ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №4, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #4, 2015_________________________
УДК 378.14
БАЛАБАНОВ Валерий Александрович, кандидат медицинских наук
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ»
Переход к трехуровневой системе высшего профессионального образования в Российской Федерации предполагает решение ряда задач и функций, касающихся проектирования, создания и организации учебного процесса, а также способов внедрения новых образовательных программ и формирования единого образовательного пространства.
Изучение дисциплины «Основы первой помощи» в рамках основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) 280705 «Пожарная безопасность» и разработка учебнометодического комплекса дисциплины объясняются необходимостью подготовки высококвалифицированных кадров в области ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Многолетний опыт подготовки однозначно свидетельствует, что методики обучения, применяемые для подготовки медицинских работников (фельдшера, медсестры и, тем более, врача) непригодны для обучения немедицинских работников. За короткий срок обучения невозможно сформировать медицинское мышление, в связи с чем, по мнению специалистов, в основе обучения в техническом вузе должны быть принципы алгоритмизации, стандартизации и отработки практических навыков до автоматизма. В статье рассматриваются вопросы, определяющие место и роль учебно-методического комплекса дисциплины «Основы первой помощи» в учебном процессе, его структура и основные функции.
Ключевые слова: основы первой помощи, учебнометодический комплекс, учебный процесс, высшая школа.
DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.4.119-122
BALABANOV Valery Alexandrovich, Candidate of Medical Science
THEORETICAL BASICS OF THE DEVELOPMENT AND THE USE OF EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEX OF THE DISCIPLINE "FIRST AID BASICS "
The transition to a three-level system of higher education in the Russian Federation involves a number of tasks and functions related to the design, creation and organization of educational process, as well as implementation of new educational programs and the formation of a common educational space.
Studies of the discipline "Basics of First Aid" as part of the basic educational program on specialty 280705 "Fire Safety" and the development of educational and methodical complex on this discipline are determined by the necessity to train highly qualified personnel in the field of elimination of consequences of emergency situations. Many-year experience in training shows that the teaching methods used for the training of medical staff (medical assistants, nurses, and especially doctors) is unsuitable for training non-medical personnel.
It is impossible to form a medical thinking within a short period of training, therefore, according to experts, the learning process in a technical college should be based on the principles of algorithmization, standardization and perfection of practical skills to automatic level. The article highlights the issues which determine the place and the role of the educational-methodical complex of the discipline "First Aid Basics" in the learning process, its structure and main functions.
Keywords: basics of first aid, academic complex, learning process, higher school.
Переход к трехуровневой системе высшего профессионального образования в Российской Федерации предполагает решение ряда задач и функций, касающихся проектирования, создания и организации учебного процесса, а также способов внедрения новых образовательных программ и формирования единого образовательного пространства.
В этой связи одним из наиболее приоритетных вопросов, требующих решения, является проблема создания современного учебно-методического комплекса, разработка которого должна вестись с учетом профессиональной подготовки. Учебно-методический комплекс дисциплины - это совокупность учебно-методических материалов по дисциплине, призванных обеспечить организационную и содержательную целостность системы, методов и средств обучения для наиболее полной реализации задач, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) [1].
Учебно-методический комплекс должен разрабатываться для студентов и курсантов по всем учебным дисциплинам с учетом необходимости повышения качества усвоения содержания учебного материала. Цель создания учебно-методического комплекса - сформировать качественное методическое обеспечение учебного процесса.
В качестве одного из основных направлений деятельности преподавателя высшего учебного заведения необходимо отметить его методическую деятельность: разработку методической документации, целью которой является комплексное научно-методическое обеспечение образовательных программ преподаваемых учебных дисциплин. Результатом такой деятельности будет выступать учебно-методический комплекс, выполненный в соответствии с нормативно-правовым содержанием и соблюдением всех государственных образовательных стандартов [2]. Актуальным остается вопрос создания единой системы учебно-методических комплексов в высших учебных заведениях, унификация документационных процессов, в приме-
- 119 -
Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
нении новых и устранении устаревших методов создания и приемов управления документами [3].
С этой целью в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России разрабатываются: документы, закрепляющие состав учебно-методического комплекса; требования к формам документов, используемых в вузе; единые правила и процедуры подготовки и оформления документов; технологические процессы организации работы с документами и способы, обеспечивающие эффективное и рациональное хранение документов, в том числе и с применением информационных технологий.
Включение учебной дисциплины «Основы первой помощи» в учебный план по направлению подготовки (специальности) 280705 «Пожарная безопасность» обусловлено требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2011 г. № 12 [4].
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалиста по направлению подготовки образовательными учреждениями высшего профессионального образования, имеющими государственную аккредитацию, на территории Российской Федерации.
Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2011 г. № 12 к структуре основных образовательных программ (ООП) по направлению подготовки (специальности) 280705 «Пожарная безопасность» предъявляется ряд требований. Так, ООП подготовки специалиста предусматривает изучение следующих учебных циклов:
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл.
Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Базовая часть обязательна для изучения во всех вузах, обучающих по направлению подготовки (специальности) 280705 «Пожарная безопасность». Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций.
Дисциплина «Основы первой помощи» входит в базовую часть профессионального цикла основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) 280705 «Пожарная безопасность».
Актуальность данной дисциплины обусловлена тем, что выпускники вузов МЧС должны не только уметь оказывать первую помощь, но и организовать и руководить такой помощью в ситуационном периоде, когда нет медицинских работников, и в условиях чрезвычайных ситуаций, то есть должны уметь организовать защиту личного состава и населения. Для конструктивных действий в таких ситуациях необходима компетенция в области медико-биологической защиты от возможных факторов химической, радиационной, биологической природы и их сочетаний. Для реализации подготовки необходима единая учебно-методическая база обучения, единые программы обучения с учетом специализации выпускников вуза. Многолетний зарубежный опыт (более 50 лет) и наш 20-летний опыт однозначно свидетельствуют, что методики обучения, применяемые для подготовки медицинских работников (фельдшера, медсестры и. тем более. врача) непригодны для обучения немедицинских работников. За короткий срок обучения невозможно сформировать медицинское мышление, в связи с чем, по мнению специалистов, в основе обучения в техническом вузе должны быть принципы алгоритмизации, стандартизации и отработки практических навыков до автоматизма [5, 6].
Изучение дисциплины «Основы первой помощи» в рамках основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) 280705 «Пожарная безопасность» и разработка учебно-методического комплекса дисциплины объясняются необходимостью подготовки высококвалифицированных кадров в области ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
В учебно-методический комплекс «Основы первой помощи», разработанный в университете, включены нормативно-правовые документы, методическая документация [7]. Структура и состав учебно-методического комплекса для данной дисциплины регламентируется ее особенностями и принятыми методами или технологиями обучения. Учебно-методический комплекс «Основы первой помощи» включает в себя следующие элементы:
- рабочую программу;
- тематический план;
- 120 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №4, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #4, 2015_________________________
- методические разработки и рекомендации по организации всех видов и типов занятий);
- экзаменационные материалы по учебной дисциплине (фонд оценочных средств);
- планы проведения (лекций, семинаров, практических занятий);
- комплект учебников, один из которых - базовый;
- учебные пособия;
- специальную литературу;
- сборники заданий;
- информационные материалы к электронным и техническим средствам учебной деятельности (слайды);
- комплект наглядных пособий (в бумажном и электронном виде).
Учебно-методический комплекс «Основы первой помощи» разрабатывается в соответствии с целями и задачами данной дисциплины, которые указываются в рабочей программе [8].
Цели освоения дисциплины «Основы первой помощи»:
- повышение компетентностного уровня обучаемых путем приобретения основ медицинских знаний и практических навыков оказания первой помощи пострадавшим на месте происшествия.
В процессе освоения дисциплины «Основы первой помощи» обучающийся формирует и демонстрирует:
1) общекультурные компетенции:
- способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных, экономических и социальных дисциплин (ОК-2);
- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-10);
2) профессиональные компетенции:
- способность использовать методы определения нормативных уровней допустимых негативных воздействий на человека и природную среду (ПК-6);
- знание механизма воздействия опасностей на человека и взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания (ПК-8);
3) компетенции в области проектно-конструкторской деятельности:
- готовность организовывать тушение пожаров различными методами и способами, осуществлять аварийно-спасательные и другие неотложные работы при ликвидации последствий ЧС (ПСК-16).
Задачи дисциплины «Основы первой помощи»:
- овладение стандартами и алгоритмами первой помощи в экстремальных ситуациях и отработка практических навыков до автоматизма.
Формируя содержание учебно-методического комплекса, преподаватель должен проводить методическую работу по многим направлениям: апробация учебников, издание пособий, проведение открытых занятий, самообразование, повышение квалификации, посещение и обсуждение занятий ведущих специалистов, участие в научно-практических конференциях. Таким образом, работа преподавателя по разработке учебно-методического комплекса дисциплины является наиважнейшим звеном в его методической работе с учетом специфики учебных дисциплин по направлению подготовки (специальности) 280705 «Пожарная безопасность».
Наряду с совершенствованием своего педагогического мастерства преподаватель обогащает свою профессиональную деятельность новыми научными достижениями, инновационными технологиями, передовым научно-педагогическим опытом. Очевидно, что повышение профессионально-педагогической компетентности и квалификации педагогов - действительно, важнейший фактор управления в условиях модернизации системы высшего профессионального образования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Вербицкая Н.О., Бодряков В.Ю. Учебный процесс: информация, анализ, управление. - М., 2012.
2. Мишин В.М. Управление качеством. - М., 2013.
3. Калякин А.С. О создании современного УНК // Вестн. МГГУ «Педагогика и психология», 2011.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2011 г. № 12 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 280705 Пожарная безопасность (квалификация (степень) «специалист»).
5. Балабанов В.А., Коннова Л.А. Педагогические подходы к медицинской подготовке специалистов пожарноспасательного профиля в вузах МЧС России // Научный электронный журнал Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. - СПб: 2009. - № 3. - С. 69-71.
- 121 -
Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
6. Аветисов А.П., Золотухин А.В., Гайфуллина О.В. Организация медицинской подготовки слушателей, курсантов и студентов Академии гражданской защиты МЧС России // Медицина катастроф. - 2005. -С.48-49.
7. Чуприян А.П. Методические рекомендации по планированию и учету труда профессорскопреподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования // Локальный портал Санкт-Петербургского ун-та ГПС МЧС России. URL: http://www.portal.igps.ru (дата обращения 01.04.2015).
8. Балабанов В.А., Коннова Л.А., Талаш С.А. Основы первой помощи: Рабочая программа учебной дисциплины по направлению подготовки 280705.65 «Пожарная безопасность» (квалификация (степень) - «специалист»). - СПб.: Санкт-Петербургский ун-т ГПС МЧС России, 2012. - 27 с.
REFERENCES
1. Verbitskaya N.O., Bodryakov V.Y. The learning process: information, analysis, managements Uchebnyj process: informacija, analiz, upravlenie]. Moscow. 2012. (in Russ.).
2. Mishin V.M. quality Managements Upravlenie kachestvom]. Moscow. 2013. (in Russ.).
3. Kalyakin A.S. On the creation of modern UNK. [ O sozdanii sovremennogo UNK]. Vestn. MSMU "Pedagogy and psychology", 2011. (in Russ.).
4. Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation dated 14 January 2011, No. 12 "On approval and introduction of the Federal state educational standard of higher professional education in the field of training (specialty) 280705 Fire safety (qualification (degree) "specialist").(in Russ.).
5. Balabanov V.A., Konnova L.A. Pedagogical approaches to medical training fire and rescue profile in the universities of EMERCOM of Russia. [Pedagogicheskie podhody k medicinskoj podgotovke specialistov pozharno-spasatel'nogo profilja v vuzah MChS Rossii]. Electronic scientific journal Vestnik of Saint Petersburg University of state fire service of EMERCOM of Russia. Saint-Petersburg.: 2009. No. 3. P P. 69-71. (in Russ.).
6. Avetisov A.P., Zolotukhin A.V., Gaifullina O.V. Organization of medical training of students, trainees and students of civil defense Academy, EMERCOM of Russia. [Organizacija medicinskoj podgotovki slushatelej,
kursantov i studentov Akademii grazhdanskoj zashhity MChS Rossii]. Emergency Medicine. 2005. PP. 48-49. (in Russ.).
7. Chupriyan A.P. Guidelines for planning and accounting work of the faculty of educational institutions of higher professional education. Local portal of the St. Petersburg University of state fire service. Available at: http://www.portal.igps.ru (date accessed 01.04.2015).
8. Balabanov V.A., Konnova L.A., Talash S.A. Basics of first aid: the working program of the discipline in the direction of training 280705.65 "Fire safety" (qualification (degree) - "expert"). [Osnovy pervoj pomoshhi: Rabochaja
programma uchebnoj discipliny po napravleniju podgotovki 280705.65 «Pozharnaja bezopasnost'» (kvalifikacija (stepen') - «specialist»)], Saint-Petersburg: Saint-Petersburg University of state fire service of EMERCOM of Russia, 2012. 27 p. (in Russ.).
Информация об авторе
Балабанов Валерий Александрович, кандидат медицинских наук, докторант факультета подготовки кадров высшей квалификации Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, 196105, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 149,
Санкт-Петербург, Россия val-balaban ov@yandex. ru
Получена: 14.04.2015
Information about the author
Balabanov Valery Alexandrovich, Candidate of Medical Science, Doctoral Researcher, Faculty for Training Highly Qualified Specialists, Saint-Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia, 196105, St-Petersburg, Moskovsky pr. 149
Saint-Petersburg city, Russian Federation [email protected]
Received: 14.04.2015
122 -