технологии управления.
В практическом применении это позволяет:
• создать команду профессионалов, направленную на выполнение конкретной задачи;
• разработать план действий до момента начала выполнения работы, чтобы она была максимально эффективна;
• жестко контролировать процесс реализации проекта, внося при необходимости корректировки и способствуя тем самым выработке наиболее эффективного алгоритма его реализации;
• зафиксировать весь процесс реализации проекта для накопления полученного как положительного, так и отрицательного опыта, чтобы избежать повторения ошибок в будущем при реализации других проектов.
Р.Х. Ягудин
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Казанский государственный финансово-экономический институт
Медицина всегда находится на передовых позициях жизнедеятельности человечества независимо от его исторических, географических или политических координат. Со времен античности медицина переживала периоды падения и расцвета. В СССР была стройная система здравоохранения со всеми ее атрибутами - фармацевтикой, диспансеризацией, санаторно-курортным комплексом, детскими медицинскими учреждениями. 90-е годы нанесли сокрушительный удар по системе: она была разрушена, но не до конца - отрицательные ее стороны до сих пор оказывают влияние на нашу жизнь. А создание нового превратилось в некий долгострой с участием иностранных компаний и криминала - клубок проблем, которые только начинают разрешаться с помощью новых систем управления и информационных технологий. Иными словами, уже не так важно, что было, важно - что будет сделано, как счита-
25
ет Л.М. Рошаль25.
В настоящее время в стране происходит реализация масштабных национальных проектов - «Образование», «Здоровье», «Развитие АПК», «Доступное жилье».
25 Журнал «Национальные проекты» № 9(28), 2008 год http://www.rus-reform.rU/magazine/archive/28/2/10001308
На формирование общего похода к приоритетным национальным проектам оказали влияние следующие факторы:
• Появление значительных относительно свободных ресурсов, сконцентрированных в разных формах государством (Стабфонд, золотовалютные резервы, остатки по счетам и т.п.);
• Сокращение внешней задолженности;
• Превращение экономического роста в стране в устойчивую тенденцию (на протяжении семи лет темпы роста ВВП превышали 6%, а промышленного производства - 3-
1%).26
Поскольку многие количественные задачи восстановления экономики успешно решены, у страны появились принципиально новые возможности. К 2005 году уже стало возможным говорить о формировании идеи приоритетных национальных проектов, а признания Б.Грызлова в июле 2006 года стали типичными: «Фактически в 2006 году начал в полной мере реализовываться переход от политики стабилизации к политике развития»27.
Почему именно такие приоритеты: образование, здравоохранение, доступное жилье и повышенное внимание сельскому хозяйству? Выбор четырех приоритетных национальных проектов Президент обосновал следующим образом: «Во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране
и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого
28
человеческого капитала».
Эти аргументы не только социально направлены, но и выделяют три острейшие российские проблемы, три главные угрозы - низкое качество жизни, ухудшающаяся демография, и, наконец, задержка с переходом современному этапу в развитии государства. Кроме этого, приоритетные национальные проекты имеют и социально-психологический аспект, связанный с нейтрализацией социального пессимизма, который в России превышает всякие нормы. В июне 2006 года первый заместитель Председателя Правительства РФ Д.Медведев признает: «Национальные проекты - это не только материальное измерение, но и изменение
~ 29
в сознании людей».
26 Казанцев В.О «Приоритетные национальные проекты и новая идеология для России»..- М.: Вагриус, 2007. -с.7
27 Крыштановская О. Анатомия российской элиты. - М.: Захаров. 2006. С.261
28 Шевцова Л.Разгерметизация элиты// Ведомости. 31 июля 2006 г. С.4
29 США. Бедность. Статистика// Интерфакс. 30 августа 2006 год
Одним из основных направлений в системе национальных проектов был выделен проект «Здоровье». Необходимость этого подтверждается следующими показателями:
Состояние здоровья населения в настоящее время характеризуется низким уровнем рождаемости (10,5 случая на 1000 населения), высоким уровнем общей смертности (16 случаев на 1000 населения), особенно среди мужчин трудоспособного возраста.
Ежегодно среди населения Российской Федерации регистрируется более 200 млн. различных заболеваний; основными из них являются болезни органов дыхания (26%), болезни системы кровообращения (11%), органов пищеварения (8%), инвалидность имеют более 1,1 млн. человек.
Показатели здоровья отрицательно сказываются на продолжительности жизни, которая в 2004 году составила 65,5 года, в том числе у мужчин - 59 лет, у женщин - 72 года. По продолжительности жизни мужчин Россия занимает в мире 134-е место, по продолжительности жизни женщин - 100-е.30
В чем основные проблемы отечественной системы здравоохранения?
• Укомплектованность поликлиник врачами составляет 56%, коэффициент совместительства - 1,45, 30% врачей участковой службы не проходили специализацию более 5 лет;
• Износ медицинского оборудования, санитарного автотранспорта - 65%;
• Оснащенность медицинских учреждений диагностическим оборудованием недостаточна, что значительно увеличивает срок ожидания диагностических исследований;
• Удовлетворение потребности населения в дорогостоящих (высокотехнологичных) видах медицинской помощи составляет 17-22,5%. Финансирование оказания дорогостоящих (высокотехнологичных) видов медицинской помощи составляет около 30% от необходимого объема;
• Недостаточное финансирование национального календаря прививок (1,8 млрд руб.), в части вакцинации против гепатита В, краснухи и полиомиелита для детей группы риска;
• Недостаточное финансирование мер по пропаганде здорового образа жизни -15% от потребности.
России необходимо почти в два раза больше врачей, чем работают сейчас. Высокотехнологичную медицинскую помощь получает лишь каждый четвертый нуждающийся в
ней. Система профилактики заболеваний нуждается в кардинальном улучшении.31
В настоящее время реализация национального проекта «Здоровье» идет полным ходом. В общей сложности на реализацию национального проекта «Здоровье» из федерального бюджета в 2006 году было выделено 45,2 млрд. руб. За счет этих средств более пяти тысяч российских больниц и поликлиник получили современное диагностическое оборудование -почти 23 тыс. рентген-аппаратов, электрокардиографов, эндоскопов, аппаратов ультразвуковой диагностики, лабораторного оборудования. Во многих медицинских учреждениях это оборудование заменяло старое, эксплуатировавшееся не одно десятилетие.32 Вышеизложенные факты подтверждают теоретическую возможность решения социально-экономических проблем на уровне государства высокоэффективными методами, в реальные сроки и с положительным результатом.
Следует иметь в виду, что реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» - лишь первый «точечный» шаг по повышению социальной эффективности государственных программ. Проект задает темпы, при которых мы сможем выйти на уровень США 2006 года лет через 15-20, увеличив, например, качественную кардиологическую помощь в 7- 8 раз.33 Вряд ли можно рассчитывать, что только за счет реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» эта задача может быть решена. Скорее можно говорить о частных улучшениях, причем не во всех, а в некоторых областях. Для того же, чтобы задачу можно было решить хотя бы в перспективе 5-7 лет, необходимо увеличить масштаб приоритетного национального проекта «Здоровье» в десятки раз, либо сконцентрировать развитие экономики на этой задаче, превратив здравоохранение в одну из приоритетных экономических отраслей. Что, кстати, и наблюдается в развитых странах, где удельный вес отрасли и бюджетного финансирования превышает российские стандарты в разы, а иногда и на порядок.
Вот мнение Члена Совета и председателя Комиссии Общественной Палаты РФ по здравоохранению, директора Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Рошаля Л.М.: «Я не могу сказать, что нацпроект перевернул российское здравоохранение. Он не мог этого сделать в принципе: с 12 процентами от общего бюджета решить такую задачу невозможно. Но нацпроект «Здоровье» дал возможность учиться на своих ошибках. Надеюсь, что будут сделаны выводы о том, как нам использовать деньги, которые вкла-
31 http://www.rost.rU/projects/health/p01/p12/a12.shtml#
32 http://www.rost.ru/themes/2006/12/291305_7297.shtml
33 Казанцев В.О «Приоритетные национальные проекты и новая идеология для России»..- М.: Вагриус, 2007. -с.102
дываются в здравоохранение» .
Актуальной и своевременной в сложившихся условиях является система управления проектами. За последние 40 лет управление проектами сформировалось как новая культура управления и стало своеобразным "мостом" в цивилизованном бизнесе и деловом сотрудничестве для стран с различной историей развития, разными традициями, экономикой и культурой. Сейчас уже трудно назвать хотя бы один проект мирового или национального значения, который осуществлялся бы вне рамок идеологии и методологии управления проектами. Сложно также назвать хотя бы одну известную в мире компанию, не использующую в своей практике методы и средства управления проектами для инновационного развития и успешного ведения бизнеса. Сегодня зрелость и конкурентоспособность целых государств и их экономики оценивается, в том числе, и по критериям достигнутого ими уровня зрелости проектно-ориентированного управления.
Масштабы и роль управления проектами в современном мире можно охарактеризовать следующими цифрами. По оценкам мировых экспертов35, сегодня свыше 15 млн. специалистов во всем мире вовлечено в проектно-ориентированную деятельность по осуществлению преобразований в различных сферах, созданию новых продуктов и услуг. На проекты и программы ежегодно расходуется около 30% мирового бюджета, или $45 трлн. Профессиональное мировое сообщество включает свыше 300 тыс. специалистов по управлению проектами, работающих практически во всех сферах проектной деятельности и принадлежащих к глобальной сети профессиональных международных и национальных организаций. Около 220 тыс. из них являются членами PMI, 50 тыс. -членами IPMA.
Развитие методов профессионального управления проектами в нашей стране, так же как и в других странах, началось в период индустриализации 1930-х гг. Оно осуществлялось в русле мирового развития, правда, с некоторым отставанием от Запада. В конце 50-х годов в США для осуществления программы исследовательских и конструкторских работ по созданию ракеты "Поларис" впервые был использован метод планирования и управления, основанный на идее определения, оценки вероятных сроков и контроля так называемого "критического пути" всего комплекса работ. Результаты превзошли все ожидания: во-первых, заметно уменьшилось число сбоев в работе из-за несогласованности используемых ресурсов, резко сократилась общая продолжительность выполнения всего комплекса работ, получен огромный эф-
34 Журнал «Национальные проекты» № 9(28), 2008 год http://www.rus-reform.rU/magazine/archive/28/2/10001308
35 «Россия в мировом сообществе управления проектами» Воропаев В. Журнал «Стратегия и конкурентоспособность» №6 (9) 2006 г. С. 82
фект из-за снижения суммарной потребности в ресурсах и, соответственно, уменьшения общей стоимости программы. Вскоре после того, как результаты выполнения программы "По-ларис" стали достоянием общественности1 , весь мир заговорил о методе PERT (Project Evaluation and Review Technique) как о новом подходе к организации управления.
Остановимся более подробно на понятии проекта. Проект — совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия, а также замысел, план. По М.Н. Прохорову, проектирование — процесс создания проекта — прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния36. В.Н.Бурков37 считает, что проект — комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения, в течение заданного периода времени и при установленном бюджете, поставленных задач с чет-
38
ко определенными целями. И.М.Волков и М.В.Грачева определяют проект устойчивым и эффективным, если во всех рассмотренных ситуациях интересы участников соблюдаются, а возможные неблагоприятные последствия устраняются за счет созданных запасов и резервов или возмещаются страховыми выплатами. Проект — это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов39. Иначе говоря, проектом считается группа взаимосвязанных задач, выполняемых в рамках выделенного бюджета с целью получения запланированного результата специально созданной для этого командой. Причем начало и окончание проектных работ четко определены.
Проекты бывают простыми и сложными, кратко- и долгосрочными, с ограниченным и солидным бюджетом, рискованными и с вполне управляемыми рисками, да и результаты их могут довольно серьезно различаться. Но принципы современного управления применимы ко всем без исключения проектам.. Иначе говоря, проектом считается группа взаимосвязанных задач, выполняемых в рамках выделенного бюджета с целью получения запланированного результата специально созданной для этого командой. При чем начало и окончание проектных работ четко определены. Проекты бывают простыми и сложными, кратко- и долгосрочными, с ограниченным и солидным бюджетом, рискованными и с вполне управляемыми рисками, да и результаты их могут довольно серьезно различаться. Но принципы со-
36 Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. М.Прохоров.2-е изд., перераб. и доп. М.; СПб., 1998
37
Из материалов Мирового банка (цит. по: Бурков В.Н., Новиков А. Как управлять проектами. М., 1997. С.
8)
38Волков И.М., Грачева М.В. Проектный анализ. М., 1998, С.154
Журнал «Справочник экономиста», № 7 за 2008 год
временного управления применимы ко всем без исключения проектам. Чтобы осуществлять стратегическое управление, необходимо решить три основных задачи:
• разработать видение будущего на высшем уровне (миссия, пути развития);
• провести документирование основных целей и стратегий;
• реализовать конкретные проекты для достижения стратегических целей.
Цель — это описание того, чего мы хотим достичь. Стратегия — способ достижения
цели. В любом случае необходимыми условиями для реализации проектов являются четко поставленная цель, выделенные в достаточном количестве ресурсы, бездефицитный бюджет и разумный срок выполнения. Но эти условия не являются достаточными, так как нужна еще команда обученных исполнителей. Им придется решать стандартные для управления проектами задачи. Например, выделение работ, определяющих срок выполнения проекта и способы сокращения этого срока, определение уровня расходования ресурсов в каждый период времени и способы разрешения ресурсных конфликтов, перепланирование и анализ стоимости проекта по завершении при изменении директивного графика и многие другие. Управление Проектами - это тот инструмент, который позволяет удерживать проект в согласованных временных и бюджетных рамках.
Рассмотрим более детально приоритетный национальный проект «Здоровье». Он стартовал 1 января 2006 года. Проект уже получил название «национального приоритетного проекта» и был разработан для реализации предложений Путина В. В. по совершенствованию медицинской помощи в Российской Федерации. Основная задача проекта - улучшение ситуации в здравоохранении и создание условий для его последующей модернизации.
В ходе реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в состоянии здоровья населения наметился ряд положительных тенденций. В 2006 году смертность в России снизилась на 138 тыс. человек, а за четыре месяца 2007 года по сравнению с аналогичным периодом 2006 года - более чем на 52 тыс. человек. Число родившихся увеличилось с 1 215 тыс. детей в 2000 году до 1 476 тыс. детей в 2006 году. В 2006 году рождаемость составляла 10,6 случая на 1000 человек40. В рамках реализации национального проекта «Здоровье» можно выделить три основных направления: повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, усиление профилактической направленности здравоохранения, расширение доступности высокотехнологичной медицинской помощи.
Основное внимание планируется уделить укреплению первичного медицинского звена (муниципальные поликлиники, участковые больницы) — увеличению зарплаты участко-
вым врачам и медсестрам, оснащению этих медучреждений необходимым оборудованием, переобучению врачей общей практики, введению родовых сертификатов.
В 2008 году финансирование приоритетных национальных проектов превысит 330 млрд руб. Об этом сообщил Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин41. Выступая на заседании президиума Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, глава Правительства подчеркнул, что все сферы, по которым были запущены проекты, «по-прежнему остаются в центре нашего внимания». При этом по некоторым направлениям финансирование может превысить запланированные объемы, сообщил премьер.
В рамках нацпроекта «Здоровье» в текущем году начал реализовываться проект создания региональных и муниципальных сосудистых центров. Согласно проекту в каждом субъекте РФ появится региональный сосудистый центр, а в муниципальных учреждениях здравоохранения будет создано 3-6 сосудистых отделений. «Это позволит обеспечить доставку больного в больницу и начало оказания ему помощи в течение первых трех часов после обострения», - заверил премьер. Кроме того, предполагается организовать «круглосуточную работу диагностических служб, телемедицинскую связь, оптимизировать работу «скорой помощи» и обеспечить проведение ранней реабилитации», отметил он.
На реализацию этого проекта в 2008 году будет выделено 3,6 млрд руб., в том числе на закупку оборудования в 12 субъектах РФ - 2,9 млрд руб. и 731 млн руб. - на оснащение федеральных клиник. Затем, обратившись к теме дальнейшей реализации приоритетных национальных проектов, Владимир Путин напомнил, что в феврале на заседании Совета было дано поручение продумать модель последующих преобразований в образовании, здравоохранении и жилищной отрасли, «с учетом опыта работы по нацпроектам сформировать наши планы до 2012 года и оформить их в виде комплексных программ по соответствующим направлениям». По итогам заседания президиума заместитель Председателя Правительства Александр Жуков сообщил, что приоритетные национальные проекты будут переформатированы в государственные программы, реализация которых начнется с 2009 года. По его словам, госпрограммы будут подготовлены в течение ближайшего месяца. «На следующем заседании Совета по нацпроектам они будут рассмотрены», - сказал вице-премьер. Он подчеркнул, что необходимые на реализацию новых госпрограмм средства уже заложены в бюджете.
Со слов Главы Минздравсоцразвития России Татьяны Голиковой известно, что все
41 http://www.rost.rU/themes/2008/09/241737_15180.shtml#
направления национального проекта «Здоровье», которые реализовывались в 2008 году, будут продолжены в рамках государственной программы развития здравоохранения до 2012 года и к ним добавятся еще три новых. Прежде всего, это развитие онкологической помощи населению, на которую предполагается выделить 28,5 млрд руб. Кроме того, предполагается реализация нового направления по развитию здорового образа жизни. «Применительно к Минздравсоцразвития это пропаганда здорового образа жизни в части борьбы с алкоголизмом и табакокурением. Здесь предполагается финансовое обеспечение в объеме 3,5 млрд руб.», - сообщила министр. Также, по ее словам, с 2009 года начинается «достаточно серьезная работа по информатизации системы здравоохранения в целом». До сих пор информатизация осуществлялась самостоятельно субъектами РФ. «Сегодня перед нами стоит задача более серьезного подхода к информатизации здравоохранения. Помимо достаточно серьезных денег, которые в рамках госпрограммы оцениваются в сумме более 16 млрд руб., предполагается еще и создание регистра больных, создание полной базы данных по лечебно-профилактическим учреждениям, по электронной карте пациента»42, - сказала Татьяна Голикова.
На обновленный национальный проект "Здоровье" в ближайшие четыре года будет истрачено 716 млрд рублей, объявил главный санитарный врач России Геннадий Онищенко. По его мнению, эти деньги "позволят закрепить положительные тенденции, уже достигнутые результаты по многим направлениям".
В обновленном нацпроекте будут выделены несколько новых направлений. "Прежде всего, это будут мероприятия по воспитанию и пропаганде здорового образа жизни. Здесь будет две подпрограммы - борьба с табакокурением и употреблением алкоголя", - отметил главный санитарный врач.
Вторым направлением станет профилактика различных инфекционных заболеваний и болезнях, представляющих наибольшую опасность для людей, добавил главсанврач. Финансирование нацпроекта "Здоровье" составляет около 12% от всего бюджета здравоохранения. Курировать проект начинал еще Дмитрий Медведев - в ранге первого вице-премьера правительства.
С 2009 года проект "Здоровье" будет преобразован в государственную программу развития здравоохранения до 2012 года. В программе будут выделены три направления: онкологическая помощь населению, борьба с курением и алкоголизмом, и информатизация учреждений здравоохранения.
При этом на формирование здорового образа жизни в 2009 году из федерального бюджета будет выделено 830 млн рублей, а более 6 млрд планируется направить на совершенствование медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями.
На развитие медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями из бюджета будет выделено 3,1 млрд рублей, на помощь пострадавшим в ДТП - 2,6 млрд, на финансирование службы крови - 4,2 млрд.
Россия занимает первое место в мире по аварийности на дорогах. Смертность от всех видов транспортных несчастных случаев (главным образом при ДТП) составляет 27,7 на 100 тысяч населения - это практически в 3,3 раза выше, чем в "старых" странах ЕС (8,4) и в 2,2 раза больше, чем в "новых" странах ЕС (12,6).
В 2007 году смертность от онкологических заболеваний составила 202,3 на 100 тысяч человек. Смертность населения России в возрасте 0-64 лет от онкологических заболеваний на 30% превышает этот показатель в "старых" странах ЕС и находится на одном уровне с "новыми" странами ЕС. Из-за поздней диагностики онкологические заболевания в России приводят к высокой доле смертей в течение первого года после установления диагноза.
В Российской Федерации сегодня курят более 40 млн человек: 63% мужчин и 30% женщин, 40% юношей и 7% девушек. Ежегодно количество курящих в России увеличивается на 1,5-2%, захватывая женщин и подростков. Темп роста курящих в России является одним из самых высоких в мире, и при этом в последние три года количество сигарет, выкуриваемых в стране, увеличивается с темпом 2-5% в год.
Потребление алкоголя в России составляет 18 литров на душу населения в год (в пересчёте на чистый спирт). Именно с потреблением алкоголя связана столь низкая продолжительность жизни мужчин по сравнению с женщинами в России. Эти данные приводятся в докладе министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой43 на конференции, посвящённой подведению итогов реализации проекта Здоровье в первой половине 2008 года.
При составлении методики реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» были использованы наработки классиков проектного менеджмента Института управления проектами США. Согласно теории управление проектами рассматривается как метод корпоративного менеджмента в постоянно меняющейся сфере бизнеса с использованием высоких технологий управления.
43 http://www.versii.com/news/164909/
В практическом применении это позволяет:
• создать команду профессионалов, направленную на выполнение конкретной задачи;
• разработать план действий до момента начала выполнения работы, чтобы она была максимально эффективна;
• жестко контролировать процесс реализации проекта, внося при необходимости корректировки и способствуя тем самым выработке наиболее эффективного алгоритма его реализации;
• зафиксировать весь процесс реализации проекта для накопления полученного как положительного, так и отрицательного опыта, чтобы избежать повторения ошибок в будущем при реализации других проектов.
Подводя итог, можно заключить, что управлять учреждениями сферы здравоохранения должны опытные руководители, обладающие компетенциями в области менеджмента, наделенные видением стратегии и тактики реализации проектов и умеющие в кратчайшие сроки максимально эффективно реализовывать проекты в жизнь.
Все предложенные высшим руководством страны методы управления системой здравоохранения подробно рассматривались и изучались членами Региональной ассоциации менеджеров здравоохранения (РАМЗ).
По мнению руководства РАМЗ, основным тормозом на пути реализации национального проекта «Здоровье» является существующий дисбаланс, наблюдающийся в процессе внедрения в жизнь высоких медицинских технологий и большом дефиците высоких технологий управления лечебными учреждениями.
В рамках национального проекта выделяются финансовые средства на приобретение высококачественного медицинского оборудования, медицинского транспорта, строительство новых клиник и лечебных корпусов, и от того, насколько эффективно будут распоряжаться этими средствами руководители учреждений здравоохранения на местах, во многом зависит успех его реализации. В ходе выполнения проекта предусмотрены образовательные программы, в том числе по подготовке врачей общей практики. В ведущих образовательных медицинских учреждениях страны есть кафедры организации здравоохранения и выделяются финансовые средства для обучения. Между тем, в реальной действительности основная ответственность за работу всех подразделений и персонала возлагается на руководителей лечебных учреждений. От их способностей, знаний и компетенции зависит практически вся организация работы в медицинских учреждениях, что неизменно сказывается и на состоянии
медицинской отрасли в целом. Поэтому необходимо учитывать роль переподготовки самих руководителей медицинских организаций в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». Современный менеджер должен владеть знаниями в области общего управления, маркетинга, управления персоналом и управления финансами. Подготовка руководителей сферы здравоохранения по этим курсам уже пятый год осуществляется на базе Высшей экономической школы Санкт-Петербургского Университета экономики и финансов. В этом высшем учебном заведении города создана и действует на практике уникальная специализированная программа профессиональной переподготовки для руководителей медицинских организаций «Менеджмент в здравоохранении». Основной ее целью является обучение современным методикам, технологиям, процедурам управления и развитие практических навыков управления. Эта программа позволяет руководителям медицинских учреждений изучить в теории, а затем применить на практике ключевые принципы управления: принятие эффективных управленческих решений, организация взаимодействия подчиненных и контроль исполнения.
Следует иметь в виду, что реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» - лишь первый «точечный» шаг по повышению социальной эффективности государственных программ.
О.Н. Яковенко, Т.Д. Прокофьева, Е.Г. Максимова, М.И. Хакимова ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КРАСНУХИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Иркутский государственный медицинский университет; Городской Центр Молекулярной диагностики, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области»
Особенности эпидемического процесса краснухи, как широко распространенного, в клиническом отношении нетяжелого, острого инфекционного заболевания, приобретают большую значимость в связи с возможным заражением беременных и внутриутробным инфицированием плода. Частота врожденных случаев краснухи в известной степени регулируется уровнями заболеваемости и формированием естественного и искусственного иммунитета населения и может оказывать значительное влияние на демографические процессы на территории.
С введением плановой вакцинации против краснухи в РФ уровни регистрируемой заболеваемости на территории Иркутской области снизились: тенденция составляет в среднем