Научная статья на тему 'Теоретические Основы разработки нового учебника для военных инженерных вузов'

Теоретические Основы разработки нового учебника для военных инженерных вузов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
70
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / МУДРОСТЬ / УЧЕБНИК "ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО ЗНАНИЯ МУДРОСТИ" / ВЕЧНОСТЬ / КРАСОТА / ДОБРО / ИСТИНА / СЧАСТЬЕ / СВОБОДА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Петрунин А. М.

Автор исследовал понятие «мудрость» и развил знание о нем до системы, состоящей из универсалий, понятий, подчинённых им, принципов, законов и правил, которые составили структуру нового учебника «Основы системного знания мудрости». Представляется вполне вероятным то, что этот учебник сможет положительно повлиять на военное образование в целом и повысить качество гуманитарной подготовки будущих военных инженеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические Основы разработки нового учебника для военных инженерных вузов»

Теория воинского обучения и воспитания

УДК 355.232.6:78.19.07

Петрунин А.М.

Petrunin A.M.

Теоретические основы разработки нового учебника для военных инженерных вузов

Theoretical Basics of Developing a New Textbook for Military Institutes of Higher Education for

Engineers

Аннотация:

Автор исследовал понятие «мудрость» и развил знание о нем до системы, состоящей из универсалий, понятий, подчинённых им, принципов, законов и правил, которые составили структуру нового учебника - «Основы системного знания мудрости». Представляется вполне вероятным то, что этот учебник сможет положительно повлиять на военное образование в целом и повысить качество гуманитарной подготовки будущих военных инженеров.

Abstract:

The author researched the notion of wisdom and developed the knowledge about it up to the system, consisting of universals, notions which obey them, principles, laws and rules, all of them composing the structure of a new textbook - «The Basics of Wisdom Systemic Knowledge». It's highly probable that this textbook can positively influence the military education in general and improve the quality of humanitarian training of future military engineers.

Ключевые слова: философия, мудрость, учебник «Основы системного знания мудрости», вечность, красота, добро, истина, счастье, свобода, мировоззрение.

Keywords: philosophy, wisdom, textbook «The Basics of Wisdom Systemic Knowledge», eternity, beauty, good, truth, happiness, freedom, world view.

Занимаясь исследованием понятия «мудрость», автор статьи пришёл к выводу, что оно сложное, многозначное и трудно определяемое. Большинство философов, так или иначе, пытаясь выразить своё отношение к мудрости, не смогли глубоко раскрыть её сущность. Трудности в понимании этого полисемантического слова обусловили ограниченность в его познании. При безграничных возможностях рационального познания, для многих современных философов понятие мудрости является помехой на путях развития философского свободомыслия. Видимо, по этой

причине учебники по философии есть, но они, кроме развития мышления обучающихся, ничему другому их не учат. В то время как любой учебник должен давать знание, а не мнение, суждение, оценку.

Проанализировав проблемы учебника по философии за последние десять лет, мы пришли к выводу: без чёткого понимания сущности мудрости учебника по философии не создать. Опираясь на исследование проблемы, можно сказать что учебник, отражающий проблемы любви к мудрости, или настоящей философии создать можно.

Результаты анализа понятия «мудрость» [1] свидетельствуют о том, что в истории философии в каждой исторической эпохе на первое место по значению, выходили разные мнения философов о мудрости. В Древней Греции под мудростью понималось мастерство высочайшего класса, на уровне божественного творения. В Средние века господствующее положение занимало понятие Бога, и все учения о мудрости исходят от него. В эпоху Возрождения философы под мудростью понимали достижения культуры человека и гуманизм. В Новое время на первое место выходило понятие мудрости в форме научного знания, которое, постепенно превращаясь в самостоятельную отрасль знаний и, теряя связь с мудростью, кажется, что потребности в них больше, чем в мудрости. В эпоху Просвещения философы под мудростью понимали счастье. В период немецкой классической философии понимание мудрости как стремления человека к счастью, только упрочило свои позиции. В ХХ в. под мудростью понимались афоризмы, крылатые слова и выражения, но и философию некоторые философы называли мудростью. Это не значит, что другие понятия мудрости утратили своё значение. Они были просто принижены и усложняли понимание мудрости последующими философами. Такие мысли о мудрости мало, что могли дать, а неопределённость в её понимании рождала противоречие. Тем не менее, выявлены исторические идеалы мудрости: Афина Паллада, Небо, Бог, Природа, Народ, Время. Различные фрагментарные суждения о понятии мудрости давали только часть знаний. По этой причине и разработка учебника по философии как «любви к мудрости» не представлялась возможной. Для его создания необходим, на наш взгляд, иной подход. Прежде всего, в нём должно быть научно обоснованное определение понятия «мудрость». Его составными элементами должны быть существенные знания. Именно таким знаниям следует отдавать предпочтение в процессе обучения познанию мудрости. И эти знания можно применить в будущей профессии. В итоге выпускник военного вуза сможет получить реальные знания о мудрости и реализовывать себя в профессиональной сфере и в повседневной жизни обдуманно и обоснованно управляя многогранными межличностными процессами.

Исходя из анализа более ста определений мудрости, рассмотрим его сущность и содержание. По-нашему мнению, наиболее полное определение мудрости может быть следующее. Мудрость -это сложное системное понятие, состоящее из таких элементов, которое, отражая единство знаний и опыта жизни в соответствии с универсумом Вселенной, гармонией в природе, ладом в народе,

диалогом с оппонентом, с умеренностью и ритмичностью, обусловливают стремление человека к вечности, красоте, добру, истине, счастью и свободе.

В этом определении необходимо обратить внимание на такие элементы, как универсум, гармония, лад, диалог, мера, ритм. Они имеют предельную степень теоретического обобщения и отражают различные уровни бытия. Это универсалии, составляющие разные взаимосвязанные формы проявления мер: мера бытия универсума Вселенной - вечность, мера бытия гармонии в природе - красота, мера бытия лада в народе - добро, мера бытия диалога оппонентов - истина, мера бытия умеренности человека - счастье, мера бытия времени - ритм, дающий возможность выбора и проявления свободы.

Каждой универсалии, соответственно, подчинены другие понятия, которые входят в её состав. Например:

универсуму подчинены такие понятия, как всеобщее, единство, безграничность, вечность, мироздание, всеединство, галактика, небо, астрономия, бездна, космос, всё и др.;

гармонии - противоположности, единство, равновесие, покой, целое, умиротворённость, симметрия, порядок, красота, новое, совершенство и др.;

ладу - единство, мир, взаимосвязь, солидарность, дружба, поддержка, взаимопомощь, добро, долг, ответственность, союз, договор, и т. п.;

диалогу - равенство, уважение, терпение, настойчивость, уступка, согласие, выдержка, убеждение, любовь, сострадание, справедливость, партнер, истина, безопасность и др.;

мере - эталон, пример, середина, закон, образец, норма, правило, ритм, гармония, универсум, диалог, лад, центр, круг и др.;

ритму - начало, середина, конец, движение, время, пульс, вращение, колебание, качание, шаг, стук, месяц, год, волна, цикл, период и др.

Универсалии и подчинённые им понятия составляют исходные элементы новых знаний, раскрывающих понятие мудрости как систему.

К основным элементам системного знания мудрости можно отнести принципы, законы и правила. На основе универсалий даны шесть принципов мудрости: универсальность, гармоничность, слаженность, диалогичность, умеренность, ритмичность.

Требование этих принципов конкретизированы в шести законах. Закон универсума: чем универсальнее и проще действие, предмет (явление), тем он надёжнее и долговечнее. Закон гармонии: чем красивее и совершеннее поступок, предмет (явление), тем больше основ для жизни и её сохранения. Закон лада: чем слаженнее жизнь народа, тем он добрее, нравственнее и богаче. Закон диалога: чем больше диалога, тем ближе к истине и безопаснее. Закон меры: чем больше умеренности проявляет человек, тем полнее и счастливее его жизнь. Закон ритма: чем ритмичнее жизнь, тем больше выбора и свободы.

Соблюдение законов мудрости - возможность жизнедеятельности без ошибок и аномалий.

28

Правилами мудрости являются положения, которые предписывают, как поступать в этом мире, чтобы жизнь человека исключала избыток и недостаток, чтобы она была без ошибок и правильной. Всего шесть правил.

1. Мудрость человека зависит от единства его рациональных знаний об универсуме и опыта жизни в единстве (в соответствии) с ним.

2. Мудрость человека зависит от единства его рациональных знаний о гармонии в природе и опыта жизни, сочетающей господство над природой с подчинением ей.

3. Мудрость человека зависит от единства его рациональных знаний о ладе в народе и опыта жизни в согласии с ним.

4. Мудрость двух спорящих сторон зависит от единства знаний ими диалога и опыта его ведения.

5. Мудрость человека зависит от единства его рациональных знаний о мере и опыта соблюдения её во всём.

6. Мудрость человека зависит от единства его рациональных знаний о ритмах и опыта ритмичной жизни.

Правила - методология познания и деятельности человека, которая, включая в себя основные положения системного знания мудрости, помогает ему исключить возможные избытки и недостатки, просчёты и недочёты, т. е. быть всегда на высоте и достойным.

Все перечисленные структурные элементы взаимосвязаны, образуя некое единое целое, отражающее основу системного знания, которое наиболее полно отражает бытие мира мудрости.

Итак, в совокупности универсалии и подчинённые им понятия, принципы, законы и правила составили основу системного знания мудрости.

Основы системного знания мудрости могут быть и учебником, по которому можно обучать курсантов. Новый учебник - «Основы системного знания мудрости», в отличие от существующих учебников по философии, учит тому, что надо делать и как поступать в этом мире, что бы было в жизни меньше пороков, а не просто размышлять, мыслить, как это возможно при изучении существующих учебников по философии.

Основы новых знаний - конкретные, они необходимы каждому выпускнику вуза, который потом будет сам определять, что в работе и жизни правильно, а что - схоластика, что ценно, а что -рутина. В том числе он может судить о содержании и значении материала, находящегося в учебнике по философии.

Нам представляется, что достоинство нового учебника состоит в том, что он:

- во-первых, конкретно раскрывает сущность высших ценностей человека;

- во-вторых, учит будущего офицера необходимости жить вечно, утверждать в жизни красоту,

творить добро, стремиться к истине, бороться за своё счастье и правильно понимать свободу. В

то время как существующие учебники по философии, на наш взгляд, ничему не учат, а только

помогают анализировать различные точки зрения, знать мнения тех или иных философов. В этом

29

принципиальное различие учебника «Основы системного знания мудрости» и многочисленных учебников «Философия»;

- в-третьих, «Основы системного знания мудрости» - это не собрание афоризмов и кратких мыслей, а учебник, без которого современная молодёжь, выпускник ввуза не может быть достойным и великодушным. Являясь оригинальной частью философского знания, «Основы системного знания мудрости» дают возможность обучающимся оценить, с одной стороны, краткие мысли, как форму частного вида проявления мудрости, а с другой - философию, как теоретическую конструкцию, развивающую рациональное мышление под видом «любви к мудрости»;

- в-четвёртых, новый учебник - «Основы системного знания мудрости» имеет, на наш взгляд, системное значение для выпускника ввуза. Он должен помочь ему в служебной деятельности и жизни. А главное, его изучение - важный и правильный путь повышения подготовки военного специалиста, который всегда может быть на высоте и выглядеть достойным человеком.

По нашему мнению, «Основы системного знания мудрости» могут стать инновационным учебником, лежащим в основе дальнейшего развития философского знания по всем направлениям. С его выходом процесс познания мудрости может выйти на новый уровень своего исторического развития. В этой связи можно привести слова Н.Г. Чернышевского о том, что «без истории предмета нет теории предмета, но и без теории предмета нет даже мысли о его истории» [2, с. 303]. История предмета нами раскрыта и созданы основы его теории. Следовательно, у нас появились основания полагать, что основы системного знания, наиболее полно раскрывая сущность понятия мудрости, снимают с неё покров неопределённости и загадочности. Могут уйти в прошлое мнения философов о том, что вся история человечества есть история последовательного крушения надежд человека, опытное изобличение его заблуждений [3, с. 64]. Основы системного знания мудрости могут быть методологией верного пути развития человека и человечества.

С высокой долей вероятности можно предположить, что наличие такого учебника принципиально поменяет как сущность учебника по философии, так и сам процесс подготовки военных кадров.

Познание мудрости больше не является сумасшествием (Б.Рассел) или пустой тратой времени (Т.И. Ойзерман), тем не менее, уже на другом уровне оно продолжает оставаться особо значимой для человека проблемой, дальнейшее решение которой будет способствовать упрочению позиций человеческого достоинства в этом мире.

Учебник «Основы системного знания мудрости» имеет свои особенности, которые помогают

понять высшие общечеловеческие ценности. Следуя требованиям законов и правил мудрости,

человек может исключить проявление в своей жизни аномалий. На основе новой методологии можно

понять смысл длительности и надёжности жизни, понять смысл красоты и значение высокого

чувства добра и нравственности, видеть путь к истине и обеспечение безопасности в её поиске,

30

раскрыть полноту жизни и счастья, а также получить возможность выбора и свободы. Всё это может быть дано человеку, если он овладеет основами системного знания мудрости.

Результаты исследования помогут молодому человеку раньше понять тайну мудрости, которая была доступной только людям, прожившим жизнь. Если прежде мудрость понималась только в связи с явлениями, происходящими во Вселенной, в природе, в жизни народа, то наличие основ системного знания мудрости даёт возможность нормальному человеку, в том числе и курсанту, выпускнику вуза, не только понять их смысл, но и самим проявить мудрость в разных формах.

Существующие направления развития личности могут быть разными. Не будем брать политическое, религиозное и прочие направления, представляющие каждое из них в отдельности однобокое развитие личности. А отметим, что модный в современных условиях процесс социализации личности молодого человека может быть в разных, порой противоположных направлениях. Здесь возможны деформации личности: от её замкнутости, до открытого агрессивного поведения.

Исходное положение состоит в том, что жизнь у человека одна, и она должна быть правильной. Без познания книги «Основы системного знания мудрости», по нашему мнению невозможен поиск такой жизни. В противном случае лучшей жизни не было и не будет. А будет продолжаться всё то, что было на основе изучения прежних учебников по философии. Они развивали мысли о раздвоении личности по принципу: патриот - предатель, честный - преступник, сторож - вор, организатор - вредитель, правитель - злодей, законодатель - уголовник, учитель -деспот, продавец - мошенник, блюститель порядка - нарушитель его и т. п. . В итоге, на наш взгляд, никогда российский народ не избавится от подобных противоречий и будет продолжать страдать от бездумности отдельных современных теоретиков, прославляющих разные авторские типы философии и разные учебники. В этой связи надо полагать, что существующие учебники по философии как на Западе, так и в России нуждаются в обновлении.

Логика нового философского знания (основ системного знания мудрости) - база таких мыслей, действий и форм бытия, которые, исключая крайности и противоречия, устраняют пороки, зло, враждебность, открывают верный путь к обновлению жизни, ведущий её к вечности, красоте, добру, истине, счастью и свободе.

Основы системного знания - это более высокий уровень познания мудрости. О такой форме философского знания мечтали Аристотель, Николай из Кузы, Ф.Бэкон, Р.Декарт, Ф.В. Шеллинг, а также и современные философы. В работе «Великое восстановление наук» Ф.Бэкон отметил: «Необходимо признать одну всеобъемлющую науку, которая была бы как матерью остальных наук и в развитии их занимала бы такое же место, как тот общий участок пути, за которым дороги начинают расходиться в разные стороны. Эту науку мы назовём "первая философия", или же "мудрость"» [4, с. 200]. Естественно, что основы системного знания мудрости - особая форма философского знания,

31

полученного из исследования первопричин (универсума, гармонии, лада, диалога, меры, ритма времени) и анализа первооснов мира. Это и обусловливает её особенность - быть в качестве «первой философии». Не абсолютизируя эту особенность, отметим, что разработанные основы системного знания мудрости, являясь истинным философским знанием, могут быть, сердцем философии.

Новая форма знания обладает ещё одной особенностью. Её универсальность, обусловливает доктринальный характер, который требует чётко придерживаться принципов, соблюдения законов и правил мудрости. В противном случае результатов может и не быть.

Основы системного знания мудрости, отрицая рациональное теоретизирование и рутинную практику, наиболее полно олицетворяют и утверждают классическую философию. Раньше философы полагали, что философия не представляет собой систему знаний, которую можно было бы передать другим и тем самым обучить им. «Философия, - утверждал М.К. Мамардашвили, - это оформление и до предела развитие состояний с помощью всеобщих понятий, но на основе личного опыта» [5, с. 14-15]. С выходом учебника «Основы системного знания мудрости» всё меняется. Личность молодого человека можно обучать основам мудрости значительно раньше, чем она умудрится жизненным опытом.

Далее, по мнению Н.Ф. Бучило и А.Н. Чумакова, по философии может быть только учебное пособие, но не учебник. «Основное отличие первого от второго состоит в том, что пособие призвано помочь освоить предмет, развить интерес и соответствующие способности обучающихся, тогда как учебник, непременно опирающийся на достоверные знания, изначально более категоричен и направлен на истолкование того, что есть правильно и что неправильно» [6, с. 5], - такова установка авторов учебного пособия по философии. Это их принципиальная позиция. В учебниках по философии рассматривается то, что может быть, но не то, как должно быть. И не доказывается, почему это должно быть так, а не иначе.

Познание или изучение учебника «Основы системного знания мудрости» даёт возможность передать знание и опыт обучающимся, т. е. обучать им. Более того, любой человек всегда может повысить свой уровень знаний, наиболее полно раскрывающих сущность понятия мудрости. Если молодой человек будет постоянно работать над совершенствованием своего образа мысли и жизни, на основе новой методологии, то, несомненно, он может дистанцироваться от проявления человеческой глупости.

Значение учебника «Основы системного знания мудрости» обусловлено его внутренним содержанием, методология которого позволяет, как нам представляется, наиболее полно раскрыть и выразить величие человеческой сущности.

Следующая особенность учебника «Основы системного знания мудрости» состоит в том, что он, в отличие от учебника по философии, являются не абстрактно-всеобщей, а конкретно-личностной, приватной формой необходимых знаний. Новый учебник призван развивать и совершенствовать самого человека, его внутренний мир, духовное богатство и жизненное

32

совершенство. Изучение же современной философии направлено на развитие мысли и преобразование внешнего мира, противостоящего человеку.

Таким образом, учебник «Основы системного знания мудрости», по нашему мнению, воплощение мечты тех философов, которые стремятся к более совершенной жизни человека и общества. Он может оказать принципиальное влияние на систему современного образования и подготовки военных кадров.

В заключение сделаем краткие выводы.

Во-первых, основы системного знания мудрости - универсальная форма знаний, состоящая из универсалий, понятий подчинённых им, принципов, законов и правил, которые в единстве обусловливают существование первой философии и самостоятельное направление в развитии философских знаний.

Во-вторых, разработанные нами основы системного знания мудрости, отличаются тем, что они призваны развивать философию не вширь, а вглубь. Представляя собой ядро философского знания, они, наиболее глубоко отражая его сущность, объединяют философские идеи и мысли в одно целое, лежащее в основе нового мировоззрения.

В-третьих, «Основы системного знания мудрости» - инновационный учебник, по которому, следует обучать курсантов. Они, овладевая основами системного знания мудрости, не только смогут благоразумно корректировать свой образ мысли и жизни, но и смогут понять сущность теоретических размышлений авторов современных учебников по философии, понять их как положительные стороны, так и недостатки, заблуждения.

Таким образом, «Основы системного знания мудрости», как учебник, имеет структуру и свои особенности, которые педагог может передать обучающимся. В этом инновационный смысл нового учебника. Есть основание предположить, что учебник «Основы системного знания мудрости» сможет оказать положительное влияние на качество гуманитарной составляющей военного инженерного образования в целом и, тем самым, добиться улучшения процесса подготовки инженеров в военных вузах.

Список литературы

1. Петрунин А.М. Эволюция взглядов на мудрость в истории философии. - Смоленск: ВА ВПВО ВС РФ, 2007. - 136 с.;

2. Петрунин А.М. Философия мудрости: Исследование понятия мудрости от генезиса до системного знания. - Смоленск: Маджента, 2010. - 224 с.

3. Чернышевский Н.Г. Избр. философские сочинения / Под общ. ред. и с предисл. И.М. Григоряна; АН СССР Институт философии. В 3 т. Т. 1. - М.: Госполитиздат, 1950. - 870 с.

4. Франк С Л. Смысл жизни // С нами Бог. - М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. - С. 19-132.

33

5.

Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук // Соч.: В 2 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1977. - С.

81-522.

7.

6.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М., Прогресс, 1990. - 368 с. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия. Учеб. пособие. 5-е изд., перераб. и доп. - М., Проспект, 2013. - 480 с.

УДК: 355.233.22

Борисов А.А., Салькова Д.В. Borisov A.A., Salkova D. V.

Формирование психофизической готовности курсантов военных вузов к выполнению служебных и боевых задач средствами физической подготовки Formation of psychophysical readiness of military universities cadets to perform service and

combat tasks by means of physical training

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация:

В данной статье представлены направления совершенствования учебно-тренировочного процесса по физической подготовке. Разработанная экспериментальная программа направлена на формирование психофизической готовности военнослужащих к выполнению служебных и боевых задач. Проведенные исследования и анализ экспериментальных данных позволяют утверждать, что применение предложенной программы формировании психофизической готовности военнослужащих эффективно.

This article presents the ways of improving the process of physical training. Developed a pilot program aimed at creating psychophysical readiness of military personnel to perform the service and combat missions. The research and analysis of the experimental data suggests that the use of the proposed program ofpsychophysical readiness formation of troops is effective.

Ключевые слова: военный вуз, профессиональная подготовка, физическая подготовка, психологическая подготовка, учебно-воспитательный процесс, двигательный навык, физические способности.

Keywords: a military university, vocational training, physical training, psychological training, educational process, motor skills, physical abilities.

Abstract:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.