Научная статья на тему 'Теоретические основы процесса формирования социального доверия и согласия у молодежи в современном российском обществе как важнейшая задача системы образования'

Теоретические основы процесса формирования социального доверия и согласия у молодежи в современном российском обществе как важнейшая задача системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / СОЦИАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ И СОГЛАСИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АККУЛЬТУРАЦИОННЫЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ / EDUCATION / SOCIAL INSTITUTION / SOCIAL TRUST AND HARMONY / MULTICULTURAL EDUCATION / ACCULTURAL AND SOCIO-PSYCHOLOGICAL APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костюкова Татьяна Анатольевна, Тишина Ольга Юрьевна, Шапошникова Татьяна Дмитриевна

В статье рассмотрена проблема формирования у современной молодежи социального доверия и согласия, которой в педагогической теории и практике уделяется недостаточно внимания, в то время как эти задачи являются приоритетными для развития российского общества. Авторы рассматривают теоретические основы воспитания у школьников и молодежи доверия и согласия как базы для выстраивания взаимоотношений в политэтническом, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костюкова Татьяна Анатольевна, Тишина Ольга Юрьевна, Шапошникова Татьяна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Theoretical Basis of the Process of Formation of Social Trust and Reconciliation Among Young people in the Modern Russian Society as the Most Important Task of the Education System

The problem of the formation of social trust and harmony in modern youth as one of the major goals of modern education in the light of recent state policy of consolidation of Russian society, ethnic groups, religions, preventing extremism is taken into consideration. The authors examine the theoretical basis of cultivating trust and agreement in schoolchildren and young people as a basis for building relationships in polyethnic, multi-ethnic and multi-confessional Russian society.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы процесса формирования социального доверия и согласия у молодежи в современном российском обществе как важнейшая задача системы образования»

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

УДК 316.31.4+378

Костюкова Татьяна Анатольевна

Доктор педагогических наук, профессор, Национальный исследовательский Томский государственный университет, [email protected], Томск

Тишина Ольга Юрьевна

Директор средней общеобразовательной школы № 1955, [email protected], Москва Шапошникова Татьяна Дмитриевна

Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Институт стратегии развития образования РАО, [email protected], Москва

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДОВЕРИЯ И СОГЛАСИЯ У МОЛОДЕЖИ

В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ1

Аннотация. В статье рассмотрена проблема формирования у современной молодежи социального доверия и согласия, которой в педагогической теории и практике уделяется недостаточно внимания, в то время как эти задачи являются приоритетными для развития российского общества. Авторы рассматривают теоретические основы воспитания у школьников и молодежи доверия и согласия как базы для выстраивания взаимоотношений в политэтническом, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе.

Ключевые слова: образование, социальный институт, социальное доверие и согласие, поликультурное образование, аккультурационный и социально-психологический подходы.

Введение. Актуальным сегодня для развития российского общества как гражданского и демократического является воспитание у молодежи норм социального доверия и согласия, которые обеспечивают достижение роста конкурентоспособности страны, формирование гражданской идентичности -основ развития государственно-демократических процессов. Российское образование, по мнению отечественных ученых, должно стать тем социальным институтом, который способствует накоплению у молодежи опыта социального согласия и доверия, миролюбия и диалога культур, толерантного поведения, и тем самым обеспечивает решение проблемы профилактики экстремизма в обществе [2, с. 66].

Цель проведенного в 2015-2016 гг. этапа исследования заключалась в рассмотрении возможностей современного российского образования в реализации модели поликультурного образования, ориентированного на обеспечение социальной и психологической

гармонизации различных слоев общества, уменьшение социальной напряженности между представителями различных этносов, конфессий и национальных культур, групп и сообществ, воспитание у молодежи общественного доверия и согласия.

Данное исследование, находящееся на стадии поискового периода, относится к фундаментальным, в нем используются теоретические методы: аналитико-синте-зирующий, индуктивно-дедуктивный, аналогии; сравнительно-сопоставительный, метод педагогической интерпретации; эмпирические методы: педагогическое описание, обобщение педагогического опыта; диагностические методы: метод экспертных оценок; методы обработки информации: контент-анализ, ранжирование.

Разработка проблемы формирования социального согласия и доверия в педагогике является малоизученной и обращает нас в первую очередь к контексту поликультурного образования, которое представляет-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 16-06-00282 - а).

ЗЛепап Pedagogical .Тоита! ♦ № 5 / 2016

7

ся неотъемлемой частью общей стратегии культурного развития, базирующейся на принципах сохранения социокультурной ситуации плюрализма и многообразия, защиты культурной самости этносов - основ гуманитарного фундамента общественного устройства государства. Возрастающий интерес к вопросам поликультурного образования сегодня основывается не только на современных исторических и социокультурных предпосылках, но и на традициях отечественной и зарубежной философии, педагогики и психологии.

В этой связи вспоминается известная программа «Панпедия», которая была создана Коменским еще в XVI в. Отталкиваясь от идеи общности людей, гуманистических установок на диалог культур, великий педагог и мыслитель видит в панпедии программу универсального воспитания всего человеческого рода. Существенная часть в «Панпедии» - это вопросы воспитания у детей желания и способности жить в мире с другими, умения выстраивать свои отношения с другими людьми и окружающей их природой на основе уважения и любви [7].

Или, например, можно обратиться к идее Н. К. Рериха: он мечтал о «благодетельном синтезе» в человеческих отношениях, во взаимоотношениях стран на основе «единения культур», который возможен только лишь на сотрудничестве людей, на доверии и согласии; а также прислушаться к выдающимся философам, историкам, педагогам и психологам: Н. А. Данилевскому, Э. Мей-леру, П. Ф. Каптереву, А. Тойнби, Ю. Яков-цу, Л. С. Выготскому и др., идеи которых о целостности культурно-исторического развития человечества основывались на сходстве принципов функционирования культур разных народов и доверии людей друг к другу. Так, П. Ф. Каптерев отмечал связь национального и общечеловеческого в педагогике. Культурно-историческая теория развития поведения и психики Л. С. Выготского построена на идее выделения источника и детерминанты психического развития, в зависимости от исторически развивающейся культуры. Рассматривая развитие психики в качестве опосредованного процесса, ученый видел эту опосредованность в том, что индивид присваивает (осваивает) культурно-исторический опыт и его культурное разви-

тие осуществляется в плоскости социальной и психологической - вначале среди людей (интерпсихическая категория), потом - внутри самого индивида (интрапсихическая категория) [5, с. 123-127]. Обращение к идеям известных мыслителей позволяет сделать вывод о том, что многое в человеке, даже на уровне психических функций и генетики, обусловлено социальными отношениями.

Поликультурное образование как получение образования в многообразии множества культур, как воплощение идеи глобализации в образовании, личностного саморазвития, самообразования, самореализации, самоактуализации рассматривается в исследованиях А. И. Арнольдова, Е. В. Бондаревской, А. С. Гаязова, Ф. Н. Зиатдинова, З. Г. Нигма-това, Г. С. Трофимовой, Ф. Г. Ялалова и др.

Анализ научных источников по проблеме свидетельствует о том, что специалисты в этой области останавливаются на двух наиболее распространенных в мировой педагогике подходах к раскрытию сути поликультурного образования.

В аккультурационном подходе поликультурное образование рассматривается в качестве многоэтнического образования (multiethnic education), цель которого - создать и развить гармонию во взаимосвязях между различными этническими группами. Поликультурное образование здесь ориентируется на культуру переселенцев без «взаимного культурного обогащения», в рамках этого подхода рассматривается и бикультур-ное образование (Фтенакис и др.), и понятия билингвально-бикультурной идентичности (Бос-Нюнинг, Зандфукс).

В отечественном образовании аккульту-рационный подход пока не очень популярен, но следует отметить исследования Б. Э. Кор-нусовой (о развитии мотивации обучающихся к изучению родного языка при создании полилингвистической системы обучения) и Р. Хайруллина (о состоянии и перспективах развития национальных систем образования в России). В контексте аккультурационно-го подхода рассматривается теория диалога культур В. С. Библера, а в русле диалогового подхода интересны работы по поликультурному образованию А. В. Шафриковой, Т. Б. Менской, Л. Г. Ведениной, деятельност-ная концепция поликультурного образования Е. Ф. Тарасова и Ю. А. Сорокина.

UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS

С начала 1990-х гг. в России и за рубежом стали появляться исследования по поликультурному образованию, в которых сформулированы его цели и задачи, связанные с межкультурными отношениями не только в своей стране, но и в Европе и на всем мировом пространстве, на основе диалога и муль-типерспективного образования (М. Крюгер-Потратц, Х. Гёпферт, У Шмидт).

В последние годы в обсуждениях проблемы поликультурного образования рассматриваются концепции и отдельные теоретические положения, условно объединенные учеными в социально-психологический подход. При этом поликультурное образование рассматривается как особый способ в формировании неких определенных социально-установочных и ценностно-ориентационных предрасположенностей, коммуникативных и эмпатических умений, которые позволяют молодежи вступать в межкультурное взаимодействие и интенсивно его развивать, стремиться к пониманию других культур и проявлению толерантности в отношении их носителей (Муллард, Каррингтон, Коул, Троун) [4; 9]. В современной действительности все более актуальным становится воспитание молодежи в мире и уважении ко всем народам, формирование у нее поликультурной компетенции, мотивации к общению и сотрудничеству на основе диалога, мирного сосуществования, доверия и согласия (Т. Д. Шапошникова, А. Н. Утехина, Э. Р. Ха-кимов, М. С. Якушкина) [6; 8; 10].

Результаты и выводы. Анализ теоретических источников по проблеме позволяет в выделении основ формирования социального доверия и согласия опираться на этнополитическую модель российской гражданственности (российской нации), включающую в себя три основных уровня:

- субнациональный (базовый этнокультурный), который состоит из сообщества всех народов, этнических и субэтнических групп, диаспор, конфессиональных общин, которые проживают на территории нашей страны;

- национально-территориальный (базовый политический), который представляет собой субъекты Российской Федерации;

- супернациональный (гражданский, государственный) - в него объединяются все граждане нашей страны, что выделяется

в единой национальной общности [6].

Важным представляется вывод о том, что в национально-культурном организме субъект самосознания представляет собой этнокультурное самосознание групп и этнокультурную идентичность индивидов, органично встроенных в него, причем и этнокультурные групповые, и индивидуальные интересы должны ощущать свою защищенность именно на национально-территориальном уровне. Национальное (даже если оно не всегда совпадает с этнокультурным) самосознание людей, живущих в республиках, областях, краях, представляет собой непротиворечивую основу супернациональной общероссийской гражданской идентичности.

Многоуровневая конструкция российской идентичности представляется учеными условно в виде матрешки: если говорить о единой российской гражданственности, то она так же полиэтнична, как и нации, которые складываются в национальных субъектах Федерации. Если все в ней органично «встроено» в национальное сообщество, тогда формируется непротиворечивое национально-государственное сознание федерального уровня, когда вне зависимости от расовой, этнической, конфессиональной принадлежности отдельных индивидов все население определенных территорий осознает себя как единая сегментарная гражданская нация, которая одновременно является неотъемлемой частью российской нации [6]. Достижение такого уровня самосознания невозможно без доверия и согласия в обществе, а задачи его формирования у молодых поколений являются важнейшими для российского образования. Очевидным представляется то, что теоретические основы процесса формирования таких общественных феноменов, как социальная консолидация общества, социальное доверие и согласие, гражданская идентичность, миролюбие, реализуемых в поликультурной компетенции, следует рассматривать с позиций междисциплинарного, системного, полисубъектного (диалогического) и культурологического подходов [1; 3; 4; 6; 9].

Заключение. Социальное доверие и согласие представляют собой социокультурные феномены с точки зрения общественного развития, с точки зрения личностного - относятся к глобальным компетенциям и инте-

гративным качествам личности, выступают показателем личностного роста молодых людей, их социальной зрелости и включают в себя поликультурные знания, интересы, потребности, мотивы, ценности, опыт социального доверия и согласия, усвоенные социальные нормы и правила поведения, которые так важны сегодня в повседневной жизни и деятельности в современном

обществе. Они реализуются в умении выстраивать позитивное взаимодействие с людьми, относящимися к разным культурам, национальностям, верованиям, социальным группам; в проявлении уважительного отношения человека к культурному и религиозному многообразию мира, к любой культуре и ее носителям, в стремлении к миролюбию.

Библиографический список

1. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. - М.: Смысл, 2007. - 211 с.

2. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. -2008. - № 1. - С. 65-86.

3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование. Трактат по социологии знания. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.

4. Бессарабова И. С. Поликультурное образование в России и США: к постановке проблемы // Современные проблемы науки и образования. - 2008. - № 3. - С. 59-62.

5. Выготский Л. С. Психология. - М.: Педагогика, 1987. - 344 с.

6. Диалог культур: толерантность в национальных и конфессиональных отношениях (опыт организации современной жизни народов Сиби-

ри): коллективная монография / под ред. Г. И. Петровой. - Томск, 2002. - 142 с.

7. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Пе-сталоцци И. Г. Педагогическое наследие. - М.: Педагогика, 1989. - 411 с.

8. Хакимов Э. Р. Парадигма поликультурного образования: проблемы реализации в Российской Федерации // Образование и межнациональные отношения: теория и социальная практика: мат-лы Международной научно-практической конференции (14-16 ноября 2007 г.). - Ижевск: Изд-во УдГУ, 2007. - 468 с.

9. Чупалова Д. Г. Развитие поликультурного образования в многонациональной школе: на материале начальной школы Республики Дагестан: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Махачкала, 2005. - 21 с.

10. Шапошникова Т. Д., Якушкина М. С. Поликультурное образование в современном мире // Начальная школа плюс: до и после. - 2011. -№ 2 - С. 33-39.

Поступила в редакцию 15.06.2016

Kostyukova Tatiana Anatolievna

Dr. Sci. (Pedag.), Prof. of the Tomsk State University, [email protected], Tomsk

Tishina OlgaYuryevna

Director of the School in 1955, [email protected], Moscow

Shaposhnikova Tatiana Dmitrievna

Cand. Sci. (Pedag.), Senior Scientist Institute of Education Development Strategy of RAO, tatianashap@ inbox.ru, Moscow

THE THEORETICAL BASIS OF THE PROCESS OF FORMATION OF SOCIAL TRUST AND RECONCILIATION AMONG YOUNG PEOPLE IN THE MODERN RUSSIAN SOCIETY AS THE MOST IMPORTANT TASK OF THE EDUCATION SYSTEM1

Abstract. The problem of the formation of social trust and harmony in modern youth as one of the major goals of modern education in the light of recent state policy of consolidation of Russian society, ethnic groups, religions, preventing extremism is taken into consideration. The authors examine the

1 The study was performed with financial support of RFH (project № 16-06-00282).

_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_

theoretical basis of cultivating trust and agreement in schoolchildren and young people as a basis for building relationships in polyethnic, multi-ethnic and multi-confessional Russian society.

Keywords: education, social institution, social trust and harmony, multicultural education, accul-tural and socio-psychological approaches.

References

1. Asmolov, A. G., 2007. Psixologiya lichnosti: kul'turno-istoricheskoe ponimanie razvitiya chelove-ka [Personality Psychology: Cultural and historical understanding of human development]. Moscow: Meaning Publ., 211 p. (in Russ.).

2. Asmolov, A. G., 2008. Strategiya so-ciokul'turnoj modernizacii obrazovaniya: na puti k preodoleniyu krizisa identichnosti i postroeniyu grazhdanskogo obshhestva [Strategy of social and cultural modernization of education: on the way to overcome the crisis of identity and building a civil society]. Voprosy obrazovaniya [Educational Studies], 1, pp. 65-86 (in Russ.).

3. Berger, P., Lukman, T., 1995. Social'noe kon-struirovanie. Traktat po sociologii znaniya [Social Construction. A treatise on the sociology of knowledge]. Moscow: Medium Publ., 323 p. (in Russ.).

4. Bessarabova, J. S., 2008. Polikul'turnoe obra-zovanie v Rossii i SShA: k postavke problemy [Multicultural education in Russia and the US to delivery problems]. Sovremennye problemy nauki i obra-zovaniya [Modern problems of science and education], 3, pp. 59-62 (in Russ.).

5. Vygotsky, L. S., 1987. Psixologiya iskusst-va [Psychology of Art]. Moscow: Pedagogy Publ., 344 p. (in Russ.).

6. Petrova, G. I., ed., 2002. Dialog kul'tur: tol-erantnost' v nacional'nyx i konfessional'nyx otnosh-eniyax (opyt organizacii sovremennoj zhizni narodov

Sibiri) [Dialogue of cultures: tolerance in national and confessional relations (experience of the modern life of the peoples of Siberia)]. Tomsk, 142 p. (in Russ.).

7. Comenius, J. A., Locke, D., Rousseau, JeanJacques, Pestalozzi, I. G., 1989. Pedagogicheskoe nasledie [Pedagogical Heritage]. Moscow: Education Publ., 411 p. (in Russ.).

8. Hakimov, E. R., 2007. Paradigma poli-kul'turnogo obrazovaniya: problemy realizacii v Rossijskoj Federacii [Paradigm of multicultural education: problems of realization in the Russian Federation]. Obrazovanie i mezhnacional'nye otnosh-eniya: teoriya i social'naya praktika [Education and international relations theory and social practice]. Izhevsk: Udmurt State University Publ., 468 p. (in Russ.).

9. Chupalova, D. G., 2005. Razvitie poli-kul'turnogo obrazovaniya v mnogonacional'noj shkole: na materiale nachal'noj shkoly Respubliki Dagestan [Development of multicultural education in a multinational school: On a material of an elementary school of Republic Dagestan]. Cand. Sci. (Pedag.). Makhachkala, 21 p. (in Russ.).

10. Shaposhnikova, T. D., Yakushkina, M. S., 2011. Polikul'turnoe obrazovanie v sovremennom mire [Multicultural education in the modern world]. Nachal'naya shkola plyus: do i posle [Plus Elementary School: Before and After], 2, pp. 33-39 (in Russ.).

Submitted 15.06.206

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.