Научная статья на тему 'Первые итоги национального проекта "Здоровье"'

Первые итоги национального проекта "Здоровье" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
800
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы —

Первые итоги национального проекта "Здоровье"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первые итоги национального проекта "Здоровье"»

ПЕРВЫЕ ИТОГИ

НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ»

На официальном портале Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике www.rost.ru состоялась интернет-конференция Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Михаил Зурабов ответил на вопросы о первых результатах национального проекта, текущей ситуации и планах на будущее. Организаторы интернет-конференции - редакция сайта www.rost.ru при поддержке газеты «Известия»

*

Когда начнут получать дополнительные выплаты участковые терапевты, работающие в федеральных учреждениях здравоохранения и обслуживающие городское население?

С начала 2007 года начнут получать денежные выплаты медицинские работники учреждений первичного звена здравоохранения, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства и Российской академии наук.

Когда планируется повысить зарплату врачей детских поликлиник?

Заработная плата врачей-педиатров участковых повышена с 2006 г. в рамках реализации национального приоритетного проекта «Здоровье».

Повышение заработной платы другим категориям медицинских работников детских поликлиник планируется с 2007 г. В рамках нацпроекта вводится 3-й талон родового сертификата, стоимость которого

'енеджер

здравоохранения, 2007, N"2

составляет 1000 рублей. Эти финансовые средства будут направлены для оплаты труда врачей детских поликлиник.

Что планируется сделать для повышения оплаты труда врачей в стационарах?

В 2007 году запланировано проведение «пилотных» проектов, направленных на повышение качес услуг в сфере здравоохранения в 17 субъектах Российской Федерации. В рамках реализации «пилотных» проектов будет увеличен уровень оплаты труда в среднем до 40%. В некоторых субъектах Российской Федерации будет отработана модель отраслевой оплаты труда с учетом качества и объема ме, цинской помощи.

\ Имеет ли право медицинское учреждение самостоятельно определять круг работников,

/ получающих доплаты за проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан и оказание им первичной медико-социальной помощи, или существует конкретный перечень?

Перечень медицинских работников, подлежащих дополнительным денежным выплатам (за исключением врачей-терапевтов участковых, врачей общей (семейной) практики и медицинских сестер, работающих с ними), а также распределение полученных средств, осуществляются руководителем учреждения здравоохранения на основании принятого локального нормативного акта, согласованного с учредителем, в соответствии с положением об оплате труда учреждения, утвержденным в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.

Решение вопроса стимулирующих выплат младшего и прочего персонала руководитель учреждения здравоохранения может урегулировать в рамках трудового законодательства за счет средств, формирующих фонд оплаты труда учреждения.

Не боитесь ли Вы, что при таком неоднозначном подходе к оплате труда врачей в по. клиниках и стационарах скоро не останется хороших специалистов узкой направлен-

ности?

Общий объем дополнительных денежных средств, направляемых в амбулаторно-поликлинические учреждения здравоохранения за оказанную медицинскую помощь в 2006 году, включает дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи неработающим пенсионерам (6,4 млрд. руб.), амбулаторно-поликлинической помощи работающим гражданам (7,0 млрд. руб.), дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и/или опасными производственными факторами (1,9 млрд. руб.), за дополнительную диспансеризацию работников бюджетной сферы (2,0 млрд. руб.), родовых сертификатов (10,5 млрд. руб.).

Указанные средства направлены на повышение уровня оплаты труда врачей-специалистов первичного звена, что позволило увеличить заработную плату в 1,8-2 раза и довести ее до уровня 11 000-

1енеджер

здравоохранения, 2007, №2

3 000 руб. в среднем по Российской Федерации и тем самым сократить дифференциацию в уровне оплаты труда между участковыми врачами и врачами-специалистами, работающими в первичном звене.

#

Не планируется ли в качестве одной из мер улучшения демографической ситуации в стране включение экстракорпорального оплодотворения в приоритетный национальный проект «Здоровье»?

В настоящее время включение экстракорпорального оплодотворения в приоритетный национальный проект «Здоровье» не планируется.

\ Какой будет верхняя граница нового ежемесячного пособия по уходу за ребенком до / полутора лет: 6 тыс. руб. или 40% заработка матери?

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 19 мая 1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей в редакции Федерального закона от 5 декабря 2006 года №207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком с1 января 2007 года устанавливается в следующих размерах:

♦ для неработающих (не служащих, не обучающихся) - 1500 руб. по уходу за первым ребенком и 3000 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми;

♦ для работающих (служащих) 40% среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. При этом минимальный размер пособия составляет 1500 руб. по уходу за первым ребенком и 3000 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6000 руб.

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов.

В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер пособия, исчисленный в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи, суммируется. При этом суммированный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не может превышать 100% размера указанного заработка (дохода, денежного довольствия) и не может быть менее суммированного минимального размера пособия.

При определении размера ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка.

В случае ухода за ребенком (детьми), рожденным (рожденными) матерью, лишенной родительских прав в отношении предыдущих детей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размерах, установленных настоящей статьей, без учета детей, в отношении которых она была лишена родительских прав.

'енеджер

здравоохранения, 2007, N"2

Планируется ли в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» идеологическая или финансовая поддержка создания централизованных диагностических служб, ориентированных на выполнение сложных и массовых диагностических исследований для регионов?

Нет, не планируется. В рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения для повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи населению, на которую возложена основная нагрузка по массовому диагностическому обследованию населения, разработаны и реализованы в 2006 году мероприятия по оснащению амбулаторно-поликлинических учреждений диагностическим оборудованием для рентгенологических, ультразвуковых, эндоскопических, лабораторных и электрокардиографических исследований.

Создание и финансирование диагностических центров относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.

мидела-

ий-

\ Планируется ли в рамках нацпроекта привлечение (или стимулирование привлечения) / частных инвестиций для создания перспективных структур, ориентированных на выполнение государственных программ госгарантий?

Законодательством Российской Федерации в сфере здравоохранения и системы обязательного меди-ализации территориальных программ государственных гарантий по оказанию медицинской помощи на-

цинского страхования предусмотрено участие медицинских организаций всех форм собственности в ре-селению за счет средств системы ОМС. Необходимыми условиями при этом являются: наличие лицензии

на осуществление соответствующих видов деятельности, соблюдение договорных обязательств перед страховщиком, ведение государственной статистической отчетности и включение медицинских организаций Перечень учреждений и организаций, работающих в системе ОМС.

В ряде субъектов Российской Федерации имеются примеры активного участия частного сектора здравоохранения в реализации государственных и муниципальных годовых заданий в рамках территориальных программ ОМС (ЗАО «Центродент» в Калининградской области и др.).

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации считает целесообразным участие частных медицинских структур в реализации Программы государственных гарантий и в дальнейшем.

\ Развитие спорта, особенно детского и молодежного, сегодня не включено ни в нацпроект

/ «Здоровье», ни в «Образование».

Развитие спортивных программ не относится к ведению Минздравсоцразвития России.

Росспортом разработана федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года №7, которая включает мероприятия не только по созданию и развитию инфраструктуры для занятий физкультурой и спортом, но и по повышению доступности массового спорта для подростков и молодежи и реализуется уже в текущем году.

Iенеджер

здравоохранения, 2007, №2

Учитывались ли возможности регионального здравоохранения при планировании проведения дополнительной диспансеризации работников бюджетной сферы и дополнительных медосмотров работников «вредных» предприятий? В итоге поликлиники получили такой «план по валу», что врачам приходится осматривать до 100 человек за смену. Планы на будущий год не меньшие. О какой качественной медицинской помощи может идти речь при такой нагрузке?

С целью упорядочения проведения дополнительной диспансеризации Минздравсоцразвития России определена расчетная численность работников бюджетной сферы, подлежащих дополнительной

I диспансеризации в 2006 году, в разрезе субъектов Российской Федерации, которая направлена в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальные фонды ОМС.

Порядок и объем проведения в 2006 году дополнительной диспансеризации и дополнительных медицинских осмотров регламентированы Приказами Минздравсоцразвития России от 22.03.2006 №188 и от 22.03.2006 №189. Организация работы лечебно-профилактического учреждения по реализации указанных мероприятий осуществляется руководителем учреждения, в случае недостаточности конкретных специалистов учреждение вправе заключать договор со специалистами из другого учреждения, имеющего лицензию на данный вид деятельности.

Почему сельским больницам не дано право распоряжаться по своему усмотрению оборудованием, которым укомплектованы поставляемые в рамках нацпроекта «Здоровье» машины «скорой помощи»? Выездные бригады в таких больницах фельдшерские, поэтому оборудо-ание остается без дела, а его можно было бы разукомплектовать для работы в отделениях?

в«

Для совершенствования оказания скорой медицинской помощи населению Российской Федерации инистерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации Приказом от 31.12.2005

I. °752 «Об оснащении санитарного автотранспорта» регламентированы уровни оснащенности автомобилей скорой медицинской помощи и реанимобилей в зависимости от объема оказания скорой медицин-

|ской помощи. Целью мероприятий, проводимых в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, является укомплектование врачебными кадрами скорой медицинской помощи, а также повышение качества и доступности медицинской помощи населению Российской Федерации. В связи с этим запрещено разукомплектовывать санитарный автотранспорт. Необходимо стремиться к укомплектованию скорой медицинской помощи врачебными кадрами.

Как распределяются санитарные автомобили по учреждениям здравоохранения в регионах? Почему оборудованные для оказания экстренной медицинской помощи машины получают поликлиники и используют их для транспортировки участковых врачей по вызовам, а службы «скорой помощи» по-прежнему пользуются УАЗиками без оборудования?

Автомобили скорой медицинской помощи поставляются в учреждения здравоохранения, имеющие в своем составе отделения и станции скорой медицинской помощи, а также в учреждения санитарной авиации строго по Постановлению Правительства РФ и по представленным субъектами заявкам.

'енеджер

здравоохранения, 2007, N"2

Если учреждение здравоохранения, о котором Вы говорите, не оказывает услуги скорой медицинской помощи, то после проверки будет дано поручение органу управления здравоохранением о его перераспределении.

В 2007 году будут продолжены поставки автомашин скорой медицинской помощи, «детских» и «взрослых» реанимобилей и планируется поставка в труднодоступные районы санитарного автотранспорта па базе гусеничных вездеходов.

*

ско-

Есть ли смысл во вкладывании денег в обеспечение российских регионов машинами «> рой помощи», которые быстро придут в негодность, не выдержав борьбы с бездорожьем, вместо того, чтобы развивать санитарную авиацию, которая действительно способна обеспечить скорую медицинскую помощь?

Смысл есть. Автопарк автомашин скорой медицинской помощи не обновлялся много лет. Санита ную авиацию, безусловно, следует развивать, особенно в тех регионах, где невозможно использовать другие виды санитарного транспорта. В 2006 году заявки на санитарную авиацию поступили от трех субъектов РФ. Минздравсоцразвития планирует решать данный вопрос, но в рамках других федеральных целевых программ. Следует отметить, что также требуют решения и заявки субъектов Российской Федерации на развитие «плавающих учреждений здравоохранения».

Учитывались ли рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и международный опыт при включении в нацпроект «Здоровье» программы массового оснащения региональных клиник флюорографическим оборудованием? С 1993 года ВОЗ призывает отказаться от порочной концепции борьбы с туберкулезом, частью которой являются массовые флюорографические обследования и длительное стационарное лечение, до сих пор практикуемые в РФ.

В настоящее время международного нормативного правового документа, специально утверждающего порядок диагностики туберкулеза, не существует. В соответствии с Федеральным законом «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» признаки активной формы туберкулеза устанавливаются в результате проведения клинических, лабораторных и рентгенологических исследований. Россия принимает участие в реализации программы ВОЗ «Актуальные задачи внедрения глобальной стратегии борьбы с туберкулезом», средства которой направляются на развитие лабораторной службы и внедрение стандартов химиотерапии. Это, однако, не исключает необходимости использования традиционного для страны флюорографического исследования с учетом того, что более четверти граждан страны проживают в районах, труднодоступных или удаленных от мест расположения медицинских противотуберкулезных организаций, оказывающих противотуберкулезную помощь и осуществляющих профилактику туберкулеза.

*

Почему при планировании строительства в рамках нацпроекта «Здоровье» новых медицинских центров не были учтены недостроенные объекты здравоохранения, обязательно имеющиеся во всех регионах? Часто это уже возведенные больничные корпуса, которым

1енеджер

здравоохранения, 2007, №2

не хватает только внутренней отделки? Ведь это помогло бы сэкономить значительные средства бюджета?

В рамках национального проекта «Здоровье» планируется создание федеральных центров высоких медицинских технологий в области сердечно-сосудистой хирургии, травматологии, ортопедии и нейрохирургии. Создание таких центров требует не только суперсовременного оборудования, но и современ-ых зданий, оснащенных надежными инженерными системами, квалифицированных кадров. Строительство медицинских центров в рамках национального проекта «Здоровье» будет осуществляться из модульных конструкций. Такое строительство имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными методами:

1. Сборка модульных конструкций происходит в теплых заводских цехах, что повышает качество строительства.

2. Сооружения, выполненные из модульных конструкций, соответствуют самым высоким международным требованиям, предъявляемым к высокотехнологичным сооружениям с современными коммуникациями, и отвечают самым жестким европейским требованиям к «чистым» помещениям.

3. Сооружения легко разбираются, утилизируются, а также модернизируются в случае замены старых технологических блоков на более современные. Это также позволяет в случае необходимости осуществить полную разборку здания и его сооружение уже в другом месте.

4. Стоимость квадратного метра модульных сооружений приближается к стоимости квадратного метра сооружений из монолитного железобетона.

5. Для изготовления модульных конструкций зданий применяются металлические профили и ограждающие конструкции с утеплителями, что позволяет легко переносить данные технологические производственные линии в любой регион, а также производить модификацию конструкций в соответствии с любыми климатическими условиями без значительных дополнительных капитальных вложений.

6. Модульные конструкции позволяют значительно снизить срок ввода в эксплуатацию объектов - период от утверждения проектной документации до ввода в эксплуатацию составляет не более 6 месяцев.

Важно отметить, что для обеспечения работоспособности и нормальной эксплуатации медицинского оборудования требуются особые условия эксплуатации, а также высокая точность исполнения самих конструкций зданий, включая фундаменты, надежность инженерных систем. К сожалению, уже существующие недостроенные медицинские корпуса не отвечают указанным требованиям, в большинстве случаев в этих зданиях невозможно осуществить установку современного медицинского оборудования без существенной перепланировки, а также установки современных систем регулирования параметрами микрокли-лата в помещениях, без которых невозможна эксплуатация этого медицинского оборудования. За последнее время значительно изменились требования санитарных, эпидемиологических и пожарных нормативов для медицинских учреждений, что требует существенной переработки проектов. Все это ведет к значи-

Гтельным затратам по завершению строительства уже существующих зданий и их переоборудования под современные медицинские технологии. Причем эти затраты сопоставимы с затратами на сооружение новых зданий.

\ Готовы ли детские поликлиники принять большее количество детей, ведь за последнее десяти/ летие многие из них были закрыты, так же и детские сады? Проводились ли исследования рынка детского питания, которого должно хватить на всех новорожденных, и прочее?

'енеджер

здравоохранения, 2007, N"2

За последние пять лет число детских поликлиник практически осталось на одном уровне. Вместе с тем изменились формы работы детских поликлиник, в их деятельность внедряются современные организационные формы (дневные стационары, стационары на дому), расширены штатные нормативы врачебного персонала. В рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения увеличена заработная плата врачей-педиатров участковых, что позволило улучшить укомплектованность детских поликлиник врачами-педиатрами, улучшилась оснащенность детских поликлиник медицинским оборудованием. Все это позволяет надеяться, что при увеличении численности детского населения поликлиники не только справятся с возросшей нагрузкой, но и не допустят ухудшения качества оказания медицинской помощи детям.

\ Будут ли продолжены поставки санитарных автомобилей в регионы в будущем году? Пре,

/ полагается ли оснащать машины «скорой помощи», закупаемые для сельских районов, рациями?

Поставки будут продолжены. На приобретение санитарного автотранспорта в 2007 году предусмотрено 3,9 млрд. руб. Субъектам Российской Федерации для выбора был предоставлен следующий перечень:

1. Автомашины скорой медицинской помощи, оснащенные по классу А.

2. Автомашины скорой медицинской помощи, оснащенные по классу В.

3. Реанимобили для взрослых.

4. Реанимобили для новорожденных.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Весь указанный автотранспорт, по желанию субъектов РФ, может быть изготовлен как в обычно исполнении, так и повышенной проходимости).

5. Санитарный автотранспорт, оснащенный по классу В, на базе гусеничных вездеходов.

Следует отметить, что решение о том, что закупать и куда поставлять, субъекты принимают самостоятельно. Заявки представляются в соответствии с выделенными лимитами.

В поставляемых автомашинах скорой медицинской помощи проведена радиоподготовка, то выполнена разводка антенных проводов, проводов электропитания, установлены крепления и др. ким образом выполнены все подготовительные работы для установки раций.

\ Возможно ли рассмотрение вопроса в рамках национального проекта, о выделении «ско-

/ рой помощи» в структуру, деятельность которой подчинена не муниципальному образованию, а непосредственно федеральному центру, как например психиатрическая, наркологическая, противотуберкулезная и другие службы?

Согласно ст.15 п. 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам ведения муниципального района относится организация оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной). Порядок оказания скорой медицинской помощи регламентирован Приказом Минздравсоцразвития России от 01.11.2004 №179 «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи» (зарегистрирован в Минюсте РФ 23.11.2004 №6136).

енеджер

здравоохранения, 2007, №2

5

Вопрос о возможности участия частных клиник в реализации нацпроекта «Здоровье». Частники готовы снизить стоимость своих услуг на ту сумму, которую компенсировало бы им государство: скажем, вычесть из стоимости платных родов 5000 руб. при возможности получать средства в рамках программы «Родовый сертификат». Представители частных клиник мотивируют это тем, что их пациенты платят налоги так же, как и люди, наблюдающиеся в государственных клиниках, и поэтому имеют право на поддержку со стороны государства.

В настоящее время в рамках родового сертификата осуществляется оплата услуг только государственных и муниципальных учреждений здравоохранения; рассматривается вопрос об участии в программе «Родового сертификата» медицинских учреждений других форм собственности при условии получения ими государственного и/или муниципального заказа в части медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также в части диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни.

Предложение включить в нацпроект программу обучения менеджеров здравоохранения.

/ Сейчас в рамках нацпроекта учат только врачей, однако специальная подготовка управленцев для здравоохранения могла бы существенно сократить затраты ЛПУ. Как вы относитесь к такой инициативе?

Я

1

Это очень важный вопрос.

В ВУЗах Росздрава в последние 5 лет открыты факультеты подготовки управленцев, менеджеров по программам высшего образования. Эта подготовка осуществляется не только из числа выпускников общеобразовательных школ, но и из числа стажированных специалистов, в том числе с медицинским образованием (второе высшее образование), из числа лиц имеющих среднее медицинское образование, - факультеты высшего сестринского образования.

Финансирование подготовки обучения менеджеров здравоохранения в рамках национального проекта не запланировано, но работа в этом направлении осуществляется достаточно активно. Следует отметить также, что в учебные программы повышения квалификации врачей первичного звена здравоохранения включены вопросы менеджмента и управления в здравоохранении, разработаны специаль-ые учебные программы циклов тематического усовершенствования. С учетом потребности каждый субъект Российской Федерации может направить своих специалистов в ВУЗ на обучение по любой из утвержденных программ.

Допустимо ли назначать диспансерные осмотры вне приемных часов участкового врача, за счет его личного времени? Ведь в таком случае речь идет не о повышении зарплаты врача за счет увеличения нагрузки, а об оплате дополнительного рабочего времени. Зарплата же при этом не повышается.

За выполнение дополнительных объемов медицинской помощи в пределах установленной работнику законодательством продолжительности рабочего времени работодатель устанавливает ему над-

'енеджер

здравоохранения, 2007, N"2

бавку стимулирующего характера к заработной плате по трудовому договору на срок до одного года.

Одновременно работодатель имеет право в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации (статья 97), привлекать работника к работе за пределами продолжительности рабочего времени, установленной для данного работника трудовым договором (локальными нормативными актами или коллективным договором учреждения), при этом работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником, и производить дополнительные выплаты пропорционально отработанному времени.

\ Дает ли право родовый сертификат на бесплатные обследования во время беремен/ ности и на какие именно: только на стандартные или на те, что назначаются дополнительно? тельно?

Родовый сертификат не является документом, определяющим объем оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов. Обследования беременных женщин, предусмотренные стандартом медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий, выполняются бесплатно. Обследования, не предусмотренные стандартом, могут оказываться за дополнительную плату.

\ В какие сроки должны получать доплаты врачи, участвующие в проведении дополнитель-

ной диспансеризации?

Оплата производится за предшествующий период в соответствии с выполненными объемами р по дополнительной диспансеризации на основании оплаченных страховыми организациями реестров счетов, представленных учреждением здравоохранения, которые формируются по законченному случаю дополнительной диспансеризации (проведены осмотры всеми врачами-специалистами с использованием установленных лабораторных и функциональных исследований, определена группа состояния здоровья, установлен диагноз по международной классификации болезней).

\ Когда планируется подключение к сети Интернет региональных медицинских учрежде-/ ний, в частности, сельских больниц?

Развитие региональных систем мониторинга, сбора и анализа информации о состоянии здоровья населения является актуальной задачей отечественного здравоохранения. Для этого в 2007 году при закупке медицинского оборудования в рамках Проекта будет предусмотрена возможность использования накапливаемой диагностической информации в работе электронных информационно-аналитических систем.

Таким образом, в случае заблаговременного выделения средств в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований все лечебно-профилактические учреждения, в том числе и сельские больницы, получат возможность эффективного использования Интернет-технологий.

енеджер

здравоохранения, 2007, №2

С

I

Планируется ли включить ведомственные медицинские учреждения в реализацию нац-проекта и обеспечить тем самым «ведомственным» медицинским работникам дополнительные выплаты?

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год» (ст.57) предусмотрены ассигнования федерального бюджета Федеральному медико-биологическому агентству и Российской академии наук на финансовое обеспечение государственного задания на оказание дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) и их медицинскими сестрами учреждений здравоохранения, находящихся в их ведении (при условии размещения в этих медицинских учреждениях муници-ального заказа на оказание первичной медико-санитарной помощи). Ассигнования направляются на осуществление денежных выплат указанным категориям медицинских работников.

Медицинские учреждения ОАО «РЖД», являясь негосударственными учреждениями, не могут быть получателями средств федерального бюджета.

Будут ли разработаны и внедрены в 2007 году критерии оценки, которые позволят привязать заработную плату врача к объемам и качеству выполненной работы?

Минздравсоцразвития России разработаны критерии качества деятельности медицинских работников первичного звена здравоохранения и рекомендованы субъектам Российской Федерации для внедрения в 2007 году, однако они не распространяются на денежные выплаты.

\ Как повлияло введение родового сертификата на качество обслуживания и медицинской * помощи женщинам и новорожденным?

В ходе внедрения родового сертификата впервые установлена оплата за оказанный объем меди-инской помощи в соответствии с его качеством, создан механизм заинтересованности врачей женс-их консультаций в регулярном и качественном наблюдении беременных женщин. По оперативным данным из субъектов Российской Федерации:

♦ количество посещений беременными женских консультаций увеличилось в среднем с 8 до 11 осещений за период наблюдения;

♦ охват беременных женщин ультразвуковым и биохимическим скринингом с целью выявления пороков развития плода увеличился в среднем на 7%;

♦ доля женщин, вставших на учет по беременности в ранние сроки, увеличилась в среднем на 9%;

♦ объемы оказания стационарозамещающей помощи (дневные стационары) на амбулаторно-по-иклиническом этапе увеличились на 3-7%.

Внедряется новая форма работы - активный патронаж беременных на дому.

В результате ранней постановки на учет беременных в женских консультациях повысилась эффективность диагностических и лечебных мероприятий по профилактике невынашивания беременности, инфекций, передаваемых половым путем, и ВИЧ-инфекции.

ц ц

'енеджер

здравоохранения, 2007, N"2

Активизировалась работа по профилактике абортов и формированию позитивного настроя на деторождение. Увеличилось финансирование лекарственного обеспечения в родильных домах. Появилась возможность приобретения дорогостоящих жизненно важных препаратов для реанимации новорожденных и борьбы с акушерскими кровотечениями. В большинстве субъектов Российской Федерации за счет средств родового сертификата приобретаются дорогостоящие лекарственные препараты для выхаживания недоношенных новорожденных.

\ Как будет организована подготовка кадров для новых высокотехнологических меди / ских центров?

цин-

•авв

спе-ение

С целью подготовки кадров для новых высокотехнологических медицинских центров Росздра 2006 году обеспечил в полном объеме выделение мест для обучения в ординатуре и аспирантуре специалистов из субъектов Российской Федерации, где осуществляется строительство центров. Обучение проводится на базе лучших медицинских центров страны. Кроме этого, сформированы план-графики направления специалистов для прохождения стажировки на базе профильных НИИ и клинических кафедр ВУЗов. Не исключается и направление на стажировку в зарубежные клиники, с которыми имеются уже налаженные связи в рамках международного сотрудничества. Особое внимание уделяется подготовке среднего медицинского персонала - медицинских сестер.

Подготовка медицинских сестер осуществляется как в крупных ЛПУ субъектов Российской Федерации, так и на базе клиник Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска.

\ Будут ли авторитетные специалисты из Москвы и Петербурга курировать и консультиро-/ вать своих коллег в региональных центрах?

Разработка идеологии и медико-технического задания по созданию федеральных центров высоких медицинских технологий в рамках проекта изначально осуществлялась совместно с ведущими специ листами России в соответствующих областях медицинской науки и практики.

Создаваемые в 2006-2007 гг. центры будут укомплектованы высокопрофессиональными меди ским кадрами, подготовленными на базе ведущих профильных центров страны и за рубежом.

Вводимые в эксплуатацию центры в обязательном порядке закрепляются за существующими профильными федеральными специализированными медицинскими учреждениями для осуществления организационно-методической и научно-клинической поддержки.

\ Какова результативность системы подготовки и переподготовки врачей общей практики, / врачей-терапевтов участковых и врачей-педиатров участковых?

Сегодня еще рано говорить о результатах в отношении повышения качества деятельности врачей первичного звена здравоохранения. Что касается количественных показателей, то за 2006 год более 30 тысяч врачей первичного звена здравоохранения воспользовались своим конституционным правом получить возможность повышения квалификации, 12 тысяч из которых прошли обучение за счет средств национального проекта.

енеджер

здравоохранения, 2007, №2

X С какой целью была проведена диспансеризация в 2006 году? Каким образом эти резуль-/ таты повлияют на принятие решений по развитию здравоохранения на 2007 и 2008 годы?

Основная цель дополнительной диспансеризации - раннее выявление и эффективное лечение заболеваний, являющихся основными причинами смертности и инвалидизации трудоспособного населения: сахарного диабета, злокачественных новообразований, туберкулеза, сердечно-сосудистых заболева-ий, а также заболеваний опорно-двигательного аппарата. Результаты первого этапа проведения дополнительной диспансеризации положили начало:

♦ планированию нагрузки на врачей-специалистов амбулаторно-поликлинических учреждений, на стационары и специализированные учреждения, проведению оптимальной кадровой политики;

♦ выявлению потребности (нуждаемости) населения в медицинской помощи;

♦ формированию у медицинских работников мотивации высокой заинтересованности в результате своего труда при оплате за объемы оказанной медицинской помощи по конечному результату;

♦ приобретению ЛПУ навыков работы по составлению счетов на оказанные медицинские услуги и формированию реестров по законченному случаю обращения;

♦ формированию информационных баз для осуществления анализа деятельности ЛПУ.

Сохранятся ли прибавки врачам и медсестрам после завершения проекта в сфере здравоохранения?

Денежные выплаты медицинским работникам из средств федерального бюджета будут осуществляться в 2007, 2008, 2009 годах.

\ Использует ли Минздравсоцразвития России потенциал профессиональных медицинс-/ ких и фармацевтических ассоциаций и общественных объединений для успешной реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»?

Минздравсоцразвития России активно использует потенциал общественных организаций и объеди-

« нений, профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций при разработке нормативной базы здравоохранения, решении вопросов реформирования отрасли, повышения эффективности ее работы, в том числе при реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Здоро-ье». Специалисты указанных организаций привлекаются в качестве консультантов, экспертов, включаются в состав координационных советов и согласительных комиссий.

Так, в настоящее время разрабатывается ряд законодательных и нормативных актов о допуске к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности, номенклатуре специальностей и сертификации специалистов здравоохранения, в связи с чем Министерство запросило мнение органов управления здравоохранением, образовательных учреждений, Общественной палаты и профессиональных медицинских ассоциаций. После обобщения полученной информации данный вопрос планируется в феврале 2007 года рассмотреть на заседании Координационного совета по вопросам совершенствования нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы организации послевузовского и дополнительного профессионального образования в сфере здравоохранения.

'енеджер

здравоохранения, 2007, N"2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.