preschool educational organizations in the characteristics of its cognitive, emotional and activity components are revealed. It is noted that the cognitive, emotional and behavioral components of communicative competence of teachers are formed at a sufficient level. There is a correlation between the indicators of teachers' communicative competence's components (the level of development of communicative and organizational abilities) and the type of behavior (aggressive, competent, dependent); the indicators of teachers' communicative competence's components and the level of development of their commu-nicability, as well as the components of communicative competence of teachers and the level of development of their ability to self-development.

Conclusion. The article proposes the systematiza-tion of indicators and criteria for studying the communicative competence of teachers of preschool educational organizations, analyzes the data on the state of communicative competence of teachers of preschool educational organizations, and draws conclusions about the features of communicative competence.

Keywords: teacher, preschool education, diagnostics, communicative competence, professional competence.

References

1. Ablitarova A.R., Pshonnik O.A. Communicative competence as the basic element of the development of the future educator's pedagogical culture // Issues of pre-school pedagogy. 2016. No. 2. P. 10-13.

2. Asaeva I.N. Modern approaches to the development of the professional competence of the preschool teacher in the system of advanced training. Education and science. News of the Ural branch of Russian Academy of Education. 2008. No. 5. P. 60-67.

3. Baidenko V.I., Zantvort D.V. Basic skills as an obligatory component of high-quality professional education // Innovative teaching tech-

nologies in professional training of specialists. Barnaul: Altai State University, 2004. 146 p.

4. Barakhovich I.I. Communicative competence of the teacher: professional and overprofessional aspect. Monograph. 2015. 284 p.

5. Gruzdeva O.V., Kerbis I.Yu. Methods and results of the study of the peculiarities of teachers' mental and physical health in pre-school educational organizations / Mental health of children and adolescents: providing, preserving and strengthening factors. Collection of scientific articles. Krasnoyarsk, 2017. P. 74-80.

6. Gruzdeva O.V., Kovalev A.S., Domanetskaya L.V., Verbianova O.M., Dubovik E.Yu. The new in the design of the content of educational

training for bachelors and masters / Management of the educational process in a modern university: higher education for the development of the region. The Proceedings of the 7th All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation in the 4th International Scientific and Educational Forum "Man, family and society: history and perspectives of development". Ministry of Education and Science of the Russian Federation; Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev. 2015. P. 33-48.

7. Demina L.A. Communicative competence as the leading concept of modern pedagogical science // Traditions and innovations in the educational system: Proceedings of the International Pedagogical Readings. Cheboksary: Educational and methodological center. 2012. P. 27-29.

8. Dergacheva O.A. Development of the professional competence of the teacher in the conditions of innovative educational environment // Young scientist. 2016. No. 7.5. P. 44-45.

9. Kerbis I.Yu., Gruzdeva O.V. Improvement of professional skill of teachers, psychologists in modern conditions of development of preschool education // Psychological-pedagogical and social conditions of development and education of the child. Collection of scientific articles on the psychology of childhood. Krasnoyarsk, 2016. P. 50-58.

10. Kovalevsky V.A., Gruzdeva O.V. Somatically sick child: the specificity of socio-psychological development (the results of a comprehensive study). Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev. 2010. No. 3. P. 115-122.

11. Kolesnikova I.A. Communicative activity of the teacher. M.: Academy. 2007. 336 p.

12. Krivolapova N.M. Communicative competence of personality // Scientific and methodical electronic journal "Concept". 2014. Vol. 30. P. 36-40.

13. Lukyanenko V.P. On the implementation of the competency-based approach in the education system // Pedagogy: Scientific-Theoretical Journal. M„ 2016. No. 1. P. 30-36.

14. Lukyanova M.I. Professional competence of the teacher: theoretical analysis of the concept // Management of pre-school educational institution. 2007. No. 1 (35). P. 15-21.

15. Mayer A.A. Model of professional competence of the teacher of preschool education // Management of preschool educational institution. 2007. No. 1 (35). P. 8-14.

16. Mikhailova E.V. Technological foundations of the formation of communicative competence // Bulletin of Tomsk State University. 2010. No. 340. P. 191-194.

17. Simonov V.P. Diagnosis of the personality and activity of the teacher and students. Teaching aid (Series: Pedagogical Management, Know-How in Education. Book 3). Author's edition. Moscow, 2004. 173 p.

18. Teslenko V.I. Communicative competence: formation, development, evaluation. Monograph. Krasnoyarsk. 2007. 256 p.

19. Teslenko V.I. Communicative competence in the

context of productive interaction. Monograph. Krasnoyarsk. 2016. 252 p.

20. Tretyakova VS., Ignatenko A.A. Communicative competence of the future teacher: concept, essence and structure // Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University. 2012. No. 1. P. 217-230.

21. Shangareeva A.R. Psychological and pedagogical conditions for the formation of social and communicative competence of teachers of preschool educational organizations // Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University. 2016. No. 3. P. 96-100.

22. Bowden J., Marton F. The University of Learning beyond Quality and Competence in Higher Education, first edition (Kogan Page, London). 1998.

23. Corrello M.L. Communication and the engineering profession: a field study. UK College of Communication. Available at: http://www. engr.uky.edu.survey_results.pdf (accessed 18.09.2017 r.)

24. Yusoff M. Analysing communication competence in oral presentations: engineering students» experiences //Journal of human capital development. 2010. Vol. 3 (1). P. 99-117.

<C

t

tí m

о

ь

X

Щ

w m H

о

Рч <

о ^ о о ^ h О Й

EÍ W H

s о

Рч

w

0

1

X %

o w

V

s

b

1-4

<c n w tí

« s

X

H U

W

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.