УДК 338.45+330 ББК У.В6
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОУРОВНЕВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Е.Н. Ялунина
Особенностью процессов, происходящих в пищевой промышленности, является то, что результатом ее функционирования выступает не создание продуктов, а удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей в продовольствии, представленных на рынке, а также то, что эффект от производства пищевой продукции проявляется не только в самой отрасли, но и за ее пределами через косвенное воздействие на смежные отрасли и экономику страны в целом, поэтому необходимо рассмотреть подходы эффективности управления многоуровневых экономических систем.
Ключевые слова: управление, экономические системы, эффективность управления, оценка деятельности, качество, результативность, критерии, показатель, комплексное изучение, научно-технический прогресс, макроуровень, мезоуровень, микроуровень.
Исследования проблем управления экономических систем, вопросы определения эффективности управления и ее измерения привлекают внимание ученых, но при этом относительно к числу слаборазработанных теоретически и освоенных практически.
Различные теоретические и методические подходы к оценке деятельности, результативности управления организациями разработаны в трудах М. Баканова, С. Валдайцева, П. Друккера, В. Ковалева, Д. Нортона, В. Родионова, Е. Стоянова,
А. Шеремета и др.
Подходы к оценке эффективности управления производством разработаны такими отечественными учеными, как Д. Аллахверден, Ф. Русинов,
А. Тихомирова, Е. Мазалов, В. Рапопорт, В. Афанасьев, Е. Урсула, А. Пригожин, Г. Попов, Ю. Тихомиров, И.М. Сыроежкин.
Из современных российских авторов следует подчеркнуть вклад в теорию оценки управления организациями Б. Мильнера, А. Сильчинкова, Д. Евенко, И. Мазура. А. Бусыгина, А. Поршнева, М. Разу, Дж. Лафта, Р. А. Фатхутдинова.
В теоретических и эмпирических исследованиях эффективности управления в условиях современного развития конкуренции в экономической сфере, в том числе и в пищевой промышленности, можно выделить основные ключевые направления:
1) развитие теоретических подходов к оценке эффективности управления экономическими системами;
2) поиск моделей и показателей оценки эффективности управления системами различного иерархического уровня;
3) исследования в области эффективности мероприятий в рамках комплекса маркетинга.
Построение универсальной теории и модели эффективности управления, по нашему мнению, достаточно проблематично в силу разновидности факторов внутренней и внешней среды, оказывающих прямое или косвенное воздействие на управле-
ние экономическими системами, а также множественности результатов их функционирования.
В области исследования проблем эффективности управления прослеживаются различные подходы, что проявляется в использовании для определения эффективности управления различных понятий.
Наиболее распространенные среди них имеют термины «качество», «результативность», «эффективность». Содержательное толкование этих терминов имеет значение как для теории управления, так и для оценки эффективности управления в промышленной практике.
Изучение работ отечественных и зарубежных исследователей, посвященных проблемам управления производством и оценки его эффективности, выявило одновременное применение категорий «качество управления», «результативность управления», «эффективность управления». При этом сущностное содержание данных понятий либо отождествляется, либо характеризует их в качестве отдельных составляющих управления, либо подчеркивает доминирующую роль одного из них, принижая или игнорируя значение других. Представляется важным рассмотреть данные категории и с целью их теоретического осмысления, и для возможного практического применения в сфере изучения и оценки эффективности управления в пищевой промышленности.
Широкое применение в теоретических и методических разработках имеет понятие «качество управления», однако наиболее интересные и верные, на наш взгляд, трактовки не дают четкого определения данной категории. Приведем некоторые из них:
«Качество управления - это соответствие управления его назначению» [13].
«Качество управления - это эффективная система управления организацией, высокий уровень квалификации высшего и среднего управленческого звена, адекватность функционирования системы управления персоналом целям и задачам управления организации» [10].
Видный отечественный ученый И.М. Сыро-ежкин отмечал: «движение качества деятельности - это, прежде всего, движение структуры его результатов» [12, с. 15].
В. Винокуров и А. Винокуров утверждают: «Качество управления как фактор укрепления рыночных позиций предприятия», и далее: «Качество управления... интегрированная характеристика умения предприятия успешно вести бизнес» [1].
«Главным признаком качества управленческой деятельности - утверждает А.Г. Поршнев -выступает качество труда, отражающее его сущностные особенности и производительную силу» [8]. Исследователи связывают качество управления с качеством продукта, создаваемого в управляемой экономической системе. При этом качество продукта выступает функциональным назначением управленческого труда.
Качественными характеристиками управленческого труда, по мнению названных ученых, являются:
- творчество как форма умственного труда;
- предприимчивость;
- инициативность;
- оперативность, своевременность;
- коллективный характер, партнерство, корпоративность;
- уровень риска;
- ответственность (правовая, социальная, моральная);
- экономичность;
- производительность;
- результативность.
Важность каждой из перечисленных характеристик очевидна, но четко и однозначно не определена, что обусловлено не столько качественными и количественными различиями управленческого труда в разных управляющих структурах и звеньях, сколько субъективным восприятием исследователей и менеджеров сущности качества управления как такового.
Кроме того, нам представляется неправильно сводить качество управления только к качеству менеджмента, так как это не только отражение свойств, протекающих в системе управления информационными, трудовыми и технологическими процессами, но и результативности деятельности объема на рынке, а также проявление того, в какой степени установленные цели деятельности соответствуют состоянию внешней среды, выпускаемая продукция - запросам потребителей, а используемые стратегии - действиям конкурентов и т. п.
Обобщив приведенные и некоторые другие трактовки понятия «качество управления», можно его уточнить, обозначив качество управления как совокупность свойств, определяющих возможность создания надлежащих условий для оптимального функционирования и развития экономической системы путем выбора, интегрирования и
комбинирования средств воздействия на определенные факторы внутренней и внешней среды.
Применительно к пищевой промышленности, ее подотраслям и предприятиям мы рассматривали качество управления как процесс воздействия, проявляющийся в его активизирующей, организующей, направляющей, мотивирующей силе, что определяется правильным выбором средств и методов управления, процедур их реализации для достижения поставленных целей.
Таким образом, качество управления пищевой промышленностью - это соответствие управления на каждом иерархическом уровне отрасли требованиям управляющей системы, направленной на наилучшую результативность каждой управляемой подсистемы в определенных условиях места и времени.
В связи с этим возникает необходимость рассмотрения подходов к определению «результативности управления». По взаимодействию и соизмерению цели и конечного результата в воспроизводственном процессе судят о результативности управления.
Каждое мероприятие или решение по управлению должно оцениваться с точки зрения конечного результата и рассматриваться с позиций, целей, методов, функций, процессов, организационных структур, т. е. всей совокупности используемых средств воздействия.
«Результативность управления - это мера точности управления, которая характеризуется достижением ожидаемого состояния объекта управления, цели управления или уровнем приближения к ней» [15, с. 448].
«Результативность управления многомерная система представляет собой интегральную оценку деятельности любой организации» - утверждает Уколов В.Ф. и др. [14].
В стандартах 180 9000/2000 результативность определяется как степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов, т. е. чем точнее достигается поставленная цель, тем лучше результативность.
На основе критического осмысления работ названных авторов и ряда других [2, 6], считаем, что результативность управления в пищевой промышленности - это уровень реализации целей и стратегий, достижения определенных качественных и количественных, а также экономических результатов отрасли, отраслевой подсистемы или отдельного предприятия.
В связи с ориентацией производственнохозяйственных систем (в том числе и пищевого производства) на конечные результаты формулирование и взаимоувязка целей по конечным результатам приобретает исключительную значимость.
Результативность, кроме производственнохозяйственной деятельности, определяется на любом уровне степенью достижения функциональных целей субъекта отрасли. При этом ее характеризует:
- инновационный результат - масштабом новшеств;
- финансовый результат - величиной или динамикой прибыли;
- социальный результат - уровнем жизни работников и его динамикой;
- маркетинговый результат - долей нового рынка или расширением имеющегося.
Исследуя результативность, следует учесть условия, при которых управление можно назвать результативным на любом иерархическом уровне:
- социально-экономическая система достигла конечных (желаемых) результатов, в которых реализована общая цель или миссия;
- достигнуты цели отдельных производственных структур отрасли;
- конечные результаты соизмеримы с потребностью (уровень удовлетворения потребности);
- определена потенциальная потребность, как и основание устойчивого развития (уровень возможного расширения производства).
Определение результативности управления позволяет определить возможности и направления развития субъектов отрасли, дает информацию о необходимости создания новых направлений деятельности, диверсификации и проблемах взаимодействия участников производственных и рыночных процессов. Результативность управления - базовое условие эффективности, т. е. эффективным может быть только результативное управление.
Среди исследуемых категорий наиболее информационно насыщено, а поэтому, в производственной практике и в современных научных источниках чаще применяемо понятие «эффективность управления».
Понятие «эффективность» входит в состав базовой терминологии анализа систем и процессов. Оно используется для обозначения степени выполнения поставленных задач с учетом рациональности или нерациональности используемых для этого способов.
Для целей определения следует четко различать результативность и эффективность управления. Результативность - это удовлетворение безотлагательных потребностей, когда субъект управления не беспокоится о цене, в этом случае важно только выполнять необходимые функции. Когда речь идет об эффективности - функции стараются реализовывать, оптимизируя затраты.
«Эффективность - это интегральная и структурированная характеристика деятельности экономического объекта, отражающая успешность деятельности, соответствие миссии, целям и задачам» [9].
В стандартах менеджмента качества [11] применяется следующий подход к разграничению смысла терминов «результативность» (effectiveness) и «эффективность» (effeciency). Результативность отражает степень достижения запланированных результатов, как правило, показатели результативности - это коэффициенты сопоставле-
ния факта и плана. Эффективность отражает связь между достигнутыми результатами и затратами ресурсов.
Несмотря на многочисленность работ, в которых исследуются «управление», «эффективность управления», «эффективность управленческого
труда» и т. п., четкого определения понятия «эффективность управления», разделяемого большинством ученых, нет.
Наиболее распространено определение, верное по сути, но не раскрывающее глубины изучаемого понятия: «эффективность управления - выражается в степени достижения поставленной цели на основе оптимального использования имеющихся ресурсов».
Часто употребляются такие трактовки:
«Эффективность управления - сопоставление результата, получаемого в системе, с затратами, связанными с достижением этого результата» [5].
«Эффективность управления выражается в конечных результатах деятельности предприятия -в сокращении затрат на единицу продукции и повышении рентабельности управления» [16].
Подобные определения, по нашему мнению, содержание эффективности управления не раскрывают, а характеризуют лишь способы расчета показателей эффективности.
Представляются некорректными определения, в которых «эффективность управления» трактуют как: «процесс достижения эффективности», «мера, в которой система управления объектом обеспечивает эффективность деятельности самого объекта» или «эффективность действий людей в процессе деятельности организации, в процессе реализации интересов, в повышении рентабельности производства».
По нашему мнению, определение «эффективности управления» в качестве «процесса» или через достижение эффективности деятельности людей и т. п. вызывает возражение и по сути, и по четкости формулировок.
Эффективность, согласно 180 9000/2000, это соотношение достигнутых результатов и использованных ресурсов. Такое определение весьма расплывчато и не отражает явление в полной мере.
Мы полностью разделяем точку зрения ученых, которые с высокой степенью глубины дают определение «эффективности управления». Примером этого подхода являются следующие формулировки:
«Эффективность управления - характеристика системы управления с точки зрения качества, результативности и своевременности достижения ее целей, развития системы в запланированном направлении при выполнении определенных критериальных показателей и ограничений» [7].
«Эффективность управления - социальноэкономическая категория, характеризующая результативность управленческой деятельности, степень использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов» [3].
«Эффективность управления - целесообразность и качество управления, нацеленного на высокую результативность деятельности управляемой системы (организации), реализацию целей и стратегий, достижение определенных экономических результатов, выражаемых в качественных и количественных показателях» [4].
Из анализа термина «эффективность» и существующих в литературе определений «эффективность управления» следует, что она определяется как показатель результативности, а также как ее характеристика, устанавливаемая при сравнении.
На основе научного анализа и критического осмысления подходов ученых к определению «эффективности управления» предлагаем уточненную авторскую формулировку данного понятия.
Эффективность управления - это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в результативность конкретной управляющей системы и характеризующаяся в различных показателях, как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления). То есть эффективность управления - это характеристика уровня управления, определяемая путем сопоставления во временном и пространственных аспектах.
Анализ существующих в зарубежной и отечественной экономической теории подходов к исследованию проблем эффективности показал следующее.
1. Эффективность управления - категория сложная и многогранная и чаще всего включает следующие компоненты: эффективность самого процесса управления, эффективность организации производственного процесса, эффективность деятельности персонала.
2. Возможность и характер повышения эффективности деятельности российских промышленных предприятий обуславливается как совокупностью постоянно действующих факторов, так и рядом особенностей современного этапа экономического развития России.
3. Результатом эффективной системы управления является эффективность производства, обеспечивающая достижение стоящих перед управлением целей при наименьших затратах.
Исследуя эффективность управления, различают ее неоднородность.
По виду значений в теории ряд российских экономистов выделяют: целевую (функциональную); технологическую (ресурсную); экономическую (рыночную) эффективность.
Содержательная сущность каждого вида следующая.
Целевая эффективность характеризует степень соответствия или несоответствия функционирования исследуемой системы ее целевому назначению.
Технологическая эффективность отражает степень интенсивности использования ресурсов
предприятия с точки зрения соотношения объемов выпуска различных видов продукции и размеров затраченных ресурсов.
Экономическая эффективность определяется с учетом платежеспособного спроса, предъявляемого определенным рынком в соответствии с полезностью произведенного продукта и определенных уровнем цен на него.
Особенностью процессов, происходящих в пищевой промышленности, является то, что результатом ее функционирования выступает не создание продуктов, а удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей в продовольствии, представленных на рынке, а также то, что эффект от производства пищевой продукции проявляется не только в самой отрасли, но и за ее пределами через косвенное воздействие на смежные отрасли и экономику страны в целом. В силу этого мы рассматриваем эффективность управления пищевой промышленностью как единое понятие, отражающее всю многогранность этой категории, и считаем, что это совокупная результативность производства продовольственных товаров и пищевого сырья, характеризующая в определенный момент их выгодность для производителей и наиболее полное удовлетворение спроса рыночных потребителей по объему, качеству и ценам произведенных товаров.
Исходя из собственного видения понятия эффективности управления пищевой промышленности, а также на базе проведенного анализа эволюции отрасли и развития форм и методов управления ею на разных уровнях, считаем возможным выделение и рассмотрение взаимосвязанных видов эффективности управления пищепромом. Нами разработана авторская систематизация многоуровневой эффективности управления пищевой промышленностью, которая предполагает изучение на следующих уровнях: эффективность государственного управления пищевой промышленностью РФ; эффективность регионального управления пищевой промышленностью; эффективность управления конкретной подотраслью (подсистемой) региональной пищевой отрасли (например, мясной и молочной промышленности); эффективность управления отдельного предприятия этой специализации. Управление на каждом уровне связано с созданием управляющей системы специфического продукта, являющегося отражением ее миссии в экономическом пространстве.
Целями органов государственного управления РФ являются:
а) законодательное обеспечение политической и экономической свободы гражданам и хозяйствующим субъектам;
б) достижение высокого качества жизни населения России;
в) гарантия государственной, социальной и личной безопасности в стране.
Государственное управление пищевой промышленностью и регулирование отраслевого рын-
ка прямо и косвенно связано с реализацией направлений, обеспечивающих осуществление этой отраслью, ее роли на национальном уровне, которая представлена схематично на рис. 1.
Принципиальное значение для оценки эффективности системы управления имеет выбор базы для сравнения или определения уровня эффективности, который принимается за нормативный, целевой.
Поэтому характеристика «эффективности управления» представляет собой меру приближения фактического состояния макроэкономических параметров к его целевому уровню, к идеальному функционированию с позиций экономических и социальных пропорций развития.
Категория «эффективность управления на макроуровне» может рассматриваться как в широком смысле, так и узком смысле. В широком смысле она представляет собой степень соответствия социально-экономического развития пищевой промышленности поставленным обществом и государством задачам, а в узком - соотношение результатов функционирования отрасли и затрат, необходимых для достижения указанных результатов, либо сопоставление темпов экономического развития пищепрома, в сравнении с темпами прошлых лет.
Мезоуровень предполагает управление пищевой промышленностью на региональном отраслевом уровне.
Деятельность региональных органов управления направлена на создание условий для нормальной жизни и работы населения, на поступательное развитие территориально-хозяйственного комплекса на основе рационального использования, прежде всего, местных ресурсов.
Региональное управление пищевой промышленностью отличается от макроуправления структурой системы, оказывающей воздействие на пищевую отрасль и масштабом намеченных программ и мероприятий. В связи с этим эффектив-
ность регионального управления пищепромом представляет уровень достижения намеченных параметров удовлетворения спроса населения территории на продовольственные товары, соответствие производимых в пищевой отрасли продуктов ожиданиям потребителей по цене и качеству, и также развития производства пищевой продукции и хозяйственных связей, обеспечивающих его оптимальное функционирование.
Территориально-отраслевое управление, осуществляемое органами территориального и ведомственного управления, решает задачи оптимального размещения новых предприятий пищевой промышленности вблизи источников сырья или мест потребления, прогнозирует будущую потребность территории в продовольственных товарах для наиболее полного удовлетворения спроса и создания необходимых запасов, координирует работу пищевых предприятий, других отраслей агропромышленного комплекса с предприятиями рыночной и коммунальной инфраструктуры. Исходя из этого, эффективность территориально-отраслевого управления пищевой промышленностью характеризуется степенью реализации, намеченных региональных программ в сфере социально-экономического развития промышленности и достижения конкурентоспособности ее предприятий, товаров и услуг.
В рыночной экономике все более мощно проявляется переориентация процесса принятия управленческих решений с внешнего контура на внутренний, на самоуправление. Поэтому мы считаем, что индивидуальная (микроэкономическая) эффективность отражает интенсивность и результативность управленческих усилий менеджмента пищевых предприятий, направленных на достижение устойчивого положения предприятия на рынке, на основе производства товаров, обеспечивающих удовлетворение спроса потребителей и экономических интересов владельцев и работников предприятия.
Взаимосвязь эффективности управления пи-
Рис. 1. Основные сферы социально-экономического влияния пищевой промышленности
щевой промышленности на разных уровнях представлена на рис. 2.
Эффективность управления промышленностью
Макроэкономическая эффективность управления пищевой промышленностью РФ +
Эффективность регионального управления пищевой промышленности
I
Эффективность территориально-отраслевого управления пищевой промышленности (например - мясной)
Эффективность управления группой предприятий подотрасли на территории (например - мясокомбинатами)
+
(Индивидуальная) Микроэкономическая эффективность управления конкретным субъектом пищевой промышленности на территории
11111
1 2 3 4 И т.л.
Рис. 2. Комплекс взаимосвязанных видов эффективности управления, на разных иерархических (структурных) уровнях пищевой промышленности
По нашему мнению, комплексное изучение эффективности управления является наиболее продуктивным направлением определения путей оптимизации как пищевой промышленности и агропромышленного комплекса, так и продовольственного рынка в силу следующих причин:
- возрастает влияние человеческого фактора в управлении. Чем сложнее структура управления экономической системой, или наоборот, чем цен-трализованнее управление ею, тем более значимым становится влияние субъективного подхода руководства на принятие решений;
- быстро меняется ситуация на внешнем и внутреннем рынках, совершенствуются законодательные и нормативные акты, используемые в оценке показатели в некоторых случаях оказываются устаревшими, не отражающими действительный уровень управления системами;
- ускоряется научно-технический прогресс в технике и технологии производства, резко сокращаются циклы жизни товаров и т. п. Эти процессы с разной интенсивностью и эффективностью внедряются в практику разных отраслей, отраслевых подсистем и предприятий. Поэтому оценка эффективности управления может оказаться недостаточной для характеристики этого явления и исказить общую картину эффективности управления в конкретной отрасли.
Предположим, что предполагаемый подход
позволяет обеспечить оценку и экономической, и социальной эффективности управления отраслью на основе единообразия требований к измерению эффективности управления разными субъектами пищевой промышленности.
Литература
1. Васильева, Н.А. Проблемы развития пищевой промышленности в условиях глобальной конкуренции / Н.А. Васильева // Российское предпринимательство. - 2012. - № 7(205). - С. 100-107.
2. Воронина, Л.И. Эффективность и результативность государственных и муниципальных служащих. Методы оценки / Л.И. Воронина //Менеджмент в государственных структурах: Альманах. - М., 2010. - С. 47-65.
3. Исаев, Р.А. Основы менеджмента: учебник / Р.А. Исаев. - М.: Дашков и К, 2011. 264 с.
4. Кантор, В.Е. Менеджмент: уч. пособие /
В.Е. Кантор. - М.: Эксмо, 2009. - 208 с.
5. Кисляков, Г.В. Менеджмент: основные термины и понятия: словарь / Г.В. Кисляков, Н.А. Кисляков. - 2-е изд. - М.: Инфра-М, 2009. - 264 с.
6. Ильшева, М.А. Эволюция систем показателей в анализе управления /М.А. Ильшева, С.А. По-ташникова // Экономический анализ: теория и практика. - 2010. - № 39 (204). -С. 45-50.
7. Мазур, И.И. Эффективный менеджмент / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Г.Г. Ольдерогге. - М.: Высшая школа, 2003. - 555 с.
8. Поршнев, А.Г. Качество, результативность и эффективность менеджмента / А.Г. Поршнев // Центр дистанционного образования «Элитариум». - http://www.econfm.ru/rus/library/ stratmanage/agentconf/index.php?10843 (дата обращения 12.05.2012).
9. Сазонов, В.Г. Основы теории формирования и совершенствования систем показателей внутрифирменного планирования / В. Г. Сазонов. -Владивосток: Изд-во «Даль Наука», 2002. - С. 296.
10. Святкин, М. От менеджмента качества - к качеству менеджмента и бизнеса: миф или реальность? / М. Святкин // Стандарты и качество. - 2004. - № 1. - С. 74.
11. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь ГОСТ РИСО 900-2001. -М.: Изд-во стандартов, 2004.
12. Сыроежкин, И.М. Система показателей эффективности и качества / И.М. Сыроежкин. -М.: Экономика, 1980. - С. 15.
13. Трифонов, Е.В. Пневмапсихосоматология человека. Рус.-англ.-рус. энциклопедия / Е.В. Трифонов. - 15-е изд. - 2012.
14. Уколов, В.Ф. Теория управления: учебник для вузов / В. Ф. Уколов, А.М. Масс, И.К. Быстря-ков. - М.: Экономика, 2007.
15. Федулова, Л.И. Менеджмент организации: учебник / Л.И. Федулова. - М.: Лыбидь, 2004.
16. Шапкин, И.Н. Менеджмент: учебник / под общ. ред. И.Н. Шапкина. - М.: Изд-во Юрайт, 2011. - 690 с.
Ялунина Екатерина Николаевна. Кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой ООД, Уральский государственный экономический университет, г. Нижний Тагил, 89028789441.
Поступила в редакцию 17 октября 2013 г.
Bulletin of the South Ural State University Series “Economics and Management” _____________________________________________________2014, vol. 8, no. 1, pp. 101-107
THEORETICAL APPROACHES TO THE EFFICIENCY OF MULTILEVEL ECONOMIC SYSTEMS MANAGEMENT
E.N. Jalunina, Ural State University of Economics, Nizhny Tagil, Russian Federation
The feature of the processes in food industry is that the result of its functioning is not the creation of products but it meets the requirements of individual and public food needs at market, as well as the fact that the effect of food production is manifested not only in industry itself, but also through indirect effect on related industries and the economy in general, so it is necessary to consider approaches to the efficiency of multilevel economic systems management.
Keywords: management, economic systems, efficiency of management, performance appraisal, quality, result, criteria, factor, comprehensive study of scientific and technical progress, macrolevel, mesolevel, microlevel.
References
1. Vasil'eva N.A. [Problems of Food Industry in Terms of Global Competition]. Rossiyskoe predprinimatel'stvo [Russian Entrepreneurship]. 2012, no. 7(205), pp. 100-107. (in Russ.)
2. Voronina L.I. [Efficiency and Effectiveness of State and Municipal Employees. Methods of Evaluation]. Me-nedzhment v gosudarstvennykh strukturakh: Al'manakh [Management in Government Institutions: Almanakh]. Moscow, 2010, pp. 47-65. (in Russ.)
3. Isaev R.A. Osnovy menedzhmenta [Fundamentals of Management]. Moscow, Dashkov i Ko Publ., 2011. 264 p.
4. Kantor V.E.Menedzhment [Management: Teaching Manual]. Moscow: Eksmo Publ., 2009. 208 p.
5. Kislyakov G.V., Kislyakov N.A. Menedzhment: osnovnye terminy i ponyatiya [Management: Basic Terms and Concepts: Dictionary]. 2nd ed. Moscow, Infra-M Publ., 2009. 264 p.
6. Il'sheva M.A., Potashnikova S.A. [Evolution of the System of Indicators in the Analysis of Management]. Ekono-micheskiy analiz: teoriya ipraktika [Economic Analysis: Theory and Practice], 2010, no. 39(204), pp. 45-50. (in Russ.)
7. Mazur I.I., Shapiro V.D., Ol'derogge G.G. Effektivnyy menedzhment [Effective Management]. Moscow: Vys-shaya shkola Publ., 2003. 555 p.
8. Porshnev A.G. Kachestvo, rezul'tativnost' i effektivnost' menedzhmenta [Quality, Effectiveness and Efficiency
of Management]. Tsentr distantsionnogo obrazovaniya «Elitarium». Available at: http://www.econfin.ru/
rus/library/stratmanage/agentconf/index.php?10843 (accessed 12.05.2012).
9. Sazonov V.G. Osnovy teorii formirovaniya i sovershenstvovaniya sistem pokazateley vnutrifirmennogo planiro-vaniya [Fundamentals of the Theory of Formation and Improvement of the System of Factors for Corporate Planning]. Vladivostok, Dal' Nauka Publ., 2002, pp. 296.
10. Svyatkin M. [From Quality Management to the Quality and Business Management: Myth or Reality?]. Stan-darty i kachestvo [Standards and Quality]. 2004, no. 1, pp. 74 (in Russ.)
11. Sistema menedzhmenta kachestva. Osnovnye polozheniya i slovar' GOST RISO 900-2001 [Quality Management System. Basic Provisions and Vocabulary State Standard R ISO 900-2001]. Moscow, Standartinform Publ., 2004.
12. Syroezhkin I.M. Sistema pokazateley effektivnosti i kachestva [System of Quality and Efficiency Factors]. Moscow, Ekonomika Publ., 1980. 192 p.
13. Trifonov E.V. Pnevmapsikhosomatologiya cheloveka. Rusko-angl.-rus. Entsiklopediya [Pneumopsychosomatology of a Person. Russian-English Dictionary. Encyclopedia], 15 th ed., 2012.
14. Ukolov V.F., Mass A.M., Bystryakov I.K. Teoriya upravleniya [Control Theory]. Moscow: Ekonomika Publ., 2007.
15. Fedulova L.I. Menedzhment organizatsii [Business Management]. Moscow, Lybid' Publ., 2004.
16. Shapkin I.N. (Ed.)Menedzhment [Management]. Moscow, Yurayt Publ., 2011. 690 p.
Ekaterina Nikolaevna Jalunina, Сand.Sc. (Economics), Associate Professor, Head of the Department of General Studies, Ural State University of Economics, Nizhny Tagil, 89028789441.
Received 17 October 2013