ЭКОНОМИКА
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ ИННОВАЦИЙ И ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Батина И.Н.
Инновационный процесс в постиндустриальном обществе является необходимым условием экономического роста. В статье дан краткий обзор развития теорий инновационного процесса. Выдвигается тезис о том, что подходы к инновационному процессу меняются в зависимости от требований рынка и экономического окружения.
THEORETICAL APPROACHES TO THE CLASSIFICATION OF INNOVATION AND THE INNOVATION PROCESS
I.N. Batina
The process of innovation in post-industrial society is a necessary condition for economic growth. The article presents a brief overview of the development of theories of the innovation process. Dependence of prevailing economic paradigms is revealed.
К концу XX века стало очевидным, что индустриальное государство уходит в прошлое, на смену ему идет принципиально новое, которое стали называть постиндустриальным. Однако приставка «пост» не раскрывает содержание изменений в экономике, главного отличия от завершающей свой жизненный цикл индустриальной цивилизации и перехода на инновационный путь развития.
Ученые, проводившие исследования в области роста экономики, выделяли, что на протяжении всего развития человечества движущей силой его развития были инновации. А. Смит [1] утверждал, что организационным механизмом капитализма служит не только рыночная система (соотношение спроса и предложения), но и конкуренция, которая заставляет не просто удовлетворять все возрастающие потребности посредством понижения цен и улучшения качества, но и делать это наиболее эффективным способом с помощью перехода на новые технологии, т.е. при помощи инноваций. Этот постулат со временем приобрел более широкое значение и, пожалуй,
более важное. Важным здесь становится то, что сегодня на свободных рынках компании используют инновации как действенный фактор в процессе борьбы за потребителя.
В основе теории инновационного пути развития экономики лежит понятие «инновация», которое расшифровывается как внесение в разнообразные виды человеческой деятельности новых элементов (видов, способов), повышающих результативность этой деятельности.
В литературе используется множество определений инновации. Классическим подходом к определению экономической категории «инновация» является объектный (новый объект), введенный Й. Шум-петером [2] и его последователями. Под инновацией понимается изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. Главными признаками выступают наличие информационного результата научной деятельности и новизна продукта (технологии), созданного на основе использования
открытия или изобретения. Альтернативный подход связан с определением понятия «инновация» как процесса или особого вида деятельности, связанного с использованием научно-технических результатов в экономическом развитии. Наиболее развернутое определение в рамках процессного подхода дано в работе Б. Санто "Инновация как средство экономического развития" [3]. Инновация - это такой общественный, технический, экономический процесс, в котором практическое использование научных идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, на прибыль, ее появление может принести добавочный доход. В последнее время наибольшую популярность имеет объектно-процессный подход, объединяющий результат и процесс как единый объект управления. Наиболее полно объектно-процессное определение инноваций представлено в [4]: инновация - конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте.
В последнее десятилетие резко возросло число работ, распространяющих понятие "инновация" на организационные, социальные, правовые изменения. Й. Шум-петер относил к инновациям не только выпуск продуктов и внедрение технологий, но и новые методы организации и ведения бизнеса.
Потребности людей во многих сферах деятельности растут опережающими темпами (по сравнению с возможностями их удовлетворения) из года в год, вместе с увеличением численности населения. Неудовлетворенные потребности рождают конфликты. Необходимо вновь и вновь изобретать новые способы удовлетворения этих потребностей. При этом в силу вступает закон соревнования (конкуренции в рыноч-
ной экономике). Тот, кто первым и наиболее удачно осуществил назревшую инновацию, вознаграждается сверхприбылью при технологической или экономической инновации, политическим или социокультурным успехом и т.п. Следовательно, инновации -это общеэкономическая закономерность, двигатель и побудительный мотив прогресса общества во всей его многогранности. По сути своей инновация преследует повышение результативности, и главная проблема состоит не только в поиске новой идеи, но и материального обеспечения инновации.
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще связывается с понятием инновационного процесса. Это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и менеджмент. Он состоит в получении инновации и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации и устаревания инновации.
Термин «инновационный процесс» сравнительно недавно появился в словарях. В 1986 г. этот термин используется в «Инновационном глоссарии» для обозначения последовательности этапов воплощения идеи в конкретный полезный результат: восприятие проблемы или возможности; первая концепция оригинальной идеи; исследование и разработка; первый выход в производство и на рынок; применение и внедрение; усовершенствования и изменения, приносящие доход [4].
Осознание проблемы как отражение общественных потребностей - это тот социальный импульс, который инициирует исходный этап любого инновационного процесса.
Подход к определению понятия «инновационный процесс» через выделение отдельных его стадий распространен главным образом в научно-технической сфере. Так, в словаре «Научно-технический прогресс» инновационный процесс определяется че-
Батина И.Н.
рез совокупность трех стадии: от исследований до первого производственного освоения; от первого освоения до развертывания выпуска в масштабах, достаточных для удовлетворения потребности всего народного хозяйства; от производства новшества до его использования конечными потребителями, включая обслуживание и утилизацию использованного изделия [8].
Мы определяем инновационный процесс как комплекс последовательных действий по преобразованию знаний, в том числе результатов научных, научно-технических и прикладных исследований в инновации.
Необходимо различать инновации как результат научных исследований и разработок и инновации в более широком смысле - как результат внедрения нового (либо не использовавшегося в данной области) знания в практическую деятельность (экономическую, социальную, экологическую и т.д.), а также инновационный процесс в узком смысле - как внедрение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в хозяйственную деятельность, в широком - динамичное и позитивно оцениваемое внедрение нового (либо не использовавшегося в данной области) знания в практическую деятельность (экономическую, социальную, экологическую и т.д.).
В отечественной литературе инновационный процесс представлен в основном в узком смысле, через выделение отдельных его стадий, как линейная модель, в то время как в зарубежной литературе линейная модель инновационного процесса относится к 19501960-м гг. С тех пор в зарубежной литературе появилось еще несколько поколений моделей инновационного процесса.
В некоторых работах выделяется пять поколений моделей инновационного процесса. Первое поколение моделей инновационного процесса - это так называемые «подталкиваемые технологиями» модели. Другое название данных моделей - «линейные», или «неоклассические». Они
превалировали с середины 1950-х до конца 1960-х гг. [4].
В данных моделях инновационный процесс рассматривался как процесс открытий, в котором новые знания трансформируются в новые продукты, проходя определенные этапы. Таким образом, для получения результатов в виде новых продуктов или услуг необходимо было концентрировать усилия на первых стадиях инновационного процесса, а именно на НИОКР. Процесс преобразования результатов НИОКР в новые продукты, услуги или процессы, по мнению неоклассиков, был автоматическим, и они не уделяли ему должного внимания. Розенберг назвал данный процесс «черным ящиком» [6].
Результатом этого подхода к инновационному процессу стало повышенное внимание к созданию научных лабораторий.
В середине 1960-х - начале 1970-х гг. появилось второе поколение моделей, называемых «подталкиваемые спросом». Инновации стали результатом сигналов, поступающих с рынка. В отличие от предыдущей модели инновации больше не были результатом новых идей НИОКР, они стали удовлетворять спрос, поступающий от потребителей. Первая и вторая модели инновационного процесса представлены на рис. 1.1.
Первая модель инновационного процесса: подталкиваемая технологиями линейная модель
Фундаментальные исследовани
Прикладные исследования
Производство
Маркетинг
Сбыт
Диффузия
Вторая модель инновационного процесса: подталкиваемая спросом линейная модель
Потребность
Отдел маркетинга
НИОКР
Производство
Сбыт
Диффузия
Рис. 1.1. Первая и вторая модели инновационного процесса
В некотором смысле вторую модель инноваций можно назвать реагирующей на рынок, в то время как неоклассическую модель можно назвать воздействующей на рынок.
В дальнейшем усиление конкуренции и сокращение жизненного цикла товаров привели к необходимости более тесной взаимосвязи НИОКР с другими стадиями инновационного процесса. Это привело, После публикации работ Нельсона и Уинтера «Эволюционная теория экономического изменения» [5] и «Интерактивная модель» Розенберга и Клайна [6] это привело к появлению новой модели инновационного процесса. В ней инновационный процесс начинают рассматривать как комбинацию двух предыдущих моделей. В данном виде моделей, получивших название «интерактивные модели», выделяются научно-технические исследования и информация о рыночном спросе во внешнюю среду инновационного процесса, а также устанавливаются многочисленные обратные и параллельные системны связей. При этом, как видно на рис. 1.2, ядро инновационного процесса по прежнему представлялось линейной последовательностью.
Рис. 1.2. Интерактивная модель инновационного процесса
Инновационный процесс начинался с осознания новой рыночной возможности и создания инновации или с изобретения и далее создания инновации, затем следовало создание продукта и его производство.
Модель состояла из двух типов взаимодействий: внутренние - между подразделениями фирмы и внешние - с другими компаниями, клиентами и пр.
В данных моделях подчеркивалась необходимость усиления связей между различными подразделениями предприятия. Считалось, что новые идеи могли появиться в любом подразделении, и, следовательно, взаимодействие между различными подразделениями было неотъемлемой частью инновационного процесса.
Сторонники данной модели утверждали, что при поиске новых технологических решений предприятия сначала должны обратиться к существующим знаниям. Только когда существующий уровень знаний не сможет разрешить их технологические запросы (требования), начинается создание нового знания (посредством НИОКР).
Интерактивная модель так или иначе оставалась линейной. В середине 1980-х новая организация производства на японских предприятиях привела к появлению нового поколения моделей инновационного процесса - интегрированных.
В данных моделях акцент делался на интеграцию исследований и разработок с производством и на более тесное сотрудничество с поставщиками и покупателями. Различные подразделения предприятий интегрировались для создания нового продукта, позволяя предприятию уменьшать срок разработки продукта при одновременном снижении издержек. В то же время значительно увеличилось горизонтальное сотрудничество (создание совместных предприятий, стратегических альянсов).
На рис. 1.3 изображен процесс разработки нового продукта в компании «Nissan» (пример интегрированного инновационного процесса). Однако следует отметить, что этот пример модели сфокусирован на основных внутренних характеристиках процесса: его параллельной и интегрированной сущности. На практике вокруг находится сеть взаимодействий, представленная в третьем поколении процесса, так как данная модель не отменяет, а дополняет предыдущую.
Рис. 1.3. Процесс разработки нового продукта в «Nissan»
И.Н.
Таблица 1.1. Особенности и стратегические элементы пятого поколения моделей инновационного процесса
Стратегические элементы Особенности
Стратегия, основанная на времени Более высокая организационная и системная интеграция
Фокусирование на качестве и других неценовых факторах - тотальный менеджмент качества (Total quality management) Гибкая организационная структура, позволяющая быстро реагировать на изменения
Корпоративная гибкость Полностью развитые базы данных
Потребитель - важнейшее звено стратегии Эффективные внешние каналы связи
Стратегическая интеграция с основными поставщиками
Стратегии горизонтального технологического сотрудничества
Стратегии электронной обработки данных
В 1990-х годах внимание экономистов переместилось от интеграции к созданию сетей. Считалось, что для того чтобы предприятию быть инновационным, необходимо не только объединять различные подразделения предприятия вокруг инновационного процесса, но и создавать и укреплять их сетевые взаимодействия с потребителями, поставщиками и другими учреждениями. Это сформировало так называемую «систему инноваций». В этом десятилетии появились так называемые «системы инновационных теорий». Основная идея данных теорий заключалась в том, что взаимодействие и обмен знаниями необходимо осуществлять не только между различными подразделениями предприятия, но и с другими «источниками знаний» (предприятия, университеты, исследовательские центры, потребители, поставщики). Несмотря на то, что неформальные сетевые отношения существуют, в работах того периода они практически не описаны и не изучаются, так как их трудно классифицировать и измерить. Общее во всех теориях - модель инновационного процесса - определенные преобразования в управленческой, организационной и технологической сферах - позволяют предприятию изменять скорость изменений и эффективность инноваций. Фримен [7] выделил основные стратегические элементы и особенности пятой модели инновационного процесса, с ними можно ознакомиться в табл. 1.1.
В пятом поколении моделей инновационного процесса особое внимание уделяется использованию электронных инструментов - информационных и коммуникационных технологий (ICT - Information and Communication Technologies) для укрепления внутренних и внешних связей предприятия: связей между различными подразделениями предприятия, межфирменных связей и связей с другими учреждениями. Обмен информацией был ключевым моментом в инновационном процессе. ICT являются необходимым элементом данных моделей, поскольку данные и информация являются ключевым фактором инновационного процесса.
Важность информации и данных в инновационном процессе привела к появлению большого числа IT-решений, которые облегчают хранение и обмен информации. Однако вскоре стало очевидно, что информация и данные были только одним из множества элементов, необходимых в инновационном процессе, и что конкурентоспособное преимущество базируется, в основном, на других элементах - на неявных, скрытых знаниях, которые стали основой для нового поколения моделей инновационного процесса, основанных на знаниях и обучении. Согласно этим моделям предприятия отличаются друг от друга информацией, которой они располагают, интенсивностью использования знания, которым они располагают, тем как они используют
эти знания, а также тем, как они обучаются. Более инновационными предприятиями и, следовательно, более конкурентоспособными являются те, которые способны создавать, поддерживать и использовать их знания самым эффективным образом. Отсюда вывод: предприятия отличаются тем, какие знания они имеют и каким образом они их используют.
Особый акцент в данных моделях (6-й тип) сделан на скрытые знания и, следовательно, на механизмы, которые позволят увеличить данный вид знаний. Скрытые знания
Таблица 1.2.
Стратегические элементы и особенности шестого поколения моделей инновационного процесса
Стратегические элементы Особенности
Время и пространство сжато Гибкие структуры и мобильность ресурсов
Фокусирование на нематериальных активах как на главных ресурсах предприятия Эффективные механизмы обмена внутренними и внешними знаниями
Внимание уделено возможности устанавливать связи Вовлеченность высшего руководства
Совладельцы - важное звено стратегии Культура и язык
Стратегическая интеграция с конкурентами Связи с внешними учреждениями
Фокусирование на скрытых знаниях Механизмы идентификации, измерения, управления нематериальными активами
- это персональные знания, неразрывно связанные с индивидуальным опытом.
Инновационный процесс продолжает оставаться сетевым интегрированным процессом, но, как видно из табл. 1.2, больше внимания уделяется механизмам, позволяющим создавать, распространять и использовать все типы знания.
В конце 1990-х годов появился и начал увеличиваться интерес к быстрому обучению как главному источнику знаний и, следовательно, главному источнику конкурентоспособного преимущества предприятия. Чем быстрее предприятие способно обучаться, тем оно считается более инновационным, тем быстрее оно способно реагировать на рыночные изменения с инновационными продуктами и услугами. Таким образом, все, что связано со стратегическим обучением, является частью того, что можно назвать шестой моделью инновационного процесса.
Таким образом, подходы к инновационному процессу меняются в зависимости от требований рынка, от экономического окружения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Смит А. Исследование о природе и причине богатства народов. М.: ЭКСМО, 2007. 960 с.
2. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М.: ЭКСМО, 2007. 864 с.
3. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. М.: Прогресс, 1990. 356 с.
4. Гареев Т.Ф. Эволюция моделей инновационного процесса. М.: ТИСБИ, 2006. 111 с.
5. Нельсон У Эволюционная теория экономических изменений. М.: Изд-во Дело, 2002. 536 с.
6. Розенберг Н. Как запад стал богатым / Н. Розенберг, Л.Е. Бирдцелл. Н.: Экор, 1995. 352 с.
7. Freeman С. Technology Policy and Economic Performance: Lessons from Japan. London: Frances Printer Publishers, 1987. 168 p.
8. Научно-технический прогресс. Словарь / В.Г. Горохов, В.Ф. Халипов. М.: ЭКСМО. !997. 640 с.