12.2. ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАКТИКИ ФРАНЦУЗСКОГО РЕГИОНАЛИЗМА В РОССИИ
Лебедева Маргарита Леонидовна, канд.полит.наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Российский государственный аграрный университет -МСХА имени КА.Тимирязева. Подразделение: кафедра политологии. E-mail: lebedevameg@mail.ru
Аннотация
Цель написания статьи - рассмотреть проблемы трансформации практики французского регионализма в условия российского федерализма. Задачи работы - раскрыть содержание модели регионализма современной Франции, теоретические аспекты политических технологий организации власти политических сообществ субнационального уровня Франции.
Методология: Системно-структурный метод, при котором общественные отношения рассматриваются как целостная система взаимосвязей явлений и событий политического процесса отношений уровня «центр - регионы». Компаративный метод позволяет соотнести характеристики составляющих единиц модели французского регионализма с российской региональной политикой.
Выводы: Анализ российских и зарубежных источников позволяет сделать вывод о том, что основной проблемный вопрос, поставленный в статье особенно актуален на современном этапе развития. Исследование возможно на основе изучения модели регионализма Франции в рамках унитарного государственно-территориального устройства.
Практическое значение: Представляется возможным теоретическое осмысление ряда вопросов, относящихся к практике политико-правового регулирования региональной политики современной Франции, выявление проблем и основных направлений совершенствования механизма российского регионализма.
Социальные последствия: Соотнесение опыта практики французской модели регионального развития с российским вариантом отношений «центр-регионы». Ценный опыт решения проблем, правовых, институциональных, финансовых механизмов организации политической власти.
Оригинальность, ценность: Новизна исследования состоит в выделении направлений совершенствования организации модели региональной политики России. Работа предназначена для всех, кто интересуется сравнительной политологией, политической регионалистикой, мировым и российским политическим процессом.
Ключевые слова: регионализм, модель, регион, центр, политика, власть.
PROBLEMS OF PRACTICE FRENCH REGIONALISM RUSSIA
Lebedeva Margarita Leonidovna, PhD in politics, associate professor. Position: Associate Professor. Place of employment: Russian State Agrarian University - MSHA named after Timiryazev. Department: Political Science chair. E-mail: lebedevameg@mail.ru
Annotation
The purpose of writing this article - to consider the problems of transformation of the French practice of regionalism in terms of Russian federalism. Tasks of work - to reveal the content of the model of regionalism modern
France, the theoretical aspects of political technologies of power sub-national political communities of France.
Methodology: System-structural method in which social relations are seen as an integral system of interrelations of phenomena and events of the political process on the level of "center - regions". Comparative method allows to relate the characteristics of constituent units of the French model of regionalism with the Russian regional policy.
Conclusions: An analysis of Russian and foreign sources leads to the conclusion that the major issues raised in the article is particularly relevant at the present stage of development. Research possible by studying the French model of regionalism in the framework of a unitary state and territorial unit.
Practical: It is possible to the theoretical understanding of a number of issues related to the practice of political and legal regulation of the regional policy of modern France, identifying problems and the main directions of improving the mechanism of Russian regionalism.
Social consequences: Correlation of practical experience of the French model of regional development of relations with the Russian one "center-regions". Valuable experience in solving problems, legal, institutional, financial organization of political power.
Originality, value: The novelty of the research is to separate the ways to improve the organization model of regional policy in Russia. The work is intended for anyone interested in comparative politics, political regionalism, international and Russian political process. Keywords: regionalism, model, region, center, politics, power.
Региональные проблемы играют важную роль в развитии большинства стран мира, особенно на этапах экономических, социальных и политических перемен. Один из парадоксов современного мира состоит в том, что большие различия между странами в целом сочетаются со значительным сходством между определенными типами регионов в разных странах. Как следствие - наличие общих черт в подходах разных государств к своим внутренним региональным проблемам. Поэтому исследование и регулирование регионального развития России можно и нужно проводить с учетом богатейшего мирового опыта [1, с.3].
Развитые страны дают много примеров решения региональных проблем являющихся актуальными для России. Ценным представляется опыт решения проблем. Стабильное функционирование систем «центр-регионы» в развитых странах определяется отлаженной системой бюджетного федерализма. Тем большее значение имеет изучение практики последовательной корректировки правовых, институциональных, финансовых механизмов в соответствии с меняющимися ситуациями.
Традиционные региональные проблемы сглаживаются, переходят в новое качество, но не исчезают. Региональное многообразие исключает для России возможность прямого перенесения опыта какой-либо одной страны или использование апробированной в мировой практике моделей.
Французский регионализм представлен моделью, условно названной нами, «Субсидиарная интеграция» (Modèle français de "Intégration filiale» de la politique régionale) [8, с.115-119]. Организация региональной политики Франции демонстрирует систему прямых взаимоотношений центра и регионов. Наблюдается процесс эволюции французского государства в целях установления оптимальной модели развития отношений «центр-регион» в рамках исторической традиции и
политической практики. Для Франции V Республики, унитарного государства, характерен регионализм, имеющий тенденцию включения в свою реальность определенных характеристик федеративного устройства [5, с.128]. Франция - это страна с давней традицией сильной центральной власти, умелого сочетания властных технологий деконцентрации и децентрализации [6, с.286].
Организации местного самоуправления посвящен раздел XII «Административно-территориальные образования» Конституции Франции 1958 г. [7]. Процесс автономии всех территориально-административных единиц (коммуны, департаменты, регионы, заморские территории) заметно растет, особенно после так называемого судебного прецедента, когда в 1979 г. судья Конституционного суда определил «принцип свободы управления» как один из общих правовых принципов, применение которого усиливает принцип автономии. Многие территориальные единицы получили особый статус: Париж является одновременно коммуной и департаментом [12, с.119]; остров Корсика и заморские департаменты Гвиана, Реюньон, Мартиника, Гваделупа и Майотта получили статус регионов.
Между коммунами создаются разные формы сотрудничества: межкоммунальные синдикаты; сообщества коммун; дистрикты; синдикаты новой агломерации; городские сообщества.
Процесс регионализации страны не завершен, прежде всего, на внутрирегиональном уровне. Речь идет о двух основных понятиях: «земля» (pays) и «агломерация» (agglomération). Принятый в 1999 г. закон о долгосрочном обустройстве и развитии территорий указывает на предполагаемое усиление роли этих территориальных единиц в системе регулирования регионального развития. Земля рассматривается как целостная территория. Агломерация рассматривается как территория, характеризующаяся большой плотностью населения (минимум 50 тысяч человек). При численности свыше 300 тысяч человек должен ставиться и решаться вопрос образования нового типа территориальной организации.
Центральные учреждения, ответственные за региональную политику: Делегация по обустройству территории и региональному развитию (DATAR), Межведомственный комитет по обустройству и развитию терри-тории(С1АТ), Национальный комитет по обустройству территории (CNADT), Межведомственный комитет помощи по размещению видов экономической деятельности (CIALA), Фонд обустройства и развития территории (FNADT). Важную роль по проблемам региональной политики играет Экономический и социальный совет. Он дает заключения на проекты законов или декретов, предложения, являясь одновременно консультативным органом.
Франция известна своими традициями в области индикативного планирования территориального развития. С 1947по 1999 гг. было разработано 10 национальных планов (1947-1953 гг.; 1954-1957 гг.; 19581961 гг.; 1962-1965 гг.; 1966-1970 гг.; 1971-1975 гг.; 1976-1980 гг.; 1981-1985 гг.; «промежуточный план» 1982-1983 гг.; 1984-1988 гг.; 1989-1993 гг.). XI национальный план ( 1994-1998 гг.), названный «Государство-регионы», был направлен на содействие успеху Европейского Союза, на усиление территориальной сплоченности, в том числе акцент был поставлен на подготовку регионами материалов для заключения ими контрактов с государством. Следует заметить, что
данный план так и не был принят парламентом Франции.
Тенденции децентрализации территориальной организации и управлении отражаются в соответствующей мере на механизмах региональной политики.
Одна из моделей отношений «центр-регионы» - система прямых взаимоотношений центра и регионов. Власть является организующим началом в жизни общества. Она обладает большими возможностями для осуществления целенаправленного воздействия на общественное развитие. Власть представляет собой средство осуществления политики. Борьба за власть, овладению ею, и ее удержание - один из основных аспектов политической жизни общества. Пришедшие к власти политические силы формируют ее конкретные структуры, которые вырабатывают и осуществляют собственную политику, становятся средством этой власти [8, с.227].
Основными механизмами реализации региональной политики являются: Федеральные региональные программы; Финансовые региональные взаимодействия; Ассоциации (союзы) местных властей (муниципальных образований); Свободные экономические зоны; договора и соглашения по предметам ведения (совместного и исключительного); финансовая помощь федерации регионам (дотации, ссуды, передача части отчислений от федеральных налогов) [9, с.132].
Во всем мире практикуется установление государством на отдельных территориях особых организационно-правовых режимов как системного механизма решения региональных проблем. Необходимо учесть опыт организации местного самоуправления, выработанный мировой практикой, интересы и реальную возможность муниципальных образований. В России есть депрессивные территории, где наблюдается спад производства, низкий душевой доход, высокая безработица. Наблюдаются в целом по стране значительные диспропорции территориального развития.
С различной степенью активности поднимается вопрос о необходимости совершенствования российского административно-территориального деления. Опыт стран Европейского Сообщества указывает на несколько характерных аспектов: процессы имеют долгосрочный характер; реформы, типа французских, ведут к укрупнению территориальных единиц. Особенно ценен опыт Франции, где постепенно регион из «планировочного» преобразовался в административную единицу, через которую в основном и реализуется государственная региональная экономическая политика.
Применительно к Российской Федерации представляется актуальной постановка вопроса не об изменении административно-территориального деления, а о введении в практику «планировочных» районов». По мере создания устойчиво функционирующей законодательно-институциональной среды и социально-экономического развития жизнь сама покажет возможность и целесообразность принятия новых решений.
Особенностью региональной политики современной Франции является сочетание функций государственного управления на местах и функций местного самоуправления в органах власти. Во Франции сложилась континентальная модель самоуправления: представители государственной администрации наблюдают за деятельностью органов местного самоуправления; сохраняется соподчиненность органов самоуправления различных уровней (так, например, муниципалитеты участвуют в выборах сената, для чего в каждом департаменте страны создается специальная коллегия вы-
борщиков, в состав которой входят делегаты, избираемые муниципальным советом).
Для континентальной модели характерна активная роль назначаемых сверху представителей государственной администрации. Столичный представитель направляется только в крупные территориальные образования. Во Франции представитель государства осуществляет свою деятельность не на уровне коммуны, а начиная с департамента. Контроль со стороны префектов всегда был исключительно жестким, и муниципальная власть смогла его ослабить в 1982 г. (государство отказалось от оценки целесообразности принимаемых органами местного самоуправления решений и ограничилось надзором за их законностью).
Политический регион - это территория, обладающая системным единством политических особенностей. Институциональный подход предполагает исследование региональных политических институтов, и в первую очередь властных структур. Наибольший интерес представляют: организация государственной власти, разделение полномочий между региональным властями и представителями центрального управления на местах, организация местного самоуправления.
Система органов государственной власти в регионах стала формироваться в России с конца 1999 г.[11]. С начала 2000 г. президент РФ В.В.Путин активизировал процесс укрепления позиций федерального центра на региональном уровне. В тоже время, отечественное законодательство дало возможность регионам самостоятельно устанавливать определенные параметры местного самоуправления, что приводит к значительным различиям между территориальными единицами [11].
В российской практике «центр» отождествляется не с федерацией, а с определенными должностными лицами или федеральными исполнительными органами [10, с.18]. Наличие в регионах нескольких уровней выборных властных институтов стало мощным конфлик-тогенным фактором, создавая нередко предконфликт-ную ситуацию насильственных политических конфликтов [3, с.49-52].
Проблема взаимодействия власти и общества -ключевая в процессе государственного строительства. Власть использует различные политические средства: принуждение, убеждение, поощрение, право, традиции, в том числе и насилие, проблема оправданности которого весьма сомнительна [4, с.81-91].
Важнейшим принципом государственного устройства является принцип разделения властей, который призван обеспечить сбалансированность полномочий. Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что все ветви власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут «сдерживать» одна другую, не допускать доминирования одной из них. Принцип разделения властей не исключает, а предполагает четко сбалансированное взаимодействие властей, единство государственного механизма [9, с.33].
В федеративных государствах проблема разделения (дифференциации) государственной власти возникает не только по направлению ее реализации (по горизонтали), но и по разграничению компетенции между федерацией и ее составляющими (по вертикали) [9, с.67].
Общими принципами взаимоотношений муниципальных образований с центральной властью является законодательное регулирование организации и деятельности муниципалитетов в сочетании с судебным и административным контролем за законностью их
действий. Органы местного самоуправления действуют в русле политики, проводимой государством в различных сферах и отраслях.
Во Франции традиции самоуправления имеют вековую историю, но такого ограничения местного самоуправления от государственной системы управления, как в России, нет. Поэтому первое направление в сфере совершенствования местного самоуправления в России - укрепление вертикали власти в стране. Для этого требуется взять за основу государственную теорию, согласно которой орган местного самоуправления признаются разновидностью государственных органов, реализующих функции государства на местном уровне. Местное самоуправление не может быть полностью автономным от государства. Необходимы изменения в Конституции РФ в части приведения понятия и роли местного самоуправления в соответствии с Европейской хартией.
Второе направление - государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления. Европейская хартия местного самоуправления (ст.8) закрепила следующее положение: за органами местного самоуправления может быть установлен любой административный контроль вышестоящими органами власти не только с целью обеспечения законности и конституционных принципов, но и с целью контроля за целесообразностью задач, выполнение которых поручено органам местного самоуправления [13]. Европейская хартия не исключает возможность административного контроля государства за осуществлением органами местного самоуправления государственных задач, а российское законодательство предполагает государственный контроль только за выполнением переданных полномочий.
Согласно ст.21 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» органы исполнительной власти субъекта, осуществляя административный контроль за законностью местного правотворчества, вправе направить в органы местного самоуправления соответствующие предложения и обратиться в суд [13]. Государственный контроль, на практике, ограничивается применением мер ответственности к органам и должностным лицам за издание правовых актов, противоречащих законодательству [2, с.103-109]. Должны быть установлены пределы и процедура административного контроля органов государственной власти за законностью на муниципальном уровне.
Необходимо учесть опыт создания и деятельности местного самоуправления, наработанный в мире, интересы и реальную возможность муниципальных образований. Совершенствование института местного самоуправления есть залог успешной деятельности государственной власти и укрепления вертикали управления от центра к местам.
Организация местной власти - вопрос ключевой и перспективный как в рамках государственного административного права, так и с точки зрения организации политико-управленческой системы в целом. Местное управление представляет собой систему, формирующуюся вокруг органов власти.
В РФ сложились разные модели местного самоуправления: 1) районно-городская модель - предполагает создание муниципальных органов на уровне региональных столиц и сельских районов; 2) двухуровневая модель - местное самоуправление организуется на двух уровнях - сельских районов и
отдельных поселений; 3) поселенческая модель - муниципальными единицами стали поселения.
Отличия данных моделей: количество муниципальных образований в границах региона; степень дифференциации муниципалитетов внутри одного субъекта РФ; структурное соотношение между территориальной организацией муниципальной и федеральной власти.
Правовое пространство Российской Федерации неоднородно. Нет механизма формирования этого пространства. Сфера правового пространства постоянно ограничивается. Достаточно обратить внимание на совместимость понятий - власть и право. Задача власти состоит в том, чтобы закреплять нормы права. Власть достаточно сильна, чтобы понимать необходимость самоограничения. Власть содействует становлению и развитию общественной свободы и формированию правового государства. Права человека воплощаются в политическую практику. Отсутствие социальной базы препятствует формированию правового государства. У гражданина появляются реальные механизмы давления на государство и его политику. Институты гражданского общества только на этапе становления. В политической системе нет реального разделения властей и механизма взаимного контроля.
Реалии современного политического процесса России характеризуются противоречивостью нормативно-правовой базы федеративных отношений. Эта амбивалентность определяет значительный интерес к имеющим место в мировой практике государственного строительства методам управления государством. В России идет выбор оптимальных методов управления. Для стабильного управления государством необходимы устойчивые законы» (М.Монтень). Нарушение законов может привести к внутреннему конфликту в государстве.
Незрелость и незавершенность процесса реформирования системы местного самоуправления обусловлены недостаточной развитостью соответствующих предпосылок. Органы местного самоуправления возможны только как политическая надстройка над структурами гражданского общества, которое в России еще не сформировалось. С одной стороны, замыкание в себе самодеятельных организаций, с другой стороны, инерционное функционирование забюрократизированных структур местного самоуправления, по сути структур государственной власти.
Перспективы российской демократии - в формировании эффективно функционирующих, самодостаточных местных сообществ, устанавливающих действенный противовес трудно изживаемой государственной вертикали. Становление гражданского общества, в конечном счете, замыкается на вопросе реформирования властно-политических отношений. Специфика демократических форм властвования приобрели особую актуальность. Опыт властно-организованного общества - критическое переосмысление - серьезное препятствие на пути становления гражданского общества.
Процесс демократизации порождает активность, как государства, так и институтов гражданского общества. Именно гражданское общество может стать, реальным гарантом демократических процессов, являясь связующим звеном между человеком и государством. Россия должна создать собственную модель с учетом специфики социально-экономического и политического развития, ментальных черт. Только благодаря институтам гражданского общества можно уменьшить влияние властно-государственного фактора. Государство как структура представляет собой определенный ба-
ланс центростремительных и центробежных тенденций.
Россия переживает процесс политической трансформации. Заметно противостояние между федеральным центром и субъектами. Прежде всего, необходимо обозначить задачи и средства региональной политики, причины пространственных (региональных) неравенств, цели государственного вмешательства в развитие регионов.
Обращение к региональному развитию современной Франции позволяет отечественной науке развиваться, изучая тенденции конституционного развития отдельно взятых стран. России предстоит непростая на сегодняшний день задача: в рамках конституционного строительства найти единственно правильную модель регионализации - синтезировать многообразие особенностей политического развития регионов, учитывая мировой опыт территориально-государственного строительства.
Российская модель регионализации должна стать реальным процессом перераспределения полномочий от центра к регионам; максимально полного включения регионов в экономическую, социальную и политическую жизнь как на национальном и транснациональном уровнях [14. С.417] Источником развития структур власти на местах должны стать имеющиеся культурные и исторические традиции, на основе которых возможно усиление роли региона в политической жизни в целом.
Список литературы:
1. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) [Электронный ресурс].URL://http: // onventions.coe. int/ treaty/ rus/Treaties/Html/122.htm (дата обращения: 25.02.2013).
2. Жданов С.П. Актуальные проблемы политического решения на примере Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Вопросы политологии: научный журнал. 2012. № 3(7). С. 103-109.
3. Залысин И.Ю. Предконфликтная ситуация в насильственных политических конфликтах // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 5. С.49-52.
4. Залысин И.Ю. Проблема оправданности насилия как политического средства // Социально-гуманитарные знания. 1995. № 25. С.81-91.
5. Зотова З.М. Власть и общество: проблемы взаимодействия / Под общ.ред. С.А.Попова. М.: ИКФ «Оме-га-Л», 2001. С. 132.
6.Конституция Французской республики. Сайт Конституционного Совета Французской республики [Электронный ресурс].URL://http://www.conseil-constitutionnel.fr/conseil-constitutionnel/francais/la-constitution/la-constitution-du-4-octobre-1958/la-constitution-du-4-octobre-1958.5071.html (дата обращения 01.06.2015).
7.Лебедева М.Л. Государственное регулирование территориального развития (на примере Французской республики) // Экономические и правовые аспекты регионального развития: история и современность: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Елабуга, Изд-во ЕГПУ, 2010. С. 127-132.
8. Лебедева М.Л. К вопросу о содержании региональной политики (Россия-Франция) // Пробелы в российском законодательстве. 2013. №6. С. 285-288.
9. Лебедева М.Л. Компаративный анализ региональных аспектов политических процессов (Россия-Франция) // Наука и современность-2010: сборник ма-
териалов VII Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Часть 1/Под общ.ред. С.С.Чернова. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2010. С.227.
10. Лебедева М.Л. Региональные особенности территориального управления России // Экономические и правовые аспекты регионального развития: история и современность: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2011. С.13-19.
11. Лебедева М.Л. Французский регионализм: политико-правовое исследование // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. №2. 2015. С.115-119.
12.Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза / Отв.ред. А.Г. Гранберг. М.: ЗАО «Изд-во» Экономика», 2000. 435 с.
13.Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (ред. от 06.04.2015) // СПС «Гарант».
14.Федерализм: Энциклопедия. М.: Изд-во МГУ, 2000. 640 с.
Literature list:
1. European Charter of Local Self-Government (done in Strasbourg 15/10/1985) [electronic resource] .URL: // http: // onventions.coe. int / treaty / rus / Treaties / Html / 122.htm (the date of circulation: 02.25.2013).
2.Zhdanov S.P. Actual problems of a political solution to the example of the Federal Law «On General Principles of Local Self-Government in the Russian Federation» // Questions of Political Science: Scientific Journal. 2012. №3 (7). S.103-109.
3.Zalisin I.Y.Pre-conflict situations in the violent political conflicts // Gaps in Russian legislation. 2014. № 5. S.49-52.
4.Zalysin I.Y/ The problem of justification of violence as a political tool // Socially-humanitarian znaniya.1995.№25.S.81-91.
5.Zotova Z.M.Vlast and society: problems of interaction / Under obsch.red.S.A.Popova.- M: ICF "Omega-L", 2001. -S.132.
6. The Constitution of the French Republic. Website of the Constitutional Council of the French Republic [Electronic ресурс].URL://http://www.conseil-constitutionnel.fr/conseil-constitutionnel/francais/la-constitution/la-constitution-du-4-octobre-1958/la-constitution-du-4-octobre-1958.5071.html (date accessed 04/13/2015).
7.Lebedeva M.L. State regulation of territorial development (on the example of the French Republic) // Economic and Legal Aspects of Regional Development: Past and Present: Proceedings of II All-Russian scientific-practical konferentsii. Yelabuga, Publ EGPU, 2010. S.127-132.
8.Lebedeva M.L.K on the content of regional policy (Russia-France) // Gaps in Russian zakonnodatelstve.№6 (2013). S.285-288.
9.Lebedev M.L.Komparativny analysis of regional aspects of the political process (Russia, France) // Science and Modernity 2010: proceedings of the VII International scientific conference: in 2 parts. Part 1 / Under obsch.red.S.S.Chernova. Novosibirsk: NSTU Publishing, 2010, p.227.
10.Lebedeva ML Regional features of Territorial Administration of Russia // Economic and legal aspects of regional development: history and modernity: Materials III
All-Russian scientific-practical konferentsii.- Yelabuga Univ EGPU, 2011.- P.13-19.
11. Lebedev, ML French regionalism: Political and Legal Studies // Business Law. Economic and legal zhurnal.№2.2015.-S.115-119.
12.Regional development: the experience of Russia and the European Union / Otv.red.A.G.Granberg.- Moscow: CJSC «Publishing house" Economy ", 2000.- 435 p.
13.Federalny Act of 06.10.1999, № 184-FZ "On general principles of organization of legislative (representative) and executive bodies of state power of subjects of the Russian Federation (ed. by 06.04.2015) // Meeting of the legislation of the Russian Federation. -1999. 18 oktyabrya.-№42.st.5005; Collected Legislation RF.-2009.-6 aprelya.-№14.-st. 1576.
14.Federalizm: Entsiklopediya.-M.: MGU, 2000.-640 p.
Рецензия
на статью «Проблемы применения практики французского регионализма в России» кандидата политических наук, доцента кафедры политологии, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет -МСХА имени К.А. Тимирязева» Лебедевой Маргариты Леонидовны.
В статье М. Л Лебедевой рассматриваются практические вопросы институционального развития модели французского регионализма, в том числе механизмы реализации региональной политики. Автор раскрывает вопросы применения опыта организации французской региональной политики в условиях российского регионализма, называет основные направления совершенствования организации власти на местах.
Актуальность исследования не вызывает сомнений, поскольку региональные проблемы играют важную роль в развитии большинства государств. Россия не является тому исключением. Представляется возможным выявить как различия, так и возможно схожие варианты применения имеющих место технологий и путей решения, в том числе возникающих проблем, на пути совершенствования конституционного построения.
Высказанные рецензентом недостатки автором были устранены ранее в рабочем порядке.
Научная статья МЛ Лебедевой «Проблемы применения практики французского регионализма в России», отвечает всем критериям научно-практической статьи и может быть опубликована в рецензируемом научном издании, публикующем основные научные результаты диссертации на соискание учёной степени доктора и кандидата наук.
Рецензент: профессор кафедры политологии ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А.Тимирязева», доктор политических наук, профессор И.Ю.Залысин