Научная статья на тему 'Воспитание доверия и согласия у молодежи в условиях многонационального и поликонфессионального российского общества'

Воспитание доверия и согласия у молодежи в условиях многонационального и поликонфессионального российского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
200
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PUBLIC TRUST AND HARMONY / SOVIET SECULAR SCHOOL / MULTICULTURAL COMPETENCE / ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОВЕРИЕ И СОГЛАСИЕ / СВЕТСКАЯ ШКОЛА / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Костюкова Татьяна Анатольевна, Тишина Ольга Юрьевна, Симакова Татьяна Петровна

Рассматривается феномен кризисной личности и рост негативной идентичности в специфических условиях переживаемого Россией исторического периода. Представлен анализ ключевой проблемы формирования у молодежи ценностных ориентиров на доверие, согласие, диалог культур. В результате сделан обоснованный вывод о необходимости формирования в системе образования поликультурной компетенции как основы распространения атмосферы доверия и согласия, использования специальных технологий и тренингов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Костюкова Татьяна Анатольевна, Тишина Ольга Юрьевна, Симакова Татьяна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTIVATION OF TRUST AND HARMONY AMOND YOUNG PEOPLE IN A MULTINATIONAL AND MULTICONFESSIONAL RUSSIAN SOCIETY

The article deals with cultivation of trust and harmony among young people in a multinational and multiconfessional Russian society. Presents the analysis of the key problem of formation of young people’s value orientations of confidence, agreement, dialogue of cultures. The authors examine the phenomenon of the identity crisis in the specific conditions of modern Russian historical period. Attention is drawn to the need to create multicultural competence in the system of education. On the basis of the first exploratory phase of the study, authors also suggest correction of textbooks of history and social science, and the use of interactive technologies and the development of multicultural competence trainings.

Текст научной работы на тему «Воспитание доверия и согласия у молодежи в условиях многонационального и поликонфессионального российского общества»

УДК 37:001.127.18

Т. А. Костюкова, О. Ю. Тишина, Т. П. Симакова

ВОСПИТАНИЕ ДОВЕРИЯ И СОГЛАСИЯ У МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО И ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНОГО

РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Рассматривается феномен кризисной личности и рост негативной идентичности в специфических условиях переживаемого Россией исторического периода. Представлен анализ ключевой проблемы формирования у молодежи ценностных ориентиров на доверие, согласие, диалог культур. В результате сделан обоснованный вывод о необходимости формирования в системе образования поликультурной компетенции как основы распространения атмосферы доверия и согласия, использования специальных технологий и тренингов.

Ключевые слова: общественное доверие и согласие, светская школа, поликультурная компетентность.

В условиях роста социального разнообразия в современной России воспитание подрастающих поколений призвано выполнять задачи, способствующие, в том числе, обеспечению консолидации различных слоев гражданского общества и уменьшению социальной напряженности между представителями различных национальных культур. Эти задачи обусловлены специальной государственной политикой, нашедшей свое выражение в Федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)», где отмечается, что система образования должна сформировать у учащихся глобальные компетенции, важнейшей среди которых является поликультурная, научить выстраивать взаимоотношения между социальными, национальными, этническими, конфессиональными общностями на принципах уважительного отношения к представителям различных культур, в связи с чем она реально превращается сегодня в институт накопления социального доверия и согласия. Социальное доверие и согласие лежит в основе этнокультурного образования и диалога культур, на котором строится демократическое гражданское общество [1, с. 47].

Проявление доверия /недоверия в современной российской реальности, по результатам опросов, проводимых ВЦИОМ - Левада-Центр в различных регионах нашей страны в 2013-2014 гг., отличается противоречивостью и непоследовательностью, однако в целом установки на доверие преобладают над установками на недоверие, особенно среди людей молодого возраста. Среди нравственных принципов, способных консолидировать общество, как основы распространения в нем атмосферы доверия, для молодежи доминирующее значение имеет осуществление принципа уважения к личности, для людей более зрелых -справедливость и ответственность [2, с. 3; 3, с. 162].

Общие особенности процессов социализации и воспитания подрастающих поколений следует рассматривать, учитывая специфику переживаемого Россией исторического переходного периода. Традиционный для социально-возрастной группы кризис юношеского возраста усиливается социальным кризисом современного переходного времени, его неопределенностью и сдвигом ценностей: возникает и усиливается феномен негативной идентичности, усиления объединений людей на основе оппозиций «свои - чужие», «мы - они» [4, с. 52] находит свое выражение: в мобилизации ксенофобных установок и националистических настроений; в возникновении различных экстремистских молодежных групп; в

изменении социальных дистанций между различными этническими, конфессиональными, поколенческими и социальными слоями общества; распространении стереотипов этнофо-бии, мигрантофобии как привычной социальной нормы; в установках на «свои - чужие», в конструировании образа врага. Всему этому способствуют и агрессивный язык СМИ, возникновение радикальных «сайтов ненависти» в Интернете и тому подобное [5, с. 66]. Так, в процессе мониторинга толерантности в подростковой субкультуре, проводмого Институтом социологичесеческих исследований РАО (В. В. Собкин) в Центральном регионе страны в 2013 г., подростки, отвечая на вопрос о том, какое отношение в современной России распространено к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, на первое место поставили национализм (18,6 %), затем расизм (17,1 %), дискриминацию (16,4 %), насилие (14,7 %), нетерпимость (14,4 %), терроризм (13,4 %). Только около 2 % подростков считают, что ни одно из перечисленных явлений не распространено по отношению к вышеупомянутым меньшинствам. Показательно высок и процент тех школьников, которым безразлична эта проблема (28,2 %). Настораживает также тот факт, что более трети опрошенных подростков относятся с безразличием к любым неформальным молодежным группам, в том числе и к скинхедам [6, с. 123-130].

Включенное наблюдение за обучающимися 6-11-х классов, проведенное в рамках первого, поискового периода нашего исследования, сопровождавшееся анкетированием в 2015-2016 гг. (опрошено 1218 школьников г. Москвы), позволяет утверждать, что равнодушное отношение значительной части подростков к социально опасным проявлениям жестокости и экстремизма, восприятие их как социальной нормы являются убедительным доказательством необходимости активизации использования возможностей системы образования в формировании у молодежи гражданской идентичности, социального согласия и толерантности, профилактике ксенофобских установок. Так, опрошенные отмечают, что нередко в учебниках истории развитие человечества преподносится как история насилия и войн, что приводит к формированию установки на силовые способы разрешения конфликтов как социальной нормы. В связи с этим при проектировании учебников следует включать в их содержание фактический материал, демонстрирующий роль сотрудничества, кооперации, взаимопонимания, веротерпимости, миролюбия, диалога в развитии разных культур. Важным также представляется расширение учебных программ, раскрывающих взаимодополняющие ценности разных национальных культур в истории цивилизаций и в многонациональном современном обществе.

Первичный анализ материалов проведенного исследования (оно находится в стадии продолжения до 2017 г.) убедительно показывает, что во внеурочной работе важно активнее использовать специально разработанные социально-психологические технологии, социально ориентированные проекты, тренинги толерантности, во время проведения которых появляется реальная возможность приобретения школьниками опыта социального доверия и согласия, умений разрешать конфликтные ситуации, вставая на позиции противоборствующих сторон и пытаясь увидеть мир глазами другого человека. При этом толерантность выступает вовсе не как отсутствие собственной позиции или равнодушие к разным формам религиозной и национальной нетерпимости. Напротив, только человек, имеющий собственное мировоззрение и веру, способен проявлять великодушие, уважать мировоззрение и веру другого человека, обладать гармонией гражданской, этнокультурной и общечеловеческой идентичностью [5, с. 73]. В воспитании такого человека важную роль играют культура, наука, образование и религия - важнейшие мировоззренческие системы, в функции которых и входит формирование культуры доверия в ответ на риски возникновения насилия и конфликтов. И именно системе образования отводится при этом ведущая роль.

На основании полученных результатов исследования установлено, что сфера образования оценивается как сфера наименьшего проявления нетерпимости, т. е. ожидания общества по отношению к образованию как институту социализации, способному компенсировать дефекты воспитания в семье, через СМИ и «на улице», имеют реальную основу. Миссия общего образования как ведущей социальной деятельности общества связана с формированием гражданской идентичности в качестве базовой предпосылки укрепления государственной консолидации общества в процессе социокультурной модернизации России, поликультурной компетенции как интегративного качества личности, необходимого для жизнедеятельности в современном обществе и проявляющегося в доброжелательном отношении к любой культуре и ее носителям. Эти задачи призваны решать преимущественно предметы гуманитарного цикла, а также новая предметная область «духовно-нравственная культура» и предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» [7].

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ 16-06-00282-а.

Список литературы

1. Тимошенко Л. Г. Этнокультурное образование в условиях современного социума // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 1 (1). С. 46-51.

2. Москвин Л. Б. Согласие в обществе как важное условие развития России по пути модернизации // Вестник Института социологии. 2014. № 04s. С. 3-8.

3. Иваненков С. П., Ефанова О. А. Некоторые результаты исследования культурных потребностей молодежи в современной России // Credo new. 2013. № 3. С. 156-167.

4. Гудков Л. Негативная идентичность. М., 2004. 152 с.

5. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 65-86.

6. Проблемы толерантности в подростковой субкультуре // Труды по социологии образования / под ред. В. С. Собкина. Т. VIII. Вып. XIII. М.: Центр социологии образования РАО, 2003. 204 с.

7. Костюкова Т. А. Проблемы профессионального самоопределения будущего педагога в традиционных российских духовных ценностях: поиски и решения. Томск, 2002. 223 с.

Костюкова Т. А., доктор педагогических наук, профессор.

Национальный исследовательский Томский государственный университет.

Пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050. E-mail: [email protected]

Тишина О. Ю., директор. ГБОУ «СОШ № 1955 г. Москвы».

Ул. Тайнинская, 15, Москва, Россия, 129346. E-mail: [email protected]

Симакова Т. П., доктор педагогических наук, профессор. Академия социального управления. Пер. Староватутинский, 117, Москва, Россия, 129432. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 31.08.2016

T. A. Kostyukova, O. Yu. Tishina, T. P. Simakova

CULTIVATION OF TRUST AND HARMONY AMOND YOUNG PEOPLE IN A MULTINATIONAL AND MULTICONFESSIONAL RUSSIAN SOCIETY

The article deals with cultivation of trust and harmony among young people in a multinational and multiconfessional Russian society. Presents the analysis of the key problem of formation of young people's value orientations of confidence, agreement, dialogue of cultures. The authors examine the phenomenon of the identity crisis in the specific conditions of modern Russian historical period. Attention is drawn to the need to create multicultural competence in the system of education. On the basis of the first exploratory phase of the study, authors also suggest correction of textbooks of history and social science, and the use of interactive technologies and the development of multicultural competence trainings.

Key words: public trust and harmony, soviet secular school, multicultural competence.

References

1. Timoshenko L. G. Etnokul'turnoye obrazovaniye v usloviyakh sovremennogo sotsiuma [Ethnic and cultural education in the conditions of modern society]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2013, no. 1 (1), pp. 46-51 (in Russian).

2. Moskvin L. B. Soglasiye v obshchestve kak vazhnoye usloviye razvitiya Rossii po puti modernizatsii [The agreement in the society as an important condition for Russia's development towards modernization]. Vestnik Instituía sotsiologii - Bulletin of the Institute of Sociology, 2014, no. 04s, pp. 3-8 (in Russian).

3. Ivanenkov S. P., Efanova O. A. Nekotorye rezul'taty issledovaniya kul'turnykh potrebnostey molodezhi v sovremennoy Rossii [Some results of the study of cultural needs of young people in modern Russia]. Credo new, 2013, no. 3, pp. 156-167 (in Russian).

4. Gudkov L. Negativnaya identichnost [Negative identity]. Moscow, 2004. 152 p. (in Russian).

5. Asmolov A. G. Strategiya sotsiokul'turnoy modernizatsii obrazovaniya: na puti k preodoleniyu krizisa identichnosti i postroeniyu grazhdanskogo obshchestva [Strategy of social and cultural modernization of education: on the way to overcome the crisis of identity and building a civil society]. Voprosy obrazovaniya - Education Issues, 2008, no. 1, pp. 65-86 (in Russian).

6. Problemy tolerantnosti v podrostkovoy subkul'ture [Problems of tolerance in adolescent subculture]. Trudy po sotsiologii obrazovaniya [Proceedings on the sociology of education]. Ed. V. S. Sobkin. Vol. VIII, issue XIII. Moscow, Tsentr sotsiologii obrazovaniya RAO Publ., 2003. 204 p. (in Russian).

7. Kostyukova T. A. Problemy professional'nogo samoopredeleniya budushchego pedagoga v traditsionnykh rossiyskikh dukhovnykh tsennostyakh: poiski i resheniya [Problems of professional's self-determination of the future teacher in traditional Russian spiritual values: the search and solutions]. Tomsk, 2002. 223 p. (in Russian).

Kostyukova T. A.

National Research Tomsk State University.

Pr. Lenina, 36, Tomsk, Russia, 634050. E-mail: [email protected]

Tishina O. Yu.

GBOU "School № 1955 Moscow".

Ul. Tayninskaya, 15, Moscow, Russia, 129346. E-mail: [email protected]

Simakova T. P.

Academy of Public Administration.

Per. Starovatutinskiy, 117, Moscow, Russia, 129432. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.