Научная статья на тему 'Теоретические подходы к изучению глагольной сенсорики в современном русском языке'

Теоретические подходы к изучению глагольной сенсорики в современном русском языке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
561
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛАГОЛЬНАЯ СЕНСОРИКА / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / ВОСПРИЯТИЕ / ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ / VERBAL SENSORY / LANGUAGE PICTURE OF WORLD / PERCEPTION / THEME GROUPS OF VERBAL LEXIS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мысина Светлана Ивановна

Рассматривается взаимосвязь глагольной сенсорики и языковой картины мира, выявлены ключевые подходы к изучению феномена общенаучной и языковой картин мира, также исследованы основные тематические группы глаголов восприятия в современной лингвистической науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO THE STUDYING OF VERBAL SENSORY IN MODERN RUSSIAN LANGUAGE

The verbal sensory interaction and language picture of the world, the key ways to study of phenomenon of general scientific and language world pictures are revealed; also the main theme groups of perception verbs in modern linguistic science are researched.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к изучению глагольной сенсорики в современном русском языке»

УДК 811.161.1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ГЛАГОЛЬНОЙ СЕНСОРИКИ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

© Светлана Ивановна МЫСИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра русского языка, e-mail: [email protected]

Рассматривается взаимосвязь глагольной сенсорики и языковой картины мира, выявлены ключевые подходы к изучению феномена общенаучной и языковой картин мира, также исследованы основные тематические группы глаголов восприятия в современной лингвистической науке.

Ключевые слова: глагольная сенсорика; языковая картина мира; восприятие; тематические группы глагольной лексики.

Язык есть важнейший способ формирования и существования знаний человека о мире. Отражая в процессе своей деятельности объективный мир, человек фиксирует в слове результаты познания. Совокупность этих знаний, запечатленных в языковой форме, представляет собой то, что в различных концепциях называется: языковой промежуточный мир (В.И. Абаев), языковая репрезентация мира (Т.М. Дридзе), языковая модель мира (В. Гумбольдт), языковая картина мира (Б.А. Серебренников).

Картина мира, в т. ч. и языковая, строится на изучении представлений человека о мире. Если мир - это человек и среда в их взаимодействии, то картина мира есть результат переработки информации о среде и человеке.

Не существует единого мнения относительно того, кто впервые ввел в научный

оборот термин «картина мира». Одним из первых его употребил физик Г. Герц, а также Людвиг Витгенштейн в конце XIX в. в «Логико-философском трактате» [1]. А в антропологии и семиотике этот термин стал использоваться благодаря трудам немецкого ученого Лео Вайсгербера.

Понятие «картина мира» прочно вошло в современные научные теории, в которых под «миром» подразумевается предметная область фундаментальных наук. О картине мира в общенаучном ее понимании писали М. Планк, А. Эйнштейн, считавшие ее необходимым условием практической деятельности человека и центром его духовной жизни [2]. Под термином «общенаучная картина мира» ученые понимают картину мира, сформированную в области философии, стоящую над конкретными науками, в рамках которых формируются частнонаучные

картины мира. Это понятие важно для лингвистики, культурологии и филологии в целом, использующими это понятие в большей степени, чем другие науки.

Итак, языковая картина мира - это совокупность зафиксированных в единицах языка представлений народа о действительности на определенном этапе его развития. Она представляет собой комплекс языковых средств, в которых отражены особенности этнического восприятия мира. Язык в той мере, в какой он отражает традиционные знания (понятия, верования, стереотипы и т. п.), находится в центре «антропологической лингвистики» (этнолингвистики или этносемантики). «Картина мира содержит и этнический компонент, который представлен языковой картиной мира и совокупностью традиций, обычаев, верований, суеверий, т. е. тем, что предопределяет этнический стереотип поведения представителей того или иного этноса» [3, с. 3].

Языковая картина мира не стоит в ряду со специальными картинами мира (химической, физической, экологической и др.), она предшествует им и формирует их, поскольку человек способен понимать мир и самого себя через язык, в котором закрепляется общечеловеческий и общенациональный опыт. Последний и определяет особенности языка на всех его уровнях.

Ю.Д. Апресян подчеркивал донаучный характер языковой картины мира, называя ее «донаучной картиной». «Языковая картина мира как бы дополняет объективные знания о реальности, часто искажая их (см. научное значение и языковое толкование терминов атом, точка, свет, тепло). Изучая семантику этих слов, можно выявить специфику когнитивных моделей, определяющих своеобразие наивной картины мира» [4].

Изучение языковой картины мира и взаимодействия между членами троичной оппозиции «язык - человек - мир» находится в центре внимания современной лингвистики, главным субъектом и одновременно объектом является человек.

Огромная часть языкового словаря посвящена человеку, «его внутреннему миру, восприятию внешнего мира, физической и интеллектуальной деятельности, его целям, отношениям с другими людьми, общению с ними, оценкам событий, положений и обстоятельств» [5, с. 350].

Картина мира - это фундаментальное понятие, представляющее собой совокупность знаний о мире и выражающее специфику человека и его бытия, взаимоотношения человека с миром, важнейшее условие его существования в мире.

Мартин Хайдеггер считает, что картина мира, сущностно понятая, означает не картину, а мир, понятый как картина [6].

Картина мира обязательно несет в себе национально-культурный отпечаток. Картина мира, отображенная в сознании человека, есть вторичное существование объективного мира [7]. Таким образом, картина мира предстает как идеальное, концептуальное образование.

Категоризация мира - это результат когнитивной деятельности человека, итог классификации мира и вычленения отдельных единиц, когда конечным результатом указанной деятельности оказывается формирование особой категории, позволяющей увидеть мир в главных атрибутах его бытия и функционирования [8, с. 307].

Подходы к познанию мира различны. Все они претендуют на существование, на объективность, т. к. отражают различные фрагменты реальной действительности. Познавать мир можно, воспринимая его непосредственно или путем различных мыслительных операций (сравнение и сопоставление, вычленение главного и второстепенного, абстрагирование и др.). И в этой связи обращение к трактовке картины мира художественного произведения представляется вполне правомерным, поскольку каждый писатель воплощает в своих творениях присущее только ему видение мира.

Восприятие является базовым процессом для человека и рассматривается различными науками. Для нас несомненный интерес представляет изучение глагольной сенсорики, т. к. именно глагол - очень сложная, объемная и многогранная часть речи, таящая в себе прецедент для научных открытий; восприятие же обладает фундаментальным значением для познания универсума.

Картине мира свойственна живописность, наглядность ее элементов, а также конкретность их облика. При всех возможных вариантах своего воплощения, картина мира всегда целостна.

Наглядность образов картины мира связана с тем, что более 90 % информации о мире человек получает через зрительные ощущения и живое созерцание. Нагруженность органов чувств при создании и прочтении картин мира неодинакова. Хотя большая часть образов носит визуальный характер, довольно значительная нагрузка падает также на слух. Важно не только понять, уловить форму вещи в мире, но и передать его ритмику. Не менее значимыми, хотя и менее нагруженными, являются другие чувства, что делает более интересным процесс изучения видов восприятия.

В последние десятилетия заметно возрос интерес к лексике, относящейся к сфере восприятия и ощущений человека, появилось значительное число научных работ, посвященных прилагательным цвета, света, осязания, звука и т. д. «Ощущение - отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. Существуют многообразные виды ощущений: осязательные, зрительные, слуховые, вибрационные, температурные, обонятельные, вкусовые, болевые и др.» [9, с. 473].

Специфическим свойством ощущений является их активный характер. Это свойство связано с особенностями взаимодействия человека и внешнего мира. Речь идет об использовании чувствительной способности как сознательно направленной деятельности человека. Результаты процесса восприятия: чувственные ощущения, представления и перцептивные образы связаны между собой, эта связь основана на приобретенном опыте. «Довольно трудно сказать, что в нашем восприятии обусловлено непосредственно ощущениями, а что опытом и тренировкой» [10, с. 25].

Ощущение как элемент познания выступает в тесном единстве с абстрактным мышлением. Восприятие чувственное и ментальное - это самостоятельные категории, но их самостоятельность действительна лишь в рамках диалектического единства, поскольку чувственное предполагает логическое и наоборот. Чувственное и рациональное могут рассматриваться как две ступени познания не только генетически, но и в чисто логическом, статическом плане - это два момента, прони-

зывающие познание во всех его формах, во всех языковых единицах, на всех этапах их становления [11, с. 82].

Перцептивная деятельность человека направлена на предметный мир, который выступает в этой деятельности как начальный стимул: он действует на наши органы чувств, посылая сообщения субъекту восприятия, каузируя в нем некоторые сведения о внешнем мире. Чувствительность - это способность живого организма воспринимать действие раздражителей из внешней и внутренней среды: температурная, световая, вкусовая чувствительность [12, с. 718].

Сенсорные системы воспринимают и анализируют информацию о воздействии на организм различных раздражителей. Основная переработка сенсорной информации осуществляется в центральной нервной системе, находящейся в коре больших полушарий головного мозга, точнее, за сенсорную обработку информации отвечает правое полушарие [13, с. 69].

Восприятие - это процесс отражения действительности в форме чувственного образа объекта. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства вещей, восприятие дает информацию об объекте в его целостности при непосредственном воздействии объекта на органы чувств. Объективной основой восприятия как целостного образа является единство различных сторон и свойств объекта. Процесс восприятия предполагает обнаружение объекта в воспринимаемом поле, различение в нем объективных признаков и их синтез. Одновременно с приспособлением перцептивных органов к особенностям воспринимаемого объекта субъект своими действиями стремится поставить объект в такие условия, в которых последний мог бы восприниматься наилучшим образом и с разных сторон.

Это двустороннее «подстраивание»

субъективных познавательных способностей к особенностям воспринимающего субъекта позволяет построить наиболее адекватный чувственный образ объекта [14, с. 93]. Восприятие составляет важную часть человеческой жизни. Восприятие - это живое, активное взаимодействие с миром, с окружающей средой, направленное на приспособление человека к среде и к его выживанию [15, с. 17]. Восприятие - это форма чувственного

отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образы.

Из всех частей речи русского языка глаголу как выразителю разнообразных оттенков чувственного восприятия человека по праву принадлежит ведущая роль, ибо М.В. Ломоносов, А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев, В. Гумбольдт, Х. Штейнталь, А.А. Потебня говорили о важнейшей роли глаголов, об их главенстве в системе частей речи.

Н.И. Греч дал глаголу такую оценку: «Глагол присутствием своим животворит отдельные слова, мертвые и беззнаменатель-ные. По этой важности и движимости глагол в частях своих сложен, в свойствах разнообразен, в изменениях обилен» [16, с. 292].

«Среди остальных частей речи глагольное слово характеризуется самой разветвленной системой грамматических форм. Если одно существительное может иметь 12 грамматических форм, а одно прилагательное (качественное) - 78 грамматических форм, то один глагол способен иметь 395 форм» [17, с. 6].

В пределах глагольной лексики учеными давно выделяются и анализируются такие группы слов, как глаголы движения, глаголы чувства, глаголы мышления, глаголы восприятия и др.

Тематические группы глагольной лексики анализируются в работах Л.М. Васильева [18], Р.М. Гайсиной [19], А.А. Кретова [20] и др.

Остановимся подробнее на изучении в лингвистической науке тематических групп глаголов восприятия. Восприятие - это сложный процесс приема и преобразования информации посредством органов чувств явлений объективной реальности. Науке известны различные приемы и методы для описания феномена восприятия, однако в лингвистической литературе отмечается, что более целесообразно изучать глаголы восприятия в аспекте системных отношений, т. к. именно системный метод позволяет более полно взглянуть на связи слов в контексте, на вертикальную и горизонтальную оси -парадигматику и синтагматику.

Одним из первых лексико-семантическую группу чувственного восприятия выделили И.И. Мещанинов [21, с. 101]. Затем глаголы

чувственного восприятия были охарактеризованы в работах Авиловой, Л.М. Васильева [18], А.А. Кретова [20], Т.В. Кузнецовой [22].

Активно в последнее время глаголы восприятия изучаются на материале двух и более языков, давая, таким образом, импульсы для дальнейшего развития компаративистики.

А. Вежбицка считает, что глаголы чувственного восприятия можно рассматривать следующим образом: видеть - воспринимать глазами, слышать - воспринимать ушами, обонять - воспринимать носом, ощущать на вкус - воспринимать языком, осязать - воспринимать телом [23, с. 338]. Но слух, зрение, несмотря на то, что они имеют функции органов, скорее нематериальны, вряд ли их можно с уверенностью назвать чувствами. Локализация этих органов неопределенна, они находятся где-то внутри реальных органов восприятия и обеспечивают их функционирование. Действительно, человек может иметь глаза, но быть слепым, иметь уши, но быть глухим, иметь нос, но не воспринимать запах. Таким образом, и в языке нет стандартного, однословного обозначения того, что воспринимается зрением и слухом. Когда человек слышит, он воспринимает звуки, которые сопутствуют какому-либо процессу, т. е. являются компонентом ситуации. Интересны также обозначения осязания и вкуса. Они обозначают способность. Но какое-либо представление об органе просвечивает и в них. Когда человек осязает что-либо, он тоже воспринимает лишь частные аспекты предмета: его фактуру, форму и величину.

Не обошли вниманием данную проблему и отечественные лингвисты.

А.А. Кретов изучает и выделяет глаголы зрительного восприятия, разделяя их на две группы. В первую группу входят глаголы смотрения, во вторую - глаголы видения. В сферу анализа ученый включает глаголы, обозначающие процесс активного восприятия объектов и понимает восприятия достаточно широко [20].

Л.М. Васильев в лексико-семантической группе глаголов восприятия выделяет пять подгрупп:

1) глаголы, обозначающие восприятие в целом;

2) глаголы слухового восприятия;

3) глаголы зрительного восприятия;

4) глаголы обоняния;

5) глаголы осязания.

Исследуя функциональную характеристику глаголов чувственного и умственного восприятия, Л.М. Васильев выделяет акцио-нально-процессуальные глаголы (видеть,

слышать, чувствовать, понимать, смотреть, слушать, замечать, показывать, обращать внимание и т. п.) [18].

Т.В. Кузнецова при описании глаголов физического восприятия органами чувств исходит из реальности / ирреальности процесса восприятия, включая анализ глаголов восприятия, осязания, вкуса [22]. Глаголы чувственного восприятия Т.В. Кузнецова подразделяет на: сенсорные (нецеленаправленные); сенсомоторные (целенаправленные).

По Т.В. Кузнецовой, первое место по количеству употреблений принадлежит глаголам зрительного восприятия, второе принадлежит глаголам слуха; далее следует обонятельное восприятие и тактильное.

Значение глагола в определенном контексте, в частности в художественном произведении, проявляется яснее и уточняется в условиях сочетаемости с другими словами, и наоборот; значение же слов, сочетающихся с глаголом, во многом определятся его семантикой. В связи с этим анализ глагольной лексики художественного текста является чрезвычайно важным для понимания содержательной стороны произведения и творческого замысла автора. Иными словами, исследование особенностей глагольной лексики в произведениях конкретных авторов приближает нас к проблеме раскрытия идиостиля писателя.

Целесообразно отметить, что глаголы восприятия следует изучать с точки зрения функционально-семантического метода, позволяющего описать лексико-семантическую группу глаголов восприятия как в парадигматическом аспекте, так и в аспекте ее словообразовательного потенциала. Глагольная сенсорика и феномен восприятия в целом изучался разными учеными. Таким образом, изучение лексико-семантической группы -шире - лексико-семантического поля глаголов восприятия является важным источником информации о мире и человеке, познающем этот мир.

«Поле» отражает определенный фрагмент универсума, весьма рельефно раскрывающего смысловые особенности лексиче-

ских единиц. Большее по объему поле (макрополе) может объединять ряд микрополей. Так, в состав исследуемого нами лексикосемантического поля «восприятие» входят несколько микрополей: зрительного, слухового, обонятельного, осязательного и вкусового восприятия в соответствии с пятью чувствами, отражающими сам процесс физического восприятия. За означаемое поле восприятия принимаем опыт человечества, связанный с отражением и осмыслением объективного мира, выражающийся в перцептах и образах, воплощенных в языковых формах. Семантические связи между словами, входящими в лексические блоки, являются отображением объективно обусловленных связей между предметами внешнего мира, номинированными этими словами, воплотившимися в языке как выраженные, закрепленные и социально значимые. Метод поля наилучшим образом отвечает пониманию языка как «продукта» сферы сознания этноса, поэтому метод поля не снижает своей актуальности и в настоящее время, поскольку позволяет рассматривать лексику в свете концепции языковой картины мира.

Таким образом, язык непосредственно участвует в двух процессах, связанных с созданием картины мира. Во-первых, в его недрах формируется языковая картина мира, один из наиболее глубинных слоев картины мира у человека. Во-вторых, сам язык выражает и эксплицирует другие картины мира человека, которые привносят в него субъективные черты самого человека, а также специфику его культуры, его мироощущения, и глагольная сенсорика является неотъемлемой частью картины мира, как индивидуальной, так и общенациональной.

1. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958.

2. Планк М. Единство физической картины мира. М., 1966.

3. Рылов Ю.А. Аспекты языковой картины мира: итальянский и русский языки. Воронеж, 2003.

4. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. 1995. № 1. С. 37-67.

5. Апресян Ю.Д. Интегральное описание языка и системная лексикография М., 1995.

6. Хайдеггер М. Время картины мира // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

7. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. М., 1990.

8. Кубрякова Е.С. Части речи с когнитивной точки зрения М., 1997.

9. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

10. Гельмгольц Г. О восприятии вообще. М., 1993.

11. Уфимцева А.А. Семантика слова // Аспекты семантических исследований. М., 1980.

12. Большой энциклопедический словарь. Языкознание. М., 1998.

13. Мерзлякова А.Х. Типы семантического варьирования прилагательных поля «Восприятие». На материале английского, русского и французского языков. М., 2003.

14. Арутюнова Н.Д. К проблеме функциональных типов лексического значения // Аспекты семантических исследований. М., 1980.

15. Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е.С. Кубряковой. М., 1997.

16. Греч Н.И. Чтения о русском языке. Спб., 1840.

17. Тихонов А.Н. Русский глагол: проблемы теории и лексикографирования. М., 1998.

18. Васильев Л.М. Семантические классы глаголов чувства, мысли и речи // Очерки по семантике русского глагола. Уфа, 1971.

19. Гайсина Р.М. Лексико-семантическое поле глаголов отношение в современном русском языке. Саратов, 1981.

20. Кретов А.А. Функционирование лексикосемантической группы глаголов зрительного восприятия в современной русской прозе // Проблемы глагольной семантики. Свердловск, 1984.

21. Мещанинов И.И. Глагол. Л., 1982.

22. Кузнецова Т.В. Лексико-семантические группы русских глаголов. Свердловск, 1989.

23. Вежбицка А. Восприятие: семантика абстрактного словаря // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1986. Вып. 18.

Поступила в редакцию 9.02.2013 г.

UDC 811.161.1

THEORETICAL APPROACHES TO THE STUDYING OF VERBAL SENSORY IN MODERN RUSSIAN LANGUAGE

Svetlana Ivanovna MYSINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Russian Language Department, e-mail: [email protected]

The verbal sensory interaction and language picture of the world, the key ways to study of phenomenon of general scientific and language world pictures are revealed; also the main theme groups of perception verbs in modern linguistic science are researched.

Key words: verbal sensory; language picture of world; perception; theme groups of verbal lexis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.