Научная статья на тему 'Теоретические основы подготовки кадров к реализации дополнительного образования детей средствами искусства в условиях региона'

Теоретические основы подготовки кадров к реализации дополнительного образования детей средствами искусства в условиях региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TEACHER TRAINING / ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпушина Лариса Павловна

Раскрывается актуальность подготовки кадров к реализации дополнительного образования детей средствами искусства в условиях региона, а также определены теоретические основы данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the relevance of personnel training for the implementation of additional education of children by means of art in the conditions of the region. The author defines the theoretical foundations of this process.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы подготовки кадров к реализации дополнительного образования детей средствами искусства в условиях региона»

Л.П. КАРПУШИНА (Саранск)

теоретические основы подготовки кадров к реализации дополнительного образования детей средствами искусства в условиях региона*

Раскрывается актуальность подготовки кадров к реализации дополнительного образования детей средствами искусства в условиях региона, а также определены теоретические основы данного процесса.

Ключевые слова: подготовка кадров, дополнительное образование, подготовка кадров к реализации дополнительного образования детей средствами искусства в условиях региона.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что дополнительное образование - это «вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышениемуровня образования» [5]. Специфика дополнительного образования состоит в добровольности и свободе выбора направления деятельности, места освоения образовательных программ, в возможности учета индивидуальных потребностей каждого учащегося. Таким образом, дополнительное образование детей - это личностно ориентированное образование, позволяющее человеку максимально развить свои способности, реализоваться в социальном, личностном, профессиональном плане.

Дополнительное образование играет большую роль в формировании у детей и молодежи любви к родине, родному краю, толерантности, готовности к межэтническкому и межкультурному общению. Так, в Концепции развития дополнительного образования детей говорится: «Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и са-

* Статья публикуется в рамках Международного форума РАО «Непрерывное педагогическое образование: проблемы и перспективы».

мореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа» [4]. в концепции отмечается, что дополнительное образование становится ведущим каналом социализации, обеспечивающим адаптацию личности к изменениям; в дополнительном образовании создаются условия для усиления толерантности, обеспечения преемственности в передаче культурных традиций и практик, повышения общекультурного уровня и коммуникативной компетентности [Там же].

как отмечают исследователи, приоритетными направлениями и видами деятельности в системе дополнительного образования детей среди девочек являются художественное образование, особенно музыка и вокал, хореография и прикладное творчество, менее востребован спорт. У мальчиков популярны техническое творчество, спорт, музыка и информатика [1]. Эти данные показывают важность и необходимость развития системы дополнительного образования детей средствами искусства. Дополнительное образование детей средствами искусства представляет собой сложный многоуровневый педагогический процесс, направленный на организацию активной, осознанной, культуротворческой и личностно развивающей деятельности детей на основе явлений художественной культуры в учреждениях дополнительного образования.

дополнительное образование детей средствами искусства способствует активному художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающему духовно-нравственное, культурное развитие личности, развитию способности понимать духовные и художественные ценности, обогащению внутреннего мира, приобщению к ценностям отечественной и мировой художественной культуры, формированию духовных и нравственных качеств. воспитанию детей средствами искусства посвящены работы отечественных педагогов-ученых Д.Б. Кабалевского, Т.С. Комаровой, Б.Т. Йеменского и др., и сейчас определяющие деятельность общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования средствами искусства. Главная мысль, высказываемая этими учеными, - важно не становление музыканта, танцора, художника, а воспитание личности средствами искусства.

дополнительное образование детей средствами искусства, построенное с учетом реги-

О Карпушина Л.П., 2019

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ональных особенностей, играет большую роль в формировании любви и уважения к малой и большой Родине, в становлении толерантности, способности к межкультурному и межэтническому общению. Оно направлено на сохранение этнических и этнокультурных характеристик индивида, прогрессивных народных традиций, технологий народного художественного творчества, позволяет передать новому поколению этнодуховный, этносоциальный и этнохудожественный опыт.

Вышеизложенное обусловливает необходимость обоснования теоретических основ подготовки кадров к реализации дополнительного образования детей средствами искусства в условиях региона. Подготовка кадров к реализации дополнительного образования детей средствами искусства в условиях региона, по нашему мнению, - это сложное организационно-педагогическое явление, направленное на формирование у обучающихся в образовательных организациях разного уровня готовности к художественно-эстетическому воспитанию, обучению, социализации детей в процессе дополнительного образования с учетом особенностей культуры региона.

основные параметры требований к квалификации педагогов и руководителей системы дополнительного образования детей определены в Указе Президента РФ № 761 от 1 июня 2012 г. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Концепции развития обеспечения развития системы дополнительного образования (утв. распоряжением Правительства РФ № 1726-р от 4 сентября 2014 г.), общенациональной системе выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ № Пр-827 от 3 апреля 2012 г.), Плане мероприятий на 2015-2020 гг. по реализации концепции развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации № 729-р от 24 апреля 2015 г.), профессиональном стандарте педагога, профессиональном стандарте педагога дополнительного образования детей и взрослых.

в профессиональном стандарте педагога отмечается, что учитель должен быть готов «организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона», знать основы поликультурного образования, формировать у детей толерантность и навыки поведения в изменяю-

щейся поликультурной среде, создавать позитивный психологический климат в группе и условия для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным слоям [6]. Здесь также отмечается, что в трудовую функцию педагога «обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания» входят такие необходимые умения, как «умение определять цели и задачи взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, планировать деятельность в этой области с учетом особенностей социального и этнокультурного состава группы», а также необходимые знания источников надежной и достоверной информации, отражающих «государственную и региональную политику в области образования в целом и реализации программ дополнительного образования детей и (или) взрослых в частности, внутренние и внешние (средовые) условия развития дополнительного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность» [Там же].

В ФГОС ВО сказано, что бакалавр по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» должен изучать, формировать и реализовывать потребности детей и взрослых (квалификация (степень) «бакалавр») в культурно-просветительской деятельности, организовывать культурное пространство. В процессе подготовки бакалавров - будущих педагогов-музыкантов предполагается формирование следующих компетенций, имеющих связь с региональной и этнокультурной направленностью образования: общекультурных (способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5)); профессиональных (способность выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп (ПК-13), способность разрабатывать и реализовывать различные культурно-просветительские программы (ПК-14)) [7].

Стоит обратить внимание на тот факт, что в требовании ФгОС ВО отмечается важность формирования у будущего педагога способности разрабатывать и реализовывать различные культурно-просветительские программы, организовывать культурно-досуговую деятельность детей, направленную на освоение социокультурного опыта человечества и развитие личности на основе культуры в свободное время в условиях эмоционального комфорта.

ИЗВЕСТИЯ вгпу

Таким образом, можно констатировать, что в документах по образованию в Российской Федерации, в научной литературе нашли свое отражение основные направления осмысления проблемы важности подготовки кадров к реализации дополнительного образования детей средствами искусства. Однако стоит отметить, что отсутствуют теоретические основы подготовки кадров к реализации дополнительного образования детей средствами искусства в условиях региона, недостаточно емко рассмотрено научно-методическое обеспечение ее реализации. Указанные обстоятельства, общественная значимость проблемы, объективная потребность общества в педагогах, готовых к реализации дополнительного образования детей средствами искусства в условиях региона, обусловливают необходимость разработки теоретических основ профессиональной подготовки данных кадров.

В рамках исследования данной проблемы важное значение имеют идеи: о ведущей роли деятельности в формировании личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко и др.); о значимости самовоспитания, самообразования и самореализации личности, его творческого развития, социализации (А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, О.С. Газман, А.В. Мудрик, В.И. Сло-бодчиков и др.); о социокультурной среде как пространстве развития личности (В.А. Петровский, P.M. Чумичева, Б.П. Юсов и др.); об объективной необходимости сохранения общекультурного, гуманистического фона образования, идеи об актуализации культоро-логической функции образования (Е.В. Бон-даревская), о значимости региональной и этнической культуры в формировании ценностных ориентаций личности, в социализации подрастающего поколения, способствующей гражданской и этнической идентификации, адаптации в полиэтническом, поликультурном пространстве (З.А. Малькова, Л.Л. Су-прунова, Т.К. Солодухина и др.); о современных тенденциях в развитии дополнительного образования детей (Е.Б. Евладова, Л.Н. Буйло-ва, О.А. Жильцова, Г.Д. Кочергина, Н.Б. Круг-лова и др.); об этнокультурной направленности современного образования и социализации, которая способствует ориентированности образовательного процесса на становление и развитие этнокультурной и поликультурной личности, стремящейся к сохранению и развитию родной культуры, культуры нашей страны, мира (Г.Н. Волков, Е.П. Жирков, А.П. Пань-кин, В.К. Шаповалов и др.); о реализации региональной и этнокультурной направленности

подготовки студентов педвузов (Т.В. Анисен-кова, Е.С. Бабунова, С.Н. Горшенина, О.И. Давыдова, А.В. Кайсарова, Л.П. Карпушина, И.С. кобозева, т.В. Поштарева, С.Н. Федорова, М.Г. Харитонов, М.А. Якунчев и др.). Теоретические основания реализации регионального подхода в высшем педагогическом образовании обоснованы в работах И.С. Кобозевой [3], этнокультурного подхода - в работах Л.П. Карпушиной [2].

Цель подготовки кадров к реализации дополнительного образования детей средствами искусства в условиях региона - сформировать у обучающихся в образовательных организациях разного уровня готовности к художественно-эстетическому образованию и социализации детей в процессе дополнительного образования с учетом специфики культуры региона.

В процессе подготовки кадров к реализации дополнительного образования детей средствами искусства в условиях региона предполагается решение следующих задач:

- сформировать у обучающихся гражданственность, чувство любви к малой и большой Родине, уважение к этносам и их культурам, потребности в постижении национальной и этнических культур;

- способствовать становлению этнокультурной толерантности, способности к межэтническому и межкультурному общению, этно-социокультурной компетентности;

- дать знания об этнических и национальных культурах, актуализировать знания студентов в плане культуры региона, познакомить с наиболее яркими образцами фольклора (русского народа и народов, населяющих регион, Россию, мир) и профессионального художественного творчества региона, которые могут быть использованы в практике дополнительного образования;

- познакомить с особенностями реализации регионального и этнокультурного подхода в процессе дополнительного образования детей средствами искусства, основами и технологиями дополнительного художественно-эстетического образования детей в условиях региона;

- дать знания о педагогических основах освоения искусства региона в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования, о педагогических технологиях построения занятий и досуговых мероприятий в системе дополнительного образования детей средствами искусства, сформировать этнокультурно-педагогическую компетентность;

- сформировать способность организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-до-суговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона;

- способствовать освоению этнохудоже-ственных технологий, позволяющих воспроизводить, сохранять, развивать народные традиции региона;

- воспитать потребность в самообразовании с целью углубления работы по изучению региональной и этнической художественной культуры.

Особо стоит обратить внимание на формирование у обучающихся в системе педагогического образования этнокультурно-педаго-гической компетентности. Этнокультурно-педагогическая компетентность педагога -это интегративное свойство личности, которое характеризуется способностью ориентироваться в культуре различных народов региона, страны, мира, понимать их общечеловеческую и общемировую значимость, владением технологией трансляции подрастающему поколению этнокультурных знаний, умений, формирования навыков межэтнического и межкультурного общения [8, с. 293].

Этнокультурно-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования включает в себя:

- способность к пониманию феномена национальной и этнической культуры, к осознанию культуры как этноконсолидирующего и этнодифференцирующего признака, к пониманию вклада культуры каждого народа региона в становление культуры России и готовность донести данную идею до детей и подростков;

- способность выделять признаки менталитета, этнического характера, мировоззрения в культуре разных народов, общекультурные ценности, объединяющие разные этнокультуры;

- способность воспринимать, осознавать, принимать духовные ценности народов региона, страны, мира в ходе диалога и полилога, принимать русскую культуру как объединяющий фактор и готовность приобщать учащихся к данным ценностям в художественно-педагогической деятельности в системе дополнительного образования;

- способность к осмыслению обрядов жизненного цикла и системы традиционного воспитания детей у разных народов мира, традиционных моделей и систем социализации детей в современном мире, трудового воспитания в различных этнических социумах, и

готовность реализовывать эти знания в художественно-педагогической деятельности в системе дополнительного образования;

- готовность к реализации методолого-теоретических и психолого-педагогических основ регионального и этнокультурного дополнительного образования в педагогической деятельности, дополнительных образовательных программ по искусству с учетом особенностей региона;

- готовность к реализации регионального и этнокультурного подхода к образованию, способность успешно решать целевые установки, задачи дополнительного образования детей средствами искусства, претворять его принципы, содержание; способность формировать у детей и подростков любовь к своему народу, к Родине, уважение к истории, традициям, культуре разных этносов и региона;

- способность к выделению этнокультурного аспекта содержания преподаваемого предмета, отбору дидактических средств этнокультурного образования, осмысления программ дополнительного образования детей средствами искусства с точки зрения региональной, этнокультурной и поликультурной направленности;

- готовность к организации этнокультурного образования на различных возрастных этапах и в различных типах организаций дополнительного образования, способность организовать образовательный процесс с учетом приобретенных этнокультурных знаний, умений и навыков, с учетом народных педагогических традиций, понимание взаимозависимости возраста ребенка и его этнокультурной идентификации;

- готовность к активной творческой деятельности с учащимися по совместному освоению народного искусства, готовность к формированию ценностных ориентаций учащихся на основе народного творчества, готовность активизировать процесс самовыражения детей на основе региональной и этнической культуры, формировать критически мыслящую поликультурную личность;

- готовность использовать при организации учебно-воспитательного процесса информационно-коммуникационные, проектные и диалоговые технологии;

- способность к самостоятельной оценке и диагностике этнокультурно-педагогической деятельности, к соотнесению собственного опыта с целостной системой дополнительного образования детей средствами искусства, знание достижений в данной области, способность к самообразованию в данном аспекте;

- способность к проектированию и регулированию своей этнокультурно-педагогиче-ской деятельности в системе дополнительного образования детей средствами искусства в соответствии с нормативно-правовыми документами по образованию.

Содержательный компонент подготовки педагогов дополнительного образования детей средствами искусства в условиях региона представлен педагогическими и художественными знаниями, умениями, навыками и опытом художественно-творческой и педагогически-творческой деятельности, региональным и эт-нохудожественным материалом.

Педагог дополнительного образования детей средствами искусства, подготовленный в условиях региона, должен усвоить следующие педагогические и художественные знания:

- о теоретико-методологических основах педагогики, целостном педагогическом процессе, современных инновационных процессах, происходящих в системе дополнительного образования детей средствами искусства;

- об основных понятиях, положениях, цели, задачах, принципах, содержании дополнительного образования детей средствами искусства, программах для организаций дополнительного образования детей средствами искусства, специальной литературе по проблеме;

- о значении региональной, этнической художественной культуры в формировании гражданственности, толерантности, этнической идентичности, способности к межэтническому и межкультурному общению; о месте региональной художественной культуры в системе российской и мировой художественной культуры;

- об особенностях фольклора как особой области музыкального искусства, отражающего мировоззрение народа, его духовные и эстетические идеалы; об этническом своеобразии художественного языка и жанрах искусства различных народов;

- об образцах этнической художественной культуры (русского народа и народов, населяющих регион, Россию, мир), которые возможно использовать в практике дополнительного образования;

- о методике освоения региональной и этнической художественной культуры в условиях дополнительного образования детей;

- о технологиях проведения занятий и до-суговых мероприятий, имеющих региональную и этнокультурную направленность, об организации художественно-краеведческой работы.

Содержательный компонент подготовки педагогов дополнительного образования де-

тей средствами искусства в условиях региона включает в себя следующие педагогические и художественные умения:

- организовывать межэтническое и межкультурное общение, взаимодействие, сотрудничество детей и подростков в организациях дополнительного образования детей средствами искусства;

- реализовывать региональный и этнокультурный подход к образованию и социализации подрастающего поколения;

- реализовывать цели, задачи, принципы, содержание дополнительного образования детей средствами искусства, использовать в практике специальную литературу;

- организовывать и планировать дополнительное образование детей средствами искусства обучающихся с учетом приобретенных знаний и целевых установок, реализовы-вать учебные программы для организаций дополнительного образования детей средствами искусства региональной и этнокультурной направленности;

- реализовывать методику освоения региональной и этнической художественной культуры в условиях дополнительного образования детей;

- составлять конспекты занятий и досуго-вых мероприятий, имеющих региональную и этнокультурную направленность, об организации художественно-краеведческой работы;

- применять информационно-коммуникационные технологии в практике в условиях дополнительного образования детей средствами искусства.

Содержательный компонент подготовки педагогов дополнительного образования детей средствами искусства в условиях региона включает в себя следующий опыт художественно-творческой и педагогическо-твор-ческой деятельности:

- опыт освоения этнохудожественных технологий, позволяющих воспроизводить, сохранять, развивать народные традиции региона;

- опыт реализации содержания, технологий дополнительного художественно-эстетического образования детей с учетом особенностей художественной культуры региона;

- опыт организации различных видов до-суговой деятельности (игровой, художественно-продуктивной) с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.

В основе содержательного компонента подготовки педагогов дополнительного образования детей средствами искусства в условиях региона находится региональный и эт-

нохудожественный материал, посредством которого происходит познание художественной культуры народов региона, России, мира, приобретение художественных знаний, умений, навыков, опыта художественной деятельности, художественно-творческой деятельности. Региональный и этнохудожественный материал включает в себя народное творчество (устно-поэтическое творчество, народную музыку, театр, танцы, декоративно-прикладное искусство), творчество представителей художественной культуры региона. Материал по подготовке педагогов дополнительного образования детей средствами искусства в условиях региона представлен работами ученых региона, направленными на конкретизацию содержания дополнительного художественно-эстетического образования детей с учетом региональной и этнокультурной направленности материала.

Организационно-процессуальный компонент подготовки педагогов дополнительного образования детей средствами искусства в условиях региона включает в себя формы, методы, технологии, средства обучения, способы организации деятельности, педагогические условия, способствующие подготовке кадров к реализации дополнительного образования детей средствами искусства в условиях региона.

В ходе подготовки педагогов дополнительного образования детей средствами искусства в условиях региона можно использовать различные формы (лекционные, семинарские (диспут, дискуссия, беседа, конференция, круглый стол) и практические занятия, мастер-классы, деловые игры). в качестве методов подготовки педагогов дополнительного образования детей средствами искусства в условиях региона большой интерес вызывают интерактивные, проектные, исследовательские методы, объяснение, самостоятельная работа и др.

Подготовка педагогов дополнительного образования детей средствами искусства в условиях региона предполагает использование таких технологий, как технология критического мышления, проблемного обучения, case-study, создание тематического портфолио, проектной технологии, использование ролевых и деловых игр, решение творческих задач, тренинги, технология квеста, информационно-коммуникационные технологии, технологии витагенного обучения (А.С. Белкин) и др.

В качестве педагогических условий, способствующих подготовке кадров к реализации дополнительного образования детей средствами искусства в условиях региона, можно выделить следующие:

1) подготовка кадров к реализации дополнительного образования детей средствами искусства на различных уровнях - среднего профессионального образования, высшего (бакалавриат, магистратура) образования;

2) региональная и этнокультурная направленность содержания подготовки педагогов дополнительного образования детей средствами искусства;

3) постоянное повышение квалификации педагогов и руководителей системы дополнительного образования детей средствами искусства;

4) создание в образовательной организации, обеспечивающей подготовку кадров к реализации дополнительного образования детей средствами искусства в условиях региона, творческой художественно-образовательной среды.

Таким образом, подготовка кадров к реализации дополнительного образования детей средствами искусства в условиях региона должна осуществляться комплексно, с учетом социокультурной реальности, современных образовательных потребностей, новых федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней, профессионального стандарта педагога.

Список литературы

1. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: дис. ... канд. пед. наук. М., 1998.

2. Карпушина Л.П., Костина Р.Г. Этнокультурный подход к образованию и социализации студентов инновационного педвуза как фактор освоения социокультурных констант современного общества [Электронный ресурс] // Гуманитарные социально-экономические и общественные науки. 2013. № 3. URL: http://www.online-science.ru/userfiles/file/wi26 athumtm95adykrycuzutt5a76hav.pdf (дата обращения: 24.11.2018).

3. Кобозева И.С. Региональное непрерывное музыкальное образование как национально-культурное явление: дис. ... д-ра пед. наук. Саранск, 2006.

4. Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс]. URL: http:// dop-obrazovanie.com/obsuzMaem-proekti/1234-kont-septsiya-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej (дата обращения: 20.11.2018).

5. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 дек. 2012 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: https:// минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12. 29-ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации. pdf (дата обращения: 28.11.2018).

6. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного,

начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosmintrud.ru/ docs/mintrud/orders/129 (дата обращения: 21.11.2018).

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр")» [Электронный ресурс]. URL: http:// fgosvo.ru/news/8/1583 (дата обращения: 26.11.2018).

8. Якунчев М.А., Карпушина Л.П. К проблеме этнокультурной подготовки студентов высших учебных заведений (на примере педвузов) // Сиб.

пед. журн. 2010. № 7. С. 292-298.

* * *

1. Berezina V.A. Dopolnitel'noe obrazovanie detej kak sredstvo ih tvorcheskogo razvitija: dis. ... kand. ped. nauk. M., 1998.

2. Karpushina L.P., Kostina R.G. Jetnokul'turnyj podhod k obrazovaniju i socializacii studentov inno-vacionnogo pedvuza kak faktor osvoenija sociokul'-turnyh konstant sovremennogo obshhestva [Jelek-tronnyj resurs] // Gumanitarnye social'no-jekonomiche-skie i obshhestvennye nauki. 2013. № 3. URL: http:// www.online-science.ru/userfiles/file/wi26athumtm95ad ykrycuzutt5a76hav.pdf (data obrashhenija: 24.11.2018).

3. Kobozeva I.S. Regional'noe nepreryvnoe mu-zykal'noe obrazovanie kak nacional'no-kul'turnoe jav-lenie: dis. ... d-ra ped. nauk. Saransk, 2006.

4. Koncepcija razvitija dopolnitel'nogo obrazo-vanija detej [Jelektronnyj resurs]. URL: http://dop-obrazovanie.com/obsuzhdaem-proekti/1234-kontsep tsiya-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej (data obrashhenija: 20.11.2018).

5. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: feder. zakon Ros. Federacii: prinjat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federacii 21 dek. 2012 g.: odobr. Sovetom Federacii Feder. Sobr. Ros. Federacii 26 dek. 2012 g. [Jelektronnyj resurs]. URL: minobrnauki.rf/dokumenty/2974/fajl/ 1543/12.12.29-FZ_Ob_obrazovanii_v_Rossij skoj_Fede racii.pdf (data obrashhenija: 28.11.2018).

6. Professional'nyj standart «Pedagog (pedagogi-cheskaja dejatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshhego, osnovnogo obshhego, srednego obshhego obrazovanija) (vospitatel', uchitel')» [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (data obrashhenija: 21.11.2018).

7. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 44.03.01 «Pedagogiche-skoe obrazovanie (kvalifikacija (stepen') "bakalavr")» [Jelektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/news/-8/1583 (data obrashhenija: 26.11.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Jakunchev M.A., Karpushina L.P. K probleme jetnokul'turnoj podgotovki studentov vysshih uchebnyh zavedenij (na primere pedvuzov) // Sib. ped. zhurn. 2010. № 7. S. 292-298.

Theoretical foundations of personnel training for the implementation of additional education of children by means of art in the conditions of the region

The article reveals the relevance of personnel training for the implementation of additional education of children by means of art in the conditions of the region. The author defines the theoretical foundations of this process.

Key words: teacher training, additional education, education by means of art in the conditions of the region.

(Статья поступила в редакцию 04.12.2018)

о.а. дмитриева, и.а. королева

(Волгоград)

опыт формирования межкультурной компетенции в процессе обучения русскому языку как иностранному

Описывается опыт формирования межкультурной компетенции в процессе обучения русскому языку как иностранному в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете. Определяется место межкультурной коммуникации в системе формирования коммуникативной компетенции. Рассматриваются виды и формы работы преподавателей русского языка как иностранного.

Ключевые слова: межкультурная компетенция, русский язык как иностранный, региональный компонент, культурный шок.

Активное взаимодействие в процессе обучения русскому языку иностранных студентов базируется на ряде факторов, включающих взаимовлияние культур, этнокультурную картину мира, психологическую особенность личности и др., при этом овладение русским языком неразрывно связано с формированием межкультурной компетенции, которая предполагает не только усвоение определенных культурологических знаний, но и формирование способности и готовности понимать менталь-

О Дмитриева O.A., Королева И.А., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.