Научная статья на тему 'Теоретические основы регионального политического процесса'

Теоретические основы регионального политического процесса Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
910
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / РЕГИОНАЛИЗМ / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лебедева Маргарита Леонидовна

Цель написания статьи теоретическое осмысление основных дефиниций, напрямую связанных с категорией «региональный политический процесс». Тема исследования теоретические аспекты региональной политики. В качестве объекта исследования выступают понятия «регион», «регионализм», «регионализация», «региональная политика», «политический процесс», «модель региональной политики». Особое внимание уделяется отношению данных категорий к региональной политике Французской Республики. Методология: Комплексное изучение имеющейся литературы и источников, системно-структурный метод, при котором общественные отношения рассматриваются как целостная система взаимосвязей явлений и событий политического процесса отношений уровня «центр регионы», позволяют определить основные сущностные характеристики указанных выше понятий. Выводы: Анализ российских и зарубежных источников позволяет сделать вывод о том, что основной проблемный вопрос, поставленный в статье актуален на современном этапе развития. Исследование возможно на основе изучения имеющихся научных исследований относительно поставленного вопроса изучения. Практическое значение: Представляется возможным теоретическое осмысление ряда вопросов, относящихся к практике политико-правового регулирования регионального политического процесса. Результаты проведенных научных исследований могут быть использованы для выделения модели региональной политики Французской Республики, оценки и прогноза возможности политического сценария трансформации модели регионализма Франции в условия федерализма. Социальные последствия: Описание области применения полученных результатов (области теоретической, практической и сравнительной политологии; изучение политических институтов регионализма, политического процесса, властных технологий). Оригинальность, ценность: Новизна исследования состоит в комплексном изучении содержания понятий, регулирующих региональное политическое пространство. Работа предназначена для всех, кто интересуется сравнительной политологией, политической регионалистикой, мировым и российским политическим процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF REGIONAL POLITICAL PROCESSES

The purpose of writing this article theoretical understanding of basic definitions that are directly related to the category of «regional political process». Subject of research theoretical aspects of regional policy. As the object of research is the concept of «region», «regionalism», «regionalization», «Regional Policy», «political process», «model of regional policy». Particular attention is paid to the relation of these categories to the regional policy of the French Republic. Methodology: Comprehensive study of the available literature and sources, system-structural method in which social relations are seen as a holistic system of interrelations of phenomena and events of the political process, the level of relations «center regions», allow you to define basic essential characteristics of the concepts mentioned above. Conclusions: Analysis of Russian and foreign sources leads to the conclusion that the major issues raised in the article is relevant to the current stage of development. Research is possible on the basis of a study of existing research concerning the study of the question posed. Practical: It is possible to the theoretical understanding of a number of issues related to the practice of political and legal regulation of regional political process. The results of the research can be used to select the model of regional policy of the French Republic, assessment and prediction of the possibility of transformation of the political scenario the model of France regionalism in terms of federalism. Social consequences: Description of the application of the results obtained (theoretical, practical, and comparative political science, the study of political institutions, regionalism, political process, power technologies). Originality, value: The novelty of the study is a comprehensive study of the content of the concepts that govern the regional political space. The work is intended for anyone interested in comparative politics, political regionalism, international and Russian political process.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы регионального политического процесса»

Лебедева М. Л.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

5.2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Лебедева Маргарита Леонидовна, канд. полит. наук, доцент. Должность: доцент кафедры политологии

Место работы: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева»

lebedevameg@mail.ru

Аннотация

Цель написания статьи - теоретическое осмысление основных дефиниций, напрямую связанных с категорией «региональный политический процесс». Тема исследования - теоретические аспекты региональной политики. В качестве объекта исследования выступают понятия «регион», «регионализм», «регионализация», «региональная политика», «политический процесс», «модель региональной политики». Особое внимание уделяется отношению данных категорий к региональной политике Французской Республики.

Методология: Комплексное изучение имеющейся литературы и источников, системно-структурный метод, при котором общественные отношения рассматриваются как целостная система взаимосвязей явлений и событий политического процесса отношений уровня «центр - регионы», позволяют определить основные сущностные характеристики указанных выше понятий.

Выводы: Анализ российских и зарубежных источников позволяет сделать вывод о том, что основной проблемный вопрос, поставленный в статье актуален на современном этапе развития. Исследование возможно на основе изучения имеющихся научных исследований относительно поставленного вопроса изучения.

Практическое значение: Представляется возможным теоретическое осмысление ряда вопросов, относящихся к практике политико-правового регулирования регионального политического процесса. Результаты проведенных научных исследований могут быть использованы для выделения модели региональной политики Французской Республики, оценки и прогноза возможности политического сценария трансформации модели регионализма Франции в условия федерализма.

Социальные последствия: Описание области применения полученных результатов (области теоретической, практической и сравнительной политологии; изучение политических институтов регионализма, политического процесса, властных технологий).

Оригинальность, ценность: Новизна исследования состоит в комплексном изучении содержания понятий, регулирующих региональное политическое пространство. Работа предназначена для всех, кто интересуется сравнительной политологией, политической регионалистикой, мировым и российским политическим процессом.

Ключевые слова: регион, регионализм, регионализация, региональная политика, политический процесс, модель региональной политики.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF REGIONAL POLITICAL PROCESSES

Lebedeva Margarita L., PhD in politics, associate professor. Position: Associate Professor at Political Science

Place of employment: Federal State Educational institution of higher education «Russian State Agrarian University - MSHA Timiryazev»

lebedevameg@mail.ru

Abstract

The purpose of writing this article - theoretical understanding of basic definitions that are directly related to the category of «regional political process». Subject of research - theoretical aspects of regional policy. As the object of research is the concept of «region», «regionalism», «regionalization», «Regional Policy», «political process», «model of regional policy». Particular attention is paid to the relation of these categories to the regional policy of the French Republic.

Methodology: Comprehensive study of the available literature and sources, system-structural method in which social relations are seen as a holistic system of interrelations of phenomena and events of the political process, the level of relations «center - regions», allow you to define basic essential characteristics of the concepts mentioned above.

Conclusions: Analysis of Russian and foreign sources leads to the conclusion that the major issues raised in the article is relevant to the current stage of development. Research is possible on the basis of a study of existing research concerning the study of the question posed.

Practical: It is possible to the theoretical understanding of a number of issues related to the practice of political and legal regulation of regional political process. The results of the research can be used to select the model of regional policy of the French Republic, assessment and prediction of the possibility of transformation of the political scenario the model of France regionalism in terms of federalism.

Social consequences: Description of the application of the results obtained (theoretical, practical, and comparative political science, the study of political institutions, regionalism, political process, power technologies).

Originality, value: The novelty of the study is a comprehensive study of the content of the concepts that govern the regional political space. The work is intended for anyone interested in comparative politics, political regionalism, international and Russian political process.

Keywords: region, regionalism, regionalization, regional policy, the political process, model of regional policy.

Теория является достоверным знанием, которое систематизировано отражает и обобщает содержание предмета познания, выраженного в понятийно-логической форме. Существует потребность в определении необходимых для научного исследования дефиниций, используемых для определения сущности содержания и связанных с определяемым понятием характеризующих его составляющих. Зачастую можно наблюдать амбивалентность понимания терминов. Так, например, имеют место случаи подмены принципов, обеспечивающих процесс федерализации, принципами и институтами, характерными для практики регионального управления в унитарных государствах [6, с.3]. Соответственно, раскрывая основную категорию «региональный политический процесс» нам представляется необходимым уточнить содержание терминов, непосредственно поглощаемых данной категорией: «регион», «регионализм», «регионализация», «региональная политика», «политический процесс», «модель региональной политики» с точки зрения подходов определения их сущности и содержания.

Ключевым понятием исследования регионализма является термин «регион» (происходит от латинского region - «область»). Этот термин вошел в российские толковые словари с конца 1880 гг. («Словарь иностранных слов» И.Ф Бурдона и А.Д. Михельсона), затем вышел из обихода, но во второй половине ХХ века появился в языке физической и экономической географии, а позднее в регионалистике. Ряд авторов использовали понятие «пространство», подменяя им понятие «регион».

Первая группа определений содержит в себе властную составляющую. Это понятие можно понимать, как нижестоящее, по отношению к понятию центральной власти, как составляющая часть государства, либо как совокупность нескольких государств, имеющих функциональные связи и образующее общую систему [10, с.14]. Например, регион Лангедок-Русильон во Франции представляет собой территорию в составе французского государства. В тоже время, Трейвиш А.И. считает регион синонимом субъекта Российской Федерации [13, с.16].

Вторая группа определений имеет территориальную направленность. Регион это понятие, с помощью которого можно обозначить территорию, выделенную по определенным признакам и отделенную по этим признакам от другой территории (т.е. другого региона) [15, с.38]; это территориальная единица субнационального уровня, а макрорегион является регионом наднационального уровня [15, с.46]. Регионы - это части отдельно взятых государств, т.е. субнациональный уровень региональных исследований [15, с. 108]. Туровский Р.Ф. вводит такие понятия как АТД (политико-административная карта государства, представляющая собой совокупность административных единиц) и АТЕ (синоним региона), отмечая, что АТЕ является главным структурным элементом АТД [15, с.109].

По мнению Сардаряна Г.Т., понятие регион включает не только вертикаль отношений во власти, но и территориальный аспект. «Регион - имеющая установленные границы территория, обладающая функциональ-

ными отличиями от иных территорий, представляющая собой уровень власти, находящимся между государством и местным самоуправлением» [10, с.15]. Данная область политического пространства отличается особой политической организацией или (и), по мнению А.Н. Смирнова, наличием особого политического интереса [17, с.417].

Соединяет в себе отмеченные выше две составляющих определение, данное Орехович А.В. Регион -это относительно обособленная по национальным и территориальным признакам социальная общность в динамике, трансформирующая социальное регулирование в цепи: межгосударственное-трансграничное-государственное-региональное-местное. В конституционно-правовом измерении регион - это государ-ствоподобное или территориальное образование, обладающее различной степенью самостоятельности (автономное образование, субъект федерации), которое характеризуется в аспекте его взаимодействия с государственной властью (центральной или федеральной) [9, с.10].

В рамках конституционного права сложилось два подхода понимания термина «регион»: нормативный подход - непосредственное закрепление и определение термина регион в Конституциях и нормативных правовых актах отдельных государств (например, ст.72 Конституции Франции определяет: «Административно-территориальными образованиями Республики являются коммуны, департаменты, регионы, административно-территориальные образования с особым статусом и заморские административно-территориальные образования...») [3]; доктринальный подход - понимание представлено в научных исследованиях, где термин может быть определен в зависимости от контекста и как синоним субъекта федерации, и автономного образования, и как единицы местного самоуправления. Так, например, регион можно определить как государствоподобное или территориальное образование в состоянии изменения конституционно-правового статуса [9, с. 11].

Возможно выделение следующих типов субнациональных территорий: 1) административные (формальные) регионы; 2) гомогенные политические регионы; 3) гетерогенные политические регионы; 3) полурегионы -переходный тип между формальными и политическими регионами. На основе этой классификации регионы могут рассматриваться как: 1) регион - «искусственный» политико-административный конструкт и как политическая реальность; 2) регион - активное ядро и пассивная периферия [15, с.47-48].

Применительно к России термин «регион» на рубеже 1980-1990 гг. закрепился за субъектами Российской Федерации в составе России и с точки зрения взаимных прав и обязанностей субъектов по отношению друг к другу и к федеральному центру.

Политический регион (пространственно-

организованное или исторически сложившееся сообщество) становится субъектом политической регионализации. Регионализм - это особая стратегия, основанная на согласии внутри региона и направленная на создание в нем сильных и эффективных политико-административных структур [11, с.278]; это совокуп-

Лебедева М. Л.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

ность социокультурных и политических движений, выступающих против унификации [17, с. 418].

Во французской литературе под регионализмом понимается система политической и административной децентрализации. Система предоставляет территориям государства некоторую независимость по отношению к центральной власти [1, с.5]. Регионализм - это особый комплекс взаимосвязанных явлений общественной жизни, свидетельствующих о неустойчивом состоянии политико-территориальной организации государства, которое связано с процессом перераспределения публичной власти [9, с.11 ].

Различают внешний и внутренний (процесс перераспределения властных полномочий от государства на уровень территориальных образований) типы регионализма [9, с.12]. В данном контексте следует четко определить регионализацию в соотношении с такими процессами как деволюция и децентрализация, каждый из которых выражается в передаче полномочий от центра к регионам. Децентрализация - рассредоточение власти между центром и периферией, передача части полномочий центра выборным органам департаментов и регионов [14, с.8]. Деволюция предполагает помимо предоставления широкой автономии регионам гарантии сохранения переданных полномочий.

Политическим результатом регионализма становится регионализация. Регионализация представляет собой реальный процесс структурирования пространства, более полного включения регионов в экономическую, социальную и политическую жизнь на национальном и транснациональном уровнях [17, с.417]; процесс, направленный на создание взаимосвязанной политико-экономической системы, обеспечивающей особый статус региональных образований в политической системе государства, участие регионов в реализации государственной власти, их относительно экономическую и фискальную самостоятельность в условиях унитарного государства [10, с.16]; политический процесс, который влечет за собой территориальную дифференциацию и определенное структурирование пространства [15, с.45].

Обеспечить государственное регулирование территориального развития призвана региональная политика. Выделяют различные критерии подхода к определению понятия «региональная политика»: сферы регулирования проблем регионов; субъекты и объекты региональной политики [8, с. 101 ].

Комплексный подход к пониманию содержания региональной политики раскрывает все ее подсистемы: политическую, экономическую, социальную, этнонациональ-ную, духовную. Политическая наука определяет региональную политику как составную часть политики государства в лице его политических институтов, направленную на организацию национального пространства (территории) в соответствии с избранной стратегией развития; систему принципов, приоритетов и норм, определяющих характер взаимодействия центральных органов власти с органами власти в регионах.

Главная особенность региональной политики в том, что федеральные органы государственной власти являются координирующим звеном региональной политики на всех уровнях власти.

Региональную политику различают исходя из трех уровней власти - федеральную, субрегиональную и местную [8, с.104]. Цель региональной политики -найти компромисс между интересами региональных

органов государственной власти и органами местного самоуправления [8, с.104].

В качестве объекта региональной политики выступают «различного рода региональные (пространственные) неравенства» [8, с.106]. Важнейшей причиной пространственных неравенств являются политические условия, формы общей и региональной политики, институциональные факторы, степень региональной автономии, история развития и прочие факторы [4, с. 8].

Государственная региональная политика является основным инструментом регулирования отношений «центр-регион», создания единого правового и экономического пространства [8, с.94]. Усиление латентных противоречий между центром и регионами, роли государственной доминанты вызывают необходимость уточнения и разработки системной региональной политики. Соответственно вполне целесообразно сохранение и рациональное использование прошлого опыта государственного планирования в решении территориальных проблем.

Региональная политика выступает как система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также как механизм их реализации [8, с. 95].

Основными направлениями региональной политики за рубежом являются:

1) децентрализация политико-административной власти и экономики;

2) разработка совместных стратегий экономического развития страны и регионов;

3) выравнивание уровней социального и экономического развития территорий;

4) координация долговременных региональных программ [8, с. 96-97].

Понятие «политический процесс» является категорией научного анализа. В политологии это одна из основных категорий политической системы общества. Сущность политического процесса - создание и поддержание политических институтов, норм и отношений политического поведения (политической деятельности и участия). Политический процесс выступает как совокупная деятельность всех субъектов политических отношений, обеспечивающая существование и жизнеспособность политической системы общества.

Политические процессы любого государства достаточно многообразны. Речь идет о проявлении особой сферы общественной жизни, а именно властных взаимосвязей территориальных единиц, проблем, возникающих в процессе реализации региональной политики. Решение последних означает выражение конкретных способов их воплощения на практике, то есть применение определенных технологий решения задач [12, с. 415].

Характеризуя понятие «модель региональной политики», прежде всего, автор исходит из существующего паттерна пространственного политического развития (модель центр-периферия). Выделяемая автором модель французской региональной политики условно названа «Модель французской региональной политики «Субсидиарная интеграция» (Modèle français de «Intégration filiale» de la politique régionale) [5, с.1067-1069].

Теоретическое осмысление категорий, относящихся к понятию «региональный политический процесс» позволит применить полученные результаты в области теоретической, практической и сравнительной полито-

логии, использовать результаты проведенных научных исследований для выделения модели региональной политики Французской Республики, рассмотреть возможности политического сценария рецепции модели регионализма Франции в российскую политическую дей ств ител ьность.

Список литературы:

1. Алферова Е.В.Регионализм во Франции (нормативные материалы). М.: ИНИОН РАН,1994. 103 с.

2. Государственное управление и политика: Учебное пособие//Под ред. Л.В. Сморгунова. СПб.:2002. 564 с.

3. Конституция Французской Республики. Официальный сайт Конституционного совета Франции [Электронный ресурс]. 11Р1_: 1пПр://\м\\\. conseil-constitutionnel.fr/conseil-constitutionnel/francais/la-constitution/la-constitution-du-4-octobre-1958/la-constitution-du-4-octobre-1958.5071.html (дата обращения 31.03.2016).

4. Ларина Н.И., Кисельников А.А.Региональная политика в странах рыночной экономики. М.: ОАО Издательство «Экономика»,1998. 172 с.

5. Лебедева М.Л. Модель региональной политики Франции в условиях российского федерализма// Политическая наука перед вызовами современной политики. Материалы VII Всероссийского конгресса политологов. М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2015. С.1067-1069.

6. Лобанов И.В.Оптимальная модель федеративных отношений в Российской Федерации: автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов,2000. 23 с.

7. Медведев Н.П. Политическая регионалистика: Учебник. М.: Гардарики, 2002.176 с.

8. Медведева В.К. Государственная региональная политика: вопросы теории и практики // Политическая регио-налистика и этнополитика: проблемы централизации/Под общ. ред. Н.П. Медведева. М.: Издательский Дом МИ-СиС,2010. Вып. 8. С.96-97.

9. Орехович А.В.Развитие регионализма в странах Европы: конституционно-правовой аспект: автореф.дис. канд. юрид. наук. М.:2011. 30 с.

10. Сардарян Г.Т. Политические проблемы взаимоотношений регионов с центральной властью в Италии: ав-тореф. дис. канд. полит. наук. М.: 2015. 35 с.

11. Смищенко Р.С. Регионализм и модели регионализации в сравнительной перспективе//Известия Алтайского государственного университета. 2011. №4-2 (72). С.278-281.

12. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс,2001. 559 с.

13. Трейвиш А.И. Регионализм и регионализация в России/Регионы и регионализм в странах Запада и России. М.:ИВИ РАН,2001. С.15-25.

14. Тупикин А.П., Шилов В.С. Центр и регионы во Франции и России. (Опыт сравнительного исследования): Монография. М.: Изд-во РАГС,2008. 312 с.

15. Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика: учеб. пособие для вузов. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ,2006. 780 с.

16. Туровский Р.Ф. Центр и регионы: проблемы политических отношений: монография. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ,2006. 399 с.

17. Федерализм: Энциклопедия. М.: Изд-во МГУ, 2000. 640 с.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Теоретические основы регионального политического процесса» кандидата политических наук, доцента кафедры политологии, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева» Лебедевой Маргариты Леонидовны В статье М.Л. Лебедевой рассматриваются теоретические основы исследования регионального политического пространства. Автором сделан выбор исследования не случайно, поскольку особое внимание уделяется отношению категорий «регион», «регионализм», «регионализация», «региональная политика», «политический процесс», «модель региональной политики» применительно к региональной политике Французской Республики. Обращение к теории содержания категориально-понятийного аппарата организации регионального политического процесса позволит автору раскрыть модель региональной политики современной Франции, а соответственно, оценить возможности трансформации модели регионализма Франции в условия российского федерализма.

В этой связи очевидна актуальность выбранного вопроса исследования, находящегося на стыке ряда учебных дисциплин и научных знаний, что представляет в определенной степени значимый интерес, как в теории, так и в практике применения результатов полученных исследований.

Научная статья М.Л. Лебедевой «Теоретические основы регионального политическою процесса», отвечает всем критериям научно-практической статьи и может быть опубликована в рецензируемом научном издании, публикующем основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.

Доцент кафедры общегуманитарных и социально-экономических дисциплин Подольского филиала НОУ ВПО «Московский финансово-промышленный университет Синергия», кандидат юрид. наук

С.П. Жданов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.