DOI: 10.25586/RNU.HET.19.04.P. 34 УДК 378.4
Е.В. Бутырская,
Смоленский государственный университет
Теоретические подходы к формированию патриотизма
Смоленский государственный университет
Проблемы патриотического воспитания современной молодежи не утрачивают актуальности несмотря на разностороннюю изученность. В связи с проводимой государством политикой, культурным состоянием страны, модернизацией системы образования и других обстоятельств отношение к феномену патриотизма, распространившемуся в 1990-е годы, значительно изменилось. А в статье 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» прямо указано, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основыва-
ются на принципах, предусматривающих «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма (курсив наш - Е.Б.), ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования», что значимо на всех уровнях современного образования [5].
В нашей статье мы рассматриваем не абстрактный патриотизм как универсальный феномен об-
щественного и индивидуального сознания, а патриотизм конкретный, присущий гражданам России в отличие от представителей иных стран и народов. Именно духовно-нравственные и социокультурные ценности российского общества, принятые нормы и правила поведения должны стать основой целостного образовательного процесса, неотъемлемой частью которого является патриотическое воспитание гражданина своей страны. Согласно нашей точке зрения, российский патриотизм не противоречит патриотизму представителей других стран и человеческих сообществ, а находится с ним в комплементарных отношениях, способствующих утверждению общечеловеческой ценности национально-государственного достоинства, но исключительно до того порога, когда патриотизм вырождается в национальное чванство и шовинизм.
В современной России патриотизм является основной, приоритетной национальной идеей, объединяющей всех граждан государства. Реализация патриотического воспитания в стране на данный момент повсеместно осуществляется в сфере культуры и на всех уровнях российской системы образования.
Итак, патриотизм - это побудительная сила, неотъемлемая часть духовного развития личности человека, реализующаяся в его деятельности на благо Отечества.
© Бутырская Е.В., 2019
ПЛАНЕТА В11111 11И1 Щ
ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА БУТЫРСКАЯ
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Смоленского государственного университета. Сфера научных интересов: аксиологические проблемы педагогики. Автор 52 опубликованных научных работ. Электронная почта: [email protected]
Раскрыты теоретические основы проблемы воспитания патриотизма. Определена сущность понятия «патриотизм». Проанализированы различные направления в трактовке понятия патриотизма. Показаны компоненты патриотического воспитания. Выявлены теоретические установки ценностей патриотизма.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, ценности патриотизма.
The theoretical foundations of the problem of raising patriotism are revealed. The essence of the concept of "patriotism" is defined. Various directions in the definition of "patriotism" are analyzed. The components of patriotic education are shown. The theoretical attitudes of values of patriotism are revealed.
Key words: patriotism, patriotic education, values of patriotism.
В содержании рассматриваемого нами понятия объединены и связаны различные компоненты: духовно-нравственные, социальные, культурные, исторические, политические и др. [2].
В современной научной литературе отражено несколько основных подходов к определению понятия «патриотизм», которые можно выделить на основе их существенных признаков. Авторы А.Н. Выщирков, С.Н. Климов,
лее распространенные суждения, заключающиеся лишь в возвышенном чувстве любви к Родине, Отечеству, природе, родному краю. Это направление достаточно ограничено, в нем не выделяются характеристики субъектно-объектных связей в системе патриотического сознания.
Деятельностное направление основано на понимании патриотизма как одного из высших, наиболее значимых для челове-
М.Б. Кусмарцев, И.В. Метлик и др. дифференцируют существующие подходы по следующим направлениям.
Первое направление названо возвышенно-эмоциональным. К нему ученые относят наибо-
Флаг России - символ патриотизма
ка чувств. Это направление включает социально-деятельностный компонент. По мнению представителей данного направления, это значимое чувство должно побуждать людей к активным действиям на благо Родины [1, с. 125].
Следующее направление рассматривает термин «патриотизм» как социальное явление. Содержание этого направления обусловлено особенностями исторического развития государства, его социальной политикой, а также существующего общества. Некоторые авторы (С.Ю. Иванова, В.И. Лутовинов, А.А. Корольков и др.) определяют патриотизм как явление духовной жизни общества, где он является значимой составляющей нравственной и культурной личности.
Сторонники еще одного, четвертого по счету направления называют объектом патриотизма государство, говоря об эта-тическом, «государственном патриотизме». Авторы считают, что именно государственные институты и общественные организации играют главную роль в формировании патриотического сознания общества. У истоков данного направления стояли работы П.Б. Струве, Г. Гегеля. Данного направления придерживаются представители ряда политических партий, организаций и движений.
Личность человека, выделяемая как наивысшая ценность, является основой понятия патриотизма в направлении, которое назовем патриотизмом личности. Здесь роль личности проявляется в процессе развития в себе интеллектуальных, нравственных, духовно-творческих, деятельност-ных качеств гражданина, защитника Отечества [3, с. 33].
Патриотизм как важнейший компонент духовного развития личности рассматривается представителями еще одного направления, согласно которому патриотические чувства формируются на основе духовности как высшей способности и ценности, благодаря которой человек способен подняться до высоты истинного патриотизма» [3, с. 34]. Ряд авторов (И.А. Ильин, В. Якунин и др.) называют данное направление духовно-религиозным.
Живительный источник патриотизма - историческая память
Современные исследователи (С.Т. Алиева, Е.А. Казаева, Л.В. Кокуева, Л.Е. Никонова, Л.В. Филатова, Н.Ю. Ясева) рассматривают проблему патриотизма и патриотического воспитания в единстве трех структурных компонентов: когнитивного (интеллектуального), эмоционального (чувственно-эмоционального) и деятельностного (действенно-практического).
Когнитивный компонент характеризует знания, взгляды, убеждения человека. Представления формируют патриотическое сознание, а оно, в свою очередь, формирует взгляды и убеждения личности, включающие моральные знания и чувства. Эмоциональный компонент характеризуется интересами и потребностями личности, любовью к Родине, гордостью за Отечество, отвечает за духовно-нравственный потенциал человека. Так как знания становятся личными убеждениями человека только в процессе деятельности, особое
значение приобретает деятель-ностный структурный компонент в содержании патриотического воспитания. Исследователи подчеркивают активный характер патриотизма, проявляющийся в практической деятельности на благо Родины, в служении Отечеству. Патриотическая деятельность связана с высши-
ми нравственными ценностями [4, с. 198].
На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.
Ценности патриотизма относятся к базовым, общечеловеческим ценностям личности и тесно переплетаются с ними. Среди основных патриотических ценностей можно выделить такие как: Родина, Отечество, жизнь, здоровье, семья, социальная справедливость, дружба народов, толерантность, ценность личности, свобода и ответственность и некоторые другие. Ценностный потенциал патриотизма характеризуется системностью и целостностью.
В научной литературе выделяются следующие теоретические установки ценностей патриотизма:
1. Ценности патриотизма он-тологичны, так как присущи человеку от рождения и являются естественной средой личности; они не даны непосредственно и не явно выражены. Их реализа-
Патриотизм - связь времен
ПЛАНЕТА В11111 IIIII Щ
ция осуществляется посредством культурных механизмов, к числу которых относят обычаи, традиции, ритуалы.
2. Ценности патриотизма объективны и субъективны одновременно.
3. Ценности патриотизма конкретно-историчны, то есть обоснованы особенностями развития страны в определенную эпоху.
4. Потенциал ценностей патриотизма должен быть ориентирован на приоритет российских ценностей в современных условиях глобализации.
5. Ценностный потенциал патриотизма имеет гуманистически-креативную направленность, где гармонично сочетаются интересы личности, общества и государства [6, с. 127].
Сегодня патриот - это настоящий гражданин своей страны, который предан своему Отечеству и его интересам,готов защищать и отстаивать права своей Родины, обладает целостным мировоззрением и способен критически мыслить, чувствует свой долг и ответственность перед страной, понимает приоритет общественных начал перед индивидуальными интересами. Патриотизм должен проявляться в поступках, деятельности и поведении человека, воспитание которого начинается с раннего детства. Воспитание патриотизма - первостепенная задача не только семьи, но и современного российского образования.
Патриотическое воспитание нельзя рассматривать в отрыве от учебного процесса. Именно совместная работа преподава-
телей и студентов в вузе является основой патриотического воспитания. Профессиональное обучение и патриотическое воспитание должны сливаться в органический процесс формирования личности студента [7]. Важно понимать, что сформи-рованность патриотизма как базовой национальной ценности является условием становления активной позиции личности, готовой к самореализации на благо Отечества.
Итак, в настоящее время перед высшим образованием стоит сложная, но в то же время важная задача - сохранить и преумножить духовно-нравственные, культурные, исторические ценности Родины, формируя сознание молодежи, воспитывая активных, творческих, инициативных граждан своей страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бузский М.П. Теоретические проблемы патриотизма и патриотического воспитания. Волгоград: ВолГУ, 2008. 212 с.
2. Грекова В.А. Теоретико-аксиологические основы патриотического воспитания дошкольников // Аксиологические проблемы педагогики: сб. науч. трудов. Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2016. Вып. 7. С. 17-21.
3. МурзинА.И. Концептуальные основы российского патриотизма: понятие и сущность // Аналитика культурологи. 2006. № 6. С. 32-36.
4. Матушкин С.Е. Воспитание патриотизма как педагогическая проблема // Вестник ОГУ. 2011. № 11(130). С. 17-28.
5. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. Ш^: 1пИр:/Да<оп-оЬ-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 21.01.2018).
6. Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях: учеб. пособие / Колл. авт. под общ. ред. А.К. Быкова и В.И. Лутовинова. М.: Планета, 2010. 336 с.
7 Ружа В.А. Становление и развитие культуры патриотизма современного студенчества: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2013. 24 с.
LITERATURA
1. Buzskij M.P. Teoreticheskie problemy' patriotizma i patrioticheskogo vospitaniya. Volgograd: VolGU, 2008. 212 s.
2. Grekova V.A. Teoretiko-aksiologicheskie osnovy' patrioticheskogo vospitaniya doshkol'nikov // Aksiologicheskie problemy' pedagogiki: sb. nauch. trudov. Smolensk: Izd-vo SmolGU, 2016. Vy'p. 7. S. 17-21.
3. MurzinA.I. Konceptual'ny'e osnovy' rossijskogo patriotizma: ponyatie i sushhnost' // Analitika kul'turologi. 2006. № 6. S. 32-36.
4. Matushkin S.E. Vospitanie patriotizma kak pedagogicheskaya problema // Vestnik OGU. 2011. № 11 (130). S. 17-28.
5. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'ny'j zakon ot 29 dekabrya 2012 goda № 273-FZ. URL: http://zakon-ob-obrazovanii. ru/ (data obrashheniya: 21.01.2018).
6. Rossijskij patriotizm: istoki, soderzhanie, vospitanie v sovremenny'x usloviyax: ucheb. posobie / koll. avt. pod obshh. red. A.K. By'kova i V.I. Lutovinova. M.: Planeta, 2010. 336 s.
7 Ruzha V.A. Stanovlenie i razvitie kul'tury' patriotizma sovremennogo studenchestva.: avtoref. dis. ... kand. sociol. nauk. Ekaterinburg, 2013. 24 s.